Полномочия премьер министра великобритании кратко

Обновлено: 15.05.2024

Правительство Великобритании является центральным органом власти Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии, возглавляемое Премьер-министром. Исполнительная власть принадлежит монарху и осуществляется только по согласованию с Премьер-министром и Кабинетом министров, чьи члены консультируют монарха в качестве членов Тайного совета. Кроме того, они обладают властью как лидеры Департаментов правительства страны.

Имя Начало полномочий Окончание полномочий
Борис Джонсон 24 июля 2019
Тереза Мэй 13 июля 2016 24 июля 2019
Дэвид Кэмерон 11 мая 2010 13 июля 2016
Гордон Браун 27 июня 2007 11 мая 2010
Тони Блэр 2 мая 1997 27 июня 2007
Джон Мейджор 28 ноября 1990 2 мая 1997
Маргарет Тэтчер 4 мая 1979 28 ноября 1990
Джеймс Каллаган 5 апреля 1976 4 мая 1979
Гарольд Вильсон 4 марта 1974 5 апреля 1976
Эдвард Хит 19 июня 1970 4 марта 1974
Гарольд Вильсон 16 октября 1964 19 июня 1970
Александр Дуглас-Хьюм 19 октября 1963 16 октября 1964
Гарольд Макмиллан 11 января 1957 19 октября 1963
Энтони Иден 7 апреля 1955 9 января 1957
Уинстон Черчилль 26 октября 1951 7 апреля 1955
Клемент Эттли 27 июля 1945 26 октября 1951
Уинстон Черчилль 10 мая 1940 27 июля 1945
Невилл Чемберлен 28 мая 1937 10 мая 1940
Стэнли Болдуин 7 июня 1935 28 мая 1937
Рэмси Макдональд 5 июня 1929 7 июня 1935
Стэнли Болдуин 4 ноября 1924 5 июня 1929
Рэмси Макдональд 22 января 1924 4 ноября 1924
Стэнли Болдуин 23 мая 1923 16 января 1924
Эндрю Бонар Лоу 23 октября 1922 20 мая 1923
Дэвид Ллойд-Джордж 6 декабря 1916 19 октября 1922
Герберт Генри Асквит 5 апреля 1908 5 декабря 1916
Генри Кэмпбелл-Баннерман 5 декабря 1905 3 апреля 1908
Артур Бальфур 11 июля 1902 5 декабря 1905
Роберт Гаскойн-Сесил 25 июня 1895 11 июля 1902
Арчибальд Примроуз 5 марта 1894 22 июня 1895
Уильям Юарт Гладстон 15 августа 1892 2 марта 1894
Роберт Гаскойн-Сесил 25 июля 1886 11 августа 1892
Уильям Юарт Гладстон 1 февраля 1886 20 июля 1886
Роберт Гаскойн-Сесил 23 июня 1885 28 января 1886
Уильям Юарт Гладстон 23 апреля 1880 9 июня 1885
Бенджамин Дизраэли 20 февраля 1874 21 апреля 1880
Уильям Ю́арт Гладстон 3 декабря 1868 17 февраля 1874
Бенджамин Дизраэли 27 февраля 1868 1 декабря 1868
Эдвард Смит-Стэнли 28 июня 1866 25 февраля 1868
лорд Джон Рассел 29 октября 1865 26 июня 1866
Генри Темпл 12 июня 1859 18 октября 1865
Эдвард Смит-Стэнли 20 февраля 1858 11 июня 1859
Генри Темпл 6 февраля 1855 19 февраля 1858
Джордж Гамильтон-Гордон 19 декабря 1852 30 января 1855
Эдвард Смит-Стэнли 23 февраля 1852 17 декабря 1852
лорд Джон Рассел 30 июня 1846 21 февраля 1852
Роберт Пиль 30 августа 1841 29 июня 1846
Уильям Лэм 18 апреля 1835 30 августа 1841
Роберт Пиль 10 декабря 1834 8 апреля 1835
Артур Уэлсли Веллингтон 14 ноября 1834 10 декабря 1834
Уильям Лэм 16 июля 1834 14 ноября 1834
граф Чарльз Грей 22 ноября 1830 9 июля 1834
Артур Уэлсли Веллингтон 22 января 1828 16 ноября 1830
Фредерик Джон Робинсон 31 августа 1827 21 января 1828
Джордж Кэннинг 10 апреля 1827 8 августа 1827
Роберт Дженкинсон 8 июня 1812 9 апреля 1827
Спенсер Персиваль 4 октября 1809 11 мая 1812
Уильям Кавендиш-Бентинк 31 марта 1807 4 октября 1809
лорд Уильям Гренвиль 11 февраля 1806 31 марта 1807
Уильям Питт младший 10 мая 1804 23 января 1806
Генри Эддингтон 17 марта 1801 10 мая 1804
Уильям Питт младший 19 декабря 1783 14 марта 1801
Уильям Кавендиш-Бентинк 2 апреля 1783 19 декабря 1783
Уильям Петти 4 июля 1782 2 апреля 1783
Чарльз Уотсон-Уэнтуорт 27 марта 1782 1 июля 1782
лорд Фредерик Норт 28 января 1770 22 марта 1782
Огастас Фицрой 14 октября 1768 28 января 1770
Уильям Питт старший 30 июля 1766 14 октября 1768
Чарльз Уотсон-Уэнтуорт 13 июля 1765 30 июля 1766
Джордж Гренвиль 16 апреля 1763 13 июля 1765
Джон Стюарт 26 мая 1762 16 апреля 1763
Пелэм-Холлс 2 июля 1757 26 мая 1762
Уильям Кавендиш 16 ноября 1756 25 июня 1757
Томас Пелэм-Холлс 16 марта 1754 16 ноября 1756
Генри Пелэм 27 августа 1743 6 марта 1754
Спенсер Комптон 16 февраля 1742 2 июля 1743
Роберт Уолпол 4 апреля 1721 11 февраля 1742

6 ноября 2019 года Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон уведомил королеву Елизавету II о роспуске Парламента. Таким образом, в стране официально стартовала предвыборная кампания, на время которой вся законодательная деятельность будет приостановлена. Досрочные парламентские выборы планируется провести в декабре. Голосование пройдет по мажоритарной системе в один тур. Занявший первое место кандидат, становится депутатом.

Премьер-министр Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии является главой правительства и выполняет многие из исполнительных функций, номинально принадлежащих Суверену, который является главой государства. Согласно обычаю, Премьер-министр и кабинет (который он возглавляет) отвечают за свои действия перед парламентом, членами которого они являются.

Содержание

История

Исторически, власть над правительством королевства принадлежала Суверену, который пользовался советом парламента и тайного совета. Кабинет министров эволюционировал из тайного совета, по мере того, как монарх стал советоваться с несколькими тайными советниками, а не со всем советом сразу. Однако эти органы были мало похожи на современный кабинет министров; так как они не возглавлялись одним человеком, они часто действовали несогласованно и назначались и распускались полностью по воле монарха, без парламентского контроля.

История британских Премьер-министров состоит не из законодательных актов, а скорее из предположений историков. Происхождение термина Премьер-министр и вопрос, кого можно назвать первым Премьер-министром, неясны и являются предметом научных и политических споров.

Издание Битсона Political Index of 1786 даёт список 'Премьер-министров и Фаворитов от вступления на трон Генриха VIII до настоящего времени'. С 1714, Битсон (Beatson) указывает только одного 'единственного министра'/'Sole Minister', которым был Роберт Уолпол. В последующий период он выделял двух, трех или даже четырёх людей как равных министров, к совету которых прислушивался Король, и которые таким образом контролировали управление страной.

Первым актом Парламента упоминавшим должность премьер-министра был акт о поместье Чекерс, который был утверждён Королём 20 декабря 1917 года. Он определял поместье Чекерс, подаренное Короне Сэром Артуром и леди Ли для службы в качестве загородного дома для будущих Премьер-министров.

Недостаточное официальное признание положения Премьер-министра создаёт проблемы при определении премьер-министров в истории Британии. Списки британских Премьер-министров могут отличаться в зависимости от критериев выбранных составителем. Например, неудачные попытки сформировать министерства, такие как попытка лорда Гренвилла в 1746, часто игнорируются.



Обычно, первым Премьер-министром считается сэр Роберт Уолпол, который возглавил кабинет в 1721. Его власть усилилась потому что Георг I, не участвовал активно в английской политике, занимаясь своим родным Ганновером. Уолпол считается первым премьер-министром не только из-за своего влияния на правительство, но также потому, что ему удалось убедить или заставить министров работать совместно, а не интриговать друг против друга с целью увеличения своей личной власти. Должность Уолпола, Первый лорд казначейства стала связываться с руководством правительством и стала должностью почти всегда занимаемой премьер-министрами.

Период правления Георга III, который начался в 1760 после смерти Георга II особенно заметен в развитии должности Премьер-министра. Во время своего правления, королю иногда приходилось под давлением парламента назначать министров, которые не нравились ему лично. Однако, он вовсе не утратил полностью контроль за составом Кабинета, в некоторых случаях королю удавалось предотвратить назначение политиков, к которым он испытывал отвращение (например, Чарльза Джеймса Фокса (Charles James Fox)). Тем не менее влияние монарха продолжало постепенно уменьшаться; эта тенденция стала заметной во время правления Вильгельма IV, последнего короля назначившего Премьер-министра вопреки воле Парламента. Вильгельм попытался навязать свою личную волю в 1834, когда он отправил в отставку вига Вильяма Лэмба и заменил его тори Робертом Пилом. Пил, однако не смог получить поддержку Палаты общин, где преобладали виги, и через несколько месяцев ушёл в отставку. Со времён Вильгельма IV монархи не пытались назначить премьер-министра против воли парламента (хотя в начале второй мировой войны Уинстон Черчилль был назначен премьер-министром несмотря на то, что его партия была в то время в парламенте в меньшинстве).

С сокращением влияния монарха на министерские назначения росла роль Палаты общин. В начале XX века начало укореняться мнение, что Премьер-министр должен быть ответственен перед Палатой общин, а не перед Палатой лордов. Поэтому возник обычай, что премьер-министр должен сам принадлежать к Палате общин. Последним премьер-министром полностью из палаты лордов был Роберт Артур Тэлбот Гаскойн-Сесил, третий маркиз Солсбери, занимавший пост с 1895 по 1902. В 1962 году Премьер-министром был назначен член Палаты лордов Александр Дуглас-Хьюм, но, став премьером, он отказался от своего пэрского титула 14-го графа Хьюма (англ. 14th Earl of Home ; который носил со смерти отца в 1951 году), и был переизбран в Палату общин как депутат (единственный такой случай за всю историю Парламента).

Должность

Хотя в последние годы это не мешало Премьер-министрам выполнять свою работу, официальный статус Премьер-министра несколько неоднозначен. У него практически нет законодательно определённой власти над другими членами Кабинета, вся работа по управлению страной теоретически выполняется министрами, полномочия которых более чётко определены актами Парламента. Премьер-министр сам одновременно занимает одну из министерских должностей — Первого лорда казначейства.

В порядке старшинства определённым королевской властью Премьер-министр, если исключить членов королевской семьи, находится ниже только Архиепископа Кентерберийского, Архиепископа Йоркского и Лорда-канцлера.

В региональных правительствах Шотландии, Уэльса, и Северной Ирландии, должность соответствующая премьер-министру называется Первый министр. (См. Первый министр Шотландии, Первый министр Уэльса и Первый министр Северной Ирландии.)

Срок полномочий

Суть должности премьер-министра определяется не кодифицированными законами, а неписанными и изменчивыми обычаями, известными как конституционные обычаи, которые развивались на протяжении британской истории. В настоящее время эти обычаи пришли к тому, что премьер-министр и кабинет министров должны пользоваться поддержкой демократически выбранной части Парламента Великобритании:Палаты общин. Суверен, как конституционный монарх всегда действует в согласии с этими обычаями, как и сам премьер-министр.



Маргарет Тэтчер была единственной женщиной, занимавшей пост премьер-министра Великобритании. Фотография 18 сентября, 1975.

Срок полномочий премьер-министра связан со сроком полномочий Палаты общин. Максимальный срок полномочий палаты — пять лет, на практике, однако, она по запросу премьер-министра распускается Монархом раньше. Обычно премьер-министр выбирает наиболее выгодный для его партии момент для роспуска, чтобы получить больше голосов на выборах. В некоторых обстоятельствах премьер-министр может быть вынужден либо распустить Палату общин, либо уйти в отставку. Это происходит в случае если палата выражает недоверие или отказывается выразить доверие. То же самое происходит, если Палата общин отказывается принять бюджет, или какую-то другую особенно важную часть программы правительства. Такое, однако, происходило редко: дважды в 1924, и однажды в 1979. Первый случай произошёл сразу после неопределённого исхода выборов в и привел к смене правительства, другие два случая завершились новыми всеобщими выборами.

Какой бы ни была причина — истечение пятилетнего срока, выбор премьер-министра или поражение правительства в Палате общин, после роспуска следуют новые всеобщие выборы. Если партия премьер-министра теряет большинство в Палате общин, премьер-министр уходит в отставку. Лидер победившей партии или коалиции назначается премьер-министром Монархом. Обычай, обязывающий премьер-министра немедленно уйти в отставку после выборов появился относительно недавно. Раньше премьер-министр мог встретить новый парламент и попытаться добиться его доверия. Эта возможность исчезла не полностью и может быть использована в случае, скажем, когда ни у кого не будет в палате общин большинства. Нечто подобное произошло в 1974, когда ни одна партия на выборах не получила абсолютного большинства. Тогда Эдвард Хит предпочёл не уходить в отставку сразу, а пытался договориться с третьей, Либеральной партией о формировании коалиции. Однако после неудачи переговоров Хиту всё-таки пришлось уйти в отставку.

Наконец, проигрыш на выборах не единственное событие, которое может окончить полномочия премьер-министра. Например, Маргарет Тэтчер оставила свой пост потому что потеряла поддержку своей собственной партии. Премьер-министр может оставить свой пост по личным причинам (таким как состояние здоровья). Последним премьер-министром, умершим на своём посту был Генри Джон Темпл, третий виконт Пальмерстон (в 1865). Единственным убитым премьер-министром был Спенсер Персеваль (Spencer Perceval) в 1812.

Власть и её ограничения

Главнокомандующим британских вооружённых сил является Монарх. Однако на практике развёртыванием и расположением вооружённых сил обычно de facto распоряжается премьер-министр. Премьер-министр может дать разрешение на использование британского ядерного оружия. Объявлять войну и заключать мир может только монарх. Причем, не только от имени Британии, но и от имени других государств, признающих над собой власть британской короны, это, например, Канада и Австралия.

Премьер-министр также располагает большой властью в назначениях на должности. В большинстве случаев, сами назначения делаются монархом, но подбор кандидатур и рекомендации делаются премьер-министром. Министры, Тайные советники, Послы и Верховные комиссары, высшие чиновники, старшие офицеры, члены важных комитетов и комиссий подбираются и, в некоторых случаях, могут быть смещены премьер-министром. Кроме того по совету премьер-министра Монарх жалует пэрство и рыцарство. Формально, он также даёт совет Монарху о назначении архиепископов и епископов англиканской церкви, но здесь он ограничен существованием Королевской комиссии по назначениям. Назначение высших судей, хотя формально и происходит по совету премьер-министра, сейчас решается на основании работы независимых органов. Из британских наград премьер-министр не контролирует Орден Подвязки, Орден Чертополоха, Орден Заслуг и Орден Виктории, которые являются личными подарками Монарха. Распределение власти над назначениями между Монархом и премьер-министром неизвестно, оно, вероятно, зависит от личных отношений между Монархом и текущим премьер-министром.



Дэвид Ллойд Джордж, занимавший пост с 1916 по 1922, часто приводится в качестве примера сильного премьер-министра. Фотография около 1919.

Члены парламента могут занимать министерские должности (существует до 90 должностей различного уровня), и опасаться смещения с должности, если не будут поддерживать премьер-министра. Кроме того, очень сильна партийная дисциплина: член парламента может быть исключён из своей партии, если не будет поддерживать свою партию по важным вопросам, и хотя это не означает немедленного лишения места в парламенте, это сделает для него перевыборы очень сложным делом. Если у правящей партии есть значительное большинство в палате, то контроль за действиями правительства со стороны палаты совсем ослабевает. В целом, премьер-министр и его коллеги могут провести практически любой закон.

Привилегии



Тони Блэр и Дик Чейни у главного входа на Даунинг-стрит 10, лондонской резиденции премьер-министра. 11 марта 2002.

Премьер-министр также может использовать загородную резиденцию Чекерс в Бакингемшире.

Премьер-министр, как и другие министры кабинета, по обычаю является членом Тайного Совета.

Премьер Англии

Историческая справка

Функции премьер-министра

Срок действия полномочий


Политические традиции Великобритании устанавливают сроки, в течение которых премьер может находиться на своей должности. Конституционные обычаи англичан не поддаются объяснению и могут идти в разрез с законодательными актами. По негласному правилу, глава правительства обязательно должен пользоваться поддержкой демократически выбранного парламентского большинства. Избирательная система, принятая в Соединенном королевстве, предполагает наличие двух партий, одна из которых, получившая в палате подавляющее число голосов, и будет выдвигать своего лидера на пост главы правительства.
Длительность компетенции премьера напрямую связана со сроками полномочий, которыми обладает Палата общин. Формально, это 5 лет, однако, по представлению первого лорда действующему монарху, это время может быть сокращено. В большинстве случаев, премьер-министр уходит в отставку со своего поста, когда теряет необходимую поддержку своей партии. Другими причинами для того, чтобы глава министров ушел с поста являются состояние здоровья или личные обстоятельства. В британской истории были случаи, когда премьер умирал на своем посту, а в 1812 году премьер-министр Спенсер Персеваль был убит.

Объем власти премьер-министра

Преференции

Правительство Великобритании представляет собой высший исполнительный орган власти. Он находится во главе государственной администрации и осуществляет управление страной, для чего правительством активно используется право осуществлять законодательную инициативу. Основные законопроекты рассматривает и одобряет именно правительство. Британское правительство вправе издавать 2 типа вида актов:

  • подзаконные,
  • делегированного законодательства.

Формирование правительства осуществляется после парламентских выборов. Именно парламент принимает в этом процессе непосредственное участие, а правительство несет перед ним ответственность. Если происходит вынесение вотума недоверия, то правительство уходит в отставку. Послевоенное время в Британии характеризовалось работой стабильного однопартийного правительства. В этой время у власти в больше мере стояли консервативные правительства. С 1997 по 2010 годы к власти пришли лейбористы. В июне 2010 года было сформировано коалиционное правительство.

Состав правительства Великобритании

Парламентские выборы 2010 года прошли с результатом, что ни одна партия не смогла набрать абсолютное большинство мест в палате общин. Именно тогда, в первый раз в послевоенной истории страны, была создана коалиция во главе с Дэвидом Кэмероном, который являлся лидером Консервативной партии. Ник Клегг, представляющий партию либеральных демократов, тогда становится заместителем премьер-министра.

Премьер-министр был назначен из той партии, которая получила большинство мест в парламентской палате общин. В соответствии с его рекомендациями королева назначила оставшихся участников правительства, в число которых вошли депутаты партии, победившей в выборах. Члены правительства представлены депутатами парламента.

В Великобритании не предусмотрено законодательное регулирование структурных параметров правительства, которые по большей части определяются традициями и обычаями. Правительство включает в свой состав государственных секретарей, которые возглавляют самые важные традиционные министерства; министров без портфеля (лорды-председатели совета, лорды хранители печати, канцлеры герцогства Ланкастерского. Именно министры выполняют соответствующие функции на усмотрение премьер-министра. Также в число членов правительства включены государственные министры, они могут являться по должности заместителями министров, которые возглавляют крупные министерства; младшие министры (секретари парламента), осуществляющие поддержание связей с парламентскими структурами. В состав британского правительства входит примерно 100 человек. Правительство Великобритании возглавляет премьер-министр, полномочия и положение которого были сформированы через обычаи, традиции и конституционные соглашения.

Премьер-министр Великобритании — первый лорд казначейства, который контрассигнует королевские акты и имеющий полномочия предложить королеве распустить палату общин.

Органы и службы правительства Великобритании

С целью обеспечить деятельность правительства, в нем работают вспомогательные, консультативные органы и службы.

Читайте также: