Идея единения в романе война и мир кратко

Обновлено: 07.07.2024

  1. Первая часть была написана в 1805 году. Здесь описаны главные персонажи, война. Автор рассказывает о честолюбивых мечтах, целях, мировоззрении главных участников событий.
  2. Написание второй части заняло пять лет, она была закончена в 1811 году. Лев Николаевич рассказывает про войско, жизненные обстоятельства, с которыми сталкиваются военные, другие персонажи. Самый толстый том включает пять глав.
  3. Третий том был написан за год, он в красках описывает военные действия, происходившие в 1812 году.
  4. Последняя, четвертая часть закончена в 1813 году. Наступает мир, который по-разному сказывается на мировоззрении главных персонажей. У них меняются приоритеты, ценностные ориентиры.
  5. В эпилоге рассказывается о том, как сложилась судьба героев в дальнейшем.

Один из самых ярких эпизодов произведения – сдача Смоленска. Рассмотрим сцену подробно:

  • Автор рассказывает о страшных звуках бомбардировок, пожаре, выстрелах;
  • В центре событий находятся Ферапонтов, Алпатыч, члены его семьи и военные, спасающиеся бегством;
  • Август 1812 год. Город полностью сдан. Война проходит на землях России. Давление французов заставляет отступать солдат, военная стратегия нарушается;
  • Пожар, гул вызывают у людей настоящую панику, многие плачут, готовятся бежать;
  • Алпатыч – простой человек из народа. Он наблюдает за воровством солдат, неподчинением армии. Обычные люди не ожидали нападения, их грабят прямо на глазах, забирают муку, провизию;
  • После сдачи Смоленска начинаются полномасштабные военные действия. Русская и французская армии сражались на русских землях. Для простых жителей начавшаяся война казалась освободительной, народной;
  • Партизанская методика была неожиданным ходом для французских военных, вскоре военные действия приобрели колоссальные масштабы.

Наполеон и Кутузов – противоположные друг другу персонажи. Они помогают выразить основную суть романа. В целом можно выделить несколько идей:

Связь всего со всем в "Войне и мире" не только констатируется и демонстрируется в многообразнейших формах. Она активно утверждается в качестве нравственного, вообще жизненного идеала.

"Наташа и Николай, Пьер и Кутузов, Платон Каратаев и княжна Марья душевно расположены ко всем людям без исключения и ожидают от каждого ответной доброжелательности" [8, с. 23], — пишет В.Е. Хализев. Для этих персонажей такие отношения — да­же не идеал, а норма. Гораздо более замкнут в себе и сосредото­чен на своем не лишенный чопорности, постоянно рефлектирую­щий князь Андрей. Вначале он думает о своей личной карьере и славе. Но славу он понимает как любовь к нему многих незнако­мых людей. Позже Болконский пытается участвовать в государст­венных реформах во имя пользы для тех же неизвестных ему людей, для всей страны, теперь уже не ради своей карьеры. Так или иначе быть вместе с другими чрезвычайно важно и для него, об этом он думает в момент душевного просветления после посе­щения Ростовых в Отрадном, после того, как случайно подслу­шал восторженные слова Наташи о прекрасной ночи, обращен­ные к гораздо более холодной и равнодушной, чем она, Соне (здесь почти каламбур: Соня спит и хочет спать), и двух "встреч" со старым дубом, сначала не поддающимся весне и солнцу, а потом преобразившимся под свежей листвой. Еще не так давно Андрей говорил Пьеру, что старается только избегать болезни и угрызений совести, т.е. непосредственно касающегося лишь его лично. Это был результат разочарования в жизни после того, как взамен ожидаемой славы ему пришлось испытать ранение и плен, а возвращение домой совпало со смертью жены (он мало ее любил, но оттого ему и знакомы угрызения совести). "Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтоб не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!" (т. 2, ч. 3, гл. III).На первом плане в этом внутреннем монологе — я, мое, но главное, подводящее итог слово — "вместе".

Среди форм единения людей Толстой особенно выделяет две: семейную и общенародную. Большинство Ростовых — в известной мере единый собирательный образ. Соня оказывается в конечном счете чуждой этой семье не потому, что она только племянница графа Ильи Андреича. Ее любят в семье как самого родного человека. Но и ее любовь к Николаю, и жертва — отказ от притязаний на брак с ним — более или менее вымученны, сконструированы в ограниченном и далеком от поэтической про­стоты уме. А для Веры вполне естественным становится брак с расчетливым, ничем не похожим на Ростовых Бергом. По сути, мнимой семьей являются Курагины, хотя князь Василий хлопочет о своих детях, устраивает им карьеру или брак в соответствии со светскими представлениями об успехе, а они по-своему солидар­ны между собой: история с попыткой соблазнения и похищения Наташи Ростовой уже женатым Анатолем не обошлась без участия Элен. "О, подлая, бессердечная порода!" — восклицает Пьер при виде "робкой и подлой улыбки" Анатоля, которого он просил уехать, предложив денег на дорогу (т. 2, ч. 5, гл. XX). Курагинская "порода" — совсем не то же, что семья, это Пьер слишком хорошо знает. Женатого на Элен Пьера Платон Каратаев прежде всего выспрашивает о родителях — то, что у Пьера нет матери, особенно его огорчает, — а услышав, что у него и "деток" нет, вновь огорчившись, прибегает к чисто народному утешению: "Что ж, люди молодые, еще даст Бог, будут. Только бы в совете жить. " (т. 4, ч. 1, гл. XII). "Совета" как раз нет и в помине.

В художественном мире Толстого у таких законченных эгоистов, как Элен с ее распутством или Анатоль, не может и не должно быть детей. А после Андрея Болконского остается сын, хотя егомолодая жена умерла при родах и надежда на второй брак оберну­лась личной катастрофой. Разомкнутый прямо в жизнь сюжет "Войны и мира" заканчивается мечтами юного Николеньки о будущем, достоинство которого меряется высокими критериями прошлого — авторитетом умершего от раны отца: "Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен. " (эпилог, ч. 1, гл. XVI).

Разоблачение главного антигероя "Войны и мира", Наполео­на., осуществляется и с помощью "семейной" тематики. Перед Бородинским сражением он получает подарок от

императрицы — аллегорический портрет играющего в бильбоке сына ("Шар пред­ставлял земной шар, а палочка в другой руке изображала ски­петр"), "мальчика, рожденного от Наполеона и дочери австрий­ского императора, которого почему-то все называли королем Рима". Ради "истории" Наполеон, "с своим величием", "выка­зал, в противоположность этого величия, самую простую отечес­кую нежность", и Толстой усматривает в этом только наигранный "вид задумчивой нежности" (т. 3, ч. 2, гл. XXVI).

Толстовское единение отнюдь не означает растворения индиви­дуальности в массе. Одобряемые писателем формы единения людей противоположны неупорядоченной и обезличенной, бесче­ловечной толпе. Толпа показана в сценах солдатской паники, когда очевидным стало поражение союзнической армии в Аустерлицком сражении, приезда Александра I в Москву после начала Отечественной войны (эпизод с бисквитами, которые царь бросает с балкона своим подданным, охваченным буквально диким вос­торгом), оставления Москвы русскими войсками, когда Растопчин отдает ее жителям на растерзание

Народный характер войны 1812г. ясен солдатам. От одного из них на выезде из Можайска в сторону Бородина Пьер слышит косноязычную речь: "Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Один конец сделать хотят". Автор комментирует: "Не­смотря на неясность слов

солдата, Пьер понял все то, что он хотел сказать. " (т. 3, ч. 2, гл. XX). После сражения, потрясенный, этот сугубо невоенный человек, принадлежащий к светской элите, всерьез помышляет о совершенно невозможном. "Солда­том быть, просто солдатом! — думал Пьер, засыпая. — Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими" (т. 3, ч. 3, гл. IX). Солдатом граф Безухов, конечно, не станет, но в плен наряду с солдатами попадет и испытает все выпавшие на их долю ужасы и лишения. Привел к этому, правда, замысел совершить абсолютно индивидуальный романтический подвиг — заколоть кинжалом Наполеона, сторонником которого Пьер заявлял себя в начале романа, когда для Андрея Болконско­го новоявленный французский император был и вовсе кумиром и образцом. В одежде кучера и в очках бродит граф Безухов по занятой французами Москве в поисках завоевателя, но вместо того, чтобы осуществить свой невозможный план, спасает ма­ленькую девочку из горящего дома и с кулаками набрасывается на мародеров, грабивших армянку. Арестованный, он выдает спа­сенную девочку за свою дочь, "сам не зная, как вырвалась у него эта бесцельная ложь" (т. 3, ч. 3, гл. XXXIV). Бездетный Пьер ощущает себя отцом, членом какой-то сверхсемьи.

Народ — это и армия, и партизаны, и смоленский купец Ферапонтов, который готов поджечь собственный дом, чтобы он не достался французам, и мужики, которые не хотели везти французам сено за хорошие деньги, а жгли его, и москвичи, оставляющие свои дома, родной город просто потому, что не мыслят себя под владычеством французов, это и Пьер, и Ростовы, бросающие свое имущество и отдающие по требованию Ната­ши подводы для раненых, и Кутузов с его "народным чувством". Хотя, как подсчитано, эпизодам с участием простого народа, "собственно теме народа посвящено всего восемь процентов книги" (Толстой признавался, что описывал преимущественно ту среду, которую хорошо знал), "эти проценты резко возрастут, если учесть, что, с точки зрения Толстого, народную душу и дух ничуть не меньше Платона Каратаева или Тихона Щербатого выражают и Василий Денисов, и фельдмаршал Кутузов, и нако­нец — что важнее всего — он сам, автор" 11 . При этом автор не идеализирует простой народ. Показан и бунт богучаровских мужи­ков против княжны Марьи перед приходом французских войск (впрочем, это такие мужики, которые и раньше были особенно беспокойны, а усмирить их весьма легко удалось Ростову с молоденьким Ильиным и смекалистым Лаврушкой). После ухода французов из Москвы казаки, мужики из соседних деревень и вернувшиеся жители, "застав ее разграбленною, стали тоже гра­бить. Они продолжали то, что делали французы" (т. 4, ч. 4, гл. XIV). Сформированные Пьером и Мамоновым (характерное объедине­ние вымышленного персонажа и исторического лица) полки ополченцев грабили русские деревни (т. 4, ч. 1, гл. IV). Лазутчик Тихон Щербатый не только "самый полезный и храбрый человек в партии", то есть в партизанском отряде Денисова, но и способ­ный убить захваченного француза потому, что тот был "совсем несправный" и "грубиян". Когда он говорил это, "вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку", совершенное им очеред­ное убийство для него ничего не значит (поэтому Пете Ростову и "неловко" его слушать), он готов, когда "позатемняет", привести еще "каких хошь, хоть троих" (т. 4, ч. 3, гл. V, VI). Тем не менее народ в целом, народ как огромная семья — нравственный ориентир для Толстого и его любимых героев.

Самая же обширная форма единения в романе-эпопее — чело­вечество, люди вне зависимости от национальности и принадлеж­ности к той или иной общности, включая воюющие друг с другом армии. Еще во время войны 1805 г. русские и французские солдаты пытаются поговорить между собой, проявляют взаимный интерес.

В "немецкой" деревне, где юнкер Ростов остановился со своим полком, встреченный им возле коровника немец восклица­ет после его здравицы австрийцам, русским и императору Алек­сандру: "И да здравствует весь свет!" Николай тоже по-немецки, немного иначе, подхватывает это восклицание. "Хотя не было никакой причины к особенной радости ни для немца, вычищав­шего свой коровник, ни для Ростова, ездившего со взводом за сеном, оба человека эти с счастливым восторгом и братскою любовью посмотрели друг на друга, потрясли головами в знак взаимной любви и, улыбаясь, разошлись. " (т. 1, ч. 2, гл. IV), Естественная жизнерадостность делает "братьями" незнакомых, во всех смыслах далеких друг от друга людей. В горящей Москве, когда Пьер спасает девочку, ему помогает француз с пятном на щеке, который говорит: "Что ж, надо

по человечеству. Все люди" (т. 3, ч. 3, гл. XXXIII). Это толстовский перевод французских слов. В буквальном переводе эти слова ("Faut etre humain. Nous sommes tous mortels, voyez-vous") были бы гораздо менее значимы для авторской идеи: "Надо быть гуманным. Все мы смертны, видите ли". Арестованный Пьер и допрашивающий его жестокий маршал Даву несколько секунд "смотрели друг на друга, и этот взгляд спас Пьера. В этом взгляде, помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились человеческие отношения. Оба они в эту минуту смутно перечувствовали бесчис­ленное количество вещей и поняли, что они оба дети человечест­ва, что они братья" (т. 4, ч. 1, гл. X).

Русские солдаты охотно усаживают у своего костра вышедших к ним из леса капитана Рамбаля и его денщика Мореля, кормят их, пытаются вместе с Морелем, который "сидел на лучшем месте" (т, 4, ч. 4, гл. IX), петь песенку про Анри Четвертого. Француз­ского мальчика-барабанщика Венсана (Vincent) полюбил не толь­ко близкий к нему по возрасту Петя Ростов; думающие о весне добродушные партизаны его имя "уже переделали: казаки — в Весеннего, а мужики и солдаты — в Висеню" (т. 4, ч. 3, гл. VII). Кутузов после боя под Красным говорит солдатам об оборванных пленных: "Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?" (т. 4, ч. 3, гл. VI). Показательно это нарушение внешней логики: раньше себя не жалели, а теперь их пожалеть можно. Впрочем, встретившись с недоуменными взглядами солдат, Кутузов поправляется, гово­рит, что незваным французам досталось "поделом", и заканчива­ет речь "стариковским, добродушным ругательством", встречен­ным хохотом. Жалость к поверженным врагам, когда их много, в "Войне и мире" еще далека от "непротивления злу насилием" в том виде, в каком его будет проповедовать поздний Толстой, она, эта жалость, — снисходительно-презрительная. Но ведь и сами бегущие из России французы "все. чувствовали, что они жалкие и гадкие люди, наделавшие много зла, за которое теперь приходи­лось расплачиваться" (т. 4, ч. 3, гл. XVI).

С другой стороны, Толстой вполне отрицательно относится к государственно-бюрократической верхушке России, людям света и карьеры. И если Пьеру, испытавшему тяжести плена, пережив­шему духовный переворот, "князь Василий, особенно гордый теперь получением нового места и звезды, представлялся. трога­тельным, добрым и жалким стариком" (т. 4, ч. 4, гл. XIX), то речь идет об отце, потерявшем двоих детей и радующемся по привычке успеху на службе. Это примерно такая же, как у солдат к массам французов, снисходительная жалость. Люди, не способ­ные к единению с себе подобными, лишены даже способности стремиться к истинному счастью, принимают за жизнь мишуру.

Тема единения ("Сопрягать надо!") в романе Л.Н. Толстого "Война и Мир" .

Можно сказать, что Толстой первым из русских писателей показал весь ужос войны в красках, показал насколько страшна и чудовищна эта опасность, перед лицом которой нужно сплотиться всем - от мала до велика, простолюдинам и аристократам.

Толстой не скупиться на подробности быта и чувств, он одинаково привязан и к графам и к простому люду, потому что для победы важно участие всех и каждого.

Подведем итоги, человек для Толстого –это центр мира, Вселенной. Но этот мир наваливается на него со всех сторон, то тянет к себе, захватывает в свой круговорот то отталкивает, грозит смертью или манит возможностью будущего счастья. Между человеком и миром, в конечном итоге, нет той разделяющей черты, они едины, даже если не осознают этого и не стремяться к этому. Осознавание единения приходит позже, в критические моменты земной жизни.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТЕМА НАРОДНОСТИ И ЕДИНЕНИЯ

Это могучий голос народа,

Надо прислушаться к нему

Сам Толстой говорил, что он нацелен на создание единого центра романа, который бы излучал свет на все происходящее. Таким центром стала мужицкая правда, ярче всех отразившаяся в Отечественной войне 1812 года, являющейся кульминационным центром романа. Война с французами разрушила прежние условия жизни, сгладила классовые противоречия и выдвинула на первый план главную силу – народ.

Все события и все герои романа даны в отношении войны 1812 года, и все они получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен ощущать свое единство с народом.

Ярким представителем защитников Родины является Тихон Щербатый – партизан из отряда Денисова. Ловкий, сильный, находчивый, он ненавидит врагов и уничтожает их всюду, где только может. В отряде Тихон выполняет самую трудную работу, ему дают сложные поручения. Но ненависть не убила в нем юмора, он любит шутку, часто и умело пользуется ею.

Если Отечественная война 1812 года – кульминация романа, то Бородинское сражение – кульминация всей войны. Единение народа, всей нации перед лицом завоевателей достигает здесь высочайшей силы. Чувство общности, братства, стирания всех социальных граней особенно ярко проявилось в сцене накануне битвы.

Уже к концу первого дня стало ясно, что Кутузов выиграл сражение. День Бородина – день торжества русского духа, хотя война это всегда жестокое испытание для человека. Только сплотившись, став как бы единым организмом, русский народ сумел и сумеет выстоять и победить!

Смысл названия романа

Особенности жанра

Обозначение хроника больше подходит для семейной тематики. В романе представлено несколько поколений семей Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных, Друбецких. Не случайно первые три семьи, для которых важнее всего чувство единения и любви друг с другом, породнились в конце романа.

Проблема и идея романа

Андрей Болконский наиболее циничен из всех положительных героев. Поначалу он вообще не понимает ценности единения и живет словно сам по себе. Но встреча с Наташей, девушкой мечтательной и глубоко душевной, сцена с зазеленевшим дубом дают ему возможность раскрыться миру, тем самым обрести гармонию.

При этом для Толстого для единения вовсе не важна родственная принадлежность. Люди могут быть близки друг другу на духовном уровне.

Проблема естественности

Второй очевидной проблемой романа является естественность. Все герои произведения делятся на две большие группы: естественные, натуральные, на которых держится мир, и искусственные, претворяющиеся, являющиеся причиной войн и разрушения. К первым относятся Ростовы, Пьер, Марья Болконская, ко вторым – Курагины, Наполеон, Александр.

Читайте также: