Политический сыск при николае 1 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Опричнина (1565–1572) — уничтожение государственных изменников было одной из функций этого учреждения, созданного и упраздненного Иваном Грозным.

Приказ тайных дел (1654–1676) — первый в истории страны орган госбезопасности. Основан царем Алексеем Михайловичем, в том числе для расследования преступлений против царя,а также производились следствия по важнейшим государственным делам, например по выпуску фальшивой монеты, делу патриарха Никона и т. п., ведались гранатного дела мастера, гранатное дело и заводы. В ведении этого же приказа состояла любимая царская потеха — птицы, кречеты и ястребы с особым штатом для их ловли и обучения, а также голубятни, в которых было более 100 тысяч голубиных гнёзд для корма хищных птиц.

Царь Алексей Михайлович

Преображенский приказ (1686–1729) — создан юным Петром I в подмосковном селе Преображенском, первоначально как личная канцелярия царя и ведомство, отвечавшее за его потешные полки. Позже перенесен в Москву, стал органом политического сыска, охраны порядка и частично управления армейскими делами. С 1725 года ведомство именовалось Преображенской канцелярией.

Тайная канцелярия (Канцелярия тайных розыскных дел) (1718–1726) — созданный Петром I в Москве в феврале 1718 года временный следственный орган в начале апреля того же года обосновался в Санкт-Петербурге и стал постоянным. В отличие от многофункционального Преображенского приказа специализировался на политических преступлениях.

Князь Ф.Ю.Ромодановский,руководил Преображенским приказом приказом в 1686-1717 гг. и тайной канцелярией

Верховный тайный совет (1726–1731) и Сенат — осуществляли, помимо прочего, функции Тайной канцелярии и Преображенского приказа в тот период, когда те были упразднены.

Канцелярия тайных и розыскных дел (1731–1762) — возрожденная императрицей Анной Иоанновной Тайная канцелярия. Кроме политического сыска занималась контрразведкой. Упразднена указом Петра III как одиозное учреждение.

Граф А.И.Ушаков глава тайной канцелярии в 1731-1746 гг.

Особая экспедиция при Сенате (1762) — орган политического сыска, учрежденный при Петре III взамен Канцелярии тайных и розыскных дел. Выполняла, по сути, те же функции, но находилась в составе Сената и действовала секретно.

С.И.Шешковский глава тайной экспедиции в 1762-1794 гг.

Вторая экспедиция, Экспедиция спокойствия и благочиния (1802–1806) — учреждение в составе созданного при Александре I Министерства внутренних дел, руководило полицией, ведало политическим сыском и цензурой.

Комитет для совещания по делам, относящимся к высшей полиции (1805–1807) — секретный орган был учрежден Александром I для охраны общественного порядка, отслеживания подозрительных разговоров и действий и обеспечения столицы продовольствием.

Экспедиция государственного благоустройства (1806–1810) , наследница предыдущей Экспедиции в структуре МВД, также ведала паспортно-визовой службой и состоянием дорог. Упразднена с созданием Министерства полиции.

Комитет общей безопасности (1807–1829) — основан Александром I, наделен полномочиями политического сыска, контрразведки и борьбы с тайными обществами. В период военного конфликта с Наполеоном особое внимание уделял поиску французских шпионов.

Министерство полиции Российской империи (1810–1819) — кроме всего прочего, занималось вопросами цензуры и осуществляло явный и тайный надзор за иностранцами в России.

Особенная канцелярия в составе Министерства полиции (1811–1826) — ведала выдачей иностранных паспортов, цензурой и политическими преступлениями. С 1819 года включена в Министерство внутренних дел, ликвидирована в связи с созданием Собственной его императорского величества канцелярии.

III Отделение Собственной его императорского величества канцелярии (1826–1880) — создано Николаем I по проекту графа Александра Бенкендорфа, который его и возглавил. Помимо мер по предотвращению преступлений против государства III Отделение контролировало иностранцев, заведовало тюрьмами, а также боролось с сектантами и фальшивомонетчиками.

Здание штаба Отдельного жандармского отделения, где после 1838 года помещалось Третье отделение

Круг ведения нового учреждения в указе 1826 года был определён так:

1.все распоряжения и известия по всем вообще случаям высшей Полиции;

2.сведения о числе существующих в Государстве разных сект и расколов;

3.известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам и пр. коих разыскание и дальнейшее производство остаются в зависимости Министерств: Финансов и Внутренних дел;

4.сведения подробные о всех людях, под надзором Полиции состоящих, равно и все по сему предметы распоряжения;

5.высылка и размещение людей подозрительных и вредных;

6.заведывание наблюдательное и хозяйственное всех мест заключения, в коих заключаются Государственные преступники;

7.все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих, в пределы государства прибывающих и из оного выезжающих;

8.ведомости о всех без исключения происшествиях;

9.статистические сведения, до Полиции относящиеся

Корпус жандармов (1827–1917) — воинское соединение политической полиции. Учреждено при III Отделении, с его расформированием в 1880 году стало подчиняться Департаменту полиции Министерства внутренних дел. В 1917 году корпус ликвидирован по решению Временного правительства.

Парадная и походная формы Жандармских команд. 1872 г.

Корпус жандармов. Обер-офицер в парадной строевой форме и Унтер-офицер в парадной и обыкновенной строевой форме. 1881 г.

Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия (1880) — учреждена Александром II взамен III Отделения, неспособного пресечь революционный террор.

Департамент полиции (1880–1917) — в его ведение были переданы дела из упраздненных III Отделения и Верховной распорядительной комиссии. В Особом отделе при Департаменте существовала обширная картотека фотографий революционеров (около 20 000 снимков) и досье на 55 000 человек.

Члены коллегии ВЧК (слева направо) Я. X. Петерс, И. С. Уншлихт, А. Я. Беленький (стоит), Ф. Э. Дзержинский, В. Р. Менжинский, 1921 г.

ВЧК-ОГПУ на страже революции. Плакат РСФСР

Форма сотрудника ОГПУ

НКВД СССР (1934–1946) — Народный комиссариат внутренних дел СССР. В его состав вошли НКВД РСФСР и ОГПУ СССР. Подразделения ОГПУ СССР образовали в его составе Главное управление государственной безопасности (ГУГБ НКВД СССР, 1934–1941).

НКГБ СССР (1941, 1943–1946) — Народный комиссариат государственной безопасности, выделен из состава НКВД СССР и в том же году, с началом войны с Германией, объединен обратно. В 1943 году опять выделен из состава НКВД. Отвечал за разведку, контрразведку, организацию диверсий на занятых немцами территориях, спецсвязь, охрану руководства страны, расследования дел особой важности, военную цензуру и перлюстрацию писем. В 1946 году переименован в МГБ СССР.

МГБ СССР (1946–1953) — Министерство госбезопасности СССР, бывший НКГБ СССР изначально с теми же функциями. В 1947 году функции внешней разведки были выделены из его компетенции. В 1953 году, в день смерти Иосифа Сталина, объединено с МВД.

КГБ при Совете министров СССР, с 1978 года — КГБ СССР (1954–1991) — Комитет государственной безопасности, выделен в самостоятельное ведомство из состава МВД. Основные функции — внешняя разведка, контрразведка, борьба с антисоветчиками, охрана руководства страны. Управление лагерями и тюрьмами осталось функцией МВД. После участия руководителей КГБ в августовском путче был расформирован.

МСБ СССР (1991–1992) — Межреспубликанская служба безопасности, Центральная служба разведки и Комитет по охране государственных границ учреждены президентом СССР Михаилом Горбачевым вместо КГБ. Функции: расследование государственных преступлений, контрразведка, подготовка кадров.

МБ (МБР, МБРФ) (1992–1993) — Министерство безопасности Российской Федерации. Основано указом президента РФ Бориса Ельцина на базе Агентства федеральной безопасности РСФСР, отвечавшего за госбезопасность страны после распада СССР. Ведало контрразведкой, оперативной деятельностью, погранвойсками.

ФСК (1993–1995) — Федеральная служба контрразведки, предшественница ФСБ. В ее компетенцию вошли все ведомства МБР, кроме погранвойск.

Вторая четверть XIX в. вошла в историю России как "николаевская эпоха" или даже "эпоха николаевской реакции". Важнейшим лозунгом Николая I, пробывшего на российском престоле 30 лет, стало: "Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни". Николай I, хотя и отличался, также как его отец и старший брат, преувеличенной любовью к парадам и военной муштре, был способным и энергичным человеком, понимавшим необходимость реформирования России. Однако страх перед революцией, вызванный восстанием декабристов и ростом революционного движения в Европе, заставил его уклоняться от глубоких реформ и вести охранительную политику, завершившуюся крахом в годы Крымской войны.

2. Кодификация законов

В первые годы царствования Николая I была организована работа по кодификации российских законов. Единый свод законов последний раз принимался в России в 1649 г. С тех пор накопились тысячи законодательных актов, нередко противоречивших друг другу. Работа по составлению свода законов была поручена группе юристов под руководством М.М. Сперанского . Все российские законы, изданные после 1649 г., были собраны и расположены в хронологическом порядке. Они составили 47 томов Полного собрания законов Российской империи. В 1832 г. был издан 15-титомный Свод законов Российской империи, в который вошли все действующие законы. Издание Свода позволило упорядочить деятельность государственного аппарата.

3. Политический сыск и цензура

Стремясь исключить распространение в России революционных идей и организаций, Николай I прежде всего значительно усилил репрессивные органы. Был создан особый корпус жандармов во главе с А.Х. Бенкендорфом, а позднее - А.Ф. Орловым. Вся страна была разделена на жандармские округа во главе с генералами жандармерии, которые должны были выявлять и пресекать крамолу.

Деятельность жандармов направлялась специальным III Отделением собственной Его Императорского Величества канцелярии. III Отделение сначала возглавлял тот же Бенкендорф, а затем - Л.В. Дубельт. III Отделение было немногочисленным, но имело широкую агентурную сеть, с помощью которой ведало сбором информации о настроениях в обществе, следило за подозрительными людьми, занималось перлюстрацией писем, руководило цензурой.

Цензурные уставы в царствование Николая I неоднократно менялись, то ужесточаясь , то несколько смягчаясь, но в целом цензурная политика была направлена на удушение свободной мысли и любого инакомыслия.

Цензоры были обязаны запрещать любое издание, любую публикацию, если усматривали хоть малейший намек на критику самодержавного образа правления или православной религии. Запрещались естественно-научные и философские книги, противоречившие православному вероучению. На жестокость цензуры жаловался даже такой верноподданный литератор, как Фаддей Булгарин, говоривший, что "вместо того, чтобы запретить писать противу правительства, цензура запрещает писать о правительстве и в пользу оного". Доходило до курьезов, как в случае, когда цензор запретил восклицание "Это, кажется, столпы могущества России!", обращенное к колоннам Исаакиевского собора. Замечание цензора гласило: "Столпы России суть министры".

4. Польский вопрос и внутренняя политика

Стремление Николая I жестко контролировать идейную жизнь общества еще больше усилилось после того, как в 1830 г. в Польше вспыхнуло восстание, вызванное нарушением конституции, дарованной Александром I. Восстание было жестоко подавлено, польская конституция отменена. С этого времени началась не прекращавшаяся до самого конца самодержавия в России дискриминация поляков. Влияние польского восстания на внутриполитическую ситуацию в России было связано с усилившимся страхом Николая I перед революцией.

5. Система образования

Заботясь о сохранении в обществе и народе верноподданнических взглядов, власть постоянно ужесточала школьные уставы. Было категорически запрещено принимать в высшие и средние учебные заведения крепостных. Люди "низших званий" должны были получать образование преимущественно в одноклассных церковно-приходских школах, где обучали элементарным навыкам чтения, счета, письма и закону Божьему. Для горожан существовали трехклассные училища и лишь для дворян - семиклассные гимназии. Только программа гимназии, включавшая словесность, древние языки, историю, а также математику и физику, позволяла поступить в университет. Правда, существовал порядок сдачи экзаменов экстерном, что открывало дорогу в университеты людям, не окончившим гимназии. Права университетов с введением нового университетского устава 1835 г. были урезаны.

В 30-х гг. программы учебных заведений были пересмотрены. Преподавание естественных и математических наук сократилось в пользу древних языков (латыни и церковнославянского). Современная история и литература не преподавались вовсе во избежание возбуждения "вредных мыслей".

Государство стремилось унифицировать систему учебных заведений, выступало против домашнего образования и частных школ, поскольку не могло контролировать их так же, как казенные гимназии и училища.

6. Идеология. Теория официальной народности

Стремясь противостоять революционным и либеральным идеям, самодержавие прибегало не только к репрессиям. Царь понимал, что взглядам могут противостоять лишь иные взгляды. Официальной идеологией николаевской России стала т.н. "теория официальной народности". Ее творцом стал министр просвещения граф С.С. Уваров. Основу теории составила "уваровская троица": православие - самодержавие - народность. Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Спокойная, устойчивая, благолепно-тихая Россия противопоставлялась мятущемуся, разлагающемуся Западу.

В "теории официальной народности" ярко проявилась закономерность русской истории: любой поворот к консерватизму и охранительству всегда сочетается с антизападничеством и подчеркиванием особенностей собственного национального пути.

"Теория официальной народности" была положена в основу преподавания в школах и университетах. Ее проводниками стали консервативные историки С.П. Шевырев и М.П. Погодин. Она широко пропагандировалась в печати усилиями таких литераторов как Ф. Булгарин, Н. Греч, Н. Кукольник и др.

Россия в соответствии с "теорией официальной народности" должна была выглядеть счастливой и умиротворенной. Бенкендорф говорил: "Прошедшее России удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое воображение".

Сомнение в великолепии российской действительности само по себе оказывалось или преступлением, или свидетельством сумасшествия. Так, в 1836 г. по непосредственному распоряжению Николая I был объявлен сумасшедшим П.Я. Чаадаев, опубликовавший в журнале "Телескоп" смелые и горькие (хотя далеко не бесспорные) размышления об истории России и ее исторической судьбе.

В конце 40-х гг., когда в Европе начались революции, стало очевидно, что попытка Уварова противопоставить революционной угрозе воспитание преданности престолу и церкви не удалась. Крамола все шире проникала в Россию. Недовольный Николай в 1849 г. уволил Уварова, сделав ставку только на подавление свободомыслия с помощью репрессий. Это знаменовало глубокий идейный кризис власти, окончательно оттолкнувшей от себя общество.

7. Финансовая реформа

Канкрина Одним из наиболее удачных шагов правительства Николая I стала денежная реформа, проведенная министром финансов Е.Ф. Канкриным. Финансы России к началу царствования Николая I пришли в полное расстройство, в особенности из-за растущего выпуска обесцененных бумажных денег (ассигнаций). В 1839-1843 гг. Е.Ф. Канкрин провел реформу, позволившую стабилизировать российскую валюту. В обращение были выпущены кредитные билеты, которые свободно обменивались на серебряные деньги. Канкрин добивался экономного расходования государственных средств, осуществлял протекционистские меры, не допускал увеличения налогов на народ ради ослабления бюджетного дефицита. Однако подлинная финансовая стабилизация была возможна только на основе устойчивого роста крестьянского хозяйства - основы российской экономики. А это требовало решения вопроса о крепостном праве.

8. Крестьянский вопрос

Николай I, как и многие в его окружении, понимал необходимость отмены крепостного права - этого, по словам Бенкендорфа, "порохового погреба" под империей. Однако суть его подхода к этой проблеме выразилась в произнесенных им однажды словах: "Крепостное право есть зло. но прикасаться к оному теперь было бы злом еще более гибельным".

На протяжении царствования Николая I было создано девять секретных комитетов по крестьянскому делу. Секретность объяснялась тем, что правительство боялось возбудить недовольство дворян и вызвать массовые волнения крепостных. Любой намек на обсуждение вопроса о крепостном праве был бы воспринят крестьянами однозначно: царь хочет свободы, тормозят ее господа. В результате обсуждение крестьянского вопроса велось в узком чиновном кругу и каждый раз кончалось тем, что серьезные решения откладывались на неопределенный срок.

Стремясь показать пример решения крестьянского вопроса, правительство в 1837-1841 гг. осуществило реформу государственной деревни. Нередко ее называют реформой Киселева по имени министра государственных имуществ П.Д. Киселева, по чьему проекту и под руководством которого она была проведена.

Киселев провозгласил своей целью приблизить положение государственных крестьян к положению "свободных сельских обывателей". Было изменено управление государственной деревней. Значительно увеличились земельные наделы государственных крестьян. Подушная подать стала постепенно превращаться в земельно-промысловую. Появились больницы и школы, крестьяне получили агротехническую помощь, смогли пользоваться кредитом. Конечно, и после реформы наделы государственных крестьян оставались недостаточными, а крестьянское самоуправление было подчинено мелочной полицейской опеке, но все же положение государственных крестьян значительно улучшилось. Не случайно широко распространилась идея уравнения крепостных с государственными.

Замысел Киселева как раз и состоял в проведении реформы сначала в государственной, а затем - и в помещичьей деревне. Однако из-за сопротивления крепостников пришлось ограничиться лишь принятием в 1842 г. Указа об "обязанных крестьянах". Указ несколько расширил возможности помещиков освобождать крепостных, предоставленные им по указу о вольных хлебопашцах 1803 г. Теперь помещик мог, не спрашивая позволения у властей, предоставить крепостному личные права и земельный надел, за который крестьянин обязан был нести повинности. Бывший крепостной становился, таким образом, наследственным держателем земли, остающейся в собственности владельца. Однако главное условие - желание помещика - оставалось незыблемым. Поэтому непосредственные результаты указа были невелики: свободу получили лишь 24 тыс. крепостных.

Для того, чтобы власть решилась на отмену крепостного права, потребовался позор проигранной Крымской войны.

На что следует обратить внимание при ответе:

Характерной особенностью царствования Николая I является понимание необходимости реформ при одновременном отсутствии политической воли для их осуществления. Политику Николая (за исключением "мрачного семилетия" после 1848 г.) следует характеризовать не как реакционную, а, главным образом, как охранительную, направленную на неизменность существующего положения до того времени, когда реформы станут, наконец, возможны.

1 М.М. Сперанский находился в ссылке в 1812-1816 гг. В 1816 г. он стал губернатором Пензы, в 1819-1821 гг. был генерал-губернатором Сибири. В 1821 г. он вернулся в Петербург и стал членом Государственного совета.

2 Цензурный устав, принятый в 1826 г. и получивший прозвище "чугунный", был смягчен уже в 1828 г., но его название очень ярко характеризует всю цензурную политику николаевской эпохи.

Николай I Внутренняя политика

• Охрана существующих порядков и пресечение любых попыток изменить самодержавный строй.

• Изменение характера крепостного права —> преобразование из фактического средневекового рабства в институт оплаты в виде части урожая, передаваемой землевладельцу

• Создание условий для будущей отмены крепостного права.

• Сокращение численности крепостных крестьян: с 57-58 % в 1811-1817 гг. до 3445 % в 18571858 гг.

• личные почётные граждане — низшие гражданские чиновники, люди с высшим образованием, дети церковных служащих без образования

• Поддержка дворянства и защита его привилегий.

• Стремление к укреплению дворянского сословия —> ограничение числа лиц, получавших через выслугу доступ в дворянское сословие.

• Повышение авторитета дворянских собраний и их роли в местном управлении.

• Ограждение дворянства от наплыва в его среду недворянских элементов.

• Приоритет религиозному и нравственному воспитанию учащихся.

Внешняя политика Николая 1

Николай I Внешняя политика

В результате Русско-иранской войны (1826-1828) по Туркманчайскому договору к России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства (Армения).

В конце 1825 года к власти в Российской империи пришел молодой император Николай Первый. Эра его правления продолжалась тридцать лет, до 1855 года. Внутренняя политика России при Николае I отличалась консервативностью, тем не менее правитель поддерживал идеи реформирования. Большинство реформ касались крестьян, управленческой стратегии, финансовых вопросов.

Внутренняя политика Николая I – кратко по пунктам

Николай 1

Политика императора основывалась на развитии страны, он совершенствовал внутренний государственный уклад, уделял большое внимание отношениям с другими странами. Рассмотрим основные значимые даты времен Николая Первого:

  • 1826 год. Императорская канцелярия пополнилась новым органом – засекреченной службой. Ее назвали Третьим отделом. Бразды правления были переданы Бенкендорфу;
  • 1826 год. Выход цензурного устава. Реформа пресекала печать любого материала, имеющего политические мотивы. Люди стали бояться высказывать свои мысли, что вызывало недовольство среди народа. Спустя два года было принято решение об ослаблении ограничений, однако закон снова ужесточили с 1848 года;
  • 1832 год. Создание обновленного законодательного свода Сперанским, который имел силу до 1917 года;
  • 1829 год. Коронация императора. Николай Первый стал Польским королем;
  • 1830 год. Начало восстания, подавление, превращение Польского царства в группу губерний из десяти объектов. Элементы государственности отсутствовали.

Государственный правитель старался смягчить крепостное право. За что ему был благодарен каждый крестьянин. Вышла сводка распоряжений:

  1. Каторга была под запретом;
  2. Продажа людей без земель ограничивалась;
  3. Появилась возможность выкупить крепостных из имения, которое продает помещик.

В 1842 году появилось особое распоряжение, ставшее первым толчком к отмене крепостничества. После проведения реформирования по правилам графа Киселева около половины жителей страны стали жить намного лучше. Этому способствовало развитие массового крестьянского образования и другие ключевые аспекты.

Период проведения финансовой реформы Канкрина – с 1839 по 1843 год. В империи появилась устоявшаяся финансовая система. Все расчеты проводились на основе серебряного рубля. Организация российского географического общества приходится на 1845 год.

Характеристика внутренней политики Николая I – политические ориентиры

Реформы царя у некоторых могли вызывать недовольство, но в большинстве своем они устраивали население России. Главная цель их проведения – централизация и создание крепкой власти. Когда Николай только взошел на престол, декабристы начали массовое восстание. Это послужило причиной стремления царя максимально укрепить свою власть. Религиозная, национальная политика:

  • Русификация жителей на поволжских землях;
  • Старообрядцы преследовались властями;
  • Волынь и Беларусь – регионы, в которых проживали униаты – Николай Первый стремился к воссоединению.

Заключение Адрианопольского мирного соглашения стало важным шагом в определении политических ориентиров правителя. Придунайские княжества, Сербия получили автономию. Греция стала полностью независимым государством, а ограничения на движение по проливам были сняты.

Австрия и Пруссия – крупнейшие державы, с которыми император укрепил отношения, он также отпустил вопросы Бельгии, установил точные границы Польского государства. Николай старался реанимировать Священный союз. В 1839 году Казахстан присоединился к Российской империи.

Итоги внутренней политики Николая I

Волнение в народе вызывала усиленная цензура и политический сыск, который активно развивался при правлении императора. Люди были вынуждены скрывать свое мнение и отношение к власти. Общество негативно относилось к новым реформам касательно инакомыслия. Положительные моменты в период правления Николая:

  • Проведение финансовой реформы, предложенной графом Канкриным;
  • Реформирование отношений с государственными крестьянами;
  • Военные триумфы после прихода к власти Николая. Противники, побежденные в бою, – Турция, Польша, Персия;
  • Проведение законодательной кодификации;
  • Повышение образовательного уровня;
  • Инфраструктурное развитие.

Император не смог привести войско к победе в Крымском сражении, а крепостное право так и не было отменено. Еще одной неудачей принято считать внешнеполитический курс, выбранный министром Нессельроде. При Николае Первом промышленность практически не развивалась. В то время, как в европейских государствах в полной мере проводили индустриализацию, в России промышленный сектор находился на прежнем уровне.

Читайте также: