Полоцкий церковный собор 1839 кратко

Обновлено: 06.07.2024

В Неделю Торжества Православия 12 февраля (по ст. ст.) 1839 г. в полоцком храме св. Софии состоялось соборное служение высшего униатского духовенства во главе с епископами Иосифом (Семашко), Василием (Лужинским) и Антонием (Зубко). На службе было опущено имя папы римского, а вместо него поминались православные патриархи. Совместная Литургия и благодарственный молебен завершили приготовление воссоединения униатов с Православной Церковью. В Полоцке последними поставили свои подписи под соборным решением члены полоцкого духовного управления и семинарии. Подготовленный Соборный Акт заключал в себе выражение единства с Восточной Церковью и желание быть с ней неотступно. К документу прилагался список имен 1305 священников и монахов (на то время это более чем три четверти униатского духовенства), которые дали письменное согласие на воссоединение. В ответном обращении Святейшего Синода Русской Церкви (30 марта 1839 г.) объявлялось о принятии бывших униатов в евхаристическое общение и совершенное единение с Православием. Так совершилось достопамятное событие церковной истории: уния, раздиравшая духовное единство Русской Церкви, была упразднена согласным решением самих униатских священников. До конца 1839 г. сбор подписей продолжался, так что отказались принять Соборный Акт всего несколько десятков из них.

И сегодня особенно важно говорить о значении Полоцкого Собора в истории Православия на белорусской земле. Восточное исповедание, которое приняла Белая Русь во время св. Владимира, настолько сроднилось с самим духом народным, что его не могла вытравить никакая католическая миссия. За переход в католичество польские правители давали привилегии и должности, монахи-иезуиты готовы были давать бесплатное образование, но они смогли увлечь таким образом только знать. Горожане, мелкая шляхта, простой народ оставались верны Православию. Тогда было испробовано другое средство к обращению в католичество — уния. Православным было предложено сохранить привычные обряды и язык богослужения, но вероисповедание их должно было стать католическим. Самое печальное то, что именно высшее духовенство — епископы — большей своей частью согласились на церковную унию с Римом в 1595 г. Они действовали самовластно, скрывая свои приготовления. Польское правительство обмануло их, обещая сенаторские должности, польское латинское духовенство с презрением смотрело на них, а паства отвернулась от своих неверных пастырей. До сих пор там, где появляется уния, это мнимое согласие и союз, начинаются споры, стычки, обвинения. То же случилось на белорусской земле. Более двух веков уния разъединяла людей, говорящих на одном языке и имеющих общее этническое происхождение. И достойно замечания то, что именно духовенство, ответственное за духовную жизнь своих прихожан, почти единогласно согласилось вернуться в Православие. Впрочем, речь шла не о присоединении некоего стоящего особняком церковного общества. Речь шла о том, чтобы открыто назвать свое исповедание, хранимое под коркой латинства, его настоящим именем. Униатам нужно было, как говорилось в Соборном Акте, не столько восстановить, сколько выразить свое единство с Восточной Церковью и, прежде всего, с Церковью Русской. Дело воссоединения велось не формальным образом с помощью указов и распоряжений российского правительства, в действительности готового и далее терпеть унию, лишь бы не было возмущения в крае. К успешному завершению его вели самые образованные и авторитетные униатские пастыри во главе с еп. Иосифом (Семашко). Их подлинное отеческое отношение, учреждение для униатских клириков семинарий и духовных училищ, восстановление в унии православного богослужения с 1834 г. стали прологом Полоцкого Собора. Кротость, умеренность, постепенность, по собственному признанию Преосвященного Иосифа (Семашко), были его постоянными принципами.

1.jpg

События, определяющие судьбы и историческое развитие народов, как правило, часто вспоминаются участниками и их потомками, находятся под пристальным вниманием историков и кропотливо изучаются. Но бывает и так, что они теряются среди многих иных не менее важных и только немногие о них помнят и свидетельствуют об этом.

Одно из подобных событий, вспоминаемое ныне обычно лишь специалистами историками, случилось в позапрошлом столетии на полоцкой земле. Полоцк в истории Беларуси не раз становился местом, где решались судьбы народа и государства, поэтому неудивительно, что именно здесь, где и раньше неоднократно определялся вектор духовного развития нации, 180 лет назад случилось нечто по своему значению эпохальное. В феврале 1839 года на соборе духовенства Белорусской и Литовской униатских епархий было принято решение о воссоединении с Православной Церковью. Три епископа: Иосиф (Семашко), Василий (Лужинский) и Антоний (Зубко), а также важнейшие представители униатской иерархии подписались под соборным актом, к которому прилагалось письменное согласие 1305 представителей униатских священнослужителей на возвращение в Православие. Уния, заключенная некогда в 1596 году на Брестском соборе под давлением государственной власти Речи Посполитой и на протяжении нескольких столетий насильно распространяемая и навязываемая на ее землях православным, прекратила свое существование в пределах Беларуси.

Что же побудило униатскую иерархию к тому чтобы разорвать свои отношения с Римом, прекратить поминовение на богослужении Римского папы и вновь осознать себя православными? Польские и католические историки однозначно отвечают на данный вопрос – действия правительства Российской империи и личное участие Николая I. Предвзятость подобного мнения вполне объяснима и понятна: с возвращением более чем полутора миллионов униатов к православной вере предков прекратился процесс ополячивания населения Беларуси и все попытки в дальнейшем его возобновить были обречены на неудачу. Польскоязычная шляхта исповедовала в своем подавляющем большинстве католичество латинского обряда и с презрением относилась к унии, ставшей уделом крепостного крестьянства, и к униатскому духовенству, материально от расположения помещиков зависимому. Необходимо отметить также и то, что униатское монашество, представители базилианского ордена, по своему статусу и весьма обеспеченному образу жизни сильно отличались от простых приходских священников. Базилиане состояли в очень значительной части из перешедших в унию католиков латинского обряда, прежде всего иезуитов, и считали себя вправе унию в сторону все большей латинизации направлять и ею управлять.

Значительная часть униатского духовенства, видя пренебрежительное отношение к себе со стороны католического клира и польскоязычной шляхты, весьма болезненно воспринимала все эти процессы. Выразителем их мнения и стал епископ Литовский Иосиф (Семашко). Он пришел к выводу, что единственным верным решением в сложившихся условиях будет возвращение в православие. В своей правоте епископ Литовский сумел убедить большинство униатского духовенства, но только после польского восстания 1830 года российская государственная власть стала всерьез прислушиваться к исходившим от него инициативам по возвращению униатов в православие. Епископ, впоследствии митрополит, Иосиф руководствовался прежде всего религиозными побуждениями в своих действиях. Но благодаря произошедшему объединению униатов с православными прекратился процесс полонизации крестьянства на землях Беларуси и началось становление белорусского национального самосознания. Тем самым вольно или невольно деятели Полоцкого собора 1839 года заложили основу для дальнейшего развития белорусского народа и белорусской государственности, обеспечив себе благодарную память многих поколений православных верующих.

Архимандрит Никодим (Генералов), клирик Полоцкого Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря

Полоцкий церковный собор 1839 г. - собрание иерархов униатской церкви Беларуси и Украины Полоцке 12 (24).II.1839, которое приняло решение о ее присоединении к русской православной церкви.

В этой обстановке 12 (24).II в Полоцке состоялся собор. На нем присутствовали 3 епископа: Иосиф (Семашко), Антоний (Зубко), Василий (Лужинский) и 21 человек других высших духовных лиц. Собор принял Акт из двух пунктов: В первом провозглашалось единство с православной церковью, во втором участники собора просили императора Николая I содействовать скорейшему присоединению униатов к православию. К Соборному акту были приложены обязательства 1305 священников и монахов, после принятия акта их количество выросло до 1607. После подписания Соборного акта епископ Иосиф совершил торжественную обедню в полоцком Софийском соборе. Во время литургии он поминал вместо папы римского всех православных патриархов. После литургии все епископы отслужили благодарственный молебен.

Затем епископ Иосиф забрал Соборный акт и поехал в Петербург, а епископы Василий и Антоний - в Витебск, куда 12.III прибыл казачий полк. Казаков разместили в Сенненском, Лепельском, Полоцком, Дриссенском и Себежском уездах Витебской и в ряде уездов Минской губернии.

Ватикан пытался дипломатическим путем предотвратить уничтожение униатской церкви, но безрезультатно. 22.XI.1839 папа Григорий XVI издал аллокуцию с обвинением униатского епископата в отступничестве. Царское правительство он не осуждал, чтобы не дразнить императора и не навлечь беды на римско-католическую церковь в Российской империи, над которой уже и так висела угроза.

1. Канфесіі на Беларусі (канец ХVІІІ - ХХ ст.) / В.В.Грыгор'ева, У.М.Завальнюк, У.І.Навіцкі, А.М.Філатава; Навук. рэд. У.І.Навіцкі. - Мн., 1998.

2. Кірэеў В. Полацкі царкоўны сабор 1839 // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. - Т.5. - Мн., 1999. - С. 540-541.

3. Стрельбицкий И. Униатские церковные соборы с конца ХVI века до вос­соединения униатов с православною церковью. - Вильна, 1888.

Полоцкий собор 1839 года – собор Греко-Католической Церкви Российской империи, состоявшийся 18 февраля 1839 года в Полоцке. На нём были отменены постановления Брестского собора 1596 года (Брестская уния). К Православной Российской церкви присоединилось свыше 1600 приходов с более чем 1 млн 600 тысяч верующих. Основным инициатором воссоединения стал грекокатолический епископ Иосиф (Семашко).

Ссылки

  • Восточнокатолические церкви
  • История Белоруссии
  • История Украины
  • 1839 год

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Полоцкий собор" в других словарях:

Полоцкий Симеон Емельянович (Ситнианович-Петровский) — Полоцкий (Симеон Емельянович Ситнианович Петровский) знаменитый церковный деятель и писатель. Мирское имя его не известно; Симеоном он наречен был в монашестве, а название Полоцкий присвоено ему впоследствии в Москве по месту его первоначальной… … Биографический словарь

Полоцкий, Симеон — Симеон Полоцкий (в миру Самуил Гаврилович Ситнянович Петровский; Полоцкий топонимическое прозвище, данное в Москве по месту прежней службы; 1629 25 августа 1680) монах, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик; один из… … Википедия

Полоцкий Симеон — Симеон Полоцкий (в миру Самуил Гаврилович Ситнянович Петровский; Полоцкий топонимическое прозвище, данное в Москве по месту прежней службы; 1629 25 августа 1680) монах, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик; один из… … Википедия

Полоцкий, Симеон Емельянович — (Ситнианович Петровский) знаменитый церковный деятель и писатель. Мирское имя его неизвестно: Симеоном он наречен был в монашестве, а название П. присвоено ему впоследствии в Москве, по месту его первоначальной службы. Род. в 1629 г. в Белоруссии … Большая биографическая энциклопедия

Полоцкий Симеон Емельянович — (Ситнианович Петровский) знаменитый церковный деятель и писатель. Мирское имя его неизвестно: Симеоном он наречен был в монашестве, а название П. присвоено ему впоследствии в Москве, по месту его первоначальной службы. Род. в 1629 г. в Белоруссии … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ СОБОР 1666-1667 гг. — самый представительный по числу участников за всю предшествующую историю РПЦ; проходил в 2 этапа: заседания, на к рых присутствовало только рус. духовенство (29 апр. сент. 1666), и Собор с участием как рус., так и греч. духовных лиц (28 нояб.… … Православная энциклопедия

Всеслав Полоцкий — Всеслав Брячиславич Юбилейная монета Белоруссии с изображением Всеслава Брячиславича … Википедия

Всеслав Брячиславич Полоцкий — Всеслав Брячиславич Юбилейная монета Белоруссии с изображением Всеслава Брячиславича … Википедия

Симеон Полоцкий — Не следует путать с епископом Полоцким Симеоном. Симеон Полоцкий … Википедия

Рогволод Всеславич (князь полоцкий) — Борис Всеславич Памятник князю Борису Всеславичу, Борисов … Википедия

Читайте также: