Морской транспорт ссср кратко

Обновлено: 04.07.2024

В годы Отечественной войны морской транспортный флот СССР был целиком поставлен на службу фронту, действовал главным образом по заданиям военного командования и сыграл большую роль в обеспечении ряда военных операций Советских Вооруженных Сил.

Гитлеровские захватчики нанесли большой ущерб морскому транспорту СССР, потопив и частично повредив свыше 1400 пассажирских, грузовых и специальных судов морского транспортного флота. Сильно пострадали морские порты: Севастопольский, Ждановский, Керченский, Новороссийский, Одесский, Николаевский, Ленинградский, Мурманский, Лиепайский, Таллинский и др. Несмотря на это, моряки транспортного флота внесли важный вклад в борьбу за Ленинград, Одессу, Севастополь и Мурманск. Они перевозили на фронт войска, военную технику, участвовали в эвакуации населения и оборудования предприятий из прифронтовых районов.

Весьма трудными для моряков транспортного флота явились перевозки нефти на Каспии, которые проходили в обстановке непрерывных налетов фашистской авиации. Особенно ожесточенные удары по нефтеналивному флоту враг наносил летом и осенью 1942 г. в районе Астраханского рейда, стремясь сорвать перекачку горючего из морских судов в речные. Героическими усилиями моряков и речников перевозка и перекачка бакинской нефти производились бесперебойно. Не принесли гитлеровцам желаемых результатов и ожесточенные удары в районе Северного Каспия летом 1943 г. Моряки Каспийского флота перевезли за этот год 14 млн. т нефтепродуктов.

С первых же дней войны многие предприятия и даже небольшие мастерские морского транспортного флота начали выполнять задания ГКО по производству боеприпасов, различных видов вооружения и инженерного имущества для Красной Армии и Военно-Морского Флота.

Работа морского транспортного флота приобретала все более напряженный характер. В мае 1943 г. военное положение было распространено также и на морской транспорт.

В годы войны морской транспорт обеспечивал массовые перевозки грузов по Северному морскому пути. Моряки Северного морского пароходства проводили в советские порты караваны судов с важными военными и стратегическими грузами. Моряки Дальневосточного пароходства доставили по океанским коммуникациям в дальневосточные порты много грузов из США и других стран. За годы войны Дальневосточное морское пароходство увеличило грузоподъемность более чем в 2 раза. Морские грузы в портах страны, как правило, разгружались скоростными методами.

В 1945 г. грузооборот морского транспорта СССР возрос до 18,5 млрд. тонно-миль и превысил уровень 1940 г. в 1,5 раза. Доля морского транспорта в общем грузообороте страны увеличилась с 4,9% в 1940 г. до 9,1% в 1945 г.17

После изгнания с советской территории фашистских захватчиков вновь начали действовать морские порты на Черном, Азовском и Балтийском морях: Севастопольский, Таганрогский, Одесский, Керченский, Новороссийский, Таллинский, Ленинградский.

Определение "Морской транспорт" в Большой Советской Энциклопедии


Владивосток. Морской вокзал
Морской транспорт, вид транспортной сферы материального производства; осуществляет перевозки грузов и пассажиров судами. Морской транспорт широко применяется для международных и внутренних (каботажных) перевозок (см. Каботаж).


Ильичёвский морской торговый порт
История развития Морской транспорт восходит примерно к 6—4-му тыс. до н. э., когда у человека появилась необходимость в изучении и освоении морей. Первые морские суда были гребными, имевшими в качестве движителя вёсла. Около 3 тыс. лет до н. э. был изобретён парус, ставший на многие столетия главным движителем судов. С 3 в. до н. э. по 5 в. н. э. большие размеры приобретает морская торговля средиземноморских стран с Индией и Китаем.

Морской транспорт включает: порты — транспортные узлы, где происходит перевалка грузов с одного вида транспорта на другой и осуществляется обслуживание флота; судоремонтные предприятия, оснащенные судоподъёмными средствами (доки, слипы, эллинги); устройства связи, сигнализации и др. На 1 января 1973 насчитывалось свыше 7000 морских портов, в том числе более 500 с грузооборотом свыше 1 млн. т в год. Общий объём грузов, погруженных и выгруженных в портах мира, увеличился с 3350 млн. т в 1965 до 5349 млн. т в 1971, в том числе в портах промышленно развитых капиталистических стран — соответственно с 1835 до 2894 млн. т, развивающихся стран — с 1339 до 2193 млн. т, социалистических стран — со 176 до 262 млн. т.

Возрастающее из года в год значение Морской транспорт определяется исключительной экономичностью перевозок морем самой широкой номенклатуры грузов в прибрежные районы Советского Союза, морская береговая линия которого простирается более чем на 60 тыс. м. миль (111 тыс. км), а морские границы в 2 раза превышают протяжённость сухопутных границ. Большое количество сырья, промышленной и с.-х. продукции перевозится Морской транспорт в каботажном плавании в Азово-Черноморском, Каспийском и Балтийском бассейнах. Решающее значение имеет Морской транспорт для удовлетворения потребностей населения и развития экономики Дальнего Востока и Севера, где Морской транспорт — практически единственное средство массовой перевозки грузов. Хозяйственное освоение богатых природными ресурсами районов Крайнего Севера, Приморья, Сахалина, Курильских островов, Камчатки непосредственно зависит от обеспечения Морской транспорт устойчивых регулярных перевозок. Особенно важную и все возрастающую роль играет Морской транспорт в развитии внешней торговли СССР, т. к. основная часть экспортно-импортных грузов в межконтинентальной торговле может быть перевезена только морем. В 1972 на загранплавание приходился 91% грузооборота Морской транспорт, суда которого совершили около 27 тыс. рейсов более чем в 1 тыс. портов 109 стран. На долю Морской транспорт приходится свыше 50% внешнеторгового грузооборота СССР. Важнейшие экономические показатели Морской транспорт СССР представлены в табл. 2.

В 1971 Морской транспорт СССР превзошёл по грузообороту Морской транспорт под флагом США. В 1960 торговый флот СССР по тоннажу занимал 11-е место в мире, в 1973 — 5-е, а по грузопассажирскому флоту — 3-е место. В 1972 удельный вес сов. торгового флота в мировом тоннаже составил 6,2%, а его доля в международных морских перевозках — 4,2%.

Политика Советского государства в области судоходства базируется на общенародной собственности на средства производства, плановой системе ведения хозяйства, государственной монополии фрахтования судов. Эта политика исходит из задач удовлетворения потребностей страны во внутренних и заграничных перевозках и обеспечения её интересов в международном судоходстве. Она направлена на развитие братского сотрудничества с социалистическими странами, поддержку развивающихся государств, на установление взаимовыгодных деловых контактов в сфере судоходства с капиталистическими странами в соответствии с ленинскими принципами мирного сосуществования государств, принадлежащих к двум противоположным социально-политическим системам, а также учитывает, что развитие Морской транспорт является одним из важнейших факторов экономического соревнования двух мировых систем.

Со многими государствами Советский Союз имеет межправительственные соглашения о морском судоходстве, в которых закреплено стремление сторон всемерно поддерживать свободу мореплавания, развивать двусторонние деловые контакты, содействовать ускорению и улучшению морских перевозок. В соответствии с соглашениями судам той и другой стороны предоставляется возможность участвовать в перевозках на равных коммерческих условиях и пользоваться в портах в отношении погрузки-выгрузки, обслуживания и оплаты портовых сборов такими же льготами, какие предоставляются каждой из стран своим судам.

СССР осуществляет сотрудничество в области Морской транспорт со странами СЭВ по вопросам рационального использования флота, координации действий при фрахтовании в интересах наиболее полного удовлетворения потребностей в морских перевозках при минимальных издержках, повышения эффективности внешней торговли и улучшения платёжных балансов стран. Оно проводится на основе Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ. В 1970 в г. Сопот (ПНР) представители судовладельцев ряда социалистических стран подписали соглашение о создании Международной ассоциации судовладельцев (ИНСА), в которую вступили судовладельческие предприятия НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СССР, ЧССР, СФРЮ. В 1972 к ним присоединились судовладельческие организации Кубы и Индии. Новая международная судоходная организация поставила своей целью содействие развитию сотрудничества судоходных предприятий и обеспечение их интересов в международном морском судоходстве. Укреплению и расширению взаимовыгодных связей способствует Соглашение о сотрудничестве в морском торговом судоходстве, подписанное в декабре 1971 в Будапеште НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР.

Советский Союз активно участвует в международных организациях, таких, как Межправительственная морская консультативная организация (ИМКО), а также в работе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока (ЭКАДВ), Экономической комиссии ООН для Европы (ЭКЕ), Международной организации труда (МОТ) и др.

Морской транспорт других социалистических стран быстро развивается. Наиболее современный флот имеют ПНР (617 судов, 2013 тыс. регистровых т, 50% тоннажа для перевозки генеральных грузов), СФРЮ (364 судна, 1588 тыс. регистровых т, 60% тоннажа для перевозки генеральных грузов), ГДР (436 судов, 1198 тыс. регистровых т, 52% тоннажа для перевозки генеральных грузов). Суммарный тоннаж торговых флотов социалистических стран, включая СССР, на 1 июля 1972 составил 24,5 млн. регистровых т — 9,2% мирового тоннажа.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, гл. 6, Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 24; Ленин В. И., Речь на III Всероссийском съезде рабочих водного транспорта 15 марта 1920 г., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 40; его же, Речь на Всероссийском съезде транспортных рабочих 27 марта 1921 г., там же, т. 43; Программа Коммунистической партии Советского Союза, М., 1973; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Транспорт и связь СССР. Статистический сб., М., 1972; Надточий Г., География морских путей, М., 1972; Внешняя торговля СССР за 1972 год. Статистический обзор, М., 1973.
Т. Б. Гуженко.

В годы гражданской войны большая часть морского флота была захвачена интервентами, а оставшаяся часть в результате военных действий пришла почти в полную негодность. Таким образом, морской транспорт пришлось создавать заново.

В 1967г. грузооборот морского транспорта увеличится по сравнению с 1913 г. в 26 раз, а перевозки грузов - почти в 10 раз, перевозки пассажиров увеличатся в 9 раз.

За годы Советской власти морской флот изменился коренным образом. В 1913 г. 77% всего наличия самоходных судов составлял парусный флот. В настоящее время в составе самоходного флота имеется более 90% дизель-электроходов и теплоходов, которые оборудованы новейшими навигационно-штурманскими приборами. Морской транспортный флот пополнился также новыми комфортабельными пассажирскими и грузо-пассажирскими судами.

ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ. ЗАНЯТЫХ НА ПЕРЕВОЗКАХ. РОСТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА И МЕХАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Читайте также: