Политический консерватизм и экономические реформы середины 60 х годов xx в кратко

Обновлено: 03.07.2024

В октябре 1964 г. в Советском Союзе произошла смена политического лидера – Н.С. Хрущев был снят с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Причинами этого стали как недовольство правящей верхушки неуправляемостью и непредсказуемостью вождя, так и нараставшие в стране социально-экономические трудности, в частности перебои с продуктами питания в городах. При всех недостатках и ошибках Хрущева стоит поставить ему в заслугу тот факт, что страна за годы его правления отошла от прежней авторитарной модели развития. Даже сама смена лидера носила мирный характер – единственный раз за всю историю Советского Союза руководитель правящей партии был отправлен в отставку с помощью демократической процедуры голосования.

Экономические реформы середины 60-х гг. традиционно связывают с именем А.Н. Косыгина – Председателя Совета Министров СССР. В это время был проведен ряд мероприятий по повышению жизненного уровня жителей деревни – гарантирована минимальная заработная плата колхозникам, увеличены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и т. п. Важным этапом в развитии страны должна была стать хозяйственная реформа, которая явилась самой крупной попыткой перестройки экономики СССР за весь послевоенный период.

Первые шаги реформы были достаточно успешными. Данный ей импульс привел к тому, что многие основные показатели восьмого пятилетнего плана (1966–1970) были успешно выполнены. Так, национальный доход вырос на 41 %, а производство промышленной продукции увеличилось на 50 %. Вместе с тем вскоре стало очевидно, что при сохранении в незыблемости политического строя реформа обречена на неудачу.

При получении самостоятельности предприятия были заинтересованы в увеличении сбыта своей продукции по максимальным ценам. В условиях отсутствия рыночной конкуренции это могло привести к социально-экономическому кризису страны. Кроме того, административный аппарат справедливо оценивал реформу как покушение на свою власть, так как в новых условиях он лишался права монопольно распределять производимый продукт. Фактический саботаж со стороны бюрократии, а также непоследовательность и половинчатость реформы стали причиной ее свертывания в начале 70-х гг. Права предприятий были существенно ограничены, а все показатели выпуска продукции вновь стали спускаться сверху.

2. ГЕРМАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI И В НАЧАЛЕ XVII В. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УПАДОК ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI В.

2. ГЕРМАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI И В НАЧАЛЕ XVII В. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УПАДОК ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI В. Экономический подъем, происходивший в германских землях с 30 –40-х и особенно с 70-х годов XV в., сменился около середины XVI в. глубоким упадком, явившимся результатом

Глава VI ОБОСТРЕНИЕ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ ГОРОДСКИЕ ВОССТАНИЯ СЕРЕДИНЫ XVI в.

Глава VI ОБОСТРЕНИЕ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ ГОРОДСКИЕ ВОССТАНИЯ СЕРЕДИНЫ XVI в. Период боярского правления, сопровождавшийся расхищением черных земель и резким усилением эксплуатации крестьянства и городского населения, был временем

§ 2. Попытки проведения реформ и приход к власти Ли Сонге

§ 2. Попытки проведения реформ и приход к власти Ли Сонге Первым, кто попытался реформировать управление страной и в первую очередь чиновничью систему, был государь Чхунсон-ван, взошедший на престол в возрасте 23 лет в 1298 г. Однако из-за своих намерений он не смог сохранить

22.1. Предпосылки перестройки. Попытки экономических преобразований

22.1. Предпосылки перестройки. Попытки экономических преобразований В марте 1985 г. в результате закулисной борьбы к власти пришло новое политическое руководство во главе с М.С. Горбачевым.Политбюро ЦК КПСС по инициативе М.С. Горбачева решает приступить к реформированию

1992, январь Приход Б. Н. Ельцина к власти. Начало экономических реформ

1992, январь Приход Б. Н. Ельцина к власти. Начало экономических реформ К началу 1992 г. Горбачев фактически утратил рычаги управления страной. К власти пришли республиканские элиты. В Москве власть находилась в руках российского руководства во главе с Ельциным, который с

От экономических реформ – к политическим

1.3. Первые попытки экономических реформ

1.3. Первые попытки экономических реформ Обновление сталинской модели не ограничилось только политической сферой. Неизбежным стало изменение экономического курса. Чрезмерная централизация не могла обеспечить динамичный рост промышленности, номенклатура и объем

Последствия экономических реформ 1960-х гг

Последствия экономических реформ 1960-х гг Неоконченность и искусственная задержка реформы в конечном счете оказались не менее опасными, чем ее отсутствие. Серия новаторских мер, не будучи продолженной, неизбежно должна была нарушить устойчивость экономических

1.1. Основные направления политических и экономических реформ 1990-х гг

1.1. Основные направления политических и экономических реформ 1990-х гг Программа политических и экономических преобразований в России была выработана и уточнена еще до распада СССР. Она в какой-то мере повторяла общесоюзную программу реформ в эпоху Горбачева, отличаясь от

111. ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

111. ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Проведение в России социально-экономических реформ преследует в конечном итоге повышение уровня жизни населения, предоставление обществу демократических свобод, обеспечение безопасности граждан. Для

3. Особенности проведения внешней политики во второй половине XIX в.

3. Особенности проведения внешней политики во второй половине XIX в. 3.1. Внешняя политика России была сдержанной, гибкой и осторожной, Россия стремилась избежать конфликта с великими державами, играла на противоречиях между ними, дипломатические методы предпочитала

Питомцы императрицы. Призрение детей и юношества во второй половине XVIII – второй половине XIX вв.

Питомцы императрицы. Призрение детей и юношества во второй половине XVIII – второй половине XIX вв. Важнейшим направлением работы благотворительных ведомств под покровительством дома Романовых было призрение детей и юношества. Для учреждений императрицы Марии это

Достигнутый на основе консервативных политических ценностей консенсус внутри руководства не позволял ему все же отказаться по крайней мере от некоторых перемен, проведенных в середине 50-х гг., в первую очередь от линии на повышение уровня жизни (альтернативой которой могло быть только возвращение к террору как методу управления государством) и от поддержания высоких темпов развития. Эти две задачи не могли быть осуществлены без проведения экономических реформ, и именно для устранения нестабильности, постоянно порождаемой этими реформами, следовало твердо проводить кадровую политику, утверждающую стабильность (прежде всего в высших эшелонах власти), дающую партийным кадрам уверенность в своей значимости, в своем будущем и способствующую продвижению новой смены партийных работников.

Меры, осуществленные пришедшей к власти группой в первый год, последовавший за отставкой Хрущева (конец 1964 — конец 1965 г.), отразили два трудно сочетаемых аспекта ее деятельности, а именно: последовательная консервативная идеологическая политика, с одной стороны, и экономическая реформа и, грубо говоря, технократические ценности — с другой.




Уже с первых шагов проведения реформы стало ясно, что она представляет собой набор разрозненных и противоречивых мер. Действительно, могло ли сочетаться расширение допущенной самостоятельности предприятий с усилением административных и экономических полномочий министерств, этих удельных княжеств?

Противоречия реформы отражали глубокие расхождения между возглавляемыми Брежневым сторонниками ограниченной децентрализации при сохранении в неприкосновенности роли политико-административной системы в функционировании экономики и объединившимися вокруг Косыгина приверженцами частичных рыночных реформ, готовыми в определенной степени довериться собственно экономическим регуляторам.

I. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОМПРОМИСС: КОСНОСТЬ И КОНСЕРВАТИЗМ

Достигнутый на основе консервативных политических ценностей консенсус внутри руководства не позволял ему все же отказаться по крайней мере от некоторых перемен, проведенных в середине 50-х гг., в первую очередь от линии на повышение уровня жизни (альтернативой которой могло быть только возвращение к террору как методу управления государством) и от поддержания высоких темпов развития. Эти две задачи не могли быть осуществлены без проведения экономических реформ, и именно для устранения нестабильности, постоянно порождаемой этими реформами, следовало твердо проводить кадровую политику, утверждающую стабильность (прежде всего в высших эшелонах власти), дающую партийным кадрам уверенность в своей значимости, в своем будущем и способствующую продвижению новой смены партийных работников.

Меры, осуществленные пришедшей к власти группой в первый год, последовавший за отставкой Хрущева (конец 1964 — конец 1965 г.), отразили два трудно сочетаемых аспекта ее деятельности, а именно: последовательная консервативная идеологическая политика, с одной стороны, и экономическая реформа и, грубо говоря, технократические ценности — с другой.

Уже с первых шагов проведения реформы стало ясно, что она представляет собой набор разрозненных и противоречивых мер. Действительно, могло ли сочетаться расширение допущенной самостоятельности предприятий с усилением административных и экономических полномочий министерств, этих удельных княжеств?

Противоречия реформы отражали глубокие расхождения между возглавляемыми Брежневым сторонниками ограниченной децентрализации при сохранении в неприкосновенности роли политико-административной системы в функционировании экономики и объединившимися вокруг Косыгина приверженцами частичных рыночных реформ, готовыми в определенной степени довериться собственно экономическим регуляторам.

Выдержка из текста

60-е годы XX века вошли в историю не только как время бурных потрясений, охвативших все ведущие страны. Запада, но и как пик либерального реформизма. В эти годы происходит стремительное развитие научно-технической сферы. Внедрение новейших технологий позволило значительно увеличить производительность труда и видоизменить характер производства, что, в свою очередь, способствовало изменению социальной структуры западного общества.

Список использованной литературы

1. Борисов А.С. Актуальные проблемы отечественной истории. – М.: Академия, 2014. – 218 с.

2. Иванов И.С. Отечественная история. – СПб.: Питер, 2014. – 467 с.

3. Ларин А.С. Экономическая история России. – М.: Ника, 2013. – 680 с.

4. Марков И.В. История современного государства. — М.: Ника, 2013. – 480 с.

5. Новиков А.И. Отечественная история

2. века. — М.: София, 2013. – 457 с.

6. Яровая О.С. История Отечества XX-начало XXI века. М.: Академия,1. – 380 с.

referat

Реферат по истории на тему: Политический консерватизм и экономические реформы середины 60-х годов XX в. Объем 22 страницы.

  • Предметы : История
  • Тип работы : Реферат
  • Объем работы : 22 страницы
  • Год сдачи : 2016 год

Описание

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Необходимость политических реформ в экономике в середине 60-х годов…………………………………………………………………………5
2. Основные меры экономических реформ 1965 года и развитие политического консерватизма в экономике……………………………………..9
3. Результаты политического консерватизма и экономических реформ середины 60-х годов XX в………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………22

Введение

Список литературы

1. Борисов А.С. Актуальные проблемы отечественной истории. – М.: Академия, 2014. – 218 с.
2. Иванов И.С. Отечественная история. – СПб.: Питер, 2014. – 467 с.
3. Ларин А.С. Экономическая история России. – М.: Ника, 2013. –680 с.
4. Марков И.В. История современного государства. — М.: Ника, 2013. – 480 с.
5. Новиков А.И. Отечественная история 20 века. — М.: София, 2013. – 457 с.
6. Яровая О.С. История Отечества XX-начало XXI века. М.: Академия,1. – 380 с.

Читайте также: