Полномочия премьер министра великобритании кратко
Обновлено: 15.05.2024
Правительство Великобритании является центральным органом власти Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии, возглавляемое Премьер-министром. Исполнительная власть принадлежит монарху и осуществляется только по согласованию с Премьер-министром и Кабинетом министров, чьи члены консультируют монарха в качестве членов Тайного совета. Кроме того, они обладают властью как лидеры Департаментов правительства страны.
Имя | Начало полномочий | Окончание полномочий |
Борис Джонсон | 24 июля 2019 | |
Тереза Мэй | 13 июля 2016 | 24 июля 2019 |
Дэвид Кэмерон | 11 мая 2010 | 13 июля 2016 |
Гордон Браун | 27 июня 2007 | 11 мая 2010 |
Тони Блэр | 2 мая 1997 | 27 июня 2007 |
Джон Мейджор | 28 ноября 1990 | 2 мая 1997 |
Маргарет Тэтчер | 4 мая 1979 | 28 ноября 1990 |
Джеймс Каллаган | 5 апреля 1976 | 4 мая 1979 |
Гарольд Вильсон | 4 марта 1974 | 5 апреля 1976 |
Эдвард Хит | 19 июня 1970 | 4 марта 1974 |
Гарольд Вильсон | 16 октября 1964 | 19 июня 1970 |
Александр Дуглас-Хьюм | 19 октября 1963 | 16 октября 1964 |
Гарольд Макмиллан | 11 января 1957 | 19 октября 1963 |
Энтони Иден | 7 апреля 1955 | 9 января 1957 |
Уинстон Черчилль | 26 октября 1951 | 7 апреля 1955 |
Клемент Эттли | 27 июля 1945 | 26 октября 1951 |
Уинстон Черчилль | 10 мая 1940 | 27 июля 1945 |
Невилл Чемберлен | 28 мая 1937 | 10 мая 1940 |
Стэнли Болдуин | 7 июня 1935 | 28 мая 1937 |
Рэмси Макдональд | 5 июня 1929 | 7 июня 1935 |
Стэнли Болдуин | 4 ноября 1924 | 5 июня 1929 |
Рэмси Макдональд | 22 января 1924 | 4 ноября 1924 |
Стэнли Болдуин | 23 мая 1923 | 16 января 1924 |
Эндрю Бонар Лоу | 23 октября 1922 | 20 мая 1923 |
Дэвид Ллойд-Джордж | 6 декабря 1916 | 19 октября 1922 |
Герберт Генри Асквит | 5 апреля 1908 | 5 декабря 1916 |
Генри Кэмпбелл-Баннерман | 5 декабря 1905 | 3 апреля 1908 |
Артур Бальфур | 11 июля 1902 | 5 декабря 1905 |
Роберт Гаскойн-Сесил | 25 июня 1895 | 11 июля 1902 |
Арчибальд Примроуз | 5 марта 1894 | 22 июня 1895 |
Уильям Юарт Гладстон | 15 августа 1892 | 2 марта 1894 |
Роберт Гаскойн-Сесил | 25 июля 1886 | 11 августа 1892 |
Уильям Юарт Гладстон | 1 февраля 1886 | 20 июля 1886 |
Роберт Гаскойн-Сесил | 23 июня 1885 | 28 января 1886 |
Уильям Юарт Гладстон | 23 апреля 1880 | 9 июня 1885 |
Бенджамин Дизраэли | 20 февраля 1874 | 21 апреля 1880 |
Уильям Ю́арт Гладстон | 3 декабря 1868 | 17 февраля 1874 |
Бенджамин Дизраэли | 27 февраля 1868 | 1 декабря 1868 |
Эдвард Смит-Стэнли | 28 июня 1866 | 25 февраля 1868 |
лорд Джон Рассел | 29 октября 1865 | 26 июня 1866 |
Генри Темпл | 12 июня 1859 | 18 октября 1865 |
Эдвард Смит-Стэнли | 20 февраля 1858 | 11 июня 1859 |
Генри Темпл | 6 февраля 1855 | 19 февраля 1858 |
Джордж Гамильтон-Гордон | 19 декабря 1852 | 30 января 1855 |
Эдвард Смит-Стэнли | 23 февраля 1852 | 17 декабря 1852 |
лорд Джон Рассел | 30 июня 1846 | 21 февраля 1852 |
Роберт Пиль | 30 августа 1841 | 29 июня 1846 |
Уильям Лэм | 18 апреля 1835 | 30 августа 1841 |
Роберт Пиль | 10 декабря 1834 | 8 апреля 1835 |
Артур Уэлсли Веллингтон | 14 ноября 1834 | 10 декабря 1834 |
Уильям Лэм | 16 июля 1834 | 14 ноября 1834 |
граф Чарльз Грей | 22 ноября 1830 | 9 июля 1834 |
Артур Уэлсли Веллингтон | 22 января 1828 | 16 ноября 1830 |
Фредерик Джон Робинсон | 31 августа 1827 | 21 января 1828 |
Джордж Кэннинг | 10 апреля 1827 | 8 августа 1827 |
Роберт Дженкинсон | 8 июня 1812 | 9 апреля 1827 |
Спенсер Персиваль | 4 октября 1809 | 11 мая 1812 |
Уильям Кавендиш-Бентинк | 31 марта 1807 | 4 октября 1809 |
лорд Уильям Гренвиль | 11 февраля 1806 | 31 марта 1807 |
Уильям Питт младший | 10 мая 1804 | 23 января 1806 |
Генри Эддингтон | 17 марта 1801 | 10 мая 1804 |
Уильям Питт младший | 19 декабря 1783 | 14 марта 1801 |
Уильям Кавендиш-Бентинк | 2 апреля 1783 | 19 декабря 1783 |
Уильям Петти | 4 июля 1782 | 2 апреля 1783 |
Чарльз Уотсон-Уэнтуорт | 27 марта 1782 | 1 июля 1782 |
лорд Фредерик Норт | 28 января 1770 | 22 марта 1782 |
Огастас Фицрой | 14 октября 1768 | 28 января 1770 |
Уильям Питт старший | 30 июля 1766 | 14 октября 1768 |
Чарльз Уотсон-Уэнтуорт | 13 июля 1765 | 30 июля 1766 |
Джордж Гренвиль | 16 апреля 1763 | 13 июля 1765 |
Джон Стюарт | 26 мая 1762 | 16 апреля 1763 |
Пелэм-Холлс | 2 июля 1757 | 26 мая 1762 |
Уильям Кавендиш | 16 ноября 1756 | 25 июня 1757 |
Томас Пелэм-Холлс | 16 марта 1754 | 16 ноября 1756 |
Генри Пелэм | 27 августа 1743 | 6 марта 1754 |
Спенсер Комптон | 16 февраля 1742 | 2 июля 1743 |
Роберт Уолпол | 4 апреля 1721 | 11 февраля 1742 |
6 ноября 2019 года Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон уведомил королеву Елизавету II о роспуске Парламента. Таким образом, в стране официально стартовала предвыборная кампания, на время которой вся законодательная деятельность будет приостановлена. Досрочные парламентские выборы планируется провести в декабре. Голосование пройдет по мажоритарной системе в один тур. Занявший первое место кандидат, становится депутатом.
Премьер-министр Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии является главой правительства и выполняет многие из исполнительных функций, номинально принадлежащих Суверену, который является главой государства. Согласно обычаю, Премьер-министр и кабинет (который он возглавляет) отвечают за свои действия перед парламентом, членами которого они являются.
Содержание
История
Исторически, власть над правительством королевства принадлежала Суверену, который пользовался советом парламента и тайного совета. Кабинет министров эволюционировал из тайного совета, по мере того, как монарх стал советоваться с несколькими тайными советниками, а не со всем советом сразу. Однако эти органы были мало похожи на современный кабинет министров; так как они не возглавлялись одним человеком, они часто действовали несогласованно и назначались и распускались полностью по воле монарха, без парламентского контроля.
История британских Премьер-министров состоит не из законодательных актов, а скорее из предположений историков. Происхождение термина Премьер-министр и вопрос, кого можно назвать первым Премьер-министром, неясны и являются предметом научных и политических споров.
Издание Битсона Political Index of 1786 даёт список 'Премьер-министров и Фаворитов от вступления на трон Генриха VIII до настоящего времени'. С 1714, Битсон (Beatson) указывает только одного 'единственного министра'/'Sole Minister', которым был Роберт Уолпол. В последующий период он выделял двух, трех или даже четырёх людей как равных министров, к совету которых прислушивался Король, и которые таким образом контролировали управление страной.
Первым актом Парламента упоминавшим должность премьер-министра был акт о поместье Чекерс, который был утверждён Королём 20 декабря 1917 года. Он определял поместье Чекерс, подаренное Короне Сэром Артуром и леди Ли для службы в качестве загородного дома для будущих Премьер-министров.
Недостаточное официальное признание положения Премьер-министра создаёт проблемы при определении премьер-министров в истории Британии. Списки британских Премьер-министров могут отличаться в зависимости от критериев выбранных составителем. Например, неудачные попытки сформировать министерства, такие как попытка лорда Гренвилла в 1746, часто игнорируются.
Обычно, первым Премьер-министром считается сэр Роберт Уолпол, который возглавил кабинет в 1721. Его власть усилилась потому что Георг I, не участвовал активно в английской политике, занимаясь своим родным Ганновером. Уолпол считается первым премьер-министром не только из-за своего влияния на правительство, но также потому, что ему удалось убедить или заставить министров работать совместно, а не интриговать друг против друга с целью увеличения своей личной власти. Должность Уолпола, Первый лорд казначейства стала связываться с руководством правительством и стала должностью почти всегда занимаемой премьер-министрами.
Период правления Георга III, который начался в 1760 после смерти Георга II особенно заметен в развитии должности Премьер-министра. Во время своего правления, королю иногда приходилось под давлением парламента назначать министров, которые не нравились ему лично. Однако, он вовсе не утратил полностью контроль за составом Кабинета, в некоторых случаях королю удавалось предотвратить назначение политиков, к которым он испытывал отвращение (например, Чарльза Джеймса Фокса (Charles James Fox)). Тем не менее влияние монарха продолжало постепенно уменьшаться; эта тенденция стала заметной во время правления Вильгельма IV, последнего короля назначившего Премьер-министра вопреки воле Парламента. Вильгельм попытался навязать свою личную волю в 1834, когда он отправил в отставку вига Вильяма Лэмба и заменил его тори Робертом Пилом. Пил, однако не смог получить поддержку Палаты общин, где преобладали виги, и через несколько месяцев ушёл в отставку. Со времён Вильгельма IV монархи не пытались назначить премьер-министра против воли парламента (хотя в начале второй мировой войны Уинстон Черчилль был назначен премьер-министром несмотря на то, что его партия была в то время в парламенте в меньшинстве).
С сокращением влияния монарха на министерские назначения росла роль Палаты общин. В начале XX века начало укореняться мнение, что Премьер-министр должен быть ответственен перед Палатой общин, а не перед Палатой лордов. Поэтому возник обычай, что премьер-министр должен сам принадлежать к Палате общин. Последним премьер-министром полностью из палаты лордов был Роберт Артур Тэлбот Гаскойн-Сесил, третий маркиз Солсбери, занимавший пост с 1895 по 1902. В 1962 году Премьер-министром был назначен член Палаты лордов Александр Дуглас-Хьюм, но, став премьером, он отказался от своего пэрского титула 14-го графа Хьюма (англ. 14th Earl of Home ; который носил со смерти отца в 1951 году), и был переизбран в Палату общин как депутат (единственный такой случай за всю историю Парламента).
Должность
Хотя в последние годы это не мешало Премьер-министрам выполнять свою работу, официальный статус Премьер-министра несколько неоднозначен. У него практически нет законодательно определённой власти над другими членами Кабинета, вся работа по управлению страной теоретически выполняется министрами, полномочия которых более чётко определены актами Парламента. Премьер-министр сам одновременно занимает одну из министерских должностей — Первого лорда казначейства.
В порядке старшинства определённым королевской властью Премьер-министр, если исключить членов королевской семьи, находится ниже только Архиепископа Кентерберийского, Архиепископа Йоркского и Лорда-канцлера.
В региональных правительствах Шотландии, Уэльса, и Северной Ирландии, должность соответствующая премьер-министру называется Первый министр. (См. Первый министр Шотландии, Первый министр Уэльса и Первый министр Северной Ирландии.)
Срок полномочий
Суть должности премьер-министра определяется не кодифицированными законами, а неписанными и изменчивыми обычаями, известными как конституционные обычаи, которые развивались на протяжении британской истории. В настоящее время эти обычаи пришли к тому, что премьер-министр и кабинет министров должны пользоваться поддержкой демократически выбранной части Парламента Великобритании:Палаты общин. Суверен, как конституционный монарх всегда действует в согласии с этими обычаями, как и сам премьер-министр.
Маргарет Тэтчер была единственной женщиной, занимавшей пост премьер-министра Великобритании. Фотография 18 сентября, 1975.
Срок полномочий премьер-министра связан со сроком полномочий Палаты общин. Максимальный срок полномочий палаты — пять лет, на практике, однако, она по запросу премьер-министра распускается Монархом раньше. Обычно премьер-министр выбирает наиболее выгодный для его партии момент для роспуска, чтобы получить больше голосов на выборах. В некоторых обстоятельствах премьер-министр может быть вынужден либо распустить Палату общин, либо уйти в отставку. Это происходит в случае если палата выражает недоверие или отказывается выразить доверие. То же самое происходит, если Палата общин отказывается принять бюджет, или какую-то другую особенно важную часть программы правительства. Такое, однако, происходило редко: дважды в 1924, и однажды в 1979. Первый случай произошёл сразу после неопределённого исхода выборов в и привел к смене правительства, другие два случая завершились новыми всеобщими выборами.
Какой бы ни была причина — истечение пятилетнего срока, выбор премьер-министра или поражение правительства в Палате общин, после роспуска следуют новые всеобщие выборы. Если партия премьер-министра теряет большинство в Палате общин, премьер-министр уходит в отставку. Лидер победившей партии или коалиции назначается премьер-министром Монархом. Обычай, обязывающий премьер-министра немедленно уйти в отставку после выборов появился относительно недавно. Раньше премьер-министр мог встретить новый парламент и попытаться добиться его доверия. Эта возможность исчезла не полностью и может быть использована в случае, скажем, когда ни у кого не будет в палате общин большинства. Нечто подобное произошло в 1974, когда ни одна партия на выборах не получила абсолютного большинства. Тогда Эдвард Хит предпочёл не уходить в отставку сразу, а пытался договориться с третьей, Либеральной партией о формировании коалиции. Однако после неудачи переговоров Хиту всё-таки пришлось уйти в отставку.
Наконец, проигрыш на выборах не единственное событие, которое может окончить полномочия премьер-министра. Например, Маргарет Тэтчер оставила свой пост потому что потеряла поддержку своей собственной партии. Премьер-министр может оставить свой пост по личным причинам (таким как состояние здоровья). Последним премьер-министром, умершим на своём посту был Генри Джон Темпл, третий виконт Пальмерстон (в 1865). Единственным убитым премьер-министром был Спенсер Персеваль (Spencer Perceval) в 1812.
Власть и её ограничения
Главнокомандующим британских вооружённых сил является Монарх. Однако на практике развёртыванием и расположением вооружённых сил обычно de facto распоряжается премьер-министр. Премьер-министр может дать разрешение на использование британского ядерного оружия. Объявлять войну и заключать мир может только монарх. Причем, не только от имени Британии, но и от имени других государств, признающих над собой власть британской короны, это, например, Канада и Австралия.
Премьер-министр также располагает большой властью в назначениях на должности. В большинстве случаев, сами назначения делаются монархом, но подбор кандидатур и рекомендации делаются премьер-министром. Министры, Тайные советники, Послы и Верховные комиссары, высшие чиновники, старшие офицеры, члены важных комитетов и комиссий подбираются и, в некоторых случаях, могут быть смещены премьер-министром. Кроме того по совету премьер-министра Монарх жалует пэрство и рыцарство. Формально, он также даёт совет Монарху о назначении архиепископов и епископов англиканской церкви, но здесь он ограничен существованием Королевской комиссии по назначениям. Назначение высших судей, хотя формально и происходит по совету премьер-министра, сейчас решается на основании работы независимых органов. Из британских наград премьер-министр не контролирует Орден Подвязки, Орден Чертополоха, Орден Заслуг и Орден Виктории, которые являются личными подарками Монарха. Распределение власти над назначениями между Монархом и премьер-министром неизвестно, оно, вероятно, зависит от личных отношений между Монархом и текущим премьер-министром.
Дэвид Ллойд Джордж, занимавший пост с 1916 по 1922, часто приводится в качестве примера сильного премьер-министра. Фотография около 1919.
Члены парламента могут занимать министерские должности (существует до 90 должностей различного уровня), и опасаться смещения с должности, если не будут поддерживать премьер-министра. Кроме того, очень сильна партийная дисциплина: член парламента может быть исключён из своей партии, если не будет поддерживать свою партию по важным вопросам, и хотя это не означает немедленного лишения места в парламенте, это сделает для него перевыборы очень сложным делом. Если у правящей партии есть значительное большинство в палате, то контроль за действиями правительства со стороны палаты совсем ослабевает. В целом, премьер-министр и его коллеги могут провести практически любой закон.
Привилегии
Тони Блэр и Дик Чейни у главного входа на Даунинг-стрит 10, лондонской резиденции премьер-министра. 11 марта 2002.
Премьер-министр также может использовать загородную резиденцию Чекерс в Бакингемшире.
Премьер-министр, как и другие министры кабинета, по обычаю является членом Тайного Совета.
Историческая справка
Функции премьер-министра
Срок действия полномочий
Политические традиции Великобритании устанавливают сроки, в течение которых премьер может находиться на своей должности. Конституционные обычаи англичан не поддаются объяснению и могут идти в разрез с законодательными актами. По негласному правилу, глава правительства обязательно должен пользоваться поддержкой демократически выбранного парламентского большинства. Избирательная система, принятая в Соединенном королевстве, предполагает наличие двух партий, одна из которых, получившая в палате подавляющее число голосов, и будет выдвигать своего лидера на пост главы правительства.
Длительность компетенции премьера напрямую связана со сроками полномочий, которыми обладает Палата общин. Формально, это 5 лет, однако, по представлению первого лорда действующему монарху, это время может быть сокращено. В большинстве случаев, премьер-министр уходит в отставку со своего поста, когда теряет необходимую поддержку своей партии. Другими причинами для того, чтобы глава министров ушел с поста являются состояние здоровья или личные обстоятельства. В британской истории были случаи, когда премьер умирал на своем посту, а в 1812 году премьер-министр Спенсер Персеваль был убит.
Объем власти премьер-министра
Преференции
Правительство Великобритании представляет собой высший исполнительный орган власти. Он находится во главе государственной администрации и осуществляет управление страной, для чего правительством активно используется право осуществлять законодательную инициативу. Основные законопроекты рассматривает и одобряет именно правительство. Британское правительство вправе издавать 2 типа вида актов:
- подзаконные,
- делегированного законодательства.
Формирование правительства осуществляется после парламентских выборов. Именно парламент принимает в этом процессе непосредственное участие, а правительство несет перед ним ответственность. Если происходит вынесение вотума недоверия, то правительство уходит в отставку. Послевоенное время в Британии характеризовалось работой стабильного однопартийного правительства. В этой время у власти в больше мере стояли консервативные правительства. С 1997 по 2010 годы к власти пришли лейбористы. В июне 2010 года было сформировано коалиционное правительство.
Состав правительства Великобритании
Парламентские выборы 2010 года прошли с результатом, что ни одна партия не смогла набрать абсолютное большинство мест в палате общин. Именно тогда, в первый раз в послевоенной истории страны, была создана коалиция во главе с Дэвидом Кэмероном, который являлся лидером Консервативной партии. Ник Клегг, представляющий партию либеральных демократов, тогда становится заместителем премьер-министра.
Премьер-министр был назначен из той партии, которая получила большинство мест в парламентской палате общин. В соответствии с его рекомендациями королева назначила оставшихся участников правительства, в число которых вошли депутаты партии, победившей в выборах. Члены правительства представлены депутатами парламента.
В Великобритании не предусмотрено законодательное регулирование структурных параметров правительства, которые по большей части определяются традициями и обычаями. Правительство включает в свой состав государственных секретарей, которые возглавляют самые важные традиционные министерства; министров без портфеля (лорды-председатели совета, лорды хранители печати, канцлеры герцогства Ланкастерского. Именно министры выполняют соответствующие функции на усмотрение премьер-министра. Также в число членов правительства включены государственные министры, они могут являться по должности заместителями министров, которые возглавляют крупные министерства; младшие министры (секретари парламента), осуществляющие поддержание связей с парламентскими структурами. В состав британского правительства входит примерно 100 человек. Правительство Великобритании возглавляет премьер-министр, полномочия и положение которого были сформированы через обычаи, традиции и конституционные соглашения.
Премьер-министр Великобритании — первый лорд казначейства, который контрассигнует королевские акты и имеющий полномочия предложить королеве распустить палату общин.
Органы и службы правительства Великобритании
С целью обеспечить деятельность правительства, в нем работают вспомогательные, консультативные органы и службы.
Читайте также: