Политическое устройство афин кратко

Обновлено: 04.07.2024

В 5 в. до н.э. при Перикле Афинское государство управлялось народным собранием (экклесией), которое юридически обладало всей полнотой верховной власти. Оно собиралось через каждые 10 дней.

Все органы Афинского государства были подчинены народному собранию:

Каждому афинскому гражданину предоставлялось право контроля государственной системы: он мог подать жалобу на противозаконие, мог обжаловать любое из поступивших в народное собрание предложений или уже принятых постановлений и законов.

Если после рассмотрения жалобы в гелиэе, она признавалась справедливой, обжалованный закон отменялся, лица, виновные в его проведении привлекались к уголовной ответственности. Если жалоба признавалась необоснованной, то сам жалобщик подвергался крупному штрафу.

Булэ состоял из 500 членов по 50 от каждой филы, избираемых на 1 год. Выборы проходили с помощью жребия. Совет был рабочим органом экклесии: готовил повестку дня, предварительно обсуждал законопроекты, проекты мирных договоров, бюджет.

Ареопаг был органом чисто аристократическим, реформаторы-демократы не тронули этот орган, урезав только его полномочия.

Одной из самых авторитетных правительственных коллегий в Афинах была коллегия 10 стратегов, возглавлявших военную организацию государства. В условиях постоянных войн в 5-4 вв. до н.э. они сосредоточили в своих руках руководство ключевыми вопросами государственной политики. Они избирались открытым голосованием из числа лиц, имеющих специальную военную подготовку, способных к командованию.

Кроме указанных государственных органов и должностных лиц, в Афинах была учреждена полиция, состоявшая из рабов. Полицейская служба казалась афинянину столь унизительной, что предпочитал дать арестовать себя вооруженному рабу, но не заниматься самому таким позорным занятием.

Кандидатуры на все государственные должности подвергались процедуре докимасии – проверке умственных, физических, моральных, деловых качеств.

Принципы замещения государственных должностей:

При всем положительном, Афины имели рабовладельческий характер. Фактически демократия существовала лишь для полноправных афинских граждан.

Таким образом, Афины являлись демократической республикой по форме организации власти, а по классовому типу относились к рабовладельческому государству.

Институт частной собственности использовался широко, но полис следил за тем, чтобы не было концентрации земельных владений у одного собственника.

Право Афин гарантировало защиту интересов собственника на владение, пользование, распоряжение вещью, предоставляло ему возможность обращаться в суд с иском о защите такого права.

Форма договора строго не определялась: договор мог быть устным и письменным.

Афинянки вели замкнутый образ жизни, не имели политических прав, были лишены имущественной самостоятельности, полностью зависели от отца, братьев, затем – мужа.

В семье сильна власть домовладыки. Брак считался разновидностью договора купли продажи между женихом и отцом невесты. Невеста рассматривалась как объект сделки.

Вступление в брак считалось обязательным, безбрачие осуждалось, холостяков ограничивали в правах, относились как к больным. Юноши выбирали жен из бедных семей, что отвечало идее равенства.

Запрещались браки единоутробных детей. Муж мог взять другую жену, если от первой не было детей 10 лет. Если отец не признавал ребенка, его просто выбрасывали. С согласия старейшин села допускалось детоубийство.




Жена могла добиться развода, подав ходатайство архонту. Для мужчин бракоразводный процесс был упрощен.

Более независимое положение занимали гетеры.

Преступления и наказания

Наиболее тяжкие преступления:

- внесение противозаконных предложений в народное собрание,

- оскорбление богов, безбожие, кража имущество из храма,

- клевета и оскорбление.

- самое тяжкое наказание для граждан – лишение гражданских и политических прав (атемия),

Телесным наказаниям афинских граждан не подвергали, только рабов и метеков.

Судоразбирательство имело следующие стадии:

стадия· вынесения решения или приговора.

Мера наказания предлагалась участниками процесса. Высшей судебной и апелляционной инстанцией являлась гелиэя.

Причина – соперничество двух наиболее значительных греческих полисов Афин и Спарты за влияние в Элладе. С этого периода начинается упадок, крушение классической полисной цивилизации.

Пелопонесская война (431-404 гг. до н.э.) длилась с перерывами 27 лет. Это была война 2-х крупных группировок греческих государств: Делосского морского союза во главе с Афинами и Пелопонесского союза во главе со Спартой. Таким образом, противостояние 2-х государств носило всеобщий для Эллады характер.

Гибель многих афинян во время войны вызвала недовольство в полисе. Недовольные демократическим режимом олигархи в 411 г. до н.э. совершили политический переворот в Афинах.

Власть перешла к особому Совету 400 – самым богатым афинским рабовладельцам. Народное собрание созывалось теперь только по их усмотрению. Радикальные олигархи вообще выступали против его созыва.

После военного поражения Афины потеряли былое могущество, пришли в упадок и со временем (338 г. до н.э.) стали частью македонской империи.

В 5 в. до н.э. при Перикле Афинское государство управлялось народным собранием (экклесией), которое юридически обладало всей полнотой верховной власти. Оно собиралось через каждые 10 дней.

Все органы Афинского государства были подчинены народному собранию:

Каждому афинскому гражданину предоставлялось право контроля государственной системы: он мог подать жалобу на противозаконие, мог обжаловать любое из поступивших в народное собрание предложений или уже принятых постановлений и законов.

Если после рассмотрения жалобы в гелиэе, она признавалась справедливой, обжалованный закон отменялся, лица, виновные в его проведении привлекались к уголовной ответственности. Если жалоба признавалась необоснованной, то сам жалобщик подвергался крупному штрафу.

Булэ состоял из 500 членов по 50 от каждой филы, избираемых на 1 год. Выборы проходили с помощью жребия. Совет был рабочим органом экклесии: готовил повестку дня, предварительно обсуждал законопроекты, проекты мирных договоров, бюджет.

Ареопаг был органом чисто аристократическим, реформаторы-демократы не тронули этот орган, урезав только его полномочия.

Одной из самых авторитетных правительственных коллегий в Афинах была коллегия 10 стратегов, возглавлявших военную организацию государства. В условиях постоянных войн в 5-4 вв. до н.э. они сосредоточили в своих руках руководство ключевыми вопросами государственной политики. Они избирались открытым голосованием из числа лиц, имеющих специальную военную подготовку, способных к командованию.

Кроме указанных государственных органов и должностных лиц, в Афинах была учреждена полиция, состоявшая из рабов. Полицейская служба казалась афинянину столь унизительной, что предпочитал дать арестовать себя вооруженному рабу, но не заниматься самому таким позорным занятием.

Кандидатуры на все государственные должности подвергались процедуре докимасии – проверке умственных, физических, моральных, деловых качеств.

Принципы замещения государственных должностей:

При всем положительном, Афины имели рабовладельческий характер. Фактически демократия существовала лишь для полноправных афинских граждан.

Таким образом, Афины являлись демократической республикой по форме организации власти, а по классовому типу относились к рабовладельческому государству.

Институт частной собственности использовался широко, но полис следил за тем, чтобы не было концентрации земельных владений у одного собственника.

Право Афин гарантировало защиту интересов собственника на владение, пользование, распоряжение вещью, предоставляло ему возможность обращаться в суд с иском о защите такого права.

Форма договора строго не определялась: договор мог быть устным и письменным.

Афинянки вели замкнутый образ жизни, не имели политических прав, были лишены имущественной самостоятельности, полностью зависели от отца, братьев, затем – мужа.

В семье сильна власть домовладыки. Брак считался разновидностью договора купли продажи между женихом и отцом невесты. Невеста рассматривалась как объект сделки.

Вступление в брак считалось обязательным, безбрачие осуждалось, холостяков ограничивали в правах, относились как к больным. Юноши выбирали жен из бедных семей, что отвечало идее равенства.

Запрещались браки единоутробных детей. Муж мог взять другую жену, если от первой не было детей 10 лет. Если отец не признавал ребенка, его просто выбрасывали. С согласия старейшин села допускалось детоубийство.

Жена могла добиться развода, подав ходатайство архонту. Для мужчин бракоразводный процесс был упрощен.

Более независимое положение занимали гетеры.

Преступления и наказания

Наиболее тяжкие преступления:

- внесение противозаконных предложений в народное собрание,

- оскорбление богов, безбожие, кража имущество из храма,

- клевета и оскорбление.

- самое тяжкое наказание для граждан – лишение гражданских и политических прав (атемия),

Телесным наказаниям афинских граждан не подвергали, только рабов и метеков.

Судоразбирательство имело следующие стадии:

стадия· вынесения решения или приговора.

Мера наказания предлагалась участниками процесса. Высшей судебной и апелляционной инстанцией являлась гелиэя.

Причина – соперничество двух наиболее значительных греческих полисов Афин и Спарты за влияние в Элладе. С этого периода начинается упадок, крушение классической полисной цивилизации.

Пелопонесская война (431-404 гг. до н.э.) длилась с перерывами 27 лет. Это была война 2-х крупных группировок греческих государств: Делосского морского союза во главе с Афинами и Пелопонесского союза во главе со Спартой. Таким образом, противостояние 2-х государств носило всеобщий для Эллады характер.

Гибель многих афинян во время войны вызвала недовольство в полисе. Недовольные демократическим режимом олигархи в 411 г. до н.э. совершили политический переворот в Афинах.

Власть перешла к особому Совету 400 – самым богатым афинским рабовладельцам. Народное собрание созывалось теперь только по их усмотрению. Радикальные олигархи вообще выступали против его созыва.

После военного поражения Афины потеряли былое могущество, пришли в упадок и со временем (338 г. до н.э.) стали частью македонской империи.

Читайте также: