Политические концепции 20 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Существенный вклад в становление политической науки ХХ века внесли ученые М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс.

Характеризуя феномен власти, Вебер выделяет три идеальных типа государства: традиционный, опирающийся на ритуал, на устойчивый стереотип управления; харизматический, ориентированный на сверхъестественные свойства вождя; легальный или рациональный – опирающийся на закон, который признается как властью, так и подданными. Государственная власть, по Веберу, основана на насилии и готовности поданных подчиняться этому насилию. Признание насилия законным и оправданным получает у Вебера название легитимности.

Г. Моска подчеркивал, что элита всегда малочисленна. Она монополизирует политическую власть, на основе чего становится привилегированным классом; пользуется выгодами материального и духовного характера. Свободу человечества он связывал не с последовательной демократией, а с компетентной элитой. Любая демократия, будучи представительной, выдвигает лидеров из гущи народа, которые стремятся не к его пользе, а к собственной выгоде. Поэтому судьбы элиты, биографии избранных, а не большинства, являются двигателями истории.

Идеи Р.Михельса получили дальнейшее развитие в трудах русского ученого (между прочим, уроженца Гродненской губернии) М.Я.Острогорского (1854-1919). Рассматривая возникновение и деятельность политических партий в Европе, Острогорский пришел к выводу, что их образование явилось следствием реализации демократических тенденций в обществе. В любой массовой политической партии власть со временем концентрируется в руках небольшой группы людей, что неизбежно ведет к бюрократизации Постоянство состава и профессионализм ведут к унификации мышления. Недемократические тенденции внутри политических партий создают определенную угрозу не только для деятельности самой партии, но и для функционирования демократических политических институтов (парламента, выборов и т.д.). Чтобы этого избежать, необходимо заменить постоянно действующие партии свободными объединениями граждан для достижения какой-либо одной цели.

Р.Михельс совместно с М.Я.Острогорским являются основоположниками политической социологии.

Таким образом, технократические идеи все более перерастают рамки социальной доктрины и вплавляются в другие ведущие теории.

Политическая теория – систематизированные рассуждения о природе власти, её функциях и возможностях.

Политические теории возникли ещё в глубокой древности. В сочинениях древнегреческого историка Фукидида, философов Платона и Аристотеля,римского оратора Цицерона и др. можно найти мысли о форме лучшего устройства государства и общества, о взаимоотношениях между разными государствами.

В результате развития человеческого общества, в том числе развития политических институтов появились и окрепли теории объясняющие специфику политического устройства мира, государства и общества.

В ХХ веке наибольшим влиянием пользуются идеалистическая, рационалистическая и марксистская теория.

Политический идеализм

Идеалистическая теория (политический идеализм)– возник как ответ на тяжелые последствия Первой мировой войны 1914 – 1918 года. В рамках этой теории предполагалось уменьшить число вооружённых конфликтов между странами, опираться на правовые нормы. Предполагалось создание демократического мироустройства как основы порядка и безопасности.

Эти идеи особенно ярко отразились в Версальском мирном договоре 1918 года, в основу которого были положена программа, разработанная американским президентом Вудро Вильсоном состоящая из 14 пунктов.

Готовые работы на аналогичную тему

Согласно данной программе предусматривалось вести моральную внешнюю политику, отказаться от тайной дипломатии, сократить вооружённые силы до минимального уровня, который может обеспечить национальную безопасность, а также создание международного органа, который должен был бы обеспечить государственную и территориальную целостность и независимость стран всего мира.

Таким органом в период между Первой и Второй мировой войной стала Лига Наций, как олицетворение идей политического идеализма особо популярного в межвоенный период.

На основе идей политического идеализма сформировался в 1950- 1970 – гг. глобалистский подход в международных отношениях. Его основными чертами является утверждение о снижении роли государств и повышении роли и значимости межгосударственных и неправительственных организаций. Как итог формирование единого глобального мирового пространства живущего по единым законам.

Её основной идеей было снижение силового конфликтного решения международных проблем и увеличение роли экономических, правовых и информационных факторов

Теория демократического мира М. Дойла. Согласно утверждениям данной теории войн и конфликтов между либеральными демократическими режимами быть не может, а чтобы обеспечить безопасность в мировом масштабе, следует распространить модель либеральной демократии на весь мир.

Иренология – буквально - наука о мире. Это междисциплинарное направление, целью которого является недопущение войн, мирное решение конфликтов и преодоление последствий локальных и региональных войн.

Политический реализм

Политический реализм (или Realpolitik)основан на критике идеалистического подхода к мировой политике без учёта конкретных государственных интересов определённых стран. Предшественниками в освещении политического реализма были Н. Маккиавелли, Т. Гоббс, К. фон Клаузевиц.В современном мире из теоретиков политического реализма выделим американских политологов З. Бжезинского, Г. Киссинджер, английского историка Э. Карра и французского специалиста Р. Арона.

Основными тезисами политического реализма являются следующие тезисы:

  • Основным содержанием международной политики, как и любой другой является борьба за власть.
  • Главными субъектами международной политики являются государства, которые стремятся максимально увеличить своё влияние.
  • Государства сотрудничают, имея в виду свои национальные интересы и соблюдение баланса сил.
  • Национальные интересы – определяются традициями, историческим прошлым, человеческой неизменной природой и географическим фактором.
  • Национальные интересы разделяют по значимостина постоянные, основополагающие (защита от внешней угрозы) и промежуточные.
  • Отсутствуют абсолютные моральные ценности. Мораль подчиняется интересам государства.

Наилучшей реалисты считают рациональную политику, которая способна принести определённые выгоды государству и при этом снизить возможные отрицательные последствия до минимума.

Марксизм и неомарксизм

Марксизм в его классическом варианте предполагал, что в результате неизбежной социалистической революции вызванной системным кризисом капитализма будет построено более совершенное социалистическое общество, более прогрессивное по сравнению с капиталистическим. Следующим этапом считался переход к коммунизму как к вершине развития человеческой цивилизации, где не будет ни частной собственности, ни эксплуататоров, ниэксплуатируемых.

Что касается международных отношений, то марксисты считали, что они должны быть основаны на моральных нормах и справедливости. И потому, международные отношения должны быть перестроены на основе социалистических понятий.

Прошлый век против позапрошлого обозначено чрезвычайно высоким развитием политической мысли. Это возраст обострения идеологической борьбы и одновременно начала сближение, взаимообогащение политических идеологий. Это время появления новых методологических подходов, возрождение и обновление старых, традиционных методологий. Это век зарождения новых политических идей и возвращения, переосмысление наследия прошлого.

Политическая мысль современного мира еще и до сих пор находится под значительным влиянием теоретических разработок выдающихся ученых, живших на рубеже XIX-ХХ вв., таких как Г. Вебер, В. Парето, Г. Моска, Г. Михельс и другие.

Большое внимание Г. Вебер уделял проблемам власти. Пытаясь типологізувати это общественно-политическое явление, Вебер пришел к выводу, что в истории развития общества существовало три типа власти: традиционная, харизматичная и рациональная. Традиционная власть характеризуется верой подчиненных в том, что власть в обществе является законной, поскольку она существовала всегда. Этому типу власти присущи традиционные нормы, на которые постоянно ссылается правитель, организуя свою деятельность. Однако правитель, который презирает и нарушает существующие в обществе традиции, может лишиться и своей власти.

Третий тип власти - рациональный, которому свойственно всевластия рациональной бюрократии. Прогрессирующая рационализация - неизбежная судьба западного мира, и движущей силой этого процесса является рациональная бюрократия. Рациональный тип власти означает выбор политического правителя через демократические процедуры и предоставления ему полномочий, злоупотребление которыми он несет ответственность перед избирателями. Следует особо подчеркнуть, что современная политическая наука во многом находится под влиянием идей М. Вебера.

Полиархия улучшает и дополняет принцип демократии, управления большинства через усовершенствование системы народного представительства, больших гарантий прав меньшинства, использование электорального и других средств для управления представителями большинства, устранение различных видов политического неравенства.

От гегемоністського управления элит полиархия отличается возможностью оппозиции отрицать правительственную политику, наличием открытых конфликтов между политическими лидерами, а также открытым соревнованием для поддержки претендентов на лидерство (особенно посредством избирательного голосования), периодическим проведением местных и национальных выборов с участием политических партий, которые соревнуются [9].

Вторая мировая война оказала большое влияние на развитие политической мысли в странах Запада. Политические исследования охватили широкий круг вопросов и проблем: бихевиоризм, системный анализ, изучение групповых интересов, политических партий, анализ политических взглядов, позиций и поведения во время выборов и т. п. Особое место занимает бихевиоризм как специфический метод исследования политической жизни. Принципами біхевіористської политологии считаются научная нейтральность, опора на результаты выборочных эмпирических исследований, выполненных на базе систематических и математических обработок, точную формулировку и эмпирическая проверка гипотез.

Е. Фромм справедливо обращает внимание на то, что террор и демагогию нацистов и апатию немецких масс, которые имели своим следствием установления фашистского режима, нельзя объяснить только экономическими, социальными и политическими причинами. И сам Фромм, и некоторые другие западные исследователи отмечали, что за этим стояли еще и известные исторические коллизии национального жизни немецкого народа. Вообще национальная психология, национальная ментальность любого народа играет и будет играть весомую роль в процессе его социально-экономического развития, и роль эта, к сожалению, не всегда является прогрессивной.

Трезвый анализ Е. Фромма показал, что современное общество способно или грубо и силой, или тихо и незаметно искоренять человеческое в человеке и что конец-концов деградация человека может стать необратимой. Не нужно идеализировать кого-какое общество, не надо забывать об опасности, которую может нести человечеству прогресс. Именно об этом свидетельствуют произведения выдающегося немецкого и американского ученого Е. Фромма.

Одним из самых влиятельных представителей американской политической науки был также Ганс Моргентау (1904-1980) - ведущий теоретик США по внешнеполитическим вопросам.

Подчеркивая, что национальные интересы являются главной движущей силой внешней политики любого государства, Моргентау, понятное дело, особое предпочтение отдавал американским национальным интересам. По его мнению, необходимо было предпринимать все возможные меры для обеспечения политического лидерства США в Европе и баланса сил в Европе и в Азии.

Обосновывая концепцию национальных интересов, Г. Моргентау большое значение придавал силе. Политика, по мнению американского ученого, никогда не сможет быть эффективной, если ее не подкреплено экономической, военной и политической силой. Вот почему достижения могущества и силы, согласно Моргентау, является главной задачей и определяющей чертой государства.

Выдающимися представителями политической мысли французские теоретики Раймон Арон и Морис Дюверже.

Наиболее влиятельным французским политологом сейчас Морис Дюверже (род. 1917). Одной из центральных проблем его творчества является проблема демократии. Изучая ее, Дюверже пытается серьезно осмыслить и проанализировать соответствующий политический опыт демократического развития западных стран. Исследования этого вопроса привело французского политолога к выводу, что западные страны живут в условиях плутодемократії, то есть в условиях такого политического правления, когда властью обладают одновременно и народ (демос), и богатство (plutos).

ХХ век - век невиданных ранее по своим масштабам и глубине социальных конфликтов. Политическая наука не оставила этих проблем на обочине: существует специальный направление политологии - теория конфликтов. Наиболее весомый вклад в ее разработку принадлежит Л. Козеру, Г. Дарендорфу и К. Боулдінгу.

В завершение рассмотрения этого вопроса отметим, что слишком длительное игнорирование проблематики социального конфликта в нашем обществе привело к тому, что общественные науки оказались не готовыми предложить государственным и общественным институтам, отдельным политикам глубокого теоретического анализа феномена конфликтности и практических рекомендаций по регулированию процесса развития конкретных конфликтных ситуаций. При таких условиях чрезвычайно актуальной становится задача максимального освоения накопленного мировой научной мыслью теоретического багажа в области конфликтологии, а также ускоренного развития собственных исследований. Это тем более важно, что сегодня Украина, как и другие страны СНГ, является уникальной лабораторией, где проблематику конфликта можно исследовать на богатейшему фактическом материале.

Итак, мы уже выяснили, что политическая наука занимает особое место в системе зарубежного обществознанию. Это - самостоятельная гуманитарная дисциплина с высокой степенью профессионализма и специализации. Она способствует разработке стратегических политических установок для внутренней и внешней политики, исследует те факторы, которые обеспечивают стабилизацию политической жизни общества. Понятно, что наш обзор тенденций развития современной политологии не является исчерпывающим. Политические проблемы продолжают существовать, жизнь неуклонно идет вперед и порождает все новые и новые политические явления и процессы. Все это делает вывод, что социальные условия для развития политической науки не исчезнут и в политической теории будущего, есть очень большие перспективы.

Таким образом, понятия либерализм, консерватизм и социализм многозначны. Как мировоззрение каждое их них имеет определенную философскую основу и представляет собой некоторый способ осмысления мира

в целом, прежде всего, общества и способов его развития. В этом смысле мировоззрения 19-20 вв. играют в науках об обществе методологическую роль, выступая в качестве инструмента познания политических концепций и партийных платформ. Как политические идеологии либерализм, консерватизм и социализм рисуют картину желаемого будущего и основных путей его достижения. Иными словами каждая идеология предлагает некоторую модель развития общества, которая его создателям и сторонникам представляется оптимальной. Следует подчеркнуть, что политическая идеология не представляет собой систему взглядов в строгом смысле слова. Это более или менее взаимообусловленная совокупность концепций,

принципов и идей, обычно лежащая в основе платформ политических

партий. Отсюда следует, что либерализм, консерватизм и социализм – это

также политическая программа и политическая практика.

Предпосылки и пути демократизации общественной жизни.

Политические идеи Востока

Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах древнего Востока.

В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности. Современные исследователи относят древневосточные общества к так называемым локальным (или речным) цивилизациям земледельческого типа.

На содержании политической идеологии Древнего Востока сказались прежде всего традиционализм общинной жизни, незрелость классов и классового самосознания. Патриархальные сельские общины ограничивали инициативу человека, удерживая его в рамках вековых обычаев. Политическая мысль Древнего Востока длительное время развивалась на основе религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя.Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. С этими мифами были тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний.В государствах Древнего Востока политические и правовые учения еще не обособились от мифов, не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания.

Незавершенный характер этого процесса проявлялся в следующем.

Во-первых, политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства ("ремесла") управления, механизма осуществления власти и правосудия. Иначе говоря, в политических доктринах разрабатывались не столько теоретические обобщения, сколько конкретные проблемы техники и методов отправления власти.

Во-вторых, политические учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Повышенный интерес к проблемам морали вообще характерен для идеологии формирующихся классов. Это общая закономерность всей истории политической мысли, и наиболее отчетливо она проявилась на стадии формирования раннеклассовых обществ.

Преобразования в обществе и государстве во многих древневосточных учениях связывались с изменениями морального облика людей. Само искусство управления подчас сводилось к нравственному совершенствованию государя, к управлению силой личного примера. "Если правитель утвердит свое совершенство, — говорилось в китайской книге "Шу цзин", — то во всем его многочисленном народе не будет сообществ злоумышленников" Многие акции социального протеста проходили под лозунгами морального содержания и были направлены против конкретных носителей или узурпаторов власти. Народные массы выступали главным образом за восстановление справедливости, перераспределение богатства, но не подвергали сомнению экономические и политические основы общества.

В-третьих, для политико-правовых учений Древнего Востока характерно то, что в них не только сохранялись, но и развивались религиозно-мифологические воззрения. Преобладание в политических учениях практико-прикладной и нравственной тематики приводило к тому, что наиболее общие, отвлеченные от непосредственной практики вопросы (например, происхождение государства и права, их историческое развитие) оставались без решения либо решались при помощи тех воззрений, которые предоставляло религиозно-мифологическое сознание.

Социально-политические теории Древнего Востока, одним словом, являлись сложными идеологическими образованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементов в различных учениях было неодинаково.

Вследствие экономической отсталости, завоевательных войн и других причин многие государства Древнего Востока утратили независимость или погибли. Возникшие в них политические учения, как правило, не получали дальнейшего развития. Последовательная преемственность истории политико-правовой мысли сохранялась лишь в Индии и Китае.

Изучение политико-правовой мысли Древнего Востока имеет не только познавательное, но и теоретическое значение. Документы и памятники литературы, дошедшие до нас от древнейших цивилизаций Египта, Месопотамии, Палестины, Индии и Китая, позволяют проследить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления классового общества. История Древнего Востока предоставляет в этом отношении уникальные возможности, поскольку многие страны древневосточного мира длительное время развивались изолированно друг от друга и процесс зарождения политической идеологии протекал в них что называется в чистом виде, независимо от внешних влияний. Подобная ситуация крайне редко повторялась в последующей истории у других народов. Кроме того, высокий уровень культуры и богатые литературные традиции сочетались здесь с замедленными темпами социального развития. Значительное число памятников письменности, сохранившихся от древних цивилизаций Востока, относится к тому периоду, когда процессы образования классов и государства не получили своего завершения. Это позволяет воссоздать достаточно полную картину возникновения политического и правового сознания из нерасчлененной (синкретической) идеологии раннеклассовых обществ.

В настоящее время интерес к идейному наследию Древнего Востока заметно возрос. Его стимулировало национально-освободительное движение в Индии, Китае, Египте и других странах, входивших в состав древневосточного региона. Образование независимых государств с древней и самобытной культурой усилило интерес к их историческому прошлому. Немаловажную роль при этом сыграло пробуждение национального самосознания народов Востока, стремление молодых государств сохранить (или воссоздать) традиции, унаследованные от предшествующих эпох.

Современное содержание религиозных и морально-политических доктрин, возникших в государствах Древнего Востока, расходится с их первоначальным смыслом. Было бы поэтому серьезным просчетом отыскивать в них общечеловеческие ценности, вечные начала справедливости и т.п. В частности, конфуцианские принципы человеколюбия первоначально относились только к китайцам и сочетались с представлением о том, что Китай — это центр Поднебесной, которому должны подчиниться все остальные народы. Исторически адекватное освещение политико-правовых концепций прошлого требует учитывать обстановку, в которой они зародились, и не допускает их модернизации.

Читайте также: