Политическая модернизация в казахстане кратко

Обновлено: 05.07.2024

По самому общему определению, модернизация представляет собой процесс перехода от традиционного общества (аграрного, с патриархальной культурой и жестко закрепленной социальной иерархией) к индустриальному, основанному на крупном машинном производстве и рациональном управлении общественными процессами с опорой на законы. Согласно теории модернизации, в странах Запада данный процесс занял длительный период - приблизительно от первых десятилетий XIX в. до 50-х. гг. ХХ в. В рамках теории модернизации выделяются в первую очередь два типа общества: традиционное и современное (modern society). И сам процесс перехода от традиционного к современному называется модернизацией [2].

Перемены, происходящие в современном Казахстане на протяжении более чем десяти последних лет, могут быть рассмотрены как очередная модернизация, как очередной транзит, но осуществляемый принципиально в иной исторической ситуации, когда ряд наиболее развитых стран мира уже вступили в новый этап развития, определяемый как постиндустриальное или информационное общество. Происходящий процесс политической модернизации в Казахстане можно в целом отнести к эндогенно-экзогенному типу (заимствование некоторых элементов цивилизации западного типа без глубокого изменения социально-политических отношений, которые сохраняют традиционный характер). И то, что характерной особенностью казахстанского типа модернизации является сочетание различных собственных и заимствованных институтов и традиций (частичная модернизация) с имитацией результатов. Из-за слабости гражданского общества и исключительной роли, которую играет государство в Казахстане, модернизация общества во многом подменяется модернизацией государства - его военной мощи, бюрократического аппарата, репрессивных органов, государственного сектора экономики и т.п. В итоге задачи модернизации государства, часто решаются за счет антимодернизации, частичной архаизации и деградации общества.

Конфликт как социальное явление.

Конфликт – столкновение двух или более разнонаправленных сил в целях реализации их интересов в условиях противодействия.

В теории конфликтов можно выделить два основных направления:
- функционализм (изучает проблему устойчивости и стабильности; считает основой функционирования общества согласие, консенсус членов общества). Представители Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, Н. Смелзер;
- структурализм (считает, что развитие общества пронизано рассогласованием и конфликтом, социальный конфликт вездесущ). Представители М. Вебер, Р. Дарендорф, К. Маркс.

В своем развитии конфликт проходит явно или латентно три стадии.
1. Предконфликтная стадия – это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить.
2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется наличием инцидента, то есть действий, направленных на изменение поведения соперников.
3. Разрешение конфликта, возможно, как правило, при устранении причины конфликта, путем изменения требований одной из сторон (уступки, изменения поведения). Социальный конфликт может быть разрешен в результате истощения ресурсов одной из сторон, вмешательством третьей силы, в результате устранения соперника. В России последние 10 лет агрессия и недовольство власти были связаны с поиском внутренних врагов (в этом качестве поочередно выступали коммунисты, Верховный Совет РСФСР в 1993 г. , угроза возвращения диктатуры, чеченские боевики, лица кавказской национальности) . Мы ищем врага тогда, когда не в состоянии жить в мире сами с собой. Свой гнев направляем на тех, кто нам кажется хуже нас. В пореформенные годы наблюдается существенное неблагополучие: изменился привычный образ жизни, сменились критерии того, что хорошо и что плохо, и мы ищем, кто в этом виноват. Так, пока окончательное политическое решение чеченской проблемы не найдено, мы не сможем удержать погромщиков, которые бьют всех кавказцев, не интересуясь, имеют ли они какое-то отношение к Чечне.
Политические конфликты, в том числе и международные, являются сложными объектами для исследований. Арабо-израильский конфликт, конфликт в Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье длятся много лет, в их решении участвуют многие страны, однако пока ощутимых результатов нет.


Каждый политический конфликт является индивидуальным явлением, и при его анализе следует учитывать, кроме объективных, субъективные факторы, используя рефлексивное управление противником.




Каждый конфликт, прежде всего, надо рассматривать как индивидуальное явление. А раз речь идет об индивидуальности явления, то следует вести речь не об общих законах и закономерностях причинно-следственных связей, а уже о конкретных причинно следственных связях. Речь идет не о том, как данное явление, как частный случай подвести под общую формулу или закономерность, а о том, к какой индивидуальной совокупности причин его следует отнести.

Характеристика основных политических идеологий современности : либерализм, консерватизм, социал- демократия, марксизм.

Идеология — это система взглядов, представлений, идей, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности.

Либерализм

Либерализм стал исторически первой политической идеологией, родоначальниками которой были Дж. Локк и А. Смит. Их идеи обосновывали процесс становления самостоятельного индивида — представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной доктрине.

Базовые ценности либеральной идеологии — священность и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства. Индивидуализм при этом был главным социальным и экономическим принципом. В социальной сфере этот принцип воплощался в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемости человеческих прав на жизнь. В экономической сфере пропагандировалась идея свободного рынка ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере был сформулирован призыв признать права всех индивидов и групп на управление общественными процессами, осуществить разделение властей, идею правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в жизнь общества.

Консерватизм

Консерватизм базовыми ценностями называет порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из политической теории, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считает либерализм. Логика прогресса задана свыше, поэтому нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития. Принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства есть естественный результат развития общества. Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство, четкая политическая стратификация, когда власть принадлежит элите, а свобода есть осознанная лояльность граждан и групп.

Диверсификация экономики и модернизация политической системы – это способы достижения обозначенных президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым стратегический целей развития Казахстана.

выборы, а также ряд ценностей: экономическая и политическая свобода, индивидуализация.

- демократизация развивающихся стран по западному и или советскому образцу;

- результат их активного сотрудничества с развитыми государствами Западной Европы и США, СССР и Восточной Европы;

- в экономической сфере это прежде всего формирование разветвленной рыночной системы, резкое изменение соотношения занятых а аграрной и индустриальных сферах, массированная урбанизация, функционирование независимой от прямого государственного регулирования финансово – денежной среды, принципиальное изменение технологической базы производства и широкое развитие сектора сферы услуг.

- в политической сфере – формирование гражданского общества и реальных общенациональных институтов государственной независимости.

Определяя, смысл адаптированной модернизации Н.Назарбаев исходит из политического развития Казахстана.

Республика Казахстан – преимущественно урбанизированное общество с достаточно развитой индустриальной инфраструктурой, наличием машинных форм труда в массовых масштабах, стопроцентно грамотным населением, более современной системой образования, науки, культуры, здравоохранения. РК – светское государство с наличием свободы прессы, многопартийности и элементов гражданского общества.

Процесс строительства реальной государственности бывшими республиками СССР происходил не на пустом месте.

Распад СССР привел к образованию не принципиально новых государств, не имеющих под собой оснований, а к утраченной некогда государственности, имевший глубокие исторические ……. Происходил сложный всесторонний процесс не только распада СССР, но и восстановления государственности, ее легитимизации.

Поэтому первоочередной задачей для РК стали: пополнение суверенитета реальным содержанием, решение проблемы национальной независимости. Т.е., речь шла не о модели развития, социально – политического устройства, а о государственности.

Решению этой задачи была посвящена вся деятельность Нурсултана Абишевича Н.азарбаева и всех органов государственного управления.

Казахстан в первый период. На первом этапе реформы ……полит система Нурсултан. Назарбаев удалось избенсать радикального отрицания и разрушения административной система управления экономикой и обществом до создания им замены. В этом одна из главных причин экономической и политической стабильности Казахстана.

Тем более, что решение задачи сохранения государств. Машины согласуются и с развертыванием оснований демократического развития .

Так демократическое развитие – это не только возможность оппозиционной деятельности, но и форма государства, атмосфера-общественно политической жизни.

По мере укрепления суверенитета необходимым стало решение вопроса – определения характера государственности.

В 1990-1991 годах в Казахстане происходит сочетание президентской власти с властью коммунистической партии и советами.

Современный этап развития Казахстанской государственности связан с инициированной Президентом РК Нурсултан Абишевич Назарбаев моделью политического принятия решений, политики участия граждан в управлении государством. Политическая система по мнению Президента должна быть настроена на нужды людей и нужды общества.

Основные элементы реформирования политической системы Казахстана предполагают:

Во-первых переход от президентской к президентско - парламентской форме правления. Прежде всего расширенные полномочия парламента, путем передачи ряда функции от Президента законодательному органу функций, как формирование Конституционного совета, центрально избирательной комиссией, счетного комитета. Усиливается подотчетность правительства не только президенту, но и парламенту, вводится норма о предварительном согласии парламента при назначении на должность премьер-министра. Полный прерогативой Парламента становится принятие бюджета страны и контроль за его исполнением.

Во-вторых укрепляется роль политических партий. Реализуется предложение политических сил о дальнейшем повышении роли и полномочий партийных фракций в Парламенте и Маслихатах.

Снимается запрет на функционирование политических партий, что послужит прозрачности финансовых потоков, направляемых партиям. Партии будут нести ответственность за формирование и последующие действия правительства, так как глава правительства будет представлять партию парламентского большинства.

Модель активного участия граждан в политическом принятии решений – это каждодневная работа политический партий.

В-третьих повышение полномочий органов местного самоуправления – Маслихатов по контролю за деятельность органов местной исполнительной власти.

В-четвертых реформирование судебной системы РК присоединилась к ряду международных правовых актов в области прав и свобод человека, в том числе к Международному пакту о гражданских и политических правах.

В-пятых обеспечиваются меры по сохранению межнационального согласия и укреплению Ассамблеи народа Казахстана.

В-шестых продолжается процесс развития институтов гражданского общества усиление государственной поддержки неправительственного сектора, укрепление роли профсоюзов, повышение ответственности СМИ.

В-седьмых укрепляется система защиты прав и свобод граждан. Введена норма санкционирования ареста судом РК – страна в которой смертная казнь фактически не применяется, за исключением наказания за террористические преступления и особо тяжкие преступления, совершенные в военное время.

То есть политическое реформирование политической системы Казахстана усиление роли представительного органа власти, институтов гражданского общества и местного самоуправления, укрепляют систему защиты прав и свобод человека и наглядное свидетельство демократического развития РК.

Реакцию различных политических сил на реформирование политической системы Казахстана положительное. Зарубежные аналитики приветствуют политические реформы Казахстана, называют Президента выдающимся лидером постсоветском пространстве.

В Российских СМИ даются комментарии о том, что Президент Казахстана объявил решительную перестройку и демократизацию государственной власти.

Когда-то Казахстан учился демократии у других стран, то теперь, многие страны дальнего зарубежья перенимают казахстанский опыт демократизации общества. Это в первую очередь касается президентской модели общенационального диалога уникального института Ассамблеи народа Казахстана и других новшеств, чего нет в развитых демократиях.

В ежегодной Посланиях Президента народу Казахстана содержится контуры предстоящих реформ в области конституционного строительства, что характеризует Казахстан как государство, стремящееся построить подлинно демократическое общество.

Политическая модернизация в Казахстане набирает обороты - эксперт

По словам Казбека Майгельдинова, Казахстан подстраивается к тем изменениям, которыепроисходят в мире. То, что политическая реформа проводится шаг за шагом, говорит о том, что у страны есть целенаправленный план.

В ходе экспертного обсуждения он отметил, что в Казахстане преждевременно приняты меры для недопущения народных всплесков.

Что касается проведенных экономических реформ в этом году, по мнению политолога, на сегодня Казахстан делает основной упор на развитие внутреннего рынка.


Переход Казахстана от плановой экономики к рыночной

Первым этапом модернизации Казахстана стало создание нового государства, когда произошел переход от плановой экономики к рыночной.

Этап становления независимого Казахстана был подвержен ряду трудностей. Прежде всего, это экономический кризис, социальная напряженность, снижение жизненного уровня населения, безработица и экологические вопросы. Для того, чтобы преодолеть насущные проблемы необходимо было их решать, и ключевыми задачами стали реструктуризация экономики, ее переориентация на современные наукоемкие технологические отрасли, создание социально ориентированного рынка на основе обеспечения принципа равенства возможностей, проведения приватизации собственности, либерализации цен, продуманной инвестиционной политики, формирования правового государства и институтов гражданского общества, развития культуры, образования и науки. В общем, работы предстояло много, задачи стояли острые и трудные. Но за годы перестройки, модернизируя государство, Казахстан выдержал и продолжал свой путь к совершенствованию и развитию страны.

Роль Президента в становлении страны

Особую роль на пути становления независимой страны, сыграл Глава государства Нурсултан Назарбаев.


Первым шагом Казахстана на пути к Независимости стали всенародные выборы Президента, которые состоялись 1 декабря 1991 года. В результате выборов 98,78% избирателей проголосовало за Н. Назарбаева. Такой процент говорит о многом, прежде всего, о доверии народа к их избраннику - Лидеру нации. И казахстанцы по сей день доверяют правление страной Н. Назарбаеву, который, в свою очередь, делает это безукоризненно, развивая страну и модернизируя ее поэтапно.


Флаг, Герб и Гимн независимого Казахстана появляется 4 июля 1992 году.

За годы формирования нового государства было сделано многое. Была проведена политико-правовая работа по реабилитации незаконно репрессированных лиц. За небольшой отрезок времени было реабилитировано более 33 тысяч граждан.

Демократические процессы, происходящие в Казахстане, коренные перемены в обществе внесли новые явления в политическую систему Казахстана. Это рождение и становление многопартийности.

Установление отношений со странами мира

2 марта 1992 года Казахстан стал полноправным членом ООН, а вскоре — членом Международного валютного фонда. Республику признали более ста государств. Установлены были дипломатические отношения со многими странами мира, дальнего зарубежья, со всеми суверенными государствами СНГ.


Становление страны как самостоятельного государства предполагало принятие новых государственных актов и законов. После чего 28 января 1993 года была принята первая Конституция Республики Казахстан. В ней, в частности, впервые было объявлено, что столица Казахстана город Алматы.

Казахстан обретает финансовую самостоятельность

В ноябре 1993 года Казахстан ввел собственную национальную валюту - тенге.

В первые годы независимости в связи с переходом к рыночной экономике и рыночным отношениям все отрасли народного хозяйства были в кризисном состоянии. К слову, кризис переживали все страны СНГ.

Перед Казахстаном стояла задача разработки своей модели перехода к рыночной экономике. Экономика Казахстана была в достаточной степени огосударствлена, в ней формировались квалифицированные специалисты. В экономике республики преобладали основные базовые отрасли, крупные предприятия, военная промышленность с огромным потенциалом. Кроме того, не было недостатка в рабочей силе, имелась благоприятная демографическая обстановка.

В 1993 году Казахстан обрел финансовую самостоятельность и начал приватизацию государственного имущества. Приватизация стала одним из важных направлений экономической реформы. За два первых месяца 1997 г. за счет проданных предприятий в бюджет поступило свыше 2 млрд тенге. Таким образом, к маю 1997 г. приватизация всех отраслей экономики республики в основном завершилась, в незначительном объеме сохранилась государственная собственность.


В 1991-1992 гг. во всех отраслях народного хозяйства возникли предприятия малого и среднего бизнеса. Государство оказало им поддержку, предоставило льготы. В начале 1996 г. насчитывалось 21 260 предприятий малого бизнеса, в которых работало 147 тыс человек. В 1997 г. было принято специальное постановление Правительства по развитию малого и среднего бизнеса. В результате поддержки со стороны государства количество таких предприятий в течение одного года увеличилось в 1,8 раза, на них работало уже 355 тыс человек.

Казахстан уделяет особое внимание инвестиционной политике

В 1993-1996 годах в экономику Казахстана было инвестировано около 7 млн долларов иностранных инвестиции. Среди стран, оказывающих техническую помощь Казахстану, на первом месте США, которая, кстати стала первой страной, открывшей свое посольство в Казахстане.

Следующим этапом реформы политической системы стали выборы в высший законодательный орган страны — Парламент Республики Казахстан, которые состоялись в декабре 1995 г. В результате выборов был сформирован высший законодательный орган страны Парламент из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Восстановлению подлежало и производство продукции в промышленности, увеличились объемы оказываемых услуг в транспортной отрасли, стабилизировалась деятельность торговли и сферы обращения. В 1996-1997 годы прирост ВВП Казахстана, соответственно составил 0,5% и 1,7%, объемы производства промышленной продукции возросли на 0,3 % и 4,1 %, в транспортной сфере - на 1,8 % и 4 %, в торговле и сфере обращения рост составил 10,7 % и 3 %.

Пройденный Казахстаном путь с 1991 по 1997 годы стал первой модернизацией, и он был не легким. За короткий период Казахстану удалось укрепить и развить политическую, экономическую системы, государственность республики, добиться признания на международной арене.

Читайте также: