Политическая мысль эпохи возрождения и нового времени кратко

Обновлено: 05.07.2024

Политическая мысль эпохи Возрождения по большей части была сконцентрирована на личности правителя. В определенном смысле это было развитием общих философских идей данной эпохи, когда были пере­осмыслены роль и место человека в мире и сделан акцент на его творче­ском начале. В эпоху Возрождения политическая мысль начинает постепенно освобождаться от влияния церкви. Это привело к тому, что социально­-политические процессы все чаще объясняются естественными причинами (по­литическими, экономическими, психологическими), без ссылок на волю Бога. Самой яркой фигурой среди гуманистов, писавших политические трактаты, был

В эпоху Возрождения происходит освобождение политического знания от теологии. Политика исследуется с рационально-критических позиций. Главная идея В. - гуманизм. Государство стало рассматриваться как организация, которая должна дать людям защиту и безопасность.

предполагает отказ от умозрительных схем должного, нравственного, учет в

политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий

практическим интересам. Полит. реализм выразился также в том, что он

определил сферу нравственного как сферу абсолютного, а политику – как сферу

и др.нравственными категориями, поскольку они лежат за пределами сферы

относительного. В полит. жизни идет борьба противоположных социальных групп:

простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в

обществе сил Мак. выводит конкретные форму гос-ва: правильные (монархию,

аристократию и демократию) и неправильные (тиранию, олигархию и

монархический, аристократический и демократический элементы власти.

Новый импульс развитию политической мысли придало Новое Время, то есть XVII-XVIII вв. Это был период утверждения капитализма. В ожесточенной борьбе были сломлены устои феодализма и безраздельной власти церкви, расчищена дорога для развития науки, торговли, промышленности, банковской системы.

Джон Локк обосновал идею разделения властей.

постоянно возникают противоречия и борьба. Происхождение гос-ва выводит из

неравенства людей. Два вида неравенства: физическое, проистекающее из

различия в возрасте, здоровье и т.п., и полит. состояние, состоящее в

различных привилегиях, которыми одни люди пользуются в ущерб другим.

Собственность являлась главной причиной социального неравенства, а вместе с ней и гражданского общества, гос-ва.

Замечателен вклад в политологию немецкого мыслителя Иммануила Канта (1724-1804), обосновавшего идею правового государства, равенства всех людей перед законом. Важно отметить такую составляющую этой идеи, как установление в обществе высокого уровня культуры и нравственности, необходимых слагаемых гражданского общества.

Другой немецкий мыслитель Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)видел в гражданском обществе совокупность институтов, призванных защищать от государства личные, частные интересы граждан. Государство, по мнению Гегеля, представляет всеобщие интересы граждан, гражданское общество - частные.

5. Политическая мысль XIX века

Развитие политической мысли 19 века во многом было связано с победой великой французской революции, утверждением индустриального общества и возникновением рабочего движения. В это время окончательно оформляются такие идеологии как либерализм, консерватизм, социализм. Особенность 19 века состоит в том, что политические теории этого времени, продолжая традиции предшествующего столетия, претендуют на то, чтобы “все объяснить” или “решать все проблемы”.

Ведущим направлением политической мысли первой половины XIX в. является либерализм. В политической области либерализм основывается на признании прав человека, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе выбора занятий, свободе конкуренции. Либерализм усвоил кантовскую идею нравственно свободной личности, независимой от насилия со стороны других людей и в то же время несущей бремя моральной ответственности. Поэтому свобода индивида и его социальная ответственность неразрывны. Такому пониманию индивида соответствует идея правового государства.

Идеи консерватизма получили распространение во второй половине XIX в. Термин “консерватизм” ввел французский писатель Шатобриан в период Великой Французской революции. В отличие от либерализма он не имеет устойчивого идейного ядра и принимает разные формы в разные исторические периоды.

Существенный вклад в развитие политической науки XIX в. внес французский мыслитель Алексис де Токвиль (1805-1859), исследовавший исторический генезис и перспективы демократии. Как и многие мыслители, он искал новое общественное устройство. Его книга “Демократия в Америке”, изданная в 30-е годы XIX в. замечательна тем, что показывает, какие усилия предпринял мыслитель, заботой которого было открыть в новом обществе (США) нравственные принципы, с помощью которых можно перестроить, просветить и обновить старый мир.

Широкое развитие получает также позитивизм, основоположником которого становится Конт. Конт считал, что наука об обществе должна быть такой же достоверной и точной, как и естественные науки, опираться только на наблюдения и факты.Настоящее государство должно бороться за единство порядка и прогресса в обществе,т.е. развитие общества-это медленная эволюция от худшего к лучшему.Для порядка и прогресса необходимо соц.партнёрство,государство тоже партнёр,государство тоже должно воспитывать людей.Идея позитивизма используется во всех государствах. В середине 40-х годов 19 века возникает марксизм. Маркс обосновал материалистическое понимание истории и внес значительный вклад в понимание социально-экономических истоков политики. Маркс доказывал, что все явления политической жизни зависят от экономического базиса. Политика – это результат и форма классовой борьбы. Классовая борьба это

борьба политическая, направленная на завоевание удержание власти. Полит.

власть капиталистического общества – это система диктатуры буржуазии. «гос-во

Во второй половине 19 века политическая наука становится самостоятельной дисциплиной. В конце 19 века работали такие политические деятели, как Вебер, Дюркгейм, Моска, Парето. Они заложили основы политической социологии.

Полит.как сфера общ.жизни

Сущность политики

Политика — важнейшая сфера жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина.

Политика — особый, целенаправленный вид дея­тельности людей, связанный с завоеванием, удержани­ем и осуществлением государственной власти.

Политика — искусство управления государством, участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач и содержания деятельности го­сударства.

Политика — искусство управления людьми, форма соучастия и взаимодействия управляющих и управляе­мых.

Сущностные черты политики:1) единство общих и частных интересов; 2) связь с государством; 3) мас­совость; 4) властность; 5) целенаправленность, созна­тельность; 6) связь с экономической сферой общества. Уровни политики:макро — государство как це­лое, власть, ее устройство и функционирование в цен­тре и на местах; микро — относится к деятельности отдельных организаций (партий, профсоюзов, корпора­ций, фирм и т. п.); мего — к деятельности междуна­родных организаций.

Функции политики:поддержание и укрепление целостности общест­ва, обеспечение общественного порядка и организован­ности;управление социально-политическими процесса­ми в обществе;

разработка целей всего общества, определение приоритетов его развития, организация масс и мобили­зация ресурсов на осуществление этих целей;

согласование интересов различных социальных групп населения, предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

обеспечение социальной справедливости и общего блага; разработка норм (законов), их применение и кон­троль за их соблюдением;

Субъекты политики —это социумы, а также создан­ные ими учреждения, организации, активная практиче­ская деятельность которых направлена на преобразова­ние политической и других сфер жизнедеятельности че­ловека как непосредственного объекта политики.

Объекты политики— явления политической сферы в их разнообразных проявлениях и связях с граждан­ским обществом, на которые направлена деятельность субъектов политики.

Цель политики —выработанный человеческим мышлением идеальный результат, ради которого осуще­ствляется деятельность и который служит ее внутренним побудительным мотивом.

Основные признаки политики: 1. Политика всегда отражает интересы большинства 2. Политика связана с решением проблем существования и функционирования государства.3. Связь с проблемами власти - деятельность по завоеванию, удержанию и использованию госуд. власти. 4. Обязательное наличие идеологии, которая определяет цели, задачи, стратегию и тактику полит. деятельности. Классификация политики: 1. По направлению: а) внешняя; б) внутренняя. 2. По сферам общественной жизни: а) экономическая; б) духовная; в) военная; г) социальная; д) в области спорта и т.д.. 3. По субъектам политической деятельности: а) государственная: местная, региональная, международная, национальная; б) политических партий; в) общ.-полит. организаций и движений; г) средств массовой информации; д) трудовых коллективов. 4. По приоритетному направлению действий: а) нейтралитета; б) национального премирения; в) открытых, закрытых дверей; г) большого скачка и т.д.

В эпоху Возрождения происходит освобождение политического знания от теологии. Политика исследуется с рационально-критических позиций. Главная идея В. - гуманизм. Государство стало рассматриваться как организация, которая должна дать людям защиту и безопасность.

предполагает отказ от умозрительных схем должного, нравственного, учет в

политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий

практическим интересам. Полит. реализм выразился также в том, что он

определил сферу нравственного как сферу абсолютного, а политику – как сферу

и др.нравственными категориями, поскольку они лежат за пределами сферы

относительного. В полит. жизни идет борьба противоположных социальных групп:

простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в

обществе сил Мак. выводит конкретные форму гос-ва: правильные (монархию,

аристократию и демократию) и неправильные (тиранию, олигархию и

монархический, аристократический и демократический элементы власти.

Новый импульс развитию политической мысли придало Новое Время, то есть XVII-XVIII вв. Это был период утверждения капитализма. В ожесточенной борьбе были сломлены устои феодализма и безраздельной власти церкви, расчищена дорога для развития науки, торговли, промышленности, банковской системы.

Джон Локк обосновал идею разделения властей.

постоянно возникают противоречия и борьба. Происхождение гос-ва выводит из

неравенства людей. Два вида неравенства: физическое, проистекающее из

различия в возрасте, здоровье и т.п., и полит. состояние, состоящее в

различных привилегиях, которыми одни люди пользуются в ущерб другим.

Собственность являлась главной причиной социального неравенства, а вместе с ней и гражданского общества, гос-ва.

Замечателен вклад в политологию немецкого мыслителя Иммануила Канта (1724-1804), обосновавшего идею правового государства, равенства всех людей перед законом. Важно отметить такую составляющую этой идеи, как установление в обществе высокого уровня культуры и нравственности, необходимых слагаемых гражданского общества.

Другой немецкий мыслитель Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)видел в гражданском обществе совокупность институтов, призванных защищать от государства личные, частные интересы граждан. Государство, по мнению Гегеля, представляет всеобщие интересы граждан, гражданское общество - частные.

5. Политическая мысль XIX века

Развитие политической мысли 19 века во многом было связано с победой великой французской революции, утверждением индустриального общества и возникновением рабочего движения. В это время окончательно оформляются такие идеологии как либерализм, консерватизм, социализм. Особенность 19 века состоит в том, что политические теории этого времени, продолжая традиции предшествующего столетия, претендуют на то, чтобы “все объяснить” или “решать все проблемы”.

Ведущим направлением политической мысли первой половины XIX в. является либерализм. В политической области либерализм основывается на признании прав человека, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе выбора занятий, свободе конкуренции. Либерализм усвоил кантовскую идею нравственно свободной личности, независимой от насилия со стороны других людей и в то же время несущей бремя моральной ответственности. Поэтому свобода индивида и его социальная ответственность неразрывны. Такому пониманию индивида соответствует идея правового государства.

Идеи консерватизма получили распространение во второй половине XIX в. Термин “консерватизм” ввел французский писатель Шатобриан в период Великой Французской революции. В отличие от либерализма он не имеет устойчивого идейного ядра и принимает разные формы в разные исторические периоды.

Существенный вклад в развитие политической науки XIX в. внес французский мыслитель Алексис де Токвиль (1805-1859), исследовавший исторический генезис и перспективы демократии. Как и многие мыслители, он искал новое общественное устройство. Его книга “Демократия в Америке”, изданная в 30-е годы XIX в. замечательна тем, что показывает, какие усилия предпринял мыслитель, заботой которого было открыть в новом обществе (США) нравственные принципы, с помощью которых можно перестроить, просветить и обновить старый мир.

Широкое развитие получает также позитивизм, основоположником которого становится Конт. Конт считал, что наука об обществе должна быть такой же достоверной и точной, как и естественные науки, опираться только на наблюдения и факты.Настоящее государство должно бороться за единство порядка и прогресса в обществе,т.е. развитие общества-это медленная эволюция от худшего к лучшему.Для порядка и прогресса необходимо соц.партнёрство,государство тоже партнёр,государство тоже должно воспитывать людей.Идея позитивизма используется во всех государствах. В середине 40-х годов 19 века возникает марксизм. Маркс обосновал материалистическое понимание истории и внес значительный вклад в понимание социально-экономических истоков политики. Маркс доказывал, что все явления политической жизни зависят от экономического базиса. Политика – это результат и форма классовой борьбы. Классовая борьба это

борьба политическая, направленная на завоевание удержание власти. Полит.

власть капиталистического общества – это система диктатуры буржуазии. «гос-во

Во второй половине 19 века политическая наука становится самостоятельной дисциплиной. В конце 19 века работали такие политические деятели, как Вебер, Дюркгейм, Моска, Парето. Они заложили основы политической социологии.

Полит.как сфера общ.жизни

Сущность политики

Политика — важнейшая сфера жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина.

Политика — особый, целенаправленный вид дея­тельности людей, связанный с завоеванием, удержани­ем и осуществлением государственной власти.

Политика — искусство управления государством, участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач и содержания деятельности го­сударства.

Политика — искусство управления людьми, форма соучастия и взаимодействия управляющих и управляе­мых.

Сущностные черты политики:1) единство общих и частных интересов; 2) связь с государством; 3) мас­совость; 4) властность; 5) целенаправленность, созна­тельность; 6) связь с экономической сферой общества. Уровни политики:макро — государство как це­лое, власть, ее устройство и функционирование в цен­тре и на местах; микро — относится к деятельности отдельных организаций (партий, профсоюзов, корпора­ций, фирм и т. п.); мего — к деятельности междуна­родных организаций.

Функции политики:поддержание и укрепление целостности общест­ва, обеспечение общественного порядка и организован­ности;управление социально-политическими процесса­ми в обществе;

разработка целей всего общества, определение приоритетов его развития, организация масс и мобили­зация ресурсов на осуществление этих целей;

согласование интересов различных социальных групп населения, предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

обеспечение социальной справедливости и общего блага; разработка норм (законов), их применение и кон­троль за их соблюдением;

Субъекты политики —это социумы, а также создан­ные ими учреждения, организации, активная практиче­ская деятельность которых направлена на преобразова­ние политической и других сфер жизнедеятельности че­ловека как непосредственного объекта политики.

Объекты политики— явления политической сферы в их разнообразных проявлениях и связях с граждан­ским обществом, на которые направлена деятельность субъектов политики.

Цель политики —выработанный человеческим мышлением идеальный результат, ради которого осуще­ствляется деятельность и который служит ее внутренним побудительным мотивом.

Основные признаки политики: 1. Политика всегда отражает интересы большинства 2. Политика связана с решением проблем существования и функционирования государства.3. Связь с проблемами власти - деятельность по завоеванию, удержанию и использованию госуд. власти. 4. Обязательное наличие идеологии, которая определяет цели, задачи, стратегию и тактику полит. деятельности. Классификация политики: 1. По направлению: а) внешняя; б) внутренняя. 2. По сферам общественной жизни: а) экономическая; б) духовная; в) военная; г) социальная; д) в области спорта и т.д.. 3. По субъектам политической деятельности: а) государственная: местная, региональная, международная, национальная; б) политических партий; в) общ.-полит. организаций и движений; г) средств массовой информации; д) трудовых коллективов. 4. По приоритетному направлению действий: а) нейтралитета; б) национального премирения; в) открытых, закрытых дверей; г) большого скачка и т.д.

Период Возрождения (XIV — XVI вв.) характеризовался разложением феодализма и становлением капитализма в Европе, вызвавшего развитие техники, светских (гуманитарных) наук, городов, торговли, искусства. В противовес идеологии средневекового аскетизма (отречения от земных радостей во имя райской жизни в загробном мире) идеологи формирующегося класса буржуазии отстаивали гуманистические (человеческие) ценности: стремление к земному благополучию, право человека на свободное развитие и проявление творческих способностей и т.д. Гуманизм возродил интерес к античной древности, когда человеческая природа не толковалась как средоточие греховности, какой она представлялась религиозным схоластам Средневековья.

Родиной Возрождения, или Ренессанса, была Италия. Здесь наряду с развитием светской литературы и искусства формировалась и политическая мысль, защищавшая интересы буржуазии и новый общественный строй. Одним из первых представителей зарождавшейся буржуазной политической науки был Никколо Макиавелли (1469 — 1527). В сочинении "Государь" и других книгах он противопоставлял теологической (религиозной) концепции теорию светского (нерелигиозного) государства, возникновение котороro определял потребностью в обуздании эгоистической натуры человека, присущего ему стремления к власти и собственности, ненависти, злобы и коварства. Одна из главных функций государства — защита частной собственности. Правитель должен избегать посягательства на имущество подданных, ибо это неизбежно вызовет их ненависть. Макиавелли впервые обращает внимание на политическую субъективность народа, т.е. на его способность влиять на власть, считая его честнее и рассудительнее государя. По его мнению, народ нередко ошибается в общих вопросах, но гораздо реже — в частных.

Наилучшей формой государственного правления мыслитель считал республику. Именно в ней могут быть обеспечены порядок и свобода, сочетание общих и частных интересов. Но если народ не готов к такой форме правления, то воспитать в нем республиканский дух должно государство с сильным правлением. К этому выводу он пришел исходя из необходимости объединения раздробленной в то время Италии.

Для достижения этой цели он считал пригодными все способы, в том числе и аморальные: подкуп, насилие, обман, убийство. Правитель всегда будет оправдан, если результаты его политики окажутся хорошими. Используя аморальные методы управления, государь должен стремиться делать добро, прикрываться нравственными и религиозными добродетелями. По убеждению Макиавелли, правитель, преследующий цель создания сильного централизованного государства, должен сочетать в себе качества льва и лисицы. Лев боится капканов, а лисица — волков. Следовательно, государю надо быть подобным льву, чтобы отпугнуть волков, и лисицей, чтобы уметь обходить капканы (Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1982. С.351). Впоследствии безнравственная политика стала называться "макиавеллизмом". Многие государственные и политические деятели в различных странах в своей политической деятельности использовали рекомендации Макиавелли.

Одновременно с политическими учениями, защищающими частную собственность и государство, стоящее на страже интересов эксплуататорских классов, в Западной Европе стали появляться публикации, осуждающие эту собственность и порожденную ею эксплуатацию человека человеком, критикующие возникший капиталистический строй. Первым таким произведением было сочинение англичанина Томаса Мора (1478 — 1535) "Утопия". Изданное в 151б г., оно по существу положило начало новому идейно-политическому течению — утопическому социализму.

В книге сделана попытка установить связь государства с интересами эксплуататорских классов, которые используют его для своих личных выгод. Автор противопоставил существующему тогда государству государственное устройство вымышленного острова Утопия, которое носило демократический характер, предполагавший выборность должностных лиц. Основными функциями конструируемого Мором государство являлись руководство народным хозяйством и образованием, организация производства и распределения. Т. Мор и другие представители раннего периода утопического социализма (XVI — XVIII вв.), в частности Т.Кампанелла, Ж.Мелье, Морелли, Г.Мабли, предлагали заменить частную собственность, в которой они видели источник всех бед, общественной и сформировать общество с грубой уравнительностью, аскетизмом и регламентацией общественной и даже семейной жизни людей.

Период Нового времени (XVII — XVIII вв.) характеризовался укреплением капитализма, борьбой буржуазии за власть, буржуазными революциями в Англии, Голландии и Франции.

Одной из главных проблем в политической пауке этого времени была проблема взаимоотношений личности и государства. Взаимодействию этих субъектов политики была посвящена теория "естественных прав".

Теория "естественных прав" была направлена против всех форм феодальной зависимости, сословного деления феодального общества и обосновывала равенство людей, данное им природой. Сторонники этой теории выступали за законодательное закрепление свободы убеждений и действий людей, права обладания и распоряжения собственностью, гарантий от произвола и т.д.

Теория "естественных прав" человека дополнялась теорией "общественного договора", согласно которой государство возникло не по божьей воле, а в результате заключенного между людьми договора с целью устранения конфликтов. Для этого они решили выйти из "естественного состояния и перейти в гражданское общество". Государство, образованное волеизъявлением свободных людей, должно обеспечить охрану их прав, свобод, не гарантированных в естественном состоянии. В разных вариантах теории "естественного права" и "общественного договора" интерпретировали и развивали Г.Гроций и Б.Спиноза (Голландия), Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Уипстэнли (Англия), Г.Лейбниц, И.Кант (Германия), А.И.Радищев, декабристы (Россия), Т.Джефферсон, Т.Пейн (США),. Ж.Мелье, Г.Мабли, Морелли, Д.Дидро, К.Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо (Франция).

Один из наиболее ярких политических мыслителей Нового времени, английский философ Томас Гоббс (1588 — 1679), обосновывал возникновение государственной власти необходимостью упорядочения "естественного состояния" людей, в котором отношения между ними представлялись как "война всех против всех". Государство сравнивалось им с библейским чудовищем Левиафаном ("искусственным человеком", "земным богом"), способным обуздать темные инстинкты людей, расчистить путь законам разума и установить в обществе гражданское состояние. Он изображает государство как сложный механизм господства и подчинения: государство не только должно выполнять функцию господства, но и заниматься воспитательно-просветительной деятельностью, поощрять всякого рода хозяйственные занятия (земледелие, судоходство, промыслы), силой принуждать к труду физически здоровых людей.

Гоббс — сторонник сильной власти. Его симпатии на стороне абсолютной монархии. Вместе с тем он считал, что подданные способны делать по своему усмотрению то, что не запрещено законом. Они должны иметь на уровне частноправовых отношений широкую инициативу, систему прав и свобод.

Большой вклад в политическую науку внесли англичанин Джон Локк (1б32 — 1704) и француз Шарль Луи Монтескьё (1б89 — 1755), разработавшие концепцию разделения властей. Локк предлагал разделить власть на законодательную, исполнительную и федеративную, ведающую международными отношениями. Следует также отметить выдвинутое им положение об обязанности в гражданском обществе всеми без исключения исполнять его законы. Отстаивание Локком идеи неотчужденности от личной свободы, права на жизнь и собственность было признано впоследствии началом идеологии буржуазного либерализма.

Монтескьё дополнил теорию разделения властей тем, что наряду с законодательной и исполнительной выделил и судебную власть. К тому же он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Идеи свободы, гражданских прав и разделения властей, обоснованные этими мыслителями, получили закрепление в конституциях Франции, США и других государств.

Т. Гоббс, Дж.Локк, Ш.Монтескьё — одни из первых представителей идейно-политического течения, получившего название "просвещение™. Просветители критиковали феодальные порядки и отстаивали интересы зарождавшегося класса буржуазии. Они верили в огромные возможности человеческого разума и науки в деле рациональной перестройки общества. Ими много было сделано для освобождения науки от власти религии и использования научных достижений в практике. Просветители внесли большой вклад в развитие как естественных, так и общественных наук, в том числе и политических.

Критика отжившего феодального строя достигла особой остроты в произведениях выдающегося представителя эпохи Просвещения во Франции Мари Франсуа Аруа (1694 — 1778), выступавшего под псевдонимом Вольтер. За критику и вольнодумство он дважды сидел в Бастилии, из-за преследований значительное время провел за границей. Замечания Вольтера по вопросам политики и права сыграли большую роль в формировании политической идеологии назревшей буржуазной революции во Франции. Он горячо отстаивал принципы равенства, свободы и частной собственности. Причем равенство он признавал лишь в частном праве и выступал против равенства в политических правах, считал, что бедные не должны иметь их. Вольтер настойчиво обращал внимание на связь права с нравственными нормами. Выступая против абсолютизма, вместе с тем он был сторонником власти просвещенного монарха. Произведения Вольтера пользовались большой популярностью и в Беларуси. Во многом это было вызвано их антикатолической направленностью.

В плеяде французских просветителей благодаря оригинальности своих взглядов выделялся Жан-Жак Руссо (1712 — 1778). Его политические воззрения выражали интересы мелкой буржуазии, особенно крестьянства. Подобно многим ученым эпохи Возрождения и буржуазных революций XVI — ХЧШ вв., в поисках ответа на вопрос об истоках государственности он обращался к "естественному состоянию" людей. Однако в отличие от них, в частности от Гоббса, который характеризовал это состояние как "войну всех против всех", Руссо считал время перехода человечества от дикости к общественному существованию "самой счастливой эпохой" в истории, в которой не было социального неравенства и торжествовала свобода. С появлением частной собственности общество теряет эти блага. Общественный договор, в результате которого учреждается публичная власть, по мнению Руссо, был лишь уловкой богатых с целью закабаления бедных.

Выступая против частной собственности, он критикует не только феодальные порядки, но и растущий капитали противопоставляет промышленной цивилизации образ жизни свободных землевладельцев. Для восстановления свободы им предлагалось заключить новый общественный договор, который бы представлял собой ассоциацию равных свободных индивидов, или республику. Руссо был сторонником прямой демократии, при которой все граждане имеют возможность непосредственно влиять на государственную политику. Он считал, что представительные органы закрепляют рабство людей. В своей деятельности каждый человек должен подчиняться только сообществу, его законам, а не отдельным лицам. Для эффективного действия законов необходима достаточно сильная политическая и морально-психологическая зрелость граждан. При этом отстаивалось право граждан участвовать в принятии законов. Ратуя за политическое равенство, за уравнивание имущественного положения граждан, он вместе с тем считал, что нужно сохранить мелкую частную собственность, основанную на индивидуальном труде.

Идеи Руссо о равенстве и демократии способствовали пробуждению революционного сознания во Франции. Они вдохновляли знаменитых якобинцев — Робеспьера, Марата, Дантона, Сен-Жюста — на борьбу против феодального строя. Эти идеи были закреплены в Декларации прав человека и граждан и других актах Французской республики.

Свой вклад в политическую науку внес и родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724 — 1804). Он теоретически обосновал выдвинутую античными мыслителями — Платоном и Цицероном идею правового государства, в котором верховенствуют юридические законы. Заслуга Канта и в том, что установление правового государства он связывал с нравственностью и формированием гражданского общества.

Связь между государством и гражданским обществом обстоятельно рассмотрел классик немецкой философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831). Гражданское общество он трактовал как систему политических институтов и автономных организаций, действующих в защиту интересов личности и групп. Серьезное внимание им было уделено роли индивидуальных и групповых интересов в политической жизни и развитии гражданского общества. Государство, по его мнению, представляет собой систему всеобщего интереса, гражданское общество систему частного интереса основным принципом взаимоотношений в гражданском обществе, по Гегелю, является индивидуализм.

Политика, по Макиавелли, есть взаимоотношения различных социальных сил (слоев общества, групп людей, отдельных личностей ) по поводу осуществления власти в обществе. Таким образом, политика трактуется как общественное отношение между людьми. Тем самым указывается на социальную природу политики истолкованию ее как проявления исключительно естественной природы человека. Макиавелли четко сформулировал положение – основной вопрос политики есть вопрос о власти.

Макиавелли объясняет происхождение государства исходя из природы человека, притом не только из его естественной, но и общественной природы.

Большое значение Макиавелли придавал республиканской форме государственного устройства. Его учение о республике почти целиком основано на осмыслении опыта существования Римской республики и частично- греческой Афинской республики.

Видным представителем политической мысли эпохи Возрождения был также французский мыслитель Жан Боден (1530-1596).

Ж. Боден в этой работе. При этом республика характеризовалась им как форма государства.

Государственный суверенитет, по Бодену, проявляется в соответствующих правах и полномочиях государства. К ним он относит: право законодательства, право объявления войны и заключения мира, назначение должностных лиц, право последнего решения, право помилования, право на послушание и верность подданных, право чеканки монет, определения веса и мер, право взимания налогов и пошлин. [1]

Из всех форм государственного устройства Боден предпочитал наследственную абсолютную монархию и выступал как теоретик абсолютизма.

Началом Нового Времени традиционно считается английская революция середины XVII в. Она разделила английское общество на сторонников короля и сторонников парламента, которые сформулировали свои политические программы.

В конце XVIII в. сложились условия для практической реализации идей французских политических мыслителей. Американская война за независимость стала первой такой попыткой. Политическая идеология этого революционного процесса изложена в Декларации независимости США: естественные права всех людей на жизнь, свободу, собственность, на безопасность и счастье, суверенитет народа, его право на восстание против нарушающего естественные права правительства, принцип разделения властей и пр. Впервые в истории эти положения политической теории легли в основу государственной политики. Выделяется плеяда выдающихся американских политических мыслителей, которые по-разному подходили к данным политическим принципам: для Т. Пейна, Т. Джефферсона был характерен более радикальный подход, для А. Гамильтона и Ф. Джея - более умеренный. В дальнейшем между радикалами и умеренными разгорелась идейно-политическая борьба по вопросу о конституционно-правовом устройстве США. Демократизм американских мыслителей причудливо сочетался с признанием необходимости сохранения рабства. Другой попыткой реализации-этих политических идей была Великая французская революция (1789-1794). Однако Франция конца XVIII в. оказалась еще не готова полностью воплотить великие политические идеи столетия.

Читайте также: