Акт о народном представительстве 1983 г кратко

Обновлено: 04.07.2024

АКТЫ О НАРОДНОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ
Акт о народном представительстве 1832 года (первая парламентская реформа)
Акт о народном представительстве 1867 года (вторая парламентская реформа)
Закон о тайном голосовании 1872 года (в сокращении)
Закон о народном представительстве 1884 г. (в сокращении)
Акт о перераспределении мест 1885 г. (в сокращении)
Акт о народном представительстве, 1918 г. (в сокращении)
Акт о народном представительстве, 1928 г. (в сокращении)
Акт о народном представительстве, 1948 г. (в сокращении)
Акт о народном представительстве, 1969 г. (в сокращении)
Акт о народном представительстве, 1983 г. (в сокращении)
Акт о народном представительстве от 16 июля 1985 г. (в сокращении)
Акт о народном представительстве от 16 июля 1985 г. [Извлечения]
Акт о народном представительстве от 9 марта 2000 г. [Извлечения]
Акт о политических партиях, выборах и референдумах от 30 ноября 2000 г. [Извлечения]
Акт об организации выборов от 11 июля 2006 г. [Извлечение]

ПАРЛАМЕНТСКИЕ АКТЫ ХХ ВЕКА
Акт о парламенте 1911 г. (в сокращении)
Акт о парламенте для определения отношений между полномочиями Палаты лордов и Палаты общин и для ограни-чения срока полномочий парламента
Закон о парламенте (Акт об изменении акта о парламенте 1911 г.), 1949 г. (в сокращении)
Акт о Палате общин (управление делами), 1978 г. (в сокращении)
Акт о министрах короны, 1937 г. (в сокращении)
Акт о министрах короны, 1964 г. (в сокращении)
Акт о министрах короны, 1975 г. (в сокращении)
Акт о пожизненных пэрах, 1958 г. (в сокращении)
Акт о пэрах, 1963 г. (в сокращении)
Акт о Палате лордов 1999 г. (извлечение)
Акт о конституционной реформе 2005 г. (извлечения)
Правила Верховного суда от 2009 г

Акт о местном управлении, 1972 г. (в сокращении)
Акт Великобритании о Северной Ирландии, 2000 г. (в сокращении)
Акт о Европейских сообществах 1972 r. (извлечение)

Акт о британском гражданстве от 30 октября 1981 г. (извлечение)
Акт о правах человека от 9 ноября 1998 г. (Извлечения)

Британский конституционализм представляет собой своеобразное явление правовой действительности. Древние корни парламентаризма, англосаксонская правовая система, монархическая форма правления – все это делает фактическую и юридическую конституцию Великобритании уникальной. Эта страна по сей день не имеет в качестве основного закона единого писаного нормативного правового акта. Британский конституционализм основан на общем праве и высокой правовой культуре. Поэтому в данной стране в отличие от большинства других несколько столетий не возникало необходимости в принятии единого статута.

Особенности конституции Великобритании характеризуются, прежде всего, спецификой ее формы. Британская доктрина конституционализма относит к писаным только акты, исходящие от парламента, т.е. статуты. Судебные же прецеденты, как и конституционные обычаи, английские ученые относят к неписаной части права.

Конституция Великобритании включает практически необозримое число конкретных источников. Их можно разделить на 4 группы: статуты, судебные прецеденты, конституционные обычаи и доктринальные источники.

Статутное право образуют акты парламентов, принятые с 1215 г. по вопросам конституционного права. Отсчет ведется с принятия Великой хартии вольностей. В настоящее время, однако, имеет значение не буквальное содержание этого документа феодальной эпохи, а его расширительное толкование юристами, позволяющее, в частности, вывести правила о недопустимости наказания граждан без судебного разбирательства и т.п. В английской литературе и практике нет единых критериев, по которым тот или иной статут можно было бы отнести к числу конституционных. Эти критерии не выработаны, так как все законы в Великобритании имеют равную юридическую силу, порядок принятия, изменения и отмены. Такое положение существует в соответствии с принципом парламентского верховенства, согласно которому закон может быть принят только парламентом, и все они имеют равный статус. Тем не менее, не все статуты признаются частью конституции. К числу наиболее важных актов, рассматриваемых как чисто конституционные, принято относить статуты, регулирующие: структуру, полномочия и взаимоотношения палат парламента (законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрах 1963 г., Акт о палате общин 1978 г.); правовое положение личности (Великая хартия вольностей 1215 г., Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г.); избирательное право (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974, 1983 гг. и т.д.); статус монарха (Акт о престолонаследии 1701 г.); организацию территории и местное самоуправление (акты о местном правлении 1972, 1985 гг. и т.д., Акт о соединении с Шотландией 1706 г.).

Таких актов в настоящее время насчитывается более 40. Кроме того, конституционные нормы содержатся и в статутах, регламентирующих конституционные отношения наряду с другими, относящимися к предмету регулирования иных отраслей права. Так, в актах о министрах короны 1937, 1964 и 1975 гг. помимо конституционно-правовых норм имеются положения, относящиеся к административному праву.

В целом статутное конституционное право носит фрагментарный характер, хотя число его источников постоянно увеличивается.

Прецедентное право, как источник конституции Великобритании – это совокупность судебных решений по конституционным вопросам, являющихся обязательными при рассмотрении в будущем аналогичных дел. Его можно условно подразделить на общее право и право справедливости.

Общее право в Англии создано королевскими разъездными судьями, которые встречаясь затем в Вестминстере, выработали общие для всей страны нормы права. Право справедливости – совокупность норм, созданных судом канцлера, чтобы дополнять, а иногда и пересматривать (в сторону смягчения) систему общего права. Прецедентное право предполагает, что суды в Великобритании не только применяют, но и создают нормы права: тем самым на суд возлагается обязанность правотворчества. Обязательные прецеденты в Англии могут создаваться не всякими судами, а только так называемыми высокими судами (Верховным судом и палатой лордов). Сфера действия прецедентов в конституционном праве Великобритании является достаточно ограниченной. В настоящее время они, в основном, регулируют вопросы, касающиеся привилегий Короны.




Обычное право играет значительно большую роль по сравнению с прецедентами. Конституционные обычаи, именуемые также соглашениями, регулируют важные вопросы государственной жизни. Например, практика обязательного одобрения королем законопроекта, утвержденного палатами Парламента, или отставка премьер-министра при выражении ему недоверия в обеих палатах Парламента – это важнейшие действующие конституционные положения, которые сформировались на основе обычаев. Их обязательная сила базируется на том, что многие поколения правящего слоя, включая судей и адвокатов, принимали их и им следовали. Конституционные соглашения являются своеобразным источником британской конституции. С одной стороны, они реально действуют как важное звено правовой системы, с другой – обычаи не признаются судами, т.е. нарушение соглашений не влечет юридической ответственности.

Доктринальные источники – специфический элемент неписаной части британской конституции. Под ними понимаются мнения именитых ученых в области конституционного права. К ним обращаются тогда, когда обнаружен пробел из-за отсутствия статута, прецедента или обычая, регулирующих определенные отношения. Так, палата лордов в 1920 г. определила королевскую прерогативу, сославшись на мнение выдающегося английского конституционалиста конца XIX – начала XX века А.В. Дайси. В последнее время использование доктринальных источников судами заметно активизировалось. Судебные решения в обоснование той или иной позиции нередко содержат ссылки даже на газетные публикации.

Соотношение писаной и неписаной частей британской конституции объясняется историческими причинами: первоначально именно прецеденты и конституционные соглашения составляли ее основу и предопределяли своеобразие ее формы. В XX же веке происходило рост числа источников статутного права, и многие неписаные нормы заменяются законами. Однако и по сей день статутное регулирование конституционных вопросов не имеет всестороннего, систематизированного и детализированного характера. Так, должность премьер-министра лишь косвенно устанавливается, т.е. только упоминается в единственном статуте – акте о министрах короны 1937 г. при определении размера жалования министрам. Тщетно было бы пытаться найти в этом законе (равно как и в других) статус министров, премьер-министра, взаимоотношения его с членами правительства, другими государственными органами. Указанные вопросы регулируются обычаем.

В связи с перечисленными особенностями, по способу изменения конституция Великобритании является гибкой. Постепенное напластование многочисленных законов, прецедентов и обычаев создает прекрасную базу для поиска компромиссов и взаимоприемлемых решений. Гибкость и известный консерватизм конституции Великобритании позволяют обеспечить, с одной стороны, преемственность и стабильность государственного управления, с другой – приспособить существующие конституционные нормы к изменяющимся условиям действительности.

Британский конституционализм представляет собой своеобразное явление правовой действительности. Древние корни парламентаризма, англосаксонская правовая система, монархическая форма правления – все это делает фактическую и юридическую конституцию Великобритании уникальной. Эта страна по сей день не имеет в качестве основного закона единого писаного нормативного правового акта. Британский конституционализм основан на общем праве и высокой правовой культуре. Поэтому в данной стране в отличие от большинства других несколько столетий не возникало необходимости в принятии единого статута.

Особенности конституции Великобритании характеризуются, прежде всего, спецификой ее формы. Британская доктрина конституционализма относит к писаным только акты, исходящие от парламента, т.е. статуты. Судебные же прецеденты, как и конституционные обычаи, английские ученые относят к неписаной части права.

Конституция Великобритании включает практически необозримое число конкретных источников. Их можно разделить на 4 группы: статуты, судебные прецеденты, конституционные обычаи и доктринальные источники.

Статутное право образуют акты парламентов, принятые с 1215 г. по вопросам конституционного права. Отсчет ведется с принятия Великой хартии вольностей. В настоящее время, однако, имеет значение не буквальное содержание этого документа феодальной эпохи, а его расширительное толкование юристами, позволяющее, в частности, вывести правила о недопустимости наказания граждан без судебного разбирательства и т.п. В английской литературе и практике нет единых критериев, по которым тот или иной статут можно было бы отнести к числу конституционных. Эти критерии не выработаны, так как все законы в Великобритании имеют равную юридическую силу, порядок принятия, изменения и отмены. Такое положение существует в соответствии с принципом парламентского верховенства, согласно которому закон может быть принят только парламентом, и все они имеют равный статус. Тем не менее, не все статуты признаются частью конституции. К числу наиболее важных актов, рассматриваемых как чисто конституционные, принято относить статуты, регулирующие: структуру, полномочия и взаимоотношения палат парламента (законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрах 1963 г., Акт о палате общин 1978 г.); правовое положение личности (Великая хартия вольностей 1215 г., Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г.); избирательное право (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974, 1983 гг. и т.д.); статус монарха (Акт о престолонаследии 1701 г.); организацию территории и местное самоуправление (акты о местном правлении 1972, 1985 гг. и т.д., Акт о соединении с Шотландией 1706 г.).

Таких актов в настоящее время насчитывается более 40. Кроме того, конституционные нормы содержатся и в статутах, регламентирующих конституционные отношения наряду с другими, относящимися к предмету регулирования иных отраслей права. Так, в актах о министрах короны 1937, 1964 и 1975 гг. помимо конституционно-правовых норм имеются положения, относящиеся к административному праву.

В целом статутное конституционное право носит фрагментарный характер, хотя число его источников постоянно увеличивается.

Прецедентное право, как источник конституции Великобритании – это совокупность судебных решений по конституционным вопросам, являющихся обязательными при рассмотрении в будущем аналогичных дел. Его можно условно подразделить на общее право и право справедливости.

Общее право в Англии создано королевскими разъездными судьями, которые встречаясь затем в Вестминстере, выработали общие для всей страны нормы права. Право справедливости – совокупность норм, созданных судом канцлера, чтобы дополнять, а иногда и пересматривать (в сторону смягчения) систему общего права. Прецедентное право предполагает, что суды в Великобритании не только применяют, но и создают нормы права: тем самым на суд возлагается обязанность правотворчества. Обязательные прецеденты в Англии могут создаваться не всякими судами, а только так называемыми высокими судами (Верховным судом и палатой лордов). Сфера действия прецедентов в конституционном праве Великобритании является достаточно ограниченной. В настоящее время они, в основном, регулируют вопросы, касающиеся привилегий Короны.

Обычное право играет значительно большую роль по сравнению с прецедентами. Конституционные обычаи, именуемые также соглашениями, регулируют важные вопросы государственной жизни. Например, практика обязательного одобрения королем законопроекта, утвержденного палатами Парламента, или отставка премьер-министра при выражении ему недоверия в обеих палатах Парламента – это важнейшие действующие конституционные положения, которые сформировались на основе обычаев. Их обязательная сила базируется на том, что многие поколения правящего слоя, включая судей и адвокатов, принимали их и им следовали. Конституционные соглашения являются своеобразным источником британской конституции. С одной стороны, они реально действуют как важное звено правовой системы, с другой – обычаи не признаются судами, т.е. нарушение соглашений не влечет юридической ответственности.

Доктринальные источники – специфический элемент неписаной части британской конституции. Под ними понимаются мнения именитых ученых в области конституционного права. К ним обращаются тогда, когда обнаружен пробел из-за отсутствия статута, прецедента или обычая, регулирующих определенные отношения. Так, палата лордов в 1920 г. определила королевскую прерогативу, сославшись на мнение выдающегося английского конституционалиста конца XIX – начала XX века А.В. Дайси. В последнее время использование доктринальных источников судами заметно активизировалось. Судебные решения в обоснование той или иной позиции нередко содержат ссылки даже на газетные публикации.

Соотношение писаной и неписаной частей британской конституции объясняется историческими причинами: первоначально именно прецеденты и конституционные соглашения составляли ее основу и предопределяли своеобразие ее формы. В XX же веке происходило рост числа источников статутного права, и многие неписаные нормы заменяются законами. Однако и по сей день статутное регулирование конституционных вопросов не имеет всестороннего, систематизированного и детализированного характера. Так, должность премьер-министра лишь косвенно устанавливается, т.е. только упоминается в единственном статуте – акте о министрах короны 1937 г. при определении размера жалования министрам. Тщетно было бы пытаться найти в этом законе (равно как и в других) статус министров, премьер-министра, взаимоотношения его с членами правительства, другими государственными органами. Указанные вопросы регулируются обычаем.

В связи с перечисленными особенностями, по способу изменения конституция Великобритании является гибкой. Постепенное напластование многочисленных законов, прецедентов и обычаев создает прекрасную базу для поиска компромиссов и взаимоприемлемых решений. Гибкость и известный консерватизм конституции Великобритании позволяют обеспечить, с одной стороны, преемственность и стабильность государственного управления, с другой – приспособить существующие конституционные нормы к изменяющимся условиям действительности.

Развитие избирательной системы Великобритании в Новейшее время было с середины XX века отмечено новыми демократическими преобразованиями в английском избирательном праве. При неоднозначной оценке мажоритарной системы относительного большинства – отмечено новыми демократическими преобразованиями.

Государственный строй Великобритании XX в. представлял собой парламентскую монархию, институты которой приспосабливались к меняющимся условиям существования посредством реформ. Главной тенденцией в развитии государственного строя парламентской монархии в XX в. стала его дальнейшая постепенная демократизация.

В XX в. были завершены демократизация избирательного права и превращение его во всеобщее и равное. Целью демократизации была интеграция новых социальных групп, которые возникали в процессе структурной перестройки экономики, в политическую жизнь, формирование у них лояльного, а не протестного отношения к политической системе.

Избирательная реформа 1918 г. (Акт о народном представительстве) предоставила право голоса мужчинам, достигшим 21 года, и женщинам – 30 лет. Ценз оседлости определялся в 6 месяцев. Были установлены одинаковые избирательные округа. Один депутат стал избираться примерно от 70 тыс. жителей. Выборы проходили в один день по всей стране. В результате реформы число избирателей выросло с 8 млн до 21 млн в выборах могла участвовать половина населения. В 1926 г. ценз оседлости сократился с шести до трех месяцев. Правда, реформа 1918 г. сохранила типичные для английского избирательного права плюральные (множественные) вотумы, т.е. право собственника голосовать в нескольких местах нахождения недвижимости.

Избирательная реформа 1928 г. впервые в Великобритании установила всеобщее избирательное право для мужского и женского населения старше 21 года. В результате число избирателей увеличилось на 5 млн человек.

Акт о народном представительстве 1948 г. отменил "двойной вотум". Архаичное право второго голоса, когда владелец недвижимости, а также лица, окончившие университет, могли голосовать дважды, было упразднено. Теперь никто не мог голосовать более чем в одном округе. Таким образом, активное избирательное право стало не только всеобщим, но и равным. Правда, для внесения в списки кандидатов (т.е. для обладания пассивным избирательным правом) был нужен залог в 150 ф. ст. Если кандидат набирал менее восьмой части от общего числа поданных голосов, залог шел в казну.

В настоящее время действует консолидированный Акт о народном представительстве от 9 марта 2000 г., который свел воедино демократические изменения в избирательном праве Великобритании, происшедшие в XX в.

Избирательная система Великобритании представляет собой сложную и многоуровневую систему, включающую национальный, региональный и местный избирательные уровни. Избирательное право на национальном уровне регулирует порядок подготовки, организации и проведения выборов в Европейский Парламент и Парламент Великобритании.

На региональном уровне оно регулирует выборы в Парламент Шотландии, Национальную Ассамблею Уэльса, Ассамблею Северной Ирландии. На местном уровне осуществляются выборы мэров, советников советов графств, округов, приходов и общин. Местные выборы в последние годы приобретают всё большее значение, поскольку полномочия местных органов власти постоянно расширяются, увеличивается объем бюджетных средств, передаваемых на места.

Действующее законодательство Великобритании носит фрагментарный характер, что создает определенные сложности в его применении. Закономерно, что перед каждыми выборами публикуются специальные пособия по их проведению, в которых обобщаются нормы законодательства и практика его применения в судах.

Конститу́ция Великобрита́нии — это совокупность законов, прецедентов и конституционных обычаев Великобритании, которые определяют порядок формирования и полномочия органов государства, принципы взаимоотношений государственных органов между собой, а также государственных органов и граждан.

Содержание

Особенности Конституции Великобритании

Отличительной характеристикой британской Конституции является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны. Более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции.

Это вызвано особым (по сравнению с другими странами Европы) характером права Великобритании, которое относится к англо-саксонской системе, отличительной особенностью которой является использование в качестве источника права судебного прецедента, его главенствующий характер, а также длительным самостоятельным развитием британского права.

Выделяют три составляющих Конституции: статутное право (Statute Law); общее право (Common Law) и конституционные соглашения (Constitutional conventions), которым соответствуют следующие источники права: статуты, судебные прецеденты и конституционные соглашения.

Конституция Великобритании, в отличие от многих других документов конституционного и иных отраслей британского права, является единой для всего Соединенного Королевства: для Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.

Источники Конституции Великобритании

Статуты

К ним относят акты парламента и акты делегированного законодательства (когда часть полномочий парламента передается другим органам государственной, обычно исполнительной, власти).

Всего к статутам конституционного характера относят более двух десятков документов, которые формально никак не выделяются из общего массива правовых актов; в научной доктрине их выделяют лишь по предмету регулирования. Это акты, определяющие форму правления и форму государственного устройства; систему, порядок формирования и компетенцию высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; правовой статус личности:

2) законы, принятые в XX веке: законы о Парламенте 1911 и 1949; законы о пэрах 1958 и 1963; Закон о Палате общин 1978; законы о народном представительстве 1949, 1969, 1974, 1983, 1985, 1989; законы о гражданстве 1948, 1964, 1981; Иммиграционный акт 1971; Закон о королевской санкции 1967 (Royal Assent Act); Вестминстерский статут 1931; законы о министрах Короны 1937, 1964, 1975 и др.

3) акты, принятые исполнительной властью на основе прав, делегированных Парламентом (акты министров Короны, местных органов власти и публичных корпораций, среди которых наиболее важными считаются приказы Тайного совета, издаваемые от имени британского монарха, которыми оформляются все решения Кабинета).

Судебный прецедент

Судебными прецедентами регулируются вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный обычай

Регулирует сферу деятельности монарха, парламента, правительства и их взаимоотношений.

Правовая доктрина

Это труды выдающихся ученых-юристов, к которым относятся Блэкстон (Blackstone), Брэктон (Bracton), Дайси (Dicey), Бэджет (Bagehot), Мэй (May) и другие.

Ссылки

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Читайте также: