Полномочия генеральной ассамблеи оон кратко

Обновлено: 07.07.2024

Согласно Уставу ООН, главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Международный Суд и Секретариат ООН.

Главный совещательный орган ООН, в котором представлены все государства-члены ООН (193). Согласно Уставу ООН, Генеральная Ассамблея имеет следующие функции и полномочия:

  • рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в области разоружения и ограничения вооружений;
  • обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, и делать рекомендации в отношении таких вопросов, за исключением случаев, когда какой-либо спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности;
  • организовывать исследования и делать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, социальной и культурной областях, а также в сфере образования и здравоохранения, чтобы содействовать развитию и кодификации международного права, а также осуществлению прав человека и основных свобод;
  • рекомендовать меры мирного урегулирования любой ситуации, которая могла бы подорвать дружественные отношения между нациями;
  • получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов ООН;
  • рассматривать и утверждать бюджет ООН и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;
  • избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов ООН и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Работа Генеральной Ассамблеи организуется в формате ежегодных сессий, которые начинаются в сентябре и длятся год. Начиная регулярную сессию, в рамках Генеральной Ассамблеи проводятся дебаты, на которых обычно выступают главы государств или правительств, выражая точку зрения по актуальным международным вопросам.

Важнейшие вопросы в соответствии с рассматриваемой темой (разоружение, международная безопасность, экономика, социальные, гуманитарные и культурные вопросы, особые политические, административные и бюджетные вопросы, а также юридические вопросы) в ходе дальнейшей работы обсуждаются в шести основных комитетах.

24-я статья Устава ООН гласит, что страны-участницы ООН возлагают главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности на Совет Безопасности и соглашаются в том, что при исполнении обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени. В отличие от других институций ООН резолюции Совета Безопасности являются юридически обязательными. В случае их невыполнения могут быть применены санкции.

Согласно Уставу ООН, Совет Безопасности имеет следующие функции и полномочия:

  • поддерживать международный мир и безопасность;
  • вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии;
  • выносить рекомендации относительно методов предотвращения угрозы международной безопасности;
  • решать о принятии мер, не связанных с применением силы, для поддержания или восстановления международного мира и безопасности;
  • предпринимать военные действия против агрессора;
  • выносить рекомендации относительно приема новых членов;
  • выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного Суда.

Совет Безопасности может создавать вспомогательные органы, необходимые для выполнения своих функций.

В состав Экономического и социального совета (ECOSOC) входит 54 страны, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН сроком на три года по принципу равномерного регионального представительства. ECOSOC координирует международное экономическое и социальное сотрудничество с ООН, а также вопросы, связанные с деятельностью специализированных учреждений, программ и фондов, функциональных и региональных комиссий ООН. Важным вопросом повестки дня ECOSOC является реализация Целей развития тысячелетия. ECOSOC является центральным международным форумом. Его функции:

  • содействие экономическому и социальному прогрессу стран-участниц;
  • выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения;
  • содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования;
  • создание условий для всеобщего уважения прав человека и основных свобод.

Под контролем ECOSOC работают девять функциональных комиссий, пять региональных комиссий, три постоянных комитета и ряд других учреждений, деятельность которых связана с реализацией целей развития, долгосрочным развитием, развитием технологий, защитой экономических, социальных и культурных прав, здравоохранением, сотрудничеством с неправительственными организациями и другими вопросами.

Международный Суд (находится в Гааге, Нидерланды) разрешает только юридические споры между государствами и дает рекомендации ООН и её специализированным учреждениям. Решения Международного Суда обязательны для стран, участвующих в конкретных судебных процессах.

Секретариат принимает участие в деятельности структур ООН, помогая проводить административную работу. Секретариат осуществляет все функции в соответствии с указаниями Генеральной Ассамблеи, например, управление операциями по поддержанию мира, рассмотрение экономических и социальных проблем и тенденций или проведение исследований по вопросам долгосрочного развития. Секретариат также информирует мировые средства массовой информации о деятельности и актуальных вопросах ООН.

Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет. Генеральный секретарь назначает персонал Секретариата. 1 января 2007 года к своей работе приступил действующий Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун (Республика Корея), который является восьмым Генеральным секретарем ООН.

Генеральная Ассамблея, учрежденная в 1945 году согласно Уставу Организации Объединенных Наций, занимает в Организации Объединенных Наций центральное место, являясь ее главным совещательным, директивным и представительным органом. Состоящая из всех 193 членов Организации Объединенных Наций, она представляет собой уникальный форум для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, затронутых в Уставе. Она играет также важную роль в процессе выработки стандартов и кодификации международного права.

Ассамблея проходит в сентябре-декабре каждого года (основная сессия), а в последующий период — с января по сентябрь (возобновленная сессия) — собирается по мере необходимости, в том числе для рассмотрения остающихся докладов Четвертого и Пятого комитетов. Кроме того, в ходе возобновленной сессии Ассамблея рассматривает текущие вопросы, имеющие исключительно важное значение для международного сообщества, в форме тематических прений высокого уровня, организуемых Председателем Генеральной Ассамблеи в консультации с государствами-членами. В этот период Ассамблея традиционно проводит также неофициальные консультации по широкому кругу основных вопросов в соответствии со своими резолюциями.

Функции и полномочия Генеральной Ассамблеи

В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея может:

  • рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер финансовых взносов государств-членов;
  • избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов Организации Объединенных Наций и по рекомендации Совета Безопасности назначать Генерального секретаря;
  • рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, касающиеся разоружения, и выносить соответствующие рекомендации;
  • обсуждать любые вопросы, касающиеся международного мира и безопасности, и давать по таким вопросам рекомендации, за исключением тех случаев, когда тот или иной спор или ситуация находится на рассмотрении Совета Безопасности;
  • обсуждать, за исключением таких же случаев, любые вопросы, охватываемые Уставом или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов Организации Объединенных Наций, и выносить по ним рекомендации;
  • организовать исследования и выносить рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области, развитию и кодификации международного права, осуществлению прав человека и основных свобод и международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях, а также в областях культуры, образования и здравоохранения;
  • рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить дружественные отношения между странами;
  • рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций.

Стремление к консенсусу

Каждое из 193 государств-членов имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким как рекомендации в отношении мира и безопасности, выборы членов Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета и бюджетные вопросы, принимаются большинством в две трети голосов государств-членов, тогда как по другим вопросам решения принимаются простым большинством.

В последние годы прилагаются усилия к тому, чтобы решения по рассматриваемым вопросам принимались не путем официального голосования, а на основе консенсуса, что обеспечивает более широкую поддержку решений Ассамблеи. После проведения консультаций с делегациями и достижения согласия Председатель может предложить принять ту или иную резолюцию без голосования.

Активизация работы Генеральной Ассамблеи

Не прекращаются усилия, направленные на то, чтобы сделать работу Генеральной Ассамблеи более целенаправленной и актуальной. Эта задача была обозначена в качестве приоритетной во время пятьдесят восьмой сессии, и в ходе последующих сессий продолжались усилия по рационализации повестки дня, совершенствованию практики и методов работы главных комитетов, повышению роли Генерального комитета, укреплению роли и авторитета Председателя и рассмотрению роли Ассамблеи в процессе избрания Генерального секретаря.

На семидесятой и семьдесят первой сессиях Ассамблея приняла исторические резолюции об активизации работы Генеральной Ассамблеи (A/RES/70/305 и A/RES/71/323), в которые, в частности, включен текст присяги, принимаемой при вступлении в должность, и текст этического кодекса Председателя Генеральной Ассамблеи и в которых предусматривается проведение неофициальных интерактивных диалогов с кандидатами на должность Председателя Генеральной Ассамблеи.

Сложилась практика периодического проведения Генеральным секретарем на неофициальных заседаниях Генеральной Ассамблеи брифингов для государств-членов, в ходе которых он информирует их о своих недавних мероприятиях и поездках. Такие брифинги стали общепризнанной формой обмена мнениями между Генеральным секретарем и государствами-членами.

Выборы Председателя и заместителей Председателя Генеральной Ассамблеи и председателей главных комитетов

Согласно правилам процедуры, выборы Председателя, заместителей Председателя и председателей главных комитетов проводятся не позднее чем за три месяца до начала новой сессии в целях дальнейшего укрепления координации и распределения работы между главными комитетами и между комитетами и пленарными заседаниями. 17 июня Ассамблея избрала своим Председателем на семьдесят пятой сессии Его Превосходительство Волкана Бозкыра (Турция).

Генеральный комитет

Генеральный комитет, состоящий из Председателя и 21 заместителя Председателя Ассамблеи, а также председателей шести главных комитетов, выносит Ассамблее рекомендации относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации ее работы. Генеральный комитет проведет свое первое официальное заседание в рамках семьдесят пятой сессии в среду, 16 сентября, и рассмотрит проект повестки дня сессии. После этого в пятницу, 18 сентября, Ассамблея проведет пленарное заседание, на котором рассмотрит доклад Генерального комитета и утвердит повестку дня.

Комитет по проверке полномочий

Комитет по проверке полномочий, назначаемый Генеральной Ассамблеей на каждой сессии, представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.

Общие прения

Ежегодные общие прения Ассамблеи, в ходе которых государствам-членам предоставляется возможность изложить свои взгляды по важнейшим международным вопросам. Генеральный секретарь представит свой доклад о работе Организации непосредственно перед началом общих прений.

Главные комитеты

После завершения общих прений Ассамблея приступает к рассмотрению основных пунктов своей повестки дня. Ввиду большого числа вопросов в повестке дня Ассамблея распределяет их между своими шестью главными комитетами с учетом тематики их работы. Комитеты обсуждают эти пункты, стараясь, где это возможно, согласовать различные подходы государств, и представляют свои рекомендации, обычно в форме проектов резолюций и решений, для рассмотрения и принятия решений на пленарных заседаниях Ассамблеи.

Шестью главными комитетами являются: Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет); Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет); Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет); Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвертый комитет); Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет); и Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет).

Однако по ряду пунктов повестки дня, таких как вопрос о Палестине и положение на Ближнем Востоке, Ассамблея принимает решения непосредственно на своих пленарных заседаниях.

Вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи

В соответствии со статьей 22 Устава Генеральная Ассамблея может учреждать такие вспомогательные органы, которые она сочтет необходимыми для осуществления своих функций. Подробнее

Региональные группы

За прошедшие годы в Генеральной Ассамблее образовались различные региональные группы, которые используются для целей выборов, служат механизмами для проведения консультаций и содействуют решению процедурных вопросов. Это следующие группы: государства Африки; государства Азии и Тихого океана; государства Восточной Европы; государства Латинской Америки и Карибского бассейна; а также государства Западной Европы и другие государства. Председатель Генеральной Ассамблеи избирается на основе принципа ротации между этими региональными группами. На период семьдесят пятой сессии Генеральная Ассамблея избрала Председателя от Группы государств Западной Европы и других государств.

Специальные сессии и чрезвычайные специальные сессии

Помимо своих очередных сессий Ассамблея может собираться на специальные и чрезвычайные специальные сессии. К настоящему времени Ассамблеей была созвана 32 специальная сессия по вопросам, требовавшим особого внимания, в том числе по таким вопросам, как вопрос о Палестине, финансовое положение Организации Объединенных Наций, разоружение, международное экономическое сотрудничество, наркотики, окружающая среда, народонаселение, женщины, социальное развитие, населенные пункты, ВИЧ/СПИД, апартеид и Намибия. Тридцать первая специальная сессия, посвященная пандемии COVID-19, началась 10 июля 2020 года, и на сегодняшний день в ее ходе был принят ряд процедурных решений. В своей резолюции 74/276 Ассамблея постановила созвать свою тридцать вторую специальную сессию по вызовам и мерам в сфере предупреждения коррупции, борьбы с ней и усиления международного сотрудничества c 26 по 28 апреля 2021 года.

Десять чрезвычайных специальных сессий были посвящены ситуациям, относительно которых Совет Безопасности оказался не в состоянии принять решения: Венгрия (1956 год), Суэцкий канал (1956 год), Ближний Восток (1958 и 1967 годы), Конго (1960 год), Афганистан (1980 год), Палестина (1980 и 1982 годы), Намибия (1981 год), оккупированные арабские территории (1982 год) и незаконные израильские действия в оккупированном Восточном Иерусалиме и на остальной оккупированной палестинской территории (1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2006 и 2009 годы).

13 июня 2018 года Ассамблея приняла решение временно прервать десятую чрезвычайную специальную сессию и уполномочить Председателя Ассамблеи возобновить ее заседания по просьбе государств-членов.

Выполнение решений Ассамблеи

Работа Организации Объединенных Наций в значительной степени определяется решениями Генеральной Ассамблеи, за практическое осуществление которых в основном отвечают:

1. Генеральная Ассамблея состоит из всех Членов Организации.

2. Каждый Член Организации имеет не более пяти представителей в Генеральной Ассамблее.

Функции и Полномочия

Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных настоящим Уставом, и за исключениями, предусмотренными статьей 12, делать рекомендации Членам Организации Объединенных Наций или Совету Безопасности или и Членам Организации и Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам.

1. Генеральная Ассамблея уполномочивается рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и делать в отношении этих принципов рекомендации Членам Организации или Совету Безопасности или и Членам Организации и Совету Безопасности.

2. Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любым Членом Организации или Советом Безопасности или государством, которое не является Членом Организации, в соответствии с пунктом 2 статьи 35, и за исключениями, предусмотренными статьей 12, делать в отношении любых таких вопросов рекомендации заинтересованному государству или государствам или Совету Безопасности или и Совету Безопасности и заинтересованному государству или государствам. Любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Генеральной Ассамблеей Совету Безопасности до или после обсуждения.

3. Генеральная Ассамблея может обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности.

4. Полномочия Генеральной Ассамблеи, изложенные в настоящей статье, не должны ограничивать общего смысла статьи 10.

1. Когда Совет Безопасности выполняет возложенные на него настоящим Уставом функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности не запросит об этом.

2. Генеральный Секретарь, с согласия Совета Безопасности, уведомляет Генеральную Ассамблею на каждой ее сессии о всех вопросах, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, находящихся на рассмотрении Совета Безопасности, и таким же образом уведомляет Генеральную Ассамблею, а если Генеральная Ассамблея не заседает, то Членов Организации, немедленно, как только Совет Безопасности прекратит рассмотрение таких вопросов.

1. Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в целях:

а) Содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации;

b) Содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

2. Дальнейшие обязанности, функции и полномочия Генеральной Ассамблеи в отношении вопросов, упомянутых выше, в пункте 1 b, изложены в Главах IX и X.

С соблюдением положений статьи 12 Генеральная Ассамблея уполномочивается рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, независимо от ее происхождения, которая, по мнению Ассамблеи, могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями, включая ситуации, возникающие в результате нарушения положений настоящего Устава, излагающих Цели и Принципы Объединенных Наций.

1. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности; эти доклады должны включать отчет о мерах по поддержанию международного мира и безопасности, которые Совет Безопасности решил предпринять или предпринял.

2. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает доклады других органов Организации.

Генеральная Ассамблея выполняет в отношении международной системы опеки такие функции, которые возложены на нее на основании Глав XII и XIII, включая утверждение соглашений по опеке для территорий, не отнесенных к числу стратегических.

1. Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает бюджет Организации.

2. Члены Организации несут ее расходы по распределению, устанавливаемому Генеральной Ассамблеей.

3. Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает любые финансовые и бюджетные соглашения со специализированными учреждениями, упомянутыми в статье 57, и проверяет административные бюджеты таких специализированных учреждений с той целью, чтобы сделать рекомендации заинтересованным учреждениям.

1. Каждый Член Генеральной Ассамблеи имеет один голос.

2. Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Эти вопросы включают: рекомендации в отношении поддержания международного мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членов Экономического и Социального Совета, выборы членов Совета по Опеке, в соответствии с пунктом 1с статьи 86, прием новых Членов в Организацию Объединенных Наций, приостановление прав и привилегий Членов Организации, исключение из Организации ее Членов, вопросы, относящиеся к функционированию системы опеки, и бюджетные вопросы.

3. Решения по другим вопросам, включая определение дополнительных категорий вопросов, которые подлежат решению большинством в две трети голосов, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании.

Член Организации, за которым числится задолженность по уплате Организации денежных взносов, лишается права голоса в Генеральной Ассамблее, если сумма его задолженности равняется или превышает сумму взносов, причитающихся с него за два полных предыдущих года. Генеральная Ассамблея может, однако, разрешить такому Члену Организации участвовать в голосовании, если она признает, что просрочка платежа произошла по не зависящим от него обстоятельствам.

Генеральная Ассамблея собирается на очередные ежегодные сессии и на такие специальные сессии, которых могут потребовать обстоятельства. Специальные сессии созываются Генеральным Секретарем по требованию Совета Безопасности или большинства Членов Организации.

Генеральная Ассамблея устанавливает свои собственные правила процедуры. Она избирает своего Председателя на каждую сессию.

Генеральная Ассамблея уполномочивается учреждать такие вспомогательные органы, которые она сочтет необходимыми для осуществления своих функций.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Генеральная Ассамблея состоит из всех государств - членов ООН. Делегация каждого государства - члена ООН состоит не более чем из пяти представителей и пяти их заместителей.

Генеральная Ассамблея правомочна в рамках Устава ООН обсуждать любые вопросы в пределах Устава, за исключением находящихся на рассмотрении Совета Безопасности ООН, делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам.

Генеральная Ассамблея:

Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных настоящим Уставом, и, за исключением, когда этот вопрос рассматривает СБ, делать рекомендации членам Организации Объединенных Наций или Совету Безопасности или и членам Организации и Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам.

1) рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности;

2) избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета;

3) по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН;

4) совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного суда ООН;

5) координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах;

6) заслушивает и утверждает доклады СБ и других органов

7) утверждает бюджет ООН

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом ООН.

Генеральная Ассамблея работает в сессионном порядке. Сессии Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно, в октябре - марте. По требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН могут быть созваны специальные или чрезвычайные сессии Генеральной Ассамблеи. Работа сессии проходит в форме пленарных заседаний и заседаний комитетов и комиссий.

Каждый член Ассамблеи имеет один голос. Решения Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов ООН, по другим вопросам решения принимаются простым большинством членов.

Имеется семь главных комитетов Генеральной Ассамблеи, в каждом из которых представлены все члены ООН:

· Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности (Первый комитет), Специальный политический комитет;

· Комитет по экономическим и социальным вопросам (Второй комитет);

· Комитет по социальным, гуманитарным вопросам (Третий комитет);

· Комитет по вопросам опеки и несамоуправляющихся территорий (Четвертый комитет);

· Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет),

· Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет).

Помимо главных комитетов Генеральной Ассамблеей создано большое число вспомогательных комитетов и комиссий.

15.Совет Безопасности ООН: состав, полномочия и порядок принятия решений

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пяти постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и 10 непостоянных, избираемых в соответствии с Уставом ООН. Перечень постоянных членов зафиксирован в Уставе ООН. Непостоянные члены избираются Генеральной Ассамблеей ООН на два года без права немедленного переизбрания. 5 мест – Африка и Азия, 2 места – Латинская Америка и Карибское море, 2 места – Западная Европа, Канада, Астралия и Новая Зеландия, 1 место – Восточная Европа.

Совет действует от имени госу­дарств - членов ООН и является главным исполнитель­ным органом ООН, ему отведена главная роль в мирном разрешении споров. Решения по процедурным вопросам в Совете принимают большинством в 9 голосов. По ос­тальным вопросам необходимо большинство в 9 голосов, но это число должно включать голоса постоянных членов.

Каждое государство - член Совета Безопасности имеет здесь одного представителя. Совет Безопасности устанавливает свои правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя. СБ организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Для этой цели каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания ООН.

Совет Безопасности уполномочен расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности. В любой стадии такого спора или ситуации Совет может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования.




Стороны спора вправе самостоятельно принять решение о передаче спора на разрешение Совета Безопасности.

Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления международного мира и безопасности. Совет может потребовать от сторон спора выполнения тех временных мер, какие он сочтет необходимыми. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН.

Государства - члены ООН обязуются предоставить в распоряжение Совета необходимые для поддержания мира вооруженные силы.

При СБ создан военно-штабной комитет, в который входят начальники штабов государств. ВШК назначает руководителя миротворческой операции, обозначает время, тактику и стратегию.

Генеральная Ассамблея состоит из всех государств - членов ООН. Делегация каждого государства - члена ООН состоит не более чем из пяти представителей и пяти их заместителей.

Генеральная Ассамблея правомочна в рамках Устава ООН обсуждать любые вопросы в пределах Устава, за исключением находящихся на рассмотрении Совета Безопасности ООН, делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам.

Генеральная Ассамблея:

Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных настоящим Уставом, и, за исключением, когда этот вопрос рассматривает СБ, делать рекомендации членам Организации Объединенных Наций или Совету Безопасности или и членам Организации и Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам.

1) рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности;

2) избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета;

3) по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН;

4) совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного суда ООН;

5) координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах;

6) заслушивает и утверждает доклады СБ и других органов

7) утверждает бюджет ООН

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом ООН.

Генеральная Ассамблея работает в сессионном порядке. Сессии Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно, в октябре - марте. По требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН могут быть созваны специальные или чрезвычайные сессии Генеральной Ассамблеи. Работа сессии проходит в форме пленарных заседаний и заседаний комитетов и комиссий.

Каждый член Ассамблеи имеет один голос. Решения Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов ООН, по другим вопросам решения принимаются простым большинством членов.

Имеется семь главных комитетов Генеральной Ассамблеи, в каждом из которых представлены все члены ООН:

· Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности (Первый комитет), Специальный политический комитет;

· Комитет по экономическим и социальным вопросам (Второй комитет);

· Комитет по социальным, гуманитарным вопросам (Третий комитет);

· Комитет по вопросам опеки и несамоуправляющихся территорий (Четвертый комитет);

· Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет),

· Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет).

Помимо главных комитетов Генеральной Ассамблеей создано большое число вспомогательных комитетов и комиссий.

15.Совет Безопасности ООН: состав, полномочия и порядок принятия решений

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пяти постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и 10 непостоянных, избираемых в соответствии с Уставом ООН. Перечень постоянных членов зафиксирован в Уставе ООН. Непостоянные члены избираются Генеральной Ассамблеей ООН на два года без права немедленного переизбрания. 5 мест – Африка и Азия, 2 места – Латинская Америка и Карибское море, 2 места – Западная Европа, Канада, Астралия и Новая Зеландия, 1 место – Восточная Европа.

Совет действует от имени госу­дарств - членов ООН и является главным исполнитель­ным органом ООН, ему отведена главная роль в мирном разрешении споров. Решения по процедурным вопросам в Совете принимают большинством в 9 голосов. По ос­тальным вопросам необходимо большинство в 9 голосов, но это число должно включать голоса постоянных членов.

Каждое государство - член Совета Безопасности имеет здесь одного представителя. Совет Безопасности устанавливает свои правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя. СБ организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Для этой цели каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания ООН.

Совет Безопасности уполномочен расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности. В любой стадии такого спора или ситуации Совет может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования.

Стороны спора вправе самостоятельно принять решение о передаче спора на разрешение Совета Безопасности.

Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления международного мира и безопасности. Совет может потребовать от сторон спора выполнения тех временных мер, какие он сочтет необходимыми. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН.

Государства - члены ООН обязуются предоставить в распоряжение Совета необходимые для поддержания мира вооруженные силы.

При СБ создан военно-штабной комитет, в который входят начальники штабов государств. ВШК назначает руководителя миротворческой операции, обозначает время, тактику и стратегию.

Читайте также: