Полина кергомар вклад в педагогику кратко

Обновлено: 04.07.2024

Развитие ребёнка рассматривала как естеств. процесс, на к-рый определённое влияние оказывает среда и воспитание. Признавая ведущую роль взрослого в формировании личности ребёнка, предостерегала от излишней сухости и строгости, недооценки индивидуальности воспитанника. Основой правильного воспитания считала уважение к личности ребёнка.

К. одной из первых подняла вопрос о необходимости преемственности между семьёй, дошк. учреждением и нач. школой; настаивала на широкой пед. и пси-хол. подготовке будущих воспитательниц.

Во Франции учреждена премия для воспитательниц материнских школ имени К. (1927).

Соч. в рус. пер.: Дошк. воспитание и дет. сады во Франции, [вступ. ст. Н. В. Чехова], M., 1918

Лит.: Мчедлндзе Н. Б., Педагогика Полины Кергомар, УЗ ЛГПИ им. Герцена, 1970, т. 340; Мин длина Т. Я., Дошк. воспитание во Франции, М., 1984.

Н. Ф. Виноградова.

Полезное

Смотреть что такое "КЕРГОМАР" в других словарях:

КЕРГОМАР Полина — (24.4. 1838, Бордо, 13.2.1925, Париж), франц. педагог, теоретик и практик дошк. воспитания. В 1879 1917 гл. инспектор материнских школ; участник реформы нар. образования 1881 82 (автор программ 1882 и 1887 для дошк. учреждений). В 1911… … Российская педагогическая энциклопедия

Кергомар (Kergomard), Полина — (1838 1925) французский педагог, теоретик и практик дошкольного воспитания. В 1879 1917 гл. инспектор материнских школ. Автор программ 1882 и 1887 для дошкольных учреждений. В 1911 организовала курсы для воспитательниц материнских школ (с… … Педагогический терминологический словарь

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области Д. п.… … Российская педагогическая энциклопедия

Иван Дмитриевич Сытин — Портрет из:Полвека для книги 1866 1916. Литературно художественный сборник, посвященный пятидесятилетию издательской деятельности И.Д.Сытина. М.: Типография Т ва И.Д.Сытина, 1916 Иван Дмитриевич Сытин (25 января (5 февраля) 1851, Костромская губ … Википедия

Иван Сытин — Портрет из:Полвека для книги 1866 1916. Литературно художественный сборник, посвященный пятидесятилетию издательской деятельности И.Д.Сытина. М.: Типография Т ва И.Д.Сытина, 1916 Иван Дмитриевич Сытин (25 января (5 февраля) 1851, Костромская губ … Википедия

Дошкольная педагогика — отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Д.п. опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в Д.п. носят… … Педагогический терминологический словарь

ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ — пред. назначены для обществ. воспитания детей раннего (от 2 мес до 3 лет) и дошколь ного (от 3 до 6 7 лет) возрастов. Развитие системы обществ. дошк. воспитания обусловлено рядом факторов. В ист. аспекте это общий уровень развития произ ва,… … Российская педагогическая энциклопедия

ФРАНЦИЯ — (France), Французская Республика, гос во в Зап. Европе. Пл. 551 тыс. км2. Нас 55,9 млн. чел. (1989), ок. 90% французы Гос. язык французский. Столица Париж. Первые школы на терр. совр. Ф. были основаны в период рим. господства над Галлией (кон. 1… … Российская педагогическая энциклопедия

По инициативе Кергомар осуществлено преобразование до­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ний Франции; вместо приютов для дневного надзора за детьми в 1881 году были организованы материнские школы. Кергомар отвергала идеалистическую концепцию развития личности ребёнка как процесс его самопроизвольного, спонтанного развития, а также взгляд на воспитание лишь как на побуждение к проявлению ребёнком данных ему природой интересов и потребностей, поскольку такое воспитание не может формировать у него необходимые личностные качества.

Считала, что естественный процесс развития ребёнка происходит под руководством взрослых, и подчёркивала значение этого руководства в становлении личности ребёнка. Разработанная под руководством Кергомар программа воспитания в материнских школах (1882, 1887 годы) с небольшими изменениями применяется и поныне.

Кергомар одной из первых подняла вопрос о необходимости преемственности между семьёй, дошкольным учреждением и начальной школой; настаивала на широкой педагогической и психологической подготовке будущих воспитательниц.
Развитие ребёнка рассматривала как естественный процесс, на который определённое влияние оказывает среда и воспитание. Признавая ведущую роль взрослого в формировании личности ребёнка, предостерегала от излишней сухости и строгости, недооценки индивидуальности воспитанника. Основой правильного воспитания считала уважение к личности ребёнка.

Содержание работы

Жизнь и деятельность Полины Кергомар………………………………3

Принципы воспитательной работы дошкольных учреждений………..5

Содержание и методы работы с детьми……………………………. 8

Файлы: 1 файл

Кергомар.docx

  1. Принципы воспитательной работы дошкольных учреждений………..5

1. Жизнь и деятельность Полины Кергомар.

(24.04.1838 г., Бордо, - 13.02.1925 г., Париж), французский педагог, теоретик и практик дошкольного воспитания. В 1879-1917 гг. - главный инспектор материнских школ; участник реформы народного образования 1881- 1882 гг. (автор программ 1882 г. и 1887 г. для дошкольных учреждений). В 1911 г. организовала курсы для воспитательниц материнских школ (с 1925 г. имени Кергомар). Редактор педагогических журналов "l'Ami de l'enfance" ("Друг детства", 1881-1886 гг).

Кергомар принадлежит заслуга в преобразовании дошкольных учреждений Франции. Вместо приютов, которые были предназначены только для дневного надзора за детьми, в 1881 г. были организованы материнские школы. Разработанная под руководством Кергомар программа воспитания в них с небольшими изменениями применяется и в настоящее время в дошкольных учреждениях Франции. Программа строилась по двум возрастным группам: младшее (2-5 лет) и старшее (5-7 лет) отделения. Давались обстоятельные рекомендации по вопросам организации жизни (режим, питание, помещение, оборудование и пр.), по воспитанию и обучению дошкольников (занятия по развитию речи, чтению, письму, счёту, пению, ручному труду, ознакомлению с окружающим). Кергомар разработала содержание умственного воспитания, основой которого считала чувственное восприятие; особое внимание уделяла развитию у дошкольников памяти, наблюдательности, умению сравнивать, рассуждать, применять полученные знания на практике. В воспитании главными считала выработку нравственных привычек и "созерцание добра". Важное значение придавала свободной детской деятельности, в частности игре как процессу отражения полученных впечатлений и ручному труду.

Кергомар одной из первых подняла вопрос о необходимости преемственности между семьёй, дошкольным учреждением и начальной школой; настаивала на широкой педагогической и психологической подготовке будущих воспитательниц.

Развитие ребёнка рассматривала как естественный процесс, на который определённое влияние оказывает среда и воспитание. Признавая ведущую роль взрослого в формировании личности ребёнка, предостерегала от излишней сухости и строгости, недооценки индивидуальности воспитанника. Основой правильного воспитания считала уважение к личности ребёнка.

Во Франции учреждена премия для воспитательниц материнских школ имени Кергомар (1927 г.).

2. Принципы воспитательной работы дошкольных учреждений.

В материнских школах дети делятся на три возрастные группы – малышовую (для 2–4-х летних), среднюю (для 4–5-х летних) и старшую, предназначенную для детей от 5 до 6 лет.

Цели материнской школы определены законом следующим образом: материнская школа должна осуществлять охранительную, воспитательную и пропедевтическую функции. Она должна создавать необходимые условия для физического, нравственного и умственного развития, должна быть местом, где реализуются первые навыки общения сверстников; материнская школа осуществляет также начальное знакомство детей с письмом, счетом, чтением. Официальные инструкции содержат подробные указания о порядке ежедневного приема детей и ухода за ними, условиях их содержания, перечень поощрений и наказаний, обязанности воспитателей и администрации, правила ведения необходимой документации, в программе детских садов четко обозначены следующие виды воспитательно-образовательной деятельности по их месту и значению в жизни ребенка:

1) игры, ритмические движения, сопровождаемые пением;

2) занятия по ручному труду;

3) нравственное воспитание;

4) привитие бытовых навыков;

5) развитие речи;

6) первые элементы счета, рисования, чтения и письма.

Материнские школы работают 5 дней в неделю. Часы их работы совпадают с расписанием начальной школы: 3 часа утром (с 8.30 до 11.30 или с 9 до 12 часов) и 3 часа после обеда (с 13.30 до 16.30 или с 14 до 17 часов). Как и все учебные заведения страны, они закрыты в воскресенье (день отдыха) и в среду, когда верующие дети посещают церковь, а для детей из неверующих семей организуются экскурсии, прогулки.

Воспитательницы государственных школ готовятся в средних специальных учебных заведениях – начальных нормальных школах. Это государственные педагогические училища с 3-летним сроком обучения. Учащиеся находятся на государственном обеспечении. Принимаются юноши и девушки со свидетельством об окончании полной средней школы.

Обучение состоит из общеобразовательной и профессиональной педагогической подготовки, которой уделяется большая часть времени. Штатные воспитательницы, имеющие специальное педагогическое образование, а также воспитатели- заместители, не обладающие им, должны окончить курсы повышения квалификации – трехмесячные для штатных воспитателей и одногодичные для заместителей. Курсы эти функционируют при нормальных школах.

Материнскую школу возглавляет директриса. Для занятия этой должности помимо свидетельства об окончании нормальной школы необходим педагогический стаж работы в материнской школе не менее 5 лет. Деятельность воспитательниц и директрис контролируется инспектрисами региональной администрации просвещения. Работу инспектрис возглавляет Генеральная Ассамблея, которая регулярно собирается для обсуждения проблем воспитания детей.

Воспитательницы государственных материнских школ объединены во Всеобщую ассоциацию, основанную в 1922 г. Совместно с генеральными и департаментскими инспектрисами она проводит национальные конгрессы и педагогические конференции воспитательниц материнских школ. Конференции устраиваются ежегодно в каждом департаменте. Национальные конгрессы собираются также ежегодно, причем в разных городах страны. К ним приурочиваются выставки детских работ, демонстрируются занятия с детьми. Помимо того, каждый год в Париже проходит двухнедельный семинар, так называемый Курс Полины Кергомар, основанный ею в 1911 г. Обычно этот курс посвящается какому-либо одному вопросу. Теоретические доклады сопровождаются практическими работами и демонстрацией занятий в материнской школе.

3. Содержание и методы работы с детьми.

Спустя 10 лет после падения Парижской Коммуны во Франции были приняты важные для последующего развития школы законы – об обязательном бесплатном начальном обучении детей с 6 до 13 лет (1881–1882), а позднее, в 1904 г., – об отделении государственной школы от церкви.

Законом 1881г. церковь была отстранена от управления общественными материнскими школами. Из школьных программ было исключено преподавание закона божьего. Однако духовенство сохранило за собой право открывать частные материнские школы, управляемые религиозными организациями и содержащиеся на частные пожертвования. Церковные материнские школы существуют и поныне.

Активное участие в составлении декретов приняла известный педагог Полина Кергомар (1838–1925), которая в последующие годы сыграла видную роль в деятельности материнских школ. Кергомар провела на посту генеральной инспектрисы 38 лет (с 1879 по 1917 гг.) и по праву считается организатором дошкольного воспитания во Франции. Высокие требования предъявляла она к материнской школе. Кергомар горячо пропагандировала материнский метод воспитания, т. е. метод обращения с ребенком разумной и любящей матери, а чтобы ребенок не испытывал тяжелого потрясения при переходе из семейной обстановки в школьную, предлагала установить тесное содружество между ними.

Новаторские идеи Кергомар нашли отражение в последующих официальных инструкциях о деятельности материнской школы и легли в основу программы детских садов, принятой декретом 1921 г. Декрет выступает против чисто вербального метода воспитания, против узкообразовательного направления, обрекающего детей на пассивное восприятие преподносимых знаний. В нем подчеркивается необходимость физического, нравственного и умственного развития ребенка.

П. Кергомар указывает на связь нравственного и трудового воспитания, необходимость включения ребенка в практические, нравственно ценные дела. Отсюда идет и требование Кергомар воспитывать у детей трудолюбие, учить ребенка уважать труд людей. Понимая важность эстетического воспитания для всестороннего развития ребенка, Кергомар разработала методику музыкального воспитания детей, решительно добиваясь, чтобы будущих воспитательниц обучали пению и игре на каком-либо музыкальном инструменте, развивали вкус слушанием хорошей музыки.

Педагогическое наследие Кергомар привлекает оптимистическим взглядом на природу ребенка, на потенциальные возможности его развития, чутким и бережным отношением к маленькому человеку, вниманием к развитию разных сторон его личности.

Некоторые стороны деятельности современных французских материнских школ, в частности организация игр, музыкальные занятия, рисование, учитывают конкретные рекомендации Кергомар. С ее именем связаны также наиболее интересные попытки перестройки начального образования.

Педагогика Кергомар была высоко оценена в России. В предисловии к русскому переводу ее книги говорилось: “Нельзя не отметить одной особенности этой книги: с каждой страницы ее говорит истинный педагог и говорит так живо, с таким горячим убеждением, что понемногу перед читателем вырисовывается целый образ автора-человека, автора-педагога, глубоко и искренне любящего детей и немало для них поработавшего и в результате этой работы вынесшего. горячую веру в близкое торжество своих идеалов”.

Основоположники дошкольной педагогики Франции. Полина Кергомар и её основные методы воспитания детей. Ведущая теория дошкольной педагогики Франции - теория свободного воспитания, спонтанного развития ребенка. Когнитивное развитие детей по системе Ж. Пиаже.

ВложениеРазмер
Дошкольная педагогика Франции 13.7 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольная педагогика Франции

Материнские школы создавались для маленьких детей, которые в силу жизненных условий были лишены присмотра родителей - мать не могла оставить ребенка одного дома. Заботу о нем брала на себя материнская школа.

П. Кергомар предложила вводить в воспитание игру как основной метод и форму работы с детьми, указывала на необходимость учета психических особенностей детей, была противником телесных наказаний.

Дети в садах делятся на три возрастные группы. Младшая от 2 до 4 лет, средняя от 4 до 5, и старшая от 5 до 6 лет. Чем они там занимаются, сказать трудно.

Ведущей теорией дошкольной педагогики Франции является теория свободного воспитания, спонтанного развития ребенка. Официальные инструкции, определяющие цели и задачи детского сада, содержание детской деятельности основаны именно на этой теории. Министерство просвещения рекомендует, как общее направление педагогического воздействия, когнитивное развитие детей по системе Ж. Пиаже. Теория Ж. Пиаже строится на тезисе, что любые виды детской деятельности должны соответствовать специфическим потребностям каждой возрастной группы. Понимание особенностей развития позволяет педагогу проводить занятия, избегая потери своего времени и не ускоряя темпов работы самих детей. Развитие проходит определенные стадии, ни одна из которых не может быть пропущена: сенсомоторная (от рождения до двух лет), конкретных операций (от двух до одиннадцати), формальных операций (подростковый возраст). Основными понятиями в теории Пиаже являются организованные образцы поведения или мышления, являющиеся результатом взаимодействия с окружающими объектами или людьми.

Основанная на этой теории дошкольная педагогика строится на эмпирическом знании ребенка, концентрируется вокруг него и реализуется в конкретных ситуациях, в различных видах его деятельности, руководствуясь следующими принципами:

· Ребенок должен сознательно и активно участвовать в тех видах деятельности, которые ему предлагают или которые он выбирает сам.

· Воспитателю надлежит использовать опыт ребенка, приобретенные им умения и навыки.

· Необходимо поощрять свободное общение детей внутри группы, предполагающее подражание друг другу, сознательное или бессознательное заимствование, обсуждение, споры. Следует побуждать детей объяснять друг другу то, что непонятно - все это считается важными факторами, содействующими обучению.

Достижение целей воспитания и образования обеспечивается единством требований окружения, семьи и воспитателей.

Читайте также: