Антропологический материализм л фейербаха кратко и понятно

Обновлено: 08.07.2024

Это лишь краткий ответ на экзаменационный вопрос по философии (все вопросы).

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.

Материализм Фейербаха

Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается,прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.

Началом нового, материалистического периода в творчестве Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом году он окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом. Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляцией.

Антропологический принцип Фейербаха

Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.

Выдающийся немецкий философ Людвиг Андреас фон Фейербах был отъявленным атеистом-материалистом, остро и бескомпромиссно критиковал постулаты религии и идеализма. Тем не менее в его взглядах многие узрели истину. В данной статье рассмотрим, что собой представляет антропологический материализм Л. Фейербаха.

Из биографии философа: начало жизненного пути

антропологический материализм фейербаха

Период социальной отчужденности

антропологический материализм фейербаха кратко

Основные труды

Так зародилась новая концепция мировой философии — антропологический материализм Фейербаха. Кратко попробуем изложить ее основные идеи. На основании них сделаем некоторые выводы.

антропологический материализм л фейербаха

Антропологический материализм Фейербаха

Немецкий атеист-материалист говорил, что человек неотделим от природы, и мышление, присущее только его биологическому виду, является ничем иным, как необходимым выражением его физиологической деятельности. Антропологический материализм Фейербаха базируется на идее о том, что философия как наука, изучающая отношение бытия к мышлению, должна быть антропологией, т. е. учением о человеке, ибо только он из всех живых существ умеет мыслить. И именно он, человек, является высшим продуктом природы, единственной реальности, саморегулирующейся и бесконечной в пространстве.

Сущностью же человека разумного мыслитель называет чувственную жизнь его сердца и ума, многообразие его переживаний. Антропологический материализм Фейербаха провозглашает мысль о том, что высший продукт природы и раскрытие его подлинной сущности и являются причиной существования религии и искусства, логики и методологии, философии и науки. Людвиг Фейербах развивал теорию материалистического сенсуализма, считая ощущения единственным источником познания мира человеком.

антропологический материализм фейербаха философия

Критика религиозных постулатов

Как уже упоминалось выше, антропологический материализм Людвига Фейербаха базируется на идеях сенсуализма и эмпиризма, решительно противореча позициям агностицизма. Зарождение религии мыслитель рассматривал как результат зависимости человека от стихийных сил общества и природы.

Людям свойственно стремиться к антропоморфизму, т. е. проецировать свои качества на кого-то. С давних времен, о чем свидетельствуют многочисленные исторические хроники, человек наделял чертами, присущими ему, представителей животного и растительного мира, стихии природы и т. п. Религия, по словам Фейербаха, является важнейшим видом такого антропоморфизма.

л фейербах антропологический материализм

Причины и результаты религиозности

Сущность всех божественных атрибутов, их роль в жизни человека, проблемы и мотивы его стремления к счастью — вот что ставит на первое место антропологический материализм Фейербаха. Философия немецкого мыслителя являет собой нечто вроде аналитического взгляда на теологию и причины ее возникновения. Людвиг Фейербах усматривает причины появления Бога в сложностях, возникающих в жизни людей, которые порождают чувства бессилия, отчаяния, безысходности. В таких условиях человек склонен искать спасение в иллюзорных идеях о посмертном воздаянии и утешении. Так он обретает некую соломинку, за которую можно ухватиться, чтобы стать смиренным.

По словам философа, религия парализует какие-либо стремления человека к лучшей жизни, заставляет его терпеливо ожидать посмертной доли, подменяя реальность сомнительными иллюзиями. Мыслитель утверждал, что традиционная форма религии уже изжила себя, и ее следует заменить на религию нового поколения. По логике Фейербаха, любовь к Богу есть ни что иное как ложная форма истинной любви — любви к природе и людям.

Откровенная критика религии, на которой основан антропологический материализм Л. Фейербаха, вызвала множество споров в обществе и среди признанных мыслителей как во времена деятельности философа, так и после его смерти.

Человек в стремлении к счастью

антропологический материализм людвига фейербаха

Как и многие другие, Людвиг Андреас фон Фейербах поднимал тему нравственности и подлинной основы того или иного поведения человека. Следует сказать, что он был ярким представителем эвдемонизма, но и в это этическое направление привнес нечто свое. Антропологический материализм Фейербаха оказал значительное влияние на философию XX века и заставил подвергнуть переосмыслению многие направления этики.

Если средневековые мыслители считали наивысшим счастьем познание Бога и возможность узреть его в грядущей жизни, то немецкий материалист утверждал, что счастье отдельного индивидуума зависит от счастья других, ибо не то, что быть счастливым, а даже существовать без них он не может. Потому стремление к высшему благу разрушает рамки эгоизма и порождает в человеке чувство долга по отношению к другим людям. Так как Бог — это проекция лучших качеств высшего творения природы, то и стремление к счастью заключается в сознательном желании блага для окружающих. Но стоит оговориться, что этот импульс должен быть непринужденным, и даже самопожертвование, если оно связано с радостным сознанием проистекающего из него блага для других, может сделать человека счастливым.

Антропологический материализм Фейербаха: личное мнение автора

антропологический материализм л фейербаха кратко

Если рассмотреть антропологический материализм Л. Фейербаха кратко, то можно сделать вывод, что учение базируется не столько на критике идей теологии, сколько на призыве не игнорировать материальную сторону существования человека и допустить, что он может быть не божьим, а природным творением, а потому человеческую сущность, его чувства и мышление следует изучать с учетом различных точек зрения, как религии, так и науки.

Антропологический материализм Фейербаха имеет право на жизнь, и его учение достойно внимания даже самого религиозного человека. Ведь разве не разумное исследование и изучение закономерности явлений — основа развития личности?

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Л.Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии

лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей.

Материализм Фейербаха характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается, прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически- духовное образование, а звено в развитии человеческого рода.

Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.

Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. Природа же сама по себе не существует, её создаёт индивидуальное или надындивидуальное сознание.

Гост

ГОСТ

Антропология – это наука о человеке, его физиологических, психологических, культурологических, социологических и иных особенностях.

Биография Фейербаха

Людвиг Фейербах родился 28 июля 1804 года в Баварии в семье специалиста по криминальному праву. Фейербах с детства отличался интересом к наукам, а в юношестве выбрал в качестве своей главной стези изучение философии. В студенческие годы будущий мыслитель был приверженцем Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее , лекции которого посещал, однако прекрасное знание естественных наук, сформировало в нем свое, отличное от гегельянского понимание как человека и развития человеческой цивилизации, так философии и диалектики в целом. Фейербах полагал, что философия, как наука, должна опираться на факты, в то время как абстрактные догматические размышления есть удел религии и теологии.

Готовые работы на аналогичную тему

Новые произведения мыслителя также получают крайне неоднозначную оценку в обществе. Он получает преданных последователей, в лице Энгельса, Штирнера, Плеханова и др., однако большинство все же настроено по отношению к Фейербаху и его работам крайне негативно из-за их антирелигиозной направленности. При жизни философ так и не получил широкого признания, и даже после его смерти в 1872 году, его наследие крайне неохотно и скупо освещается среди германских философов. Как ни удивительно наиболее объемные работы обобщающие взгляды и теории Фейербаха принадлежат философам других стран (датчанину Штарке и финну Болину).

Основные труды Фейербаха:

Основные идеи антропологического материализма

Опираясь на современные ему достижения науки Фейербах создает материалистическую картину мира, отличную вместе с тем от механистического материализма французских философов эпохи Просвещения. Мир, материя для него не скопище мертвых атомов, которые подчиняются строго определенным законам их движения и сочетания, но подобие живого организма, единая природа, в которой все ее компоненты находятся во взаимодействии и взаимосвязи. Человек же является не просто еще одной формой жизни, но высшим и совершенным творением природы, единственным живым существом, которое обладает не только биологической, но и духовной природой, сознанием с его способностью мыслить, изучать, творить.

В вопросах гносеологии Фейербах стоит на позициях сенсуализма – в мышлении человека нет и не может быть ничего, что не было бы дано ему в ощущениях. Лишь собственные чувства дают личности пищу для мыслительной деятельности и достоверную информацию о окружающем мире. Рационалистические способы познания, как совокупность абстрактных размышлений, основанных на собственном видении и не подкрепленных внешними фактами, Фейербах расценивает как более близкие к религии и ее догматическим, априорным формам мировоззрения, чем к науке и философии.

Рассматривает философ и вопросы этики. Фейербах выступает последовательным эвдемонизмом, т.е. полагает, что главной целью и смыслом человеческого бытия является достижения счастья. Счастье выступает мерилом и ценностью этических норм. Однако в отличии от античных авторов, Фейербах указывает, что человек не способен достичь счастья в одиночку, изолированно от окружающих. Человек не способен даже существовать без других людей. В связи с этим этический идеал философа выстраивается на осознании людьми того факта, что их личностное счастье самым непосредственным образом взаимосвязано со счастьем других людей, которые их окружают. Только сделав счастливым собственное окружение человек сможет познать счастье сам.

Критика религии

Фейербах создает психогенетический подход к вопросу сущности и происхождения религии. Поскольку только природа, человек и его сознание представляют собой существующую действительность, то любые сверхчувственные идеи, в том числе идеи бога, автономной от человека воли, божественных законов и т.д. представляют собой не более чем иллюзии. Источником этих иллюзий выступает сам человек.

Фейербах указывает, что любому человеку – будь то дикарь или культурный, цивилизованный человек свойственна тенденция к антропоморфическому описанию окружающего его мира. Люди приписывают человеческие качества и особенности всем предметам и явлениям которые имеют значение в их жизни – силам природы, процессу и результату деятельности, бытовым предметам, домашним питомцам и т.д. Боги в свою очередь представляют собой совокупность наилучших качеств человека, которые были вынесены и персонифицированы им вне собственной личности, в стремлении обрести чувство защищенности, родительской опеки, в тяжелых для себя условиях.

Однако Фейербах полагал, что роль религии в современном обществе исчерпана. Также как отошли в прошлое религиозные культы, посвященные природным силам или ремеслам, уступив место науке и технологии, исчерпали себя и монотеистические религии – человек вполне способен сознательно контролировать собственное поведение и соблюдать этические нормы без костыля религиозности.

Читайте также: