Полномочия конституционного суда рб кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Конституционный Суд Республики Башкортостан в целях защиты конституционного строя Республики Башкортостан, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения высшей юридической силы Конституции Республики Башкортостан по вопросам, отнесенным к ведению Республики Башкортостан:

Информация об изменениях:

Законом Республики Башкортостан от 29 апреля 2014 г. N 81-з в пункт 1 части 1 статьи 3 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении переходного периода, установленного статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 406-ФЗ

1) разрешает дела о соответствии Конституции Республики Башкортостан:

а) законов Республики Башкортостан;

б) нормативных правовых актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан;

в) нормативных правовых актов Главы Республики Башкортостан;

г) нормативных правовых актов Правительства Республики Башкортостан и иных республиканских органов исполнительной власти;

д) нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

е) публично-правовых договоров между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления по вопросам, отнесенным к ведению Республики Башкортостан (далее - публично-правовой договор);

2) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность нормативного правового акта органа государственной власти Республики Башкортостан, органа местного самоуправления;

3) дает толкование Конституции Республики Башкортостан;

4) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

5) рассматривает иные конституционно-правовые вопросы, отнесенные к его компетенции федеральным законом и законом Республики Башкортостан.

2. Конституционный Суд Республики Башкортостан может быть наделен другими полномочиями, если они не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве органа конституционного контроля, соответствуют пределам ведения Республики Башкортостан и полномочиям Республики Башкортостан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан и не отнесены к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, иных судов.

ГАРАНТ:

О полномочиях Конституционного Суда РБ см. также:

Определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г. N 103-О

Комментарий к Определению Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г. N 103-О

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Конституционный Суд Республики Беларусь является органом судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве.

Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права. Шесть судей назначаются Президентом, шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания.

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания из числа судей Конституционного Суда сроком на 5 лет.

Основные задачи

Конституционный Суд призван защищать конституционный строй Республики Беларусь, гарантированные Конституцией права и свободы человека и гражданина, обеспечивать верховенство Конституции и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении.

Полномочия Конституционного Суда

  • в порядке последующего контроля дает заключения о конституционности нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь, актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь;
  • дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции;
  • в порядке обязательного предварительного контроля принимает решения о конституционности законов, принятых Национальным собранием (за исключением законов, подготовленных в связи с заключением, исполнением, приостановлением действия и прекращением международных договоров Республики Беларусь), до их подписания Президентом Республики Беларусь;
  • принимает решения о соответствии Конституции не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь;
  • принимает решения о наличии фактов систематического или грубого нарушения местными Советами депутатов требований законодательства;
  • дает официальное толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;
  • излагает свою позицию о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • проводит проверки конституционности отдельных направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов;
  • принимает решения об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности;
  • принимает ежегодные послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь.

Правом обращения в Конституционный Суд обладают Президент Республики Беларусь, палаты Парламента - Палата представителей Национального собрания и Совет Республики Национального собрания, Верховный Суд, Правительство - Совет Министров.

С инициативой о внесении предложений о проверке конституционности нормативного правового акта, примененного в конкретном решении государственного органа или постановлении суда общей юрисдикции, в результате чего, по мнению гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, организации (за исключением государственных органов), нарушаются права, свободы и законные интересы гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, права и законные интересы организации, этот гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, эта организация обращаются к Президенту Республики Беларусь, органам, наделенным правом внесения в Конституционный Суд таких предложений.

Основанием для возбуждения производства по делу об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности являются поступившие в Конституционный Суд обращения государственных органов, иных организаций, а также граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, содержащие информацию о наличии в нормативных правовых актах пробелов, коллизий и правовой неопределенности.

Производство по делу об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности может быть также возбуждено Конституционным Судом по собственной инициативе.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь в апреле 1994 года учрежден Конституционный Суд Республики Беларусь (далее – Конституционный Суд), который является органом судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, утверждает верховенство Конституции и ее непосредственное действие.

Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права. Шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания – палатой Парламента.

Судьи Конституционного Суда назначаются (избираются) на 11 лет и могут быть назначены (избраны) на новый срок. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда – 70 лет.

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания из числа судей Конституционного Суда сроком на 5 лет.

Заместитель Председателя Конституционного Суда избирается Конституционным Судом из состава судей Конституционного Суда по представлению Председателя Конституционного Суда сроком на 5 лет.

Конституционный Суд осуществляет следующие полномочия:

в порядке последующего контроля дает заключения о конституционности нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь, актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь;

дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции;

в порядке обязательного предварительного контроля принимает решения о конституционности законов, принятых Национальным собранием (за исключением законов, подготовленных в связи с заключением, исполнением, приостановлением действия и прекращением международных договоров Республики Беларусь), до их подписания Президентом Республики Беларусь;

принимает решения о соответствии Конституции не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь;

принимает решения о наличии фактов систематического или грубого нарушения местными Советами депутатов требований законодательства;

дает официальное толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;

излагает свою позицию о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;

проводит проверки конституционности отдельных направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и других государственных органов;

принимает решения об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности;

принимает ежегодные послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь.

Правом обращения в Конституционный Суд обладают Президент Республики Беларусь, палаты Парламента – Национального собрания (Палата представителей, Совет Республики), Верховный Суд, Правительство – Совет Министров.

С инициативой о внесении предложений о проверке конституционности нормативного правового акта, примененного в конкретных решении государственного органа или постановлении суда общей юрисдикции, в результате чего, по мнению гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, организации (за исключением государственных органов), нарушаются права, свободы и законные интересы гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, права и законные интересы организации, этот гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, эта организация обращаются к Президенту Республики Беларусь, органам, наделенным правом внесения в Конституционный Суд таких предложений.

В решениях и формулируемых в них правовых позициях Конституционный Суд, исходя из верховенства права, путем выявления конституционно-правового смысла норм законов и иных нормативных правовых актов способствует выработке правовых механизмов развития и защиты конституционных ценностей и достижения конституционно значимых целей, ориентирует законодателя и правоприменителей на неукоснительное соблюдение конституционных положений и их реальное обеспечение.

разрешает дела о конституционности законов и иных нормативных правовых актов, принятых органами публичной власти, посредством абстрактного и конкретного нормоконтроля по письменным запросам, ходатайствам и жалобам заявителей,

дает толкование Конституции Республики Башкортостан,

рассматривает иные конституционно-правовые вопросы, по своей юридической природе, характеру и последствиям, являющиеся конституционными и отнесенные к его компетенции законоположениями,

применяет в сфере своей юрисдикции фундаментальные принципы судопроизводства, принцип верности федерации.

Конституционному Суду Республики Башкортостан принадлежит право законодательной инициативы.

Решения Конституционного Суда Республики Башкортостан, как направленные на защиту конституционной демократии, на повышение доверия к действиям государства и самоограничение им регламентирующей и организационно-распорядительной власти, не могут быть пересмотрены иным судом, действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Конституционный Суд Республики Башкортостан действует с 27 марта 1996 года в составе четырех судей, назначенных на должность на срок 12 лет.

Деятельность Конституционного Суда Республики Башкортостан обеспечивает Секретариат Конституционного Суда Республики Башкортостан.

1) о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

2) о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

3) о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

4) о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Конституционный суд Республики Беларусь - это особый судебный орган, осуществляющий функции правосудия и одновременно выступающий в роли одного из высших органов государственной власти. Он осуществляет судеб­ную власть посредством конституционного судопроизводства.

Первоначально Закон наделял Конституционный суд правом рассматривать по своей инициативе дела о соответствии нормативных актов любого государственного органа, общественного объединения Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. В случаях, предусмотренных Конституцией (ст.104), Конституционный суд по предложению депутатов Верховного Совета (не менее 70 чел.) обязан был вынести заключение о нарушении Президентом Конституции Республики Беларусь. В новой редакции Конституции указанные полномочия Конституционного суда упразднены.

Необходимо отметить, что компетенция конституционных судов европейских стран более широкая. К примеру, Конституционный суд Российской Федерации, кроме проверки конституционности (законности) нормативных актов, разрешает споры о компетенции между высшими органами государственной власти; по жалобам граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле; по запросам конкретных государственных органов дает толкование Конституции Российской Федерации.

Согласно части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, Конституционный суд является единственным государственным органом, который осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Эта деятельность Конституционного Суда находит свое выражение в принимаемых им решениях, которые обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Особенностью конституционного контроля является отсутствие системы подчиненных ему органов. Осуществление им своих полномочий опирается на авторитет принятого решения. Этому может способствовать его правовая аргументированность, а не политическое обоснование. Исполнение решений зависит от поддержки других властных структур - Президента, Парламента, Правительства, судов, органов прокуратуры, а также общественной поддержки.

Конституционный суд вправе проверять на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, в том числе законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные акты министерств, государственных комитетом, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. Лишь решения местных референдумов выпадают из сферы контроля Конституционного суда.




3. Порядок формирования и состав Конституционного суда

Орган конституционного контроля в Беларуси формируется Главой государства совместно с законодательным органом. Шесть судей назначаются Президентом, шесть судей избираются верхней палатой парламента – Советом Республики.

Председатель Конституционного суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики из числа судей Конституционного суда. Заместитель Председателя избирается Конституционным судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного суда.

Судьей Конституционного суда может быть назначен, избран гражданин Республики Беларусь, являющийся специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень, и обладающий высокими моральными качествами.

Судьи Конституционного суда назначаются или избираются сроком на 11 лет и могут быть назначены или избраны на новый срок. Председатель Конституционного суда может быть в любое время освобожден от должности Президентом с уведомлением Совета Республики.

В конституционных судах европейских стран разное количество судей. Например, в Чехии, Венгрии и Польше – 15, в Румынии - 9 судей, в Болгарии - 12, в Литве - 9, в Украине - 18, России - 19.

1) о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

2) о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

3) о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

4) о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Конституционный суд Республики Беларусь - это особый судебный орган, осуществляющий функции правосудия и одновременно выступающий в роли одного из высших органов государственной власти. Он осуществляет судеб­ную власть посредством конституционного судопроизводства.

Первоначально Закон наделял Конституционный суд правом рассматривать по своей инициативе дела о соответствии нормативных актов любого государственного органа, общественного объединения Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. В случаях, предусмотренных Конституцией (ст.104), Конституционный суд по предложению депутатов Верховного Совета (не менее 70 чел.) обязан был вынести заключение о нарушении Президентом Конституции Республики Беларусь. В новой редакции Конституции указанные полномочия Конституционного суда упразднены.

Необходимо отметить, что компетенция конституционных судов европейских стран более широкая. К примеру, Конституционный суд Российской Федерации, кроме проверки конституционности (законности) нормативных актов, разрешает споры о компетенции между высшими органами государственной власти; по жалобам граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле; по запросам конкретных государственных органов дает толкование Конституции Российской Федерации.

Согласно части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, Конституционный суд является единственным государственным органом, который осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Эта деятельность Конституционного Суда находит свое выражение в принимаемых им решениях, которые обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Особенностью конституционного контроля является отсутствие системы подчиненных ему органов. Осуществление им своих полномочий опирается на авторитет принятого решения. Этому может способствовать его правовая аргументированность, а не политическое обоснование. Исполнение решений зависит от поддержки других властных структур - Президента, Парламента, Правительства, судов, органов прокуратуры, а также общественной поддержки.

Конституционный суд вправе проверять на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, в том числе законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные акты министерств, государственных комитетом, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. Лишь решения местных референдумов выпадают из сферы контроля Конституционного суда.

3. Порядок формирования и состав Конституционного суда

Орган конституционного контроля в Беларуси формируется Главой государства совместно с законодательным органом. Шесть судей назначаются Президентом, шесть судей избираются верхней палатой парламента – Советом Республики.

Председатель Конституционного суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики из числа судей Конституционного суда. Заместитель Председателя избирается Конституционным судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного суда.

Судьей Конституционного суда может быть назначен, избран гражданин Республики Беларусь, являющийся специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень, и обладающий высокими моральными качествами.

Судьи Конституционного суда назначаются или избираются сроком на 11 лет и могут быть назначены или избраны на новый срок. Председатель Конституционного суда может быть в любое время освобожден от должности Президентом с уведомлением Совета Республики.

В конституционных судах европейских стран разное количество судей. Например, в Чехии, Венгрии и Польше – 15, в Румынии - 9 судей, в Болгарии - 12, в Литве - 9, в Украине - 18, России - 19.

Читайте также: