Политический имидж это кратко

Обновлено: 01.07.2024

Однако современная ситуация такова, что избиратели отождествляют свои позиции не с программами политических партий и движений, а с личностными качествами лидеров, которые их представляют. Политическая сфера сегодня характеризуется высокой степенью персонификации: все большее внимание уделяется проблеме разработки и внедрения механизмов конструирования индивидуального политического имиджа. Любой человек, желающий построить успешную политическую карьеру, вынужден считаться с таким фактором как имидж.

Учитывая масштабы и специфичность этого рынка, сегодня можно с полным на то основанием говорить об индустрии имиджа, как уже сложившейся в своих основных параметрах и находящейся на подъеме своего развития. Более того, данная индустрия имеет свое теоретическое и технологическое оснащение.

Современный уровень социально-политических отношений в обществе предусматривает чуткое реагирование на выраженный общественный запрос и целенаправленное изменение образов отдельных политиков или политических партий и объединений. Развертывание в мировой экономической и политической жизни глобализационных процессов связано с многократным усилением имиджевого фактора в сфере экономики и политики.

Политические имиджевые коммуникации и оказываемое в их ходе информационно-психологическое воздействие имеют государственное значение. Государству не безразлично, какой образ в сознании населения приобретают политические лидеры, политические партии и другие субъекты политики. Кроме того, при использовании соответствующих PR-технологий политический имидж становится в значительной степени зависимым от воли, сознания, установок, ценностей и профессиональной квалификации специалистов-имиджмейкеров.

Мы являемся свидетелями активного научного и общественного интереса к имиджу различных субъектов политики. В России создана Академия имиджелогии, проводятся конференции по профильным проблемам, изданы монографии российских и зарубежных ученых, всесторонне вскрывающие глубокие теоретико-познавательные пласты, связанные с этими явлениями. Появились первые серьезные научные публикации, рассматривающие имидж политических деятелей, страны, государства, власти. Политический имидж – это такой общественно значимый феномен, который является неотъемлемым аспектом взаимодействия субъектов политики в сферах экономики, социокультурной жизни, деятельности государств и межгосударственных объединений.

В эпоху массовых коммуникаций общественная жизнь становится все более публичной, это проявляется и в том, что большую значимость для современного политического процесса имеет восприятие политических событий через призму развлекательности и зрелищности. Все новые формы и масштабы приобретает конструирование политической действительности при помощи СМИ и PR-технологий. Политика стала частью массовой культуры, политизация всех сторон жизни породила новые требования к политическим лидерам: они должны постоянно быть на виду и умело презентовать себя.

Имидж женщин – политиков сегодня представляет особый интерес, так как, с одной стороны, женщины сегодня активно вторгаются в область политики и играют в ней заметную роль. С другой, женщин по отношению к мужчинам все же гораздо меньше на современной политической арене. Построение имиджа женщины – политика имеет свою специфику. В связи с этим целесообразно выделить женский политический имидж в отдельную категорию для изучения.

Проблема формирования политического имиджа изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин (имиджелогия, психология, социология, политология и др.). Вопросам исследования политического имиджа посвящено множество работ. Но в основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены вопросы и проблемы, касающиеся построения имиджа политика в западных странах.

Таким образом, высокая значимость и недостаточная практическая разработанность этой проблемы определяют новизну данного вопроса именно сегодня, во время активного становления гражданского общества.

2 Политический имидж как важный компонент современной культуры

Проблема имиджа в современном его понимании в открытых исследованиях и литературе возникла сравнительно недавно: на Западе с 1960-х годов XX века, в странах бывшего социалистического содружества с конца 1980-х – начала 1990-х.

Понятие имиджа прочно вошло в лексикон периодической печати, телевидения, рекламы, проникло в повседневную жизнь. При этом, как правило, имидж воспринимается в качестве некоторой позитивной ценности, связываясь в сознании людей с успешностью той или иной деятельности, индивидуальной или коллективной. Это порождает соответствующую потребность, которая оформляется в социальный заказ, ответом на который становится все более расширяющийся спектр предложений, включая консультирование в области имиджа, предоставление разнообразных услуг по формированию имиджа (имиджмейкинг), продажа продуктов, позиционируемых в качестве средств создание имиджа (одежда, косметика, журналы, предметы интерьера и др.).

Исследованиями и практическими разработками в области формирования имиджа активно занимаются зарубежные ученые (можно назвать таких специалистов, как П. Берд, С. Блэн, Л. Браун, Ф. Буари, П. Вейл, М. Спиллейн, Р. Хофф, П. Чисхольм, Б. Швальбе и др.). Среди отечественных исследователей большой вклад в изучение принципов, механизмов и технологий формирования имиджа внесли Е.Н. Богданов, Б.Л. Борисов, П.С. Гуревич, В.Г. Зазыкин, А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцов, В.М. Шепель и другие.

Существует немало пособий и руководств по профессиональному созданию и совершенствованию имиджа, в которых находят свое отражение как практические знания и опыт имиджмейкеров, так и некоторые идеи общей и социальной психологии.

На основании проведенного анализа представляется возможным, в целом, определить имидж следующим образом: Имидж (от англ. image - образ, вид) – это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. На наш взгляд, данное определение является оптимальным, так как наиболее полно отражает различные аспекты имиджа.

Поскольку человек живет не только в мире реальном, но и в мире символическом, можно рассматривать имидж как единицу именно этого символического мира. Мы активно оперируем символическими процессами, иногда даже не отдавая себе отчета.

Имидж формируется как на основе реального поведения индивида, так и под влиянием оценок и мнений других людей. Как уже было замечено, имидж представляет собой образ, основанный на стереотипах, то есть образ обобщенный, упрощенный и ригидный (ригидность – затрудненность, вплоть до полной невозможности изменения).

Стереотип чаще всего рассматривают как весьма упрощенный, но в то же время устойчивый психический образ, основанный на обобщении личного опыта, предвзятых представлениях, стремлении быстро понять смысл и сущность явления. Стереотип обладает принципиальным свойством: он одновременно является оценкой и психологической установкой. Принято считать, что оценки и установки, как правило, аргументированы. Стереотипные же оценки и установки очень сильны и основаны, прежде всего, на эмоциях, переживаниях, симпатиях или антипатиях. Отсюда их высокая регулирующая сила – стереотипы во многом определяют поведение и отношения людей. К тому же люди вообще склонны приписывать некие желаемые (или нежелаемые) черты или качества людям, группам, организациям без достаточных на то оснований, а просто под влиянием эмоций.

Многие исследователи, подчеркивают психологическую основу имиджа. Поэтому имиджу как особому психическому образу все же присущи следующие общие характеристики:

  • имидж – объект идеальный, возникающий в сознании людей. Он не подлежит прямому измерению, оценить его можно лишь по их отношениям, проявляющимся в общении, деятельности, выборе, поэтому при создании имиджа необходимо проводить его мониторинг и изучать реакции на него;
  • эффективный имидж целостен и непротиворечив, соответствует однозначным обобщенным представлениям;
  • как идеальное образование имидж неустойчив, его необходимо постоянно поддерживать и укреплять;
  • как стереотип имидж содержит ограниченное число компонентов, сложность конструкции только мешает его восприятию, а, следовательно, делает отношение к нему неоднозначным;
  • имидж хотя и является иллюзорным образом, в какой-то мере реалистичен, явное приукрашивание достоинств приведет к снижению доверия;
  • имидж прагматичен, то есть, ориентирован на ограниченный круг задач, соответствующих целям организации или особенностям ситуации;
  • эффективный имидж обладает свойством вариабельности, абсолютно жесткая и неизменная конструкция неприемлема, ситуация трансляции имиджа всегда динамична, может возникнуть необходимость внесения корректив;
  • имидж предполагает сильный эмоциональный отклик, это следует из самого его определения.

При формировании эффективного имиджа следует отчетливо представлять, какой конкретно имидж необходим, так как выбор вида или типа имиджа определяет стратегию и содержание деятельности по его созданию. Важной особенностью имиджа является то, что он должен носить целостный, согласованный характер, отдельные черты его не должны противоречить одна другой.

Таким образом, большую актуальность проблема имиджа приобретает тогда, когда речь идет о политическом имидже. Это объясняется тем, что в политической сфере имидж становится основной информацией об объекте. Учитывая этот факт, роль и значение имиджа сложно недооценить. На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что имидж является неотъемлемой частью современной культуры.

[1] Васищева, А.В. Имидж: определение центрального понятия имиджелогии /А.В. Васищева, А.В. Ненашева// Социально-гуманитарные знания.-2005.- № 4.-С.311.

[2] Почепцов, Г.Г. Имиджелогия/ Г.Г. Почепцов.-М.: Рефл-бук; Киев:Ваклер, 2006.-С. 23.

[4] Яковлева, Е.Л. Имидж и социальные роли/Е.Л. Яковлева//Социальные технологии, исследования.-2005.-№1.-С. 76.

Прежде чем сосредоточиться на собственно психологических аспектах проблемы политического имиджа, обратимся к основным понятиям и определениям. В частности, покажем основные отличия центральных понятий этой главы — политического имиджа и имиджа.

Политический имидж (от англ, image) — это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ конкретного политического лидера или политической организации. На практике политический имидж связывается прежде всего с имиджем политического лидера. Поэтому в дальнейшем речь будет идти именно об этом.

Исходя из данного понимания психологической сущности политического имиджа, следуют его важные отличительные особенности, которые необходимо учитывать при его создании.

Во-первых, политический имидж должен обязательно формироваться под конкретную задачу. Естественно, в первую очередь это победа на выборах. Но задача может быть, конечно, и иной, например, вхождение в политическую элиту, политическая перспектива, популярность и пр. Рекомендуется не ставить сразу много задач, а действовать последовательно, с учетом будущих целей, корректируя имидж.

Итак, если деятельность власть имущего лидера оценивается негативно, то формируется потребность в выдвижении другого лидера, обладающего качествами, способными обеспечивать деятельность, удовлетворяющую ожиданиям (обычно это качества, прямо противоположные качествам прежнего лидера). Таким образом, политический имидж должен находиться как бы между социальными ожиданиями и личностью нового лидера.




Для политического имиджа весьма характерным является эффект стереотттизации — приписывания желаемых черт политическим лидерам без достаточных на то оснований. Люди, исходя из своих социальных ожиданий, склонны достраивать преподносимый им имидж. Этот эффект часто используется в политической PR-деятельности.

Представленная выше информация помогает сразу наметить некие опорные точки в формировании привлекательного политического имиджа.

Итак, политический имидж:

* должен обязательно целенаправленно формироваться, тогда как стихийный процесс может сделать его не только малоэффективным, но даже совсем не тем, какой нужен;

* включает многие ценимые в народе качества, или же требуется создавать условия для того, чтобы их начали приписывать данному политику (люди вообще склонны приписывать хорошие качества и черты популярным личностям);

Любой политический имидж, чтобы стать позитивным, должен обязательно удовлетворять нескольким общим требованиям. Отметим их.

Кроме того, желательны:

* эмоциональная насыщенность (личностные черты должны быть яркими, поражающими воображение);

* ориентация на мифологическую нишу массового сознания (то есть знать, какого героя хотят видеть).

Вот характерный и очень показательный пример. Имидж Гитлера, создаваемый Геббельсом, не ограничивался лишь его героизацией. Портрет фюрера его работы представлял собой продуманное сочетание разной информации. Студентам и интеллектуалам он представлял Гитлера как художника и архитектора, оторванного от учебы в 1914 году необходимостью служить нации. Для особ сентиментальных — у Геббельса имелся Гитлер, который обожал детей. Рабочим он подавал Гитлера как человека труда. Перед ветеранами Гитлер представал в образе неизвестного солдата Первой мировой войны.

Четвертое требование. Открытость (видимая доступность). Это требование можно считать следствием второго и третьего. Избиратели доверяют тому, кто, по их мнению, способен решить их проблемы, а для этого он должен быть доступен, то есть к нему можно обратиться, написать, рассказать о своих проблемах, чаяниях. Заметим, и реакция со стороны претендента должна быть однозначной — выслушал, помог, решил, посодействовал. Не всем, конечно, но некоторым — и это обычно подается через СМИ с большим размахом.

Пятое требование. Эффективные коммуникации. Имидж транслируется в процессе многочисленных политических коммуникаций. Это публичные выступления политика, его дебаты, интервью, встречи с избирателями, освещение его деятельности в СМИ, политическая реклама и т. п. Отсюда — особая роль принадлежит коммуникативным умениям политика. О них речь должна идти особо. Но, предваряя этот разговор, хотелось бы подчеркнуть, что в процессе различных форм общения особое внимание уделяется проявлению ума и доброжелательности. Опытные политики в большинстве случаев придерживаются этого правила и выигрывают. Пренебрежение этим требованием формирует негативное отношение избирателей. Злобность и агрессивность в процессе общения не прощаются.

Теперь обратимся к следующей очень важной проблеме эффективного политического имиджа — какие главные факторы в первую очередь влияют на формирование привлекательного имиджа политика?

Американские специалисты, которые обладают в этом деле огромным опытом, считают, что политический имидж высокого ранга (в этом случае обычно ссылаются на практику президентских избирательных кампаний) определяется тремя группами основных факторов:

* личностью кандидата (претендента);

* тем, как его представляют средства массовой информации;

* историческими событиями или трудностями, с которыми сталкивался политический деятель в данный период времени.

Остановимся на них более подробно.

Создается некая игровая ситуация: люди стремятся знать побольше о лидерах как о личностях, а им настойчиво предлагают имиджевые модели, далекие от реальности. Но это и заставляет политиков строже относиться к своей деятельности и поведению и особенно — к политическому имиджу. Хорошее представление о личностных чертах политика помогает избирателям не только думать, что каждый из них может прогнозировать его деятельность на выборной должности, но и способствовать удовлетворению естественного любопытства, что тоже немаловажно.

В то же время политики, как и все люди, подвержены определенным слабостям, у них есть недостатки, поэтому другой важной функцией имиджа является способность завуалировать эти минусы, сосредоточить внимание избирателей прежде всего на сильных сторонах и достоинствах политика. То есть главное — преподнести, спроецировать личностные характеристики. Это достигается в процессе коммуникаций политика и с помощью средств массовой информации. Поэтому следующей важнейшей задачей является установление рабочих контактов со СМИ, что позволит добиться выгодного освещения деятельности политика.

Взаимодействие со СМИ.Любой политик по-настоящему приобретает известность, а то и популярность, только с помощью средств массовой информации — телевидения, радио, газет и журналов. Одно удачное выступление в эфире или яркая статья в популярной газете с миллионным тиражом гораздо весомее, чем десятки речей на митингах и собраниях; ведь в первом случае аудитория на несколько порядков шире, да и привыкли мы с уважением относиться к эфирному и печатному слову. Статьи в газетах, интервью, репортажи, комментарии в эфире по актуальным темам, телевизионные и радио дебаты, хроника — все это может очень удачно работать на имидж политика. Но может и, наоборот, создать крайне негативную установку, которую в дальнейшем будет очень трудно преодолеть, особенно в период избирательных кампаний.

Каждая национальная система массовой информации имеет свои особенности, но стиль подачи информации, применяемые методы воздействия способствуют формированию вполне определенных мифов, желаемых образов лидеров или ситуаций, которые мало соответствуют реальности. Причем эти мифы и образы формируются тщательно, как бы по крупицам, из высказываний определенной ориентации, деталей поведения, внешних особенностей, излюбленных планов показа. Так создаются устойчивые психологические установки и стереотипы, особенно сильно влияющие на ту часть населения, которая плохо разбирается в настоящем положении дел. Отметим, что если раньше человек становился популярным благодаря своим деяниям, поступкам, то сейчас это во многом достигается за счет соответствующего (под строго определенным углом) освещения его деятельности.

Таким образом, становится очевидным, что любой политик должен стремиться организовать конструктивное взаимодействие со СМИ и прежде всего с телевидением.

Пренебрежительное отношение к собственному политическому имиджу наносит политикам большой ущерб, который может стать и невосполнимым. На первый взгляд может показаться, что это личное дело политика или того движения, группы, которые его выдвигают.

Далеко не так — ведь от этого страдают те, возможно, прогрессивные изменения, реформы, которые хотел бы осуществить данный политический деятель. Недостатки имиджа неизбежно рождают недоверие к политикам, а следовательно, и к их деяниям и планам. Не учитывать этого нельзя.

Прежде чем сосредоточиться на собственно психологических аспектах проблемы политического имиджа, обратимся к основным понятиям и определениям. В частности, покажем основные отличия центральных понятий этой главы — политического имиджа и имиджа.

Политический имидж (от англ, image) — это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ конкретного политического лидера или политической организации. На практике политический имидж связывается прежде всего с имиджем политического лидера. Поэтому в дальнейшем речь будет идти именно об этом.

Исходя из данного понимания психологической сущности политического имиджа, следуют его важные отличительные особенности, которые необходимо учитывать при его создании.

Во-первых, политический имидж должен обязательно формироваться под конкретную задачу. Естественно, в первую очередь это победа на выборах. Но задача может быть, конечно, и иной, например, вхождение в политическую элиту, политическая перспектива, популярность и пр. Рекомендуется не ставить сразу много задач, а действовать последовательно, с учетом будущих целей, корректируя имидж.

Итак, если деятельность власть имущего лидера оценивается негативно, то формируется потребность в выдвижении другого лидера, обладающего качествами, способными обеспечивать деятельность, удовлетворяющую ожиданиям (обычно это качества, прямо противоположные качествам прежнего лидера). Таким образом, политический имидж должен находиться как бы между социальными ожиданиями и личностью нового лидера.

Для политического имиджа весьма характерным является эффект стереотттизации — приписывания желаемых черт политическим лидерам без достаточных на то оснований. Люди, исходя из своих социальных ожиданий, склонны достраивать преподносимый им имидж. Этот эффект часто используется в политической PR-деятельности.

Представленная выше информация помогает сразу наметить некие опорные точки в формировании привлекательного политического имиджа.

Итак, политический имидж:

* должен обязательно целенаправленно формироваться, тогда как стихийный процесс может сделать его не только малоэффективным, но даже совсем не тем, какой нужен;

* включает многие ценимые в народе качества, или же требуется создавать условия для того, чтобы их начали приписывать данному политику (люди вообще склонны приписывать хорошие качества и черты популярным личностям);

Любой политический имидж, чтобы стать позитивным, должен обязательно удовлетворять нескольким общим требованиям. Отметим их.

Кроме того, желательны:

* эмоциональная насыщенность (личностные черты должны быть яркими, поражающими воображение);

* ориентация на мифологическую нишу массового сознания (то есть знать, какого героя хотят видеть).

Вот характерный и очень показательный пример. Имидж Гитлера, создаваемый Геббельсом, не ограничивался лишь его героизацией. Портрет фюрера его работы представлял собой продуманное сочетание разной информации. Студентам и интеллектуалам он представлял Гитлера как художника и архитектора, оторванного от учебы в 1914 году необходимостью служить нации. Для особ сентиментальных — у Геббельса имелся Гитлер, который обожал детей. Рабочим он подавал Гитлера как человека труда. Перед ветеранами Гитлер представал в образе неизвестного солдата Первой мировой войны.

Четвертое требование. Открытость (видимая доступность). Это требование можно считать следствием второго и третьего. Избиратели доверяют тому, кто, по их мнению, способен решить их проблемы, а для этого он должен быть доступен, то есть к нему можно обратиться, написать, рассказать о своих проблемах, чаяниях. Заметим, и реакция со стороны претендента должна быть однозначной — выслушал, помог, решил, посодействовал. Не всем, конечно, но некоторым — и это обычно подается через СМИ с большим размахом.

Пятое требование. Эффективные коммуникации. Имидж транслируется в процессе многочисленных политических коммуникаций. Это публичные выступления политика, его дебаты, интервью, встречи с избирателями, освещение его деятельности в СМИ, политическая реклама и т. п. Отсюда — особая роль принадлежит коммуникативным умениям политика. О них речь должна идти особо. Но, предваряя этот разговор, хотелось бы подчеркнуть, что в процессе различных форм общения особое внимание уделяется проявлению ума и доброжелательности. Опытные политики в большинстве случаев придерживаются этого правила и выигрывают. Пренебрежение этим требованием формирует негативное отношение избирателей. Злобность и агрессивность в процессе общения не прощаются.

Теперь обратимся к следующей очень важной проблеме эффективного политического имиджа — какие главные факторы в первую очередь влияют на формирование привлекательного имиджа политика?

Американские специалисты, которые обладают в этом деле огромным опытом, считают, что политический имидж высокого ранга (в этом случае обычно ссылаются на практику президентских избирательных кампаний) определяется тремя группами основных факторов:

* личностью кандидата (претендента);

* тем, как его представляют средства массовой информации;

* историческими событиями или трудностями, с которыми сталкивался политический деятель в данный период времени.

Остановимся на них более подробно.

Создается некая игровая ситуация: люди стремятся знать побольше о лидерах как о личностях, а им настойчиво предлагают имиджевые модели, далекие от реальности. Но это и заставляет политиков строже относиться к своей деятельности и поведению и особенно — к политическому имиджу. Хорошее представление о личностных чертах политика помогает избирателям не только думать, что каждый из них может прогнозировать его деятельность на выборной должности, но и способствовать удовлетворению естественного любопытства, что тоже немаловажно.

В то же время политики, как и все люди, подвержены определенным слабостям, у них есть недостатки, поэтому другой важной функцией имиджа является способность завуалировать эти минусы, сосредоточить внимание избирателей прежде всего на сильных сторонах и достоинствах политика. То есть главное — преподнести, спроецировать личностные характеристики. Это достигается в процессе коммуникаций политика и с помощью средств массовой информации. Поэтому следующей важнейшей задачей является установление рабочих контактов со СМИ, что позволит добиться выгодного освещения деятельности политика.

Взаимодействие со СМИ.Любой политик по-настоящему приобретает известность, а то и популярность, только с помощью средств массовой информации — телевидения, радио, газет и журналов. Одно удачное выступление в эфире или яркая статья в популярной газете с миллионным тиражом гораздо весомее, чем десятки речей на митингах и собраниях; ведь в первом случае аудитория на несколько порядков шире, да и привыкли мы с уважением относиться к эфирному и печатному слову. Статьи в газетах, интервью, репортажи, комментарии в эфире по актуальным темам, телевизионные и радио дебаты, хроника — все это может очень удачно работать на имидж политика. Но может и, наоборот, создать крайне негативную установку, которую в дальнейшем будет очень трудно преодолеть, особенно в период избирательных кампаний.

Каждая национальная система массовой информации имеет свои особенности, но стиль подачи информации, применяемые методы воздействия способствуют формированию вполне определенных мифов, желаемых образов лидеров или ситуаций, которые мало соответствуют реальности. Причем эти мифы и образы формируются тщательно, как бы по крупицам, из высказываний определенной ориентации, деталей поведения, внешних особенностей, излюбленных планов показа. Так создаются устойчивые психологические установки и стереотипы, особенно сильно влияющие на ту часть населения, которая плохо разбирается в настоящем положении дел. Отметим, что если раньше человек становился популярным благодаря своим деяниям, поступкам, то сейчас это во многом достигается за счет соответствующего (под строго определенным углом) освещения его деятельности.

Таким образом, становится очевидным, что любой политик должен стремиться организовать конструктивное взаимодействие со СМИ и прежде всего с телевидением.

Пренебрежительное отношение к собственному политическому имиджу наносит политикам большой ущерб, который может стать и невосполнимым. На первый взгляд может показаться, что это личное дело политика или того движения, группы, которые его выдвигают.

Далеко не так — ведь от этого страдают те, возможно, прогрессивные изменения, реформы, которые хотел бы осуществить данный политический деятель. Недостатки имиджа неизбежно рождают недоверие к политикам, а следовательно, и к их деяниям и планам. Не учитывать этого нельзя.

Не для кого не секрет, что большинство российских избирателей зачастую не могут вспомнить или даже не знают названий большинства политических партий. Зато они хорошо знают имена их лидеров. Нами правят не люди, а их политический имидж.

Предвыборная кампания направлена на формирование в сознании электората образа кандидата, которое осуществляется путем передачи информации о кандидате по разным информационным каналам — от средств массовой информации до слухов. Политический имидж — это совокупность представлений людей о политическом деятеле, возникших в соответствии с получаемой информации. На формирование политического имиджа оказывает непосредственное влияние степень известности политического деятеля.

За счет чего формируется политический имидж?

Первое -это прямая имиджформирующая информация: манера одеваться, держаться, говорить, жестикулировать, инициатива, политическая платформа, программа действий;

-личностные и профессиональные качества политика, относящиеся к персональным характеристикам политического лидера, полученные путем: в личных встречах, выступления в СМИ. Данная информация может усваиваться как на сознательном, так и на бессознательном уровне.

Второе — косвенная имиджформирующая информация — это информация, которую субъект получает, как говорится через третьи руки (сюда можно отнести ситуации не только типа слухов, но и ряд других, специально организованных), т.е. когда человек создает свое мнение на основе высказываний других людей.

В структурную организацию политического имиджа имиджевых технологий входят аспекты, на которых он базируется, к ним можно отнести: архетипы, культурные и социальные типажи, роли, личностные особенности субъекта, культурологический и социальный контекст. Отсюда следует, что политический имидж базируется на архетипах.

Внешняя составляющая политического имиджа имеет множество качеств от обуви до прически, включая мимику, манеры, костюм, походку, голос, жесты.

Внутренняя составляющая политического имиджа включает образ мыслей, интеллект, профессионализм, интересы, ценности, хобби и многое другое. Но для политика, прежде всего это политические идеи. Политик без политических идей является бесцветным.

Процессуальная сторона политического имиджа включает эмоциональную выразительность. Страстность, энергию, скорость реакции — все то что относят к темпераменту. На ровне с этим немаловажным является и: чувство юмора, артистичность, лицедейство. Все эти составляющие политического имиджа помогают оставить след в памяти и сердцах людей, помогая им сделать свой правильный выбор.

Главными компонентами политического имиджа в восприятии электората являются:

-глубина понимания кандидатом проблем, стоящим перед обществом в данный отрезок времени;

— готовность брать на себя ответственность за их решение;

Изменяя политический имидж в сторону большего профессионализма, необходимо помнить, что он не моделируется по единому плану, для создания политического имиджа нет одинаковых путей и способов. Политический имидж следует создавать во всех возможных направлениях. Для высшей политической элиты политический имидж следует проецировать как бы вверх,

для восприятия политических лидеров равного уровня — в стороны,

для рядовых последователей — вниз,

для широкой публики — наружу,

для себя — внутрь.

Другими словами, политический имидж необходимо приспосабливать к каждой конкретной ситуации, к участвующим в ней людям:

-политический имидж должен быть синтетическим, планироваться, чтобы производить определенное впечатление;

— политический имидж должен быть правдоподобным, достоверным. Никому не нужен политический имидж, если он не пользуется доверием у людей;

— политический имидж должен быть пассивным.

Усилия политических имиджмейкеров в среднем могут принести способному кандидату 15-20% голосов, а могут и все 80%, Однако никакие усилия не помогут, если кандидат не является харизматической личностью и выиграть избирательную компанию исключительно только политическому имиджу еще не удавалось никому.

Нельзя забывать, что создание политического имиджа является дополнением к политическому процессу, а не заменителем реальной политики (при всей своей виртуальности, политика опирается на определенные реальные основы).

Составляющие имиджа

Политический имидж — это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ политического лидера. Формирование имиджа происходит как стихийно, неосознанно, так и сознательно, когда тщательно отслеживаются особенности восприятия политика, продумывается новая стратегия и тактика формирования благоприятного образа.

За счет чего формируется имидж, в том числе и имидж политика? Первое — это прямая имиджформирующая информация: манера одеваться, держаться, говорить, жестикулировать, профессиональная грамотность, эрудиция, деловитость, инициатива, политическая платформа, программа действий. Т.е. личностные и профессиональные качества политика, полученные непосредственным путем: в личных встречах, выступлениях по радио, телевидению и т.п. Эта информация может усваиваться как на сознательном, так и на подсознательном уровне.

Улучшение или корректировка имиджа известного политика невозможна без учета того, что в большей степени воздействуют на сознание людей, поступки и проступки. Ведь и народная мудрость гласит — по одежке встречают, по уму провожают.

Первое, что оказывает влияние на формирование имиджа — это личность политика, его слова и дела. А второе? Ну, конечно же, косвенная имиджформирующая информация: слухи, сплетни, анекдоты, досье, компромат (то, без чего так скучно жить на Руси), сведения об образе жизни, работе, отдыхе, о друзьях, родственниках и т.п.

В какой степени косвенная имиджформирующая информация влияет на имидж политика? Безусловно, в значительной. При этом официальная косвенная имиджформирующая информация — досье, послужной лист, несет, как правило, нейтральный или положительный заряд. Газетные статьи, интервью могут иметь противоположные оценки, в зависимости от того, заказаны они сторонниками или противниками конкретного политика. Неофициальная косвенная имиджформирующая информация — слухи, сплетни, направлены чаще всего на подрыв доверия к политику, хотя бывают и исключения. Давно это было, но еще можно припомнить какую бешеную популярность принес Б.Н. Ельцину эпизод с покушением на его жизнь и падением с моста в реку. Болезнь Б. Н. Ельцина и его выздоровление, интуиция и жесткий курс могут раздражать кого-то, но именно такой стиль и порождает не только легенды, но и новых способных политиков.

Целенаправленное формирование политического имиджа — трудоемкий процесс, который под силу уже не одиночкам, а специализированным агентствам. Сейчас без помощи подобных специалистов не обходится ни один уважающий себя политик.

Если одни в своей деятельности опираются на внешний имидж политика, наличие четкой и поддающейся корректировке для доступности большинству электората политической программы, то другие — на создание внутреннего имиджа, стиля, класса, нестандартности и привлекательности внешнего облика.

Говорят профессиональные имиджмейкеры:

Мы определяем, куда и насколько нужно сдвинуть представление людей об этом кандидате, и соответственно моделируем процесс информационной политики. Реклама, информационная кампания, контрпропаганда, слухи, сплетни. У нас есть и специальная группа анекдотов, слухов, сплетен, которая создает определенное настроение. За пять дней можно сделать так, что жители города начнут оперировать нашими образами.

Отсюда очевидный для любого имиджмейкера вывод: формируя имидж политика, необходимо основной упор делать на создание позитивного личностного имиджа.

Ядро имиджа: легенда, позиции, установки

Хорошая легенда создает ситуацию, когда человеку прощают некоторые слабости, ошибки. С плохой легендой часто безнадежно идти на выборы.

Политическая деятельность — удел мужественных людей, за которыми, как правило, стоит легенда. Это может быть серия поступков, очень важных для людей, реакции на события в стране, четко сформулированные идеи, лозунги, и, наконец, в действительности, человеческий подвиг.

Существует много способов создания легенд. Первый, пожалуй, самый важный, это найти ее в биографии кандидата.

Политическая идея — это самое главное достояние политического деятеля. Идея может быть своя, а может и не быть таковой. Можно развивать чужие идеи, если они нужны. Идеи политические связаны, прежде всего, с особенностями общественного развития и устройства общества, системой целей и способов их достижения.

Самыми сильными являются новые идеи, или старые, но выраженные новой формой, связанные с наиболее насущными общественными проблемами. Недаром говорят, что в салонах времен Бальзака царили те, кто говорил все то же самое, что и все, только более четко.

Если кандидат имеет идеи и может их публично выразить, так, чтобы их восприняли, если за ним легенда и он в позиции победителя — у него много шансов на успех. Причиной поражения такого кандидата могут быть более сильные идеи, позиции и легенды.

Внутренняя составляющая — это менталитет, т.е. образ мыслей, интеллект, профессионализм, интересы, ценности, хобби, тезаурус понятий и многое из того, что относится к душе и разуму. Но для политика, прежде всего — это политические идеи. Политик без политических идей является как бы бесцветным. Он ничего не отстаивает, никуда не зовет, ни за что не борется. Выработка политических идей — это то, что делает политика. А то, как он отстаивает свои идеи — это процессуальная составляющая имиджа.

Процессуальная сторона имиджа включает эмоциональную выразительность, страстность, энергию, скорость реакций — все то, что относят к темпераменту. А также: чувство юмора, артистичность, лицедейство.

Все эти составляющие помогают оставить след в памяти и сердцах людей, помогая им сделать свой выбор.


Политический имидж — понятие, сложившееся в массовом сознании и имеющее характер стереотипа. А это значит: сложился, и может уже не поменяться.


Имидж есть эмоционально окрашенный образ политика. Задача предвыборной кампании состоит в том, чтобы имидж политика вызывал положительное эмоциональное отношение.

Внешняя составляющая имеет множество качеств, как говорят, "от носков до самой головы", т.е. от обуви до прически, включая мимику, манеры, костюм, прическу, походку, тембр голоса, его силу, интонацию, жесты. О каждой из этих составляющих можно много говорить, да и сказано уже много.

Внутренняя составляющая — это менталитет, т.е. образ мыслей, интеллект, профессионализм, интересы, ценности, хобби, тезаурус понятий и многое из того, что относится к душе и разуму. Но для политика, прежде всего — это политические идеи. Политик без политических идей является как бы бесцветным. Он ничего не отстаивает, никуда не зовет, ни за что не борется. Выработка политических идей — это то, что делает политика. А то, как он отстаивает свои идеи — это процессуальная составляющая имиджа.
(ТЕСТ "ОЦЕНКА ИМИДЖЕВЫХ КАЧЕСТВ ПОЛИТИКА")

Процессуальная сторона имиджа включает эмоциональную выразительность, страстность, энергию, скорость реакций — все то, что относят к темпераменту. А также: чувство юмора, артистичность, лицедейство.

Важнейшим фактором воздействия на окружающих является ораторское искусство. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне.

Риторика — не просто ораторское искусство, голосовые данные и правильный литературный язык, но и логика суждений, умение творить в речи, а также телесные характеристики — фигура, осанка, дыхание.

Манеры могут быть плохими или хорошими, в зависимости от того, как в них проявляется человек, хорошие или дурные привычки определяют общий облик его поведения.

— подача корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях, или обе руки держатся за боковые края стула.

Само слово "политика" — однокоренное со словом "ПОЛИТЕС", что означает "ВЕЖЛИВОСТЬ". В нашей стране политиков становится все больше и больше. Они разные: темпераментные, экстравагантные, яркие, но многие хотят стать еще ярче, применяя для этого самые различные средства, даже эпатаж. В вежливости, этикете, изысканности речи политики пока не соревнуются.

Политик должен следить за временем. Будут ли выбирать такого политика, который всегда занят? Любимое слово таких политиков "НЕТ". Они не отзывчивы и отчуждены от окружающих. Если политик замечает в себе эти негативные черты, их нужно немедленно исправлять, если есть желание остаться в политике.

Одежда. Политическая деятельность предъявляет особые требования к одежде. Внешний облик — это первый шаг к успеху.

Легенда — это очень важная составляющая имиджа. Именно легенда позволяет политику "держаться на плаву", меньше тратить усилий на рекламу в избирательной кампании. Легенда делает его запоминающимся, популярным, узнаваемым. Легенду рождают происхождение человека, сложности и перипетии судьбы, поступки, связанные с преодолением препятствий. Легенда — это неочевидные качества имиджа, репутация личности.

Политическая идея — это достояние политического деятеля. Идея может быть своя, а может и не быть таковой. Можно развивать чужие идеи, если они нужны. Идеи политические связаны, прежде всего, с особенностями общественного развития и устройства общества, системой целей и способов их достижения.

Ядром имиджа являются позиции. Именно эти составляющие определяют победу на выборах в большей степени. Смотрите сами, среди позиций различают позицию "победителей" и позиции "проигравших". Позиций проигравших три, а позиция победителей только одна. Эти позиции выражаются в отношении к себе и другим людям.

1) когда кандидат считает "плохим" себя, других кандидатов, а возможно, еще и избиратели, по его мнению, тоже являются "плохими". Он не видит ничего позитивного, он не объединяет и проигрывает. Человек, который не научился видеть позитивного — не политик. Хотя иногда человек с имиджем "разрушителя" может стать проходным в той или иной общественно-политической ситуации;

2) когда кандидат считает, что он "плохой", а другие — "хорошие". Это наиболее редко встречающаяся позиция при публичном высказывании, но когда кандидат остается наедине с самим собой, именно эта позиция проявляет себя с огромной силой и становится причиной неуравновешенности кандидата;

3) когда кандидат считает, что он "хороший", а другие "плохие". Это наиболее распространенная позиция кандидатов, которая нарастала у Геннадия Зюганова по мере приближения президентских выборов, вплоть до изменения. "Плохими" поочередно становились все. Но. избирателей, принимающих эту позицию проигравших, в нашей стране, к сожалению, в избытке. Именно они стали электоратом проигравшей компартии.

К сожалению, этой позиции не избежал и Григорий Явлинский. Современный политический имидж определяется не только знаниями экономики, но и, прежде всего, психологии.

Позиция победителей только одна: умение ценить и любить себя и других. Именно эта позиция была блестяще отыграна президентом. Даже отказ от дебатов с коммунистами прозвучал не персонально в адрес Зюганова, а к той "демагогии", которую уже все "наслушались". Позиция победителей — это не переход на личность, а обсуждение конкретных задач, дел, способов достижения целей. Это пропаганда идей и ценностей, которые того заслуживают и без которых деятельность политика невозможна.

Большинство политических и общественных деятелей убеждены, что имидж связан с в основном с внешностью. Но это не так. Внешность — это важная составляющая имиджа, но отнюдь не единственная. Есть еще "внутренняя" и "процессуальная" составляющие имиджа.

Имиджмейкеры и психологи выполняют тщательный анализ текстов, выступлений, лозунгов кандидатов, чтобы избежать в них наличия позиций проигравших и утверждения позитивной позиции, которая и приносит победу.

Харизма — Божий дар, особые личностные качества, притягательные для окружающих, а потому, их обладатель наделен талантом лидерства. Харизма позволяет влиять на людей, убеждать их в своей правоте и вдохновлять на общее дело.

1. Необходимо помнить, что в сегодняшней политической жизни самым мощным и надежным средством воздействия политика на публику является коммуникация. С ее помощью политик не только передает свои мысли и чувства, но и конструирует свой образ и даже создает специфическую политическую реальность.

2. Важнейшая задача политика перед лицом публики — это выработка оптимального стиля самопрезентации, конструирования публичного "Я". Созданный имидж будет отражать далеко не все личностные качества, но, по возможности, лишь те, которые привлекают публику.

3. Лидер, который недостаточно тщательно продумал стиль своего поведения, может не только привлекать, но и, одновременно, отталкивать. Это может быть и в силу того, что всегда есть люди, которым ничем не угодишь. Одна из его основных задач — резкое увеличение числа своих сторонников. И здесь в определенной степени одним из важных элементов становится работа на бессознательном уровне. Для этого необходимо знание психологической науки, театральной режиссуры, актерского мастерства, способности к заражению аудитории положительными эмоциями. Следите за вашими эмоциями. Положительные эмоции могут оказаться тем "подъемником", который поможет вам действовать успешно. Отрицательные же, в свою очередь, "придавят" вас, запустив цикл сомнений, которые, в результате, скорее всего, приведут к неудаче.

4. Вносите полифоничность в образ лидера, ту долю страстности и человечности, которая позволит реагировать на вас эмоционально. Эмоциональность, искренность, жар души, умение размышлять вслух перед избирателями, реагировать на их высказывания позволит быть ближе к тем, кому вы нужны.

5. Владение собой регулируйте с помощью отслеживания собственной жестикуляции — главнейшего элемента языка тела. В своих высказываниях ориентируйтесь не только на тех, кто находится в первых, но и в последних рядах вашей аудитории.

6. О ритме можно говорить в аспекте постоянной смены политического образа. Будьте все время иным, разным — каждый раз ярче, интереснее, мудрее. Частая предсказуемость становится скучной. Не стремитесь уподобляться завершенной книге. Работайте над собой, постоянно совершенствуйтесь.

7. Воздействуя на людей с целью создания у них "нужного мнения", стремитесь влиять через слова, образы, метафоры, действия. Мобилизуйте их на правильные действия в отношении себя и других.

8. Попытайтесь составить психологический портрет политического лидера, используя психологическую и астрологическую литературу. Ярче выделите достоинства лидера и не забудьте поразмыслить над тем, как из недостатков можно сделать достоинства.

9. Сыграйте в противоположность. Если политик редко улыбается, научите его улыбаться. Пусть он представит себе, общаясь с коллегами, избирателями, членами команды, что это самые дорогие ему люди, которым он очень рад. Рад просто потому, что они есть.

10. Если политик часто улыбается, ему стоит побеседовать по душам со многими избирателями, просто выслушав рассказы об их проблемах. Отнеситесь серьезно к тому, что именно вам придется эти проблемы решать. Улыбнитесь тогда, когда достигнете хотя бы маленького результата.

11. Смотрите собеседнику прямо в глаза. Вглядывайтесь в него, выдерживайте его взгляд. Смотрите доброжелательно, сопереживайте, пытайтесь помочь, обостряйте свою интуицию, чтобы лучше чувствовать собеседника.

12. Будьте уверены в себе, даже если этой уверенности нет, умейте ее в себе вызвать. Политик должен отлично осознавать, за какие идеи он борется, кто их разделяет, и кто с ним за эти идеи пойдет. Есть все основания для уверенности, если вашу идею многие разделяют. Используйте идеи, которые привлекают, а не отталкивают людей. Следуя от идеи к практическим действиям по ее воплощению, вы приобретете значительную уверенность в себе, необходимую политику.

13. Никогда не говорите "нет", "у меня мало времени" или "я не смогу вас принять". Эти слова можно услышать только от нерадивого руководителя. Политик, привлекающий к себе других людей, избирателей, всегда найдет для них время, у него всегда должно быть припасено несколько вариантов решений, чтобы не говорить "нет". Помните, сказав "нет", вы теряете избирателя.

15. Далеко не всегда человеку удается сформировать имидж "победителя" за то время, которое отведено для избирательной кампании. Профессия имиджмейкера сходна с профессией адвоката, который должен выиграть процесс. Есть этические принципы работы адвоката, однако этические принципы работы имиджмейкера обсуждались мало.

Читайте также: