Политические партии новой зеландии кратко

Обновлено: 05.07.2024

До недавнего времени в Новой Зеландии функционировала двухпартийная система: Национальная партия и Лейбористская партия периодически получали парламентское большинство и формировали правительство. Этому способствовала вызывающая диспропорция избирательной системы абсолютного большинства, которая действовала до 1993 года. После выборов 1996 года ситуация начала меняться в сторону увеличения числа партий в Палате представителей.

Лейбористская партия была основана в 1916 году и находилась у власти в 1935–1949, 1957–1960, 1972–1975 и 1984–1990 годах, а также возглавляла правящие коалиции в 1999–2008 годах. Изначально лейбористы выступали с левоцентристских позиций социального либерализма и провозглашали своей целью создание государства всеобщего благосостояния. Однако на фоне всемирного экономического спада правительству лейбористов во главе с Д. Лэнги пришлось приступить к реализации программы по уменьшению роли государства в экономике и развитию рыночной экономики. В рамках программы началась реструктуризация государственного сектора, системы образования и здравоохранения; ряду государственных предприятий был предоставлен статус автономных. Во внешней политике партия придерживалась антимилитаристских позиций, выступала против распространения ядерного оружия и в 1984 году проголосовала за выход Новой Зеландии из всех союзов с участием ядерных держав.

Национальная партия Новой Зеландии была основана в 1936 году и являлась одной из ведущих партий страны в течение длительного времени. Она формировала правительства в 1960–1972, 1975–1984 и 1990–1999 годах. Опираясь на поддержку избирателей из сельских областей и пригородов, партия выступала за развитие частного предпринимательства и уменьшение вмешательства государства в экономику. Принятие лейбористами похожих позиций после 1984 года привело к тому, что Национальная партия стала терять позиции, а в её рядах начались разногласия. В 1983 году миллионер Боб Джонс учредил Партию Новой Зеландии, выступавшую с либертарианских позиций, которая должна была составить конкуренцию националистам.

Однако на ближайших выборах ей не удалось пройти в парламент, и впоследствии она примкнула к Национальной партии. В 1990-е годы партия столкнулась с необходимостью решения давно назревавших проблем (рост безработицы, иммиграция и выдвигаемые маори требования компенсации за конфискованную землю). Эти проблемы ещё больше обострились на фоне экономической рецессии. Всеобщие выборы, состоявшиеся в конце 1993 года, показали, что правящая Национальная партия в значительной мере потеряла поддержку избирателей, получив 50 мест из 99 и с трудом сохранив своё положение правящей партии.

Среди других партий могут быть выделены:

Партия зелёных образована в 1972 году и изначально носила название Партия ценностей, которое поменяла на нынешнее в 1988 году. Помимо решения экологических проблем партия выступает за сокращение военных арсеналов, разоружение и создание государства всеобщего благосостояния.

Ассоциация потребителей и налогоплательщиков; в 1994 году откололась от Национальной партии. Выступает за проведение налоговой реформы, а также за реформы в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты.

Альянс является коалицией нескольких мелких партий. Основан в 1991 году и отстаивает ценности свободного рынка и идеи государства всеобщего благосостояния.

Партия маори была образована в 2004 году бывшим членом Лейбористской партии Тарианой Турией, которая выступала против законопроекта о передаче прибрежных территорий в собственность государства, в чем она усматривала нарушение прав коренного населения. Партия отстаивает интересы маори и в 2008 году завоевала 5 мест в Палате представителей, ещё 7 мест традиционно предоставляются маори по квоте, согласно Конституционному акту 1852 года.

Новая Зеландия – очень спокойная страна, в том числе и в плане политических потрясений. Одним из убедительных аргументов в пользу того, чтобы задуматься об иммиграции в Новую Зеландию, как раз и является то, что здесь можно отдохнуть от любых идеологических баталий и почувствовать, как работает по-настоящему слаженное, эффективное государство. Все политические силы здесь едины в своем стремлении сохранить мирный характер взаимоотношений с другими странами, а собственным гражданам – обеспечить достойную, комфортную и максимально благополучную жизнь.

Доминион с собственным политическим курсом

Будучи верным союзником Британии, Новая Зеландия долго копировала и ее политическую систему – классическую парламентскую двухпартийную республику. Национальная партия, одна из двух основных политических сил новозеландского парламента, была аналогом британских консерваторов (тори), а Лейбористская партия – соответственно, лейбористов (что примерно соответствует противостоянию республиканцев и демократов в США).

Партийные баталии

Способность договариваться позволила лидеру лейбористов Джасинде Ардерн превратить поражение в победу. В итоге лейбористы сформировали коалиционное правительство, а Нацпартия стала официальной оппозицией.

Условности и реальность

Частные права и свободы – одна из базовых ценностей Новой Зеландии. Однако время идиллической изолированности ушло, тревоги Северного полушария различимы и в этом уголке планеты. Так, в августе 2013 года новозеландский парламент разрешил спецслужбам следить за всеми лицами, находящимися на территории островов вне зависимости от их гражданства. Правда, для начала такой слежки следует предъявить веские основания и получить ордер. Впрочем, на фоне разоблачений Эдвардом Сноуденом методов работы американской контрразведки эта дань осторожности не выглядит сколько-нибудь вызывающей.

Внешняя политика

Армия Новой Зеландии невелика, ввиду отсутствия внешних угроз. Всеобщий призыв в стране отсутствует, вооруженные силы комплектуются на контрактной основе.

Новая Зеландия является членом НАТО, но в повседневной жизни страны значительно большую роль играет взаимодействие с правительством соседней Австралии и их общей бывшей метрополией – Великобританией. Во время катастрофических пожаров 2019-2020 годов новозеландское правительство отправило в помощь австралийцам многочисленные пожарные расчеты, военных, медиков и пилотов ВВС. Участие же в общенатовских кампаниях носит практически символический характер. В частности, основной контингент новозеландских войск в Афганистане насчитывал 225 солдат и офицеров, в Ираке – 95 военнослужащих. При этом с июля 2020 года иракская группа должна быть сокращена до 75 человек, а к концу года – и вовсе до 45. Также государство намерено первым из стран-участников антитеррористической коалиции вывести свой контингент из Афганистана.

При этом территориальные воды страны закрыты для кораблей с ядерными боеголовками. Активные протесты Новой Зеландии стали одной из причин прекращения ядерных испытаний в Океании.

Кто и как управляет Новой Зеландией

Генерал-губернатор

Премьер-министр

Наконец, третья по формальной значимости и первая по реальному влиянию фигура в стране – это премьер-министр. С 26 октября 2017 года этот пост занимает Джасинда Ардерн, лидер социал-демократической Лейбористской партии. На момент вступления в должность Ардерн было 36 лет.

Роль премьер-министра в политической и экономической жизни Новой Зеландии является решающей. Он даже рекомендует монарху кандидата на должность генерал-губернатора (фактически назначает его). Помимо управления правительством, премьер также имеет право определять повестку дня парламента и даты перевыборов этого органа законодательной власти.

Парламент

Парламенту Новой Зеландии уже больше полутора сотен лет. Впервые он был созван в 1852 году. С 1951-го он функционирует в однопалатном режиме. В Палате представителей заседают губернатор и депутаты, избранные по смешанному мажоритарно-пропорциональному принципу. Каждый гражданин голосует на выборах дважды: за кандидата по своему округу и за партийный список, причем вполне может при этом отдать голоса разным партиям. Чтобы пройти в парламент, партия должна преодолеть пятипроцентный барьер, а получившая большинство партия (или блок партий) формирует правительство.

Ведет заседания парламента спикер – также одна из ключевых фигур в стране. С 2017 года эту должность занимает представитель лейбористов Тревор Маллард.

Правительство

В настоящее время страна находится под управлением Шестого лейбористского правительства, получившего власть в октябре 2017 года. В Новой Зеландии существует традиция называть правительство по принадлежности к партии, сыгравшей определяющую роль при его формировании. Предшествующий кабмин, соответственно, назывался пятым Национальным правительством.

Новозеландский кабинет министров показал высокую эффективность в борьбе с эпидемией коронавируса, не только подавив распространение инфекции с помощью карантинных мер, но и приняв решительные меры по спасению экономики и граждан от последствий карантина. Оставшиеся без работы новозеландцы получили специальные пособия, предприятиям и бизнесу были выданы беспроцентные кредиты. По мнению некоторых экспертов, в борьбе с COVID-19 Джасинда Ардерн оказалась самым эффективным главой государства в мире.

Кабмин: на 4–5 ведомств – один глава

Один из секретов эффективности новозеландского правительства заключается в том, что один и тот же человек может занимать в нем сразу несколько постов. Благодаря этой практике в действующем кабинете министров на 58 министерских должностях находятся всего 19 человек.

В большинстве случаев министерские портфели распределяются блоками, позволяя одному чиновнику контролировать несколько смежных ведомств. Так, бывший профсоюзный лидер и оппозиционер Эндрю Джеймс Литтл руководит министерством юстиции и министерством по делам судов, а также возглавляет Правительственное Бюро безопасности (GCSB) и Новозеландскую Службу безопасности и разведки (NZSIS). В свою очередь экс-журналист и депутат парламента Филипп Твайфорд является главой министерства экономического развития, транспорта и развития городов. К слову, до 24 мая 2018 года он же был и министром гражданской авиации, но лишился этого портфеля после того, как позволил себе телефонный звонок в салоне самолета при взлете. Представители оппозиции требовали отобрать у Твайфорда и министерство транспорта, но за опального чиновника заступилась Джасинда Ардерн. Тем не менее, ответственность политиков за свои поступки – в Новой Зеландии отнюдь не пустые слова.

При распределении министерских портфелей учитываются и личные склонности кандидатов, и опыт их предыдущей работы. Предыдущий премьер-министр Джон Кей, например, возглавлял министерство туризма. Пришедшая ему на смену Ардерн оставила за собой министерство искусства, культуры и культурного наследия, министерство национальной безопасности и разведки. Также она является министром по борьбе с детской бедностью. С этой стороны также просматривается британская управленческая традиция: делать ставку на кадры, а не на формальные структуры. Отсутствие жестких правил распределения мест и косной бюрократической машины позволяет ставить во главе министерств людей, наиболее подходящих для этой работы, а при необходимости – гибко реагировать на новые вызовы.

Исполнительный совет

Компактность государственных органов и небольшое число служащих делают работу законодательной и исполнительной власти в Новой Зеландии быстрой и эффективной. Иерархическая лестница, ведущая от простого клерка к министру, нередко состоит всего из трех-четырех ступенек, и находящиеся на них люди очень часто знакомы лично. Конечно, некоторый бюрократизм присутствует и в Новой Зеландии, но здесь он чаще является следствием характера конкретных чиновников, чем коренным пороком системы, как это бывает во многих других странах.

Премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн Hagen Hopkins/Getty Images

37-летняя Ардерн стала самым молодым премьер-министром Новой Зеландии за полтора века.

Второе место лучше первого

Выборы в Новой Зеландии состоялись 23 сентября, однако ни одной из партий не удалось получить абсолютного большинства из 120 мест в новом составе парламента. Лучший результат показала правившая Национальная партия Новой Зеландии – 56 мест, лейбористы были вторыми, завоевав 46 мест, их традиционные союзники "зеленые" – восемь, Партия АСТ Новой Зеландии – одно место.

Премьер-министр Джасинда Ардерн и вице-премьер Уинстон Петерс на заседании кабинета министров в Веллингтоне, Новая Зеландия, 26 октября Hagen Hopkins/Getty Images

Премьер-министр Джасинда Ардерн и вице-премьер Уинстон Петерс на заседании кабинета министров в Веллингтоне, Новая Зеландия, 26 октября

Таким образом, судьба нового правительства зависела от решения партии "Новая Зеландия прежде всего", получившей девять парламентских кресел, и после продолжавшихся три недели межпартийных консультаций ее лидер Уинстон Питерс в итоге объявил, что войдет в коалицию с лейбористами.

Третьем членом правящей коалиции стала Партия "зеленых".

Смена лидера

Еще три месяца назад Национальная партия считалась безоговорочным фаворитом на выборах. Находившиеся в оппозиции лейбористы понимали, что безнадежно проигрывают, и во многом в качестве жеста отчаяния решили в последний момент сменить лидера. После того, как 47% участников очередного общенационального опроса выразили поддержку правящей партии и лишь 24% – лейбористам, лидер последних Эндрю Литтл ушел в отставку, уступив место 37-летней Джасинде Ардерн.

В прошлом она была сотрудницей аппарата премьер-министра Новой Зеландии Хелен Кларк, работала в Лондоне советником по политическим вопросам в секретариате правительства Великобритании при Тони Блэре и консультантом Министерства внутренних дел Великобритании. Затем она вернулась домой и в 2008 году была избрана в парламент. Заняв 1 августа пост лидера в столь неблагоприятных для оппозиции условиях, Ардерн назвала этот шаг своим "самым худшим политическим назначением", но тем не менее приняла вызов и совершила подлинное политическое чудо.

"Джасиндамания"

Спустя месяц после смены лидера лейбористы сумели сравняться по уровню популярности с правящей партией, а затем даже вышли в лидеры. Обаятельная, энергичная, фотогеничная, улыбчивая и исключительно коммуникабельная Джасинда Ардерн в буквальном смысле слова ворвалась в предвыборную кампанию, умело используя современные технологии и социальные сети. Если политики Национальной партии делали упор на пропаганде своих экономических достижений, то Ардерн выдвинула лозунг "неустанной позитивности".

Лидер лейбористов Джасинда Ардерн и премьер-министр Билл Инглиш на теледебатах, 20 сентября, 2017 год Phil Walter/Getty Images for Television New Zealand

Лидер лейбористов Джасинда Ардерн и премьер-министр Билл Инглиш на теледебатах, 20 сентября, 2017 год

По мнению большинства наблюдателей, лейбористка выиграла серию теледебатов с премьер-министром, но не потому, что отвечала на вопросы более содержательно, а потому, что выглядела ярче Билла Инглиша, в то время как он на ее фоне казался скучным.

Местные журналисты, характеризуя неожиданно горячую симпатию электората к лидеру лейбористов, ввели в обиход понятие "Джасиндамания". Особенно эффективно тактика Ардерн работала на молодежную аудиторию – ее неизменно поддерживали примерно две трети участников различных опросов в возрасте от 18 до 24 лет. Ардерн родилась в семье мормонов, но в молодости "утратила религию" и сейчас считает себя агностиком. Новый новозеландский премьер выступает убежденным сторонником однополых браков и обещает в течение ближайших трех лет провести общенациональный референдум о легализации марихуаны.

"Полагаю, людей нельзя сажать в тюрьму за использование каннабиса в личных целях", - заявила она.

Личная жизнь лейбористки – в центре всеобщего внимания

В начале августа (сразу после избрания Ардерн лидером лейбористов) чуть ли не главной темой предвыборной кампании на пару недель стал вопрос о том, возьмет ли Ардерн (у нее пока нет детей), если станет премьер-министром и захочет стать мамой, декретный отпуск.

Тележурналист, первым задавший ей этот вопрос, объяснил свое любопытством тем, что "многие новозеландки, которым под 40, встают перед выбором между семьей и карьерой".

Джасинда Ардерн и Кларк Гейфорд Hagen Hopkins/Getty Images

После этих высказываний уровень личной популярности Ардерн у новозеландок резко пошел вверх.

Спутником жизни 37-летней Ардерн является популярный в стране ведущий телепрограммы о рыбалке (Fish of the Day) 39-летний Кларк Гейфорд. Эту программу показывают в 20 странах мира, а в прошлом году она получила награду на Houston International Film Festival. Гейфорд познакомился с Ардерн четыре года назад, случайно повстречавшись с ней в парламенте, куда он пришел, чтобы пообщаться со своим законодателем. Они попили кофе, договорились о свидании и вскоре после этого стали жить вместе. Гейфорд говорит, что не собирается вмешиваться в работу Ардерн и продолжит заниматься тем, что знает и любит – рыбалкой и телевидением.

Рейтинг важнее идеологии

В ходе предвыборной гонки Ардерн без особых колебаний отметала казалось бы незыблемые идеологические постулаты лейбористского движения, если они негативно влияли на ее рейтинг. К примеру, благоприятная экономическая ситуация в Новой Зеландии в последние годы повысила ее привлекательность для зарубежной рабочей силы. В результате миграционный приток в страну резко увеличился, что обернулось нехваткой жилья и, как следствие, стремительным ростом цен на недвижимость.

Ардерн объявила, что в случае прихода к власти введет жесткие лимиты на ежегодный прием мигрантов, хотя левые политические силы традиционно считаются более интернационально ориентированными, нежели центристы и правые. Примечательно, что одним из главных положений предвыборной программы другого участника новой правительственной коалиции – Партии "Новая Зеландия прежде всего", как раз было требование резко сократить иммиграционные потоки.

Премьер-министр также сообщила, что одним из первых законопроектов, которые будут вынесены на рассмотрение парламента станет запрет на приобретение уже существующего жилья для иностранцев, которым разрешат покупать только квартиры в новостройках и строящиеся дома.

"Мы намерены сделать это (внести такой законопроект) к Рождеству", - уточнила Ардерн.

Новый премьер говорит о США, а вице-премьер – о России

Одним из первых мировых лидеров, поздравивших Ардерн с победой на выборах, был президент США Дональд Трамп. Их телефонный разговор состоялся 23 октября, и по его завершении Ардерн рассказала журналистам, что договорилась встретиться с хозяином Белого дома в рамках предстоящего в начале ноября Саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во Вьетнаме.

"Я намерена обсудить роль, которую играет наша страна в Азиатско-Тихоокеанском регионе и нашу приверженность развитию прочных отношений с США", - подчеркнула будущий премьер-министр Новой Зеландии.


Объединение рабочего движения

Путь к первому парламентскому большинству (1916–1935)

Почти сразу же новая лейбористская партия оказалась вовлеченной в острые дебаты по поводу призыва на военную службу, которые возникли во время Первой мировой войны: Лейбористская партия решительно выступала против призыва, позднее несколько ведущих членов были заключены в тюрьму и исключены из парламента за их позицию против войны: Питер Фрейзер, Гарри Холланд, Боб Семпл и Пэдди Уэбб.

На выборах 1922 года лейбористы увеличили количество мест более чем вдвое, выиграв семнадцать мандатов. На выборах 1925 года их количество сократилось, но вскоре они обогнали либералов, став второй по величине партией. Лидер лейбористов Гарри Холланд стал официальным лидером оппозиции 16 июня 1926 года после того, как на дополнительных выборах в Эдеме 15 апреля был избран Рекс Мэйсон (лейбористы) вместо Джеймса Парра (реформа), который ушел в отставку. Однако после выборов 1928 года партия оказалась в выгодном положении — Партия реформ и новая Объединенная партия (возрождение либералов) получили по 27 мест каждая, и ни одна из них не могла управлять без поддержки лейбористов. Лейбористы предпочли поддержать либеральную Объединенную, партию, наиболее близкую к их собственным взглядам, — это положило конец пяти срокам правления Партии реформ.

Суровые условия Великой депрессии принесли лейбористам значительную популярность, но также вызвали напряженность между лейбористами и Объединенной партией. В 1931 году либералы приняли ряд экономических мер, которые лейбористы сочли враждебными по отношению к рабочему классу, и соглашение между двумя сторонами было разорвано. Затем Объединенная партия сформировала коалиционное правительство с Партией реформ, превратив лейбористов в оппозицию. Коалиция сохранила власть на выборах 1931 года, но постепенно недовольство общественности ее неспособностью решить экономические проблемы страны стало расти. Гарри Холланд умер в 1933 году, и его заменил его заместитель Майкл Джозеф Сэвидж на посту лидера партии.

Первое правительство (1935–1949)

На выборах 1935 года Лейбористская партия получила 53 места и обеспечив себе большинство, вернулась в правительство. В это время Лейбористская партия заключила союз с движением маори Ратана .

Сэвидж умер в 1940 году, и его заменил Питер Фрейзер, который известен как лидер Новой Зеландии на протяжении большей части Второй мировой войны. В послевоенный период, однако, продолжающийся дефицит и промышленные проблемы стоили лейбористам значительной популярности, и Национальная партия под руководством Сиднея Холланда укрепила свои позиции, хотя лейбористы смогли победить на выборах 1943 и 1946 годов. В конце концов, на выборах 1949 года лейбористы потерпели поражение.

За первый период правления лейбористов было осуществлён ряд значительных реформ: создание государственной жилищной схемы, реформа арбитражной судебной власти, национализация Банка Новой Зеландии, введение минимальной заработной платы, сорокачасовой рабочей недели, бесплатного стационарного лечения, повышение пенсионных выплат, а также улучшение положения маори. В 1947 был принят был принят Вестминстерский статут, который провозглашал независимость страны в рамках Британского Содружества Наций. Общий рост уровня жизни, поощряемый социальной и экономической политикой первого лейбористского правительства, привел к значительному улучшению здоровья и благосостояния населения в целом.

Второе правительство (1957–1960)

Третье правительство (1972–1975)

Лейбористы вернулись к власти лишь в результате выборов 1972 года. Норман Кирк, являвшийся на тот момент лидером партии, резко критиковал тестирование ядерного оружия Францией и систему апартеида в Южной Африке. При кабинете министров Кирка в конституцию были внесены поправки, которые снизили возрастной ценз для голосования с 20 до 18 лет и расширили представительство маори. Помимо этого, были созданы схемы обязательных пенсионных накоплений, введены пособия по инвалидности и жилищные ссуды, увеличены субсидии на образование и здравоохранения, повышена минимальная заработная плата, представлены меры для борьбы с дискриминацией по признаку пола.

В 1974 году Кирк заболел и умер, Его сменил Билл Роулинг, которая не пользовалась такой популярностью и на выборах 1975 года лейбористы потерпели поражение от Национальной партии, которую возглавлял Роберт Малдун.

Четвертое правительство (1984–1990)

Четвертое лейбористское правительство пришло к власти во главе с Дэвидом Ланге во время экономического кризиса. Когда результаты выборов стали ясны, будущее правительство предложило девальвировать доллар, однако Роберт Малдун, на тот момент премьер-министр, отказался выполнять это распоряжение, что привело к конституционному кризису и ускорило внесение некоторых изменений в Закон о Конституции 1986 года.

Другие нововведения Четвертого лейбористского правительства включают расширение юрисдикции Трибунала Вайтанги до даты подписания Договора Вайтанги (соглашение, по которому маори вступили в состав Британской Империи); реформа закона о гомосексуализме, легализовавшая гомосексуальные отношения; и Билля о правах 1990 года, в котором перечислены гражданские и политические права. На протяжении своего первого срока правительство оставалось в значительной степени единым, поддерживая радикальные реформы финансовой, экономической и социальной политики, которые были приняты, но первые признаки разногласий начали проявляться еще до выборов 1987 года.

В 1987 году лейбористы одержали еще одну значительную победу на выборах против Национальной партии, несмотря на то, что голоса были получены из богатых регионов, лейбористы потеряли избирателей в местах, которые ранее были их оплотом. Этот второй срок, который увеличил большинство лейбористов, и был выигран в основном благодаря их антиядерной позиции, вызвал возникновение разногласий по экономической политике в кабинете министров. Министры разделились во мнениях относительно масштабов и темпов дальнейших реформ, среди членов партии возник раскол, а среди избирателей-лейбористов возникло разочарование. Партия также подверглась критике со стороны Совета профсоюзов.

Ланге был заменен Джеффри Палмером. Однако Палмеру не удалось восстановить разрушенные остатки правительства Ланге, и к сентябрю 1990 года Палмера заменил Майк Мур. Несмотря на восхождение Мура, Лейбористы потерпели самое худшее поражение с тех пор, как они впервые вступили в должность в 1935 году (потеряв 28 мест), и были отброшены в политическую глушь после их сокрушительного поражения на выборах.

Пятое правительство (1999–2008 годы)

В начале 2004 года лейбористы подверглись критике за свою политику в отношении разногласий на береговой линии и на морском дне. Внутри партии возникли серьезные внутренние противоречия, кульминацией которых стала отставка младшего министра Тарианы Турия и создание ею новой партии маори.

Шестое правительство (2017 – настоящее время)

Джасинда Ардерн была утверждена в качестве нового лидера партии. После её прихода к руководству лейбористы резко поднялись в опросах общественного мнения.

Во время выборов 2017 года лейбористы набрали 36,6% голосов партии и увеличили свое присутствие в Палате представителей до 46 мест, что сделало их второй по величине партией в парламенте.

Хотя результаты опросов общественного мнения, проведенных ранее в 2020 году, не показывали большого преимущества ни для Лейбористской, ни для Национальной партий, Ардерн и лейбористское правительство получили высокую оценку за их реакцию на распространение COVID-19 в Новой Зеландии.

План развития страны с 2021 по 2024 год

Основной проект состоит из пяти разделов:

  1. 1. Поощрение образовательных программ
  2. Создание новых рабочих мест и трудоустройство граждан, потерявших работу в период пандемии.
  3. Построение экономики устойчивого развития
  4. Дотации предприятиям и бизнесу
  5. Международное экономическое сотрудничество
  6. Инвестиции в здоровье граждан

Преобразования в сфере здравоохранения включают расширение помощи инвалидам и учащимся, увеличение отпуска по болезни, привлечение дополнительного финансирования для закупки современных лекарств.

Образование

Борьба с бездомностью

Решение жилищного вопроса предполагает предоставление более 18.000 общественных домов и мест для временного размещения, льготных условий при покупке жилья и защиту прав домовладельцев и арендаторов.

Экология и энергия

Лейбористы будут сотрудничать с местными советами, профсоюзами, организациями маори в целях обеспечения перехода к экологически безопасной экономике, что также позволит оптимизировать возможности экономического развития. Постепенный отказ использования ископаемых видов топлива в технологическом тепле, переход к 100% возобновляемым источникам энергии, введение новых стандартов топливной эффективности и посадка 1 миллиарда деревьев к 2028 году. Всё это должно поспособствовать улучшению экологической ситуации в стране

Реформа полиции, правосудия и пенитенциарной системы

Планируется создание центров для борьбы с алкогольной и наркотической зависимостью, предоставление вакансий для этнических меньшинств, защита жертв травли по религиозным, половым и сексуальным признакам и признание результата референдума о рекреационном использовании каннабиса.

ЛГБТ+

Поддержка сексуальных меньшинств не менее важная тема в современной Новой Зеландии, потому что представители этого сообщества являются полноправными гражданами. Поэтому будет запрещена конверсионная терапия (совокупность методик, направленных на изменение сексуальной ориентации человека с гомосексуальной и бисексуальной на гетеросексуальную), улучшен доступ к системе здравоохранения и направлены дополнительные средства финансирования.

Читайте также: