Политическая реформа это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Реформа политической системы была обусловлена всем ходом перестроечных процессов после апреля 1985 г. Признание несовершенства политической сис­темы, ставшей главным тормозом экономических пре­образований, требовало решительных перемен и в этой сфере жизни общества.

Концепция реформы политической системы содер­жится в материалах XIX Всесоюзной конференции КПСС, январского (1987) и февральского (1988) Пле­нумов ЦК КПСС. Суть реформы заключалась в следу­ющем:

  • сделать все, чтобы трудящиеся были включены в управление страной не на словах, а на деле;
  • создать эффективный механизм, который обеспечивал бы своевременное самообновление политической системы с учетом меняющихся внутренних и международных условий.

Конечной целью реформы политической системи главным ее критерием КПСС считала всестороннее обеспечение прав человека, повышение социальной активности советских людей. XIX партконференция на метила пути достижения этой цели: а) изменить избирательную систему;

б) реорганизовать структуру органов власти и управления;

в) обновить законодательство.

По существу это означало возрождение полновластия Советов народных депутатов.

В ходе реформы политической системы можно выделить два крупных этапа: 1985 –1988 гг. и 1989 – 1991 гг. В структуре и механизме функционирования высших и местных органов государственной власти Советов в 1985 – 1988 гг. изменений практически не произошло. По-прежнему формально высшим органом власти был Верховный Совет СССР, регулярно соби­равшийся на свои сессии, на которых он утверждал решения партии и правительства. С 1985 по 1988 г. Председателем Президиума Верховного Совета был А.А. Громыко.

Выборы народных депутатов стали осуществлять­ся на альтернативной основе. 26 марта 1989 г. состоя­лись выборы народных депутатов. Избирательная кам­пания проходила остро, вовлекая миллионы людей в реальную политическую жизнь. Кроме выборов депу­татов по территориальным округам в 1989 г. проводи­лись выборы от так называемых общественных орга­низаций – КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, Союза журнали­стов, Академии наук и ряда других. Это привело к тому, что значительная часть партийных функционеров без труда вновь попала в высший орган государственной власти. Всего было избрано 2250 депутатов.

Важным событием политической жизни страны стали Съезды народных депутатов СССР. На I съезде народных депутатов (май – июнь 1989) М.С. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Его заместителем стал А.И. Лукьянов. Кроме того, были избраны депутаты Верховного Сове­та (всего 542 человека) – постоянно действующего за­конодательного и контролирующего органа государ­ственной власти, образован ряд комиссий: мандатная, конституционная и т. д. Съезд утвердил Председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова и ряд других высших должностных лиц государства. В 1989 – 1991 гг. состоялось пять Съездов народных депутатов страны. Их главный итог состоял в том, что начала работать новая модель политической системы общества.

Поворот страны к рыночным отношениям, уси­ливающаяся разбалансировка народного хозяйства, необходимость быстрого реагирования на социаль­но-экономические процессы в стране поставили воп­рос о дальнейшем укреплении высшей государствен­ной власти. В стране впервые вводится институт президентства. На III внеочередном Съезде народных депутатов СССР в марте 1990 г. на пост Президента СССР был избран М.С. Горбачев. Был создан Прези­дентский совет – совещательный орган при Прези­денте СССР и Совет Федерации, который согласо­вывал интересы Союза ССР в целом и интересы вхо­дящих в него союзных республик. В конце 1990 г. вместо Совета Министров был создан новый орган, непосредственно подчиненный президенту – Каби­нет Министров СССР. Первым премьер-министром страны стал B.C. Павлов.




Количественный состав съезда был определен в 1068 человек. Их предстояло избрать в 900 территори­альных и 168 национально-территориальных округах. Из этого общего числа депутатов 252 человека должны были составлять Верховный Совет из 2 равноправных палат: Совета национальностей и Совета республики (по 126 человек). Первый комплектовался из депутатов, избранных по национально-территориальным округам, второй – из депутатов, избранных в территориальных округах.

16 мая 1990 г. начал работу I Съезд народных депу­татов Российской Федерации. На пост Председателя Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, первым заместителем – мало кому известный доктор экономических наук, профессор одного из столичных вузов Р.И. Хасбулатов.

1989 – 1990 гг. были периодом, когда реальная власть стала постоянно уходить из рук верхушки партаппарата. Это проявилось в усилении влияния неформальных движений, в формировании оппозици­онных партий и начале широкой критики самих основ марксизма, социализма и деятельности В.И. Ленина. Еще большим падением влияния партии в обществе характеризуется середина 1990 г., когда состоялся XXVIII (1990) съезд КПСС и I съезд Коммунистичес­кой партии России. На съезде шла ожесточенная борь­ба между различными фракциями по поводу выхода партии из глубокого кризиса. На нем были представ­лены три основные фракции: центристская (платфор­ма КПСС), демократическая и марксистская.

Сразу же за XXVIII съездом последовал I съезд Коммунистической партии России. Он стал составной частью структурных изменений в партии. Первым секретарем КП РСФСР был избран И.К. Полозков. Оба партийных съезда не ответили на насущные проблемы страны, не смогли выработать стратегию выхода из кризиса. Все это привело к дальнейшему падению пристижа КПСС в обществе, о чем свидетельствовал массовый выход из партии. Если в 1989 г. ряды КПСС покинуло 140 тыс.человек, то в 1990 г. – 2 млн. 712 тыс. человек. Из КПСС вышла большая часть состава ком­партий Литвы, Латвии и Эстонии.

Под давлением сил общественности партийное руководство согласилось с изменением статей б и 7 Конституции СССР и тем самым констатировало отказ КПСС от подмены государственных органов, от испол­нения административно-управленческих функций. Отказ КПСС от монополии на власть стал важным ческой системы. За короткое время в стране возник­ли десятки общественно-политических организаций, партий и движений.

Общественно-политические организации, входив­шие в политическую структуру советской государ­ственной системы, в конце 1980-х гг. оказались в глу­боком кризисе. Это относится прежде всего к ВЛКСМ и профсоюзам. Началось стремительное падение чис­ленности комсомола. Если на 1 января 1987 г. в ВЛКСМ состояло около 41 млн. членов, то на 1 января 1989 г. уже немногим более 31 млн. В 1991 г. ВЛКСМ практи­чески исчез с политической арены.

Итоги мартовского референдума не сняли напря­женности в обществе. Экономический и политический кризис продолжал углубляться. Из возникшего тупика политические лидеры видели два возможных варианта выхода:

Сразу после этого Президент РСФСР Б.Н. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории Рос­сийской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее вовсе. Распад СССР вступил в завершающую фазу. Уже в августе три прибалтийские республики заявили о сво­ем выходе из СССР.'В сентябре 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев подписал указ о признании этого выхода.

Что же произошло? Была ли попытка государствен­ного переворота, или переворот все же состоялся? Какие цели преследовали противоборствующие сторо­ны? Можно по-разному оценивать августо-сентябрьские события 1991 г. В обществе они расценивались с двух принципиально отличных позиций.

Одна, ставшая официальной, сводилась к тому, что события 19 – 21 августа – это путч, антиконституци­онная попытка захвата власти реакционными силами, выступавшими против демократического обновления общества, за возврат к тоталитарной системе. Соглас­но этой точке зрения, Президент СССР действительно был насильно изолирован в Форосе, узурпаторы влас­ти намеревались обезглавить российское руководство, были готовы пролить народную кровь. Путч не удался благодаря активному противодействию российского правительства, возглавившего народное сопротивле­ние. Его действия вполне легитимны, так как были на­правлены на защиту законной президентской власти, на дальнейшее развитие демократических реформ в су­веренных государствах.

В первых числах сентября начался второй этап. Он характеризуется уже как подлинный государственный переворот. То, что произошло на V Чрезвычайном съез­де народных депутатов СССР, и привело к смене существовавшей общественно-политической системы, дало толчок к развалу СССР. На этой фазе заверши­лось не только отстранение от власти коммунистов, но и социал-демократов. Власть оказалась в руках либе­рально-демократических сил с их естественной ори­ентацией на капитализацию страны.

8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Бело­руссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич объявили о создании Содружества Независимых госу­дарств (СНГ). 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик, была принята декларация об образовании СНГ. 25 декабря М.С. Гор­бачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Политические преобразования в стране

Реформа политической системы была обусловлена всем ходом перестроечных процессов после апреля 1985 г. Признание несовершенства политической сис­темы, ставшей главным тормозом экономических пре­образований, требовало решительных перемен и в этой сфере жизни общества.

Концепция реформы политической системы содер­жится в материалах XIX Всесоюзной конференции КПСС, январского (1987) и февральского (1988) Пле­нумов ЦК КПСС. Суть реформы заключалась в следу­ющем:

  • сделать все, чтобы трудящиеся были включены в управление страной не на словах, а на деле;
  • создать эффективный механизм, который обеспечивал бы своевременное самообновление политической системы с учетом меняющихся внутренних и международных условий.

Конечной целью реформы политической системи главным ее критерием КПСС считала всестороннее обеспечение прав человека, повышение социальной активности советских людей. XIX партконференция на метила пути достижения этой цели: а) изменить избирательную систему;

б) реорганизовать структуру органов власти и управления;

в) обновить законодательство.

По существу это означало возрождение полновластия Советов народных депутатов.

В ходе реформы политической системы можно выделить два крупных этапа: 1985 –1988 гг. и 1989 – 1991 гг. В структуре и механизме функционирования высших и местных органов государственной власти Советов в 1985 – 1988 гг. изменений практически не произошло. По-прежнему формально высшим органом власти был Верховный Совет СССР, регулярно соби­равшийся на свои сессии, на которых он утверждал решения партии и правительства. С 1985 по 1988 г. Председателем Президиума Верховного Совета был А.А. Громыко.

Выборы народных депутатов стали осуществлять­ся на альтернативной основе. 26 марта 1989 г. состоя­лись выборы народных депутатов. Избирательная кам­пания проходила остро, вовлекая миллионы людей в реальную политическую жизнь. Кроме выборов депу­татов по территориальным округам в 1989 г. проводи­лись выборы от так называемых общественных орга­низаций – КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, Союза журнали­стов, Академии наук и ряда других. Это привело к тому, что значительная часть партийных функционеров без труда вновь попала в высший орган государственной власти. Всего было избрано 2250 депутатов.

Важным событием политической жизни страны стали Съезды народных депутатов СССР. На I съезде народных депутатов (май – июнь 1989) М.С. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Его заместителем стал А.И. Лукьянов. Кроме того, были избраны депутаты Верховного Сове­та (всего 542 человека) – постоянно действующего за­конодательного и контролирующего органа государ­ственной власти, образован ряд комиссий: мандатная, конституционная и т. д. Съезд утвердил Председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова и ряд других высших должностных лиц государства. В 1989 – 1991 гг. состоялось пять Съездов народных депутатов страны. Их главный итог состоял в том, что начала работать новая модель политической системы общества.

Поворот страны к рыночным отношениям, уси­ливающаяся разбалансировка народного хозяйства, необходимость быстрого реагирования на социаль­но-экономические процессы в стране поставили воп­рос о дальнейшем укреплении высшей государствен­ной власти. В стране впервые вводится институт президентства. На III внеочередном Съезде народных депутатов СССР в марте 1990 г. на пост Президента СССР был избран М.С. Горбачев. Был создан Прези­дентский совет – совещательный орган при Прези­денте СССР и Совет Федерации, который согласо­вывал интересы Союза ССР в целом и интересы вхо­дящих в него союзных республик. В конце 1990 г. вместо Совета Министров был создан новый орган, непосредственно подчиненный президенту – Каби­нет Министров СССР. Первым премьер-министром страны стал B.C. Павлов.

Количественный состав съезда был определен в 1068 человек. Их предстояло избрать в 900 территори­альных и 168 национально-территориальных округах. Из этого общего числа депутатов 252 человека должны были составлять Верховный Совет из 2 равноправных палат: Совета национальностей и Совета республики (по 126 человек). Первый комплектовался из депутатов, избранных по национально-территориальным округам, второй – из депутатов, избранных в территориальных округах.

16 мая 1990 г. начал работу I Съезд народных депу­татов Российской Федерации. На пост Председателя Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, первым заместителем – мало кому известный доктор экономических наук, профессор одного из столичных вузов Р.И. Хасбулатов.

1989 – 1990 гг. были периодом, когда реальная власть стала постоянно уходить из рук верхушки партаппарата. Это проявилось в усилении влияния неформальных движений, в формировании оппозици­онных партий и начале широкой критики самих основ марксизма, социализма и деятельности В.И. Ленина. Еще большим падением влияния партии в обществе характеризуется середина 1990 г., когда состоялся XXVIII (1990) съезд КПСС и I съезд Коммунистичес­кой партии России. На съезде шла ожесточенная борь­ба между различными фракциями по поводу выхода партии из глубокого кризиса. На нем были представ­лены три основные фракции: центристская (платфор­ма КПСС), демократическая и марксистская.

Сразу же за XXVIII съездом последовал I съезд Коммунистической партии России. Он стал составной частью структурных изменений в партии. Первым секретарем КП РСФСР был избран И.К. Полозков. Оба партийных съезда не ответили на насущные проблемы страны, не смогли выработать стратегию выхода из кризиса. Все это привело к дальнейшему падению пристижа КПСС в обществе, о чем свидетельствовал массовый выход из партии. Если в 1989 г. ряды КПСС покинуло 140 тыс.человек, то в 1990 г. – 2 млн. 712 тыс. человек. Из КПСС вышла большая часть состава ком­партий Литвы, Латвии и Эстонии.

Под давлением сил общественности партийное руководство согласилось с изменением статей б и 7 Конституции СССР и тем самым констатировало отказ КПСС от подмены государственных органов, от испол­нения административно-управленческих функций. Отказ КПСС от монополии на власть стал важным ческой системы. За короткое время в стране возник­ли десятки общественно-политических организаций, партий и движений.

Общественно-политические организации, входив­шие в политическую структуру советской государ­ственной системы, в конце 1980-х гг. оказались в глу­боком кризисе. Это относится прежде всего к ВЛКСМ и профсоюзам. Началось стремительное падение чис­ленности комсомола. Если на 1 января 1987 г. в ВЛКСМ состояло около 41 млн. членов, то на 1 января 1989 г. уже немногим более 31 млн. В 1991 г. ВЛКСМ практи­чески исчез с политической арены.

Итоги мартовского референдума не сняли напря­женности в обществе. Экономический и политический кризис продолжал углубляться. Из возникшего тупика политические лидеры видели два возможных варианта выхода:

Сразу после этого Президент РСФСР Б.Н. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории Рос­сийской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее вовсе. Распад СССР вступил в завершающую фазу. Уже в августе три прибалтийские республики заявили о сво­ем выходе из СССР.'В сентябре 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев подписал указ о признании этого выхода.

Что же произошло? Была ли попытка государствен­ного переворота, или переворот все же состоялся? Какие цели преследовали противоборствующие сторо­ны? Можно по-разному оценивать августо-сентябрьские события 1991 г. В обществе они расценивались с двух принципиально отличных позиций.

Одна, ставшая официальной, сводилась к тому, что события 19 – 21 августа – это путч, антиконституци­онная попытка захвата власти реакционными силами, выступавшими против демократического обновления общества, за возврат к тоталитарной системе. Соглас­но этой точке зрения, Президент СССР действительно был насильно изолирован в Форосе, узурпаторы влас­ти намеревались обезглавить российское руководство, были готовы пролить народную кровь. Путч не удался благодаря активному противодействию российского правительства, возглавившего народное сопротивле­ние. Его действия вполне легитимны, так как были на­правлены на защиту законной президентской власти, на дальнейшее развитие демократических реформ в су­веренных государствах.

В первых числах сентября начался второй этап. Он характеризуется уже как подлинный государственный переворот. То, что произошло на V Чрезвычайном съез­де народных депутатов СССР, и привело к смене существовавшей общественно-политической системы, дало толчок к развалу СССР. На этой фазе заверши­лось не только отстранение от власти коммунистов, но и социал-демократов. Власть оказалась в руках либе­рально-демократических сил с их естественной ори­ентацией на капитализацию страны.

8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Бело­руссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич объявили о создании Содружества Независимых госу­дарств (СНГ). 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик, была принята декларация об образовании СНГ. 25 декабря М.С. Гор­бачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Политическая реформа

Таким образом, политическая реформа - это изменение организационной структуры страны или региона. Напомним, что политика связана с осуществлением власти и принятием решений для достижения определенных целей.

Все нововведения политической реформы происходят в рамках уже сложившейся социальной системы и не противоречат тому, что создали институты. Группы, наделенные властью, обычно принимают политическую реформу, чтобы избежать социального давления, вызванного революцией или насильственным восстанием, которое заставляет их потерять свое привилегированное положение .

Другими словами, есть сектора, которые предпочитают принять или продвигать политическую реформу и отказаться от некоторой власти, чтобы строго отстаивать свою позицию и рискнуть потерять все в результате насильственного и непредсказуемого процесса.

Когда речь заходит о возможности проведения политической реформы, каждая страна устанавливает ряд руководящих принципов и принципов, касающихся большинства и процессов, которые должны строго соблюдаться. Тем не менее, крайне важно, чтобы в любом из действий такого типа, которые желательно учитывать, учитываются несколько элементов, таких как они:
- Во-первых, партии, которые формируют в правительстве дебаты по этому поводу и устанавливают, что пришло время это осуществить.
Точно так же очень важно четко понимать, какая поддержка потребуется, и какая система одобрения будет использоваться.
-Асимизм, необходимо разработать определенный, четкий и исчерпывающий проект, который поднимает реформу, которая будет проводиться, на какой закон он повлияет, какие цели должны быть достигнуты путем его осуществления и почему необходимо приступить к его осуществлению.

Меры, разработанные в рамках политической реформы, уважают сущность институтов и не провоцируют разрыв установленного порядка. В любом случае следует отметить, что его последствия могут быть важными и приводить к соответствующим изменениям в политической жизни.

Например, в Испании в 1976 году после соответствующего референдума было одобрено то, что называлось Законом о политической реформе (закон 1/1977 от 4 января). Это, получившее более 94% голосов, было последним из основных законов режима Франко. Если это было особенно подчеркнуто в истории, то это потому, что именно он позволил сделать первые шаги в пользу Переходного периода, периода, который сумел оставить позади диктатуру и начать демократическую арену для всех граждан.


После смерти Л. И. Брежнева во главе партии и государства встал Ю. В. Андропов. Он первым из советских лидеров признал нерешённость многих проблем. Предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал за сохранение и обновление системы, за её очищение от очевидных злоупотреблений и издержек. Такой подход к реформированию вполне устраивал номенклатуру: он давал ей шанс на сохранение позиций. Деятельность Андропова была встречена в обществе с симпатией, появились надежды на перемены к лучшему.

Ю. В. Андропов

В феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К. У. Черненко. Он в целом продолжил курс Андропова на очищение и спасение системы, но успеха не достиг.


При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве партии, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его лидером стал член Политбюро М. С. Горбачёв. 10 марта 1985 г. Черненко умер. Менее чем через сутки пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёва.

Наследство, доставшееся новому руководству, было непростым. Продолжавшиеся гонка вооружений и афганская война не только привели к относительной международной изоляции СССР, но и усиливали кризисные явления в экономике, понижали уровень жизни населения. Выход Горбачёву виделся в радикальных системных реформах всех сфер жизни страны.

Конституционная реформа 1988—1991 гг.

В январе 1987 г. ЦК КПСС принял меры по развитию элементов демократии в партии и на производстве. Вводились альтернативные выборы партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений. Правда, широкого внедрения эти нововведения не получили.

Почему предложение о проведении альтернативных выборов было воспринято как решительный шаг к демократии?

Одной из главных идей XIX партконференции было перераспределение властных функций от партийных структур к советским. Предлагалось соединить посты партийных и советских руководителей разных уровней в одних руках.

Документ
ИЗ ДОКЛАДА М. С. ГОРБАЧЁВА НА XIX ВСЕСОЮЗНОЙ ПАРТИЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным всё большее сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел.

Чем объяснял М. Горбачёв причины негативных явлений в жизни советского общества в середине 1960-х — начале 1980-х гг.? На кого он возлагал основную ответственность за них?

Весной 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I Съезде народных депутатов СССР (май—июнь 1989 г.) Горбачёв был избран председателем Верховного Совета СССР. Относительно свободные выборы депутатов привели к тому, что именно к ним перешла политическая инициатива.

Документ
ИЗ ПРЕДВЫБОРНОЙ ПЛАТФОРМЫ А. Д. САХАРОВА. 1989 г.

1. Ликвидация административно-командной системы и замена её плюралистической с рыночными регуляторами и конкуренцией. Ликвидация всевластия министерств и ведомств.

2. Социальная и национальная справедливость. Защита прав личности. Открытость общества. Свобода убеждений.

3. Искоренение последствий сталинизма, правовое государство. Раскрыть архивы НКВД — МГБ, обнародовать данные о преступлениях сталинизма и всех неоправданных репрессиях.

Охарактеризуйте основное содержание предвыборной программы одного из признанных лидеров демократического движения. Что, по вашему мнению, вызывало наибольшее раздражение консерваторов?

Это открывало возможность для формирования многопартийности в стране.

Формирование многопартийности

По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических сил.

Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены Социал-демократической ассоциацией, Социал-демократической партией России, Социалистической партией. Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций, в которые трансформировались, в частности, народные фронты прибалтийских и некоторых других республик.

При всём многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления — коммунистическое и либеральное.


Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления (о механизмах этих преобразований говорилось, однако, в самом общем виде).

Либералы (они называли себя демократами) выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.

Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, казались более предпочтительными для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений, предпринимавшиеся руководством КПСС.

В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло традиционалистскую позицию.

Документ
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ И. К. ПОЛОЗКОВА, ПЕРВОГО СЕКРЕТАРЯ ЦК КП РСФСР. 1991 г.

Так называемым демократам удалось подменить цели перестройки, перехватить инициативу у нашей партии. Народ лишается прошлого, разрушается его настоящее, и никто пока вразумительно не говорит, что же его ждёт в будущем. Ни о какой многопартийности у нас сейчас не может идти речи. Есть КПСС, отстаивающая социалистическую перестройку, и есть лидеры немногочисленных политических групп, у которых в конечном счёте одно политическое лицо — антикоммунизм.

Выделите основные идеи данного документа.

К XXVIII съезду КПСС сама партия пришла в состоянии раскола. Отчётливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но и способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым. С 1985 г. по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн человек.

В руководстве КПСС участились нападки на Горбачёва и перестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦК потребовали отставки генерального секретаря.

Национальная политика и межнациональные отношения

Демократизация общества, политика гласности сделали неизбежным обострение, как казалось, давно решённого национального вопроса. Из заключения и ссылок возвращались видные активисты национальных движений. Некоторые из них сочли текущий момент наиболее подходящим для начала активной борьбы за самоопределение. Ещё в декабре 1987 г. в ответ на назначение Г. Колбина вместо отправленного в отставку лидера Казахстана Д. Кунаева казахская молодёжь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста, которые были разогнаны властями. 20 февраля 1988 г. на внеочередной сессии облсовета Нагорного Карабаха (ИКАО) было принято решение ходатайствовать перед Верховными Советами Азербайджана и Армении о выводе области из состава Азербайджана и включении её в состав Армении. Это решение было поддержано массовыми митингами и забастовками в ИКАО. Ответом на это решение стали погромы и истребление армян в пригороде Баку — городе Сумгаите. Для спасения людей туда были введены войска. В апреле 1989 г. в Тбилиси силами Советской армии была разогнана демонстрация сторонников выхода Грузии из состава СССР.


Реформа политической системы, проводившаяся Горбачёвым, неуклонно вела к ещё большей активизации национального движения. 18 мая 1989 г. Литва первой из республик СССР приняла Декларацию о суверенитете. В июне произошли кровавые столкновения между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине в Узбекистане. 11 марта 1990 г. Верховный Совет Литвы принял Акт о провозглашении независимости Литовской Республики. 12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял I Съезд народных депутатов РСФСР.

Всё это заставило руководство СССР принять меры по оформлению нового Союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. Одновременно принимались и силовые меры по сохранению Союза. В апреле 1990 г. началась экономическая блокада Литвы. В ночь с 12 на 13 января 1991 г. введённые в Вильнюс войска заняли Дом печати и здания Комитета по телевидению и радиовещанию.

Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия


К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняли законы о суверенитете, что заставило Горбачёва ускорить разработку нового Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа. Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур.

Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. В отсутствие Президента Горбачёва в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер В. Павлов, министр обороны Д. Язов, председатель КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Пуго и др. ГКЧП ввёл в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции СССР; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жёсткий контроль над средствами массовой информации; ввёл войска в Москву.


Руководство РСФСР (Президент Б. Ельцин, глава правительства И. Силаев, первый заместитель председателя Верховного Совета Р. Хасбулатов) выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявило незаконными. По призыву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачёв возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы.


Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратистских настроений в руководстве республик. Большинство республик после событий августа 1991 г. отказались от подписания Союзного договора. В декабре 1991 г. лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и стран Прибалтики). В декабре 1991 г. Президент Горбачёв ушёл в отставку. СССР прекратил своё существование.

фр. rиforme; от лат. reformo - преобразовываю) - политическое преобразование, изменение существующих общественно-политических отношений без существенного изменения наличной системы. Реформы в политике по содержанию и форме изменений противоположны понятию революции.
Последователи Маркса и Ленина, некоторые другие радикалы считают, что политическая система обусловлена экономическим основанием. При изменении основания возникает необходимость в адекватном изменении политической формы. Реформаторы считают, что изменения необходимо осуществлять постепенно, с минимальными общественными потрясениями (не навреди!). В отличие от них революционеры стремятся все изменить кардинально, быстро, насильственно (цель оправдывает средства!). В идеологиях, отрицающих революционный путь (консерваторы, либералы, умеренные социал-демократы), реформаторская деятельность - инновационная функция политических институтов, направленная на поддержание политической и социальной гармонии.
При оценке позитивности различных форм социально-политической коррекции возникает проблема критериев. Критерием успешности реформаторской деятельности можно считать, например, отсутствие социальных конфликтов. Развитие западной цивилизации в XX в. привело к господству реформаторских идей и политической практики. Страны, отстающие от передовых в экономическом и политическом отношении, тяготеют к революционному способу преобразований. Это, в частности, связано с иллюзиями по поводу возможностей революции, поскольку естественным, реформаторским путем разрешить существующие в этих странах противоречия очень трудно. Демократия в развитых странах предполагает реформаторскую политику. Например, в странах с системой всеобщего благосостояния в результате многочисленных реформ, опирающихся на реальные общественные возможности, достигнуто разрешение многих социальных противоречий.
Иная судьба постигла Россию в XX в. В нашей стране сложилась система революционных преобразований. Результатом этих революций к концу столетия стала ситуация социального и политического хаоса. Многие противоречия обострились, их осознание не выдерживает критики, а попытки политиков их разрешить приводит, как правило, к противоположному результату. Поэтому Россия долго еще будет реформироваться путем проб и ошибок.

Читайте также: