Полномочия парламента в зарубежных странах кратко

Обновлено: 02.07.2024

Главная задача парламента — принятие законов. Среди них важнейшее значение имеют основные законы — конституции, поправки к ним, органические законы, а также ежегодно принимаемые законы о государственном бюджете. Все они принимаются по особой процедуре, правда, неодинаковой для разных видов законов.

Парламент избирает, назначает, образует другие высшие органы государства, формируя их целиком или в части. Делает он это самостоятельно или утверждая, давая согласие на кандидатуры, предлагаемые другим высшим органом государства.

В некоторых странах парламент избирает президента; парламент или одна из его палат является составной частью коллегии, избирающей президента. В странах тоталитарного социализма парламент избирает постоянно действующий орган, который между сессиями выполняет многие полномочия парламента или назначает премьер-министра. Во многих странах парламент образует весь состав правительства: путем голосования по программе правительства выражает ему доверие, после чего правительство назначается актом главы государства. Парламент (одна из палат) формирует конституционный суд, верховный суд, назначает генерального прокурора, генерального контролера, некоторых других высших должностных лиц.

Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно: у каждой из них своя компетенция.

В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию, решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны. Он обладает некоторыми квазисудебными полномочиями: решает вопросы об импичменте президента и некоторых иных должностных лиц, выносит решения о предании суду министров и других высших должностных лиц. Парламент наделен правом решать вопросы, относящиеся к основам правового положения группы лиц: только он может объявлять амнистию.

Особое значение имеют финансовые и контрольные полномочия парламента. В большинстве стран только он вправе устанавливать материальные обременения государства, устанавливать налоги, принимать государственный бюджет в виде единого закона о доходах и расходах государстве сроком на год или в виде совокупности бюджетных законов. Вопросы государственной казны традиционно относятся к важнейшим полномочиям парламента.

Смысл деятельности парламента как общенационального представительного учреждения состоит в согласованном принятии государственных решений, прежде всего законов, после всестороннего обсуждения.

Полномочия парламентов можно разделить на:

Их содержание, объем и особенно соотношение между собой неодинаковы в зарубежных государствах:

– главная задача парламента – это принятие законов (они принимаются по особой процедуре). Среди них важнейшее значение имеют основные законы – конституции, поправки к ним, органические законы;

– парламент избирает, назначает, образует другие высшие органы государства, формируя их целиком или в части. Он делает это самостоятельно или утверждает, давая согласие на кандидатуры, предлагаемые другим высшим органом государства. В странах тоталитарного социализма парламент избирает постоянно действующий орган, который между сессиями выполняет многие полномочия парламента (Государственный Совет на Кубе, Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей);

– парламент образует весь состав правительства, путем голосования по программе правительства выражает ему доверие, после чего правительство назначается актом главы государства; парламент избирает президента; парламент или одна из его палат является составной частью коллегии, избирающей президента;

– парламент формирует конституционный суд, верховный суд, назначает генерального прокурора, генерального контролера, некоторых других высших должностных лиц;

– парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию;

– парламент решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны;

– парламент обладает некоторыми квазисудебными полномочиями; решает вопросы об импичменте (отрешении от должности) президента и некоторых иных должностных лиц, выносит решения о предании суду министров и других высших должностных лиц;

– парламент наделен правом объявлять амнистию (прекращать наказание осужденных по определенным статьям уголовного кодекса);

– парламент вправе устанавливать материальные обременения государства, устанавливать налоги, принимать государственный бюджет в виде единого закона о доходах и расходах государства сроком на год (Франция) или в виде совокупности бюджетных (финансовых) законов (Япония);

– парламент вправе решать вопросы государственной казны;

– парламент осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства. Контроль парламента может иметь политический (например, выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательских комиссий) характер. Формы контроля: вопросы к высшим органам государства и высшим должностным лицам: правительству, министрам, генеральному прокурору и др. на пленарном заседании парламента (палаты); дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства; вопрос о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству; доклады и отчеты правительства и министров о своей деятельности на пленарных заседаниях палат; парламентские слушания; парламентские расследования и другие.

Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно: у каждой из них своя компетенция (в США президент назначает министров, членов Верховного суда с согласия Сената; в Бразилии высшие судьи, Генеральный прокурор, председатель Центрального банка назначаются Президентом с согласия нижней палаты).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 16. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция. Президент палаты: порядок избрания, компетенция.

Вопрос 16. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция. Президент палаты: порядок избрания, компетенция. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной

Статья 316. Невыполнение законных требований депутата Парламента

Статья 316. Невыполнение законных требований депутата Парламента (1) Невыполнение законных требований депутата Парламента или воспрепятствование осуществлению депутатской деятельности влечет наложение штрафа в размере от 20 до 30 условных единиц. (2) Несоблюдение

2.2 Палаты парламента Российской Федерации

2.2 Палаты парламента Российской Федерации Государственная ДумаСогласно Конституции Российской Федерации (ст. 95–96) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской

13. Понятие парламента и его структура

13. Понятие парламента и его структура Парламентом является высший орган народного представительства, основная функциея которого – выражение воли народа государства. Члены парламента обязаны контролировать и организовывать все общественно значимые отношения путем

19. Понятие парламента и его структура

19. Понятие парламента и его структура Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за

20. Компетенция парламента

20. Компетенция парламента Смысл деятельности парламента как общенационального представительного учреждения состоит в согласованном принятии государственных решений, прежде всего законов, после всестороннего обсуждения.Полномочия парламентов можно разделить

21. Правовое положение члена парламента

21. Правовое положение члена парламента Правовое положение члена парламента определяется конституциями, конституционными и органическими законами, регламентами палат и обычаями.Депутат в демократическом государстве является профессиональным парламентарием. Именно в

22. Порядок работы парламента, законодательный процесс

22. Порядок работы парламента, законодательный процесс Формой работы парламента является сессия, т. е. промежуток времени, в течение которого периодически созываются пленарные заседания палат, работают постоянные комитеты. Различаются очередные и чрезвычайные сессии (в

65. Образование английского парламента

Конфликт короны и парламента

Конфликт короны и парламента Яков I и Карл I последовательно отстаивали прерогативы короны и приоритет начал абсолютизма в ущерб исторической конституции Англии. Практическое влияние парламента на государственные дела ослабло: с 1611 по 1640 г. парламент в общей сложности

Глава 9. Порядок обращений граждан в палаты парламента

Глава 9. Порядок обращений граждан в палаты парламента Прием обращений граждан в палаты парламента производится в Приемной Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Приемная). Она является структурным подразделением Аппарата

Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — общее название высшего представит-ого и законодат-ого органа в гос., где установлено разделение властей. В этом смысле термин парламент употребляется в К Украины, России, Таджикистана. Парламент считается представительным органом. Это его качество вытекает из способа его формирования — путём всеобщих выборов. В современных гос. парламенты, наделены властью принимать законы, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть. Классификация парламентов по структуре. Традиционной системой построения зарубежных парламентов был двухпалатность. 2ая, или верхняя, палата была введена, во-первых, для представительства аристократии, и во-вторых, для сдерживания радикализма нижней палаты. Существует мнение, что 2ая палата совершенно необходима как интегральная часть парламента. Многие верхние палаты не знают установленного срока полномочий и обновляются по частям (Сенат США), что определяет их особое положение и дает определенные организац-ные преимущества. В этом случае верхние палаты превращаются в некий символ непрерывности и стабильности власти. На протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов было двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные. Классификация парламентов по объему компетенции. Компетенция - важнейший фактор, который определяет не только правовое положение парламента и его роль в полит. жизни страны, но и его взаимоотношения с другими высшими органами гос. власти. Зарубежный конституционализм знает различные способы определения компетенции парламента, в зависимости от которых эти учреждения можно подразделить на 3 группы. К 1ой группе относятся парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых К устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деят-сти. Такие парламенты не имеют права переступать границы своих полномочий, т.к. в противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты. Ко 2ой группе относятся парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е. те парламенты, которые юр.располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу. Нет нужды доказывать, что эта доктрина носит умозрительный характер: полномочия парламента всегда ограничены. Тем не менее, эта концепция играет роль конституцион. принципа при определении компетенции парламентов Великобритании и Новой Зеландии. 3ю группу составляют парламенты с относительно определенной компетенцией. Для таких парламентов характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои фун-ии. Наиболее типичным примером в этом отношении является индийский Парламент. Классификация парламентов по соц. составу. Парламенты неоднородны по своему соц. составу. Степень представительства классов и соц. групп в парламентах зависит не столько от их численности, сколько от полит. зрелости и сплоченности этих классов и групп. Многочисленный класс, если он полит. не самоопределился, вообще может не иметь своего представительства в парламенте. В 1ую группу входят соц. однородные парламенты, не имеющие соц.-демократического или коммунистического представительства. 2ую группу составляют парламенты с представительством социал-демократических и коммунистических партий. Чем выше представительство таких партий, тем чаще парламент выступает в поддержку идей государственного регулирования экономики и ограничения крупной собственности.

Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — общее название высшего представит-ого и законодат-ого органа в гос., где установлено разделение властей. В этом смысле термин парламент употребляется в К Украины, России, Таджикистана. Парламент считается представительным органом. Это его качество вытекает из способа его формирования — путём всеобщих выборов. В современных гос. парламенты, наделены властью принимать законы, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть. Классификация парламентов по структуре. Традиционной системой построения зарубежных парламентов был двухпалатность. 2ая, или верхняя, палата была введена, во-первых, для представительства аристократии, и во-вторых, для сдерживания радикализма нижней палаты. Существует мнение, что 2ая палата совершенно необходима как интегральная часть парламента. Многие верхние палаты не знают установленного срока полномочий и обновляются по частям (Сенат США), что определяет их особое положение и дает определенные организац-ные преимущества. В этом случае верхние палаты превращаются в некий символ непрерывности и стабильности власти. На протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов было двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные. Классификация парламентов по объему компетенции. Компетенция - важнейший фактор, который определяет не только правовое положение парламента и его роль в полит. жизни страны, но и его взаимоотношения с другими высшими органами гос. власти. Зарубежный конституционализм знает различные способы определения компетенции парламента, в зависимости от которых эти учреждения можно подразделить на 3 группы. К 1ой группе относятся парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых К устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деят-сти. Такие парламенты не имеют права переступать границы своих полномочий, т.к. в противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты. Ко 2ой группе относятся парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е. те парламенты, которые юр.располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу. Нет нужды доказывать, что эта доктрина носит умозрительный характер: полномочия парламента всегда ограничены. Тем не менее, эта концепция играет роль конституцион. принципа при определении компетенции парламентов Великобритании и Новой Зеландии. 3ю группу составляют парламенты с относительно определенной компетенцией. Для таких парламентов характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои фун-ии. Наиболее типичным примером в этом отношении является индийский Парламент. Классификация парламентов по соц. составу. Парламенты неоднородны по своему соц. составу. Степень представительства классов и соц. групп в парламентах зависит не столько от их численности, сколько от полит. зрелости и сплоченности этих классов и групп. Многочисленный класс, если он полит. не самоопределился, вообще может не иметь своего представительства в парламенте. В 1ую группу входят соц. однородные парламенты, не имеющие соц.-демократического или коммунистического представительства. 2ую группу составляют парламенты с представительством социал-демократических и коммунистических партий. Чем выше представительство таких партий, тем чаще парламент выступает в поддержку идей государственного регулирования экономики и ограничения крупной собственности.


Щербинин Алексей Игнатьевич,
доктор политических наук, профессор,
заведующий кафедрой политологии
Томского государственного университета.

Прочитав этот раздел, вы сможете:

  • выяснить, что входит в компетенцию парламента;
  • познакомиться со структурой парламента;
  • узнать о функциях парламента, его отдельных частей и наиболее значимых персонажей;
  • уяснить некоторые национальные отличия в парламентской деятельности.

Что может парламент?

Так действительно ли парламент настолько всемогущ? В предыдущей главе мы с вами весьма бегло, но все же смогли познакомиться с историей, которая демонстрировала недюжинный потенциал этой формы представительного правления, способной уже на ранней стадии своего существования противостоять королям и королевствам.

Текущее законодательство — это то, что мы можем назвать рутинной работой парламентариев. С процедурой принятия закона мы ознакомимся чуть ниже, а пока отметим, что законотворчество — это не результат умственных и волевых усилий исключительно депутатов. Правом законодательной инициативы обладают президент, глава правительства, парламентская фракция, депутатская группа, отдельный депутат, а в некоторых странах и так называемая народная инициатива (в Италии для подачи законопроекта от населения требуются подписи 50 тыс. граждан).

К парламентской компетенции относится и информационная. Но об этом речь пойдет в следующей главе.

Современные политологи выделяют следующие функции парламента:
представительную,
законодательную,
финансово-бюджетную,
контрольную,
властную.

В истории США только президент Эндрю Джексон прошел процедуру импичмента в 1868 г.
и сохранил свой пост благодаря тому, что не хватило одного голоса.

Билл Клинтон прошел процедуру по так называемому делу
о недостойном поведении
и был оправдан.

Законопроект поступает
в парламент, и, для того чтобы стать принятым законом, ему следует пройти ряд процедур, определенных не только регламентом парламента, но и его конфигурацией.

Структура парламента

Рассмотрим, из чего состоит парламент. Главной фигурой в парламенте является депутат (лат. deputatus - посланный). Именно он прямо или косвенно (через партии, субъекты государственно-территориального устройства) от имени народа, его избравшего, осуществляет власть. Правовым статусом члена парламента, дающим ему возможность осуществлять власть, является депутатский мандат. Существует два вида мандатов: свободный, когда депутат не связан обязательствами перед избирателями своего округа и как бы является представителем всего народа, и императивный мандат, когда парламентарий несет ответственность перед своими избирателями. В ряде стран императивный мандат законодательно запрещен. С другой стороны, на практике нет подлинно свободных мандатов, так как парламентарии действуют, как правило, под влиянием политических партий и групп интересов. Мандат вступает в силу с момента юридического оформления итогов выборов. Он же утрачивает силу с поражением действующего депутата на выборах, но в целом ряде стран называются и другие причины: отставка, деятельность, не совместимая со статусом депутата, и даже за пропуски заседаний парламента.

Парламентарий обладает иммунитетом. Есть две трактовки этого понятия. Менее распространенной является та, что депутат не несет ответственности за то, что он говорит. Более известна в широких кругах трактовка иммуннитета, как депутатской неприкосновенности.

Итак, мы познакомились с депутатом. Коль скоро он работает в парламенте, то интегрирован в его структуру, прописанную в законе, и подчиняется регламенту. Структуру парламента, разную для различных стран и эпох, образуют его палаты. Если это однопалатный парламент, тогда все очевидно. Для двухпалатного - верхняя и нижняя, а далее идут депутатские объединения (фракции и группы), парламентские комитеты и комиссии, административно-вспомогательные органы, и, наконец, руководящие органы.

Руководящим органом однопалатного парламента является председатель Национального собрания. В случае двухпалатного парламента единого руководителя парламента нет.

Руководство палатами может быть единоличным или коллегиальным. Например, во Франции во главе стоит Бюро. Когда речь идет о единоличном руководстве, то для разных стран и разного уровня палат должность председателя замещается на различных основах. Например, в верхнюю палату председатель может быть назначен по должности. Так, Сенат США возглавляет вице-президент. В нижней палате, как правило, должность председателя получает представитель партии или коалиции победившего на выборах большинства.

В Англии в 1397 г.
парламент в связи
с обвинением одного из депутатов в измене настоял на его неприкосновенности.

А в XVI в. Генрих III издал распоряжение
о неприкосновенности депутатов и их имущества во время парламентской сессии.

При его дочери, королеве Елизавете I, были признаны право на свободное высказывание в парламенте и отказ королевской власти от преследования депутатов за выступления.

Что может быть интересно в работе Конгресса? Прежде всего, как структурированы сами палаты. Известно, что парламент США двухпартийный, поэтому мы имеем дело, прежде всего, с партийными фракциями, избирающими партийных лидеров палат, выдвигающих кандидатуры на должность спикера, временного председателя Сената (в верхней палате), председателей и членов комитетов и подкомитетов.
Решения, принятые абсолютным большинством голосов, обязательны для всех членов фракции (если это не противоречит предвыборным обещаниям депутата, гласит пункт 7 Правил демократической фракции в нижней палате).

Итак, какого вида бывают комитеты? По стоянные комитеты - основа Конгресса. Они специализируются в определенной области законодательства (по юридическим вопросам, по охране окружающей среды и общественным работам и т. п.). Именно они вносят законопроекты на рассмотрение в обе палаты. Как правило, постоянные комитеты подразделяются на подкомитеты. Следующий вид - объединенный комитет, состоящий из членов верхней и нижней палат с целью анализа стратегических направлений политики страны. Специальный комитет создается на время рассмотрения какого-либо вопроса, не связанного с прерогативой постоянных комитетов и для объединения членов более чем одного комитета. Временным является также согласительный комитет, создаваемый для урегулирования расхождений между верхней и нижней палатами по законопроекту. Он включает в себя представителей тех комитетов, которые занимались разработкой данного законопроекта. К слову сказать, до четверти всех законопроектов проходят через такие комитеты.

За 200 с лишним лет своего существования Палата представителей Конгресса США наработала регламент объемом в 300 страниц и вдобавок свыше 10 томов, связанных с процедурами работы нижней палаты. Регламент Сената занял чуть более 100 страниц
и 1 том процедур.

Превращение законопроекта в закон

  1. Билль вносится в соответствующий постоянный комитет верхней палаты;
  2. Комитет рассматривает билль;
  3. Закрытая сессия комитета принимает окончательное решение по биллю;
  4. Комитет докладывает о решении Сенату;
  5. Сенат обсуждает билль;
  6. Сенат принимает билль и передает егов Палату представителей;
  7. Постоянный комитет Палаты представителей заслушивает билль;
  8. Закрытая сессия комитета по биллю принимает решение;
  9. Комитет по биллю докладывает о своем решении Палате представителей и передает билль в комитет правил;
  10. Комитет правил принимает решение о дальнейшем порядке рассмотрения билля;
  11. Билль обсуждается и голосуется в нижней палате;
  12. В билль вносятся изменения и поправки согласительным комитетом, если законопроект принят с данными оговорками;
  13. Причастные к законопроекту комитеты утверждают доклад согласительного комитета;
  14. Билль передается на подпись президенту;
  15. Президент подписывает документ, и билль становится законом;
  16. Если президент не подписывает, воспользовавшись правом
    вето (лат. veto - запрещаю), то применяется
    процедура преодоления вето.

Наконец, законопроект становится законом. Он показывает, что парламентарии действуют в интересах всего общества, они рассмотрели все нюансы и оказали влияние на своих избирателей собственной активной позицией, компетентностью. Парламент работает, жизнь продолжается.

Читайте также: