Полочные фильмы это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Картины, которые не прошли цензуру, а спустя годы получили признание критиков и зрителей.

Всего сю­жета на десять минут, но когда размазывается это дело на полтора часа, то динамика комедийная, сам комедийный метод превращается в свою собственную противоположность, в нудную вещь. Эти попытки смешить публику всякого рода попаданием в воду, плесканием в лицо из бокалов и т.д., все эти незатейливые приёмы очень тривиальны, они не могут под­нять, привить энтузиазм не могут.

Затем общий фон комедии — там любит один и другой, потом перемена ролями — один любит другую, затем двое влюблены в сестёр, затем меняются ролями, — тема довольно знакомая и известная, и порядочно избитая. Причем, даются все эти романы на фоне безделья, фон такого сладкого ничегонеделания, на базе лагерной жиз­ни и вокации, музы, из которых всё происходит. Красные командиры изоб­ражены на подобие душек военных, которые занимаются ухаживанием, за­тем всякого рода услуги делают, — безделье кругом.

Разве это соответствует советской жизни? О чем это свидетельствует? Это свидетельствует о некотором опасном отрыве от действительности.

А в то же время возьмите решения XVIII Всесоюзной партийной конфе­ренции и недостатки, вскрытые там. Разве там не наберёшь материала и тем для хорошей советской комедии, хотя бы по вопросам чистоты, учёта и т.д.? Разве здесь нельзя создать действенную, бьющую в цель комедию? Нет, берут такие пошлящие материалы и создают полуторачасовые коме­дии, а потом ждут успеха. Поэтому с советской комедией явно не везёт.

секретарь ЦК ВКП

Зрителям фильм понравился (его посмотрело более 19 миллионов человек), а вот советская пресса продолжала разносить водевиль за легкомыслие. Но мнение публики, изголодавшейся по мирному времени и обычным радостям, было важнее, и комедия осталась в прокате.

Молодой антрополог обнаруживает в Центральной Азии затерянное племя тапи. Новый знакомый учёного, представитель некоего вида снежного человека, вместе с ним возвращается в Москву. Дикарю предстоит встретиться с советской действительностью, а советскому же зрителю — посмотреть на свою жизнь со стороны.

После долгого кастинга свои первые главные роли получили Сергей Юрский и Анатолий Папанов. Яркий дуэт дополнил Юрий Яковлев. Рязанов планировал снять обличительную комедию про недостатки советской действительности, но не учёл настроения в обществе: правительство со всех сторон официально рапортовало, что граждане созрели вступить в эру коммунизма.

Страна готовилась к запуску человека в космос, заявляла об искоренении преступности и строила планы на светлое будущее. А в это время Рязанов с экрана показывал негодяев и дураков, абсурдные поступки и подлость некоторых советских граждан. Всё это уже настораживало киночиновников.

Как только начались показы, на фильм выразил на очередном съезде ЦК КПСС.

советский государственный деятель

Приехавший из города в деревню молодой парень делает предложение местной девушке. Вопреки всеобщему мнению о выгодной партии, жительница села ему отказывает: она любит непутёвого деревенского и ждёт от него ребёнка. Вот только будущий отец девушку не любит и жениться на ней не собирается.

Исключением стали исполнительница главной роли Ия Саввина (у неё, кстати, тоже было не актёрское, а журналистское образование) и Любовь Соколова. Кастинг уже стал вызовом для советского кинематографа: тогда было принято приглашать в фильм целый ансамбль известных актёров с обязательным звёздным дуэтом главных героев. Но Кончаловский такой подход отвергал,

Многие сцены советское начальство требовало вырезать. Например, всю роль деда Тихомира. Я, разговаривая с Кончаловским по телефону, сказала: вырежь меня до кадра, всю абсолютно. Но не трогай деда! Потому что это — счастье.

Сильная и жёсткая женщина-комиссар в разгар Гражданской войны обнаруживает, что беременна. Неожиданно она находит приют в доме еврея, который, рискуя всем, прячет её от Белых. На новом месте среди членов большой чужой семьи бойцу Красной армии предстоит сделать сложный выбор между материнством и долгом стране.

На главные роли режиссёр пригласил хорошо знакомых и любимых зрителями Нонну Мордюкову, Ролана Быкова и Василия Шукшина. Но неожиданно фильм получился абсолютно новаторским: автор вскрыл сразу несколько болезненных тем и показал новый взгляд на события Гражданской войны.

Режиссёр не стал открыто вставать на сторону Красных, как это было принято делать в кино. В трактовке Аскольдова Гражданская война была ужасом для обеих сторон, которым она принесла только боль и смерть.

Кроме того, впервые на экране показали женщину-комиссара, которая мучительно выбирает между личным счастьем — остаться с сыном, и общественным долгом — вернуться в армию, бросив ребёнка. Обычно перед героями советских фильмов такой выбор даже не мог

И, наконец, Аскольдов поднял в фильме совсем непопулярный еврейский вопрос. Еврей, подвергающий опасности семью и детей ради спасения комиссара Красной армии, не был типичным героем советских картин. Против автора сыграло и время выхода ленты: Советский Союз в шедшей тогда Шестидневной арабо-израильской войне поддержал арабскую сторону.

В конце 1960-х годов Кира Муратова снимала мелодраму о взаимоотношениях отцов и детей. На главную роль режиссёр пригласила ленинградскую театральную актрису Зинаиду Шарко. Удивительным образом сюжет картины перекликался с её судьбой: актриса тоже была вынуждена надолго улетать в Одессу на съёмки, поэтому оставляла своего сына с отцом.

Когда в перерывах между съёмками приезжала домой и у нас возникали скандалы, сын был убежден, что я на нём репетирую, хотя это было чудовищное совпадение.

Никто толком не мог понять, чем мелодрама не угодила начальству, но фильм решили не допускать до премьеры. Даже сама Кира Муратова разводила руками, когда ей в интервью задавали вопросы о причинах.

Обычная история разозлила киночиновников, и они начали

Много позже критики обсуждали, чем не угодила мелодрама Муратовой советскому начальству, и писали: режиссёр ведь никогда не скрывала, что не собирается снимать фильмы об общественном, — только о личном. Её интересовали не политика и линия партии, а люди с их историями.

Советские чиновники не могли спокойно отнестись к такому инакомыслию и подключили журналистов с критиками. Подтверждение этой точки зрения можно

Это мог бы быть интересный фильм о человеке, который, входя в жизнь, осознает свою ответственность, а Муратова повела разговор о некоммуникабельности, отчужденности, о безликости и бездуховности среды, и т.д., и т.п. В картине слабо ощущаются приметы нашей жизни. Отдавая дань моде, молодой режиссер некритически воспринимает эстетические принципы некоторых зарубежных мастеров, оставляя в стороне социальные причины, определяющие их творчество…

Тема Великой Отечественной войны всегда преподносилась в СССР только с одной точки зрения. Тот, кто попадал в плен к немцам и работал на них, был априори предателем — независимо от того, что он дальше делал для страны. Герман отошёл от сложившегося видения и попытался нарушить штампы зрительского мышления, показав по-другому тех, кто побывал в плену.

В первую очередь режиссёр поднял вопрос о прощении и втором шансе. Он смело предположил, что на фоне явных подлецов и предателей мог быть и тот, кто просто оказался слаб и под страхом смерти остался жить в плену. Автор интересовался у публики: если такой человек одумается и раскается, заслужит ли он второго шанса?

Алексей Герман, будучи еще совсем молодым режиссером, снял выдающийся фильм о войне. Лишенный артиллерийского эпического размаха, фильм снайперски бьет в цель (зрительское сердце) точечными выстрелами. […] Фильм слишком жизненный, слишком неудобный, слишком неприятный. Он превосходно снят, гармоничен, как гармоничен мир, окружающий нас, и в то же время так же неоднозначен, как неоднозначна человеческая жизнь, протекающая в этом гармоничном мире. Фильм лег на полку, потому что ломал устоявшиеся законы, в том числе законы нравственные, и это было неудобно для общества, уже привыкшего к этим законам.

Один из первых советских телемюзиклов снят по мотивам повести британского писателя Джона Бойнтона Пристли, но от оригинала в нём мало что осталось. Сценарист Нина Фомина

Я легла спать в полной уверенности, что никто не заставит меня экранизировать эту скучную вещь, а утром в голову пришла крамольная мысль: не буду я ничего переписывать, а сама под именем Пристли сочиню новую сказку. Перенесу действие в первый год XXI века. С классика Пристли взятки гладки, а оригинал пьесы в худсовете все равно не читали.

Всё прошло, как и задумала Фомина, сценарий одобрили, и Квинихидзе стал готовиться к съёмкам. К удивлению многих, на главные роли режиссёр пригласил артистов балета. Танцы должны были помочь показать путешествие во времени и пространстве, поэтому драматические актёры явно подходили на роли меньше, чем их коллеги из балета.

Мне говорили, что моя музыка — это зады капитализма, что всех исполнителей надо заменить, а саму картину лучше запретить.

Советский человек не должен видеть себя в зеркале. Искусство должно обольщать. […] Совершенно безысходную задачку подкидывает Вампилов для восприятия зрителя. А Вампилову от души вторит Мельников: вот есть живой человек. У человека есть доходная государственная служба, где можно от души халтурить. Ему дали квартиру. У него симпатичная жена. У него масса друзей. У него молодая любовница. У него — утиная охота, наконец, любимое дело всей его жизни! А ему от всего тошно.


Короткометражная лента, снятая по пьесе Михаила Зощенко режиссёром Павлом Коломойцевым, цензуру не прошла, хотя с успехом шла на театральных сценах. Основанием для отправки фильма на полку послужили переживания главного героя-расхитителя, на которых построен был сюжет. Все попытки создателей спасти фильм успехом не увенчались. Лишь в 1989 году зрители смогли познакомиться с короткометражной лентой, которая не утратила своей актуальности и через полвека.



Фильм Андрея Кончаловского, снятый по сценарию Юрия Клепикова, зрители в прокате смогли увидеть лишь через 20 лет после премьерного показа. Стоит заметить, что картина была отправлена на полку фактически из-за своей пронзительной правдивости. Воспоминания колхозников о своей жизни, откровенная нищета и отсутствие перспектив, — всё это не соответствовало пропагандируемому повсеместному счастью советских граждан.

Сердца четырех (1941)

Сердца четырех (1941)

Иван Грозный (1946)

Иван Грозный (1946)

Звезда (1949)

Звезда (1949)

Скверный анекдот (1966)

Скверный анекдот (1966)

Комиссар (1967)

Комиссар (1967)

История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж (1967)

История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж (1967)

Начало неведомого века (1967)

Начало неведомого века (1967)

Урок литературы (1968)

Урок литературы (1968)

Интервенция (1968)

Интервенция (1968)

Проверка на дорогах (1971)

Проверка на дорогах (1971)

Кино, как известно, без зрителя существовать не может, и нет для режиссера ничего болезненнее, чем лишить его детище возможности взаимодействовать с публикой. Увы, в нашей стране много лет был распространен такой вид цензуры, как отправка готовых картин “на полку”, лишая проката. О лентах, дольше всего ждавших своего часа, и не только по причине недовольства Партии, рассказываем в этой подборке.

10. Иван Грозный (1945)

10. Иван Грозный (1945)

13 лет на полке

История эпопеи Сергея Эйзенштейна Иван Грозный” – пример того, насколько быстро авторитарный режим делает тот самый шаг от любви к ненависти, о котором мы знаем из поговорки. Первая серия картины настолько понравилась вождям СССР, что режиссеру немедленно была вручена Сталинская премия – высшая форма поощрения советских граждан в области науки и искусства. От второй же “Отец народов” пришел в бешенство, увидев аллюзию на собственное правление – ленту отправили на полку и выпустили в прокат только в 1958 году.

9. Проверка на дорогах (1970)

9. Проверка на дорогах (1970)

15 лет на полке

Алексей Герман всегда был неудобным для руководства режиссером, поэтому каждую свою картину ему приходилось защищать до последнего. Военная драма “Проверка на дорогах” о коллаборационисте, примкнувшем к партизанам, чтобы искупить свое предательство, не вызвала у руководства Госкино радости, и фильм был отправлен в запасники, как порочащий память о защитниках родины. Ленту реабилитировали лишь в 1985-м и сразу отправили на несколько фестивалей, в итоге за эту работу Герман получил Государственную премию СССР.

8. Мастер и Маргарита (1993)

8. Мастер и Маргарита (1993)

18 лет на полке

Экранизация бессмертного романа Булгакова “Мастер и Маргарита” режиссером Юрием Карой пала жертвой не цензуры и не злых намерений кинематографического руководства или государственной власти – авторы фильма 1993 года напоролись на претензии обладателей авторских прав на произведение. Камнем преткновения стал хронометраж ленты – из 200-минутной режиссерской версии пытались сделать что-то пригодное для кинопроката, но из этого ничего не вышло. Фильм пролежал без движения 17 лет и вышел на экраны только в 2011-м.

7. Интервенция (1968)

7. Интервенция (1968)

19 лет на полке

Запрет к показу безобиднейшей “Интервенции” режиссера Геннадия Полоки сегодня может вызвать только недоумение – отличное кино, яркое, энергичное, с хорошими актерами и запоминающимися музыкальными номерами. Но, видимо, это и смутило руководство советской киноиндустрии, стилизованная под театральные представления начала ХХ века постановка показалась старикам из худсовета Ленфильма кощунственной. Недоволен адаптацией остался и автор одноименной пьесы – этого оказалось достаточно, чтобы фильм на 19 лет лишился зрителя.

6. История Аси Клячиной, которая любила, на не вышла замуж (1967)

20 лет на полке

Сразу несколько картин из нашей подборки оказались запрещены к показу или изъяты из проката в 1967 году – тогда в год 50-летия Октябрьской революции цензура лютовала особенно сильно, а требования к кинопроизведениям стали очень строги. Под этот молох попала третья режиссерская работа молодого Андрея Кончаловского – его “История Аси Клячиной” показалась руководителям киноиндустрии надругательством над советским селом и художественной пустышкой. А ведь автор всего лишь хотел показать монотонность и нищету жизни в глубинке.

5. Комиссар (1967)

5. Комиссар (1967)

20 лет на полке

Снова 1967-й и снова признанное антисоветским кино. О “Комиссаре” существует красивая легенда – единственную копию запрещенного фильма, якобы, спас знаменитый Сергей Герасимов, до самой смерти хранивший пленку в своем сейфе. Так это или нет, пусть разбираются другие – мы же отметим, что, по мнению современников, ленту запретили за нестандартный взгляд на воинов Красной Армии, за поднятую тему евреев и излишнюю натуралистичность некоторых эпизодов. Фильм увидел большой экран только в 1987-м и моментально собрал коллекцию наград.

4. Урок литературы (1968)

4. Урок литературы (1968)

21 год на полке

Совершенно нейтральная трагикомедия “Урок литературы” режиссера Алексея Коренева с молодыми Стебловым, Куравлёвым и Леоновым никак не заслуживала запрета, но требования худсоветов порой оказывались подлинно абсурдными. Так, этой ленте досталось за её первоначальное название – “День без вранья”, а ведь именно так назывался рассказ, на основе которого был написан сценарий. Бонзы из Госкино посчитали, что это выставляет советских учителей лжецами, и фильм отправился в запасники на долгие 21 год.

3. Тридцать три (1965)

3. Тридцать три (1965)

25 лет на полке

С картиной Георгия Данелии “Тридцать три” произошла странная вещь. Эта смешная и легкая комедия никого ничем задеть не могла, а очарование Евгения Леонова в главной роли обезоруживало любых критиков, но и здесь “радетели” нашли поклеп – в эпизоде с проездом героя в составе кортежа по Москве усмотрели пародию на парады советских космонавтов и поездки генсеков. Фильм был запрещен к широкому прокату на 25 лет, но несколько копий получили полулегальный ход по деревенским клубам, санаториям и воинским частям.

2. Человек ниоткуда (1961)

2. Человек ниоткуда (1961)

27 лет на полке

Сатирическая комедия “Человек ниоткуда” молодого на тот момент режиссера Эльдара Рязанова – лента, безусловно, знаковая для всех поклонников советского кино. Здесь впервые заявили о себе Сергей Юрский и Анатолий Папанов, для Юрия Яковлева это стала вторая актерская работа в карьере. Но культработникам картина не понравилась, дошло до того, что обсуждение фильма прошло на самом высоком уровне – в рамках XXII Съезда КПСС, где запрет на него возложил сам Суслов. Фильм был изъят из проката и отправлен в дальний ящик до реабилитации в 1988 году.

1. Первороссияне (1967)

1. Первороссияне (1967)

42 года на полке

Как и многие уже упомянутые ленты, “Первороссияне” были сняты к юбилею установления Советской власти и по тематике празднику соответствовали – состоящая из восьми частей картина рассказывает о рабочих Петрограда, отправившихся в 1918 году устанавливать власть Советов в отдаленные деревни России. Никакого кощунства в фильме не было, но лента получилась столь поэтической, столь вычурно странной и нестандартно снятой, что её отодвинули от проката просто из опасений “как бы чего не вышло”. Так на пыльной полке пленка и пролежала до 2009 года.

Читайте также: