Полномочия парламента японии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Согласно конституции, единственным законодательным органом в Японии является парламент.
Структура парламента. Японский парламент состоит из двух палат — палаты представителей (нижняя) и палаты советников (верх­няя), которые избираются указанными выше способами. Палата представителей избирается на 4 года в количестве 500 депутатов (до 1996 г. — 511), палата советников состоит из 252 советников, изби­раемых на 6 лет, но с ротацией каждые три года наполовину. Палата представителей может быть досрочно распущена актом императора по требованию правительства (Кабинета министров), верхняя палата рос­пуску не подлежит.
Депутаты и советники имеют свободный мандат, пользуются ограни­ченным депутатским иммунитетом: они не могут быть арестованы в пери­од сессии, а если арест произведен до сессии, то по требованию соответ­ствующей палаты они должны быть освобождены на период сессии. Од­нако член парламента может быть исключен в любое время из состава любой палаты резолюцией большинства присутствующих членов палаты (при наличии кворума). Депутаты и советники пользуются индемните­том, являются профессиональными парламентариями и получают возна­граждение из государственной казны.
Внутренняя структура палат аналогична, она определяется законом о парламенте и регламентами палат. Каждая палата избирает на весь срок полномочий председателя, вице-председателя, временного председате­ля (он ведет заседания в случае невозможности выполнения своих обя­занностей первыми двумя должностными лицами), председателей посто­янных комитетов (комиссий) и генерального секретаря палаты (послед­ний избирается не из числа депутатов и занимается организационными вопросами). В палатах создаются партийные фракции, играющие ре­шающую роль при распределении руководящих постов в палатах и дру­гих должностей, а также при распределении депутатов по постоянным комиссиям. В палате представителей имеется 18 постоянных специали­зированных комиссий, в палате советников — 16. Их профиль обычно соответствует различным сферам общественной жизни и управления (комиссии по иностранным делам, по сельскому хозяйству и др.); в Япо­нии они тесно связаны с работой соответствующих министерств, с чинов­ничьей бюрократией, хотя они вправе контролировать работу минис­терств. Каждый парламентарий обязан быть членом одной-двух комис­сий. Председатель комиссии избирается из членов партийной фракции, имеющей наибольшее представительство в комиссии, но на деле это решается заблаговременно йри дележе председательских мест в ходе переговоров между лидерами фракций.
Комиссии проводят два вида заседаний: рабочие и общие. На первых обсуждаются наиболее важные вопросы, обычно присутствует министр, а иногда и премьер-министр, другой высокопоставленный чиновник. На общих заседаниях рассматриваются менее важные вопросы, они прохо­дят чаще при участии парламентских секретарей (заместителей мини­стра, представляющих его в парламенте). Как и в других странах, комиссии в Японии играют решающую роль при рассмотрении законопроектов их судьба обычно предопределяется решением комиссии.

В каждой палате имеются законодательные бюро — особый внут ренний орган, который помогает депутатам в работе над законопроекта ми, контролирует прохождение правительственных законопроектов Бюро имеют собственный аппарат, несколько отделений, в которых рабо тают профессиональные государственные служащие. Эта форма опять таки обеспечивает тесные связи парламента с японской разветвленной бюрократией.
В палатах создаются секретариаты из служащих, не являющихся парламентариями; руководит ими генеральный секретарь палаты. Для обслуживания депутатов и советников имеются различные исследова­тельские, справочные административные службы, большая библиотека где более 150 служащих работают над подготовкой по просьбе депутата различных исследовательских и справочных материалов.
Полномочия парламента. Главной задачей японского парламента как и парламентов других демократических стран, является законода тельство, в частности определяющее государственные доходы и расхо ды — государственный бюджет. Конституция устанавливает, что парла мент является единственным законодательным органом, глава государ ства (император) в законодательстве не участвует и права вето в отноше нии принятых законов не имеет.

Парламент Японии (国会, "Коккай") является высшим законодательным органом этой страны. Он состоит из нижней палаты, называемой палатой представителей, и верхней, называемой палатой советников. Обе палаты Сейма избираются прямым голосованием по параллельным системам голосования. Сейм формально отвечает за выбор премьер-министра. Он был впервые созван как Имперский Сейм в 1889 году. И принял свою нынешнюю форму в 1947 году после принятия послевоенной конституции. Здание парламента Японии находится в Нагатачо, Чиода, Токио.

Японский парламент

Избирательная система

Вам будет интересно: Выдающийся итальянский политик Джулио Андреотти

Дома Сейма избираются по параллельным системам голосования. Это означает, что места, которые должны быть заполнены на любых выборах, разделены на две группы, каждая из которых избирается по-разному; Основное различие между домами заключается в размерах двух групп и способах их избрания. Избирателей также просят отдать два голоса: один за отдельного кандидата в избирательном округе и один за партийный список.

Любой гражданин Японии, не моложе 18 лет, может голосовать на этих выборах. Возраст 18 заменил 20 в 2016 году. Систему параллельного голосования в Японии не следует путать с системой дополнительных членов, используемой во многих других странах. Конституция Японии не определяет количество членов каждой палаты Сейма, систему голосования или необходимую квалификацию тех, кто может голосовать или быть избранным на парламентских выборах, что позволяет всем этим определяться законом.

Вам будет интересно: Анатолий Борисович Чубайс: биография, национальность, личная жизнь, карьера

Законы

Как правило, выборы членов Сейма контролируются законами, принятыми Сеймом. Это является источником разногласий по поводу перераспределения мест в префектурах в ответ на изменения в распределении населения. Например, Либерально-демократическая партия контролировала Японию на протяжении большей части своей послевоенной истории. В послевоенную эпоху большое количество людей переезжало в городские центры в поисках богатства; хотя были сделаны некоторые перераспределения по количеству назначенных мест в Сейме каждой префектуре, сельские районы обычно имеют большую представленность, чем городские.

Вам будет интересно: Мирное сосуществование - это. Понятие, определение, проведение внешней и внутренней политики государства

Верховный суд Японии начал осуществлять судебный надзор за законами о распределении имущества после решения Курокавы от 1976 года, признавшего недействительными выборы, на которых один округ в префектуре Хьего получил пять раз представительство другого округа в префектуре Осака. С тех пор Верховный суд указал, что самый высокий избирательный дисбаланс, допустимый в соответствии с японским законодательством, составляет 3:1, и что любой больший дисбаланс между любыми двумя округами является нарушением статьи 14 Конституции. На недавних выборах коэффициент недопустимого распределения составил 4,8 в Палате советников.

Зал парламента

Кандидаты

Что еще можно сказать о выборах в парламент Японии? Кандидаты для нижней палаты должны быть 25 лет или старше и 30 лет или старше для верхней палаты. Все кандидаты должны быть гражданами Японии. В соответствии со статьей 49 Конституции Японии членам Сейма выплачивается около 1,3 млн. Иен в месяц. Каждый законодатель имеет право нанимать трех секретарей за счет средств налогоплательщиков, бесплатных билетов на Синкансэн и четырех авиабилетов в оба конца в месяц, чтобы они могли ездить туда и обратно в свои родные районы.

Конституция

Назначение премьера

Вам будет интересно: Артиллерия США: от орудий Гражданской войны до современных разработок

Премьер-министр должен быть назначен резолюцией Сейма, устанавливающей принцип верховенства законодательства над органами исполнительной власти. Правительство также может быть распущено Сеймом, если оно одобрит предложение о недоверии, представленное 50 членами Палаты представителей. Правительственные чиновники, включая премьер-министра и членов кабинета, должны предстать перед следственными комитетами Сейма и отвечать на запросы. Сейм также имеет право привлекать к ответственности судей, осужденных за преступное или незаконное поведение.

В большинстве случаев, чтобы стать законом, законопроект должен быть сначала принят обеими палатами Сейма, а затем обнародован Императором. Эта роль императора похожа на королевское согласие в некоторых других странах; однако Император не может отказаться от принятия закона, и поэтому его законодательная роль является лишь формальностью.

Туристы у парламента

Структура парламента Японии

Палата представителей является наиболее влиятельной частью Сейма. Она также является нижней. В то время как Палата представителей обычно не может отменять Палату советников по законопроекту, Палата советников может только отсрочить принятие бюджета или договора. Того, который уже был одобрен. Верхняя палата парламента Японии также весьма влиятельна.

Сессии

Присутствие одной трети членов обеих палат составляет кворум, и обсуждения являются открытыми, если по крайней мере две трети присутствующих не договорились об ином. Каждая палата избирает своего председательствующего, который голосует в случае ничьей. Члены каждой палаты имеют определенные средства защиты от ареста во время заседания Сейма, и слова, произнесенные в двухпалатном парламенте Японии, и голоса, отданные за него, пользуются парламентской привилегией. Каждый дом Сейма определяет свои собственные постоянные порядки и несет ответственность за дисциплинирование своих членов. Член может быть исключен. Каждый член Кабинета имеет право появляться в любом доме Сейма с целью выступления на счетах, а каждый дом имеет право требовать явки членов Кабинета министров.

Башня парламента

История

Как называется парламент Японии? Первым современным законодательным органом Страны восходящего солнца было Имперское собрание (議会 議会 Teikoku-gikai), учрежденное Конституцией Мэйдзи, действовавшей с 1889 по 1947 год. Конституция Мэйдзи была принята 11 февраля 1889 года, и Имперский парламент Японии впервые собрался 29 ноября 1890 года, когда документ был введен в эксплуатацию. Палата представителей была избрана прямым голосованием, хотя и на ограниченной франшизе. Всеобщее избирательное право для взрослых мужчин было введено в 1925 году. Палата пэров, так же как и Британская палата лордов, состояла из высокопоставленных дворян.

Эпоха Мэйдзи

Конституция Мэйдзи была в значительной степени основана на форме конституционной монархии, существовавшей в Пруссии XIX века, и новый Сейм был построен по образцу немецкого Рейхстага и частично по британской Вестминстерской системе. В отличие от послевоенной конституции, конституция Мэйдзи предоставила Императору реальную политическую роль, хотя на практике полномочиями Императора в основном руководила группа олигархов, именовавшимися родовыми или старшими государственными деятелями. Как называется парламент Японии? Сейчас это "Коккай" - "национальный съезд".

Чтобы стать законом или законопроектом, конституционная поправка должна была получить согласие как Сейма, так и Императора. Согласно конституции Мэйдзи, премьер-министры часто не выбирались из состава и не пользовались доверием Сейма. Имперский парламент Японии также был ограничен в своем контроле над бюджетом. Однако Сейм мог наложить вето на годовой бюджет, если не утверждали новый, бюджет предыдущего года продолжал действовать. Это изменилось с новой конституцией после ВМВ.

Парламент сверху

Реформы

В 80-х годах прошлого века в Японии была проведена крупная парламентская реформа - фактически первая со времен окончания войны. В чем же она заключалась? Вместо того, чтобы выбирать кандидатов в национальные избирательные округа в качестве отдельных лиц, как это было ранее, избиратели голосуют за партии. Индивидуальные советники, официально включенные партиями перед выборами, отбираются на основе пропорций партий в общем голосовании по избирательным округам. Система была введена, чтобы уменьшить чрезмерные деньги, потраченные кандидатами в национальные избирательные округа.

Нюансы

Вам будет интересно: Институты ЕС: структура, классификация, функции и задачи

Существует четвертый тип законодательной сессии: если Палата представителей будет распущена, национальный парламент не может быть созван. В экстренных случаях кабинет может созвать экстренное заседание (ink 集会, kinkyū shūkai) Палаты советников для принятия предварительных решений для всего Сейма. Как только вся Национальная Сейм соберется снова, эти решения должны быть подтверждены Палатой представителей или станут неэффективными. Такие экстренные сессии назывались дважды в истории, в 1952 и 1953 годах.

Парламент Японии

Полномочия парламента Японии

Политика Страны восходящего солнца проводится в рамках многопартийного двухпалатного парламентского представителя демократической конституционной монархии. В которой император является церемониальным главой государства, а премьер-министр является главой правительства и главой кабинета, который руководит исполнительной властью.

Законодательная власть принадлежит Национальному Сейму. Который состоит из двух палат парламента Японии. Первая - представителей, вторая - советников. Судебная власть принадлежит Верховному суду и нижестоящим судам, а суверенитет японскому народу в соответствии с Конституцией. Япония считается конституционной монархией с системой гражданского права.

Роль императора

Глава исполнительной власти, премьер-министр, назначается императором по указанию Сейма. Он является членом обеих палат Сейма и должен быть гражданским лицом. Члены кабинета назначаются премьер-министром, а также должны быть гражданскими лицами. С Либерально-демократической партией (ЛДП) у власти было соглашение, что президент партии выступает в качестве премьер-министра.

Заседание парламента.

Политические модели

Несмотря на все более непредсказуемую внутреннюю и международную обстановку, разработка политики соответствует устоявшимся послевоенным моделям. Тесное сотрудничество правящей партии, элитной бюрократии и важных групп интересов часто затрудняет определение того, кто именно несет ответственность за конкретные политические решения.

После в значительной степени неформального процесса в кругах элиты, в котором идеи обсуждались и развивались, могут быть предприняты шаги для организации более формальной разработки политики. Этот процесс часто проходил в совещательных советах (shingikai). Там было около 200 сингикай, каждый из которых был связан с министерством; их членами были как чиновники, так и видные частные лица в сфере бизнеса, образования и других областях. Сингикай сыграл большую роль в облегчении общения между теми, кто обычно не встречался.

Учитывая тенденцию к тому, что настоящие переговоры в Японии должны вестись в частном порядке (в рамках процесса достижения консенсуса в отношении nemawashi, или корневого связывания), shingikai часто представлял собой довольно продвинутую стадию в формулировании политики, в которой относительно небольшие разногласия могли быть устранены, и в результате решения сформулированы на языке, приемлемом для всех. Эти органы были созданы на законных основаниях, но не имели полномочий обязывать правительства принимать их рекомендации.

Japanese national diet building.jpg

Парламент Японии (яп. 国会 коккай ? ) — высший орган государственной власти в Японии и единственный в государстве законодательный орган [3] . Делится на две палаты, нижняя палата — Палата представителей и верхняя — Палата советников Японии. Обе палаты избираются на всеобщих выборах, методом параллельного голосования. В дополнение к принятию законов парламент формально несет ответственность за выборы премьер-министра. Впервые парламент был созван в 1889 году, как результат принятия конституции Мэйдзи. В 1947 году, после принятия современной японской конституции, парламент становится высшим органом государственной власти и приобретает свой современный вид.

Содержание

Состав

Палаты парламента избираются методом параллельного голосования. Это означает, что вакантные места в парламенте делятся на две группы, которые избираются разными методами. Основные различия между палатами — это размеры и методы выборов. Избирателя просят отдать два голоса: первый за определённого кандидата от избирательного округа, второй за определённую партию. Любой гражданин Японии, достигший 20 лет (возраст совершеннолетия в Японии), может участвовать в выборах [4] .

  • Палата представителей: состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года. Возрастной ценз — 25 лет. 300 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе от избирательных округов. 180 депутатов избираются по партийным спискам методом пропорционального представительства.
  • Палата советников: состоит из 242 депутатов, избираемых на 6 лет. Возрастной ценз — 30 лет. 146 депутатов избираются по системе единственного непередаваемого голосования. 98 депутатов избираются от общенациональных округов по партийным спискам посредством пропорционального представительства

Конституция Японии не уточняет число членов каждой палаты, избирательную систему, или необходимую квалификацию тех, кто может избираться в парламент, что позволило определять всё это через законы. Единственное что чётко определяет конституция, это то, что избирательные законы не должны быть дискриминационными по расе, вероисповеданию, полу, социальному статусу, семейному происхождению, образованию, имущественному положению или доходам [5] .

Обычно выборы членов парламента регулируется уставом, принятым парламентом. Поскольку Либерально-демократическая партия, — партия, которая управляла Японией на протяжении практически всей послевоенной истории, — получает большую часть своей поддержки в сельских регионах, сельские регионы имеют большее представительство в парламенте, чем городские регионы [6] .

История

Первым законодательным органом Японии, существовавшим с 1889 года по 1947 год, был Имперский парламент (яп. 帝國議會 Тэйкоку-гикай ? , современными иероглифами — 帝国議会 ) учреждённый конституцией Мэйдзи. Конституция была принята 11 февраля 1889 года, первая сессия парламента прошла 29 ноября 1890 года, когда конституция вступила в силу. Парламент состоял из Палаты представителей и Палаты пэров (яп. 貴族院 кидзокуин ? ) . Палата представителей избиралась на ограниченных выборах. Только в 1927 году Палата представителей была избрана на всеобщем голосовании, в котором могло принимать участие всё взрослое мужское население страны. Это произошло после принятия закона о выборах в 1925 году. Палата пэров состояла из членов императорской семьи, знати и других людей, назначенных императором [7] .



Конституция Мэйдзи была в значительной степени основана на прусской, и новый парламент был копией немецкого рейхстага и, отчасти, британской вестминстерской системы. Также, конституция Мэйдзи, в отличие от современной японской конституции, гарантировала реальную политическую роль императору, несмотря на то, что его решения обычно основывались на рекомендациях неофициальных императорских советников, называемых гэнро (яп. 元老 гэнро: ? ) [8] .

Чтобы вступить в силу, законопроект должен был быть одобрен обеими палатами парламента и императором. Это означало, что в то время император уже не мог издавать законы собственным указом, но всё ещё имел право вето. Также император имел полную свободу при назначении премьер-министра и его кабинета, поэтому премьер-министр мог быть выбран не из парламента и мог не пользоваться парламентской поддержкой [7] . Имперский парламент также обладал ограниченным контролем над государственным бюджетом. Хотя парламент мог наложить вето на проект бюджета, но если бюджет не был принят, то продолжал действовать бюджет предыдущего года.

Система пропорционального представительства в палате советников, введённая в 1982 году, была первой крупной реформой избирательной системы в рамках послевоенной конституции. Вместо того чтобы на национальных избирательных округах выбирать кого-либо персонально, как это было раньше, избиратели голосовали за баллотировавшиеся партии. Советники, официально перечисленные партиями до выборов, избираются на основе соотношения сторон на национальных выборах [9] . Эта система была введена для сокращения чрезмерных затрат, потраченных кандидатами на национальных округах. Однако критики утверждали что система выгодна только двум крупнейшим партиям, ЛДП и Социалистической партии Японии которые, по сути, являлись авторами реформы [10] .

См. также

Примечания

Ссылки

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

В системе конституционных органов итальянского Государства основное место занимает Парламент. По ныне действующей Конституции только Парламент избирается прямым голосованием граждан. Ему принадлежит исключительная прерогатива определять в полной мере политику государства.

Парламент состоит из двух палат — Палаты депутатов и Сената Республики. Обе палаты полностью равноправны, как в плане их законодательных полномочий, так и в том, что касается осуществления конституционного контроля за деятельностью правительства. Парламент избирает президента Республики, консультирует президента при назначении правительства, участвует в формировании целого ряда других органов государственного управления и суда. К компетенции Парламента относится объявление состояния войны и предоставление правительству в этой связи необходимой власти, ратификация международных договоров политического характера, а также договоров, предусматривающих арбитраж или судебное урегулирование, влекущее территориальные изменения, финансовые обязательства или изменения законов. Палаты ежегодно утверждают бюджет и отчет о расходах. В исполнительную функцию Парламента входит принятие конституционных законов, касающихся изменений в территориальном устройстве страны или изменений границ провинций.

Палата депутатов избирается всеобщим и прямым голосованием по отдельным избирательным округам пропорционально числу населения каждого округа и состоит из 630 депутатов. Сенат Республики имеет смешанный состав, он включает 315 избранных сенаторов, а также сенаторов, назначенных "по праву". В определении статуса депутатов Парламента Конституция следует утвердившемуся в европейской конституционной практике принципу, согласно которому каждый член Парламента представляет нацию и не связан так называемым "обязывающим мандатом" при выполнении своих парламентских функций (ст. 67). Члены Парламента не могут подвергаться преследованию за выраженные ими мнения и за свое голосование при выполнении парламентских функций. Конституция предоставляет парламентариям самые широкие иммунитеты от уголовной ответственности. Запрещается, в частности, привлекать члена Парламента к уголовной ответственности без санкции соответствующей палаты Парламента. Работа Палаты депутатов и Сената ведется раздельно. На совместные заседания Парламент собирается только в случаях, установленных Конституцией. Это — избрание президента Республики, принятие им присяги на верность Республике, рассмотрение обвинений президента в государственной измене и в посягательстве на Конституцию, предание суду Парламента председателя Совета министров и членов правительства за преступления, совершенные при исполнении своих обязанностей, формирование Конституционного суда

Глава IV. Парламент

Статья 41. Парламент является высшим органом государственной власти и единственным

законодательным органом государства.

Статья 42. Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников.

Статья 43. Обе палаты состоят из выборных членов, представляющих весь народ.

Число членов каждой палаты устанавливается законом.

Статья 44. Квалификация членов обеих палат, а также квалификация их избирателей

определяются законом. Однако при этом не должна проводиться дискриминация по мотивам

расы, религии, пола, социального положения, происхождения, образования, имущественного

положения или доходов.

Статья 45. Срок полномочий членов Палаты представителей - четыре года. Их полномочия,

однако, прекращаются до истечения полного срока в случае роспуска Палаты представителей.

Статья 46. Срок полномочий членов Палаты советников - шесть лет, причем каждые три года

переизбирается половина членов палаты.

Статья 47. Избирательные округа, способ голосования и иные вопросы, относящиеся к выборам

членов обеих палат, определяются законом.

Статья 48. Никто не может быть одновременно членом обеих палат.

Статья 49. Члены обеих палат ежегодно получают в соответствии с законом определенное

вознаграждение из государственной казны.

Статья 50. Члены обеих палат, за исключением случаев, предусмотренных законом, не могут

быть арестованы в период сессии Парламента; члены Парламента, арестованные до открытия

сессии, по требованию соответствующей палаты должны освобождаться из заключения на период

Статья 51. Члены обеих палат не несут ответственности за стенами палаты в связи со своими

речами, высказываниями и голосованием в палате.

Статья 52. Очередные сессии Парламента созываются один раз в год.

Статья 53. Кабинет может принимать решения о созыве чрезвычайных сессий Парламента.

Кабинет должен принимать решение о созыве чрезвычайных сессий Парламента, если этого

потребовали более одной четвертой части общего числа членов одной из палат.

Статья 54. Если Палата представителей распущена, то в течение сорока дней со дня ее роспуска

должны быть проведены всеобщие выборы в Палату представителей, а в течение тридцати дней

со дня выборов должен быть созван Парламент.

При роспуске Палаты представителей одновременно прекращает заседания Палата советников.

Однако Кабинет может созвать чрезвычайную сессию Палаты советников, если это крайне

необходимо в интересах страны.

Меры, принятые на чрезвычайной сессии, упомянутой в условии предыдущего абзаца,

являются временными и теряют силу, если они не будут одобрены Палатой представителей в

течение десяти дней с момента открытия следующей сессии Парламента.

Статья 55. Каждая палата разрешает споры, связанные с квалификацией ее членов. Однако для

того чтобы лишить кого-либо депутатских полномочий, необходимо принятие резолюции об этом

большинством не менее двух третей голосов присутствующих членов.

Статья 56. Каждая палата может проводить работу только при наличии на заседании не менее

одной трети общего числа ее членов.

За исключением случаев, особо предусмотренных настоящей Конституцией, в каждой из палат

все вопросы решаются большинством голосов присутствующих членов; при равенстве голосов

голос председательствующего является решающим.

Статья 57. Заседания каждой палаты являются открытыми. Однако могут проводиться закрытые

заседания в случае, если резолюция об этом принята большинством не менее двух третей голосов

Каждая палата ведет протоколы своих заседаний. Эти протоколы должны публиковаться и

распространяться для всеобщего ознакомления, за исключением тех протоколов закрытых

заседаний, которые признаются секретными.

По требованию не менее одной пятой присутствующих членов голосование каждого члена по

любому вопросу должно отмечаться в протоколе.

Статья 58. Каждая палата избирает председателя и других должностных лиц.

Каждая палата устанавливает свои правила ведения заседаний, процедуры, внутренней

дисциплины и может применять наказания в отношении своих членов за поведение, нарушающее

дисциплину. Однако для исключения члена палаты из ее состава необходимо принятие

резолюции об этом большинством не менее двух третей голосов присутствующих членов.

Статья 59. Законопроект, за исключением случаев, особо предусмотренных Конституцией,

становится законом после принятия его обеими палатами.

Принятый Палатой представителей законопроект, по которому Палата советников вынесла

решение, отличное от решения Палаты представителей, становится законом после его вторичного

одобрения большинством не менее двух третей голосов присутствующих членов Палаты

Положение предыдущего абзаца не запрещает Палате представителей требовать, в

соответствии с законом, созыва совместного заседания обеих палат.

Если Палата советников не одобрит окончательного решения по законопроекту, принятому

Палатой представителей, в течение шестидесяти дней, за исключением времени перерыва в

работе Парламента, после его получения, то Палата представителей может рассматривать это как

отклонение данного законопроекта Палатой советников.

Статья 60. Бюджет сначала представляется на рассмотрение Палаты представителей.

Если Палата советников приняла по бюджету решение, отличное от решения Палаты

представителей, и если соглашение не достигнуто даже с помощью предусмотренного законом

объединенного заседания обеих палат или если Палата советников не приняла окончательного

решения в течение тридцати дней, за исключением времени перерыва в работе Парламента,

после получения бюджета, принятого Палатой представителей, решение Палаты представителей

становится решением Парламента.

Статья 61. Второй абзац предыдущей статьи применяется в отношении одобрения Парламента,

необходимого для заключения договоров.

Статья 62. Каждая палата может производить расследование по вопросам государственного

управления и вправе при этом требовать явки и показаний свидетелей, а также представления

Статья 63. Премьер-министр и другие государственные министры независимо от того, являются

они или не являются членами одной из палат, могут в любое время присутствовать на заседаниях

любой из палат для выступления по законопроектам. Они также должны присутствовать на

Статья 64. Парламент образует из числа членов обеих палат суд для рассмотрения в порядке

импичмента нарушений тех судей, против которых возбуждено дело об отстранении от

Вопросы, относящиеся к рассмотрению дел в порядке импичмента, регулируются законом.

В деятельности Парламента важную роль играют постоянные парламентские комиссии. Согласно Закону о Парламенте Палата представителей имеет 20 таких комиссий (ст. 41, п. 2 Закона о Парламенте): по делам Кабинета министров, местной администрации, по вопросам юстиции, внешней политики, государственных финансов, просвещения, по социальным вопросам, по трудовым вопросам, вопросам сельского, лесного и водного хозяйства, по торговле и промышленности, вопросам связи, транспорта, строительства, общественной безопасности, науки и техники, окружающей среды, а также бюджетную, ревизионную, дисциплинарную комиссии и комиссию по организации внутрипарламентской работы. Палата советников имеет 17 комиссий (ст. 42 п. 3 Закона о Парламенте) — тех же, кроме комиссий по вопросам науки и техники, общественной безопасности и окружающей среды. Эти комиссии составляют основу механизма разработки и принятия решений в Парламенте Японии. В состав комиссий входят представители различных партий пропорционально представительству этих партий в соответствующей палате. Депутаты, как правило, не являются экспертами по обсуждаемым в комиссиях вопросам, поэтому Закон о Парламенте в ст. 43 предусматривает, что в случае, если для деятельности комиссии необходимо участие специально подготовленных членов, в ее состав могут входить специалисты по рассматриваемым ею проблемам. Таким образом, к работе комиссий могут привлекаться непарламентарии. Каждый парламентарий обязан быть членом хотя бы одной комиссии (ст. 42 п. 2 Закона о Парламенте). Заседания комиссий бывают двух видов: рабочие и общие. На рабочих заседаниях обсуждаются наиболее важные вопросы, как правило, в присутствии членов Кабинета. На общих рассматриваются менее важные вопросы с участием парламентских секретарей.

Главной задачей Парламента является принятие законов и государственного бюджета. В законодательном процессе нижняя палата имеет больший вес, поскольку Палата представителей может преодолеть вето Палаты советников путем вторичного принятия закона 2/3 голосов, причем не от общего количества депутатов, а от кворума (1/3 состава палаты — ст. 59 Конституции). Так же, если Палата советников не приняла решение по законопроекту в течение 60 дней после получения его из Палаты представителей (для бюджетного закона этот срок сокращается в два раза), то решение Палаты представителей считается решением Парламента.

При каждой палате действует законодательное бюро, которое помогает депутатам при подготовке законопроектов. Согласно Закону о Парламенте право на законодательную инициативу имеют депутаты Парламента и Кабинет министров. Законопроект может быть представлен на рассмотрение Парламента, если за это высказалось не менее 20 депутатов или 10 советников. Если речь идет о бюджете страны, то его должны поддержать не менее 50 депутатов или не менее 20 советников. Народная законодательная инициатива Японии неизвестна.

На первом этапе разработка законов идет преимущественно в департаментах соответствующих министерств. Затем через руководство министерства документы поступают в канцелярию премьерминистра, затем к премьер-министру и только потом представляются в Парламент, где над ними начинается работа в соответствующих комиссиях (часто создаются специальные подкомиссии) и в законодательных бюро палат. Только после принятия комиссией положительного решения, проект выносится на пленарное заседание и обсуждается обычно в двух чтениях. Законопроект, за исключением особых случаев, предусмотренных Конституцией и связанных с наделением Палаты представителей большими возможностями, становится законом после принятия его обеими палатами (ст. 59 Конституции). Если мнения палат расходятся, то помимо вышеперечисленных возможностей Палата представителей может требовать созыва совместного заседания палат или создания паритетной согласительной комиссии (10 депутатов и 10 советников). На совместном заседании решение принимается большинством голосов, а в согласительной комиссии — не менее 2/3 состава; если комиссии не удается преодолеть разногласия палат, то принятым считается решение Палаты представителей.

Решения палат обычно принимаются простым большинством голосов. В Японии применяются три формы голосования: вставанием, тайным голосованием и невозражением.

Принятый закон подписывается министром, ответственным за его исполнение, контрасигнуется премьер-министром и направляется Императору для промульгации. Закон должен быть опубликован в течение 30 дней и вступает в силу через 20 дней после публикации.

Парламент также осуществляет контрольные функции за деятельностью правительства. Как уже упоминалось, Кабинет министров Японии по вопросам проводимой политики должен иметь поддержку Парламента. Гарантией этого служит институт парламентской ответственности Кабинета, состоящий из следующих элементов: во-первых, кандидатура на пост премьер-министра формально избирается палатами Парламента (фактически это лидер партии парламентского большинства), во-вторых, нижняя палата может принять большинством голосов резолюцию о недоверии Кабинету. Основной формой контроля является интерпелляция, подать которую может любой депутат Палаты представителей через председателя палаты, отказ председателя депутат может обжаловать на пленарном заседании палаты. Ответ на интерпелляцию должен быть дан в течение 6 дней в устной или письменной форме. В Конституции Японии закреплено право каждой палаты проводить расследования по вопросам государственного управления (ст. 62 Конституции). К формам контроля относится и общая дискуссия по политике правительства в начале каждой сессии, когда в Парламенте выступает премьер-министр, а также министры финансов и иностранных дел.

Читайте также: