Политическая доктрина марксизма кратко
Обновлено: 05.07.2024
Марксистская социалистическая доктрина включала ряд политических идей, которые должны были обеспечить переустройство общества. Главнейшими из них были:
Марксистские идеи оказали серьезное влияние на развитие социально-политической мысли, особенно европейской. Однако они не стали основой современной политологии. Критическое переосмысление марксистской политической концепции в конце XIX - начале XX в.в. и особенно практика социализма обнаружила ее уязвимые места:
- абсолютизация роли рабочего класса и пренебрежение другими слоями;
- использование насильственных (революционных - часто преступных) форм социально-политических преобразований;
- преувеличение экономических факторов и пренебрежение социально-политическимив развитии общественной жизни;
- нетерпимость к инакомыслию;
- отрицание исторических возможностей и перспектив в развитии капитализма и др.
Реформизм и социал-демократия
Реформизм и социал-демократия. Уже в конце XIX в. появляются политические идеи, переносящие акценты в марксисткой теории с насильственной пролетарской революции на эволюционный, реформистский путь. Первые проявления этих взглядов имело место при жизни К. Маркса и Ф. Энгельса: в 1879 г. лидеры немецкой социал-демократии К. Хехберг и Э. Бернштейн выступили со статьей "Ретроспективное обозрение социал-демократического движения в Германии". В ней авторы предложили отказаться от исключительно пролетарского характера партии, от революционных методов борьбы, так как это отталкивает от партии все возрастающие слои мелкой и средней буржуазии и интеллигенции.
Наиболее полно эти новые идеи, названные ортодоксальными марксистами "ревизионистскими", "оппортунистически" (соглашательскими) изложил Э. Бернштейн (1850-1932), редактор органа немецких социал-демократов "Социал-демократ", в книге "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии". Он считал, что в новых условиях конца XIX в. экономическая борьба пролетариата, ведущаяся профсоюзным движением в легальных формах, и прежде всего - в парламенте, может предотвратить обнищание пролетариата, смягчить противоречия между трудом и капиталом.
Подобные взгляды разделял и видный деятель II Интернационала Карл Каутский (1854-1938, хотя вначале и выступил с критикой Э. Бернштейна с позиций ортодоксального марксизма. В известной полемике с В.И. Лениным он подчеркивал позитивные функции института государства как органа, управляющего экономическими механизмами и гарантирующего гражданский мир на основе демократического политического консенсуса. За свои взгляды, и прежде всего за отказ от "революционной диктатуры пролетариата", К. Каутский был заклеймен как "ренегат" и в течении более 70 лет советский читатель был избавлен интересных работ известного теоретика марксизма и политика.
Современная социал-демократия, вышедшая из марксизма, сумела преодолеть догмы марксистского революционизма, и прежде всего - представления о завоевании власти пролетариатом как основы и единственного гаранта революционной перестройки общества, отстоять тезис о политической демократии как универсальной форме социалистических изменений. Социал-демократы стремились преобразовать общество свободного рынка в интересах людей наемного труда, отстаивая в сфере политики идею сотрудничества классов, отвергнув марксистскую теорию классовой борьбы в ее чистом виде и диктатуру пролетариата как единственно возможную форму политического устройства нового общества.
Что касается идеи социализма, то социал-демократы рассматривали ее в основном как определенный морально-этический принцип, реализующийся исключительно эволюционным путем в процессе постепенного созревания цивилизованных материальных и духовных основ общественной жизни, развития демократии прежде всего. Наиболее выдающиеся социал-демократы второй половины XX в - У. Пальме (Швеция), В. Брандт [ФРГ]. Ф. Гонсалес (Испания).
Ленинизм (Марксизм в России).
В то время, как в Западной Европе в конце XIX - в начале XX в.в. сложилась новая социально политическая ситуация, ставящая и новые задачи перед пролетарским движением, в ее восточной части, в частности в России, ситуация способствовала распространению марксизма в ортодоксальной форме. В.И. Ульянов-Ленин (1870-1924) не только полностью воспринял марксизм, но и поставил цель осуществить его главную идею на практике. Он также дальше развивает эту теорию приминительно к специфическим условиям многонациональной полуазиатской России и практически сформулировал политическую доктрину марксизма. Ее основные положения:
- вслед за К. Марксом В. Ленин подчеркнул, что в центре марксистской политической доктрины находится вопрос о классовой борьбе;
- Ленин тесно связал марксизм с идеологией;
- Ленин сформулировал концепцию социалистической революции и сделал вывод о возможности ее победы в одной отдельно взятой стране (Маркс и Энгельс считали, что революция должна произойти одновременно во всех развитых европейских странах);
- разработал и воплотил в жизнь концепцию авангардной политической партии - партии профессиональных революционеров, четко направленной на завоевание политической власти;
- разрабатывая марксистскую концепцию государства диктатуры пролетариата;
- В. Ленин большое внимание уделял разработке национального вопроса, положив в основу его разрешения в многонациональной стране положение о праве наций на самоопределение (На практике советские республики превратились в марионеточные образования, в которых все больше набирал темпы процесс денационализации).
Эти основные элементы ленинской политической доктрины, сформированные, в основном, до революции, стали основой практического преобразования общества - эксперимента, начавшегося в 1917 г. и продолжавшегося более 70 лет. Одна из характернейших черт политической жизни страны после Октября - сосредоточение всей политической жизни в руках авангарда партии, которая, чем дальше, тем больше бюрократизировалась, контролируя всю систему общества путем разветвленной сети номенклатуры.
Террор против явных и воображаемых "врагов революции", широкомасштабные преследования различных слоев населения по классовому признаку (дворянство, предприниматели, купечество, духовенство, интеллигенция и др.) сопровождали уже первые шаги советской власти. Организованное насилие стало главным средством разрешения сначала политических, а затем и экономических, социальных и культурных проблем. В.И. Ленин открыто выступал за использование насилия и массового террора уже после победы Октября, объясняя его применение необходимостьюукрепления власти.
Так называемый ленинский этап в развитии марксизма закончился в конце 20-х годов идеологизацией марксизма, в результате которой сталинизм стал "единственно правильной" доктриной: канонизированные постулаты марксизма приобрели характер веры, исключительного права на истину, а развитие идей начало рассматриваться как отступничество, ревизионизм. Насилие, которое пытались оправдать чрезвычайными обстоятельствами в период революции и гражданской войны, теперь стало универсальным средством реализации политических и социальных целей. Сталинизм максимально использовал увлечение русских революционеров радикализмом, когда во имя идеи считалось возможным приносить в жертву все, начиная с культуры и заканчивая жизнью людей.
В результате утверждения насилия, опиравшегося на беззаконие, происходит превращение партии в самостоятельный орган диктатуры. Возникла диктатура партийно-государственного аппарата, новой бюрократии, которая правила, прикрываясь рабочим классом.
В большинстве стран, которые пошли по пути осуществления марксистских идей,характерно: расправа над политическими оппонентами; преследование граждан, принадлежащих к различным социальным категориям и считавшихся враждебно настроенными к установленному строю; ликвидировалось независимое крестьянство; массовая депортация и насильственное переселение; преследование семей - жертв режима; подавление личности и подчинение ее интересов государственным: существование в замкнутом, изолированном мире.
Современное общественно-политическое развитие подтвердило несостоятельность марксистских политических концепций, о чем свидетельствует распад социалистической системы, международного коммунистического движения.
© 2009-2010 Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.
Материалы по предмету
- Методический раздел
- Об авторе
- Учебно-методические рекомендации
- Программа курса
- Примерная тематика рефератов
- Библиографический список
- Тема 1. Предмет и методы истории политических и правовых учений
- Тема 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока
- Тема 3. Политические и правовые учения в Древней Греции
- Тема 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме
- Тема 5. Политические и правовые учения в Западной Европе в Средние века
- Тема 6. Политико-правовые идеи философов Арабского Востока и поэтов-мыслителей Востока
- Тема 7. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
- Тема 8. Политические и правовые учения в Голландии, Англии и Германии в XVII–XVIII вв.
- Тема 9. Политические и правовые учения французских просветителей и утопистов XVIII в.
- Тема 10. Консервативные политические и правовые учения во Франции и Германии конца XVIII – начала XIX вв.
- Тема 11. Политические и правовые учения классиков немецкой философии
- Тема 12. Либеральные и социальные политические и правовые учения в Западной Европе первой половины XIX в.
- Тема 13. Политические и правовые концепции социалистов-утопистов в Западной Европе в первой половине XIX в.
- Тема 14. Европейская политико-правовая мысль во второй половине XIX в.
- Тема 15. Национально-освободительная политическая мысль западных и южных славян в ХIХ в.
- Тема 16. Политико-правовая идеология марксизма и большевизма
- Тема 17. Политическая мысль в Соединенных Штатах Америки периода Войны за независимость
- Тема 18. Политическая и правовая мысль Древнерусского государства
- Тема 19. Политические и правовые идеи в Русском централизованном государстве в XV–XVII вв.
- Тема 20. Политические и правовые учения в России в XVIII в.
- Тема 21. Политические и правовые учения в России в первой половине XIX в.
- Тема 22. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – начале XX вв.
- Тема 23. Политико-правовые взгляды мыслителей Русского зарубежья
- Тема 24. Современные политические правовые идеи
План
- Политико-правовое учение К. Маркса и Ф. Энгельса
- Идеи марксизма в России. Научные основы социализма Г. В. Плеханова
- Политико-правовая идеология большевизма. В. И. Ленин. И. В. Сталин
1. Политико-правовое учение К. Маркса и Ф. Энгельса
Марксизм возник в середине XIX в. на базе критической переработки достижений немецкой классической философии (Г. Гегель, Л. Фейербах), английской политэкономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.) и французского утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье), того, что позднее В. И. Ленин назвал теоретическими источниками марксизма. Идеи о буржуазной сущности государства, о неизбежности социальной революции, о диктатуре пролетариата, об отмирании государства - эти положения лежат в основе доктрины марксизма.
Марксизм - созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом философское и социально-политическое учение, включающее: философский материализм и диалектику; материалистическое понимание истории (теорию общественных формаций); обоснование экономических законов движения капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.); теорию классовой борьбы; теорию пролетарской революции.
Энгельс изучал военную историю и науку, антропологию и физиологию, турецкую историю, арабскую культуру. Владел практически всеми европейскими языками, знал персидский и немного русский язык.
Базовыми моментами в теории марксизма является: учение о базисе и надстройке и теория исторического материализма.
Учение о базисе и надстройке. Базис (от гр. basis – основание) - совокупность исторически определенных производственных отношений, лежащих в основе надстройки. Надстройка – совокупность идеологических отношений и взглядов – политики, права, морали, религии, философии, искусства и соответствующих им организаций и учреждений (государство, партии, церковь и т.д.). Государство и право - часть надстройки и всегда выражают интересы экономически господствующего класса.
Теория исторического материализма. К. Маркс считал, что история подчиняется определенным законам общественного развития. Человечество, развиваясь от первобытного строя к коммунистическому обществу, проходит ряд этапов, и переход от одного этапа к другому принимает форму классовой борьбы между имущими и неимущими, эксплуататорами и эксплуатируемыми. Исторический процесс представляет собой последовательную прогрессивную смену общественно-экономических формаций, которая происходит, когда производительные силы приходят в противоречие с производственными отношениями. Этот социальный конфликт разрешается путем революции, после которого все надстроечные структуры приходят в соответствие с новым базисом общества.
Государство.
Признаки государства: разделение подданных по территориальным делениям; публичная власть; налоги, необходимые для содержания публичной власти.
Марксизм стал самым влиятельным учением конца XIX – начала XX вв. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса получило развитие в трудах К. Каутского, П. Лафарга, Г. Плеханова, В. Ленина, И. Сталина и др.
2. Идеи марксизма в России.
Научные основы социализма Г. В. Плеханова
Новым направлением общественной мысли в России 1880-нач. 1890-х гг. стал марксизм. Условно его подразделяют на два течения – легальный (критический) марксизм и нелегальный (революционный).
Основные положения политико-правовых взглядов Г.В.Плеханова:
3. Политико-правовая идеология большевизма.
В. И. Ленин. И. В. Сталин
Большевизм – радикальное направление в российском революционном движении, основанное на марксистской идеологии, но испытавшее влияние и взглядов русских революционеров 2-й половины XIX в. (Н. Г. Чернышевского, П. Н. Ткачева, С. Г. Нечаева), а также вобравшее в себя опыт революционного движения во Франции, в основном периода якобинской диктатуры.
Термин появился в 1903 г., когда на II съезде российской социал-демократической партии (РСДРП) произошел раскол между сторонниками В. И. Ленина, отстаивающими идею рабочей партии нового типа, основанной на жесткой организации и безусловном подчинении всех низовых ячеек партии руководящему центру (большевики), и сторонниками Л. Мартова и Г. Плеханова, выступавшими за построение массовой партии по европейскому образцу (меньшевики).
Взгляды большевиков с 1903 до октября 1917 гг. претерпевали трансформацию: во время первой мировой войны большевики выступили за поражение царского правительства и превращение империалистической войны в войну гражданскую, поражение в войне использовать для осуществления буржуазно-демократической, а затем социалистической революции. Придя к власти, большевики осуществили радикальные преобразования в общественной и экономической сферах, исходя из идеи диктатуры пролетариата, чтов реальности означало монополизм большевистской партии.
Ленинизм – политическое учение В. И. Ленина, развившего теорию марксизма: материалистическую диалектику, теорию классовой борьбы и диктатуры пролетариата, учение о государстве и революции, о решающей роли революционной партии в социальных преобразованиях и др.
Основные положения большевизма (ленинизма):
1. Классовость государства – как врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая черта государства. Она присуща ему всегда. Характерные черты: комплектование аппарата государства из среды господствующего класса; осуществление политики, в интересах господствующего класса (идея государства как орудия диктатуры господствующего класса).
2. Диктатура класса – господство определенного класса над всеми остальными; ориентация власти на насилие, осуществляемое в самых разных формах. Непременным признаком диктатуры класса является несвязанность какими-либо законами.
3. Пролетарская (социалистическая) революция. Задача пролетарской революции закачается в насильственном уничтожении буржуазного государства, а целью – завоевание рабочими массами власти и установление диктатуры пролетариата.
4. Диктатура пролетариата. В случае победы социалистической революции появляется новое государство – государство диктатуры пролетариата.
7. Возможность пролетарской революции и построения социализма в отдельно взятой стране с неразвитыми капиталистическими отношениями.
Государство.
Форма государства. Ленин полностью разделял предложенную Марксом классификацию типов государства в зависимости от господствующих в них производственных отношений: рабовладельческое, феодальное и буржуазное. Рассматривая отдельные формы государства: монархия, республика, аристократия, демократия, он указывал, что при всем многообразии государственных форм все эти государства объединяет одно: по своей сути они являются диктатурой господствующего класса.
Право (буржуазное) в понимании В.И. Ленина, есть совокупность правовых норм, правил поведения, выражающих волю буржуазии, как господствующего класса капиталистического общества и обусловленную, в конечном счете, материальными условиями существования этого класса.
Развитию основных положении ленинского учения о диктатуре пролетариата и ее роли в построении социализма были посвящены труды И.В. Сталина.
Иосифа Виссарионовича Сталина (Джугашвили) (1879–1953 гг.) родился в Гори Тифлисской губернии Российской империи. Был Народным комиссаром по делам национальностей РСФСР (1917-1923), Народным комиссаром государственного контроля РСФСР (1919-1920), Народным комиссаром Рабоче-крестьянской инспекции РСФСР (1920-1922); Генеральным секретарем ЦК РКП(б) (1922-1925), Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) (1925-1934), Секретарем ЦК ВКП(б) (1934-1952),Секретарем ЦК КПСС (1952-1953); Председателем Совета Народных Комиссаров СССР (1941-1946), Председателем Совета Министров СССР (1946-1953); Верховным главнокомандующим Вооруженными силами СССР (1941-1947), Председателем Государственного Комитета Обороны (1941-1945), Народным комиссаром обороны СССР (1941-1946), Народным комиссаром Вооружённых Сил СССР (1946-1947). Маршал Советского Союза (с 1943), Генералиссимус Советского Союза (с 1945). Член Исполнительного комитета Коминтерна (1925-1943). Почётный член Академии наук СССР (с 1939). Герой Социалистического Труда (с 1939), Герой Советского Союза (с 1945).
Положение о характерных чертах пролетарской революции. На основе обобщения опыта социалистических революции и исходя из ленинских указаний он сформулировал положение о характерных чертах пролетарской революции, определяющих сущность, цели, задачи и основные стороны диктатуры пролетариата. Он выделил и рассмотрел следующие три основные стороны диктатуры пролетариата:
- использование власти пролетариата для подавления эксплуататоров, для обороны страны, для упрочения связей с пролетариями других стран, для развития и победы революции во всех странах;
- использование власти пролетариата для отрыва трудящихся и эксплуатируемых масс от буржуазии, для упрочения союза пролетариата с этими массами, для вовлечения этих масс в дело социалистического строительства, для государственного руководства этими массами со стороны пролетариата;
- использование власти пролетариата для организации социализма, для уничтожения классов, для перехода в общество без классов, в социалистическое общество.
Только все эти стороны, взятые вместе, указывает он, дают полное и законченное понятие диктатуры пролетариата.
Учебно-методическая литература
Рекомендуемая литература:
- Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т. 1-5.
- Антология мировой правовой мысли. - М., 1999. Т. 1-5.
- История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. В. В. Лазарев. - М., 2006.
- История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2003 (любое издание).
- История политических и правовых учений. Под ред. О. В. Мартышина. - М., 2004 (любое издание).
- История политических и правовых учений. Под ред. О. Э. Лейста. - М., 1999 (любое издание).
- История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996.
- История политико-правовых учений. Под ред. А. Н. Хорошилова. - М., 2002.
- История политических и правовых учений. Под ред. В. П. Малахова, Н. В. Михайловой. - М., 2007.
- Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений в России 11-20 вв. - М., 1995.
- Рассолов М. М. История политических и правовых учений. - М., 2010.
- Чичерин Б. Н. История политических учений. - М., 1887-1889, Т.1-5.
Рекомендуемая дополнительная литература:
- Адоратский В. В. О теории и практике ленинизма (революционного марксизма). - М.-Л., 1924.
- Алексеев Н. Русский народ и государство. - М., 1998.
- Ленин В. И. Две тактики социал-демократии в демократической революции (любое издание).
- Ленин В. И. Империализм, как высшая стадия капитализма (любое издание).
- Ленин В. И. Государство и революция (любое издание).
- Ленин В. И. О диктатуре пролетариата (любое издание).
- Ленин В. И. О Троцком и троцкизме (любое издание)
- Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. //К.Маркс и Ф. Энгельс (любое издание).
- Маркс К. Гражданская война во Франции (любое издание)
- Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии (любое издание)
- Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. - М., 1986.
- Основные задачи науки советского социалистического права. - М., 1938.
- Пашуканис Е. Б. Общая теория права и марксизм. - М., 1926.
- Плеханов Г. В. Наши разногласия. Избранные философские произведения. - М., 1956. Т.1.
- Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке (любое издание)
- Энгельс Ф. Анти-Дюринг (любое издание)
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства (любое издание).
Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию:
[2] К.Маркс выдвинул концепцию азиатского способа производства, который он поместил на нижнюю ступень схемы формаций, после чего уже шли античной, феодальный и капиталистический способы производства. Особенностью этого способа производства он считал отсутствие института частной собственности.
Одним из влиятельнейших направлений социально-политической мысли во второй половине XIX века стал марксизм, основоположниками которого явились Карл Маркс (1818—1883 и Фридрих Энгельс (1820—1895).
Первый период — возникновение марксизма — с 1842 года по 1848 год. Второй — от европейских революций 1848—1849 годов до Парижской коммуны. Третий период — от Парижской коммуны до конца жизни и деятельности основоположников марксизма.
В. Парето ввел в научный оборот термин "элита". В "Трактате по общей социологии" он определил ее как группу лиц, обладающих высшими показателями в своей области деятельности. Выдвижению людей в элиту способствует наличие у них специфических психологических качеств, например инстинкта комбинаций, умения предвидеть и выражать скрытые влечения масс. По мнению Парето, в обществе, наряду с элитой, всегда существует "контрэлита" (потенциальная элита) - лица, которые по своим психологическим качествам могли бы войти в элиту, но не вошли в нее в силу своего социального положения. Самый нижний слой общества составляет неэлита - те, кто не располагает ни субъективными, ни объективными возможностями войти в элиту. Сама элита не является неизменной, а находится в непрерывной трансформации. Когда контрэлита достигает определенных показателей в своем развитии, она занимает место правящей элиты, а бывшая правящая элита, потеряв свои лучшие качества, переходит в неэлиту. Известен тезис В. Парето, что история - "это кладбище аристократий". Подобный круговорот элит исследователь описал как "закон циркуляции элит". Смена элит позволяет сохранить социальное равновесие, так как обеспечивает приход к власти элит, обладающих качествами, востребованными общественной ситуацией. Обновление может осуществляться в двух формах: поступательной (выборы и кооптация в свои ряды представителей контрэлиты) и обвальной. Последний вариант - это революции и перевороты.
Марксизм – это социальная концепция, основы которой были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также идеологическое и политическое течение его последователей.
Концепция марксизма
Критикуя капитализм, основоположники марксизма менее подробно разработали концепцию социалистического общества, что открывало различные возможности для толкований. Концентрируя внимание на социально-классовой борьбе, марксисты недооценивали важность психологических, культурно-национальных факторов. Сила марксизма была в его всеохватной системной картине мира, сопоставимой только с религией по способности отвечать на все вопросы. Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно.
Критики марксизма
Уже первые критики марксизма (П.-Ж. Прудон, А. Герцен, К. Фогт, М. Бакунин и другие) указывали на противоречия в этом учении. Экономическая эволюция неизбежно ведет к коммунизму, но марксисты требуют скорейшей подготовки революционного переворота. Пролетарии не имеют культурных навыков для управления обществом в целом, поэтому руководство государством диктатуры пролетариата будут осуществлять бывшие работники и интеллигенты-коммунисты. Марксисты считают, что бывшие работники будут действовать в интересах всех работников, но другие положения марксизма гласят, что классовая позиция человека определяется не его происхождением, а его нынешним социальным положением. Став чиновником, рабочий будет действовать как чиновник, а не как рабочий. Новая бюрократия сохранит эксплуатацию и угнетение. Марксисты надеются на то, что пролетарская революция произойдет в мировом масштабе, в то время как в большинстве стран мира большинство трудящихся составляют крестьяне.
Организации марксистов
Победа марксизма
Ряд марксистских мыслителей и активистов уже в середине ХХ века констатировали кризис марксизма, связанный с тем, что его прогнозы во многих принципиальных вопросах не осуществляются на практике. Теоретики этого направления искали выход из кризиса, пытаясь найти новые, непролетарские революционные силы, скорректировать модель социализма, соединить марксизм с достижениями фрейдизма, анархизма и другого.
Значение марксизма
Читайте также: