Политическая ситуация в китае кратко

Обновлено: 05.07.2024


Кроме того, китайские власти заявили о необходимости активизировать военное обучение и боевую подготовку в 2022 году.

4 февраля Путин и Си Цзиньпин подписали совместное заявление о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии международных отношений. В заявлении также говорится о намерении Москвы и Пекина противостоять вмешательству извне во внутренние дела суверенных стран.

Официальные отношения между центральным правительством КНР и его островной провинцией прервались в 1949 году, после того как потерпевшие поражение в гражданской войне с компартией Китая силы Гоминьдана во главе с Чан Кайши перебрались на Тайвань. Деловые и неформальные контакты между островом и материковым Китаем возобновились в конце 1980-х годов. С начала 1990-х годов стороны стали контактировать через неправительственные организации.


- критическая нестабильность в мировой экономике и мировых финансах, положение Китая с его ежегодным стабильным ростом опять выглядит не только более выигрышным, но и доминирующим, а если сюда добавить увеличение доли КНР в МВФ, то Китай вообще оказывается единственной страной-бенефициантом;

- предельный риск возникновения региональных конфликтов на Ближнем Востоке (Сирия, Иран, Израиль-Палестина), а теперь и в зоне Южно-Китайского (КНР — Филиппины, Вьетнам) и Восточно-Китайского морей (КНР – Япония). И здесь впервые Китай оказывается в слабом и, можно сказать, уязвимом положении.

Основным содержанием мировой политики ближайшего десятилетия становится глобальное геополитическое противостояние Китая с Америкой.

Западная геополитика имеет особенность макрогеополитики, китайская – микрогеополитики. Зарождение западной геополитики приходится на 19-20 века. Это было время великой экспансии Запада во все районы мира, поэтому геополитика того периода рассматривалась с точки зрения мировой стратегии. В то же время геополитика Китая концентрировала свое внимание исключительно на собственных приграничных районах и в этом смысле была действительно географической политикой, имеющей в виду прямое отношение к собственным границам и собственному экономическому пространству. Страны и регионы, которые были далеко от ее границ, Китай ставил на своё важное место, считая, тем не менее, что они не имеют прямого отношения к Китаю. Таким образом, геополитическая наука Запада акцентирует внимание на окружающее его пространство, которое в той или иной степени несет в себе смысл экспансии в это пространство. Геополитика Китая говорит только об определении границ собственной безопасности, в пределах которых не должна формироваться прямая угроза стране.

Геополитическая линия Восток-Юг включает в себя КНДР, Республику Корея, Японию, 10 стран АСЕАН, а так же Австралию, Новую Зеландию и другие страны юго-западной части Тихого океана. Эта линия представляет собой 6475 км. сухопутной и более 18 тыс. км. морской границы Китая. Эта морская геополитическая линия Китая,на которой США создали систему из трех линий опорных островов. США и Япония оказывают огромное влияние на обстановку в районе этой геополитической линии. На этой линии сейчас формируются основные угрозы национальной безопасности Китая. Как и в 1840 году опасность для Китая приходит со стороны моря, поэтому морская геостратегия страны становится главной.

За 63 летний период своего существования КНР трижды сталкивалась с глобальными вызовами, которые оказывали непосредственное влияние на формирование ее геополитических взглядов. Первый, политический, вызов (1949 г. – 1971 г.) был связан с борьбой Китая за свое признание, включение в систему международных отношений и носил, по сути, юридический характер. Он завершился восстановлением прав КНР в ООН и Совете безопасности этой организации. Второй, экономический, вызов (1971 г. – 2001 г.) Китай ощутил, когда боролся за существование своей экономической системы. Вступление Китая в 2001 году во Всемирную торговую организацию ознаменовал собой вхождение страны в мировую экономику и признание китайской экономической модели развития. Третий, цивилизационный, вызов, который мы наблюдаем сейчас, непосредственно касается китайской идентичности.Китай в настоящее время испытывает давление Запада практически на все стороны жизни своего государства – политику, общество, духовную жизнь народа. Сегодняшняя борьба между Китаем и США, который олицетворяет Запад, носит принципиальный, идеологический характер, поскольку затрагивает главные вопросы китайской идентичности: систему ценностей и общую модель развития страны, и ведется в сфере общественного сознания.

Здесь уместно вкратце остановится на истории формирования идентичности Китая в мировой политике. Практически на протяжении всей свой истории Китай играл или пытался играть самостоятельную роль, поэтому его идентичность в целом может быть охарактеризована, как ролевая. Вместе с тем, сама эта идентичность менялась в зависимости от исторических условий и положения Китая в мире. Развитие китайской государственности можно условно разделить на три больших периода, каждому из которых соответствовал определенный тип идентичности.

- замкнутость политической системы Китая, обусловленная географическим рельефом и эгоцентризмом власти;

- изолированность, провал всех попыток играть самостоятельную роль в существующей системе международных отношений;

Говоря о геополитике КНР, китайские ученые отмечают, что до 1971 года Китай был не участником, а наблюдателем международных отношений и находился вне международной системы. Китай был исключен из мировой капиталистической системы и социалистического лагеря. Таким образом, с одной стороны, Китай был самым независимым актором в глобальной блоковой политике и, в тоже время, занимал изолированное положение.

Третий период, 1978 г. – наст. время. Переходный период, возрождение идентичности великой державы. Впервые в истории Китая проявляется коллективная идентичность, включенность во все институты мировой системы. Характерные признаки:

- стремительное формирование среднего класса – носителе смыслов новой либеральной идентичности (исследователь Хэ Цинлянь выделяет в современном китайском обществе три слоя, или класса: элита, средний класс, рабочие и маргинальные группы. Численность политической и экономической элиты – около 7 млн. человек, т.е. 1 % трудоспособного населения. Средний класс представлен верхним слоем общим числом немногим более 29 млн. человек, или 4 % занятого населения. Ниже находятся профессионалы технических специальностей, ученые, юристы, преподаватели — это около 82 млн. человек, или 12 % занятого населения. Таким образом, к обеспеченным слоям можно отнести 17 % населения — основа нового постиндустриального общества Китая, которые несут в себе черты во многом либеральной идентичности);

- амбиции на лидерство, не подкрепленные технологическими и культурно-образовательными новациями (сохраняется положение догоняющего);

- попытка формирования собственного геополитического (ШОС, БРИКС) и геоэкономического (зоны свободной торговли КНР с другими странами) пространства;

Директор Центра стратегических исследований Института международных отношений Пекинского университета профессор Е Цзычэн (Ye Zicheng) в своей теории о трех этапах развития силы Суши особый акцент делает на тезисе о Евразии. Он считает, что Китай, как государство восточной части Евразии, должен развивать стратегические партнерские отношения с державами пространства суши Евразии. Китай может иметь всестороннее сотрудничество только с такими тремя центрами силы Евразии, как Европа, Россия и Индия. В сотрудничестве с ними Китай видит свое будущее. Как видим, теоретические выкладки Е Цзычэна о центрах силы евразийского континента не что иное как карта будущего многополярного мира силы Суши.


Китай имеет специфическую внешнюю политику, которая оценивается в зависимости от контекста, политической идеологии, а также геополитического положения. В данном анализе дается доктринальное описание стратегии внешней политики Китая – так, как она видится и преподносится внутри КНР.

Текущее внешнеполитическое содержание Китая

В официальной повестке страны указано, что Китай всегда придерживался пути мирного развития, что Пекин проводит независимую внешнюю политику.

Поддержание мира во всем мире и содействие общему развитию – главные цели китайской внешней политики.

Независимость – основная позиция китайской дипломатии.

Поддержание суверенитета, безопасности и интересов Китая, а также содействие миру и развитию во всем мире являются основными целями дипломатии страны.

Поддержка открытия и укрепления международных обменов – основа национальной политики Китая.

Развитие

Суть дипломатической мысли Си Цзиньпина заключается в 10-ти аспектах:

Упорствовать в поддержании центрального авторитета Партии как команды по укреплению централизованного и единого партийного руководства над зарубежной работой.

Придерживаться пути мирного развития, основанного на взаимном уважении и взаимовыгодном сотрудничестве.

Придерживаться углубления дипломатической схемы для продвижения интересов Китая.

Налаживать глобальное партнерство.

Придерживаться ключевых национальных интересов в качестве основы для защиты национального суверенитета, безопасности и интересов развития.

Придерживаться сочетания лучших традиций ведения зарубежной дипломатии и особенностей времени, формирующих уникальную дипломатию Китая.

Установить правильное историческое представление, общее представление, представление ролей

В связи с этим, Си Цзиньпин отметил, что для понимания международной ситуации Китай должен сформировать правильный взгляд на историю, глобальную ситуацию и свою роль в общемировых процессах. Что означают эти слова?

Правильный взгляд на историю означает не только изучение текущей международной ситуации, но и пристальное внимание к прошлому, обобщение исторических законов, а также необходимость обратить взор на будущее и уловить общую тенденцию исторического прогресса.

Правильное обобщение – умение не только видеть явления и детали, но и понимать суть и общую ситуацию, улавливать основные противоречия и основные аспекты противоречий, уметь не теряться в бурном и постоянно меняющемся международном хаосе.

Правильное понимание своей роли – не только спокойный анализ различных международных явлений, но и глубокое проникновение в их смысл; понимание проблем во взаимоотношениях Китая с миром, прояснение позиции и значения Китая в эволюции мироустройства; а также научное формулирование законов внешней политики Китая.

Какие события нуждаются в тщательном изучении и глубоком понимании?

Необходимо уловить общую тенденцию ускорения перехода мира к многополярности, но также придать значение сущностной корректировке отношений между крупными державами.

Необходимо понять общую тенденцию устойчивого развития экономической глобализации, а также обратить внимание на глубинную эволюцию мировой экономической структуры.

Необходимо осмыслить тенденцию общей стабильности международной среды, но также обращать внимание на сложную ситуацию и новые вызовы в области международной безопасности.

Необходимо понимать закономерности обмена и взаимного обучения между различными цивилизациями, но также придавать значение взаимной турбулентности различных идей и культур.

Осознавая международную ситуацию и формируя общую концепцию в области международной политики Китая, Си Цзиньпин опирался на марксистскую материалистическую диалектику.

Фокус зарубежной работы в новую эпоху

Эта встреча стала четким сигналом для ориентации зарубежной работы Китая в новую эпоху. Были поставлены следующие задачи:

Необходимо сосредоточить внимание на важных узлах в работе Партии и государства и способствовать постоянным инновациям во внешней работе.

В следующие 5 лет первая цель столетия будет достигнута, а основа по достижению цели второго столетия будет заложена. Возникнет ряд важных временных узлов и основных мероприятий.

Внешняя работа должна восприниматься как координация, всестороннее рассмотрение и пошаговое развитие – как общей схемы, так и конкретной задачи; как многоточечного действия, так и точного усилия, что приведёт к всеобъемлющему положительному эффекту.

Необходимо управлять отношениями между крупными державами и способствовать установлению общей стабильной и сбалансированной структуры отношений между ними.

Необходимо вести тесное дипломатическое сотрудничество с соседями и способствовать созданию более дружественной и благоприятной обстановки.

Необходимо углублять единство и сотрудничество с развивающимися странами и способствовать формированию новой ситуации совместного прогресса и общего развития. Подавляющее число развивающихся стран являются естественными союзниками Китая в международных делах, и следует придерживаться правильного взгляда на справедливость и выгоду, а также добиваться единства и сотрудничества с развивающимися странами.

Необходимо способствовать углубленному обмену и взаимному обучению между Китаем и миром.

Необходимо повышать политическую, общую и основную осведомленность, а также осведомленность о согласованности; решительно поддерживать авторитет и централизованное руководство ЦК Партии; сознательно поддерживать высокую степень согласованности с ЦК Партии с точки зрения идеологических и политических действий; обеспечивать единообразие приказов и действий.

Необходимо осуществить координацию различных служб, каждая из которых имеет свой собственный фокус и взаимодействует с остальными, чтобы сформировать благополучную координационную ситуацию, в которой Партия берет на себя общее руководство и координирует внешнюю работу всех сторон.

Необходимо создать структуру во внешней политике, которая будет лояльна КПК, стране и народу; будет политически твердой, квалифицированной в бизнесе, сильной по стилю поведения и дисциплинированной.

Сформировать рабочую группу.

В соответствии с единым развертыванием ЦК партии, осуществить реформу системы и механизма внешнеполитической деятельности.


Китай имеет специфическую внешнюю политику, которая оценивается в зависимости от контекста, политической идеологии, а также геополитического положения. В данном анализе дается доктринальное описание стратегии внешней политики Китая – так, как она видится и преподносится внутри КНР.

Текущее внешнеполитическое содержание Китая

В официальной повестке страны указано, что Китай всегда придерживался пути мирного развития, что Пекин проводит независимую внешнюю политику.

Поддержание мира во всем мире и содействие общему развитию – главные цели китайской внешней политики.

Независимость – основная позиция китайской дипломатии.

Поддержание суверенитета, безопасности и интересов Китая, а также содействие миру и развитию во всем мире являются основными целями дипломатии страны.

Поддержка открытия и укрепления международных обменов – основа национальной политики Китая.

Развитие

Суть дипломатической мысли Си Цзиньпина заключается в 10-ти аспектах:

Упорствовать в поддержании центрального авторитета Партии как команды по укреплению централизованного и единого партийного руководства над зарубежной работой.

Придерживаться пути мирного развития, основанного на взаимном уважении и взаимовыгодном сотрудничестве.

Придерживаться углубления дипломатической схемы для продвижения интересов Китая.

Налаживать глобальное партнерство.

Придерживаться ключевых национальных интересов в качестве основы для защиты национального суверенитета, безопасности и интересов развития.

Придерживаться сочетания лучших традиций ведения зарубежной дипломатии и особенностей времени, формирующих уникальную дипломатию Китая.

Установить правильное историческое представление, общее представление, представление ролей

В связи с этим, Си Цзиньпин отметил, что для понимания международной ситуации Китай должен сформировать правильный взгляд на историю, глобальную ситуацию и свою роль в общемировых процессах. Что означают эти слова?

Правильный взгляд на историю означает не только изучение текущей международной ситуации, но и пристальное внимание к прошлому, обобщение исторических законов, а также необходимость обратить взор на будущее и уловить общую тенденцию исторического прогресса.

Правильное обобщение – умение не только видеть явления и детали, но и понимать суть и общую ситуацию, улавливать основные противоречия и основные аспекты противоречий, уметь не теряться в бурном и постоянно меняющемся международном хаосе.

Правильное понимание своей роли – не только спокойный анализ различных международных явлений, но и глубокое проникновение в их смысл; понимание проблем во взаимоотношениях Китая с миром, прояснение позиции и значения Китая в эволюции мироустройства; а также научное формулирование законов внешней политики Китая.

Какие события нуждаются в тщательном изучении и глубоком понимании?

Необходимо уловить общую тенденцию ускорения перехода мира к многополярности, но также придать значение сущностной корректировке отношений между крупными державами.

Необходимо понять общую тенденцию устойчивого развития экономической глобализации, а также обратить внимание на глубинную эволюцию мировой экономической структуры.

Необходимо осмыслить тенденцию общей стабильности международной среды, но также обращать внимание на сложную ситуацию и новые вызовы в области международной безопасности.

Необходимо понимать закономерности обмена и взаимного обучения между различными цивилизациями, но также придавать значение взаимной турбулентности различных идей и культур.

Осознавая международную ситуацию и формируя общую концепцию в области международной политики Китая, Си Цзиньпин опирался на марксистскую материалистическую диалектику.

Фокус зарубежной работы в новую эпоху

Эта встреча стала четким сигналом для ориентации зарубежной работы Китая в новую эпоху. Были поставлены следующие задачи:

Необходимо сосредоточить внимание на важных узлах в работе Партии и государства и способствовать постоянным инновациям во внешней работе.

В следующие 5 лет первая цель столетия будет достигнута, а основа по достижению цели второго столетия будет заложена. Возникнет ряд важных временных узлов и основных мероприятий.

Внешняя работа должна восприниматься как координация, всестороннее рассмотрение и пошаговое развитие – как общей схемы, так и конкретной задачи; как многоточечного действия, так и точного усилия, что приведёт к всеобъемлющему положительному эффекту.

Необходимо управлять отношениями между крупными державами и способствовать установлению общей стабильной и сбалансированной структуры отношений между ними.

Необходимо вести тесное дипломатическое сотрудничество с соседями и способствовать созданию более дружественной и благоприятной обстановки.

Необходимо углублять единство и сотрудничество с развивающимися странами и способствовать формированию новой ситуации совместного прогресса и общего развития. Подавляющее число развивающихся стран являются естественными союзниками Китая в международных делах, и следует придерживаться правильного взгляда на справедливость и выгоду, а также добиваться единства и сотрудничества с развивающимися странами.

Необходимо способствовать углубленному обмену и взаимному обучению между Китаем и миром.

Необходимо повышать политическую, общую и основную осведомленность, а также осведомленность о согласованности; решительно поддерживать авторитет и централизованное руководство ЦК Партии; сознательно поддерживать высокую степень согласованности с ЦК Партии с точки зрения идеологических и политических действий; обеспечивать единообразие приказов и действий.

Необходимо осуществить координацию различных служб, каждая из которых имеет свой собственный фокус и взаимодействует с остальными, чтобы сформировать благополучную координационную ситуацию, в которой Партия берет на себя общее руководство и координирует внешнюю работу всех сторон.

Необходимо создать структуру во внешней политике, которая будет лояльна КПК, стране и народу; будет политически твердой, квалифицированной в бизнесе, сильной по стилю поведения и дисциплинированной.

Сформировать рабочую группу.

В соответствии с единым развертыванием ЦК партии, осуществить реформу системы и механизма внешнеполитической деятельности.

Читайте также: