Политические взгляды щербатова кратко

Обновлено: 05.07.2024

2 августа (22 июля по ст. стилю) 2006 года исполняется 273 года со дня рождения видного историка, социального мыслителя, общественного деятеля XVIII века М.М. Щербатова

Эти перемены отвечали, конечно, внутренним сдвигам сознания, происходивших в русской душе, и, прежде всего, внутренней секуляризации, которая создавала и потребность своего внешнего выражения. В отличие от Запада, где данный процесс проходил в течение двух столетий, в России наличность уже готовой, живой и привлекательной, на первый взгляд, модели, казалось бы, устраняла необходимость самостоятельной выработки нового стиля жизни. Вот отчего этот стиль жизни сформировался в верхних слоях русского общества так быстро, что уже через несколько десятилетий традиционный быт сохранился в лишь в провинции, — у народа и, особенно, в старообрядческой среде.

В эту эпоху многие образованные русские люди высших сословий были предельно, и во многом некритически, восприимчивы к философской культуре Запада (Франции, Германии и Англии). Со временем сформировались три основных течения русской мысли: вольтерианство, масонство и идеология сильного, правового имперского государства (основой которой была идея просвещённой империи).

В том же году, после официального представления Екатерине II, Щербатов получает доступ в патриаршую и типографическую библиотеки, где ещё по указу Петра I были собраны списки летописей, имея высочайшее повеление написать историю России.

М.М. Щербатов оставил заметный след в русской культуре как историк: все мысли и его чаяния были обращены к прошлому, в допетровскую Русь, когда по его мнению, сословные барьеры чётко разделяли смерда и господина, худородного и боярина.

В этом плане, он был тем мыслителем, который сочетал свой консерватизм (особенно характерный для него в поздний период его жизни) с принадлежностью к масонству (в большей степени ранний период жизни) с определённой оппозиционностью к самодержавию.

Как и многие его политические единомышленники, такие как А.Р. Воронцов, Н.И. Панин, А.Б. Куракин, Щербатов на протяжении большой части своей жизни состоял членом различных масонских лож. Влияние масонских идей сказалось на его взглядах на религию и церковь.

Таким образом, Щербатов здесь склонялся скорее к рационалистическому подходу, сближаясь в данном вопросе с позицией Р. Декарта, Б. Спинозы и Лейбница.

В целом, признавая экономическую эффективность свободного труда, Щербатов, выступал против отмены крепостного права, считая, что вред от этой акции перевесит её пользу. В силу сложности климата многие области империи могут, в случае отмены крепостного права прийти в запустение (что, в итоге, и произошло), так как освобождённые крестьяне неизбежно мигрируют на более плодородные земли. Кроме того, отмена крепостного права губительна в силу плохого состояния отечественного судопроизводства и низкой агрокультуры.

1) История русской философии: Учеб. для вузов. /Под ред. М.А. Маслина. — М.:2001.

2) Русская философия. Словарь. — М.:1995.

3) Русская литература. Словарь. — М.:2003.

4) П.С. Шкуринов. Философия России XVIII века. — М.:1992.

5) М.М. Щербатов. Соч.: В 2-х т. — Спб., 1896−98.

6) О повреждении нравов в России кн. М. Щербатова и путешествие А. Радищева. — М.:1983.

Учебник подготовлен учеными Института государства и права РАН, известными специалистами по данной дисциплине. В нем освещается всемирная история политической и правовой мысли от ее истоков до современности, изложены все основные политико-правовые учения Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. Большое место уделено формированию и развитию политико-правовой мысли в России. В настоящем издании материал значительно переработан, обновлен и дополнен. Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических, политологических, исторических, философских и других гуманитарных вузов и факультетов, а также широкого круга читателей, интересующихся политико-правовой проблематикой.

Дивись також:

ВЕТО

(от лат. veto -запрещаю) - запрещение какого-либо решения, принятого полномочным органом, но не совпадающего с .

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА

должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства, обеспечивающее единство, устойчивость государственной власти, олицетворяющее .

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

современности - (от лат. globus - шар) - главные, ключевые проблемы, отрешения которых зависит само .

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

один из основных видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является .

АВТОНОМИЯ

(греч. autonomia – самоуправление, независимость) – способность, право самостоятельного, относительно независимого функционирования политических субъектов в .

§ 7. Политические взгляды М. М. Щербатова

351 § 7. Политические взгляды М. М. Щербатова

В последние годы своей жизни М.М. Щербатов пишет политико-публицистические произведения, в которых подвергает резкой критике абсолютную монархию как форму правления, а также деятельность всего екатерининского правительства, отмечая масштабность злоупотреблений, повсеместное нарушение законов, взяточничество должностных лиц, продажность судей, разбазаривание государственных финансовых и земельных фондов и т.д.

Выход из этого положения он усматривал в необходимости ограничения власти монарха и соблюдения законности во всех сферах государственной деятельности.

352 Глава 13. Политические и правовые учения в России во второй половине XVII–XVIII в.

Форму правления и законы государства Щербатов ставил в зависимость от климата страны, размера территории, ее рельефа, плодородия почв и численности народонаселения.

353 § 7. Политические взгляды М. М. Щербатова

354 Глава 13. Политические и правовые учения в России во второй половине XVII–XVIII в.

Обращаясь к монархии, Щербатов, подобно Монтескье, полагал, что здесь следует различать два варианта: монархия ограниченная, функционирующая на основании законов, и монархия абсолютная, равнозначная деспотии, наличие которой он усматривал в России.

Представительный орган, моделируемый Щербатовым, – Высшее правительство состоит из пяти департаментов (уголовных дел, государственных доходов, торговли, морских и сухопутных войск и чужестранных дел), все вопросы в которых решаются коллегиально. В Высшем правительстве сосредоточена законодательная и высшая судебная власть. Судьи выборны, и суд состоит из шести судей и председателя, избираемого составом суда сроком на один год.

Местное управление представлено выборными органами дворянского и купеческого самоуправления с довольно широкими полномочиями.

Монарх возглавляет исполнительную власть и руководит управлением страной в законных пределах. За нарушение законов монархом предусматриваются тяжкие последствия, вплоть до заключения его в темницу. Посмертно, приблизительно через тридцать лет, всенародно обсуждается деятельность

355 § 7. Политические взгляды М. М. Щербатова

каждого монарха и в соответствии с вынесенной оценкой решается вопрос об отношении к его памяти (посмертная честь, памятники или, напротив, осуждение).

Таким образом, монарх в проектах Щербатова представлен высшим чиновником государства: он лишен почестей, особых торжественных одеяний и церемоний, его украшают только добродетели.

Законы должны быть известны народу, и их необходимо изучать во всех учебных заведениях.

Классификация законов дана у Щербатова в духе традиций естественно-правовой школы. Все законы он делит на божественные, естественные и положительные, твердо полагая, что последние должны соответствовать первым двум. Так, он осуждал гражданский закон (положительный), предписывающий нарушать тайну исповеди священнослужителям (доносы священников властям), усматривая в его содержании нарушение божественного закона. В качестве примера несоблюдения естественного закона он приводил случаи торговли крепостными людьми (прикрытой видимостью законности) и требовал строжайшего запрета таких сделок.

Касаясь вопросов организации судопроизводства, Щербатов высказал ряд прогрессивных идей, активно обсуждавшихся его западноевропейскими современниками: открытость и гласность процесса, участие защитников. Щербатов возражал против вольного толкования смысла закона судьями и требовал их точного соблюдения в процессе судебного исследования дел. Обжалование судебных приговоров и решений он советовал ввести в законные рамки, точно определив возможные сроки принесения жалоб. Обращаясь к процессуальным нормам, Щерба-

356 Глава 13. Политические и правовые учения в России во второй половине XVII–XVIII в.

357 § 7. Политические взгляды М. М. Щербатова

358 Глава 13. Политические и правовые учения в России во второй половине XVII–XVIII в.

В последние годы жизни Щербатов пишет политико-публицистические произведения, в которых подвергает резкой критике абсолютную монархию как форму правления, а также деятельность всего екатерининского правительства, отмечая масштабность злоупотреблений, повсеместное нарушение законов, взяточничество должностных лиц, продажность судей, разбазаривание государственных финансовых и земельных фондов и т. д.

Выход из этого положения он усматривал в необходимости ограничения власти монарха и соблюдения законности во всех сферах государственной деятельности.

Форму правления и законы государства Щербатов ставил в зависимость от климата страны, размера территории, ее рельефа, плодородия почв и численности народонаселения.

Обращаясь к монархии, Щербатов, подобно Монтескьё, полагал, что здесь следует различать два варианта: монархия ограниченная, функционирующая на основании законов, и монархия абсолютная, равнозначная деспотии, наличие которой он усматривал в России.

Представительный орган, моделируемый Щербатовым, — Высшее правительство состоит из пяти департаментов (уголовных дел, государственных доходов, торговли, морских и сухопутных войск и чужестранных дел), все вопросы в которых решаются коллегиально. В Высшем правительстве сосредоточена законодательная и высшая судебная власть. Судьи выборны, и суд состоит из шести судей и председателя, избираемого составом суда сроком на один год.

Местное управление представлено выборными органами дворянского и купеческого самоуправления с довольно широкими полномочиями.

Монарх возглавляет исполнительную власть и руководит управлением страной в законных пределах. За нарушение законов монархом предусматриваются тяжкие последствия, вплоть до заключения его в темницу. Посмертно, приблизительно через тридцать лет, всенародно обсуждается деятельность каждого монарха и в соответствии с вынесенной оценкой решается вопрос об отношении к его памяти (посмертная честь, памятники или, напротив, осуждение).

Таким образом, монарх в проектах Щербатова представлен высшим чиновником государства: он лишен почестей, особых торжественных одеяний и церемоний, его украшают только добродетели.

Законы должны быть известны народу, и их необходимо изучать во всех учебных заведениях.

Классификация законов дана у Щербатова в духе традиций естественно-правовой школы. Все законы он делит на божественные, естественные и положительные, твердо полагая, что последние должны соответствовать первым двум. Так, он осуждал гражданский закон (положительный), предписывающий нарушать тайну исповеди священнослужителям (доносы священников властям), усматривая в его содержании нарушение Божественного закона. В качестве примера несоблюдения естественного закона он приводил случаи торговли крепостными людьми (прикрытой видимостью законности) и требовал строжайшего запрета таких сделок.

Касаясь вопросов организации судопроизводства, Щербатов высказал ряд прогрессивных идей, активно обсуждавшихся его западноевропейскими современниками: открытость и гласность процесса, участие защитников. Щербатов возражал против вольного толкования смысла закона судьями и требовал их точного соблюдения в процессе судебного исследования дел.

Назаренко Б.А., преподаватель Российского государственного социального университета, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются основные положения государственно-правовой доктрины М.М. Щербатова - крупного государственного деятеля, историка и публициста эпохи Екатерины II. Анализу взглядов Щербатова на государство и право предшествуют его биографические сведения. Отмечено идейное влияние, которое испытал мыслитель, размышляя над государственно-правовой проблематикой.

Ключевые слова: М.М. Щербатов, история учений о праве и государстве, Екатерина II, Россия XVIII в., казнокрадство, взяточничество.

The article considers fundamental provisions of state-law doctrine of M.M. Shcherbatov, a prominent state official, historian, publicist of the epoch of Catherine the Second. The analysis of views of Shcherbatov to the state and law is preceded by biographical information. The author notes the ideological influence which was felt by the thinker concentrating on the state-law problems.

Key words: M.M. Shcherbatov, history of doctrines on state and law, Catherine the Second, Russia of the XVII century, corruption, bribery.

Михаил Михайлович Щербатов родился в Москве в 1733 г. Он происходил из древнего княжеского рода и имел обширные познания в философии, истории, литературе, естествознании, экономических и политических науках, а также знал несколько европейских языков (французский, итальянский и немецкий). В жизни он добился немалых успехов: занимал посты президента Камер-коллегии (ведавшей государственными доходами) (1778) и сенатора (1779). Будучи депутатом Уложенной комиссии, он проявил свои ораторские дарования и умение аргументированно отвечать на вопросы оппонентов . Свои взгляды на государство и право М.М. Щербатов отразил в публицистических произведениях, которые являлись конструктивной критикой реформ, проводимых Екатериной II, ее политических решений и государственной деятельности чиновников.

В период правления Екатерины II Сенат превратился в "центральное административно-судебное учреждение" (см.: Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М.: Издательский дом "Территория будущего", 2005. С. 300).
Щербатов, как писал А.Г. Брикнер, был "замечательнейшимъ изъ всехъ депутатовъ. " и выступал на заседаниях Уложенной комиссии "съ такою силою воли, съ такою ясностью политическихъ убежденiи, съ такимъ красноречiемъ и съ такими глубокими и многосторонними познанями. " (см.: Брикнеръ А.Г. Князь М.М. Щербатовъ какъ членъ Большой Комисiи 1767 г. // Исторически вестникъ. 1881. N 10. С. 217, 218).

М.М. Щербатов, размышляя о государстве и праве, ссылался на положения политико-правовых доктрин Нового времени (Ш.Л. Монтескье, С. Пуфендорфа, Х. Вольфа, Г. Гроция и др.), а также нередко обращался к философской традиции Древнего Востока , учению масонства и анализу законодательства западноевропейских стран (в частности, Habeas corpus act).

Так, например, историк П.Н. Милюков небезосновательно считал, что в "Разных рассуждениях о правлении" Щербатов "полными руками черпает. " из "Духа законов" Монтескье (см.: Милюков П. Главные течения русской исторической мысли. М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2006. С. 41, 42), который отмечал, что законы "должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату, образу жизни ее народов, степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам и обычаям" (Монтескье Ш.Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. С. 16).
Влияние индийской философии на социально-политические взгляды Щербатова отмечает философ Т.В. Артемьева, анализируя религию жителей Офирского государства (см.: Артемьева Т.В. Михаил Щербатов. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1994. С. 50).
Восприняв политико-правовые идеи Запада, князь подверг их переработке "въ приложенiи, - писал в начале XX в. М.А. Дьяконов, - къ русской жизни" (см.: Дьяконовъ М.А. Выдающiися русскiи публицистъ XVIII века // Вестникъ права. 1904. N 7. С. 12).

Содержание ряда идей мыслителя о государстве и праве обусловливалось, несомненно, его происхождением (принадлежностью к родовитой аристократии). Это представления М.М. Щербатова о политическом идеале, который он изложил в своем произведении "Путешествiе въ землю Офирскую г-на С., швецкаго дворянина" . Политический идеал мыслителя - социальное государство с монархической формой правления, законодательство в котором основывается на христианской этике, сформулированной в Новом Завете. В законодательном органе, по его мнению, должны заседать представители двух сословий: дворянства и купечества . М.М. Щербатов также ратовал за сохранение незыблемым сословного строя, так как на дворян (привилегированное сословие) он возлагал большую (моральную и профессиональную) ответственность за управление государством, а крестьяне, полагал он, не обладают тем образовательным и культурным уровнем, который позволил бы им самостоятельно вести хозяйство .

См.: Щербатов М.М. Путешествие в землю Офирскую. // Щербатов М.М. Соч. СПб., 1896. Т. I. С. 749 - 1060.
См.: Назаренко Б.А. Государственно-правовые взгляды М.М. Щербатова (историко-правовое исследование): Дис. . канд. юрид. наук. М., 2009. С. 112.
См., например: Щербатов М.М. Примечанiе на 13-ю статью II главы проекта правамъ благородныхъ // Соч. Т. I. С. 196, 197.

Несмотря на явно консервативно-аристократический настрой его мыслей, М.М. Щербатов тем не менее затрагивал в своих произведениях проблемы, которые можно охарактеризовать как вневременные для российского общества, права и государства. Он подвергал критике: противоречивость и пробельность действующего законодательства; судебную волокиту; взяточничество и необразованность чиновников, недобросовестное исполнение ими своих обязанностей; казнокрадство; неуважительное отношение лиц, наделенных властными полномочиями, к участникам правоотношений .

См., например: Щербатов М.М. Оправданiе моихъ мыслей и часто съ излишнею смелостiю изглаголанныхъ словь // Соч. Т. II. С. 249; Щербатов М.М. Письмо къ вельможамъ правителямъ государства // Соч. Т. II. С. 275, 276.

Предложенное М.М. Щербатовым решение государственно-правовых проблем екатерининской эпохи не утратило элементов актуальности и в современной России в XXI веке: принятие эффективного и непротиворечивого законодательства; неукоснительное соблюдение законов государственными служащими; нравственное обновление чиновников, приводящее к изменению их отношения к своим профессиональным обязанностям и к людям, права и интересы которых они призваны защищать; повышение уровня образованности чиновничьих кадров; строгие наказания за взяточничество и казнокрадство; упразднение излишних звеньев государственного аппарата, затрудняющих его работу и препятствующих эффективной реализации права .

См.: Назаренко Б.А. Государственно-правовые взгляды М.М. Щербатова (историко-правовое исследование): Дис. . канд. юрид. наук. М., 2009. С. 139 - 149; Щербатов М.М. Размышленiя о законодательстве вообще // Соч. Т. I. С. 367; Щербатов М.М. Разныя разсужденiя о правленiи // Соч. Т. I. С. 348; и др.

Небезынтересны идеи князя о том, каким требованиям должны отвечать законы, чтобы эффективно применяться на практике. Во-первых, цель всяких законов - сохранение жизни и здоровья граждан и защита их собственности (в данном случае речь идет об охране собственности дворянского и купеческого сословий, так как крестьяне не являются субъектами права и собственниками недвижимого имущества, а движимым имуществом распоряжаются только с согласия помещиков). Во-вторых, при принятии законов необходимо учитывать географическое положение государства, обычаи проживающих на его территории народов, предписания христианского вероучения . Эти положения также не потеряли своего значения и в современной России.

Щербатов М.М. Размышленiя о законодательстве вообще // Соч. Т. I. С. 415.
Там же. С. 372, 373, 379, 380.

В учебных курсах по дисциплине "История политических и правовых учений (История учений о праве и государстве)" государственно-правовые взгляды русских мыслителей освещаются лишь фрагментарно , а некоторые авторы учебников отказываются от рассмотрения подобных доктрин . Это не может не вызывать сожаление, так как государственно-правовые теории России во многом имеют оригинальный характер, сохраняют преемственность в своем развитии и отражают, что, несомненно, очень важно, специфику тех условий, в которых они возникли. Нельзя забывать свою историю. Потому что тот, кто не понял ошибок своего прошлого, обречен пережить его снова.

См., например: Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. М.: Юристъ, 2003. С. 188 - 197; История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М.: Зерцало-М, 2004. С. 328 - 335.
См., например: Омельченко О.А. История политических и правовых учений (История учений о государстве и праве): Учебник для вузов. М.: Эксмо, 2006.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Щербатов Михаил Михайлович (22 июля 1733, Москва - 12 декабря 1790, Москва) - видный государственный деятель, историк, публицист и философ, принадлежал к числу наиболее заметных представителей зарождавшегося русского консерватизма второй половины XVIII века.

Наиболее известными его трудами были: многотомная "История Российская от древнейших времен", "О повреждении нравов в России", "Путешествие в землю Офирскую", "О Турецкой войне", "Краткая повесть о бывших в России самозванцах" и др. М.М. Щербатов получил хорошее домашнее образование, знал историю, философию, литературу, медицину; собрал к концу жизни библиотеку, насчитывавшую 15 000 томов. Как и все образованные люди того времени, он знал французский язык, но помимо этого, также овладел немецким, итальянским и другими языками. С 1767 года до конца жизни Щербатов находился на государственной службе. Был депутатом Уложенной комиссии от Ярославского дворянства (1767), членом Частной комиссии о среднем роде людей, камер-юнкером; членом Комиссии о коммерции (1770), камергером (1773); президентом Камер-коллегии, сенатором (1779).

В 1768 году он получил должность историографа и был назначен герольдмейстером Сената. В качестве политического идеала для Щербатова выступала английская ограниченная монархия с идеей разделения властей. Определенный аналог этому идеалу он находил в допетровской Руси, когда, по его мнению, самодержавие ограничивалось в пользу такого аристократического органа, как Боярская дума. Оценка личности Петра I в трудах Щербатова была неоднозначна. В очерке "Рассмотрение о пороках и самовластии Петра Великого" (1782) он не соглашался с "хулителями великого монарха", считавшими, что сделанное Петром можно было сделать с меньшими потерями и более гуманными средствами, хотя и за больший срок. По мнению Щербатова, без "иностранных заимствований и самовластия Петра" для просвещения России понадобилось бы гораздо больше времени, а внешнеполитические противники, между тем, могли бы завоевать страну. К тому же личные пороки, грубость и жестокость самодержца были обусловлены жестокостью времени. Петра "нужда заставила быть деспотом". В работе "О повреждении нравов в России" Щербатов критиковал массовые злоупотребления, допускаемые властями: взяточничество, казнокрадство, угодничество. Критике подверглись и методы Петра I, который выдвигал "людей незнатных", что привело к государственному кризису. Щербатов пытался показать и положительные, и отрицательные стороны петровской модернизации. Он писал о переменах, которые произвели в России реформы Петра I, обращая при этом внимание не только на перемены в политической или военной областях, но и в области культуры, отмечая, что, благодаря европеизации, "мы подлинно в людскости и в некоторых других вещах, можно сказать, удивительные имели успехи и исполинскими шагами шествовали к поправлению нашей внешности".

После воцарения Екатерины II Щербатов принимал участие в работе Уложенной комиссии 1767-1771 гг. Он высказывался за отмену положения Табели о рангах и за расширение прав российского дворянства. Однако он отнюдь не был чисто "дворянским" идеологом, заботившимся, как склонны думать некоторые советские исследователи, только о своих "узкосословных интересах". В отношении приписных крестьян, принадлежащих купцам и работающих у них на фабриках, он полагал необходимым, переписав, оставить на своих местах, но больше покупать не разрешать. Что касается тех крестьян, которые числились при фабриках, то он предлагал "мало помалу стараться их и вольными сделать, давая вольность в награду за добрые нравы и за лучшее знание искусства". Щербатов выступал за сохранение крепостного права, мотивируя это тем, что крестьяне, будучи необразованными, не смогут распорядиться предоставленной им свободой. Щербатов полагал, что проблемы, связанные с крепостничеством могут быть решены, но не путем его уничтожения, а благодаря изменению отношения к крестьянам со стороны помещиков.

Незадолго до смерти Щербатов создает работы, в которых отражены его взгляды на государственное устройство: "Разные рассуждения о правлении" и "Размышления о законодательстве вообще". Он выделяет четыре формы правления: монархическую, деспотическую (или самовластную), аристократическую и демократическую. Считая монархический способ правления наиболее приемлемым, Щербатов замечает, что идеальный монарх - тот, который "почитая себя отцом народа, не старается, отвергая законы, ввести самовластие, не разделяет свои интересы с интересами государства, знает великое искусство избирать себе в советники таковых людей, которые сопрягают усердие к их государю с любовию к отечеству и законам". Однако большинство правителей, будучи подверженными различным "страстям", не могут отвечать данной характеристике. Аристократическое же правление не приемлемо для России. Неумение или нежелание людей подавлять в себе чрезмерное честолюбие и себялюбие, а также жажда власти "порождает происки, партии, ненависти и другие злы, иже суть не отделены от сих страстей". Демократическое правление "снедает свои недры, разделяяся на разныя партии, которыя разные смутныя поджигают, яко корабль на волнующемся море - хотя часто искусством кормщика от потопления избегает, но чаще еще и погибает иногда и у самой пристани". Отвергая самовластный способ правления, Щербатов писал, что это "есть мучительство, в котором нет иных законов и иных правил, окромя безумных своенравий деспота (самовладетеля)". Изложенные во второй работе взгляды на российское законодательство, явились результатом практической работы Щербатова в различных государственных учреждениях. Поскольку создание новых законов требует досконального изучения предмета, то, считает Щербатов, наилучший способ есть, "чтоб законы сочинялись немногими честными людьми, разумными, исполненными сведения, трудолюбивыми и искусившимися в делах". Сравнивая законы при различных формах правления, Щербатов подчеркивает преимущество монархии, которая, "имея свои основательные законы и сохраняя все установленные. хранит жизнь, честь, имение и спокойствие своих граждан".

Идеи о государственном устройстве получили развитие в созданной Щербатовым утопии "Путешествие в землю Офирскую г-на С. шведского дворянина". Офирское государство является монархическим. В его основе лежат "непременные законы", опирающиеся на нравственные устои. Гражданин этого государства "чтит, во-первых, добродетель, а потом - закон, а после - царя и вельмож". Все люди государства делятся на "естественных" и "гражданских". Помимо естественных свобод, человек обладает определенными обязанностями по отношению к обществу. Народ в Офире должен чтить и выполнять законы; отношения внутри общества строятся на принципах уважения друг к другу и, прежде всего, к монарху. При этом нужно помнить и о собственном достоинстве: "Почитай и люби своего государя, но чтобы почтение и любовь твоя к нему состояли не в тщетном раболепстве и не в надежде получить от него награждение, но в благе, которое ты от него всему обществу ожидаешь". Общество разделено на несколько иерархических сословий, а жизнь каждого гражданина регламентирована. На вершине этой пирамиды находится царь, который среди остальных дворян является только "первым среди равных". Далее - средние помещики и купечество. Самый низший класс составляли крестьяне. Хотя они и не свободны, законодательство утопического государства предписывает обращаться с ними по-человечески: "Не будь жесток к рабам твоим; служащих тебе не оставь без довольнаго пропитания и одежды; живущих на твоих землях не отяготи излишними податьми и работою, и не оскорби их жестокими наказаниями. ".

Наследие Щербатова в наши дни все больше привлекает внимание отечественных и зарубежных исследователей русской консервативной мысли, которые посвящают ему книги и статьи, а его государственная деятельность недавно стала темой первого специального диссертационного исследования.

Сочинения:

О повреждении нравов в России князя М. Щербатова и Путешествие А. Радищева. Факсимильное издание. М., 1984.

Щербатов М.М., о нем

1. Брикнер А.Г. Князь М.М.Щербатов как член Большой комиссии // Исторический вестник. 1881. N 9;

2. Пыпин А.Н. Полузабытый писатель XVIII века // Вестник Европы. 1896. N 11;

3. Федосов И.А. Из истории русской общественной мысли XVIII столетия. М.М. Щербатов. М., 1967;

4. Артемьева Т.В. Михаил Щербатов. СПб., 1994;

5. Шанский Д.Н. Что должно историку: М.М. Щербатов и И.Н. Болтин // Историки России. XVIII - начало ХХ века. М., 1996;

6. Мусихин Г.И. Традиционализм и реформы: сравнительный анализ взглядов М. Щербатова и Ю. МЈзера// Исследования по консерватизму. Реформы: политические, социально-экономические и право. Материалы международной научной конференции. Пермь, 1997. Вып. 4;

7. Гаврилова Л.М. Русская историческая мысль и медальерное искусство в эпоху Екатерины II. СПб., 2000;

8. Артемьева Т.В. Новая Атлантида Михаила Щербатова // Вопросы философии. 2000. N 10;

9. Дмитриева И.А., Щербатов Михаил Михайлович // Историки России. Биографии. М., РОССПЭН, 2001;

10. Калинина С.Г. Проблемы реконструкции биографии князя М.М. Щербатова // Архив русской истории. 2002. Вып. 7;

11. Польской С.В. Филопатрис и Фенелон (к вопросу об истоках политических взглядов князя М.М. Щербатова) // Эволюция консерватизма: европейская традиция и русский опыт: Материалы международной научной конференции. Самара, 26-29 апреля 2002 года. Самара, 2002;

12. Калинина С.Г. Разработка М.М. Щербатовым проекта училища для купечества // Города Европейской России конца XV - первой половины XIX века. Материалы международной научно-практической конференции 25-28 апреля 2002 года. Тверь-Кашин-Калязин. Тверь, 2002;

13. Калинина С.Г. Неизданные документы о работе М.М. Щербатова в Герольдмейстерской контрое // Генеалогия на русском севере: история и современность. Сборник статей международной научной конференции, посвященной 5-летию Архангельской региональной общественной организации "Северное историко-родословное общество". Архангельск. 15-18 сентября 2003 года. Архангельск. 2003.

Читайте также: