Политическое и экономическое сотрудничество россии ctc кратко

Обновлено: 02.07.2024

Отношения России и Европейского Союза представляют собой отношения двух крупных геополитических игроков, поскольку ЕС по консолидированному мнению большинства ученых является наднациональным единым образованием и выступает как единый субъект в сфере переданных ему государствами-членами полномочий. Интересы и ценности России и Евросоюза во многом не совпадают. Но несмотря на это, экономическое сотрудничество России и ЕС имеет огромное значение для обеих сторон. Это обуславливается географической близостью, тем фактом, что ЕС является самым крупным потребителем российского газа, а РФ в свою очередь закупает в ЕС большую часть высокотехнологичного оборудования, используемого в том числе и в нефте- и газодобывающей промышленности. Естественно, терять европейский рынок сбыта России не очень хочется. Также между Россией и Евросоюзом имеется множество совместных проектов.

Содержание

Сравнение России и ЕС

Российская Федерация Европейский Союз
Население 146 519 759[1] 508 200 000[2]
Территория 17 125 407 км² 9 826 630 км²
Плотность населения 8,4 чел/км² 116 чел/км²[3]
Столица Москва Брюссель
Крупные города Санкт-Петербург
Новосибирск
Екатеринбург
Севастополь
Ростов-на-Дону
Сочи
Калининград
Нижний Новгород
Казань
Самара и другие
Лондон
Париж
Рим
Берлин
Мадрид Мадрид
Вена
Амстердам
Варшава
Будапешт
Прага и другие
Руководитель государства Президент Владимир Путин Председатель Европейского совета Дональд Туск
Премьер-министр Премьер-министр Михаил Мишустин Первый заместитель председателя Еврокомиссии Франс Тиммерманс
Спикер парламента Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Валентина Матвиенко (верхняя палата)

Председатель Государственной думы Федерального собрания Вячеслав Володин (нижняя палата)

Председатель Европейского парламента Мартин Шульц (нижняя палата)

История взаимоотношений

Чеченские войны

В апреле 2004 года провалилась очередная антироссийская резолюция по Чечне[4]. Поддержали её лишь 12 стран из 53, 23 отвергли, а 18 воздержались. Среди поддержавших резолюцию были такие ведущие страны ЕС, как Франция, Германия и Великобритания, а также США.

Лишь в 2005 году ЕС отказались вносить в ООН антироссийские резолюции по Чечне[5], ибо стало ясно, что Чечня останется в составе России.

Оранжевая революция

Сирийская война

Позиции России и Евросоюза по вопросу войны в Сирии являются диаметрально противоположными. По сути, позиция ЕС в этом вопросе не сильно отличается от позиции США.

Странам ЕС очень нужен газопровод из дружественного им Катара в Европу. География региона позволяет проложить такой газопровод только через Сирию. Однако зависеть от дружбы с Асадом, который сможет в любой момент приказать перекрыть газопровод, страны Евросоюза, разумеется, не хотят: им нужен полный контроль над всем маршрутом.

В случае, если в Сирии будет установлен прозападный режим, и трубопровод будет установлен, это поставит под угрозу все российско-европейские газовые проекты.

Южный поток

Разработка данного газопровода началась 7 декабря 2012 года. Данный газопровод должен был пройти через Чёрное море на Балканский полуостров и первым делом выйти в Болгарию, в портовый город Варна, а уже оттуда через Балканы предполагалось строительство газопровода в остальные страны Европы.

Но в 2014 году, на фоне украинского кризиса, пойдя на поводу у США, ЕС всячески сопротивлялся строительству этого потока. По сути, сам Евросоюз занял антиевропейскую позицию по данному вопросу, поскольку это сулило для ЕС огромные экономические выгоды.

В конечном итоге 1 декабря 2014 года на пресс-конференции в Анкаре, президент России Владимир Путин объявил о том, что проект Южный поток закрыт, поскольку позиция ЕС по нему является неконструктивной. Вместо него Россия подписала соглашение с Турцией, что огромным плюсом для России, поскольку ЕС в таком случае оказался в крайне неудачном положении. Также это стало огромным козырем в отношениях России и Турции. Итогом стало подписание контракта на создание газопровода Турецкий поток [2] .

Год науки Россия-ЕС 2013—2014

25 ноября 2013 года в Москве был торжественно открыт Год науки Россия-ЕС. Основной целью данного мероприятия было показать многогранность сотрудничества между ЕС и Россией в области науки, технологии, высшего образования и инноваций, отметить достигнутые результаты и обозначить будущие возможности для развития сотрудничества на взаимовыгодной основе.

В течение года науки было проведено более 170 совместных мероприятий на территории Европы и России. Основное внимание было сфокусировано на разнообразии взаимодействия в исследованиях, инновации и высшем образовании между ЕС, отдельными его странами и Российской Федерацией. Эти мероприятия позволили индивидуальным исследователям, предприятиям, лабораториям, исследовательским и высшим образовательным институтам презентовать свои научные достижения и представить идеи будущих проектов перед широкой общественностью. Как результат были продолжены или же созданы новые сотрудничества между Европейскими и Российскими исследователями.[6]

Данный Год науки был торжественно закрыт в Брюсселе 25 ноября 2014 года.

Интересно, что даже не взирая на украинский кризис, санкции, и значительное ухудшение отношений с Западом, данный комплекс мероприятий не был закончен раньше времени и прошёл полностью и весьма успешно.

Украинский кризис

Евросоюз наряду с США стал одним из главных разжигателей Украинского кризиса. Цель этого была та же, что и во время Оранжевой революции — провести очередную цветную революцию для того, чтобы к власти на Украине пришли прозападные политики (при том, что и до этого там были люди, относительно лояльные к Западу).

После воссоединение Крыма с Россией и начала войны на Донбассе отношения России и ЕС значительно ухудшились.

Также ЕС занимал и продолжает занимать сугубо антироссийскую позицию по делу гибели малайзийского Боинга под Донецком.

По сути, позиции России и ЕС по украинскому кризису являются диаметрально противоположными.

Санкции ЕС против России 2014—2016

Конечным итогом санкций стало то, что Евросоюз понёс гораздо большие экономические убытки, чем Россия.

12 марта 2016 года в ЕС было принято решение продлить санкции против России до 15 сентября 2016 года[7].

Переговоры по ядерной программе Ирана

Данное событие стало очередным успехом для российской дипломатии, поскольку снятие санкций с Ирана открыло дополнительный возможности для развития экономики (например, торговля с странами ЕС. Будучи под санкциями, Иран не мог этого делать).

Отношение российского общества к ЕС

Статистика.jpg

В 1999 году 67 % опрошенных (по данным Левада-центра) говорили, что России следует стремиться в будущем к вступлению в Европейский союз (это большинство сохранялось вплоть до 2010—2011 гг. — так отвечали 55 и 51 %, соответственно).

В 2014 же году такое мнение разделяли лишь 15 %, а 64 % считали, что это России не нужно. [9]

Саммиты Россия-ЕС

Саммиты Россия-ЕС представляют из себя площадку для политического и экономического диалога между Россией и Евросоюзом. На саммитах, помимо политических проблем (или вернее, помимо столкновения геополитических интересов) также обсуждаются перспективы экономического сотрудничества и совместной работы в рамках каких-либо российско-европейских проектов. Однако, далеко не все саммиты имели для России и ЕС важное стратегическое и экономическое значение.

Первый саммит Россия-ЕС состоялся 7 сентября 1995 года в Москве, последний — в январе 2014 года в Брюсселе.

Всего за всю историю отношений между Россией и ЕС было проведено 32 саммита. После этого, ввиду осложнения двухсторонних отношений, был отменён саммит в Сочи, который должен был пройти в июне 2014 года.

В МИД заявили, что РФ планирует перенести акцент на евроазиатское экономическое сотрудничество


Планы, связанные с будущим российской экономики, замглавы МИД привел в ходе красноярского экономического форума.

Ранее представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что экономика России испытывает серьезные удары.. По его словам, экономика страны сейчас терпит серьезные удары, однако у нее есть запас прочности и потенциал.

26 февраля Вашингтон ввел санкции против президента России Владимира Путина, министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, министра обороны РФ Сергея Шойгу, а также других членов российского Совбеза.

Это произошло на фоне того, что 24 февраля президент Путин объявил о начале военной спецоперации по защите Донбасса в ответ на просьбу о помощи от глав Луганской и Донецкой народных республик.

Россия в системе международных отношений сегодня находится в неоднозначном положении. Основное внимание власти уделяют безопасности страны; восстановление взаимодействия с западом происходит медленно ввиду участия страны в военных конфликтах. Ключевыми соратниками государства являются страны Азии. У РФ налажены отношения с Индией, Китаем, Японией. Эти государства являются значимыми для политического, технологического развития на мировом уровне.

Россия в системе современных международных отношений потеряла определенные связи ввиду санкций, введенных западом. Это способствует нарушению экономического контакта с некоторыми регионами.

Россия в системе международных отношений – кратко о взаимодействии с западом и постсоветскими соседями

Место России в международных отношениях всегда определялось тремя критериями:

  • Государство на протяжении всей истории старается выступать в качестве доминанта в отношениях с соседями и другими странами;
  • Россия противопоставляет себя западу;
  • Власти зачастую руководствуются консервативными взглядами, что обусловлено особенностями внутренних условий прогрессирования.

Важная задача для Российской Федерации – сохранить свое влияние на страны бывшего СССР. Распад Советского Союза стал толчком для них к обретению независимости, что осложнило задачу РФ держать их под контролем. Каждая независимая республика имеет собственное видение дальнейшего регионального, глобального, национального развития. В ходе противостояния часто возникает международный конфликт, война. Это ослабляет государство, но Россия не может упустить природные ресурсы, которые в избытке находятся у соседей.

Богатые земли вызывают интерес у других государств. Они привлекают внимание Ирана, Турции, Китая и Соединенных Штатов Америки. Европа также заинтересована в природных богатствах постсоветского пространства. Запад и НАТО ведут активную скрытую политику по привлечению республик. Им удалось привлечь Грузию, которая полностью настроилась на европейскую систему; Украину, находящуюся в процессе становления западных идеалов. Вопрос сохранения своего влияния на территорию бывшего СССР Россия решает следующими способами:

  • Формулировка стратегии национально-государственного развития;
  • Экономическая привязка государств СНГ к фондовым рынкам РФ;
  • Обеспечение взаимодействия финансовых систем соседних держав и рынков Российской Федерации.

Место России в системе международных отношений – внешняя политика

Отношение между государствами и Россией регулируются множеством экономических и политических рычагов. Ключевыми аспектами внешней политики можно назвать:

  1. Отказ от использования военных вооруженных сил, чтобы достигнуть политических, экономических, внешних целей.
  2. Исключение отношения к другим странам как к потенциальным противникам.
  3. Защита жизненно важных интересов как приоритетное направление.
  4. Построение взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами.

Особенный вклад в устойчивость и силу РФ вносят целостность, единство народа, соблюдение национальных интересов. Каждая граница находится под надежной защитой, что позволяет гражданам чувствовать себя в безопасности, гордиться Родиной. Почему Российская Федерация – важный игрок мирового уровня:

С 2017 года Россия ведет переговоры с другими странами по развитию технологий для цифровой экономики.

Содержание

2022: Россия и Китай договорились о совместном антимонопольном регулировании ИТ-отрасли

В феврале 2022 года Россия и Китай договорились о совместном антимонопольном регулировании в ИТ-отрасли. Соответствующий документ от имени правительства своих стран подписали руководитель ФАС Максим Шаскольский и министр Главного государственного управления по контролю и регулированию рынка КНР Чжан Гун.

В число основных положений документа вошло взаимодействие по вопросам антимонопольного регулирования на цифровых рынках. Соглашение также предусматривает создание правовых основ для взаимодействия антимонопольных органов при правоприменительной деятельности в отношении хозяйствующих субъектов двух стран, а также третьих стран, деятельность которых влияет на состояние конкуренции в РФ и КНР.



Отмечается, что одной из текущих приоритетных задач антимонопольных регуляторов двух государств остается обмен информацией о влиянии цифровизации на состояние конкуренции на национальных рынках, а также оценке состояния конкуренции на них.

Договор между антимонопольными органами России и Китая стал итогом визита президента РФ Владимира Путина в Пекин.

До конца 2021 года между Россией и Китаем действовало соглашение о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политики от 25 апреля 1996 года, предусматривающее в том числе взаимодействие, как на уровне центральных аппаратов, так и территориальных органов двух стран. В ФАС говорят, что это соглашение позволяло создать основу для тесного сотрудничества между антимонопольными ведомствами двух стран, а также в полной мере учитывало требования современных экономических реалий, включая цифровизацию и глобализацию мировой экономики. Кроме того, договор должен был помочь создать необходимую базу для эффективного предотвращения трансграничных нарушений. [1]

2021: Россия и Азербайджан начинают масштабное сотрудничество в сфере ИТ и связи

Как стало известно 20 мая 2021 года, Россия и Азербайджан начинают сотрудничество в сфере ИТ и связи. Соответствующий вопрос обсудили глава Минцифры Максут Шадаев и министр транспорта, связи и высоких технологий Азербайджанской Республики Рашад Наби оглу Набиев.

Как сообщает пресс-служба Минцифры, во время встречи были подняты вопросы реализации перспективных ИТ-проектов и стороны договорились о взаимной поддержке технологического развития государств. Было заключено соглашение о партнёрстве стран в части информационных технологий и связи.



Встреча главы Минцифры России с Министром транспорта, связи и высоких технологий Азербайджанской Республики

В присутствии российского и азербайджанского министров также был подписан меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой по интеллектуальной собственности РФ и Агентством интеллектуальной собственности Азербайджанской Республики.

В конце встречи Максут Шадаев сообщил о выдвижении Администрацией связи Российской Федерации Рашида Исмаилова на пост Генерального секретаря Международного союза электросвязи. На что Рашад Наби оглу Набиев сообщил о готовности поддержать кандидатуру российского представителя.

Россия предложила Казахстану совместно разрабатывать технологии для цифровой трансформации

Также на полях совещания Николай Никифоров встретился с министром информации и коммуникаций Казахстана Дауреном Абаевым. Стороны обсудили развитие цифровой экономики в России и Казахстане и вещание российских СМИ на территории Казахстана.

Министр связи РФ и глава департамента ИТ Госканцелярии КНР обсудили цифровое экономическое сотрудничество

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Рашид Исмаилов 28 августа 2017 года провел встречу с директором Департамента развития информационных технологий Госканцелярии Китайской Народной Республики (КНР) по делам интернет-информации Сюй Юйем. Стороны обсудили вопросы цифрового экономического сотрудничества, а также взаимодействие в рамках международных организаций.



Встреча Рашида Исмаилова с директором Департамента развития информационных технологий Госканцелярии КНР по делам интернет-информации Сюй Юйем, 28 августа 2017, Москва

Еще одной темой встречи стала концепция конвенции ООН — концепция безопасного функционирования и развития интернета. Российская сторона высказалась за необходимость своевременного начала разработки документа и предложила объединить усилия по совместной подготовке. Ранее глава Минкомсвязи Николай Никифоров представил российский проект концепции конвенции ООН по безопасному интернету на третьей встрече ИКТ-министров стран БРИКС.

Министры России и Китая обсудили вопросы развития цифровой экономики

Как стало известно 28 июля, Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров провел рабочую встречу с министром промышленности и информатизации Китайской Народной Республики (КНР) Мяо Вэем. Стороны обсудили вопросы развития цифровой экономики в России, Китае и мире, проекты по созданию подводной волоконно-оптической магистрали в Арктике, системы персональной подвижной спутниковой связи, а также другие актуальные вопросы отраслевого сотрудничества России и Китая. Мероприятие прошло в рамках третьей встречи министров связи стран БРИКС.

Важной темой встречи Николая Никифорова и Мяо Вэя стало также обсуждение проектов в сфере телекоммуникаций. Китайская сторона выразила заинтересованность в развитии проекта по строительству подводного магистрального кабеля вдоль арктического побережья России. На встрече отмечалось, что в настоящий момент данный проект представляется наиболее эффективным способом обеспечить скоростное соединение Азии с Европой. Китайская сторона попросила содействия по проведению необходимых исследований для строительства магистрали и выразила уверенность, что спрос на использование данного канала связи будет значительным.

Основным отраслевым двусторонним механизмом между Минкомсвязи России и Министерством промышленности и информатизации КНР является Подкомиссия по связи и информационным технологиям Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, заседания которой проходят ежегодно. XVI заседание состоялось 8 июня 2017 года в Москве. Основными вопросами для обсуждения в рамках подкомиссии стали электросвязь, эффективное использование радиочастотного спектра и координация радиочастот в приграничных районах, информационные технологии и почтовая связь. По каждому из этих направлений стороны достигли определенного прогресса, подчеркнул Николай Никифоров.

Россия и Сербия обсудили сотрудничество в области ИТ и цифровой экономики

Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров провел встречу с министром по вопросам инноваций и технологического развития Республики Сербии Ненадом Поповичем. Стороны обсудили развитие цифровой экономики в России и Сербии, а также перспективы развития двусторонних отношений, сообщили 25 августа 2017 года в пресс-службе Министра инноваций и технологического развития Правительства Республики Сербия.



Встреча с министром инноваций Сербии Ненадом Поповичем, 24 августа 2017, Москва. Фото: Минкомсвязи России.

Также сербская сторона выразила заинтересованность в обмене опытом в почтовой сфере. На встрече обсуждалось сотрудничество ведущих организаций в области информационных технологий с научно-исследовательскими организациями Сербии. Глава Минкомсвязи России рассказал сербским коллегам о городе Иннополис и о Фонде Сколково. Представители ряда входящих в него компаний выступили с презентациями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество.Планы НАТО в отношении России.

Цели: РФ в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.

Введение в тему:

Несмотря на то, что современные международные отношения являются весьма сложной сферой, а национальная и международная безопасность, национальные интересы всегда считались святая святых, власти новой России озвучить свою позицию по наиболее острым проблемам этой области и дать им официальную оценку. Представленную Россией государственную военную доктрину можно назвать доктриной открытости, предлагающей простую формулу международных отношений. Она призывает выступать с открытым забралом и не фарисействовать, говоря одно, делая другое, а думая вообще третье. В документе нашла свое подтверждение ориентированность России на повышение уровня доверия между государствами. Именно оно должно служить фундаментом для выстраивания отношений в период, последовавший за длительной конфронтацией.

Здесь можно вспомнить, как Россия всегда настаивала на том, чтобы одним из обязательных условий взаимоотношений с НАТО был обоюдный обмен информацией в сфере военной стратегии и политики, создания военных доктрин. В то время, когда в нашем государстве создавалась новая военная доктрина, а НАТО разрабатывало новую стратегическую концепцию, Россия представила его структурам и главам стран, входящих в альянс, максимально возможный объем информации, касающейся ее официальных позиций и военно-доктринальных подходов. Кроме того, руководство нашего государства выступило с предложением свести принципиальные, наиважнейшие положения военно-политических документов к единой системе координат.

Не допустить войны — основная задача

1.Характеристика военно-политической обстановки в мире:

- возобновление гонки вооружений, опасность распространения в развивающихся странах высокоточного обычного, ядерного и других видов оружия массового поражения и средств их доставки;

- вступление в НАТО стран Центральной, Восточной Европы и Балтии, расширение зоны ответственности альянса в Европе и за её пределами.

2. Планы НАТО в отношении России. Угрозы жизненно важным интересам Российской Федерации:

- наличие у ряда стран мощных группировок вооруженных сил и крупных арсеналов ядерного и других видов оружия массового поражения;

- попытки установления контроля за ядерным потенциалом России;

- планы иностранных государств, направленные на разрушение целостности Российской Федерации, с использованием этнических, конфессиональных и других внутренних противоречий, удовлетворение территориальных притязаний к России и пересмотр межгосударственных границ;

- действия США, стран НАТО и ряда бывших союзных республик, направленные на подрыв и сдерживание интеграционных процессов в рамках СНГ;

- ослабление политических связей Российской Федерации со странами Центральной и Восточной Европы, государствами Восточной Азии и бассейна Тихого океана;

- вытеснение национальных интересов России из районов традиционного сотрудничества (Кавказа, Закавказья, Средней Азии, бассейнов Черного и Каспийского морей);

- попытки ограничить присутствие России на зарубежных рынках (в том числе на рынке вооружений), а также действия по ее вытеснению с них;

- информационно-психологическое воздействие и проникновение в различные сферы жизнедеятельности Российской Федерации, которое может привести к выводу из строя системы государственного и военного управления.

3. Принципы мирового порядка:

В международном праве оговаривается целая система между собой принципов, на которых основывается миропорядок. Это суверенитет государств, нерушимость границ, территориальная целостность, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, суверенное равенство, неприменение силы либо угрозы силой, справедливость, взаимность, сотрудничество. Если хотя бы одна из этих фундаментальных основ будет устранена, это грозит разрушением всей системы и дестабилизацией мирового сообщества.

Тем не менее, согласно новой стратегической концепции НАТО, объединенные вооруженные силы блока могут быть произвольно применяться на основании "внутренних процедур", вне зоны ответственности альянса, и санкция Совета Безопасности ООН для этого не требуется.

Чтобы не допустить развития событий по подобному сценарию, новая военная доктрина предусматривает блок определенных установок. Позиция России обозначена вполне четко: все попытки обойти механизмы, обеспечивающие международную безопасность в современном мире, ослабить их влияние (в первую очередь речь идет об ООН и ОБСЕ) являются неприемлемыми и недопустимыми — равно как и произвольное "гуманитарное вмешательство", на самом деле являющееся военно-силовыми акциями.

Задание 1. Рассмотрите известные вам международные доктрины об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах.

Задание 2: Составить конспект лекции

На основе лекции у казать стратегическую концепцию НАТО.

Задание №3: Выявить систему принципов России, обеспечивающих военную безопасность.

Задание №4 :Определить основные установки российской военной доктрины.

Задание №5: Выделить принципы России партнерского отношения с другими государствами

3. Место России в системе международных военно-политических отношений.

Продумать ответы на вопросы:

1.Охарактеризуйте военно-политическую обстановку в мире;

2.В чем выражены угрозы жизненно важным интересам Российской Федерации?

3.Назовите новые вызовы угрозы и новые глобальные тенденции, стимулированные процессами глобализации существенно влияющие на систему международных военно-политических отношений в мире;

5.Почему фактором, влияющим на военно-политическую обстановку в мире, является дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов государств?

6. Почему для современных международных военно-политических отношений характерным является жесткая информационно-психологическая война, направленная на подрыв российской государственности и целостности. (При этом ежедневные атаки проходят по двум критериям: внешняя и внутренняя информационная среда. Воздействие на население нашей страны происходит не прямым военным вмешательством, а умелым использованием национальных и религиозных противоречий внутри).

7. Какие два направления условно можно выделить в геополитике России?

8. В 2002 году Европейский Союз признал Россию страной с рыночной экономикой,что это значит для России?

9.Главная стратегическая задача России?

10. Проанализируйте место РФ в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.

Читайте также: