Полистилистика в музыке это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Хочется обратиться к полистилистике в музыке. Музыка второй половины ХХ в. актуализировала проблему стиля — его единства, индивидуальности, соотношения традиционных представлений о стиле с феноменом полистилистики, ощутимо поколебавшей основы привычного восприятия стилевого единства. Хотя период активного освоения полистилистики композиторской практикой уже миновал, в музыковедении все еще не установилось единой точки зрения на нее.

Сегодня многие категории полистилистики получают иное звучание. Новое прочтение не отменяет прежних ориентиров, а лишь предполагает несколько другой ракурс. В полистилистике чисто музыкальными средствами проявляются все основные постулаты постмодерна: пресловутая цитатность, принцип деиерархичности, паритет разнообразных культурных кодов, историческая симультанность и диалогизм. С годами полистилистика заметно эволюционирует: от шокового, коллажного сопоставления с отчетливым выражением языковых пластов — к изначально синтетическому музыкальному мышлению, в котором разные составляющие уже почти не различимы.

Полистилистика в равной мере перестраивает произведение и стиль, внося в музыку историко-культурное измерение. Включение полистилистических приемов в музыкальную фабулу делает ее эффективным механизмом художественной саморефлексии культуры. И ранее, конечно, каждый вновь возникавший стиль вступал в неявный диалог с уже существующими стилями, принимая одни ценности и оспаривая другие. Полистилистика дала этому диалогу язык. Она не отменяет стиль, она способна резко раздвинуть его горизонты. Современная музыка все активнее вбирает в себя любые, в том числе, казалось бы, далекие стили — исторические, этнографические, конфессиональные, регионально- и социально-локальные и др. Полистилистика в интерпретации художников разной культурной принадлежности не может не оказаться различной, поскольку оперирует укорененными в традиционном сознании элементами, типичными именно для данной культуры.

Полистилистика (от греч. polus - многий и стиль) - термин, возникший в недавнее время в сов. музыковедческой литературе, но не получивший всеобщего признания, т.к. он недостаточно чётко отражает сущность тех явлений музыки, к к-рым его обычно относят. Под определением П. подразумевается намеренное соединение в одном произведении разл. стилистич. явлений, стилистич. разнородность, возникающая в результате применения ряда технич. приёмов (один из частных случаев - коллаж). Однако подобный приём может с к.-л. художеств. целью применяться в произведениях, принадлежащих разным стилистич. направлениям, - в зависимости от главенствующих признаков творчества композитора. См. также Стиль музыкальный.

(от греч. polus - многий и стиль) - термин, возникший в недавнее время в сов. музыковедческой литературе, но не получивший всеобщего признания, т.к. он недостаточно чётко отражает сущность тех явлений музыки, к к-рым его обычно относят. Под определением П. подразумевается намеренное соединение в одном произведении разл. стилистич. явлений, стилистич. разнородность, возникающая в результате применения ряда технич. приёмов (один из частных случаев - коллаж). Однако подобный приём может с к.-л. художеств. целью применяться в произведениях, принадлежащих разным стилистич. направлениям, - в зависимости от главенствующих признаков творчества композитора. См. также Стиль музыкальный.

Смотреть что такое ПОЛИСТИЛИСТИКА в других словарях:

ПОЛИСТИЛИСТИКА

Сити Ситалл Систола Сист Сипота Сипло Сип Силос Силок Сило Силла Силикат Сила Сати Сапот Сап Салоп Салол Сало Салки Сакс Сак Поти Пот Постилка Пост Пос Полтакт Полкласс Полка Полк Политик Полит Полистилистика Полис Полик Полати Пол Пока Поиск Поилка Плотик Плот Плитка Плита Плиска Плис Платок Плато Плат Пластик Пласт Пистика Писк Пилотка Пилот Пилка Пилат Пила Пикт Пико Пик Пиитика Пиит Патло Патио Пат Пасти Пассит Пасс Пакт Паки Пак Оттиск Отписка Отпилка Откат Отит Остит Остап Ост Оспа Ослик Оскал Осип Оса Оптик Опт Описка Опилка Опиат Опал Опак Опа Оксилит Окат Окапи Ока Лот Лоск Лолита Лок Литота Литка Литаскоп Лита Листок Листик Лист Лис Липко Липка Липа Лилит Лик Ластик Ласт Лассо Ласло Лаос Лал Лак Кстати Ксилолит Ксилол Ксилит Кси Кпсс Котлас Кот Коста Косс Кос Копт Копиист Копал Копа Колли Коллапс Колит Кола Кол Коат Клоп Клипса Клип Клио Класс Кито Китаист Кит Киста Кислота Кисло Киса Кипа Киот Килт Кило Кил Католит Катио Кат Кассит Капот Капо Кап Калот Каллисто Калит Калипсо Кали Кал Итл Италик Итак Исток Иссоп Иссл Исса Искоса Ископ Иск Исак Иса Ипс Ипат Сито Ска Скал Скаполит Скат Иолит Иол Илот Скатол Скип Скит Скол Скоп Скос Скот Илл Икт Иксиолит Икота Скотт Слакс Икос Слип Слиток Солист Атто Солистка Аттил Аттик Атолл Асс Алл Алкил Алик Акт Аксис Аки Аист Аил Солка Апис Апк Аск Сок Слот Икс. смотреть

ПОЛИСТИЛИСТИКА

1) Орфографическая запись слова: полистилистика2) Ударение в слове: полистил`истика3) Деление слова на слоги (перенос слова): полистилистика4) Фонетиче. смотреть

ПОЛИСТИЛИСТИКА

- широко распростр. в творчестве комп. 20 в. метод сочетания в одном произв. разнородных стилевых комплексов, служащий целям манифестации концепт. замысла. Феномен П. тесно связан со сложившимся в 20-м столетии отношением к истории музыки как к истории муз. яз., эл-ты к-рого обладают ист.-смысловыми коннотациями и могут быть использованы в этом качестве для построения "муз. дискурса". Единицами этого "дискурса" выступают точно или неточно воспроизведенные фрагменты чужих текстов (напр., тема увертюры к "Вильгельму Теллю" Дж. Россини и мотив судьбы из "Валькирии" Р. Вагнера в 15-й симфонии Д. Д. Шостаковича). Более свободные формы цитирования, воссоздающие индивид. манеру, нац. или ист. стили, жанровые модели, связаны с техникой стилизации. смотреть

ПОЛИСТИЛИСТИКА

Ударение в слове: полистил`истикаУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: полистил`истика

ПОЛИСТИЛИСТИКА

Rzeczownik полистилистика f polistylistyka f

ПОЛИСТИЛИСТИКА

- намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений; стилистическая разнородность, возникающая в результате применения р. смотреть

ПОЛИСТИЛИСТИКА

Начальная форма - Полистилистика, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное

Диалог времён в музыке Альфреда Шнитке

Однако и Бах, и Моцарт, и Глинка, и Чайковский, и многие другие композиторы, чья музыка входит в ткань современных произведений, сами становятся иными. Их творчество как особый мир со своими темами, с проблемами, эмоциями отступает, уходит в тень, сохраняя лишь ту свою сущность, которую мы воспринимаем как чистый и светлый знак прошлого. Но это прошлое совсем не безучастно, оно не просто дразнит нас недосягаемостью своей красоты, оно словно сострадает нам, утратившим связь времён, ищущим пути её восстановления.

Альфред Шнитке - российский композитор второй половины XX в. Окончил Московскую консерваторию, позже преподавал в ней инструментовку. Освоил разнообразные новаторские техники композиторского письма. В сложных общественно – политических условиях советского времени Альфред Шнитке стал одним из лидеров музыкального авангарда второй половины XX века.

С помощью полистилистики Шнитке воплощает в музыке глубокие философские темы. По вероисповеданию Шнитке был католиком; во многих произведениях он использует духовные песнопения.

Среди главных тем творчества Шнитке - судьба культуры, искусства, художника в современном мире, влияние современной цивилизации на душу человека. Шнитке написал много популярной музыки к кинофильмам и спектаклям.

Ощущение утраты красоты и поэзии в современном мире стало одной из главных тем в зрелом творчестве Шнитке и с особой силой воплотилось в Concerto grоssо №1 (1977), в котором композитор возродил старинный музыкальный жанр.

Композитор хочет изобразить исповедь человека нового времени, который вобрал в себя опыт столетий, человек – часть мира и человеческой культуры, их нельзя отделить друг от друга, они едины, хотя и противоречат друг другу и обращается к жанру концерта - а точнее - к старинной его форме Concerto grоssо (XVII – XVIII век). В переводе с итальянского - это означает большой концерт.

Вопросы и задания:

  1. В чём проявляется диалог времён в музыке А. Шнитке? Расскажите на примере фрагментов из его Кончерто гроссо №1. Обратите внимание на жанр произведения, названия частей (прелюдия, токката), интонационный строй музыки, инструментальный состав.
  2. Музыкальные интонации каких композиторов слышатся в этом произведении?
  3. При прослушивании Прелюдии обратите внимание на тембр подготовленного (препарированного) фортепиано в начале произведения. Что, по-вашему, выражает его звучание?
  4. Приведите примеры произведений искусства, которые можно назвать полистилическими. Какие идеи они воплощают?

Препарированное фортепиано (англ. Prepared piano) - фортепиано, между струнами которого помещены гайки, гвозди, ластики, монетки и другие предметы. Это значительно изменяет тембр, звуковысотность, динамику музыкального произведения.

В презентации использованы репродукции картин франц. Художника Роже Сюро.

Дополнительный материал

После начала Великой Отечественной войны, обвинённые в сотрудничестве с гитлеровским режимом немцы Поволжья были депортированы в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Семье Шнитке удалось избежать гонений, так как отцу удалось доказать, что он - еврей.

Драматические события тех лет стали одним из первых незабываемых впечатлений мальчика, и, возможно, обусловили мрачный трагизм его некоторых будущих сочинений.

После возвращения в Россию в 1948 году семья поселилась под Москвой, в августе 1949 года Шнитке поступил на дирижёрско-хоровое отделение музыкального училища, со временем он перешёл на фортепианное отделение и начал сочинять. Его творческий рост становился всё более интенсивным.

Под полистилистикой Шнитке подразумевал использование в одном произведении стилей, принадлежащих разным эпохам. И хотя черты этого метода нередко встречались в музыке, именно Шнитке дал ему определение и стал самым ярким представителем этого направления во второй половине XX века.

Первая симфония (1974) – почти документальный монтаж всевозможных стилей музыкальной цивилизации, вплоть до джазовой импровизации, гитарной песни и военного марша. Своеобразная история симфонии как классического жанра стала основой Третьей симфонии Альфреда Шнитке. Четвёртая стала символом культовой музыки трёх основных христианских конфессий: протестантского гимна, григорианского хорала и православного распева. Пятая реконструировала незаконченный фортепианный квартет Густава Малера.

Независимо от отношения к его музыке официальных представителей власти в области культуры, Альфред Шнитке всегда оставался верен себе, сочинял то, что диктовало ему сердце и разум, отказывался от заказов, если они противоречили его изысканиям, перестал сотрудничать с кино и театром, чтобы не отвлекаться от главного. И постепенно отношение чиновников от культуры поменялось. Средства массовой информации стали проявлять пристальный интерес как к личности композитора, так и к его творчеству.

Его музыка стала звучать по радио и телевидению, начали печататься серьёзные статьи, монографии. Музыка Альфреда Шнитке, приобрётшая всемирную известность, наконец, получила полное признание на родине. В 1986 году Альфред Шнитке был удостоен Государственной премии имени Н. К. Крупской, стал членом – корреспондентом Академии искусств ГДР, Баварской академии искусств, ранее (1982) – Академии искусств Западного Берлина, через год (1987) – Королевской шведской академии музыки.

Основной драматургический цикл продолжается в конце 2-й части, а в начале – панорама человеческой жизни: море бушующих страстей с островками романтической лирики, порывом к идеалу, красотой лирического чувства – всё прекрасное, что можно противопоставить разрушительной стихии. А рядом – гротескный вальс – символ пошлости обыденной жизни, квазилирическое Адажио, в котором сладостные романтические краски размываются несоответствующим окружением. Но смысл концепции раскрывается в финале – траурном эпилоге. Здесь уже нет попытки прорваться сквозь роковой круг, это оплакивание романтического идеала.

Будучи гениальным художником, дисгармоничность современного человеческого существования, Шнитке в своей музыке стремился ставить и разрешать самые актуальные проблемы второй половины XX века.

Читайте также: