Политическая мобилизация это кратко

Обновлено: 02.07.2024

приведение в активное состояние, сосредоточение сил и средств политической системы или отдельных ее частей для достижения какой-либо цели.

Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .

Смотреть что такое МОБИЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ в других словарях:

МОБИЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

франц. mobilisation, от лат. mobilis подвижный) приведение в активное состояние, сосредоточение сил и средств политической системы или отдельных ее частей для достижения какой-либо цели. смотреть

МОБИЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

активные действия населения, направленные на достижение каких-либо целей, как следствие воздействия со стороны лидеров, политических элит или организаций. . смотреть

МОБИЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

формирование поддержки тех или иных политических целей со стороны значительных масс населения.

Политическая мобилизация – побуждение населения к участию в политической жизни.

Политическая мобилизация предполагает участие населения в различных массовых движениях, общественно-политических организациях, массовых акциях, выборах. Используется как инструмент влияния политическими элитами и государством. Может иметь различные формы в зависимости от характера такого воздействия.

Политическая мобилизация является одним из механизмов побуждения граждан той или иной страны к участию в политической жизни.

Во-первых, мобилизация – объективное следствие интеграции какой-либо группы, действующей в политике, создания и функционирования какого-либо политического института, организации и т.п. Здесь механизм мобилизации выступает транслятором и следствием политической идентификации.

Во-вторых, мобилизация может выступать эффективным способом вовлечения массы населения в политический процесс. Как отмечал К. Дойч, в переходных обществах, переживающих процессы демократизации и/или модернизации, мобилизация играет особую роль: с помощью мобилизации граждане получают доступ к новым политическим ролям, новым формам политической социализации и т.п. В частности мобилизация избирателей на частично свободных и частично соревновательных выборах, результаты которых заранее известны в силу использования административной мобилизации и других рычагов, может рассматриваться как шаг прогрессивный с точки зрения овладения населением роли выборщиков, оценивающих различных политиков, политические силы и политические курсы.

Выделяют два типа политической мобилизации: мобилизацию соревновательную и мобилизацию авторитарную. Соревновательная мобилизацияпреобладает в странах с однородной политической культурой, с дифференцированными и автономными политическими институтами. Ее целью является согласование целей и языка общенациональной политики и отдельных групп населения, а также персонального состава правящей элиты. Авторитарная мобилизация преобладает в обществах с недифференцированными институтами и ролями. Целью такой мобилизации является обеспечение лояльности населения на основе пропаганды.

Условно можно разделить различные механизмы на те, в основе которых лежит некоторое механическое принуждение (наиболее примитивный) и материальные ресурсы, и на те, где работа идет на уровне идей.

Механ. принуждение наиболее ресурсозатратный и наименее действенный способ мобилизации, например, заградительные отряды времен Второй мировой войны, которые размещались позади войск с целью предотвращения бегства военнослужащих с поля боя, поимки шпионов, диверсантов, возврат в части бежавших с поля боя и отставших военнослужащих. Ясно, что проблему дезертирства невозможно было решишь такими способами. Основная роль отводилась идеологической работе.

Мобилизация с помощью мат. ресурсов: привлечение граждан на избирательные участки. Акции вида "приди на выборы - получи подарок", раздача скидочных купонов на продукцию рядом с избир. участком. В некоторых странах за неявку на выборы налагают штраф.

Крайне эффективные механизмы мобилизации: идеологизация и индоктринация. + социальные сети (как в реальности (теория "малого мира"), так и в интернете).

Политическая мобилизация – побуждение населения к участию в политической жизни.

Политическая мобилизация предполагает участие населения в различных массовых движениях, общественно-политических организациях, массовых акциях, выборах. Используется как инструмент влияния политическими элитами и государством. Может иметь различные формы в зависимости от характера такого воздействия.

Политическая мобилизация является одним из механизмов побуждения граждан той или иной страны к участию в политической жизни.

Во-первых, мобилизация – объективное следствие интеграции какой-либо группы, действующей в политике, создания и функционирования какого-либо политического института, организации и т.п. Здесь механизм мобилизации выступает транслятором и следствием политической идентификации.

Во-вторых, мобилизация может выступать эффективным способом вовлечения массы населения в политический процесс. Как отмечал К. Дойч, в переходных обществах, переживающих процессы демократизации и/или модернизации, мобилизация играет особую роль: с помощью мобилизации граждане получают доступ к новым политическим ролям, новым формам политической социализации и т.п. В частности мобилизация избирателей на частично свободных и частично соревновательных выборах, результаты которых заранее известны в силу использования административной мобилизации и других рычагов, может рассматриваться как шаг прогрессивный с точки зрения овладения населением роли выборщиков, оценивающих различных политиков, политические силы и политические курсы.




Выделяют два типа политической мобилизации: мобилизацию соревновательную и мобилизацию авторитарную. Соревновательная мобилизацияпреобладает в странах с однородной политической культурой, с дифференцированными и автономными политическими институтами. Ее целью является согласование целей и языка общенациональной политики и отдельных групп населения, а также персонального состава правящей элиты. Авторитарная мобилизация преобладает в обществах с недифференцированными институтами и ролями. Целью такой мобилизации является обеспечение лояльности населения на основе пропаганды.

Условно можно разделить различные механизмы на те, в основе которых лежит некоторое механическое принуждение (наиболее примитивный) и материальные ресурсы, и на те, где работа идет на уровне идей.

Механ. принуждение наиболее ресурсозатратный и наименее действенный способ мобилизации, например, заградительные отряды времен Второй мировой войны, которые размещались позади войск с целью предотвращения бегства военнослужащих с поля боя, поимки шпионов, диверсантов, возврат в части бежавших с поля боя и отставших военнослужащих. Ясно, что проблему дезертирства невозможно было решишь такими способами. Основная роль отводилась идеологической работе.

Мобилизация с помощью мат. ресурсов: привлечение граждан на избирательные участки. Акции вида "приди на выборы - получи подарок", раздача скидочных купонов на продукцию рядом с избир. участком. В некоторых странах за неявку на выборы налагают штраф.

Крайне эффективные механизмы мобилизации: идеологизация и индоктринация. + социальные сети (как в реальности (теория "малого мира"), так и в интернете).

комплекс действий, обеспечивающих готовность партий, общественных движений и т.д. к конкретным политическим акциям.

франц. mobilisation, от лат. mobilis подвижный)
приведение в активное состояние, сосредоточение сил и средств политической системы или отдельных ее частей для достижения какой-либо цели.

привлечение политическим лидером группой или правительством материальных или людских ресурсов для форсированного достижения поставленных целей. М.п. обычно связана с мобилизованным политическим участием.

комплекс мероприятий, обеспечивающих готовность политических партии, политических элит, политических лидеров, партийных коалиций и общественно-политических движений к конкретным политическим акциям. Политическая мобилизация, в частности, включает:
- агитационно-пропагандистскую деятельность, связанную с разъяснением содержания планируемых политических акций, указание конкретных сроков их проведения, а также политическую и социально-психологическую подготовку к участию в них сторонников и нравственно-психологическую и иную дезавуацию политических противников (например, в России - левых эсеров - партии социалистов-революционеров, выдвигавших требования демократической республики, абсолютной политической свободы, социализации земли и др. Эсеры входили в первое двухпартийное правительство, но после политического мятежа и попытки захвата власти были отстранены от власти, в том числе их лидеры В.М.Чернов, А.Р.Гоц. Н.Д.Аксентьев и др.): в результате в стране на длительный период времени установилось детерминировано обусловленное однопартийное правительство с известными политическими последствиями; (дезавуация - заявление о политическом несогласии).
- организацию системы информации между участниками предстоящей акции;
- своевременное получение сведений о планах и предполагаемых действиях противников акций и использование полученных данных для предупредительных, предварительных действий, уменьшающих их политическую опасность для общества, для агитационно-пропагандистской и информационной деятельности;
- обеспечение участников предстоящих действий (демонстраций, политических митингов и т. п.) необходимыми средствами - экономическими, транспортными и др., в зависимости от профиля и политической значимости акции;
- сохранение, при необходимости, конфиденциальности тех или иных сведений о предстоящей политической акции.

Цель нашей работы – рассмотреть феномен политической мобилизации. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть существующие определения понятия политическая мобилизация.

2) Рассмотреть различные типы политической мобилизации.

3) Рассмотреть механизмы политической мобилизации.

4) Рассмотреть различные типы политического участия индивидов в процессе мобилизации.

Содержание

II. Политическая мобилизация.

1. Что такое политическая мобилизация.

2. Типы политической мобилизации.

3. Механизмы политической мобилизации.

4. Особенности политической мобилизации и степени политического участия разных групп граждан: мобилизующиеся и внимательные граждане.

IV. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

politmob.doc

II. Политическая мобилизация.

1. Что такое политическая мобилизация.

2. Типы политической мобилизации.

3. Механизмы политической мобилизации.

4. Особенности политической мобилизации и степени политического участия разных групп граждан: мобилизующиеся и внимательные граждане.

IV. Список используемой литературы.

Каждый индивид является носителем нескольких социальных функций, оперировать которыми он учится на протяжении всей жизни, проходя различные этапы социализации.

В современных государствах, индивид является заведомо встроен в некоторую политическую общность, являясь гражданином этой страны. Степень ожидаемого участия индивида в процессе принятия политических решений зависит от господствующего политического режима и формы правления. Но, так или иначе, даже в авторитарных государствах гражданин - часть политической системы, а гражданин – это определенная социальная функция, социальная роль.

Различные политические акторы заинтересованы в возможности влиять на действия индивида. В случае политических партий и различных политических организаций это влияние представляет собой, главным образом, возможность сделать из гражданина своего сторонника: сделать так, чтобы индивид пришел на выборы и проголосовал за эту партию, чтобы выступал на стороне данной политической силы в случаях проведения различных политических акций и т.п. В случае же государства влияние распространяется на различные сферы жизни общества. Сегодня даже убежденные либералы признают необходимость регулирования некоторых экономических и социальных процессов.

В связи с этим важно обратить внимание на феномен политической мобилизации, который в самом широком смысле можно охарактеризовать как инструмент, который используется для превращения индивида в субъекта социально-политической деятельности.

Проблема существования систем с различной степенью возможного политического участия индивидов и специфики их социализации разрешается в рамках выделения нескольких возможных подходов к данному вопросу. В рамках субъектно-объектного подхода – индивид включается в социальную жизнь, социализируется под давлением со стороны некоторых внешних сил. Такому типу социализации соответствует авторитарный тип политической мобилизации. Если же рассматривать проблему с точки зрения субъект-субъектного подхода, то социализация предстает в формате двусторонней коммуникации, взаимовлияния социолизирующегося индивида и внешних сил. В данном случае правомерно провести параллель с соревновательным типом мобилизации.

Цель нашей работы – рассмотреть феномен политической мобилизации. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть существующие определения понятия политическая мобилизация.

2) Рассмотреть различные типы политической мобилизации.

3) Рассмотреть механизмы политической мобилизации.

4) Рассмотреть различные типы политического участия индивидов в процессе мобилизации.

II. Политическая мобилизация.

1. Что такое политическая мобилизация.

В определениях проводится четкое различие между субъектом и объектом политической мобилизации. В случае политической мобилизации как субъект может выступать государство, политические партии и любые другие политические организации. Таким образом, данному процессу могут быть даны следующие определения. Политическая мобилизация – сосредоточение и задействование субъектом (актором) политики различных материальных и людских ресурсов для достижения своих целей прежде всего путем создания массовой поддержки со стороны граждан, установления контроля над финансовыми и информационными источниками. Или - организация партиями и движениями высокого уровня политического участия своих сторонников для победы на выборах или для согласия с предложенными программами и мероприятиями.

В этом контексте также можно вспомнить, какие оживленные дискуссии ведутся в российских СМИ о том, как привлечь население к участию в голосовании, на кануне каждых выборов.

Таким образом, политическая мобилизация активно используется в своей деятельности различными политическими акторами, в том числе и государством. Различные политические силы прибегают к этому инструменту вне зависимости от того, находятся ли они у власти или в оппозиции.

В зависимости от специфики того или иного исследования, в качестве объектов политической мобилизации можно рассматривать как отдельных индивидов, так и все население страны. Иногда говорят о неких конкретных мобилизуемых социальных группах, иногда упоминают понятие массы, то есть слабо организованное социальное образование. В процессе дальнейшего рассуждения мы еще будем говорить о возможных характеристиках объекта политической мобилизации.

В контексте современной политики идеал абсолютно автономного демократического участия рациональных индивидов может восприниматься лишь как утопия. Мобилизация оказывается необходимым социо-культурным и институциональным элементом социально-политической социализации. Собственно сущностью мобилизации следует считать доступ к новым формам социализации, к новым структурам социальных ролей и т.п. Выработка типа политической культуры, адекватного вызовам современности, неизбежно требует формирования определенных структур мобилизации.

Таким образом, следует говорить о том, что все современные политические системы предполагают смешение автономной и мобилизованной активности граждан в определенной пропорции, в зависимости от специфики политической культуры, социума и т.д. Конечно, спонтанная активность рядового гражданина в большей степени соответствует классическим, либерально-демократическим стандартам, чем активность мобилизованная. Но реальное функционирование современных политических систем показывает, что гражданин сплошь и рядом действует только в ответ на мобилизующий призыв элит и организаций.

2. Типы политической мобилизации.

Существует несколько видов классификации политической мобилизации. Так, например, различают авторитарную и соревновательную мобилизацию.

Ставя вопрос о природе политической мобилизации индивидов, большинство западных исследователей полагают, что такую мобилизацию следует рассматривать как активность, которая является следствием воздействия со стороны политических лидеров или организаций на индивидов и основана на подавлении или искажении свободных и рациональных политических предпочтений этих индивидов. Мобилизации противопоставляется автономное участие, которое понимается как результат рационального и не обусловленного какими-либо внешними факторами самоопределения индивидов.

В отличие от авторитарной мобилизации соревновательная мобилизация не подменяет автономной активности граждан и включает два взаимодействующих института: институт общественного мнения, мнения индивидуумов и групп и институт интересов власти, политических лидеров и организаций. Цель соревновательной мобилизации состоит в адаптации языка вторых к уровню интересов первых, а также в согласовании с общественным мнением персонального состава политических элит. Особо следует отметить, что соревновательная мобилизация возможна только в тех обществах, в которых модернизация развивается как самоорганизующий процесс. Отличительными чертами подобной социальной системы является наличие автономных и активно работающих институтов артикуляции интересов, а также однородный фон демократически ориентированной политической культуры. Частично это осуществляется децентрализацией системы управления; снижением уровня бюрократизации систем управления. В рамках последней должна проводиться политика последовательного разграничения собственно политических и административно-технических функций в системе управления. Передача политических функций в руки выборных органов и должностных лиц, повышение уровня открытости в деятельности правительств любого уровня, развитие структур самодеятельной гражданской активности и повышение уровня сотрудничества между ними и правительственными организациями – также способствует формированию политически активного субъекта подобных отношений.

В рамках западных соревновательных систем политические аспекты социальной мобилизации оказываются гармонично встроенными в структуры политической социализации граждан. Та ее сторона, которая направлена на активное и целенаправленное преобразование моделей политического поведения индивидов, имеет место на периферии гражданского участия, затрагивая по преимуществу маргинальные группы. В наибольшей степени к этому образцу приближается англо-американская система. Европейские континентальные системы сейчас тяготеют к этому типу, несмотря на сравнительно большую социокультурную сегментарность. типа.

Читайте также: