Политические взгляды абая кунанбаева кратко

Обновлено: 02.07.2024

Подраздел 6. Эволюция общественно-политической мысли
Казахстана.
Тема: Общественно-политические взгляды казахских
просветителей XIX века.
Цели:
- анализирует общественно-политическую деятельность казахских
просветителей XIX века;
- оценивает вклад исторических деятелей в развитие
общественно-политической мысли Казахстана

Предпосылки появления просветительской идеологии в Казахстане.
XIX в. проходил под знаменем прогресса - это была эпоха:
-переход от аграрного общества к индустриальному;
-время расцвета науки на Западе;
-прогресс техники и науки;
-модернизация экономических и общественных отношений.
Либеральные революции в ряде
европейских стран и в США привели к
ускоренному развитию
индустриального общества.
К середине XIX века Российская
империя ''дозрела" до либеральных
реформ
На окраины России
постепенно проникали идеи
просвещения и прогресса и там стали
появляться поклонники этих идей
Восточные мыслители второй половины XIX века были
уверены, что национальное возрождение стран Востока требует в
первую очередь развития печати и образования, которые
приведут к "пробуждению" нации

Общественно-политические взгляды
первого казахского ученого Чокана Валиханова
Офицер российской армии
член Русского Географического общества.
Потомственный чингизид
(правнук Абылай хана)
Друзья: Ф. М.Достоевский, М. А. Бакунин
П. П. Семенов-Тянь-Шанский
Чокан Валиханов
Чокан - ученый-востоковед, исследовавший закрытые для европейцев области Центральной Азии, включая
Восточный Туркестан.
Сторонник либерально-демократических реформ и модернизации казахского общества.
Они радикально отличались от взглядов казахских мыслителей-традиционалистов, мечтавших о
возрождении Казахского ханства, возвращении в "Золотой век" кочевой цивилизации казахов.

Отец Шокана Чингис Валиханов.
Детство и юность учёного
Дядя по линии матери
Отец Чокана
Муса Шорманов
Чингис Валиханов
По происхождению Чокан Валиханов был чингизидом. Его прадедом был хан Абылай, дедом – хан
Уали. Отец – Чингис Валиханов был старшим султаном в Кокчетавском внешнем округе. Дядя Муса
Шорманов был известным казахским бием и собирателем фольклора.
Хан Абылай

Годы учёбы в Омске
Ч.Валиханов в 1847 г.
Омский кадетский корпус
В 1847 г. Чокан поступил в Омский кадетский корпус, считавшийся в то время лучшим
учебным заведением Западной Сибири.

Годы учёбы в Омске
Военные
дисциплины
Всеобщая
география
История
Зоология
Русская
литература
Ботаника
Западно
европейская
литература
Черчение
Физика
Геодезия
Математика
Восточные
языки
В кадетском корпусе давали широкие и глубокие знания. Чокан отлично учился, с огромным интересом
изучая военные дисциплины и другие предметы.

Годы учёбы в Омске
В 1853 году Чокан закончил кадетский корпус в офицерском звании корнета и начал службу в
Сибирском казачьем войске.

Научные исследования Чокана
Валиханова
Г.Х.Гасфорт
г.Омск
В 1854 г. Чокан был назначен адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири Г.Х.Гасфорта.

Научные исследования Чокана
Валиханова
Тарбагатай
В 1855 году Чокан вместе с генералом Гасфортом совершил путешествие по
Центральному Казахстану, Тарбагатаю и Семиречью. Во время поездки Чокан собрал
образцы фольклора, исторических преданий казахов и кыргызов.

Кашгарская экспедиция
Валиханов совершил опасное путешествие в Кашгар под видом купца Алимбая в составе торгового
каравана. Он должен был собрать сведения о политическом положении Кашгара. В пути и в самом
Кашгаре ему пришлось пережить много невзгод, преодолеть большие трудности и не раз
подвергать свою жизнь опасности.

Кашгарская экспедиция
У стен Янгишара, близ Кашгара
Рискуя своей жизнью, Валиханов пробыл в Кашгарии свыше пяти месяцев. За это время он собрал
сведения по географии, истории и этнографии края, приобрёл ряд важных для науки рукописей.

Кашгарская экспедиция
Орден Святого Владимира
Александр ІІ
За проведённую операцию Чокан Валиханов был произведён в штаб-ротмистры и
награждён орденом Святого Владимира. Его лично принимал царь Александр ІІ.

Последние годы жизни Чокана
Валиханова
Ч.Валиханов в 1860-е гг.
Петербургский климат вредно отразился на здоровье Валиханова, и без того сильно подорванном
перенесенными лишениями. Весной 1861 г. он вынужден был уехать на родину.

Последние годы жизни Чокана
Валиханова
В 1862 году Чокан участвует в выборах на должность старшего султана Атбасарского внешнего
округа. Этим шагом он хотел принести пользу своему народу, защищать его интересы. С большим
перевесом он был избран на эту должность. Но колониальной администрации не нужны были
просвещенные ходатаи за народ, и генерал-губернатор не утвердил его избрание.

Последние годы жизни Чокана
Валиханова
Последний год своей жизни Чокан Валиханов провёл в ауле своего дальнего
родственника султана Тезека. В апреле 1865 г. учёный скончался и был похоронен в
местности Алтын Емель.

Либерально-демократические взгляды Чокана Валиханова.
Чокан Валиханов.
Выступал за эволюционное, ускоренное развитие (модернизацию) Казахской
степи с помощью продуманных реформ.
Он был сторонником практических действий, способных улучшить положение
народа
Был противником абсолютизма и, разделял республиканские идеи российских
демократов
Он поддерживал реформы Александра II (конец 1850-х -начало 1800-х гг.), но
осуждал насильственные реформы в Степи.

Общественно-политические взгляды Ибрая Алтынсарин
Ибрай Алтынсарин
Политические взгляды И.Алтынсарина можно охарактеризовать как либерально-демократические.
разделял демократические идеи о необходимости сближения
интеллигенции с народом и просвещения народа.
являлся стороником народного самоуправления,
не разделял революционных идей и идей социализма
выступал за эволюционное развитие общества через развитие
народного просвещения.
Идеальным обществом для него было западное общество. Он выступал за приобщение казахов к
русской/европейской культуре, сближение казахов с русскими, переход казахов к оседлости.

Общественно-политические взгляды Ибрая Алтынсарин
Ибрай Алтынсарин - просветитель
1864 г. открытие
собственной школы в
Тургае
В
1879
г.
назначен
инспектором
народных
училищ Тургайской области,
что позволило ему открыть
несколько школ, некоторые из
которых
были
русскоказахскими, а другие — чисто
казахскими.
Был убежден в том, что
казахские дети должны учиться
на "казахском народном языке".
Школа стала прообразом
будущих джадидских
(новометодных школ).
Преподавание на казахском языке.
Естественные науки и русский язык — предметы,
необходимые в практической жизни.
Он не считал для себя зазорным
находиться на службе в качестве
чиновника Российской империи,
поскольку не без оснований
полагал, что именно так он сможет
принести максимальную пользу
своему народу
Автор первых учебников на казахском языке. В
этих книгах использовался новый казахский
алфавит, созданный на основе русской графики.
В своих ''Записках о волостных
школах"
И,
Алтынсарин
высказывает мысль о том, что
школы нового типа будут
способны не только приблизить
казахскую
молодежь
к
европейской культуре.
школа для девочек (1887)
учительская школа (1888)
И. Алтынсарин создал основу учебно-просветительской системы в Казахстану, содействовал появлению плеяды поевропейски образованных казахов конца XIX — начала XX в.в.

Жизнь и творчество Ыбырая Алтынсарина
Ыбырай с малых лет проявил стремление к знаниям, в 1857 году с золотой медалью
окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии.

Жизнь и творчество Ыбырая Алтынсарина
После окончания школы Ы.Алтынсарин около 3-х
лет (1857-1860 гг.) работал писарем у своего деда.

Деятельность Ыбырая Алтынсарина в народном
образовании
В 1860 г. Оренбургское правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в
г.Тургае. Здесь его назначили учителем русского языка.

Деятельность Ыбырая Алтынсарина в народном
образовании
Ыбырай разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского
образования, агитировал за выделение средств.

Деятельность Ыбырая Алтынсарина в народном
образовании
Первая школа, открытая
Ы.Алтынсариным в Тургае
Собрав у казахского населения средства, он приступил к строительству
школьного помещения.

Деятельность Ыбырая Алтынсарина в народном
образовании
8 января 1864 года в Тургае состоялось торжественное открытие школы с интернатом для казахских
детей.

Деятельность Ыбырая Алтынсарина в народном
образовании
В 1879 г. Ыбырай Алтынсарин был назначен инспектором школ Тургайской
области.

Деятельность Ыбырая Алтынсарина в народном
образовании
Кустанайское двухклассное русско-казахское училище
По его инициативе и при непосредственном участии была создана сеть
школ и училищ в Илецком, Кустанайском, Ыргызском и Тургайском уездах.

Деятельность Ыбырая Алтынсарина в народном
образовании
Учащиеся Тургайского ремесленного училища
Много сил и энергии Ыбырай потратил на открытие ремесленных и сельскохозяйственных
училищ. Он старался научить казахскую молодёжь различным специальностям.

Деятельность Ыбырая Алтынсарина в народном
образовании
Ыбырай Алтынсарин является
основателем женского образования в
крае. В 1887 году он добился открытия
первой женской школы в городе Ыргызе.

Жизнь и творчество Абая
Медресе Ахмета Ризы
Состоятельный Кунанбай отдал Абая на учёбу в медресе Ахмета Ризы в г.Семипалатинске.
Одновременно Абай посещает русскую школу.

Жизнь и творчество Абая
Возвращение Абая домой
Когда Абаю исполнилось 13 лет, по настоянию отца он вынужден был вернуться домой, не
завершив образования. Кунанбай хотел подготовить из Абая будущего правителя своего рода.

Жизнь и творчество Абая
Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. Некоторое время Абай работал
волостным управителем. (1866г., 1875-1877 гг., 1893-1896 гг.). Будучи волостным, Абай пытался
решать все дела справедливо и честно. За это снискал глубокое уважение простого народа.

Жизнь и творчество Абая
Постепенно Абай отходит от управления, целиком занявшись самообразованием и творчеством. К 40
годам он создаёт свои первые взрослые стихотворения.

Жизнь и творчество Абая
Е.Михаэлис
Н.Коншин
Абай дружил с ссыльными, прибывшими в Семипалатинск. Они оказали большое влияние на
формирование взглядов Абая. Это были Е.Михаэлис, А.Леонтьев, Н.Коншин, Н.Долгополов и
другие.

Жизнь и творчество Абая
Аэта дружба вызывало подозрения со стороны царских чиновников. В 1903 г. семипалатинский
полицмейстер произвёл обыск в доме поэта и его сыновей.

Абай – великий мыслитель
Это размышления Абая о том, что есть добро и что есть зло, какие человеческие качества
являются положительными, а какие отрицательными. Это раздумья о роли образования,
знаний, о богатстве, о взаимоотношениях людей, относящихся к разным нациям и
народностям, о казахах, о русском языке и его роли в жизни соотечественников, о
смысле человеческой жизни, о религии и многом другом.

Общественно-политические взгляды великого
казахского поэта-просветителя Абая Кунанбаева
Модель развития общества по Абаю.
Необходимо сформулировать общую цель, которая
могла бы повести людей за собой,
Казахское общество должно обрести идею счастливого
будущего: совершенного общества, в котором царит
справедливость.
Совершенное общество невозможно без совершенного
человека, в которой человек является центром всей
социальной системы.
Человек воспитывает в себе высокие духовные качества
и строит гармоничные взаимоотношения с другими
людьми на их основе.
Он призывал изменить общество, изменив человека,
раскрыв в каждом его "божественный образ".
Человек Нового времени должен быть должен нести индивидуальную ответственность перед обществом. Он
должен быть свободной разумной личностью. Нравственно развиваясь, поступая, как велит совесть, следуя
Божественным заветам, человек участвует, в построении нового общества.

Задание. Установите соответствие:
1 гуманистическая идея
совершенствования человека
2 автор первых учебников на
казахском языке
3 модернистская идея
преобразования общества на
основе просвещенного
ислама
4 выступал за
самоуправление "наций"
А.Чокан Валиханов
B. Ибрай
Алтынсарин
5 создал основу учебнопросветительской системы
6 выступал за
самоорганизацию
C. Абай Кунанбаев

Задание. Установите соответствие:
6 выступал за
самоорганизацию
Правильный
ответ:
A:6,4;
B:5,2;
C:3,1.
4 выступал за
самоуправление "наций"
А.Чокан Валиханов
5 создал основу учебнопросветительской системы
2 автор первых учебников на
казахском языке
3 модернистская идея
преобразования общества на
основе просвещенного
ислама
1 гуманистическая идея
совершенствования человека
B. Ибрай
Алтынсарин
C. Абай Кунанбаев

Абай Кунанбаев

Великие люди Казахстана XIX века — гордость, честь, совесть и душа нации. Они приложили огромные усилия, чтобы превратить разрозненные племена в единую нацию, прославили национальный язык, культуру, философию, литературу. Особенное место среди них принадлежит Абаю Кунанбаеву. Узнайте больше о его жизненном пути и достижениях.

Абай Кунанбаев: биография выдающейся личности Казахстана

У каждого народа есть знаменитые люди, которые представляют всему миру его культуру, мировоззрение и философию. Благодаря им появляются шедевры национального искусства, происходят открытия в науке и технике. Имена великих— визитная карточка народа и земли, взрастившей их.

Известные люди Казахстана — отдельная страница нашей истории и культуры. Их биографии и достижения — то, что должен знать каждый казахстанец, который любит свою Отчизну и гордится национальной культурой.

Но нельзя ограничиваться только знанием, нужно еще и популяризировать людей, создающих имидж страны. А это выдающиеся личности Казахстана. По их свершениям судят о Казахстане, о его истории, культурных и ментальных ценностях.

Национальная гордость — залог свободы народа и государства. Она формируется из знаний о своем народе и лучших его представителях. Поэтому не ленитесь узнавать как можно больше о знаменитых людях Казахстана. Прикоснитесь к национальной легенде — к биографии и достижениям Абая Кунанбаева.

Великие люди Казахстана: Абай Кунанбаев

Абай Құнанбаев — великий гуманист, общественный деятель, просветитель, талантливый поэт и мыслитель — человек, заложивший основы национальной литературы. Этот славный сын Степи был представителем интеллектуальной аристократии казахского народа XIX века.

Род Кунанбаевых принадлежит к восточной ветви знаменитого племени аргын — тобыкты. Их родовые земли — предгорья и горы Чингизтау, река Чаган. В час рождения Абая в 1845 году эта территория находилась под управлением российского царя и относилась к Западно-Сибирской губернии, а сейчас это Восточный Казахстан.

Прямые предки Кунанбаева — батыры и бии рода тобыкты. Его отец — представитель духовной аристократии (кажы), управляющей на землях сибирских казахов во времена царской империи. Мать Абая Улжан происходила из древнего рода Болата-ходжи по прозвищу Каракесек, — предводителя войска Орус-хана.

Поэтому не удивительно, что в семье родился не просто талантливый ребенок, а личность, которая с молоком матери впитывала любовь к своему краю и народу. Самой судьбой Абаю было предначертано стать духовным лидером казахов. Отцу великого поэта в преддверии рождения сына явился Анет баба — советник Тауке-хана. Он предрек, что в мир придет великий сын казахского народа Ибрагим. Таким именем и нарекли Кунанбаева.

Почему же его называют Абай? Это прозвище появилось благодаря бабушке Зере (в девичестве Токбала), которая привила мальчику любовь к родному языку. Так ласкательно она подчеркнула вдумчивость и осмотрительность внука.

Первые образовательные азы Абай постигал дома: песни, красивая звучная речь, обряды и традиции — то, что составило духовный мир мальчика и стало впоследствии основой для его творчества. Чтобы сын получил системное образование, обучился арабскому и персидскому, познакомился с религиозными текстами духовных отцов ислама, отец отправил Ибрагима в Семипалатинское медресе. Мальчик обучался у имама Ахмет-Ризы и параллельно учился в русской школе, где познакомился с передовыми достижениями науки.

Великие люди Казахстана: Абай Кунанбаев

К завершению школьного образования Кунанбаева уже посетила Муза: он пишет стихотворения, скрывая свое авторство (приписывал их Кокпаю Джантасову — другу детства). На время поэзию пришлось оставить, потому что отец готовил ему иную карьеру — управленца. Уже в тринадцатилетнем возрасте Абай был правой рукой и помощником отца. Юношу готовили к политической и административной деятельности.

Некоторое время Кунанбаев исполнял функции волостного управителя. Он стремился преодолеть бедность, искоренить безграмотность, просветить народ, улучшить социальные условия жизни казахов.

Не всегда взгляды на разрешение спорных вопросов, которые возникали у представителей рода, у отца и сына совпадали. Абай стремился судить по совести, а отец не прочь был извлечь собственную выгоду. Из-за этих расхождений Кунанбаев в 28 лет покинул отчий дом и перебрался в Семипалатинск.

Он возвращается к совершенствованию знаний, активно занимается самообразованием: читает труды восточных мыслителей и духовных отцов, знакомится с шедеврами тюркской литературы. Встреча с политическими ссыльными — передовыми мыслителями и просветителями XIX века, сосланными царским правительством в Семипалатинскую губернию, — дает толчок к формированию демократического и гуманистического мировоззрения поэта.

По-настоящему глубокие и художественно совершенные произведения выходят из-под его пера в 1880-х годах, когда Абай приблизился к сорокалетнему жизненному рубежу. К этому времени у него появляются последователи и ученики. Первыми среди них стали его трое сыновей.

Абай Кунанбаев оставил не только неоценимое по значению для формирования казахской культуры наследие, но и подарил казахскому народу трех блистательных поэтов — своих сыновей.

Великие люди Казахстана: Абай Кунанбаев

Фото: abai.kz: UGC

Он был счастливым и несчастным отцом одновременно. Его творчески одаренные дети писали стихотворения и воплощали в жизнь просветительские замыслы отца. Двух сыновей — Абдирахмана и Магаша — Кунанбаев готовил для военной и чиновничьей службы. Ему хотелось, чтобы они стали настоящими реформаторами, принесли пользу своему народу. Однако из-за болезни Абдирахман не смог сделать военную карьеру и рано (в 27 лет) ушел из жизни.

Младший Магауи, обладавший блистательным умом и даром красноречия, проучился в городском училище несколько лет и из-за болезни вынужден был вернуться в аул к отцу. Из жизни он ушел в 34 года, а на сороковой день после его смерти бренный мир покинул и талантливый сын Степи Абай.

Абай Кунанбаев: философские взгляды

Ученые утверждают, что Кунанбаев стоял у истоков рождения национальной философской мысли. Его мировоззрение формировалось под влиянием русских мыслителей-гуманистов и поэтов эпохи Просвещения, а также философов Востока.

Великие люди Казахстана: Абай Кунанбаев

Узнайте, какие вопросы больше всего беспокоили великого поэта казахского народа:

  • Материалистичность мира и роль труда в его познании.

Абай считал, что мир существует независимо от мышления и сознания человека. Познание — это процесс отражения в мыслях человека объективной реальности. Так возникают понятия. Происходит это только в процессе трудовой деятельности. Абай утверждал, что знания также результат труда человека, ведь просто так они не даются.

Всегда нужно убеждаться в правоте тех или иных выводов на собственном опыте, то есть получать личный опыт и так формировать познание мира.

Человек — основа мироздания. Душа человека — это его переживания, мысли, размышления. Этим люди отличаются от животных. Они думают о настоящем, помнят прошлое и заботятся о будущем. Человек постоянно растет вверх, потому что стремится охватить своим взором как можно больше прелестей мира, познать их и осмыслить.

Это два способа познания мира. Разум, по мнению Абая, познает вещи, но не может им дать оценку. Он не может различить добро и зло, а вот сердце обладает такими свойствами. Оно источник доброты и гуманизма, благородства и привязанности. Сердце побуждает людей быть добродетельными, справедливыми и милосердными, избегать злых поступков и стремиться к моральному совершенствованию.

Великие люди Казахстана: Абай Кунанбаев

  • Образование — основа счастливого общества.

В связи с вышесказанным Кунанбаев особенную роль в духовном развитии человека отводил не религии, а именно образованию. Он считал, что чем больше человек познает мир и самого себя, тем больше он стремится изменить существующие порядки, сделать совершенным всё, что его окружает, построить счастливое общество, в котором царят мораль и благонравие.

  • Несостоятельность религиозных догм.

Кунанбаев был одним из первых просветителей, кто выступил против религиозного тумана, который не позволяет человеку увидеть реальную картину мира и изменить его, сделав лучше. Религия, по его мнению, учит служить Богу.

Однако поэт не стремится разуверить людей в существовании или могуществе Всевышнего. Он хочет осознанности их поступков и усиления ответственности за собственную жизнь. Мыслитель говорит, что Бог создал болезни и здоровье, но никого не заставляет болеть. Так же и с богатством, и с бедностью.

Люди должны осознать тот творческий потенциал, которым их наделила природа и высшие силы. Только тогда они превратят мир вокруг себя в цветущий сад.

Чтобы преобразить мир, достаточно правильно воспитать человека. Делать это нужно в семье и в школе. Для детей очень важны моральные и духовные качества наставников — родителей и учителей. Поэтому воспитание — обоюдный процесс совершенствования человека.

Тот, кто имеет знания, у кого в сердце горит пламя любви и кто действует по справедливости, — совершенный человек, который построит светлое и прекрасное будущее. О формировании такой личности следует заботиться родителям и учителям.

Гуманист Абай Кунанбаев очень высоко оценивал возможности и значение человека. Он ратовал за то, чтобы люди приобретали новые знания, знакомились с новыми языками, художественными произведениями.

От их культурного развития, считал мыслитель, напрямую зависит развитие мира. Чем больше узнает человек о мире, тем светлее становится его душа и мысли. Высоконравственные люди — основа счастливого общества.

Абай Кунанбаев: стихи

Стихи Абая — отражение его воззрений на бытие, воплощение его философских размышлений и выводов. Поэтический дар Кунанбаев унаследовал от бабушки Зере, которая красочно живописала словом, рассказывая внуку сказки и различные истории. Мать поэта помнила на память множество стихов и поэм — произведений акынов.

Эти творческие задатки воплотились в самобытный и прекрасный голос казахского поэта Абая Кунанбаева. Он заложил основы поэтического искусства (шести- и восьмистишие, создал жанровую систему), обогатил казахскую литературу переводами лучших произведений русских поэтов XIX века.

Великие люди Казахстана: Абай Кунанбаев

Его лирика — это искусное сочетание пейзажной и философской лирики, медитации и любовных посланий. Абай Кунанбаев не хранил свои творения. Большинство из того, что дошло до наших дней, — это произведения, которые люди знали на память, написанные на обрывках и клочках бумаги, чудом уцелевшие. Поэт никогда не дорабатывал стихотворения. Большинство из них — экспромты.

Они вдохновенны и исполнены истинного чувства. Вот какие темы больше всего волновали и впечатляли поэта:

Великие люди Казахстана: Абай Кунанбаев

Творчество Абая Кунанбаева обширно как тематически, так и жанрово. Обладая глубокими знаниями и большим сердцем, казахский поэт стремился к совершенству мира и человека. Он указывал путь — образование, мораль, духовный рост. Его лирику и философские трактаты отличает любовь к народу и казахской культуре, в них воплотилась мудрость народа и красота его словесного творчества.

Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, композитор, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы и ее первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама.

Дружба Абая с русскими революционерами, отбывавшими ссылку в Семипалатинске, сыграла немаловажную роль в становлении его как личности, а также в общественной деятельности великого просветителя. Абай наиболее близок был с Е.П. Михаэлисом, который ввел его не только в мир новых идей, но и в мир новых людей. Именно Михаэлис знакомит его с политическими ссыльными Н.И. Долгополовым, С.С. Гроссом, А.П. Леонтьевым и другими, оказавшими немалое влияние на Абая. Усилиями ссыльных в Семипалатинске в 1883 году были организованы общественная библиотека и краеведческий музей. Привлеченный к таким столь важным для региона и в целом для Казахстана общественным делам, Абай консультациями, советами оказывал им неоценимую помощь. По воспоминаниям близких, он передал краеведческому музею более 60 предметов прикладного искусства и быта казахского народа.

Препятствием для установления сильной власти в степи, по мысли Абая, были, во-первых, потеря суверенитета, зависимость от центральной российской власти, а во-вторых, разрушение устоев самобытной государственности, разрыв с традиционными правовыми нормами, ликвидация управленческих и властных структур прошлого. Поэтому он подчеркивает ценность степных кодексов, созданных ханами Есимом, Касымом и Тауке. Абай полагает, что в степи должен быть сохранен суд биев, но нужно осовременить сам процесс судопроизводства, создать институт защитников и посредников, обеспечить биям возможность независимого суда, избирая или назначая их пожизненно из наиболее авторитетных и честных людей.

Будучи талантливым и оригинальным композитором, Абай создал около двух десятков мелодий, которые популярны и в наши дни.

Абай был носителем всего нового, прогрессивного в казахском обществе. По его мнению, каждый мыслящий человек должен был выработать свое сознательное отношение к окружающей действительности. Он хотел видеть человеческое общество благим и разумным, прогрессивно развивающимся. Каждый человек должен вносить в это свою посильную лепту.

Пути улучшения жизни трудящихся масс Абай видел в изменении экономической основы общества. Прогрессивное развитие казахов Абай неразрывно связывал с развитием земледелия, ремесла и торговли. Эти три рычага развития экономики являются предметом постоянного внимания казахского просветителя, на них, по его мнению, и должны ориентироваться народные массы. Хотя большинство населения в Казахстане продолжало заниматься скотоводством, Абай связывал дальнейшее экономическое развитие с расширением и улучшением земледелия, так как оно меньше подвержено случайностям, зависящим от климатических условий казахской степи.

Защищая с демократических позиций интересы народных масс, Абай постоянно искал пути прогрессивного развития общества, но подходил к проблеме с просветительских позиций, считая, что дело могут изменить честные, заинтересованные в деятельности на благо народа правители. Большим злом на пути к благоденствию Абай считал взяточничество и корыстолюбие судей, невежественность мулл, видя основную силу, способную преодолеть это зло, в науке и просвещении.

Найти пути разрешения противоречий между правителями и интересами большинства народных масс Абай не сумел. Не смог он и до конца выяснить взаимозависимость общества, закона и личности, хотя верил в справедливость закона.

Настойчивое стремление Абая привить молодежи любовь к учению и знаниям выразилось в обличении им пороков казахского общества, связанных, в первую очередь, с невежеством и темнотой. Изучая жизнь казахского общества, Абай пришел к выводу, что победить его пороки можно только сообща. И хотя каждый человек сам хозяин своей судьбы, но есть судьбы народов в целом. Жить вне общества или быть лучше его невозможно.

У Абая была четко выработанная точка зрения на взаимоотношение с другими народами, населяющими Россию. Основной принцип, которым он руководствовался при этом, был принцип уважения, дружбы и равноправия. Уважая другие народы, Абай призывал казахов к общению с ними. Признавая необходимость мира и взаимопонимания для всех народов, он был убежден, что только при этих условиях могут в полную меру развиться основные движущие силы общества — наука, передовые идеи, культура, и настанет всенародное благоденствие.

Чокан Валиханов (1835- 1865 гг.) Чокан Валиханов – основоположник казахской просветительской демократической идеологии, исследователь истории и культуры народов Средней Азии, Казахстана, Западного Китая, этнограф, фольклорист, путешественник. Он оставил массу блестящих работ по географии, философии, истории, социологии и другим направлениям. Ч. Валиханов приобрел известность не только благодаря своим научным изысканиям. В различных слоях русского и казахского общества он заслуженно пользовался славой мудрого бойца против формализма, рутины, средневекового застоя за скорейшее достижение прогресса всеми народами и утверждение новых, справедливых начал общественной жизни. Он знаменит и как выдающийся мыслитель, внесший неоценимый вклад в передовую социально-политическую и философскую мысль своего времени.

Ч. Валиханов рассматривал человека и общество как продукт развития природы. Являясь частью природы, общество, как и природа в целом, развивается закономерно, т.е. на основе законов, которые носят объективный характер. Он представлял себе, что законы общества отличаются от законов природы прежде всего тем, что являются более сложными. В обществе они являются результатом взаимодействия различных сословий, умственные, нравственные и политические качества которых никогда не бывают одинаковыми и, как правило, вызывают противоречия и острую борьбу между ними. Именно в противоречии и борьбе сословий, полагал Ч. Валиханов, кроются многие причины и законы общественных явлений и событий.

Ч. Валиханов по образу своих мыслей был глубоко убежденным атеистом, решительно отвергающим религию, все и всякие религиозные догматы, культы и учреждения. Причем это был атеизм просветительского толка, поскольку корни религии, по его мнению, лежат не в материальных условиях жизни общества, а, главным образом, в невежестве людей. Поэтому проблему религии Ч. Валиханов связывал с задачей преодоления невежества масс, с распространением знаний во всем обществе.

Исключительно ценными являются высказывания казахского мыслителя о том, что конечной целью каждого человека и человечества в целом является улучшение их материального благосостояния. Только постоянное стремление к удовлетворению материальных и духовных потребностей членов общества является, по Валиханову, побудительным мотивом для движения вперед по пути прогресса.

Таким образом, общественно-политические взгляды казахского просветителя пронизаны духом настойчивого поиска средств и путей достижения общественного прогресса. Все ее содержание – это яркий образец искренней озабоченности мыслителя за судьбы родного народа и всего человечества, пример мучительных поисков правильного ответа на сложнейшие вопросы своего века, которые история поставила перед казахским народом в середине прошлого столетия.

Как и Ч. Валиханов, Ы. Алтынсарин был последовательным сторонником идей просвещения, полагая, что в основе прогресса всех сторон общественной жизни лежит именно просвещение. При этом он считал, что под просвещением следует понимать такие знания, которые основаны на науке и могут служить делу исторического прогресса. Именно знание позволяет просвещенным народам создавать жизненные блага, строить процветающее общество. В свою очередь невежество не может ничего дать, кроме застоя.

Ы. Алтынсарину как просветителю присущи культ знания и вера во всеспасительность знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Современники, следившие за литературной деятельностью Ыбрая Алтынсарина, уже при жизни смогли оценить, насколько она отвечает потребностям народа. В числе его заслуг помимо собственного литературного творчества – составление хрестоматии на родном языке, отвечающей духу народа, первых сборников народной поэзии и первых книжных произведений, предназначенных для начального народного чтения.

Но Ы. Алтынсарин – не только педагог-просветитель. Он теоретик-этнограф, историк, экономист и плюс ко всему этому чиновник, вынужденный отстаивать свои начинания и улаживать дела вопреки противодействиям, интригам, клевете. Он совершает буквально титаническую работу по организации учебных заведений, подбору кадров, оснащению и снабжению школы.

По своим политическим убеждениям Ы. Алтынсарин, несомненно, был демократом, сторонником народного самоуправления, но решительно отказывался от идеи социализма, возможно потому, что в его русском окружении данная идея была совершенно неприемлема и считалась чем-то губительным для существования общества.

Существенным элементом мировоззрения Ы. Алтынсарина является трактовка им ислама, представленная им в составленном учебнике по исламу. Ыбрай Алтынсарин стоял на позициях просвещенного либерального ислама. Все его творчество пронизано идеей органического приживления инноваций к традициям и обычаям народа.

Следуя принципу историзма, нельзя рассматривать жизнь и деятельность Ы. Алтынсарина в отрыве от его времени. Просвещение мыслилось им как составная часть прогресса, без которого было невозможно развитие всей нации. Развитие образованности не могло идти без создания собственной печати и книгоиздания. Вместе с тем блага цивилизации несли для казахского народа явно выраженные отрицательные стороны, в частности, принудительную оседлость кочевников и изъятие лучших пахотных и пастбищных земель.

Абай Кунанбаев (1845-1904гг.)Значительное место в общественно-политической мысли Казахстана занимает Абай, вобравший в себя все духовно-нравственные ценности своего народа. На формирование его политических взглядов оказала влияние философско-политическая мысль Востока. Абай обращает внимание на то, что в стране обесцениваются моральные ценности. В таком обществе господствует зло, нравственная глухота, невежество. Люди, пораженные завистью, алчностью, порождают зло, несправедливость, расцвет порока и безнравственности, вражду между родами. В самом государстве царит преступность, оно не является отныне гарантом права, власть сама становится преступником. Размышляя над негативными сторонами общественной жизни, о проблеме управления, о статусе государства, права, Абай говорит о необходимости восстановления и определенной модификации нравственно-правовых принципов Тауке-хана, Есима и Касым-хана.

Абай критиковал порядки, царившие в степи, противоречащие, по его мнению, как установлениям Аллаха, так и человечности.

Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем.
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона.
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента.
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления.
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию.

Читайте также: