Полномочия сейма и его структура кратко и понятно самое важное

Обновлено: 04.07.2024

Так как на сейме подымались и общие вопросы и частные вопросы, касающиеся того или другого повета или воеводства, то шляхетские совещания происходили или сообща или по отдельным поветам, также как и выступления перед великим князем и радой с предложениями тех или других мер. Легко догадаться, что на таких съездах весьма трудно было установить строгий порядок совещания, но, вероятно, подобно тому как в Польше, на сеймах выдвигались свои лидеры и ораторы, к голосу которых прислушивалась остальная шляхта (до нас не дошли дневники первых сеймов до 1569 г.).

Что касается компетенции сеймов, то она развивалась постепенно. В 15 в. задачи ее не сложны, но они выражаются в избрании великих князей, в обсуждении вопросов, касающихся войны и податей и некоторых других. В первой половине 16 в. законодательная деятельность сейма постепенно принимает весьма широкий масштаб. По-прежнему сейм принимает участие в избрании и утверждении великих князей. Сейм определяет размеры военной службы, определяет повинности — замковые (по постройке и ремонту замков, крепостей), дорожные, подводные и пр., размеры прямой подати и устанавливает контроль над способами ее собирания, в области косвенных налогов сейм устанавливает таможенные пошлины и определяет способы государственной монополии. Станы сейма заключают займы, обсуждают военные союзы и вопросы об унии с соседними государствами. Законодательная деятельность сейма проявляется в самых различных видах. Он рассматривает и утверждает военное законодательство, рассматривает свод законов (статут), вообще издает целый ряд законодательных постановлений.

Но в структуре первичного сейма было много отрицательных сторон. Мы отмечали в нем неопределенность состава, которая, конечно, не давала возможности вести правильных прений и заседаний, первенствующее значение крупной аристократии, которое она занимала и по установившейся традиции (специально личное приглашение), и потому, что могла поддерживать свое мнение вооруженной силой. Такой сейм, состоявший в теории из всего военно-служилого люда, не мог собираться в военное время. Неопределенность компетенции сейма и обременение его тем, что великий князь во время сеймовых же собраний принимал иностранных послов и отправлял правосудие в качестве высшей судебной инстанции, затягивало время сеймовых собраний. Как раз во время Ливонской войны, когда государство, особенно область финансов, требовали особенно усиленной законодательной деятельности, стали с особой яркостью вырисовываться все указанные недостатки конструкций сейма, ибо надо было воевать и законодательствовать и даже вести сложные переговоры об унии. С совершенной ясностью в это время вырисовывалась необходимость более эластичной конструкции парламента и устранения из его структуры вопросов суда.

Лимитация, т. е. огульное отложение рассмотрения судебных дел, в это время сделались хроническим явлением, от чего страдало правосудие. Наконец, к этому времени созрела идея демократического шляхетского класса, т. е. [стремление] в его среде к полному уравнению низших слоев шляхты с высшими ее ветвями. Поэтому политическое неравенство шляхты и привилегии высших разрядов ее представлялись весьма отрицательными явлениями с точки зрения рядовой шляхты. Наконец, к этому времени уже исторически назрели идеи шляхетского самоуправления в области суда и в области военного дела. Так созрел целый ряд вопросов, которые подводили к вопросу о парламентской реформе в связи с реформой сословной, судебной и местного самоуправления. Рядовая шляхта стремилась закрепить свое политическое влияние.

Функции государства

Функции государства Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Понятие функции государства не следует отождествлять с такими понятиями, как:– цели и задачи государства, которые определяют его

Другие функции

Другие функции В церквях происходили кражи, поэтому монахи были вынуждены нанимать постоянных сторожей, которые, ночуя и питаясь в монастыре, охраняли его. Часто эта задача вменялась в обязанности помощнику ризничего.Должность привратника (portarius) иногда пожизненно

Функции

Функции "Лебенсборна"

Функции "Лебенсборна" Поддержка матерей-одиночек в "Лебенсборне" оправдывала атаки Гитлера и Гиммлера, предпринимаемые на христианско-бур-жуазную мораль. Третирование не состоящей в браке матери и, в частности, рожденного вне брака ребенка исходило из церковных кругов,

Три функции

Три функции Клирики Западной Европы, размышляя над организацией христианского общества, соответствующей божественной воле, делили его на сословия, или функции. В каролингскую эпоху выделяли три категории: монахов, клириков и мирян. Однако с конца IX в. Эймон Осерский (или

1. Структура и функции

1. Структура и функции Летом 1990 года мне пришлось работать в одной американской газете. Каждое утро я считывала со своего компьютера информацию, приходящую по каналам информационных агентств из Москвы. Это было время, когда генерал КГБ Олег Калугин давал свои

Возрождение сейма

Возрождение сейма Несмотря на то, что многие реформы Александ- ра II диктовались необходимостью как-то уравновесить поражение России в Крымской войне, общие последствия этих реформ были весьма существенными. Важнейшей реформой явилась, без сомнения, модернизация армии,

ФУНКЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФУНКЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Будучи классом высокопоставленных, образованных, не воинственных, уважаемых и даже святых людей внутри варварского общества, друиды только и могли рассматриваться как члены жречества, наряду с бардами, предсказателями и гадальщиками. Легко

§ 12. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВЕЛИКОГО ВАЛЬНОГО СЕЙМА

§ 12. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВЕЛИКОГО ВАЛЬНОГО СЕЙМА В собственной Литве не было условий для развития вечевой жизни в собственном смысле, ибо она состояла из разнородного по национальности и религии населения и занимала собою обширное пространство. Но великий князь издавна

§ 9. РЕФОРМА ВЕЛИКОГО ВАЛЬНОГО СЕЙМА

§ 9. РЕФОРМА ВЕЛИКОГО ВАЛЬНОГО СЕЙМА Завершением земской реформы является реформа великого вального сейма. Поветовое устройство шляхты являлось, так сказать, фундаментом к этой реформе. На Городенский сейм 1566–1567 гг. съехались впервые послы из поветов, избранные на

XXXI. Литовско-польские отношения при Казимире и его сыновьях; утверждение великого вального сейма

XXXI. Литовско-польские отношения при Казимире и его сыновьях; утверждение великого вального сейма Спор о Волыни и Подолье и о форме унии между Польшею и Литвою при Казимире; фактическая личная уния. Разрыв этой унии с избранием на великое княжение Александра.

XLIV. Учреждение поветовых сеймиков, новых воеводств и каштеляний по польскому образцу и расширение прав великого вального сейма

XLIV. Учреждение поветовых сеймиков, новых воеводств и каштеляний по польскому образцу и расширение прав великого вального сейма Потребность в сеймиках по польскому образцу и их установление. Состав, порядок созыва и компетенция поветовых сеймиков. Состав великого

XLV. Польско-литовские отношения при Сигизмунде Августе до Люблинского сейма

XLV. Польско-литовские отношения при Сигизмунде Августе до Люблинского сейма Стремления польской шляхты к осуществлению унии Великого княжества с Короною Польскою и причины, их порождавшие. Противодействие литовской аристократии. Предварительные переговоры на сеймах

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛЬСКОГО СЕЙМА К 65-й ГОДОВЩИНЕ КАТЫНСКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Общий государственный сейм составляется из государя и двух палат. Первую, под именем высшей палаты, образует сенатский департамент, присутствующий в одной из двух столиц, с присовокуплением к нему единственно на время сейма и по назначению государя из других департаментов известного числа сенаторов, образовательным учреждениям определеннаго. Вторая, под названием палаты земских послов, составляется по назначению государя, из половиннаго числа послов и депутатов, в каждой наместнической области посольскою палатою из среды своей избранных.

Проекты законов, составленные в Государственном Совете, взносятся на общий государственный сейм по повелению государя членами означенного совета.

Члены Государственного Совета во время разсуждений о проектах законов имеют право приветствовать и говорить в обеих палатах, но те из них, которые не суть сенаторами, земскими послами или депутатами, числа голосов не составляют.

Общий отчет о состоянии государства, составленный в Государственном совете, выслушивается в совокупленных палатах.

Каждая палата поручает своим комиссиям разсмотреть сей отчет, который дозволяется и напечатать. Донесения комиссий относительно содержания отчетов не иначе должны быть представляемы в палаты, как по единогласию и за общим подписанием всех членов, составляющих комиссии. Каждая палата, по выслушании и уважении сих замечаний, излагает мнение свое касательно поданнаго отчета и подносить оное государю.

Общий государственный сейм составляется из государя и двух палат. Первую, под именем высшей палаты, образует сенатский департамент, присутствующий в одной из двух столиц, с присовокуплением к нему единственно на время сейма и по назначению государя из других департаментов известного числа сенаторов, образовательным учреждениям определеннаго. Вторая, под названием палаты земских послов, составляется по назначению государя, из половиннаго числа послов и депутатов, в каждой наместнической области посольскою палатою из среды своей избранных.




Проекты законов, составленные в Государственном Совете, взносятся на общий государственный сейм по повелению государя членами означенного совета.

Члены Государственного Совета во время разсуждений о проектах законов имеют право приветствовать и говорить в обеих палатах, но те из них, которые не суть сенаторами, земскими послами или депутатами, числа голосов не составляют.

Общий отчет о состоянии государства, составленный в Государственном совете, выслушивается в совокупленных палатах.

Каждая палата поручает своим комиссиям разсмотреть сей отчет, который дозволяется и напечатать. Донесения комиссий относительно содержания отчетов не иначе должны быть представляемы в палаты, как по единогласию и за общим подписанием всех членов, составляющих комиссии. Каждая палата, по выслушании и уважении сих замечаний, излагает мнение свое касательно поданнаго отчета и подносить оное государю.

За последнюю тысячу лет государственное устройство Польши перетерпело много изменений. Однако польский сейм большую часть этого периода играл огромную роль в жизни польских государств. Впервые он был проведен в 1180 году в городе под названием Ленчице. В то время король еще обладал довольно серьезными полномочиями, поэтому особого значения этот сейм не имел.
Со временем это изменилось. В XV веке началась эпоха Великих географических открытий. Это обусловило рост западноевропейских городов, которые нуждались в обеспечении их продовольствием. Восточная Европа и стала главным его источникам. Польские шляхтичи, которые обладали большим количеством плодородных земель стали получать большую прибыль, что обусловило рост их влияние на жизнь в стране. Это обстоятельство и определило ход польской истории на несколько веков вперед.
Однако чтобы обеспечить собственную власть, необходимо было ограничить таковую у короля. Добиваясь этой цели, шляхта умело пользовалась сложившимися обстоятельствами. В 1370 году, когда Польша очередной упадок, король стал избираться сеймом. Далее в 1454 году король Казимир IV даровал шляхте Нешавские статуты в обмен на ее поддержку в предстоящей Тринадцатилетней войне с тевтонскими крестоносцами. Статуты существенно ограничивали законодательную, исполнительную и военную власть короля, при этом шляхта получила значительные привилегии. С этого момента начинает появляться шляхетская демократия.
Спустя 50 лет в 1505 была принята Радомская конституция. Она окончательно закрепила власть шляхты. И хотя формально Польша была республика с пожизненно выборным королем, в стране была установлена олигархическая форма правления. Дальше власть шляхты расширялась, и сейм играл все большую роль в стране.
1569 год стал поворотным в истории Польши. 28 июня этого года была принята Люблинская уния. Была образована Речь Посполитая, и польский и литовский сеймы были объединены в один. Также после унии к Польше были присоединены украинские земли, которые ранее принадлежали Литве. Из этих земель было сформировано 6 новых воеводств, представители которых также вошли в состав сейма.
И наконец в 1589 году был принят принцип Единогласия, который в корне изменил законодательную процедуру Речи Посполитой. Депутаты сейма приняли принцип Liberum veto, то есть права любого депутата остановить обсуждение любого вопроса и приостановить сессию вообще. С этого момента закон мог вступить в силу только по единодушному принятию всеми представителями в сейме. Этот принцип стал одной из причин ослабления и последующей гибели Речи Посполитой.

Состав и полномочия

Польский сейм был двухпалатный. В его состав входили:

Сенат (верхняя палата). В него входили 170 представителей поветов Польши, Литвы и Королевской Пруссии. Они избирались на сеймиках, получали от них инструкции, которых они должны были придерживаться, а после окончания сессии предоставляли им отчет о проделанной работе.

Посольская изба (нижняя палата). В его состав входили радные паны, которые не избирались. Здесь оставался наследный принцип. Число депутатов входили как светские, так и духовные сановники.

Созыв сессии происходил раз в 2 года сроком в 6 недель. Такие сеймы назывались ординарными. Также в случае крайней необходимости король имел право создать экстраординарный сейм. Такая сессия длилась всего 2 недели.

Что касается полномочий, то сейм выполнял все самые решения в государстве. В их число входили:

Объявление войны;
Подписание мира;
Принятие или отклонение законодательных актов;
Введение новых налогов.

Структура имеет иерархический принцип построения. Это значит, что более низкие звенья системы подчиняются более высоким (по принципу детской пирамидки).

Местное самоуправление

Власть в РФ подразделяется на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Сегодня мы рассмотрим, что такое местное самоуправление (МСУ), проанализируем его место в структуре власти и выясним, какие функции возлагаются на органы местного самоуправления.

Местное самоуправление — это …

Следовательно, местное самоуправление – это деятельность граждан по управлению определенной территорией и имуществом, на ней расположенном, в интересах жителей этой территории.

Территория, на которой осуществляется МСУ (т.е. административно-территориальная единица), называется муниципальным образованием (муниципалитетом). А имущество, расположенное на этой административно-территориальной единице, называется муниципальным имуществом.

Человечки

В чем заключается суть местного самоуправления:

  1. решение вопросов местного значения;
  2. управление муниципальным имуществом.

При этом главное в МСУ – соблюдение интересов граждан, проживающих на территории муниципалитета.

Воля граждан конкретного муниципального образования выражается через выборные органы МСУ, посредством референдума (это как?) или другими способами (о них – в статье далее). Структуру выборных органов определяет население этого муниципалитета.

А теперь все сказанное выше – на примере. Допустим, живете вы в селе или городе. Территория этого населенного пункта и прилегающие к нему земли называются муниципальным образованием (МО).

Управляет муниципалитетом (что это?) и, соответственно, муниципальной собственностью, специально созданный орган управления – городской или сельский совет. Он и является главным органом местного самоуправления, который выбирается населением соответствующего МО.

Местное самоуправление как субъект структуры власти

Проанализируем схему структуры власти в РФ (на рисунке ниже). Власть в государстве разделяется на 2 ветви – государственную власть и местное самоуправление.

Власть


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

На этой схеме выделены только 2 основных вида муниципального образования. На самом деле принято различать 8 видов МО. Наглядно они изображены на следующем рисунке:

Типы

Прочитать подробно о каждом из указанных МО можно по этой ссылке.

Законодательное обоснование — Федеральный Закон (ФЗ) 131

Самоуправление на местах осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ. В ст. 12 Конституции РФ сказано:

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 130 Конституции закрепляет за МСУ право на решение местных вопросов и управление муниципальной собственностью. Ст. 132 говорит о возможности передачи органам МСУ некоторых государственных полномочий и, соответственно, материальных (в т.ч. финансовых) средств на их исполнение.

Для того, чтобы права и обязанности МСУ были четко регламентированы (это как?), законодателем создан и утвержден Федеральный Закон (ФЗ) № 131 — ФЗ о местном самоуправлении.

Органы

Формы местного самоуправления

Далее выясним формы осуществления местного самоуправления и кратко остановимся на каждой из них.

    Местный референдум. Если кратко, то это голосование всех граждан данного МО, имеющих избирательное право, по поводу какого-либо вопроса, требующего решения. Проводится тайное голосование, решение принимается большинством голосов.

Референдум имеют право инициировать жители данного МО (посредством сбора подписей) или же представительный орган МСУ + глава местной администрации (посредством специального правового акта).

Референдум назначается не позже 30 дней с момента поступления документов в представительный орган МСУ. Решение референдума подлежит обязательному выполнению.

Выборы

Сход правомочен решать какие-либо вопросы, если половина людей на сходе имеет избирательное право. Инициатором схода может выступать глава МО или его жители (не меньше 10 человек).

Решение схода считается принятым, если за него проголосовало больше 50 % человек, присутствующих на сходе. Принятое решение схода обязательно к исполнению.

Поясню на примере: допустим, гр.Иванов, проживающий в вашем подъезде, решил, что пора навести образцовый порядок на лестничных клетках. Он приглашает всех жителей вашего подъезда на собрание, посвященное этому вопросу.

Соседи обсуждают проблему, принимают решение и утверждают меры для наведения порядка, а потом, может быть, даже его наводят. Этот процесс и называется общественным самоуправлением.

Праздник

Краткое резюме

Местное самоуправление – это эффективный способ управления муниципальными образованиями. От того, насколько активно участвуют жители в жизни своего города, села (и т.д.), зависит эффективность развития муниципальных образований и, следовательно – благополучие граждан, в них проживающих.

Читайте наш блог, получайте новую информацию!

Автор статьи: Елена Копейкина

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Органы местного самоуправления имеют какой-то смысл только в условиях децентрализации власти. В противном случае этот правовой институт имеет скорей номинальное значение и символический характер.

Помогите меня Карпову Наталью Викторовну и моего сына выселяют из единственного жилья г.Бийск ул.Иркутская 90

В функции законодательных органов также входит утверждение правительства,утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент ("Сейм") у нас в Латвии 100 депутатов сидят и жмут кнопки за или против!


Ответы

Heatrow 5 (4118) 1 5 13 11 лет

Найди LR Satversme- это конституция Латвии, в ней есть специальный раздел посвященный Саейму!
P.S. Сеймы в Польше и Литве, наш же парламент зовётся Саейм(Saeima)!


Tolstij (22) 7 (35425) 4 5 29 11 лет

Если говоришь о Латвии - то у нас Саэйм, а Сейм - в Литве. Это законотворческий орган, вот основная функция данного органа власти.


Анонимус 7 (40458) 2 9 18 11 лет

Похожие вопросы

Satversmes 79.p.: Tautas nobalsošanai nodotais Satversmes pārgrozījums ir pieņemts, ja tam piekrīt vismaz puse no visiem balsstiesīgiem.

Они сначала собирали 10000 подписей, теперь собирают 150000, а после того, как Сейм соответствующие поправки отклонит, будут собирать 745000 подписей. социалисты рекламируются ;)

Полностью поддерживаю автора вопроса. Попадая туда совесть о которой тут так красиво поют никого не остановит. А в инете можно строить из себя белых и пушистых сколько угодно. Я всеравно вам не поверю.

centa - а кто сказал, что здесь говорится о професии, ты думай шире! Професиональных политиков нет, так как всех професионалов не слышат и не пускают на такие должнасти. Засели там всякие ветеренары на должности министра обароны и седят жопу не здвинув!

Есть выражение "Лучше что-то, чем ничего". Лучше сейм, чем пустое место. Именно об этом, по-моему, забывает большинство жителей Латвии. Вообще, по-моему когда обычный народ лезит в политику начинается хаос. Бред это всё, люди, а ведут себя, как стадо баранов, нет - чтобы подумать, прежде, чем сделать.

Читайте также: