Политическое устройство молдовы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Государство на юго-востоке Европы.
Территория - 33,7 тыс. кв. км. Столица - г. Кишинев.
Население - 4,4 млн. чел. (1995 г.); 65% - молдаване, 13% украинцы, 12% русские, 3,5% - гагаузы.
Официальный язык - молдавский.
Религия - главным образом православие.
Самостоятельная молдавская народность сформировалась в XIV в., в 1359 г. возникло независимое Молдавское княжество. В XVI-XVIII вв. оно находилось под властью Османской империи, сохраняя определенную автономию. В конце XVIII в. к России отошло левобережье Днестра, в 1812 г.Бессарабия. В 1918 г. Бессарабия была захвачена Румынией. В 1924 г. на левобережье Днестра образована Молдавская АССР в составе Украинской ССР. 28 июня 1940 г. Бессарабия возвращена по требованию СССР. 2 августа 1940 г. на ее территории образована Молдавская ССР, в которую вошла также часть территории упраздненной Молдавской АССР. В августе 1991 г. провозглашена независимая Республика Молдова.

Содержание

Государственное устройство

Правовая система

Гражданское и смежные с ним отрасли права

Уголовное право и процесс

Основным источником уголовного права и единственным источником уголовного законодательства Молдовы к концу 2002 г. по-прежнему оставался УК 1960 г., действовавший со множеством изменений и дополнений. 18 апреля 2002 г. парламент одобрил в третьем, последнем чтении новый Уголовный кодекс, который был подписан Президентом 6 сентября 2002 г. и вступил в силу с 1 января 2003 г. В его содержании нашли отражение как нормы Модельного Уголовного кодекса СНГ, так и опыт уголовного законодательства ведущих западных стран. Вновь принятый УК включает более 450 статей. Развитие уголовного права Молдовы идет по пути гуманизации, приближения к международным стандартам, декриминализации деяний, потерявших общественную опасность в новых политических и социально-экономических условиях. В то же время в УК закреплен ряд новых составов преступлений, появление которых обусловлено необходимостью уголовно-правовой охраны новых политических и экономических отношений (например, использование кредитных средств не по назначению; умышленное и фиктивное банкротство; нарушение законодательства о банкротстве; нарушение правил кредитования и т.д.).
Действующим уголовным законодательством РМ предусмотрены следующие виды наказаний: лишение свободы, ограничение свободы, исправительные работы, условное осуждение, отсрочка исполнения приговора, штраф, право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Молдова первой из стран бывшего СССР отказалась от высшей меры наказания. С 1991 г. смертные приговоры в исполнение не приводились. 8 декабря 1995 г. Верховным советом РМ единогласно принято решение об отмене смертной казни. Составы преступления, предусматривавшие ранее смертную казнь (умышленное убийство, измена родине, терроризм, диверсионная деятельность и т.д.), наказываются теперь тюремным заключением на срок от 25 лет до пожизненного.
В Республике проводится относительно мягкая уголовная политика. На конец 1995 г. по относительному количеству заключенных (210 на 100 тыс. населения) и приговоров к лишению свободы (20-21% от общего числа осужденных) Молдова занимала одно из последних мест среди бывших социалистических стран.
В стране разработана концепция реформы пенитенциарной реформы (до 2000 г.). В марте 1994 г. вступил в силу новый Уголовно-исполнительный кодекс РМ, значительно приблизивший условия содержания заключенных к международным стандартам. С 1995 г. исправительные учреждения перешли из ведения МВД в подчинение Министерства юстиции.
Уголовный процесс по-прежнему основывается на УПК 1960 г., который действует с рядом изменений и дополнений. С 1990 г. предпринимаются меры по приведению уголовно-процессуального законодательства в соответствие с международными актами о правах человека.
Ряд важных демократических уголовно-процессуальных норм закреплен в новом Основном законе Республики. Согласно п.4 и 5 ст.25 Конституции Молдовы арест производится по ордеру на срок не более 30 дней. Законность ордера арестованный вправе обжаловать судье, который выносит обоснованное решение. Срок ареста может быть продлен не более чем до 6, а в исключительных случаях, с согласия Парламента, - до 12 месяцев. Основания задержания, а также обвинение предъявляются только в присутствии адвоката, выбранного или назначенного.
Среди важных актов, направленных на обеспечение прав человека в уголовном судопроизводстве, Закон "О порядке возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судебных инстанций" от 25 февраля 1998 г. В 1996 г. поправками к УПК введена возможность обжалования приговоров в апелляционном порядке.
Несмотря на целый ряд позитивных изменений в уголовно-процессуальном законодательстве Молдовы уголовный процесс все еще носит обвинительный характер, состязательность и равноправие сторон не обеспечиваются.

Судебная система. Органы контроля

Согласно Конституции Молдовы (ст.115) правосудие осуществляется Высшей судебной палатой, Апелляционной палатой, трибуналами и судами. Для отдельных категорий судебных дел могут действовать, согласно закону, специализированные суды. Создание чрезвычайных судов запрещено. Организация и компетенция судебных инстанций, судебная процедура устанавливаются органическим законом.
В соответствии с Законом РМ "О судоустройстве" от 6 июля 1995 г. суды действуют в районах и муниципиях (их секторах). Суды рассматривают все дела и заявления, за исключением тех, которые отнесены законом к другим инстанциям. Трибуналы действуют в определенном округе, в который входят несколько судов. Округ Апелляционной палаты охватывает все трибуналы и специализированные суды. Последние являются составной частью судебной системы. Они имеют такой же статус, как и трибуналы, с изъятиями, предусмотренными законами о специализированных судах. Организацию системы военной юстиции определяет Закон "О системе военных судебных инстанций" от 17 мая 1996 г.
Возглавляет систему судебной власти Высшая судебная палата, которая обеспечивает точное и единообразное применение законодательства всеми судебными инстанциями, разрешение споров, возникающих при применении законов, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством.
Высшая судебная палата: в качестве кассационной инстанции рассматривает решения Апелляционной палаты, а также другие акты, рассмотрение которых отнесено законом к ее компетенции; рассматривает представления в интересах закона и жалобы на отмену судебных решений в случаях и по основаниям, предусмотренным законом; рассматривает в первой инстанции дела, отнесенные законом к ее компетенции; по собственной инициативе или по предложению других судебных инстанций обращается с запросом в Конституционный суд по вопросу о конституционности юридических актов; обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает по собственной инициативе разъяснения по вопросам судебной практики, не носящие характера толкования законов и не имеющие обязательной силы для судей; оказывает методическую помощь судьям по вопросам применения законодательства; осуществляет в пределах своей компетенции полномочия, вытекающие из международных договоров, одной из сторон которых является РМ. Подробно ее деятельность регулирует Закон РМ "О Высшей судебной палате" от 26 марта 1996 г.
Составной частью судебной системы являются экономические судебные инстанции, деятельность которых регулируется Законом "Об экономических судебных инстанциях" от 24 июля 1996 г.
Экономические судебные инстанции обеспечивают защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц в области предпринимательской деятельности и других отношениях экономического характера; точное и единообразное применение законодательства в области экономики. Любое физическое и юридическое лицо в соответствии с законом имеет право обращаться в экономические судебные инстанции для защиты своих имущественных и неимущественных интересов от любых противоправных действий. Физические и юридические лица других государств могут обращаться в экономические судебные инстанции, если международными соглашениями РМ не предусмотрено иное.
В систему экономических судебных инстанций входят: окружные экономические суды; Экономический суд РМ (в его составе действуют Апелляционная и Кассационная коллегии); Высшая судебная палата при рассмотрении экономических споров в соответствии с законодательством. Экономический суд РМ и Окружной экономический суд муниципии Кишинева созданы на базе реорганизованного Арбитража РМ, который действовал до 27 августа 1996 г.
Управление судейским сообществом осуществляет Высший совет магистратуры - институт, заимствованный из опыта Франции и других романских стран. Он состоит из 11 магистратов, срок полномочий которых 5 лет. В Высший совет магистратуры входят по праву министр юстиции, председатель Высшей судебной палаты, председатель Апелляционной палаты, председатель Экономического суда, генеральный прокурор. Трое магистратов избираются тайным голосованием объединенными коллегиями Высшей судебной палаты, трое- Парламентом из числа штатных профессоров. Высший совет магистратуры обеспечивает, согласно правилам судоустройства, назначение, перемещение, повышение судей и применение к ним дисциплинарных мер. Подробно его деятельность регулирует Закон "О Высшем совете магистратуры" от 19 июля 1996 г.
Судьи назначаются Президентом по представлению Высшего совета магистратуры. Судьи, прошедшие конкурс, назначаются сначала на 5 лет, а через 5лет - до достижения предельного возраста. Председатель и члены Высшей судебной палаты назначаются Парламентом по представлению Высшего совета магистратуры. Они должны иметь стаж судебной практики не менее 15 лет.
В систему судебной власти Молдовы входит также прокуратура, институт которой с начала 1990-х гг. подвергался неоднократным реформам. В 2000 г. из Конституции (ст.124) было исключено положение о том, что генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законом осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами публичного управления, юридическими и физическими лицами и их объединениями, т.е. прокуратура была лишена функции общего надзора. Согласно новой редакции Конституции прокуратура представляет общие интересы общества и защищает правопорядок, а также права и свободы граждан, руководит уголовным преследованием и осуществляет его, представляет в соответствии с законом обвинение в судебных инстанциях.
Система органов прокуратуры включает Генеральную прокуратуру, территориальные и специализированные прокуратуры. Генеральный прокурор назначается Парламентом по представлению Председателя Парламента. Нижестоящие прокуроры назначаются генеральным прокурором и подчиняются ему. Срок полномочий прокуроров - 5 лет.
Конституционный контроль осуществляет Конституционный суд (КС)единственный орган конституционной юрисдикции в Республике Молдова. Он состоит из 6 судей, назначаемых на 6-летний срок. Двое судей назначаются Парламентом, двое - правительством и двое - Высшим советом магистратуры. Судьи КС тайным голосованием избирают председателя суда.
Согласно Основному закону (п.3 ст.134) КС гарантирует верховенство Конституции, обеспечивает реализацию принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством. Таким образом, КС в Молдове рассматривается не как орган судебной власти, а как особая, "контрольная" власть.
КС осуществляет по запросу контроль конституционности законов, регламентов и постановлений Парламента, указов Президента РМ, постановлений и распоряжений Правительства, а также международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова. Помимо этого он дает толкование Конституции; высказывается по предложениям о ее пересмотре; подтверждает результаты республиканских референдумов, выборов Парламента и Президента; констатирует обстоятельства, оправдывающие роспуск Парламента, временное отстранение от должности Президента или временное исполнение его обязанностей; разрешает случаи неконституционности правовых актов, представленные Высшей судебной палатой; принимает решения по вопросам, предметом которых является конституционность политической партии. Законы и другие нормативные акты либо их части утрачивают силу с момента принятия КС соответствующего решения. Решения КС окончательны и обжалованию не подлежат.
Организация и деятельность КС устанавливаются Законом "О Конституционном суде" от 13 декабря 1994 г. и Кодексом конституционной юрисдикции 1995 г.
Самостоятельным контрольным органом является также Счетная палата, которая осуществляет контроль за порядком формирования, управления и использования публичных финансовых средств (ст.133 Конституции). Состоит из семи членов. Председатель и члены Счетной палаты назначаются Парламентом по представлению его Председателя на 5-летний срок. Счетная палата ежегодно представляет Парламенту доклад об управлении публичными финансовыми средствами и их использовании.
Конституция Молдовы не предусматривает институтов, аналогичных омбудсману, однако подобные должности были учреждены Законом "О парламентских адвокатах" от 17 октября 1997 г.

База данных "Законодательство Молдовы" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Конституционный строй Республики Молдова

В соответствии с Конституцией Республики Молдова Республика Молдова — суверенное и независимое, единое и неделимое государство.

Форма государственного правления - республика.

Республика Молдова - демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются.

Национальный суверенитет принадлежит народу Республики Молдова, осуществляющему его непосредственно и через свои представительные органы в формах, определенных Конституцией.

Демократия в Республике Молдова осуществляется в условиях политического плюрализма, несовместимого с диктатурой и тоталитаризмом.

В Республике Молдова законодательная, исполнительная и судебная власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции.

Президент Республики Молдова является главой государства. Президент Республики Молдова представляет государство и является гарантом суверенитета, национальной независимости, единства и территориальной целостности страны.

Президент Республики Молдова избирается Парламентом тайным голосованием.

Президентом Республики Молдова может быть избран гражданин, имеющий право избирать, достигший 40-летнего возраста, проживавший или проживающий на территории Республики Молдова не менее 10 лет и владеющий государственным языком.

Президент Республики Молдова избирается на четырехлетний срок и вступает в должность со дня принесения присяги.

Срок полномочий Президента Республики Молдова может быть продлен органическим законом в случае войны или катастрофы.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Республики Молдова более двух сроков подряд.

Должность Президента Республики Молдова несовместима с какой-либо другой оплачиваемой должностью.

Президент Республики Молдова ведет переговоры, участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры от имени Республики Молдова и представляет их Парламенту для ратификации в порядке и сроки, установленные законом.

Президент Республики Молдова по предложению Правительства аккредитует и отзывает дипломатических представителей Республики Молдова и утверждает учреждение, упразднение или изменение ранга дипломатических миссий.

Президент Республики Молдова принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других государств в Республике Молдова.

Президент Республики Молдова осуществляет следующие полномочия:

  • награждает государственными наградами и присваивает почетные звания;
  • присваивает высшие воинские звания, предусмотренные законом;
  • решает вопросы гражданства Республики Молдова и предоставления политического убежища;
  • назначает на государственные должности в соответствии с законом;
  • осуществляет помилование;
  • может потребовать от народа изъявления его воли по вопросам общенационального значения путем референдума;
  • присваивает дипломатические ранги;
  • присваивает в соответствии с законом высшие классные чины работникам прокуратуры, судебных инстанций и другим категориям служащих;
  • осуществляет иные полномочия, установленные законом.

Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публичным управлением.

При осуществлении своих полномочий Правительство руководствуется программой деятельности, одобренной Парламентом.

Правительство состоит из Премьер-министра, первого заместителя и заместителей Премьер-министра, министров и других членов, определенных органическим законом.

Должность члена Правительства несовместима с какой-либо другой оплачиваемой должностью.

Полномочия члена Правительства прекращаются в случае отставки, освобождения от должности, несовместимости должностей или смерти.

Премьер-министр руководит Правительством и координирует деятельность его членов, уважая предоставленные им полномочия.

В случае отставки Премьер-министра уходит в отставку все Правительство.

Парламент является высшим представительным органом народа Республики Молдова и единой законодательной властью государства.

Парламент состоит из 101 депутата.

Срок полномочий Парламента - четыре года. Он может быть продлен органическим законом в случае войны или катастрофы.

Парламент имеет следующие основные полномочия:

  • принимает законы, постановления и резолюции;
  • назначает референдумы;
  • дает толкование законов и обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории страны;
  • утверждает основные направления внутренней и внешней политики государства;
  • утверждает военную доктрину государства;
  • осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью в формах и пределах, предусмотренных Конституцией;
  • ратифицирует, денонсирует, приостанавливает действие и аннулирует международные договоры, заключенные Республикой Молдова;
  • утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением;
  • осуществляет контроль за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи другим государствам, за заключением соглашений о государственных займах и кредитах из иностранных источников;
  • избирает и назначает государственных должностных лиц в случаях, предусмотренных законом;
  • утверждает ордена и медали Республики Молдова;
  • объявляет частичную или всеобщую мобилизацию;
  • объявляет чрезвычайное, осадное и военное положение;
  • организует изучение и заслушивание любых вопросов, касающихся интересов общества;
  • приостанавливает деятельность органов местного публичного управления в случаях, предусмотренных законом;
  • принимает акты об амнистии;
  • осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией и законами.

Правосудие осуществляется именем закона только судебными инстанциями. Правосудие осуществляется Высшей судебной палатой, апелляционными палатами и судами.

Для отдельных категорий судебных дел могут действовать согласно закону специализированные суды. Создание чрезвычайных судов запрещено.

Судьи судебных инстанций назначаются Президентом Республики Молдова по представлению Высшего совета магистратуры в соответствии с законом. Судьи, прошедшие конкурс, назначаются первоначально на пятилетний срок. По истечении пяти лет судьи назначаются до достижения предельного возраста, установленного в соответствии с законом.

Высший совет магистратуры входят судьи и штатные преподаватели, избранные на четырехлетний срок. В Высший совет магистратуры входят по праву Председатель Высшей судебной палаты, министр юстиции и Генеральный прокурор.

Высший совет магистратуры обеспечивает назначение, перемещение, откомандирование судей, повышение их в должности и применение к ним дисциплинарных мер.

Прокуратура представляет общие интересы общества и защищает правопорядок, а также права и свободы граждан, руководит уголовным преследованием и осуществляет его, представляет в соответствии с законом обвинение в судебных инстанциях.

Система органов прокуратуры включает Генеральную прокуратуру, территориальные и специализированные прокуратуры.

Конституционный суд - единственный орган конституционной юрисдикции в Республике Молдова.

Конституционный суд независим от любой другой публичной власти и подчиняется только Конституции.

Конституционный суд гарантирует верховенство Конституции, обеспечивает реализацию принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством.

Полномочия Конституционного суда:

  • осуществляет по запросу контроль конституционности законов и постановлений Парламента, указов Президента Республики Молдова, постановлений и ордонансов Правительства, а также международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова;
  • дает толкование Конституции;
  • высказывается по предложениям о пересмотре Конституции;
  • подтверждает результаты республиканских референдумов;
  • подтверждает результаты выборов Парламента и Президента Республики Молдова;
  • констатирует обстоятельства, оправдывающие роспуск Парламента, отстранение от должности Президента Республики Молдова или временное исполнение его обязанностей, а также невозможность исполнения Президентом Республики Молдова своих обязанностей в течение более чем 60 дней;
  • разрешает исключительные случаи неконституционности правовых актов, представленные Высшей судебной палатой;
  • принимает решения по вопросам, предметом которых является конституционность партии.

В административном отношении территория Республики Молдова подразделяется на села, города, районы и автономно-территориальное образование Гагаузия. В соответствии с законом некоторые города могут быть признаны муниципиями.

Гагаузия - это автономно-территориальное образование с особым статусом как форма самоопределения гагаузов, являющееся составной и неотъемлемой частью Республики Молдова, которое самостоятельно, в пределах своей компетенции, в соответствии с положениями Конституции республики Молдова, решает вопросы политического, экономического и культурного характера в интересах всего населения.

На территории автономно-территориального образования Гагаузия гарантируются все права и свободы, предусмотренные Конституцией и законодательством Республики Молдова.

В автономно-территориальном образовании Гагаузия действуют представительные и исполнительные органы власти в соответствии с законом.

Контроль за соблюдением законодательства Республики Молдова на территории автономно-территориального образования Гагаузия осуществляется Правительством в соответствии с законом.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Авторы: К. Г. Матей (Общие сведения, Население, Хозяйство), М. Н. Петрушина (Природа: физико-географический очерк), Ю. Б. Коряков (Население: этнический состав), А. А. Романчук (Исторический очерк), Р. А. Рабинович (Исторический очерк), Г. Д. Шкундин (Исторический очерк: до 1949), С. И. Чернявский (Исторический очерк: с 1988), А. А. Герцен, В. Д. Нестёркин (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), В. И. Линдер (Спорт), Е. В. Фейгина (Литература), П. С. Павлинов (Изобразительное искусство и архитектура: архитектура до сер. 1950-х гг.), М. А. Белых (Музыка), Э. А. Королёва (Театр, Балет), А. М. Плэмэдялэ, Д. Олэреску, В. Типа (Кино), В. В. Кошкин (Цирк) Авторы: К. Г. Матей (Общие сведения, Население, Хозяйство), М. Н. Петрушина (Природа: физико-географический очерк), Ю. Б. Коряков (Население: этнический состав); >>

Государственный строй определяется конституцией, принятой парламентом 29 июля 1994 года и дополненной 19 июля 1996 и 5 июля 2000 года. По конституции Молдавия — демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются.

Конституционные положения о правах и свободах человека в Молдавии толкуются и применяются в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, пактами и другими договорами, одной из сторон которых является Молдавия. При наличии несоответствий между пактами и договорами об основных правах человека, одной из сторон которых является Республика Молдова, и внутренними законами приоритет имеют международные нормы.

Демократия в Молдавии, согласно конституции, осуществляется в условиях политического плюрализма, несовместимого с диктатурой и тоталитаризмом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.

В Молдавии законодательная, исполнительная и судебная власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции.

Конституция Молдавии является высшим законом. Ни один закон или иной правовой акт, противоречащие положениям Конституции, не имеют юридической силы.

Республика Молдова обязуется соблюдать Устав Организации Объединенных Наций и договоры, одной из сторон которых она является, строить свои отношения с другими государствами на общепризнанных принципах и нормах международного права. Вступлению в силу международного договора, содержащего положения противоречащие Конституции, должен предшествовать пересмотр Конституции.

Собственность в Молдавии может быть публичной и частной. Она состоит из материальных и интеллектуальных ценностей. Собственность не может быть использована в ущерб правам, свободам и достоинству человека. Рынок, свободная экономическая инициатива, добросовестная конкуренция являются основополагающими факторами экономики.

Молдавия провозглашает свой постоянный нейтралитет и не допускает размещения на своей территории вооружённых сил других государств.

Государственным языком Молдавии является молдавский язык, функционирующий на основе латинской графики. Государство признает и охраняет право на сохранение, развитие и функционирование русского языка и других языков, используемых на территории страны. Государство содействует изучению языков международного общения. Порядок функционирования языков на территории Молдавии устанавливается органическим законом.

Столицей Молдавии является город Кишинёв.

Источники

Австрия | Азербайджан¹ | Албания | Андорра | Армения¹ | Белоруссия | Бельгия | Болгария | Босния и Герцеговина | Ватикан | Великобритания | Венгрия | Германия | Греция | Грузия | Дания | Ирландия | Исландия | Испания | Италия | Казахстан¹ | Кипр¹ | Латвия | Литва | Лихтенштейн | Люксембург | Македония | Мальта | Молдавия | Монако | Нидерланды | Норвегия | Польша | Португалия | Россия¹ | Румыния | Сан-Марино | Сербия | Словакия | Словения | Турция¹ | Украина | Финляндия | Франция | Хорватия | Черногория | Чехия | Швейцария | Швеция | Эстония

Зависимые территории: Акротири и Декелия | Аландские острова | Гернси | Гибралтар | Джерси | Остров Мэн | Фарерские острова | Шпицберген | Ян-Майен

Непризнанные и частично признанные государства (де-факто независимые): Абхазия | Косово | Нагорно-Карабахская Республика | Приднестровье | Южная Осетия

Гимн Молдовы (Молдавии)

Сэкономь на путешествии в Молдову!

Видео: Молдавия

Общая информация

Маленькая небогатая Молдова незаслуженно обделена туристическим вниманием из-за отсутствия выхода к морю, хотя в реальности стране есть что показать и предложить заезжим гостям. Первые ассоциации, возникающие при упоминании названия республики, – это виноградники, вкуснейшее вино и сказка о шалопае-Гугуцэ в безразмерной шапке. С виноделием дела в Молдове и впрямь обстоят неплохо, причем это становится понятно сразу же, как только спускаешься в погреба местных заводов – таким площадям и организации пространства позавидовали бы лучшие винодельни Франции.

Второе преимущество данного туристического направления заключается, как ни странно, в его непопулярности. В Молдове не в курсе таких понятий, как высокий и низкий сезоны, поэтому, приезжая в Республику в любой из 365 дней в году, можете рассчитывать на душевный прием и доступные цены. Обычно в бывшую Бессарабию едут за простыми удовольствиями – познакомиться с молдавской кухней, сделать стратегический запас фруктов у селян, перепробовать самые интересные сорта местных вин и коньяков. Все эти радости обходятся необыкновенно дешево даже для не очень увесистого кошелька.

Города Молдовы

Климат. Лучшее время для поездки

Молдова находится в зоне умеренно-континентального климата. Это значит, что лето в стране жаркое и продолжительное, а зима мягкая и сравнительно короткая. –2 °С на термометре для местных уже является поводом серьезно утеплиться. Более ощутимое похолодание на молдавские территории приходит с арктическими воздушными массами, которые сюда наведываются нечасто и на короткое время. Соответственно, самый подходящий период для того, чтобы исследовать достопримечательности фруктово-винного рая, – конец весны либо лето. Погода стоит прекрасная, дожди, если и случаются, то непродолжительные, а столбик термометра замирает на отметке +22 °С и выше.

Если собираетесь в Молдову с целью не просто удовлетворить культурно-эстетические потребности, но и побаловать себя дарами местной земли, планируйте тур ближе к августу-сентябрю, когда сады фермеров ломятся от фруктов, виноделы приступают к сбору винограда, а лотки рыночных торговцев не выдерживают веса свежих овощей. В промежутках между поглощением национальных блюд, можно найти время и для экскурсий – первая половина осени в Молдове сухая и ясная, а температура воздуха не падает ниже +11. +16 °С. Еще один довод в пользу осеннего путешествия – Праздник виноделия. Стартует фест в начале октября и сопровождается не только парадными шествиями, но и коллективными дегустациями первых партий виноградного напитка.

Молдова осенью Молдова зимой

Зимняя Молдова может показаться скучноватой и подозрительно притихшей, если только вы не попали в страну в канун рождественских праздников.

К сведению: Рождество здесь празднуют целых два раза – 25 декабря по старому стилю (традиции придерживаются, в основном, сельские жители) и 7 января по новому стилю. В городах торжество проходит особенно шумно: с карнавалами, ярмарками и концертами. Дегустационный тур по винным погребам страны тоже можно перенести на зиму, приурочив его к местным колядкам, – полное погружение в национальные традиции обеспечено.

История Молдовы

Первые шаги на пути к независимости Молдова сделала в XIV столетии с помощью венгров, изгнавших с ее территорий монголов. Новое политическое образование получило название Молдавская марка, у руля которой встал воевода Драгош. Впоследствии стране пришлось пережить еще много интересных событий. Например, попытки местных князей обратить население в католическую веру, расширение южных земель путем отвоевания их у татар, а также династические конфликты за молдавский трон.

Герб Молдавии, высеченный на стене церкви в монастыре Четацуя в Яссах

В 1774 году над страной установила протекторат Российская империя, а в 1812 г., по условиям Бухарестского мира, Молдова (тогда Бессарабия) окончательно вошла в состав России. В 1918 году молдавские власти решили вновь побороться за собственную независимость, объявив Бессарабию Демократической республикой, что только усилило политические беспорядки: одна часть населения поддерживала советскую власть, вторая пыталась пресечь распространение большевизма. В итоге, не найдя выхода из сложившейся ситуации, молдавский Сфатул Цэрий (орган государственной власти) попросился под защиту Румынии, в состав которой Бессарабия и вошла чуть позже.

Вернуть себе Молдавию СССР удалось только в 1940 году, после ряда дипломатических споров с румынским правительством. Что касается провозглашения долгожданной независимости, то в Молдове это событие произошло в 1991 году, после того как Советский Союз прекратил свое существование, а уже в 1994 году у Республики появилась собственная Конституция.

Важный момент: на территории Молдовы находится непризнанное государство – Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), объявившее о собственной независимости в 1990 году. Явного противоборства между странами нет, однако но при пересечении государственной границы придется соблюсти ряд формальностей, включая заполнение миграционной карты.

Религия, менталитет, языковой барьер

Юноши и девушки в народных костюмах у Арки Победы в Кишенёве

Языковой барьер для туриста в Молдове отсутствует как таковой. Да, молдавский не похож на русский, и вычленить из речевого потока знакомые слова, как, например, в Польше, здесь не получится. Зато великий могучий в Республике понимает подавляющее большинство, поэтому смело обращайтесь к продавцу или водителю маршрутки на родном языке – в девяти случаях из десяти услышите ответ на русском.

Достопримечательности и развлечения в Молдове

Одна из топовых локаций – Криковские подвалы. Это не просто стилизованные под старину погреба с нагромождением пыльных бутылок, а настоящий подземный мегаполис с улицами, названными в честь легендарных вин. Сотрудники местного музея уверяют – именно в Криково хранятся бутылки с выдержанным напитком из коллекции самого Германа Геринга.

Храмовая архитектура Молдовы представлена преимущественно монастырскими комплексами, в число которых входит Каприянский монастырь. Невзирая на почтенный возраст – монастырь был основан в XV веке – постройки выглядят нарядно и утонченно, что объясняется работой современных реконструкторов. Если хотите в полной мере насладиться атмосферой звенящей тишины и умиротворения, посещайте святилище в будни. По субботам и воскресеньям в церкви при обители проходят венчания и народа полно.

Каларашовский женский монастырь

Что касается походов по музеям, то для этой цели лучше выбрать столицу Молдовы – Кишинев. Именно в нем можно отыскать самые интересные экспозиции и более тесно познакомиться с историей и культурой бывшей Бессарабии. Так, например, обязательным к посещению считается Музей истории, чья главная гордость – это 12 диорам, а также нумизматическая и оружейная коллекции, в которые вошли артефакты времен хеттской цивилизации.

Национальный музей этнографии – это материализованные бессарабские культура и природа, искусно размещенные в пределах одного особняка. Поклонникам творчества А. С. Пушкина будет любопытно взглянуть на экспонаты дома-музея поэта. Нет, вещей, принадлежавших солнцу русской поэзии, тут не покажут: исключение – дуэльный пистолет, подаренный учреждению Московским музеем. А вот быт и обстановка времен, когда Пушкин останавливался в стенах домика, здесь переданы с максимальной исторической достоверностью.

Национальный музей этнографии Национальный музей археологии и истории

Читайте также: