Объект науки это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Что такое объект и предмет науки? Почему недопустимо их смешивать? Какая связь существует между предметом и методом науки?

Под объектом науки понимается конкретная сфера, объект действительности; под предметом - определенный срез (часть) объекта познания. Недопустимо их смешивать потому, что когда один и тот же объект исследуется различными науками, то возникает проблема предмета. Если объект познания изучает только одна наука, то надобности в разграничении объекта и предмета науки не возникает, достаточно определить объект науки.

От выявления в полном объеме объектов науки зависит в значительной мере адекватное определение природы науки. Каждая наука представляет собой информационную модель познаваемого объекта.

Под предметом науки понимается изучаемая ею сторона объективной деятельности.

Связь между предметом и методом науки следующая: если знание о предмете позволяет четко ответить на вопрос, что изучает эта наука, то знание метода позволяет дать ответ на другой важнейший вопрос: как наука это делает, с помощью каких методов и приемов. В основе методов лежит предмет теории, ибо без теории метод остается беспредметным, а наука – бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооруженная адекватными методами, может выполнить стоящие перед ней функции и задачи.

Объясните деление всех наук на естественные, технические и гуманитарные. В чем своеобразие и сложность предмета и метода гуманитарных наук? Докажите, что юриспруденция наука гуманитарная.

Ответ: Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему наук в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы: технические, естественные и гуманитарные. Деление происходит по характеру изучаемых наукой явлений и процессов. Технические науки изучают процессы и явления, относящиеся к технике, к ее производству. Естественные науки изучают процессы и явления, относящиеся к природе. Гуманитарные науки изучают процессы и явления, относящиеся к человеческому обществу, протекающие в этом обществе.

Идентичные по сути науки вместе с тем различаются по природе. В структуре научной деятельности специфика усматривается в объектах познания и, следовательно, в используемых методах. Значит, объекты и методы познания определяют природу той или иной науки. Фундаментальное деление наук на три класса проведено по объекту познания (естественные, технические и социальные).

Сложность и своеобразие метода и предмета гуманитарных наук видится в следующем: гуманитарные науки получили в наследство область не только не очерченную и не промеренную насквозь, но, напротив, совершенно нетронутую, которую им еще только предстояло разрабатывать с помощью научных понятий и позитивных методов. Под именем человека или человеческой природы XVIII век передал им некоторое очерченное извне, но пока еще пустое изнутри пространство, которое они должны были объять и исследовать. В самом деле, эпистемологическое поле, которое охватывают гуманитарные науки, не дано им заранее: никакая философия, никакое мнение политического или этического характера, никакая из уже существующих эмпирических наук, никакое наблюдение над человеческим телом, никакое исследование ощущения, воображения или страстей ни в XVII, ни в XVIII веке ни разу не столкнулось с таким предметом, как человек, поскольку человек и не существовал (как не существовали жизнь, язык и труд).

Все сложности "гуманитарных наук", их непрочность, их неуверенность в своей научности, их опасные заигрывания с философией, их нечетко определенная опора на другие области знания, их характер - всегда вторичный и производный, однако с претензией на всеобщность, - что все это не является, как часто думают, следствием какой-то особой плотности их объекта; причина тому вовсе не метафизический статус, не непреодолимая трансцендентность того человека, о котором они говорят, но вся сложность той эпистемологической конфигурации, в которой они оказались помещенными, все их постоянное отношение к измерениям, в которых они находят свое собственное пространство.

Гуманитарные науки зависят от общества и человека, поэтому в них нет точности, что затрудняет однозначное недвижимое констатирование предмета и метода гуманитарных наук.

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты. Юридические науки – часть гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами.

Ответ: Предметом ТГП выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции. Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.п.). Специфика предмета ТГП заключается в том, что государство и право исследуется во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.

Место теории государства и права в системе юридических наук: Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологичес­ком порядке (т.е. применяют преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущ­ность государства и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е. применяет преимущественно логический метод).

По отношению к отраслевым юридическим наукам теория госу­дарства и права выступает как обобщающая, фундаментальная. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функциониро­вания государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория го­сударства и права исследует общие для всех отраслевых наук пробле­мы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т.д.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспру­денции.

Рассуждения на тему: Юриспруденция наука практическая, но нет ничего практичнее хорошей теории. ТГП изучает в обобщенном виде великое множество государств и систем прав от существовавших в далеком и прошлом до существующих в настоящее время. И если бы наука не изу­чала и не обобщала этот гигантский исторический опыт, то государственно-правовая практика либо извечно топталась бы на одном месте, либо отбрасывалась, поскольку люди забывали бы ценный опыт в достижении прошлых поколе­ний. Даже в наши дни игнорирование науки в государствен­но-правовом строительстве порождает массу негативных последствий. Изучая и обобщая практику теория государ­ства и права формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и умело использовать их в целых прогрессивного развития общества.

В то же время жизненность, социальная значимость ТГП во многом определяется ее связью с практикой, способностью удовлетворять потребности последней. Юридическая практика, служит неисчерпаемым источником для развития учения о государстве и праве. Практика же обуславливает и цели исследования государства, и права, то есть познания государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной основе. « Нет ничего практичнее хорошей тео­рии", - гласит весьма популярный лозунг. Наконец, практика служит критери­ем истинности научного знания.

Назовите и охарактеризуйте функции теории государства и права. Можно ли определить доминирующую функцию теории государства и права?

Ответ: Т еория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

1.Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д.

2. Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т.д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

3. Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время.

4. Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными ''опорными пунктами", "не сущими конструкциями" отраслевых и специальных юриди­ческих наук.

Теория государства и права призвана формировать на­учные основы как внутренней, так и внешней государствен­ной политики, обеспечивать научность государственного управления.

6. Идеологическая функция. Идеология - система осно­вополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жиз­ненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических уста­новок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о госу­дарстве и праве, создает научную основу для формирова­ния общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на право­сознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

7. Практически-организаторская функция. Теория госу­дарства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для ре­шения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переход­ный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

8. Прогностическая функция. На основе познания законо­мерностей развития государства и права анализируемая на­ука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позво­ляет "заглянуть" в будущее государственности. Научно обо­снованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

Важнейшую функцию выделить нельзя, так как функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении теории госу­дарства и права.

Дайте определение метода теории государства и права и раскройте связь предмета и метода этой науки.

Ответ: Методы теории государства и права – это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов.

Методы теории государства и права тесно взаимосвязаны с ее предметом. Если предмет позволяет четко ответить на вопрос, что изучает теория, то метод позволяет дать ответить на вопрос: как, какими способами она это делает. В основе методов лежит предмет теории, ибо без теории метод остается беспредметным, а наука – бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооруженная адекватными методами, может выполнить стоящие перед ней функции и задачи.

Раскройте метод сравнительного правоведения. Означает ли использование этого метода простое копирование государственно-правового опыта других стран? Порассуждайте на эту тему.

Ответ: Метод сравнительного правоведения имеет своим объектом сходные государственно-правовые институты различных стран. С логической точки зрения, данный метод основывается на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран. Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в политических и правовых реформах.

Итак, метод сравнительного правоведения позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы – законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств.

Использование этого метода не означает простое копирование государственно-правового опыта других стран. Мы считаем, что сравнительное правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в наши специфические исторические, национальные и социально-культурные условия. Такой механический перенос может нанести вред нашей правовой системе и создать трудности в применении перенесенных из зарубежной практики в нашу российскую юридическую практику институтов. Примером, механического перенесения может выступить институт траста. Данный институт был урегулирован Указом президента, но практического воплощения не нашел, так как расщепления права собственности между участниками трастовых отношений в России невозможно. В соответствии с положениями ГК РФ право собственности неделимо и едино. Поэтому перенесенный из англо-американской правовой системы институт траста был заменен институтом доверительного управления.

Необходимо использовать зарубежный опыт для повышения эффективности действия норм права, а не механически заимствовать зарубежные институты чуждые нашему российскому праву.

Какие методы используются для определения эффективности и результативности принятия нового закона?

Применяются следующие методы:

-анализ – условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части;

-синтез – изучение явления путем условного объединения его составных частей;

-конкретно-социологический – позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере;

-статистический – позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления.

На основании этих методов, проанализировав полученные данные, мы можем получить реальную картину о результативности и эффективности правового регулирования вновь принятого закона.

В княжестве Лихтенштейн ликвидирован институт армии. Внешнеполитическая доктрина данного государства провозглашает отказ от ведения войны и подготовки к ней.

Сохраняет ли княжество Лихтенштейн признаки современного государства?

Княжество Лихтенштейн не сохраняет в полной мере признаки современного государства, так как один из признаков государства – публичная (государственная) власть в Лихтенштейн не проявляется. Публичной властью власть называется потому, что она, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается в чиновниках – профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарата). Олицетворенная в государственных органах, публичная власть становится государственной властью, то есть той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающую роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т.д.).

Соответственно, поскольку в Лихтенштейн нет армии, то публичная власть не подкреплена принуждением. Власть в этом случае носит характер тени, пустой абстракции.

Дайте сравнительную характеристику социальной власти первобытного общества и государственной власти.

Особенностью социальной власти в догосударственный период являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедея­тельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством ору­дий труда, низкой его производительностью. Отсюда необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на сред­ства производства и в распределении продуктов на основе равенства.

Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу первобытного общества.

Под социальной властью понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчине­ния между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

Государственная власть — это публично-политическое отноше­ние господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Сравним признаки социальной власти, существовавшей в догосударствен­ный период и государственной власти:

1. Социальная власть распространялась только в рамках рода. Государственная власть распространяется на все общество;

2. Социальная власть выражала волю рода и базировалась на кровных связях. Государственная власть носит публично-политический характер;

3. Социальная власть была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали). Государственная власть опирается на государственное принуждение;

4. Органами социальной власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т.п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества. Государственная власть осуществляется специальными лицами (чиновниками, полити­ками и т.п.).

Кроме того, для государственной власти характерны такие черты как система налогов, деление населения по территориальному признаку.

Человек, вступающий на путь исследова­ния, обращается к той обширной сфере человеческой деятельно­сти, которая называется наукой. Прежде чем мы перейдем к раз­говору о педагогической науке и научной работе по педагогике, посмотрим, что собой представляет наука вообще.

Есть много определений науки, но не следует утверждать, что только одно из них является правильным. Нужно выбирать, а вы­бор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с помощью данного определения.

Мы ставим перед собой другую задачу. Она связана с анализом структуры, методов и логики научного познания в одной из сфер человеческой деятельности — в образовании, а для этого приве­денное выше, правильное, но слишком узкое, определение не подходит.

Наиболее общим образом наука определяется как сфера челове­ческой деятельности, в которой происходит выработка и теорети­ческая систематизация объективных знаний о действительности. Важно то, что наука не сводится к знаниям. Это — не просто сис­тема знаний, как иногда утверждают, а именно деятельность, работа, имеющая целью получение знаний. Деятельность в сфере науки — научное исследование, т.е. особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завер­шается формированием знаний об изучаемых объектах.

Наука — это не только сумма знаний и тем более не только готовое знание, но и деятельность, направленная на достижение знания. Знание представляет собой запечатленный срез безоста­новочного познавательного процесса, идеальный сгусток позна­вательных усилий людей. Научная деятельность генерирует зна­ние, точнее — его особый тип — научное знание. Благодаря этому наука представляет собой динамично функционирующий орга­низм, существующий для порождения созидания, производства знания. Иначе говоря, в науке следует видеть особую отрасль ду­ховного производства — производство научного знания.

Существует единство духовной и материальной деятельности, результата и процесса, знания и способов его получения. Главной частью самосознания науки стало представление о характере дея­тельности, направленной на формирование и развитие научного знания, а научное знание всегда есть результат деятельности по­знающего человека.

Объект и предмет науки.

Принято различать объект и предмет науки.

Объект — это область действительности, которую исследу­ет данная наука, предмет — способ видения объекта с позиций этой науки.

объект исследования как область действительности, на которую направлена деятельность исследо­вателя; эмпирическая область, т. е. совокупность различных эмпирических описаний свойств и характеристик объекта, накоплен­ных наукой к данному времени; задача исследования; познаватель­ные средства.

Ни один из этих компонентов сам по себе не создает предмета. Как научная реальность, он создается только целостностью всех компонентов и характеризует специфику данной научной дисцип­лины. Взятый в целом предмет выступает как посредник между субъектом и объектом исследования: именно в рамках предмета субъект имеет дело с объектом.




Можно сказать проще: предмет науки — это как бы очки, сквозь которые мы смотрим на действительность, выделяя в ней определенные стороны в свете задачи, которую мы ставим, используя понятия, свойственные науке для описания области действи­тельности, избранной в качестве объекта изучения.

В некоторых трудах по гносеологии и методологии науки раз­личаются три понятия: объект действительности, объект науки и предмет науки. Покажем это различие на примерах.

Рентгеновские лучи как объект действительности существова­ли не только до рождения ученого, чьим именем они были назва­ны, но и задолго до появления на Земле человека. Рентген сделал

их достоянием науки, объектом научного изучения. Но по мере того как они попадали в поле зрения разных наук, возникла не­обходимость выделить специфические для каждой из них сторо­ны этого объекта в соответствии с определенными задачами. Так, медицина и физика смотрят на рентгеновские лучи по-разному, каждый из них выделяет свой предмет. Для медицины они — средство диагностики заболеваний, для физики — один из мно­гих видов излучения. Ясно, что и понятийный состав, и средства изучения и применения этого объекта в разных науках не совпадают.

На урок к учителю физики могут прийти представители многих научных дисциплин. Но каждый из них увидит разное и опи­шет происходящее иначе, чем его коллега — специалист из дру­гой отрасли знания. Методист будет думать о том, насколько соот­ветствуют содержание и методы, применяемые учителем, целям преподавания данного учебного предмета в школе, физик — о правильности изложения материала своей науки, специалист по дидактике — о соответствии общего хода урока принципам обуче­ния. Психолог преимущественно заинтересуется особенностями усвоения материала учащимися. Для специалиста по кибернетике обучение — это система управления с прямой и обратной связью.

Педагогическая действительность — это та часть общей дей­ствительности, которая включена в педагогическую деятельность. Это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспита­ния, учебники, то, что в них написано, и т.д. Такая деятельность может найти отражение не только в науке. Наука — это лишь одна форма общественного сознания. Действительность может отражать­ся также и в обыденном — стихийно-эмпирическом процессе по­знания, и в художественно-образной форме.

Научное познание осуществляют специальные группы людей, а стихийно-эмпирическое познание — все занятые практической деятельностью. Источником знания в этом случае являются раз­нообразные практические действия. Это как бы побочно, не спе­циально полученные знания. В науке же ставятся познавательные цели, и научное исследование носит систематический и целена­правленный характер, оно направлено на решение научных про­блем. Его результаты заполняют определенный пробел в научном знании. В ходе исследования применяются специальные средства познания: моделирование, создание гипотез, экспериментирова­ние и т.д.

Практические задачи следует отличать от научных проблем. Например, преодоление отставания школьников в учении —- это практическая задача. Ее можно решить и не прибегая к научному исследованию. Но гораздо лучше решать ее на научной основе. Однако научная проблема не совпадает с практической задачей. В данном случае она может формулироваться, например, так: про­блема формирования у учащихся познавательной самостоятель­ности или проблема формирования у них учебных умений и на­выков. Одна практическая задача может быть решена на основе результатов исследования нескольких научных проблем. В то же время изучение одной проблемы может содействовать решению ряда практических задач.

Глава 1 научное познание и наука

Что такое наука и научное исследование

План

Определение науки.

Объект и предмет науки.

Объект и предмет педагогической науки.

Функции педагогической науки.

Определение науки.

Человек, вступающий на путь исследова­ния, обращается к той обширной сфере человеческой деятельно­сти, которая называется наукой. Прежде чем мы перейдем к раз­говору о педагогической науке и научной работе по педагогике, посмотрим, что собой представляет наука вообще.

Есть много определений науки, но не следует утверждать, что только одно из них является правильным. Нужно выбирать, а вы­бор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с помощью данного определения.

Мы ставим перед собой другую задачу. Она связана с анализом структуры, методов и логики научного познания в одной из сфер человеческой деятельности — в образовании, а для этого приве­денное выше, правильное, но слишком узкое, определение не подходит.

Наиболее общим образом наука определяется как сфера челове­ческой деятельности, в которой происходит выработка и теорети­ческая систематизация объективных знаний о действительности. Важно то, что наука не сводится к знаниям. Это — не просто сис­тема знаний, как иногда утверждают, а именно деятельность, работа, имеющая целью получение знаний. Деятельность в сфере науки — научное исследование, т.е. особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завер­шается формированием знаний об изучаемых объектах.

Наука — это не только сумма знаний и тем более не только готовое знание, но и деятельность, направленная на достижение знания. Знание представляет собой запечатленный срез безоста­новочного познавательного процесса, идеальный сгусток позна­вательных усилий людей. Научная деятельность генерирует зна­ние, точнее — его особый тип — научное знание. Благодаря этому наука представляет собой динамично функционирующий орга­низм, существующий для порождения созидания, производства знания. Иначе говоря, в науке следует видеть особую отрасль ду­ховного производства — производство научного знания.

Существует единство духовной и материальной деятельности, результата и процесса, знания и способов его получения. Главной частью самосознания науки стало представление о характере дея­тельности, направленной на формирование и развитие научного знания, а научное знание всегда есть результат деятельности по­знающего человека.

Объект и предмет науки.

Принято различать объект и предмет науки.

Объект — это область действительности, которую исследу­ет данная наука, предмет — способ видения объекта с позиций этой науки.

объект исследования как область действительности, на которую направлена деятельность исследо­вателя; эмпирическая область, т. е. совокупность различных эмпирических описаний свойств и характеристик объекта, накоплен­ных наукой к данному времени; задача исследования; познаватель­ные средства.

Ни один из этих компонентов сам по себе не создает предмета. Как научная реальность, он создается только целостностью всех компонентов и характеризует специфику данной научной дисцип­лины. Взятый в целом предмет выступает как посредник между субъектом и объектом исследования: именно в рамках предмета субъект имеет дело с объектом.

Можно сказать проще: предмет науки — это как бы очки, сквозь которые мы смотрим на действительность, выделяя в ней определенные стороны в свете задачи, которую мы ставим, используя понятия, свойственные науке для описания области действи­тельности, избранной в качестве объекта изучения.

В некоторых трудах по гносеологии и методологии науки раз­личаются три понятия: объект действительности, объект науки и предмет науки. Покажем это различие на примерах.

Рентгеновские лучи как объект действительности существова­ли не только до рождения ученого, чьим именем они были назва­ны, но и задолго до появления на Земле человека. Рентген сделал

их достоянием науки, объектом научного изучения. Но по мере того как они попадали в поле зрения разных наук, возникла не­обходимость выделить специфические для каждой из них сторо­ны этого объекта в соответствии с определенными задачами. Так, медицина и физика смотрят на рентгеновские лучи по-разному, каждый из них выделяет свой предмет. Для медицины они — средство диагностики заболеваний, для физики — один из мно­гих видов излучения. Ясно, что и понятийный состав, и средства изучения и применения этого объекта в разных науках не совпадают.

На урок к учителю физики могут прийти представители многих научных дисциплин. Но каждый из них увидит разное и опи­шет происходящее иначе, чем его коллега — специалист из дру­гой отрасли знания. Методист будет думать о том, насколько соот­ветствуют содержание и методы, применяемые учителем, целям преподавания данного учебного предмета в школе, физик — о правильности изложения материала своей науки, специалист по дидактике — о соответствии общего хода урока принципам обуче­ния. Психолог преимущественно заинтересуется особенностями усвоения материала учащимися. Для специалиста по кибернетике обучение — это система управления с прямой и обратной связью.

Педагогическая действительность — это та часть общей дей­ствительности, которая включена в педагогическую деятельность. Это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспита­ния, учебники, то, что в них написано, и т.д. Такая деятельность может найти отражение не только в науке. Наука — это лишь одна форма общественного сознания. Действительность может отражать­ся также и в обыденном — стихийно-эмпирическом процессе по­знания, и в художественно-образной форме.

Научное познание осуществляют специальные группы людей, а стихийно-эмпирическое познание — все занятые практической деятельностью. Источником знания в этом случае являются раз­нообразные практические действия. Это как бы побочно, не спе­циально полученные знания. В науке же ставятся познавательные цели, и научное исследование носит систематический и целена­правленный характер, оно направлено на решение научных про­блем. Его результаты заполняют определенный пробел в научном знании. В ходе исследования применяются специальные средства познания: моделирование, создание гипотез, экспериментирова­ние и т.д.

Практические задачи следует отличать от научных проблем. Например, преодоление отставания школьников в учении —- это практическая задача. Ее можно решить и не прибегая к научному исследованию. Но гораздо лучше решать ее на научной основе. Однако научная проблема не совпадает с практической задачей. В данном случае она может формулироваться, например, так: про­блема формирования у учащихся познавательной самостоятель­ности или проблема формирования у них учебных умений и на­выков. Одна практическая задача может быть решена на основе результатов исследования нескольких научных проблем. В то же время изучение одной проблемы может содействовать решению ряда практических задач.

наука: объект - та сторона действительности, на изучение коей направлена данная наука. Часто объект фиксируется в самом названии науки. Но поскольку никакая наука не в состоянии описать свой объект исчерпывающе и всесторонне, она вынуждена ограничить сферу своих интересов, отказываясь от изучения некоих аспектов своего объекта. Кроме того, наука ограничена в подходе к объекту — традицией, в коей она формировалась, сложившимися в ней понятийным аппаратом и языком, преобладающими в ней средствами анализа и исследования, и пр. Вместе с тем подобная специализация наук создает серьезные проблемы для построения единой научной картины мира. От объекта науки следует отличать ее предмет (- наука: предмет).

Смотреть что такое ОБЪЕКТ НАУКИ в других словарях:

ОБЪЕКТ НАУКИ

ОБЪЕКТ НАУКИ

та сторона действительности, на изучение коей направлена данная наука. Часто объект фиксируется в самом названии науки.

ОБЪЕКТ НАУКИ

область, часть действительности, которую исследует данная наука, ее познавательное поле.


Объект и предмет науки, эти популярные термины в текстах научно-исследовательской направленности, мы рассмотрим не традиционно. Трактуя термин наука в его деятельностном аспекте, то есть, понимая под наукой исключительно исследовательскую, познавательную деятельность, посмотрим на эту деятельность сквозь призму ее структуры. Воспользуемся при этом схемой Т.В.Габай [1]. Эта схема есть конструктивное проявление элементов деятельности, в терминологии Габай - ее структурных моментов. Вот они: объект, предмет, субъект, процедура (технология), цель, продукт и внешние условия.

Извлечем из приведенной системы элементов деятельности два - объект и предмет с целью выявления таких их характеристик, как возникновение, взаимное отношение и отношения с прочими элементами деятельности. Проделаем все это в среде специфической деятельности - научно-познавательной деятельности.

Для научно-познавательной деятельности любого содержания первичным (после наличия познающего субъекта) является объект, как фрагмент реальности, избранный субъектом для исследования. Возникает объект в результате сепаративного взгляда исследователя на реальность. Возникает он для отражения в сознании исследователя. Фактически он не возникает, а проявляется для исследователя в статусе отдельности, того, что можно изучать, игнорируя его связи с целым, с реальностью. Проявление фрагмента реальности в статусе объекта науки есть первый шаг в процессе научного исследования реальности.

Объект, рассматриваемый исследователем в избранном аспекте, формирует в сознании субъекта предмет науки.

Предмет конкретной науки есть обобщенное представление научного сообщества об избранном фрагменте реальности, об объекте.

Таблица 1. Обозначения объекта, аспекта и предмета для некоторого набора наук

тела и их взаимодействие

связи и взаимодействия тел

структура и процессы

структура, функции и процессы

структура и процессы

связь индивида и общества с высшим

формы связи и процессы их эволюционирования

связь души и тела

процессы управления индивида

социальные вехи (события)

В таблице 1 представлены обозначения объекта, аспекта и предмета для некоторого набора наук, сформулированные в соответствии с излагаемым подходом.

Вопрос о том, как соотносятся представления об объекте у отдельных индивидов с одной стороны и обобщенное представление о нем научного сообщества, можно рассматривать с позиции теории отражения А.Н.Леонтьева и его последователей. Наперёд очевидно, что в соответствии с этой теорией, представление индивида всегда уникально и определено образом мира, культивируемым индивидом к моменту сопоставления. Множество всех индивидуальных представлений научного сообщества образует некое ядро, включающее суждения, разделяемые всеми или значительной частью членов сообщества. Репрезентативность ядра в отношении множества всех индивидуальных представлений меняется в ходе перманентных исследований представителями данной науки.

Интересен вопрос соотношения ядра науки и того, что оно отражает - объекта исследования. Изучая это соотношение, следует учитывать погрешности отражения, присущие науке как способу исследования.

Первая погрешность возникает при выборе объекта исследования. Она есть следствие игнорирования принципа единства мира. Превратив (виртуально) выбранный фрагмент реальности в отдельность, исследователь теряет возможность учитывать связи фрагмента с целым.

Вторая погрешность есть следствие аспектирования объекта. Игнорируя прочие аспекты рассмотрения в угоду концентрации внимания на избранном, исследователь видит реальность не в истинном её состоянии, а в усеченной форме, не включающей какие-то её связи и проявления.

Истоки четвертой возможной погрешности кроются в том, что исследователь (в общем случае - человек) меняется, будучи включенный в процесс эволюционирования мира как его часть. Человек, как инструмент познания мира (а научный способ его познания проецирует человека именно в такую форму), изменяется, совершенствуется. Значит, последующие поколения людей обладают иными возможностями познания мира, чем предыдущие.

Посмотрим на процесс познания в целом, объединив в одной конструкции и фазу выделения исследуемого фрагмента мира, и фазу его аспектирования, учтя при этом все четыре названные погрешности.

Обозначим Q - фрагмент реальности, как он есть в системе целого мира и зафиксируем гипотетически, что он в принципе не познаваем, по крайней мере - методом классического научного познания.

Обозначим: А - объект познания, то есть то, чем представляется фрагмент реальности исследователю в своем первичном виде.

Обозначим: В - объект познания, аспектированный актуальной практикой.

Обозначим: С - предмет науки.

(1) Q→αА→βВ→γС, где α - погрешность выделения части из целого;

β - погрешность аспектирования объекта;

γ - погрешность отражения,

читается (справа налево) так:

- предмет науки есть отражение с погрешностью γ аспектированного объекта познания в сознании научного сообщества;

- аспектированный объект познания есть отражение с погрешностью β первичного объекта познания;

- первичный объект познания есть отражение с погрешностью α реального фрагмента мира в сознании научного сообщества.

В выражении (1) не учтены погрешности, порождаемые изменчивостью объекта познания и исследователя. Обозначим их соответственно θ и ξ. Запись процесса познания примет вид:

В приведенной конструкции процесса научного познания отсутствует один фактор, известный и отмеченный историей научных открытий. Этот фактор - проявление интуиции. Что такое интуиция? Когда ум исследователя находит суждение, подходящее для разрешения проблемной ситуации, но неожиданное в силу независимости ни от проведенных наблюдений, ни от логической модели обработки наблюдений, мы говорим, что это интуиция. Фактически интуиция - это инструмент внешний, не встроенный в конструкцию научного познания. Но он работает и, судя по известным фактам истории, является атрибутом открытий. Допустимо предположить существование форм интуиции, различающихся например, по степени осознанности канала получения информации, по форме его проявления (слуховая, зрительная и т.п.), по степени воздействия на сознание исследователя. Другими словами, напрашивается трактовка интуиции как канала обратной связи внесистемного происхождения, если иметь ввиду систему элементов научного познания, соответствующую процессам вида (1) и (2).

Рис. 1. Виды обратной связи в научном познании

На рисунке 1 можно видеть два вида обратной связи в научном познании. Системная или внутренняя обратная связь обозначена 1, а внесистемная или внешняя - 2.

Представление о процессе научного познания с двумя видами обратной связи соответствует взгляду на науку как на систему, включенную в более широкий процесс познания. В этот метапроцесс входят наряду с наукой другие способы познания мира.

Заявленное в начале текста рассмотрение соотнесенности объекта и предмета научной деятельности с прочими ее структурными моментами приведем в схематичном и неполном варианте. Выведем из нашего обозрения такие элементы как цель и внешние условия, первый как неопределенный однозначно в отношении научно-познавательной деятельности, второй - как несущественный для онтологической трактовки деятельности. Технология, понимаемая как взаимосвязанные средства, способы и формы деятельности, уже освещена в нашем рассуждении. Актуально отношение продукта деятельности к субъекту, объекту и предмету. Продукт научно-познавательной деятельности можно видеть в двух аспектах. Аспект практики проявляет в нем вещи, полезные с точки зрения бытовых и иных потребностей общества и не акцентирован на изменении познающего субъекта, происходящем в процессе исследования. Аспект науки, напротив, акцентируется на этом изменении. В научном аспекте продукт научно-познавательной деятельности - это образ мира, измененный в процессе исследования [4].

Читайте также: