Политический строй московского государства в 17 веке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Начало XVII столетия ознаменовано одним из самых тяжких и печальных периодов в истории России. Со смертью сына Ивана Грозного – Федора, не имевшего наследников, заканчивается царствование династии Рюриковичей.

В течение ряда лет различные представители боярских кланов боролись между собой за право управлять государством. Наступили смутные времена, результатом которых стал кризис, затронувший не только экономику, но и обостривший внешнеполитическую обстановку. Смута стала причиной потери ряда российских территорий и гибели значительной части населения страны.

Возрождение монархии

Российскому государству требовалось правительство, устраивающее все политические стороны. Поэтому в январе 1613 года было решено созвать Земский собор для избрания государя всея Руси.

Вокруг кандидатуры царя разгорелась нешуточная борьба. В результате, 21 февраля, на царский престол решено было избрать 16-ти летнего Михаила Романова, положившего начало правлению династии Романовых в течение последующих 300 лет.

Новому государю требовалось не только поднять экономику, восстановить территориальную целостность страны, но и возродить истинные православные ценности. Царь воспринимался народом как защитник нравственных идеалов – истины, правосудия, справедливости.
Для возрождения самодержавия требовалось единство светской власти и духовенства. Царская власть наделялась божественным происхождением. Это во многом облегчалось тем, что отцом царя Михаила Романова являлся патриарх Филарет, фактически правивший страной, особенно в первые годы воцарения на престол Михаила.

Царская власть


Боярская дума – первая ступень в иерархической госструктуре 17 в

Восстановление царской монархии не давало государю право единолично вершить важные государственные дела. Наравне с ним главенствующая власть в стране оставалась, как и прежде, за Боярской думой. В обязанности Думы входило решение внутриполитических, межгосударственных, судебных и административных вопросов.

Первоначально совет состоял из представителей столичного и удельных княжеств, думного дворянства и дьяков, представляя собой аристократический орган. Но, постепенно, в течение всего столетия, количество членов Думы увеличивается почти вдвое за счет появления в ней низших чинов — окольничих, думных дворян и дьяков.

Самостоятельно принимать решения, не получив одобрения царя, боярскому совету было запрещено. Несмотря на то, что государь не всегда посещал заседания, все решения Думы требовали окончательного утверждения царем.

Схема органов государственного и местного управления России в 17 веке


____________

Источник информации: История в таблицах и схемах./ Издание 2е, — СПб: 2013.

Функционирование земских соборов

Ослабленная в результате Смуты власть царя нуждалась в поддержке сословного общества. Это стало причиной возрастающей роли Земских соборов в принятии важных государственных актов.

Земские соборы


Земский собор в 1598 году получил учредительный характер. Собору предстояло избрать нового царя и основать новую династию.

Новый царь удержался на престоле во многом благодаря поддержке земских соборов, которые в течение первых 10 лет его царствования заседали почти непрерывно.

Во 2-й половине XVII в. земские соборы приходят в упадок.

Развитие приказной системы

Опустошение казны в результате Смуты вынудило Михаила Романова восстановить приказную систему. Для решения финансовых проблем создавались новые приказы, отвечающие за сбор налогов.

Система приказов состояла из трех основных групп:
1. Общегосударственные приказы, находящиеся под управлением Боярской думы.
2. Дворцовые приказы, управлявшие собственностью царя и находящиеся в его непосредственном подчинении.
3. Патриаршие, созданные для управления имуществом патриарха, а также для ведения судебных дел, относящихся к преступлениям против веры.

Начало 17 века характеризуется созданием временных приказов специальным указом, в котором оговаривались функции, штат, бюджет приказа, а также назначался его глава.

Происходящие, начиная с середины XVII столетия, изменения в социально-экономическом развитии России потребовали реорганизации государственного аппарата. Следствием этого, стало создание приказа Большой казны, в компетенцию которого входило решение всех финансовых вопросов.

Иерархическая структура приказов была следующей:
•глава – судья;
•помощник судьи — дьяк;
•канцелярские служащие – подъячие.

Значительный рост приказных и отсутствие законодательных актов, регламентирующих деятельность приказов стали причиной развития взяточничества и злоупотреблений.

Центральное управление. Приказы


Органами центрального управления в Московском государстве были приказы. Московские приказы развились из первоначально единоличных и временных правительственных поручений, которые московский великий князь давал своим боярам и вольным слугам. В XVI—XVII вв. «эти единоличные поручения превратились в сложные и постоянные присутственные места, получившие название изб или приказов. Так как приказы появлялись постепенно по мере надобности, то распределение правительственных дел между ними представляется чрезвычайно неправильным и запутанным, на наш взгляд.

Важнейшими приказами общегосударственного значения были следующие:

  • Посольский приказ, ведавший внешние сношения;
  • Поместный приказ, ведавший служилое землевладение;
  • Разрядный приказ, или Разряд, заведовавший военным делом и назначением командного состава;
  • Холопий приказ ведал регистрацией холопов;
  • Разбойный приказ (с подчиненными ему губными старостами на местах) ведал важнейшие уголовные дела по всему государству;
  • было несколько судных приказов;
  • приказы Большой казны и Большого прихода ведали государственное хозяйство и финансы;
  • важнейшими территориальными приказами были Малороссийский, Сибирский, а также дво́рцы Казанский, Новгородский, Тверской.

Управление на местах

Усиление власти на местах потребовало создание нового звена – воеводского управления. Воеводы, ранее существовавшие только в пограничных городах и избиравшиеся народом, теперь назначались во все города царским указом и подчинялись Разрядному приказу.
В функции воевод входило управление территорией в интересах государя, в том числе полицейский надзор, розыск и возвращение беглых, фискальные функции, охрана границ.

Назначались воеводы на срок от одного года до трех лет, получая за службу вотчины и жалованье.

Таким образом, сосредоточение власти на местах в руках воевод полностью заменило выборные органы, став окончательным этапом в централизации власти.

Происшедший в середине 17 века раскол церкви послужил на руку царствовавшему тогда Алексею Романову. Стремление тогдашнего патриарха Никона к власти, считавшего царство ниже священства, привело к его падению. Это позволило Алексею Михайловичу полностью подчинить церковь государству.

В результате, к концу XVII столетия вся власть в России была сосредоточена в руках государя.

Централизация власти с созданием многочисленного бюрократического аппарата содействовала укреплению монархического строя, но несовершенство разветвленной системы управления не соответствовало потребностям нового времени.

Военная организация

В XVI—XVII вв. московское государство находилось непрерывной борьбе на три фронта. Поэтому главной задачей и главной заботой московского правительства была организация военных сил государства.

Все служилые землевладельцы должны были являться на войну на своих конях, со своим вооружением и со своими военными слугами, — пропорционально количеству и качеству владеемой ими земли. Крупные землевладельцы-вотчинники, князья и бояре, выступали на войну с целыми отрядами своих вооруженных слуг. Однако московское войско было лишено правильного военного обучения и, вернувшись из похода, разъезжалось по домам.

В XVI в. правительство начало создавать военные части, которые имели бы постоянный и регулярный характер. Такими стали стрелецкие полки. Около 20 стрелецких полков (около 1000 человек каждый) служили в Москве и жили в подмосковных стрелецких слободах. В наиболее важных провинциальных городах и в пограничных крепостях также существовали отряды стрельцов. Кроме стрельцов в городах, имевших военное значение, находились отряды пушкарей (крепостной артиллерии), казаков и отряды служилых людей сторожевого и технического характера: ямщики (для почтовой службы), воротники, казенные плотники и кузнецы. Они набирались на службу из низших слоев населения. Они жили с семьями в своих домах в подгородных слободах (стрелецкая, пушкарская, казацкая, ямская) и получали от правительства земельные наделы, а частью занимались торговлей и разными ремеслами, но всегда должны были быть готовы на государеву службу.

Татары и некоторые другие восточные народы, подчиненные московскому правительству, в случае войны поставляли особые конные отряды для совместных действий с московскими войсками.

Библиография

  • Алексеева С. И. Основные этапы развития аппарата государственного управления в России // Алексеева С. И. Политическая история России. Ч. 1. IX — начало XX вв. / С. И. Алексеева, О. В. Егоренкова, Т. Н. Захарова. СПб.: БГТУ, 2005. С. 182—281.
  • Сергей Пушкарев. Обзор русской истории. М., 1991.

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 22783
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

12 ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА ХV–ХVI В.В.

Процесс объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси завершился к концу ХV в. Образовавшееся централизованное государство стало называться Россией.

Центральную власть в стране осуществляли великий князь и Боярская дума (совещательный орган при государе). Наряду с боярской верхушкой набирало силу и служилое дворянство. Оно стало опорой великому князю в его борьбе с боярством. За службу дворяне получали поместья, которые не передавались по наследству.

В начале ХVI в. были созданы приказы – специальные учреждения для управления военными, судебными и финансовыми делами. Во главе приказа стоял боярин или дьяк – крупный государственный чиновник. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. Оформление приказной системы позволило усилить централизованное управление страной.

Страна разделялась на уезды (прежние удельные княжества) во главе с наместником. Уезды делились на волости во главе с волостелями. Наместники и волостели получали земли в кормление, собирая часть налогов в свою пользу. Назначение на должности осуществлялось на основе местничества. Так назывался порядок, при котором большое значение для государственной службы имели люди родовитые, знатные, а не отличающиеся только умом и соответствующими способностями.

Впоследствии кормления были отменены.

На местах управление было передано в руки губных старост (губа – округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост – из числа черносошного населения и городовых приказчиков – в городах.

В ХVI в. сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии.

Мероприятия, направленные на укрепление великокняжеской власти стал особенно активно проводить Иван IV. Само венчание его на царство в 1547 г. резко возвысило его над другими русскими князьями. Отныне он почитался как великий государь.

На первом этапе своего правления Иван IV еще мирился с существованием Избранной рады – Ближней государевой думы, куда входили его ближайшие сподвижники. Избранная рада не была официальным государственным органом, но фактически управляла государством от имени царя.

В 1549 г. был созван первый Земской собор – совещательный орган, собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крестьян.

На Соборе были приняты меры, расширившие права дворян и ограничившие права крупных феодалов – бояр, которые могли бы составить царю конкуренцию.

Земские соборы не стали постоянно действующими, они собирались нерегулярно.


Такое количество важнейших событий и потрясений не могло не сказаться на системе государственного управления, которая менялась, совершенствовалась.

Система государственного управления 17 веке.

Высшие органы власти в период правления первых Романовых

В 17 веке действовал приказная система. Существовали следующие Приказы как органы исполнительной власти:

- Посольский ( внешняя политика)

- Разрядный ( дела о службе, войске)

- Поместный( вотчинные и поместные дела,

действовал с 1680х г.)

-Большой приход( сбор налогов)

- Большая казна( сборы с городских промыслов)

- Стрелецкий ( дела армии, войска)

- Рейтарский(создан для организации и управления войсками нового строя)

- Иноземный ( дела служащих в России иностранцев)

- Оружейная палата ( изготовление, закупка, хранение оружия и драгоценностей, предметов царского обихода)

-Пушкарский ( изготовление, распределение и учёт артиллерии и боеприпасов, ему подчинялся Пушечный двор)

- Печатный ( пошлины за скрепление актов государевой печатью)

- Ямской ( отвечал за почтовые перевозки)

Областные:

- Сибирский ( дела Сибири, собирал ясак- вид налога- с населения Сибири)

-Казанского дворца ( дела Поволжья, собирал ясак с населения Поволжья)

- Малороссийский (дела Украины)

Дворцовые:

- Большого дворца ( облагал налогом царские земли)

-Казённый ( производство и хранение ценностей царской казны, вёл торговые операции для царских нужд)

- Конюшенный ( ведал царской конюшней, дворцовыми экипажами)

-Сокольничий( ведал придворной соколиной охотой)

- Царская мастерская палата ( изготовление одеяния для царя)

- Царицына мастерская палата 9 изготовление одеяния для царицы)

- Судный ( с 1664)- судопроизводство по гражданским искам.

Патриаршие:

- Патриарший казённый( налогообложение церковных и монастырских земель)

- приказ Духовных дел ,или Патриарший приказ – выдавал грамоты духовным лицам, ведал строительством церквей, вершил суд над еретиками.

Временные приказы:

- Тайный( Приказ тайных дел, существовал с 1654-1675, управление дворцовым хозяйством)

-Счётный ( 1656-1678)- осуществлял финансовый контроль за деятельностью приказов.

- Монастырский( ведал монастырскими землями и судебными делами населения духовных вотчин)

В XVI-XVII вв. в России наблюдается стремительное развитие мануфактурного, заводского производства, ремесел и торговли. Все это оказало большое влияние на трансформации в социальном устройстве. Наиболее выраженные изменения наблюдаются в высшем сословии. Во власти монарха находились обширные территории дворцовых и черносошных земель, которые могли передаваться в качестве пожалования или награды отдельным феодалам за службу (данная практика была отменена указом 1627 года).

Феодалам принадлежало монопольное право владения землями. Они были свободны от выполнения повинностей, выплаты всех податей, обладали усиленной защитой, подтвержденной законодательно.

Консолидация феодалов (главным образом дворян), укрепление поместной системы землевладения в единое сословие происходило на фоне ограничения боярства. Со второй половины XVI века дворянство трансформировалось в основную политическую и военную силу в государстве. С дворянами-помещиками появились помещики-бояре, дети боярские, которые с конца XV в. за службу стали получать поместья.

Со второй половины XVI в. стал вестись учет служилых людей с целью укрепления войска. Составляются списки дворян и детей боярских. В этих списках отображали размеры денежного жалованья и поместные оклады. Молодые дворяне были обязаны отбывать воинскую службу с 15 лет. Дворянская служба являлась обязательной и главным образом военной. Постепенно дворянство оформилось в привилегированную служилую сословную группу, стало верной опорой самодержавия. Правом-привилегией дворянства выступали: владение землей и крестьянами, служба.

К дворянским служилым чинам принадлежали:

  • боярин;
  • думный дворянин;
  • окольничий;
  • стольник;
  • дьяк;
  • стряпчий.

Готовые работы на аналогичную тему

С 1589 года в России формируется патриаршество. Патриарха избирал собор епископов, и должность утверждалась монархом. Патриарх имел право вершить суд над всеми церквами, монастырями, церковными людьми и крестьянами патриаршей области практически по всем делам (исключение составляли уголовные дела).

Феодальнозависимое население включало жителей городов и крестьян. К ХVII веку окончательно оформляется сословие горожан, представляющее собой сложную социальную структуру. Два высших разряда составляли богатые иноземные и русские купцы (гости-сурожане, суконники). Остальные промышленники и купцы действовали в пределах цеховых организаций – суконной и гостинной сотен, куда назначались царем. Они освобождались от тягла, повинностей и от уплаты налогов.

Основную долю промыслового и торгово-ремесленного населения городов представляли посадские люди, жившие на государевой земле, прикрепленные к ней и несшие тягло. Все это были торговые люди черных сотен и слобод, которые по статусу были ниже торговых людей и гостей суконной и гостиной сотни.

Феодально-зависимое население

Крестьянство представляло собой наиболее многочисленную категорию зависимого населения. Все крестьяне по правовому статусу, принадлежности, объему выполняемых повинностей делились на:

  • частновладельческих – поместных и вотчинных, монастырских, церковных;
  • государственных – черносошных и дворцовых.

Холопы – вторая по объему категория феодально-зависимых людей. Холопство – это сложная система обязательственных, правовых и имущественных отношений. Холопы являлись свободными людьми, которые по некоторым причинам попали в материальную и личную зависимость. Всех холопов по разделяли на: старинных, полных и кабальных. Источники холопства: брак, рождение, письменный договор (кабала), старинный договор, плен, покупка. Полное холопство предопределяло наследственную, абсолютную и потомственную зависимость от хозяина. Большое количество холопов занимали хозяйственные, административные и судебные должности ключников, тиунов и др.

Государственный строй России XVI-XVII вв.

Создание централизованного государства обусловило значительные изменения в системе органов управления и власти. Наиболее серьезную роль в управлении государством играли Земские соборы, появившиеся в середине XVI в. Земские соборы - высшие сословно-представительные учреждения в ХVI–ХVII вв. в России.

В состав Земского собора По данной теме мы уже выполнили реферат Земские соборы подробнее входили Боярская Дума и Освященный собор (верхняя палата). Верхнюю палату составляли высшие дворцовые и государственные сановники, высший коллегиальный орган церкви. В нижнюю палату входили выборные представители от населения: поместное дворянство, верхи городов, черносошное крестьянство.

Сословно-представительная монархия базировалась на: боярстве, феодальной верхушке; служилом дворянстве; городских ремесленно-купеческих верхах.

Земские соборы решали:

  • важнейшие вопросы внешней и внутренней политики (избрание царя);
  • принятие законодательных актов (принятие Соборного Уложения, отмена местничества);
  • решение политических вопросов (решение о воссоединении Украины с Россией);
  • установление размеров налогов и податей;
  • одобрение / неодобрение правительственных мер по поддержанию в государстве порядка.

Земские соборы стали утрачивать свою силу со второй половине XVII в. В этот период начался переход к абсолютной монархии.

В XVI–XVII вв. значительную роль играла Боярская Дума – орган государственной власти, в ведении которого находились законодательство и административно-судебные дела. В состав Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Депутат подробнее входили бояре, дети боярские, думные дворяне, думные дьяки. Формировалась управленческая бюрократия.

В годы опричнины функционировали опричная и земская Думы. Значение Думы в государстве стало падать со второй половины XVII в. Избранная рада, приближенный к монарху орган, действовала в 1547–1560 гг. Благодаря работе Избранной рады был принят целый ряд реформ: судебная, военная, земская, губная и др. Фактически Избранная рада какое-то время заменяла работу Боярской думы По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Боярская дума подробнее .

Начало XVII столетия ознаменовано одним из самых тяжких и печальных периодов в истории России. Со смертью сына Ивана Грозного – Федора, не имевшего наследников, заканчивается царствование династии Рюриковичей.

В течение ряда лет различные представители боярских кланов боролись между собой за право управлять государством. Наступили смутные времена, результатом которых стал кризис, затронувший не только экономику, но и обостривший внешнеполитическую обстановку. Смута стала причиной потери ряда российских территорий и гибели значительной части населения страны.

Возрождение монархии

Российскому государству требовалось правительство, устраивающее все политические стороны. Поэтому в январе 1613 года было решено созвать Земский собор для избрания государя всея Руси.

Вокруг кандидатуры царя разгорелась нешуточная борьба. В результате, 21 февраля, на царский престол решено было избрать 16-ти летнего Михаила Романова, положившего начало правлению династии Романовых в течение последующих 300 лет.

Новому государю требовалось не только поднять экономику, восстановить территориальную целостность страны, но и возродить истинные православные ценности. Царь воспринимался народом как защитник нравственных идеалов – истины, правосудия, справедливости.
Для возрождения самодержавия требовалось единство светской власти и духовенства. Царская власть наделялась божественным происхождением. Это во многом облегчалось тем, что отцом царя Михаила Романова являлся патриарх Филарет, фактически правивший страной, особенно в первые годы воцарения на престол Михаила.

Боярская дума – первая ступень в иерархической госструктуре 17 в.

Восстановление царской монархии не давало государю право единолично вершить важные государственные дела. Наравне с ним главенствующая власть в стране оставалась, как и прежде, за Боярской думой. В обязанности Думы входило решение внутриполитических, межгосударственных, судебных и административных вопросов.

Первоначально совет состоял из представителей столичного и удельных княжеств, думного дворянства и дьяков, представляя собой аристократический орган. Но, постепенно, в течение всего столетия, количество членов Думы увеличивается почти вдвое за счет появления в ней низших чинов - окольничих, думных дворян и дьяков.

Самостоятельно принимать решения, не получив одобрения царя, боярскому совету было запрещено. Несмотря на то, что государь не всегда посещал заседания, все решения Думы требовали окончательного утверждения царем.

Функционирование земских соборов

Ослабленная в результате Смуты власть царя нуждалась в поддержке сословного общества. Это стало причиной возрастающей роли Земских соборов в принятии важных государственных актов.

Развитие приказной системы

Опустошение казны в результате Смуты вынудило Михаила Романова восстановить приказную систему. Для решения финансовых проблем создавались новые приказы, отвечающие за сбор налогов.

Система приказов состояла из трех основных групп:
1. Общегосударственные приказы, находящиеся под управлением Боярской думы.
2. Дворцовые приказы, управлявшие собственностью царя и находящиеся в его непосредственном подчинении.
3. Патриаршие, созданные для управления имуществом патриарха, а также для ведения судебных дел, относящихся к преступлениям против веры.

Начало 17 века характеризуется созданием временных приказов специальным указом, в котором оговаривались функции, штат, бюджет приказа, а также назначался его глава.

Происходящие, начиная с середины XVII столетия, изменения в социально-экономическом развитии России потребовали реорганизации государственного аппарата. Следствием этого, стало создание приказа Большой казны, в компетенцию которого входило решение всех финансовых вопросов.

Иерархическая структура приказов была следующей:
•глава – судья;
•помощник судьи - дьяк;
•канцелярские служащие – подъячие.

Значительный рост приказных и отсутствие законодательных актов, регламентирующих деятельность приказов стали причиной развития взяточничества и злоупотреблений.

Управление на местах

Усиление власти на местах потребовало создание нового звена – воеводского управления. Воеводы, ранее существовавшие только в пограничных городах и избиравшиеся народом, теперь назначались во все города царским указом и подчинялись Разрядному приказу.
В функции воевод входило управление территорией в интересах государя, в том числе полицейский надзор, розыск и возвращение беглых, фискальные функции, охрана границ.

Назначались воеводы на срок от одного года до трех лет, получая за службу вотчины и жалованье.

Таким образом, сосредоточение власти на местах в руках воевод полностью заменило выборные органы, став окончательным этапом в централизации власти.

Происшедший в середине 17 века раскол церкви послужил на руку царствовавшему тогда Алексею Романову. Стремление тогдашнего патриарха Никона к власти, считавшего царство ниже священства, привело к его падению. Это позволило Алексею Михайловичу полностью подчинить церковь государству.

В результате, к концу XVII столетия вся власть в России была сосредоточена в руках государя.

Централизация власти с созданием многочисленного бюрократического аппарата содействовала укреплению монархического строя, но несовершенство разветвленной системы управления не соответствовало потребностям нового времени.

Читайте также: