Полномочия человека и гражданина по реализации норм административного права кратко

Обновлено: 05.07.2024

2) Гарантии реализации административно-правового статуса человека и гражданина.

3) Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Понятие административно-правового статуса человека и гражданина. Полномочия человека и гражданина по реализации норм административного права.

Административно-правовой статус человека и гражданина — это комплекс прав и обязанностей в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами всех этих органов и организаций, судами.

Содержание административно-правового статуса человека и гражданина составляют:

- комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;

- гарантии реализации прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления.

Однако, не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Немало таких прав и обязанностей, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Российской Федерации. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и другие.

Административно-правовой статус человека и гражданина включает в себя четыре составных элемента.

По степени возможности реализации административно-правовые обязанности граждан подразделяются на абсолютные и относительные:

- абсолютные – возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов);

19. РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ.

Формы реализации административно-правовых норм: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение.

Наиболее широко используемая форма реализации – это соблюдение права, т. е. добровольное исполнение субъектами управленческих отношений требований, предписываемых административно-правовой нормой.

Исполнение права в отличие от соблюдения заключается в активных правомерных и позитивных действиях субъектов управленческих отношений по выполнению предписаний, содержащихся в нормах. В определенных ситуациях пассивное поведение субъекта управления может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность.

Использование права есть активное и добровольное совершение субъектами и объектами управленческих отношений правомерных действий, которые связаны с реализацией субъективных прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

Применение права всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами исполнительной власти, государственного управления.

Подобная классификация норм административного права позволяет быстрее выявлять субъектов и круг их отношений с целью совершенствования управленческих отношений.

Требования к применению норм административного права:

1. Соблюдение законности в процессе административного нормотворчества и правоприменительной практики в сфере управленческой деятельности является обязанностью органов исполнительной власти, государственного управления.

2. Оптимальность применения нормы в соответствии с целью, сформулированной в норме права и в связи с конкретными условиями ее реализации. Субъекты управления должны осуществлять свои функции и задачи с минимально возможными затратами ресурса.

3. Обоснованность применения нормы на основе достоверных фактов. Обоснованность назначения административного наказания исчерпывающе регламентирована в КоАП.

4. Научная организация правоприменительной деятельности выражена: а) оптимизацией процесса применения административно-правовых норм; б) рациональным разделением труда между субъектами отношений; в) обоснованным распределением полномочий и компетенции между субъектами административно-правовых отношений; г) использованием количественных методов, современных компьютерных средств и новых информационных технологий; д) использованием передового опыта.

5. Целесообразность применения норм административного права объясняется характером деятельности органов исполнительной власти, государственного управления на основании закона и во исполнение цели, заложенной в законе.

6. Стабилизация управленческих отношений является одной из основных целей административно-правового регулирования, так как позволяет реализовать каждому свои права, свободы, законные интересы в любой не запрещенной законом сфере деятельности.

Реализация норм административного права означает практическое осуществление содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений. Претворение правил норм административного права в правомерное поведение субъектов выражается в формах (способах) исполнения обязанностей, соблюдения запретов, использования прав и применения правовых норм.

Статья 32.2 КоАП обязывает правонарушителя уплатить штраф не позднее 30 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа. Реализация административно-правовых норм в форме соблюдения заключается в воздержании субъектами административного права от совершения запрещенных нормой действий. Соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения. По существу, большинство норм Особенной части КоАП, классифицирующих административные правонарушения с указанием конкретных видов административных взысканий, являются запрещающими и реализуются по средствам их соблюдения, то есть воздержания от совершения противоправных действий, указанных в нормах.

Реализация административно-правовых норм в форме использования заключается в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, связанных с осуществлением субъективных прав в сфере управления. В отличие от исполнения и соблюдения, при использовании субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования субъективного права, предоставленного административно-правовой нормой. Использование субъективного права всегда осуществляется по средствам управомочивающих норм. Именно управомочивающие, а не обязывающие и запрещающие нормы предоставляют обладателю прав возможность свободного выбора варианта, порядка их использования. Например, гражданин, осуществляя свое конституционное право на образование (ст. 43 КоАП), может выбрать обучение в вузе, техникуме или ином учебном заведении, очную или заочную форму обучения, определенную специальность.

Применение как форма реализации права всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер и осуществляется компетентными государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями в установленном законодательством процессуальном порядке. Применение административно-правовых норм заключается в действиях соответствующих государственных органов, общественных организаций, должностных лиц по соотнесению конкретного юридического факта с административно-правовой нормой и принятием должного государственно-властного решения. Практически применение выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов применительно к конкретным административным делам (приказ о назначении на должность, об увольнении, решение по жалобе гражданина, постановление о наложении административного взыскания). Правоприменение является прерогативой субъектов исполнительной власти и судов, неотъемлемой частью всей управленческой деятельности и правосудия. Именно поэтому граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Все правоприменительные действия можно условно подразделить на четыре стадии.

1. Установление фактических обстоятельств.

2. Выбор и анализ норм права (установление юридической основы дела, то есть юридическая квалификация).

3. Решение дела, выраженное в акте применения права.

4. Исполнение принятого решения.

Основными требованиями правильного применения норм административного права являются законность, целесообразность, обоснованность и научная организация правоприменительной деятельности. Принципиальное значение для реализации административно-правовых норм имеет положение ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.


По своей сути административное право – государственное управленческое право, реализующее публичный правовой интерес большинства граждан, для чего субъекты управления наделяются юридически властными полномочиями. Следовательно, предметом и объектом действия юридических норм являются управленческие отношения (точнее, поведение), возникающие между субъектами управления, реализующими свои права и обязанности. Эти управленческие отношения бывают как внутриорганизационными, так и внешними для осуществления функций и задач, стоящих перед органами власти, государством и обществом в целом.

Система управления – совокупность двух и более элементов (подсистем), взаимосвязанных и взаимозависимых между собой и образующих целостное единство.

Виды систем управления: социальные (государственные и общественные), биологические и технические. Мы рассматриваем понятие государственной системы управления, тесно взаимодействующей с общественными системами управления.

Признаки системы управления

Первый признак системы управления: она имеет два и более элемента (подсистемы), т. е. управляющий элемент (властный субъект права) и управляемый элемент системы (подвластный субъект права). Как правило, система конкретного органа управления является одновременно управляющей системой по отношению к нижестоящей управляемой подсистеме и управляемой по отношению к вышестоящей управляющей системе управления, т. е. системы иерархичны (соподчинены).

Второй признак системы управления – это взаимосвязь и взаимозависимость, которая регламентирована как социальными нормами (традициями, обычаями, моралью и др.) – эти управленческие отношения имеют общественно-властный характер, – так и правовыми. Отношения же взаимосвязи и взаимозависимости, возникающие между управляющей и управляемой системами, одной из которых обязательно является юридическое лицо государственной формы собственности, муниципальной или смешанной, регламентированы административными правовыми нормами и правилами и имеют государственно-властный характер.

Третий признак системы управления: целостное единство системы понимается как интегрированное качество, а не как арифметическая сумма качеств функционирующих элементов системы. То есть взаимосвязь между элементами одной системы всегда теснее, нежели с элементами других систем или внешней среды.

2. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ

Государственное управление – это сознательное и целенаправленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной и муниципальной власти (в основном исполнительными) по предметам ведения и в объеме полномочий на основании и в порядке, определенном законодательством, с использованием системы мер убеждения и административного принуждения для обеспечения достойных условий жизни личности, семьи и общества в целом.

Общественное управление делами государства осуществляется в основном политическими партиями, профессиональными союзами, общественными объединениями и иными негосударственными организациями, а также гражданами РФ (ст. 32, 33 Конституции РФ).

Эти два вида социального (государственного и общественного) управления не противопоставляются, а дополняют друг друга, образуя целостную систему социального управления.

Признаки социального (государственного и общественного) управления:

• сознательный (волевой) характер воздействия субъекта управления на объекты управления. Он может быть реализован различными методами и формами в соответствии с содержанием системы управления, ее зависимости от влияния различных факторов и условий внешней среды;

• целенаправленность воздействия, так как цель государственного управления имеет не только объективный характер развития общества, но и субъективное преломление, так как отражает интересы определенных классов, социальных групп или же большинства граждан страны. В актах управления требование законности сочетается с требованием целесообразности;

• наличие в системе управления элементов управления:

1) субъект управления – руководитель;

2) объекты управления – подчиненные;

3) прямые связи (приказы, команды, указания и др.);

4) обратные связи (информация, получаемая субъектом управления (руководителем) о результатах работы подчиненных, включая различные формы контроля);

• правовая регламентация процесса организации управления. Административно-правовые нормы закрепляют разделение труда, функции, права, обязанности субъектов управления, способствуют повышению ответственности каждого звена системы управления в обществе, исключают дублирование и подмену одних органов управления другими, фиксируя разделение функций и задач по предметам ведения и в объеме полномочий конкретного органа управления. Административно-правовые нормативные акты организуют деятельность органов исполнительной власти, государственного управления, придают им целенаправленность, упорядоченность и согласованность.

3. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ

Классификация целей управления:

• по содержанию (напр., экономические, социальные, политические, идеологические, научно- технические);

• по уровням управления (общегосударственный, отраслевой, межотраслевой, территориальный и локальный).

Классификация функций органов управления:

1) основные (предметные) функции, для осуществления которых образован соответствующий орган исполнительной власти, государственного управления;

2) обеспечивающие – функции, которые необходимы для успешной реализации предметных функций. Для осуществления обеспечивающих функций создаются специальные организационные структуры, обычно они являются структурными подразделениями органа управления, образованного для реализации предметных функций.

К обеспечивающим функциям можно отнести: правовые, информационные, внутриорганизационные, кадровые, финансовые, материально-технические, социальные и др., создающие благоприятные условия для реализации предметных функций соответствующего органа управления.

По содержанию управление сводится к совокупности циклически повторяющихся стадий по осуществлению функций управления (так называемый управленческий цикл). Он может детализироваться с разной степенью в зависимости от задач исследования, а по содержанию управленческий цикл и есть те управленческие отношения, которые регулируются нормами административного права.

Читайте также: