Политические реформы в россии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Распад СССР произошёл в 1991 году. После этого в России необходимо было провести важнейшие реформы политической системы. 90е годы ХХ века знамениты среди историков, как период становления российской государственности нового типа.

По Конституции 1993 года Президент теперь занимает главенствующее место в системе государственного управления. До принятия данного закона он представлял исполнительную власть.

По Конституции Президент решает основные вопросы по судьбе государства: ни один закон не может быть принят без одобрения главы государства.

Гарантом Конституции также является глава государства. Он может принимать законы по поводу суверенности, целостности, независимости от других стран. Президенту подчиняются Правительство, Совет Безопасности, фактически он является их руководителем. Глава государства дополнительно является Верховным главнокомандующим военных сил России, что означает возможность объявить чрезвычайное положение при угрозе целостности, независимости, суверенности страны.

Подобные полномочия Президента являются исторически обоснованными, потому что издревле у главы государства есть большое количество прав. Некоторые историки относят эту систему к выборной монархии, другие указывают на сдержки, предписанный Конституцией.

Парламентаризм в России

До распада СССР вся власть была сосредоточен в Советах. Главной политической реформой 90х годов стало их расформирование и преобразование в три ветви: законодательно, судебную и исполнительную.

При помощи исторического прошлого и опыта построения парламентаризма в 1900х годах Конституция завершила формирование законодательной системы.

Парламент - это Федеральное Собрание, разделённые на две палаты. Верхняя - это Совет Федерации, а нижняя - Государственная дума.

Полномочия верхней палаты Парламента:

  • назначение выборов Президента;
  • в случае неудовлетворения решениями главы государства - насильственное отречение его от должности;
  • утверждение объявления чрезвычайного и военного положения в стране;
  • назначение и отречение Генерального прокурора, любого члена всех уровней судов в России(Конституционный, Арбитражный, Верховный).

Полномочия нижней палаты Парламента:

  • заверение списков состава Правительства;
  • разработка и принятие законодательных проектов.

Кроме отдельных полномочий, Совет Федерации и Государственная дума имеют общие права и обязанности:

  • утверждение государственного бюджета;
  • утверждение налоговых сборов;
  • согласовывание мирных и военных договоров Российской Федерации;
  • объявление войны и мира.

Всё документы, принятые палата и подлежат подписанию Президента России.

После проведения политических реформ Правительство стало ветвью исполнительной власти. До 90х годов оно было под контролем Президента, теперь оно регулируется и Парламентом.

  • разработка и реализация средств государственного бюджета;
  • обеспечение проведение единой, не противоречащей друг другу политике во всех областях;
  • определение пути развития здравоохранения, культуры, науки, образования;
  • обеспечение и реализация внешней политики оборонного, мирного и военного характера;
  • обеспечение законности действий всех граждан, соблюдение их прав;
  • распоряжение собственностью Федерации.

Судопроизводство по новым политическим изменениям разделилось на четыре ветви.

  1. Конституционный суд. Он имеет право выносить приговоры и постановления о законности принятых на местах законов, их соответствие с Конституцией Российской Федерации. Для граждан суд обеспечивает соблюдение их прав и свобод, разбирает дела, связанные с их несоблюдением и нарушением. Гражданин имеет право обратиться в инстанцию для получения подробной информации о некоторых статьях и подпунктах Конституции, которые не разобраны в других источниках.
  2. Верховный суд. Он решает все дела, связанные с гражданским, административным и уголовным нарушениями, высший уровень судопроизводства.
  3. Высший Арбитражный суд. Занимается решением экономических вопросов.

Ещё одним органом судопроизводства является прокуратура. Он следит за соблюдением порядка в обществе, регулирует гражданские отношения, опираясь на законодательство.

Отношения центра и регионов

В 90х годах Россия была объявлена Федерацией, разделенная на 88 субъектов.

Регионы были наделены огромными полномочиями, из-за этого произошло ослабление влияния центра. На местах начали приниматься законы, предписывающие главенство местных властей, создание золотых запасов в отдельных частях страны, исключение русского языка из государственных - происходила постепенная суверенизация и отделение регионов, что противоречило положения Конституции.

Этот процесс был ярко выражен в республике Чечня. Конфликт между центром и регионом не мог быть решен мирно. Власти Москвы были вынуждены ввести войска в 1994-1996 и с 1999 годах. В республике местное правительство было под контролем экстремистских групп. По причине затяжных военных действий вся социальная структура Чечни была разрушена, но власти не допустили её выхода и распада страны.

После распада СССР местные органы самоуправления получили большую власть. Они имели права решать муниципальные вопросы на местном уровне, формировать и распоряжаться бюджетом во благо региона, собирать налоги.

В 1998 году Россия подписала Хартию местного самоуправления, где прописано, что местные органы власти являются неотъемлемой частью демократического общества.

В 90е годы в России была создана новая политическая система управления, создана новая основа легитимной власти, построенная на принципах демократического общества.

Распад СССР произошёл в 1991 году. После этого в России необходимо было провести важнейшие реформы политической системы. 90е годы ХХ века знамениты среди историков, как период становления российской государственности нового типа.

По Конституции 1993 года Президент теперь занимает главенствующее место в системе государственного управления. До принятия данного закона он представлял исполнительную власть.

По Конституции Президент решает основные вопросы по судьбе государства: ни один закон не может быть принят без одобрения главы государства.

Гарантом Конституции также является глава государства. Он может принимать законы по поводу суверенности, целостности, независимости от других стран. Президенту подчиняются Правительство, Совет Безопасности, фактически он является их руководителем. Глава государства дополнительно является Верховным главнокомандующим военных сил России, что означает возможность объявить чрезвычайное положение при угрозе целостности, независимости, суверенности страны.

Подобные полномочия Президента являются исторически обоснованными, потому что издревле у главы государства есть большое количество прав. Некоторые историки относят эту систему к выборной монархии, другие указывают на сдержки, предписанный Конституцией.

Парламентаризм в России

До распада СССР вся власть была сосредоточен в Советах. Главной политической реформой 90х годов стало их расформирование и преобразование в три ветви: законодательно, судебную и исполнительную.

При помощи исторического прошлого и опыта построения парламентаризма в 1900х годах Конституция завершила формирование законодательной системы.

Парламент - это Федеральное Собрание, разделённые на две палаты. Верхняя - это Совет Федерации, а нижняя - Государственная дума.

Полномочия верхней палаты Парламента:

  • назначение выборов Президента;
  • в случае неудовлетворения решениями главы государства - насильственное отречение его от должности;
  • утверждение объявления чрезвычайного и военного положения в стране;
  • назначение и отречение Генерального прокурора, любого члена всех уровней судов в России(Конституционный, Арбитражный, Верховный).

Полномочия нижней палаты Парламента:

  • заверение списков состава Правительства;
  • разработка и принятие законодательных проектов.

Кроме отдельных полномочий, Совет Федерации и Государственная дума имеют общие права и обязанности:

  • утверждение государственного бюджета;
  • утверждение налоговых сборов;
  • согласовывание мирных и военных договоров Российской Федерации;
  • объявление войны и мира.

Всё документы, принятые палата и подлежат подписанию Президента России.

После проведения политических реформ Правительство стало ветвью исполнительной власти. До 90х годов оно было под контролем Президента, теперь оно регулируется и Парламентом.

  • разработка и реализация средств государственного бюджета;
  • обеспечение проведение единой, не противоречащей друг другу политике во всех областях;
  • определение пути развития здравоохранения, культуры, науки, образования;
  • обеспечение и реализация внешней политики оборонного, мирного и военного характера;
  • обеспечение законности действий всех граждан, соблюдение их прав;
  • распоряжение собственностью Федерации.

Судопроизводство по новым политическим изменениям разделилось на четыре ветви.

  1. Конституционный суд. Он имеет право выносить приговоры и постановления о законности принятых на местах законов, их соответствие с Конституцией Российской Федерации. Для граждан суд обеспечивает соблюдение их прав и свобод, разбирает дела, связанные с их несоблюдением и нарушением. Гражданин имеет право обратиться в инстанцию для получения подробной информации о некоторых статьях и подпунктах Конституции, которые не разобраны в других источниках.
  2. Верховный суд. Он решает все дела, связанные с гражданским, административным и уголовным нарушениями, высший уровень судопроизводства.
  3. Высший Арбитражный суд. Занимается решением экономических вопросов.

Ещё одним органом судопроизводства является прокуратура. Он следит за соблюдением порядка в обществе, регулирует гражданские отношения, опираясь на законодательство.

Отношения центра и регионов

В 90х годах Россия была объявлена Федерацией, разделенная на 88 субъектов.

Регионы были наделены огромными полномочиями, из-за этого произошло ослабление влияния центра. На местах начали приниматься законы, предписывающие главенство местных властей, создание золотых запасов в отдельных частях страны, исключение русского языка из государственных - происходила постепенная суверенизация и отделение регионов, что противоречило положения Конституции.

Этот процесс был ярко выражен в республике Чечня. Конфликт между центром и регионом не мог быть решен мирно. Власти Москвы были вынуждены ввести войска в 1994-1996 и с 1999 годах. В республике местное правительство было под контролем экстремистских групп. По причине затяжных военных действий вся социальная структура Чечни была разрушена, но власти не допустили её выхода и распада страны.

После распада СССР местные органы самоуправления получили большую власть. Они имели права решать муниципальные вопросы на местном уровне, формировать и распоряжаться бюджетом во благо региона, собирать налоги.

В 1998 году Россия подписала Хартию местного самоуправления, где прописано, что местные органы власти являются неотъемлемой частью демократического общества.

В 90е годы в России была создана новая политическая система управления, создана новая основа легитимной власти, построенная на принципах демократического общества.

Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

В новой стратегии особое значение приобретала кадровая политика, которая выражалась, с одной стороны, в борьбе с негативными явлениями в партийно-государственном аппарате (коррупцией, взяточничеством и др.), с другой – в устранении политических противников Горбачева и его курса (в московской и ленинградской партийных организациях, в ЦК компартий союзных республик).

2.3. Демократизация и гласность стали сущностными выражениями новой концепции социализма. Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась также как основа для осуществления радикальных экономических реформ.

Демократизация политической системы . В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма. В марте 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. Ее юридическое обоснование нашло отражение в Законе об общественных объединениях (1990).

2.4. Изменения в системе государственного устройства. Для определения законодательной политики в стране вновь вернулись к традиции созыва Съездов народных депутатов в качестве высшего законодательного органа государства. Съезд формировал Верховный Совет СССР (фактически парламент). На основе закона об изменении системы выборов от 1988 г. вводился принцип альтернативных выборов народных депутатов СССР. Первые альтернативные выборы проходили весной 1989 г. После этого в мае – июне 1989 г. состоялся Первый съезд народных депутатов, на котором Председателем Верховного Совета СССР был избран М. С. Горбачев. Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б. Н. Ельцин.

В 1990 г. в СССР был введен институт президентства. III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. избрал М. С. Горбачева Президентом СССР. В декабре 1991 г. прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 г. Президентом РСФСР был избран Б. Н. Ельцин.

2.5. Результаты демократизации. Политические преобразования и неоднозначность их оценок в обществе вызвали борьбу вокруг содержания, темпов и методов реформ, сопровождавшуюся все более острой борьбой за власть.

• М. С. Горбачев и его сторонники попытались ограничить деятельность радикалов. В 1987 г. за критику темпов демократизации и реформ Н. Б. Ельцин был отстранен от руководства Московской парторганизацией. Но, создав возможность для ликвидации гегемонии КПСС, Горбачев и его соратники не осознавали невозможность возвращения к старому. К началу 1991 г. центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Контуры реформы политической системы

Контуры реформы политической системы Намечавшаяся Ю. В. Андроповым программа реформ предполагала радикальную перестройку не только экономики, но и политической системы.«По мнению отца, – вспоминал И. Ю. Андропов, – преобразования следовало сначала произвести в

Три контура политической системы

Три контура политической системы Теперь о пятой, политической задаче Красного императора. Сталину почти удалось создать уникальную, не имеющую аналогов политическую систему, где взаимодействовали три блока, три контура, три структуры. Речь идет о партии, исполнительной

Утверждение новой политической системы

§ 3. КРИЗИС СОВЕТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

§ 3. КРИЗИС СОВЕТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Политическая борьба в 1987–1988 гг. Дискуссии в партийном руководстве вскоре привели к выделению нескольких позиций. Сторонники сохранения андроповского курса авторитарных реформ, противники демократизации и дальнейшего

Формирование политической системы республики

Формирование политической системы республики Решение Всегерманского съезда советов о всеобщих демократических выборах в Национальное собрание вызвало перестройку всей партийно-политической системы страны. Начался распад прежних буржуазных партий и пошел

Реформа судебной системы в Египте

22.2. Реформа политической системы и борьба общественно-политических сил

22.2. Реформа политической системы и борьба общественно-политических сил М.С. Горбачев и его сторонники на основании опыта первых лет реформирования пришли к выводу, что серьезные сдвиги в стране невозможны без политических реформ.Главнейшим достоянием перестройки

М.С. Горбачев. Нужна кардинальная реформа политической системы[40]

М.С. Горбачев. Нужна кардинальная реформа политической системы[40] (…) Ставя вопрос о кардинальной реформе политической системы, нужно исходить прежде всего из ясного представления: какие ее качества выдержали проверку временем и необходимы нам сегодня, а какие, наоборот,

8.3. Эволюция политической системы

8.3. Эволюция политической системы Одна из сложных и до сих пор нерешенных проблем — установление происхождения славян, история их расселения, разделение на восточных, западных и южных.Славяне становятся значительной политической силой с конца V в., когда на Дунае с ними

§ 2. Реформирование политической системы

§ 2. Реформирование политической системы В октябре 1992 г. примерно за два месяца до очередных президентских выборов Ким Ен Сам, занимая пост лидера Либерально-демократической партии, сложил с себя полномочия депутата парламента, с тем чтобы полностью сосредоточиться на

Глава IX СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА. АКТИВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ТРУДЯЩИХСЯ УКРАИНСКОЙ ССР

Глава IX СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА. АКТИВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ТРУДЯЩИХСЯ УКРАИНСКОЙ ССР Каждый съезд КПСС является значительным событием в жизни нашей партии и государства.С большим подъемом советский народ встретил

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Политическое развитие российского общества Семинар 11 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Политическое развитие российского общества Семинар 11 класс

Политическое развитие российского общества Семинар 11 класс

Политические реформы в СССР в 1985-1991 гг. Обновление состава ЦК КПСС. 1987.

Политические реформы в СССР в 1985-1991 гг. Обновление избирательного законод.

1987 г. – массовые волнения армян в Нагорном Карабахе (АзССР). Народные фронт.

Политические реформы в СССР в 1985-1991 гг. 17 марта 1991 г. – референдум о с.

Внешняя политика в 1985-1991 гг. 1985 г. – первая встреча М.С. Горбачева с Р.

Сентябрь1993 г. – указ о конституционной реформе. Октябрь 1993 г. – политичес.

Читайте также: