Крушение поезда александра 3 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Александр III отличался своенравным характером и жесткостью внутренней политики. Геркулесовское телосложение сочеталось в нём с нерешительностью и грубостью.

Император Александр III был изобретателем кирзовых сапог. Все дело в его пристрастии к спиртным напиткам. Александр был женат на принцессе Дагмаре из датского королевского дома, несколько представителей которого умерло от алкоголизма. Она на дух не переносила спиртного и приходила в тихое бешенство, когда видела супруга подшофе.

Став царем, он демонстрировал свой нрав постоянно. Александр III издал указ о назначении в Сенат управляющего царской конюшней В.Д.Мартынова! Сенаторы переполошились, вздумали было роптать, но царь барски пресек их ропот.

17 октября 1888 года, во время возвращения с Крыма, императорский поезд сошел с рельс. Произошло знаменитое крушение императорского поезда. Крыша вагона, в котором находилась семья Александра III, начала проваливаться. Император, обладавший необычайной физической силой, принял на свои плечи падающую крышу и держал ее до тех пор, пока его жена и дети не выбрались живыми и невредимыми из-под обломков. После вызволения семьи, император не мешкал и бросился помогать другим пострадавшим.

29 октября 1888 года поезд, в котором ехал Александр III, члены правящей династии и множество слуг, потерпел крушение у станции Борки под Харьковом. Крыша буквально отделилась от вагона и едва не похоронила под собой царя, его жену и наследников (среди которых был и будущий правитель Николай II). Император держал тяжеленную крышу на своих плечах. Сам же он так и не оправился от травм, полученных в поезде.


Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons

Александр III с семьёй и слугами отправлялся из Крыма в Петербург специальным императорским поездом из 10 вагонов, среди которых кухня, салон, спальни, столовая. В последней и завтракала царская семья вместе со свитой (завтрак у Александра III редко начинался раньше часу дня).

Состав нёсся со скоростью около 60 вёрст в час: едва ли не в два раза больше допустимого. А что делать: в Харькове была назначена важная встреча, император не любил опаздывать. Нагоняли как могли.

Фото © Wikimedia Commons

Фото © Wikimedia Commons

В 14:14 подряд произошло три толчка. От одного практически все 23 человека, которые были в столовой, попадали на пол. Полетела посуда. Второй толчок был ещё сильнее. Остановился состав только после третьего, когда на полу уже лежала даже мебель, а сам вагон чем-то напоминал сломанную шкатулку. Столовая, где была вся семья, завалилась набок, колёса отлетели, стены были практически разрушены. Крыша частично лежала на верхней раме, рискуя обрушиться в любой момент.

"Всё смешалось: тела убитых, изуродованные железные фермы, согнутые рельсы, обломки дерева, багаж, битая посуда, инструменты… Шёл дождь, грязь была непролазная", — писал Евгений Толмачев в книге "Александр III и его время".

В аварии погибло 19 человек, было ранено 14. В тот момент император повёл себя в первую очередь как настоящий мужик. Понимая, что сейчас под завалы могут попасть его дети, жена и свита, правитель схватился за практически упавшую крышу, поднял её и дал выбраться всем, кто был в вагоне. О том, что произошло дальше, существует две версии. Согласно одной из них, вскоре ему пришли на помощь слуги, которые помогли правителю выйти. Согласно другой, он выбирался на свой страх и риск: откинув обрушившуюся часть крыши как можно дальше, чтобы успеть выбежать. А после правитель бросился помогать раненым.

Фото © Wikimedia Commons

Фото © Wikimedia Commons

"Московские ведомости" тогда писали, что правитель в момент произошедшего не говорил, какие у него травмы: он просто спасал людей, было не до себя. Очевидцы заметили, что у него сильно повреждена нога, а портсигар, лежавший в нагрудном кармане, и вовсе был сплюснут. Значит, травмы получил и правитель.

Позже выяснилось, что он сильно ударился во время падения в поезде. Как предполагают историки, из-за шокового состояния в тот момент он не чувствовал боли и смог подняться. А после ещё и поднимал крышу, которая весит десятки килограммов. Итог — повреждения спины и почек.

Более 130 лет назад 29 октября (17 октября по старому стилю) у станции Борки под Харьковом сошёл с рельсов и потерпел крушение императорский поезд, направлявшийся из Крыма в Санкт-Петербург по Курско-Харьково-Азовской железной дороге. В катастрофе поезда погибли 22 человека из числа сопровождавших, а царская семья Александра III, государыня Мария Фёдоровна, наследник престола цесаревич Николай и остальные дети, спаслась только чудом.

Сегодня мы расскажем, почему произошла эта трагедия и что она повлекла за собой.

инженер Сергей Витте

— А на других дорогах ездим же мы с такою скоростью (т.е. 68 км/час), и никто никогда не осмелился требовать, чтобы государя везли с меньшею скоростью.

На это Сергей Витте ответил ему:

— Знаете, ваше высокопревосходительство, пускай делают другие, как хотят, а я государю голову ломать не хочу, потому что кончится это тем, что вы таким образом государю голову сломаете.

Как впоследствии оказалось, этот разговор оказался судьбоносным в жизни Витте, император Александра III услышал и запомнил эти слова инженера.

Состояние железнодорожных путей и вагонов в Российской империи периодически проверялось, однако не соблюдалось самое главное правило техники безопасности.

паровозы

Осенью 1888 года семья императора Александра III посетила Кавказ, демонстрируя высочайшую заботу о самых отдалённых провинциях России и единения самодержца с верноподданными народами. Кавказцы встречали высоких гостей в национальных костюмах, с присущим им радушием и гостеприимством. Старейшины кавказских сёл и городов клялись царю-Миротворцу в вечной преданности. Августейшее семейство в Грузии посетили Тифлис и Батуми, русский император совершил первый и единственный визит в Баку. Императрица Мария Федоровна, датчанка по рождению, впервые оказалась в этих местах. Природа дикого горного края и культурные особенности различных народов Кавказа поразили государыню. Она искренне восторгалась радушием местных жителей и с интересом знакомилась с их традициями.

Дагестанцы поднесли императору хлеб-соль и чёрную кавказскую бурку, императрице — белую бурку, башлык и два куска верблюжьей шерсти, а азербайджанцы Баку преподнесли государыне в подарок восемь ковров ручной работы. Юному цесаревичу Николаю Александровичу дагестанцы вручили шашку в ножнах из черного рога и кинжал, драгоценную персидскую саблю, отбитую в бою у персидского принца.

Александра III у Малого Ливадийского

После путешествия по Кавказу император Александр III, Мария Федоровна и дети прибыли морем в Севастополь, Ялту, Ливадийский дворец.

В октябре 1888 года царский поезд возвращался из Крыма в Санкт-Петербург. Вначале было решено ехать по Юго-Западному направлению, но вспомнив непримиримого Сергея Витте, запрещавшего превышать скорость на своём Юго-Западном участке, император в последний момент приказал свернуть на Курско-Харьково-Азовскую железную дорогу.

Никто пока не догадывался о том,что работающие в разных ритмах два локомотива сильно расшатывают железнодорожное полотно. По проложенным на искусственной насыпи рельсам поезду следовало бы ехать помедленнее, но он нёсся вперёд, не чувствуя приближающейся беды.

Участок железнодорожного пути Тарановка — Борки, на котором потерпел крушение царский поезд, ещё летом 1888 года был признан аварийным, и машинистам рекомендовали снижать скорость движения поезда.

Царский поезд разогнался до скорости в 68 км/час так, что сильно раскачивало вагоны поезда, и колёса поезда расшатали пути, не предназначенные для такой скорости.

В 14 часов 14 минут на перегоне Тарановка-Борки императорский поезд сошёл с рельсов, раздался страшный грохот и скрежет железа. Тяжёлые царские вагоны продолжали двигаться по инерции, собственной массой сминая на своём пути передние вагоны поезда, которую занимала прислуга и царская охрана. С высокой насыпи рухнули 10 вагонов, они были разрушены полностью. 13 человек погибли в вагоне прислуги, который был разрушен полностью, а в царском вагоне погибли камер-лакеи, стоявшие в дверях. 22 жизни унесла эта трагедия. Никто не понимал, что происходит. Царил хаос, паника…

00-Train_crash_1888

Император Александр III и императрица Мария Фёдоровна до вечера помогали разбирать завалы, осматривали раненых, отдавали необходимые распоряжения. Великая княгиня Ксения Александровна сильно ушибла спину, из-за чего впоследствии немного горбилась. Малолетнего великого князя Михаила вынул из-под вагонных обломков солдат царской охраны. Только поздно вечером, когда почти все пострадавшие в крушении поезда спасены, завалы разобраны, царская семья уехала на станцию Лозовая на пришедшем светском пассажирском поезде.

Через некоторое время августейшее семейство отправилось в Харьков, а оттуда — через Москву в Санкт-Петербург.

Допрашивая министра Посьета, Анатолий Кони пытался выяснить, почему тот не вмешивался и не обращал внимания государя на неправильный состав поезда. Посьет оживился и сказал, что очень даже обращал, причем еще даже Александра II.

Александр III

Крушение царского поезда имело скорбные последствия для самого императора . Физическое перенапряжение, пережитое Александром III во время удерживания крыши вагона, вскоре стало причиной серьёзной болезни царя, проявившейся в виде болей в пояснице, врачи диагностировали начало болезни почек. Со дня крушения поезда его здоровье было подорвано, началось трагическое угасание императора Александра II. Император угасал на глазах, потерял аппетит, из-за чего сильно похудел, жаловался на боли в пояснице и сердце, немецкий врач, прибывший из Германии поставил диагноз — нефрит почек с поражением сердца и легких, но лечиться было уже поздно. В последние месяцы жизни Александр III уже практически не участвовал в государственных делах, почти не вставал с кровати, не мог ни ходить, ни есть, ни спать. 20 октября 1894 года царь-Миротворец скончался в возрасте 49 лет.

Крушение царского поезда стало своеобразным прообразом будущего крушения Российской империи, которая мчалась на всех порах при весьма устаревшем управлении и потерпела трагическое крушение в 1917 году.

Воспоминания о крушении поезда.

За Сашей появился Ники, и кто-то крикнул мне, что Baby (Ольга) целая и невредимая, так что я от всей души и от всего сердца могла поблагодарить Нашего Господа за его щедрую милость и милосердие, за то, что Он сохранил мне всех живыми, не потеряв с их голов ни единого волоса! Подумай только, одна лишь бедная маленькая Ольга была выброшена из своего вагона, и она упала вниз с высокой насыпи… Но какую скорбь и ужас испытали мы, увидев множество убитых и раненых, наших дорогих и преданных нам людей. Душераздирающе было слышать крики и стоны и не быть в состоянии помочь им или просто укрыть их от холода, так как у нас самих ничего не осталось!

Мой дорогой пожилой казак, который был около меня в течение 22 лет, был раздавлен и совершенно неузнаваем, так как у него не было половины головы. Также погибли и Сашины юные егеря, которых ты, наверное, помнишь, как и все те бедняги, кто находился в вагоне, который ехал перед вагоном-рестораном. Этот вагон был полностью разбит в щепки, и остался только маленький кусочек стены!

00-крушение-1888

Точные координаты места крушения царского поезда в 1888 году — 295-й километр линии Курск — Харьков — Азов южнее Харькова, в 27 км от Змиева близ речки Джгуны. Сегодня здесь – украинское село Першотравневе (Первомайское), основанное в 1959 году, ещё при жизни двух свидетельниц крушения царского поезда – дочерей царя Александра — августейшей царевны Ольги и цесаревны Ксении.

На месте крушения поезда были построены несколько храмов и часовен, а в некоторых губерниях отливали памятные колокола, закладывали памятные церкви, писали иконы.

Храм, построенный недалеко от места крушения

Храм, построенный недалеко от места крушения

возрожде


28 октября 1888 года поезд русского императора Александра III, в котором также находилась его семья, попал в серьезную аварию, которая привела к человеческим жертвам. В результате крушения поезда погибло более 20 человек.

Крушение поезда произошло в 14 часов и 14 минут на железнодорожной линии Курск-Харьков-Азов, в нескольких километрах от Харькова неподалеку от железнодорожной станции Борки.
Императорская семья возвращалась из Крыма в Санкт-Петербург. Перед поездкой все вагоны прошли техосмотр и никаких недочетов не было обнаружено. Поезд тянули два паровоза и его скорость достигала 68 километров в час. Местом аварии стала высокая насыпь, проезжая которую состав перевернулся. С рельсов сошли десять вагонов поезда из пятнадцати.

Император Александр III и почти вся императорская семья, включая наследника престола цесаревича Николая, в этот момент находились в вагоне-столовой. Этот вагон серьезно пострадал, всех его постояльцев выбросило на насыпь, а сверху накрыло крышей. Император смог приподнять ее, чтобы из-под нее выбрались все остальные.
По невероятному везению никто из семьи не пострадал, получив лишь незначительные ушибы и ссадины. Один только флигель-адъютант Шереметев сильно повредил палец. Двое детей, Ольга Александровна и Михаил Александрович, находившиеся в момент аварии в детском вагоне, тоже были выброшены на насыпь и не получили серьезных травм.

Вагон, в котором ехала прислуга, пострадал значительно сильнее. Все находившиеся там 13 человек погибли. Всего катастрофа унесла жизни 21 человека.

Вечером семья села в вернувшийся свитский поезд (он всегда ехал впереди царского) и направилась в Харьков, а затем в столицу. В ходе расследования, которое должно было выявить виновных, все причастные лица валили вину друг на друга. Одни утверждали, что все дело в превышении скорости и опасности использования сдвоенных паровозов. Другие валили вину на гнилые и трухлявые железнодорожные шпалы.

Также существует конспирологическая версия о подрыве поезда революционерами. Версия несколько сомнительная, даже несмотря на то, что такие планы ими действительно вынашивались в свое время.
Однако перепутать взрыв поезда с чем-либо иным достаточно затруднительно, да и вряд ли это скрывали бы почти 130 лет. Скорее всего, причиной аварии действительно послужило превышение императорским поездом скорости.



Александр lll c cемьей

Хотя и никто из императорской фамилии не погиб, но силач Александр, удерживавший на плечах крышу вагона, чтобы его семья выбралась из-под нее, повредил поясницу.
Началось заболевание почек, которое с каждым годом прогрессировало.

В 1894 году у него начался нефрит, лечили который в Крыму. Помочь не удалось, болезнь зашла слишком далеко. Буквально за месяц еще молодой и крепкий император угас. 1 ноября 1884 года он скончался в Ливадийском дворце в возрасте всего лишь 49 лет.

Читайте также: