Политические идеи нового времени и просвещения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Началом Нового Времени традиционно считают английской революции середины XVII века. Политическая мысль Нового Времени формировалась под знаком идеологии Просвещения, идеологии буржуазии - молодого прогрессивного класса, который стремился власти. Возникнув в XVII в. в Англии - наиболее передовой на то время капиталистической стране, - идеи просвещения распространились во Франции XVIII в. и в других странах.

Просветители (Д. Локк, Ш. Монтескье, Вольтер, Дидро, Ж. -Же. Руссо и другие) отрицали феодальную эксплуатацию, политический деспотизм, сословные привилегии, отстаивали интересы широких народных масс. Они считали, что преобразования в обществе должны осуществляться через распространения передовых идей, борьбу с невежеством, религией, антигуманной феодальной моралью и искусством, которые отвечали прежде всего интересам феодально-абсолютистского государства.

Природный, додержавний состояние Гоббс рассматривает как войну всех против всех. Инстинкт самосохранения диктует человеку два противоположных стремления: сохранение собственной свободы и стремления к господству над другими. Отсюда возникает война всех против всех. И выход из животной жизни только один - принятие общественного договора об учреждении власти и государства. Люди соглашаются потерять часть личной свободы, выбрав правителя или верховный орган, которые властвовали бы над ними и положили конец усезагальній войне.

Т. Гоббс, анализируя анархию и тиранию, считает лучшими лекарствами от анархии монархию. Главный аргумент: монархия - это воплощение абсолютной власти. Восстание против монарха, по мнению Гоббса, нельзя оправдать, а потому оно, как правило, является неудачным. Успешное восстание дает плохой пример. Это - путь к хаосу, новой войны всех против всех.

Однако для того, чтобы собственность не зависела только от воли властей, люди создают законы и законодательство. Локк формулирует один из принципов либерализма - принцип законности: ни один человек, живущий в обществе, не может претендовать на то, чтобы для нее было сделано исключение из закона этого общества. Но и в обществе законов возможно беззакония, поскольку всегда возможны произвольные толкования и применения законов. Поэтому очень важным становится вопрос: а судьи кто? Когда, например, судьями выступают сами власть имущие, то в судопроизводстве обязательно будут иметь место волюнтаризм и фактическое беззаконие. Для этого Локк предлагает систему сдержек и противовесов - разделение власти на законодательную, исполнительную и федеративную (союзное). Законодательная власть должна быть в парламенте, исполнительная - принадлежать суда и армии, а федеративная власти, ведающий отношениями с другими государствами, - в руках короля. Власть короля, за Локком, надо ограничить конституцией.

Исходный тезис размышлений Руссо - человек по своей природе добра, но общество со всеми его атрибутами делает ее плохой. Самое страшное неравенство дала человечеству частная собственность, а ее изобретатель - тот, кто первым оградил кусок земли и сказал: это - мое. Собственность породила страсть к наживе, зависть, лицемерие, обман, преступление.

Политический идеал Руссо - город-государство со спартанским порядком и абсолютной демократией. Он считал, что из всех государств наиболее совершенные - малые, для них демократия - лучший способ правления. Малые демократические государства совершенны, ибо приближены к природе: сообщество тех, кто заключал впервые общественный договор, было несколько, и каждый мог влиять на государственные дела непосредственно.

Каким же должно быть правительство, которое воплощает общую волю? Руссо считал, что осуществление общей воли невозможно, поскольку она - идеал, а идеал недостижим. Но правительство способен приблизиться к идеалу, если он использует для этого всю полноту власти и не имеет собственных корпоративных интересов. Концепция Руссо стала источником теории харизматического лидерства.

На рубеже XVIII-XIX вв. в Германии наблюдается бурный подъем политической мысли, наиболее яркими представителями которой были И. Кант (1724-1804) и Г. Гегель (1770-1831). И. Кант наиболее полно обосновал политическую доктрину либерализма. По его мнению, человеку в своем поведении необходимо руководствоваться волеизъявлением морального закона. Чувство свободы внутренне присущее личности, но часто это чувство превращается в произвол одного человека в отношении другого. Для того чтобы ограничить проявления произвола в обществе, необходимое право. Обязательное соблюдение права должно достигаться, по мнению Канта, с помощью принудительной силы государства, назначение которой - максимально соответствовать в своей построении и деятельности принципам права (концепция правового государства). Политическим идеалом Канта является верховенство народа, свобода, равенство и независимость всех граждан в государстве, хоть он и был сторонником ограничения избирательных прав трудящихся.

Очень интересными являются три кантовские формулы категорического императива. Две из них принадлежат к морали, третья - к политике. Первая: действуй так, чтобы максима твоего поведения могла стать всеобщим законом. Второе: никогда не надо относиться к другому человеку как к средству, но всегда как к цели. Политический вариант категорического императива делится на легальность и нравственность. Легальность - будь-яка законопослушный поведение, нравственность - законопослушность, базирующаяся на сознательных началах.

Важную роль в развитии политической мысли отыграл Г. Гегель. Заслуга Гегеля заключается прежде всего в том, что он разработал и применил для анализа общественных, в том числе политических явлений диалектический метод. В диалектике Гегеля четко различимы три основные моменты: признание движения, изменения и развития как универсального методологического принципа; характеристика того, что движется, изменяется и развивается; раскрытие, а также объяснения самой сути движения, изменения и развития.

Идеальное государство, по Гегелю, - это конституционная монархия с разделением власти. Причем разделение законодательной, представительной власти и власти монарха он понимает как органическое единство, отстаивая суверенитет наследственного конституционного монарха.

В эпоху европейского Возрождения происходит становление ранней буржуазной политической идеологии, направленной против христианской церкви, теории и практики феодализма. Освобождение политической мысли от средневекового религиозного мировоззрения связано с формированием новых методов познания государства, политики, общества. Новизна этой методологии заключалась в изучении конкретных исторических фактов и их обобщении.

− доктрине моральной целесообразности в политике, согласно которой важнейшая цель, которая оправдывает любые безнравственные средства, – это создание и сохранение государства;

− теории политического республиканизма, согласно которой единовластие необходимо при создании государства и реформах, а республиканские формы хороши для поддержания власти, т.е. фактически был сторонником смешанных форм правления.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) предвосхитил социальный и исторический детерминизм в понимании политики, разработал теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать друг друга во избежание злоупотребления.

На смену гражданским концепциям политики приходят концепции социальные . Для них было характерно большее внимание роли в политике не личности, а социальным группам (классам, нациям и т.п.), индивиды и государство, как правило, стали рассматриваться как продукты социальной среды и исторических условий развития.

Политические теории XIX-XX вв.

конкуренции, а также отстаивали идею невмешательства государства в экономику. Политическая свобода, по мнению Констана, служит лишь средством для обеспечения гражданской свободы. Власть, нарушающая гражданскую свободу, превращается в тиранию. Отсюда следовал вывод о том, что политическая власть не должна быть абсолютной. Границей для нее служат права индивида и система разделения и равновесия властей. Важным моментом в теории либерализма являлось выделение гражданского общества и государства как самостоятельных сфер жизни.

мократии, согласно марксизму, должна прийти демократия пролетарская, означающая тотальное участие народа в управлении государством. Полное народовластие и развитие самоуправления должно было привести к постепенному отмиранию государства и политики.

Бурное общественное развитие и обострение политических проблем в ХХ в. привели к расширению исследований ученых-обществоведов. В зависимости от ориентации на те или иные силы, интересы и тенденции политического развития, сложились такие направления политической мысли, как неолиберализм, неоконсерватизм, реформизм и др. Разнородность свойственна политическим теориям не только в идеологическом, но и в философско-методологическом плане. На рубеже Х1Х-ХХ вв. происходит становление самостоятельной политической науки, отделившейся от правоведения.

Дальнейшее развитие американской политической науки было ускорено значительным ростом государственного аппарата и исполнительной власти после первой мировой войны. Разработка практических рекомендаций для реформаторской деятельности в области государственного управления потребовала новой методологии политических исследований. Американские политологи и государствоведы все чаще стали обращаться к научным дисциплинам, изучающим реальные социальные структуры и процессы, и прежде всего – к социологии.

В 1920-30-е гг. новая методологическая ориентация была связана с работами Чарльза Мерриама . По его инициативе из социальной психологии заимствована концепция Терстоуна, согласно которой изучение поведения человека должно основываться на анализе его установок. Считалось, что такой анализ мог

осуществляться путем создания шкалы мнений, полученных в результате опросов. В политических исследованиях зарождается движение, известное под на-

Мерриам и его последователи провозгласили актуальность изучения человеческого поведения в группах, в институтах власти и в политическом процессе в целом. При этом основным объектом политико-бихевиористских исследований становится политическая власть.

В защиту принципов и идей либерализма в 40-е гг. ХХ в. выступил австрийский экономист и политолог Фридрих Хайек (1899-1992). В своих работах он исследовал предпосылки и следствия двух альтернативных способов организации социальной жизни – либерализма и тоталитаризма (причем последний он отождествлял с социализмом). Под тоталитаризмом он понимал неизбежные практические результаты осуществления коллективистских проектов. Его источником служит организация жизни общества по единому плану. Практическое его осуществление, согласно Хайеку, начинается с замены спонтанного рыночного порядка плановым руководством, вслед за этим рушатся ценности и опоры свободного общества – демократия, правозаконность, личная независимость,

Итак, в истории политической мысли сложились четыре основные парадигмы (логические модели постановки и решения познавательных проблем). Теологическая , в которой фундамент политики видится в сверхъестественных (божественных) началах и взаимодействии с ними человеческой воли. Натуралистическая парадигма отображает попытки объяснить природу политики исходя из доминирующего значения внесоциальных факторов, которые имеют врожденный и неизменный характер. Это факторы географической среды, врожденные физиологические особенности, инстинкты и качества человека. Сюда относятся многочисленные теории геополитики (К. Хаусхофер, Э. Хантингтон, Г. Маккиндер и др.), биополитики (Ц. Ломброзо, М. Нордау, П. Корнинг, П. Майер, Г. Шуберт и др.), психологизаторские концепции (Г. Тард, Г. Лебон и др.). Социальная парадигма объединяет в группу разнородные теории, но сходные в стремлении объяснить природу политики через доминирующую роль той или иной сферы общества – экономики (марксизм), право (Р. Моор, Л. Гудмен, Г. Макдональд), культурные и религиозные факторы (М. Вебер, М. Шелер, Ф. Баос, Э. Канетти). Наконец, рационально-критическая парадигма политологии исходит из объяснения природы политики из нее самой, на основе ее собственных законов и механизмов развития.

Ведущие мыслители этого периода: Ш. Монтескье, Ж. Руссо, И. Кант,Г. Гегель.

Особенности и характерные черты этого периода:

Ё формирование либеральной политической идеологии;

Ё обоснованные необходимости разделения властей;

Ё характеристика правового государства;

Ё анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;

Ё формирование концепции прав человека и гражданина.

Значительное внимание мыслители этого периода уделяли проблемам свободы и прав человека, гарантиям безопасности личности, механизмам, обеспечивающим эту безопасность. Огромную работу в этом направлении проделал французский философ, писатель и историк Шарль Луи де Монтескьё (1689-1755 гг.). Он занимал наследственный пост президента парламента в Бордо, являлся членом Бордосской академии. В своих основных сочинениях (”Персидские письма“, ”Рассуждения о причинах величия и падения римлян“, ”О духе законов“), анализируя функционирование различных государственных устройств, Ш. Монтескьё делает вывод о том, что для преодоления возможности злоупотребления властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти (законодательная, исполнительная, судебная) могли бы взаимно сдерживать друг друга. Если власти законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх (или сенат) станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически их применять. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной иисполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Государи, стремившиеся к деспотизму, подчёркивал Ш. Монтескьё, всегда начинали с того, что объединяли в своем лице все отдельные власти.

Идеи Ш. Монтескьё большой популярностью пользовались в революционной Франции; для обоснования своих политических программ на них ссылались Марат, Робеспьер, многие из жирондистов. Разработанные Ш. Монтескьё принципы разделения властей и трёх видов правления (демократия, аристократия, деспотия) впоследствии легли в основу политического устройства буржуазно-демократических государств.

В четырнадцатой книге работы ”О духе законов“ Ш. Монтескьё обосновывает теорию, согласно которойгеографическая среда, и в первую очередь климат, является основной причиной различных форм государственного устройства. “ Ш. Монтескьё считается основателем географической школы в социологии.

Другим представителем французского Просвещения XVIII века является французский мыслитель и писатель, идеолог дореволюционной мелкой буржуазии Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.). Руссо принимал участие в создании знаменитой Энциклопедии. В 50-х - начале 60-х гг. Руссо опубликовал произведения, направленные против социально-политического имущественного неравенства: ”Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов“, ”Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми“, ”Об общественном договоре, или Принципы политического права“ и другие. Изданная в 1762 г. работа Руссо ”Эмиль, или о воспитании“ за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению.

Руссо критиковал современное ему общество, используя в качестве эталона для сравнения, во-первых, ”естественное состояние“ догосударственного человечества, во-вторых, идеальную модель возможного общественного устройства.

Рост человечества и географические причины, согласно Руссо, ведут к развитию способностей людей и возникновению сотрудничества и соперничества. Появление новых способностей стимулирует новые потребности, и наоборот. Решающий шаг в замене естественного, антропологического неравенства политическим, т.е. общественным, - установление частной собственности. В этих условиях неравенства сил и дарований людей приводит к неравенству собственности, которое затем само начинает оказывать определяющее воздействие. Постоянные столкновения могущественных и обездоленных людей приводят, главным образом, первых, к потребности в гражданском мире, который обеспечивается заключением общественного договора.

Общественный договор состоит в том, что ”каждый из нас передаёт в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого. По общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть; приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает“ (Ж.Ж. Руссо ”Трактаты“).




Таким образом, делает вывод Руссо, любая политическая власть имеет законную силу лишь благодаря некоему ”первоначальному соглашению“. Любые правители - лишь уполномоченные народа, наследственное единовластие - самая извращенная форма правления. Изменение формы правления - компетенция народа, который может в любой момент отказаться от любого законодательного решения и принять новое.

Политический организм, по Руссо, как и всякий организм, смертен. Продлить его здоровье и существование могут удачное правление и законодательство.

Идеал Руссо - небольшие государства, жители которых могут непосредственно осуществлять волеизъявление и контроль уполномоченных правителей. Чтобы предотвратить неравенство в правах, требуется обеспечить имущественное равенство и запретить роскошь. Но так как столь демократический строй невозможен среди нравственно несовершенных людей, Руссо склоняется к аристократии: ”именно тот строй будет наилучшим и наиболее естественным, когда мудрейшие правят большинством, когда достоверно, что они правят им к его выгоде, а не к собственной“.

При изучении этого периода нельзя обойти вниманием политические взгляды великого немецкого мыслителя, философа и учёного, родоначальника немецкой классической философии Иммануила Канта (1724-1804 гг.).

Кант родился и прожил всю жизнь в Кёнигсберге, окончил в нём университет (1745 г.) и был в 1755-1770 гг. доцентом, а в 1770-1796 гг. - профессором университета.

Кант обосновывал, что государство - это объединение множества людей, подчинённых правовым законам. Гражданин в этом государстве должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному и безусловному исполнению закона, которой обладает властвующий в отношении к гражданину.

Прогрессивным было учение Канта о роли антагонизмов в историческом процессе жизни общества. Только через действие лиц, которые кажутся источником одной лишь борьбы и вражды, возможно, по Канту, достижение величайшей задачи человеческого рода - всеобщего правового гражданского состояния. Параллельно с этим должно быть установлено состояние вечного мира между всеми государствами. Средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общения с их взаимными выгодами для различных государств.

Гегель осуществил постановку вопроса о взаимосвязи социально-экономической и политической сфер гражданского общества и государства. Гражданское общество, по Гегелю - опосредованная трудом система потребностей, основанная на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Такого общества не было в Античности и Средневековье. Оно возникает и развивается с утверждением буржуазных отношений. Гражданское общество - сфера развёртывания частных, особенных интересов отдельных личностей, государство - сфера общего и всеобщего. Всеобщее - есть только право и должно распространяться на всю область особенного.

Наряду с идеями И. Канта об установлении вечного мира, проблемой взаимосвязи политики и войны занимались и военные теоретики XVIII - XIX вв. Так, генерал Г. Ллойд (1720-1783 гг.) отводил значительную роль политике в понимании сущности войны. Французский военный теоретик Г. Жомини (1779-1869 гг.), летописец наполеоновских войн, считал, что политика имеет первенство над всей боевой деятельностью войск, а смысл войны заключается в достижении целей этой политики. Наиболее полно сущность войны и её связь с политикой исследовал немецкий военный теоретик К. Клаузевиц (1780-1831 гг.). Он высказал следующие идеи: § война не есть самостоятельный акт, а является частью целого - политики; § война, как социальное явление, вызывается политическими мотивами, всегда вытекает из политического положения и не может обособляться от политических отношений.




Новое время (XVII-XIX вв.) в Европе – это эпоха буржуазных революций и последующего развития капитализма на основе промышленного переворота. В эпоху Нового времени формируется идеология Просвещения, которая основывалась на рационализме – убеждении в способности человеческого разума познать действующие в мире законы и изменить всю систему общественных отношений. Политическая мысль начинает уделять большое внимание проблеме индивида как гражданина и характеру его взаимоотношений с государством.

Само государство Гоббс сравнивал с Левиафаном, библейским чудовищем. Только внушая страх своим подданным, государство способно прекратить постоянную войну людей. Заключив договор, люди уже не имеют права от него отказаться, не имеют права сопротивляться действиям государства. Сторонник абсолютной монархии, Гоббс настаивал на неделимом характере государственной власти и был противником принципа разделения властей.

Основная цель государства – защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Если Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми, то Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. При этом оно не обладает произвольной абсолютной властью. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы, – народ имеет право свергнуть правительство путем восстания.

Традиция Просвещения была продолжена знаменитым немецким мыслителем И. Кантом (1724-1804). Он заложил философскую основу теории правового государства. По Канту, государство – это объединение множества людей, подчиняющихся праву. Но и сама власть должна быть ограничена правом, иначе она рискует перерасти в произвол и тиранию.

Читайте также: