Полифонизм романа преступление и наказание кратко

Обновлено: 30.06.2024

Говоря о полифоничности романа, мы имеем в виду не только то, что в них получают право голоса люди с самыми различными убеждениями, но и то, что мысли и поступки действующих лиц романа существуют в тесном сцеплении, взаимопритяжении и взаимоотталкивании, каждый персонаж выражает тот или иной ход или оттенок авторской мысли, каждый нужен писателю в его поисках единственной верной идеи. Проследить развитие авторской мысли невозможно без пристального внимания к каждому из действующих лиц романа. Герои Достоевского раскрывают ход мысли автора во всех ее поворотах, а мысль автора делает единым изображаемый им мир и высвечивает главное в идейно-нравственной атмосфере этого мира.

ПРИМЕР полифонического проведения идеи в романе "Преступление и наказание": Раскольников еще до начала действия романа опубликовал в газете статью с изложением теоретических основ своей идеи. Достоевский нигде не излагает этой статьи в монологической форме. Мы впервые знакомимся с ее содержанием в напряженном и страшном для Раскольникова диалоге с Порфирием. Сначала статью излагает Порфирий, и притом излагает в нарочито утрированной и провоцирующей форме. Это внутреннее диалогизированное изложение все время перебивается вопросами, обращенными к Раскольникову, и репликами этого последнего. Затем свою статью излагает сам Раскольников, все время перебиваемый провоцирующими вопросами и замечаниями. В результате идея Раскольникова появляется перед нами в интериндивидуальной зоне напряженной борьбы нескольких индивидуальных сознаний, причем теоретический статус идеи неразрывно сочетается с последними жизненными позициями участников диалога". При этом неотъемлемой чертой П. р. Бахтин считает то, что голос автора романа не имеет никаких преимуществ перед голосами персонажей.

Раскольников метается между двумя сторонами, пытаясь найти себя. Полифония важна не только как вспомогательный инструмент для раскрытия личностного конфликта, но и для характеристики персонажа, потому что именно многоголосие делает героев живыми людьми. Всё выше описанное помогает нам сделать вывод, что

полифонический роман – жанр, который передаёт нам конфликт персонажей с помощью многоголосия их характеров.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

“Преступление и наказание” (1866) открывает собой череду “великих” романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко, многосторонне охватывает поставленные проблемы. “Преступление и наказание” – идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по сюжету.
Но, кроме всего прочего, это произведение – новаторское по своей художественной форме. Литературовед М. Бахтин определял “Преступление и наказание” как полифонический

В романе мы встречаем не только авторский голос, который повествует нам о героях, их мыслях и чувствах. В “Преступлении и наказании” о себе рассказывают сами герои. Их точки зрения на мир равнозначны.

Достоевский не говорит, что чье-то мнение лучше, а чье-то хуже. Каждый из персонажей имеет право на свое мнение, которое высказывает во весь голос на страницах романа. А авторская точка зрения – всего лишь одна из числа многих.
Именно потому, что произведение полифонично по своей структуре, оно насыщено описанием чувств и мыслей, внутренними монологами и диалогами.

В этом смысле Бахтин особо выделяет три диалога между Раскольниковым и Порфирием Петровичем. На всем их протяжении следователь говорит намеками, стараясь выудить истину из Родиона. Раскольников, в свою очередь, пытается играть роль ничего не ведающего человека.

Однако искусному Порфирию удается ненадолго сбить Родиона, и тогда в речи Раскольникова прорываются его истинные мысли и чувства. Так, во время первой встречи следователя и Раскольникова с Разумихиным следователь “вытягивает” из Родиона его теорию о “высших” и “низших” людях. Поэтому мы можем сказать, что в этом диалоге звучит два голоса Раскольникова – притворный и настоящий, два голоса Порфирия Петровича, и один голос простого и открытого Разумихина.

Только этот герой один из всей этой компании не играл, а честно говорил все, что он думает.
В третьем, последнем, диалоге между следователем и Раскольниковым происходит разрушение ролей героев. Здесь на первый план выходят их истинные позиции: “- Нет, уж какой тут Миколка, голубчик Родион Романович, тут не Миколка!
– Так…кто же…убил. – спросил он, не выдержав, задыхающимся голосом. Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, точно уж так неожиданно и он был изумлен вопросом.
– Как кто убил. – переговорил он, точно не веря ушам своим, – да вы убили, Родион Романович! Вы и убили-с… – прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом”.
М. Бахтин утверждает, что герой Достоевского – это всегда человек какой-либо определенной идеи. Она определяет его мироощущение, мысли и поступки. В “Преступлении и наказании” основной является идея Раскольникова о праве сильного человека на преступление нравственного закона.

К ней стягиваются и с ней ведут диалог идеи других героев: Сони, Порфирия Петровича, Мармеладова, Катерины Ивановны, Свидригайлова, Лужина, самого автора. Поэтому можно с уверенностью говорить, что полифония романа заключается и в этом непрерывном диалоге сознаний героев.
Нужно отметить, говорит Бахтин, что сам Достоевский не передает суть идеи Раскольникова. Она рождается и раскрывается в непрерывном диалоге. Так, в начале романа мы видим, что сознанием главного героя завладели чужие мнения и голоса.

Раскольников думает о письме, полученном из дома, он находится под впечатлением от исповеди Мармеладова. Все это превращается в острый диалог Родиона с отсутствующими собеседниками. Герой спорит со своей сестрой, матерью, другими героями.

В этом напряженнейшем диалоге Раскольников пытается свою “мысль решить”.
Кроме того, нигде в романе мы не найдем бесстрастного изложения теории Родиона. Читатель узнает о ней из диалога героя с Порфирием Петровичем. Следователь нарочно упрощает идею Раскольникова, провоцируя героя, вызывая его на разговор. Позже свою теорию излагает сам Родион.

Его все время перебивает вопросами и замечаниями Порфирий Петрович. Подает свои реплики и Разумихин. В итоге идея Раскольникова появляется перед нами, окруженная напряженной борьбой нескольких голосов, мнений, сознаний.
В различных диалогах идея главного героя постепенно раскрывается, проявляя все свои оттенки и возможности. Так, в спорах с Соней эта теория раскрывается новыми гранями, в рассказе Свидригайлова открывается еще одна ее сторона и так происходит на протяжении всего романа.
Таким образом, я полностью согласен с мнением литературоведа М. Бахтина. На страницах “Преступления и наказания” идея Родиона Раскольникова соприкасается с различными явлениями жизни, испытывается, проверяется, подтверждается или опровергается ими. То есть, можно, сказать, что эта теория ведет диалог с самой жизнью, которая доказывает всю губительность идеи главного героя.
Я убедился, что роман Ф. М. Достоевского “Преступление наказание” обладает новаторской структурой. Это полифонический роман, в котором постоянно слышны многие голоса, мнения, идеи. Именно такое построение позволяет автору сделать роман живым, напряженным, психологичным.

Именно полифония позволяет передать всю глубину человеческой души, со всеми ее светлыми и темными сторонами.

Художественный полифонизм – это явление эстетики и поэтики Ф. М. Достоевского.

Понятие художественного полифонизма

По словам М. М. Бахтина, Достоевский, воплотив в жизнь полифонический принцип, совершил радикальный художественный переворот.

Художественный полифонизм – это понятие, противоположное художественному монологизму. Он подразумевает множественность центров-сознаний, не приведенных к одному идеологическому знаменателю.

Полифонизм по Бахтину предполагает самостоятельность и свободу героя по отношению к автору, равноправие позиций автора и героев, что осуществляется в событии диалогического общения между равноправными сознаниями.

Главным условием художественного полифонизма является:

  • предельная объективность и полнота воссоздания точек зрений персонажей;
  • многоголосие и разноголосие персонажей;
  • отсутствие преобладающей авторской позиции;
  • диалог-спор между автором и героями, между героями-сознаниями.

В художественном мире Ф. М. Достоевского равноправным с героями является именно голос автора, а не сам автор, не Достоевский, создавший героев, которому полностью принадлежит смысл художественного мира, соотносимый с бытием, а не с сознаниями персонажей.

Готовые работы на аналогичную тему

Поэтому, рассуждая о полифонии в произведениях Достоевского, следует иметь в виду, что жизненная реальность, воссозданная в них, зависит напрямую только от Достоевского как автора-творца.

Полифоническая картина мира – это художественно воссозданное бытие, повествование о котором носит полифоничный характер.

Полифония создает плюралистическую картину мира, где все голоса персонажей на равных находятся в состоянии диалога. В свою очередь, сам диалог является источником бесконечной художественной глубины.

Сам писатель воспринимал полифоническую картину мира не однозначно положительно. Примером тому являются сны Раскольникова, которые снились ему на каторге:

Сны Родиона Раскольникова, снившиеся ему на каторге, в концентрированной форме воссоздают тенденции, проявляющиеся и в обычной жизни, которая изображена в романах Ф. М. Достоевского. Такая принципиальная невозможность договориться между людьми, считающими верным и истинным только свое мнение, является ни чем иным, как зримым воплощением потенциально бесконечного диалога, описанного Бахтиным. Разница состоит только в том, что для Достоевского актуальная социальная и коммуникативная деконструкция, к которой по своей природе тяготеет полифоническая картина мира.

В той обычной жизни, которую в своих романах изображает Достоевский, дело не доходит до крайностей, которые снятся Раскольникову на каторге, однако для читателя постепенно очевидным становится постепенное саморазвитие ситуации в этом катастрофически-деструктивном направлении. Вместе с этим очевидным является то, что сны Родиона Раскольникова отсылают читателя к жизненной реальности, которую не мог видеть Достоевский.

По утверждению М. Бахтина герой Достоевского является человеком какой-либо определенной идеи, которая определяет его мысли, поступки и мироощущение. В этом романе основной является идея Родиона Раскольникова о праве сильного на преступление нравственного закона. К этой идее стягиваются идеи остальных героев: Порфирия Петровича, Сони, Катерины Ивановны, Мармеладова, Лужина, Свидригайлова и наконец, самого автора. Поэтому полифония произведения Достоевского состоит и в этом непрерывном диалоге сознаний персонажей.

Постепенно в различных диалогах раскрывается идея Раскольникова, проявляя все свои возможности и оттенки. В романе постоянно слышны многие мнения, голоса и идеи. Именно такое построение произведения дает возможность автору сделать роман психологичным, живым, напряженным.

Роман полифонический — жанровая форма, выражающая полифоническое художественное мышление (см.: полифонизм художественный), созданная Достоевским и описанная М.М. Бахтиным.

Бахтин выводит роман Достоевского из жанровой традиции, восходящей к сократическому диалогу и менипповой сатире, вбирает он в себя и черты авантюрного романа, на что указывал еще Л.П. Гроссман, исследовавший многосложность стилистики писателя (см. авантюрность). С точки зрения исторической поэтики, Бахтин находит в структуре романа полифонического и явление карнавализации.

Свительский В.А.

Понятие художественного полифонизма

По словам М. М. Бахтина, Достоевский, воплотив в жизнь полифонический принцип, совершил радикальный художественный переворот.

Художественный полифонизм – это понятие, противоположное художественному монологизму. Он подразумевает множественность центров-сознаний, не приведенных к одному идеологическому знаменателю.

Полифонизм по Бахтину предполагает самостоятельность и свободу героя по отношению к автору, равноправие позиций автора и героев, что осуществляется в событии диалогического общения между равноправными сознаниями.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Главным условием художественного полифонизма является:

  • предельная объективность и полнота воссоздания точек зрений персонажей;
  • многоголосие и разноголосие персонажей;
  • отсутствие преобладающей авторской позиции;
  • диалог-спор между автором и героями, между героями-сознаниями.

Полифонизм романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание.

Правонарушение и взыскание (1866) обнаруживает на лицо очередность знаменитых романов Достоевского. Это во многом революционное произведение. Оно глубоко, разносторонне обхватывает установленные проблемы. Правонарушение и взыскание мировозренческий роман, социально-философский в области тематике, катастрофический в области норову установленных проблем, авантюрно-уголовный в области сюжету. Но, выключая в (итоге прочего, это произведение новаторское по своей образной форме. Критик М. Бахтин характеризовал Правонарушение и взыскание в качестве кого многоголосный роман. Что это значит? В романе мы встречаем не столько самодеятельный голос, некоторый рассказывает нам о героях, их мыслях и чувствах. В Преступлении и наказании о себе повествуют сами герои. Их точки зрения для мир равнозначны. Жестокий талант далеко не говорит, что чье-то воззрение лучше, а чье-то хуже. Любой из героев иметь в распоряжении преимущество для свое мнение, тот или другой выкладывает во весь мотив для страничках романа. А авторская воззрение всего исключительно одна среди многих. Собственно благодаря тому что что произведение полифонично в области своей структуре, оно насыщено изображением ощущений и мыслей, внутренними монологами и диалогами. Тут-то резоне Бахтин чрезвычайно акцентирует три диалога промежду Раскольниковым и Порфирием Петровичем. На всем их протяжении дознаватель рассказывает намеками, стремясь вынудить правду изо Родиона.

Раскольников, в свою очередь, старается представлять значимостей прилично не ведающего человека. Впрочем артистическому Порфирию вытанцовывается недолго сколотить Родиона, а тогда в словах Раскольникова проталкиваются его истинные идеи и чувства. Так, в течение первой встречи следователя и Раскольникова с Разумихиным дознаватель вытягивает изо Родиона его концепцию о длиннейших и жирнейших людях. По этой причине пишущий эти строки можем сказать, что в данном разговоре звучит два гласы Раскольникова притворный и настоящий, два голоса Порфирия Петровича, и один мотив бесхитростного и открытого Разумихина. Исключительно данный богатырь другой — и обчелся из всей данной бражки не играл, а честно рассказывал все, что он думает. В третьем, последнем, разговоре промежду следователем и Раскольниковым приключается разложение ролей героев. На этом месте для первый образ действий высаживаются их настоящие позиции: — Никак нет уж какой тут Миколка, голубочек Песнь владыке Романович, тут не Миколка! — Этак кто же убил? . . потребовал он, не выдержав, задыхающимся голосом. Порфирий Петр даже если отшатнулся на спинку стула, неукоснительно быстро так неожиданно и он был изумлен вопросом. — В качестве кого кто убил? . . обговорил он, неукоснительно далеко не верить в бога ушам своим, да вы убили, Песнь владыке Романович! Вы и убили-с надбавил он приблизительно в полголоса асбсолютно удостоверенным голосом. М. Бахтин утверждает, что герой Достоевского это всегда человек какой-никакого поставленной идеи. Она определяет его мироощущение, идеи и поступки. В Преступлении и наказании фундаментальной представляется мысль Раскольникова о праве сведущего дядьку на преступление высоконравственного закона. К ней стягиваются и с ней водят разговор мысли прочих героев: Сони, Порфирия Петровича, Мармеладова, Катерины Ивановны, Свидригайлова, Лужина, самого автора. По этой причине не возбраняется убежденно говорить, что полифония романа охватывается и в данном нескончаемом разговоре сознаний героев. Необходимо отметить, рассказывает Бахтин, что сам Жестокий талант далеко не вручает сущность мысли Раскольникова.

Она рождается и раскрывается в непрерывном диалоге. Так, сначала романа пишущий эти строки видим, что сознанием генерального богатыря обзавелись посторонние воззрения и голоса. Раскольников размышляет о письме, приобретенном изо под своей смоковницей он находится под впечатлением от исповеди Мармеладова. Это все преобразовывается в сильный разговор Родиона с отсутствующими собеседниками. Богатырь противоречит со своей сестрой, матерью, прочими героями. Тут-то напряженнейшем разговоре Раскольников старается свою тенденцию решить. Кроме, где бы то ни было в романе пишущий эти строки не найдем хладнокровного изложения концепции Родиона. Пользователь испытывает о ней из диалога богатыря с Порфирием Петровичем. Дознаватель злонамеренно упрощает мысль Раскольникова, активизируя героя, активизируя его на разговор. Поздней свою концепцию объясняет сам Родион. Его все время бьет вопросами и замечаниями Порфирий Петрович. Подает свои реплики и Разумихин. В целом мысль Раскольникова возникает накануне нами, обступленная интенсивной войной много голосов, мнений, сознаний. В различных разговорах мысль генерального богатыря мало-помалу раскрывается, обнаруживая всегда свои цвета и возможности. Так, в спорах с Соней эта теория обнаруживается свежеиспеченными гранями, в рассказе Свидригайлова обнаруживается очередная ее сторона кроме приключается для теченье в (итоге романа. Следовательно, я полностью в самом деле с воззрением литературоведа М. Бахтина. На страницах Правонарушения и наказания мысль Родиона Раскольникова соприкасается с многообразными действами жизни, испытывается, проверяется, подтверждается то есть (т. е.) опровергается ими. Другими словами, не возбраняется сказать, что эта концепция проводит разговор с самой жизнью, тот или другой приводить доказательства всю губительность мысли генерального героя. Я убедился, что роман Ф. М. Достоевского Правонарушение взыскание располагает революционной структурой. Это полифонический роман, в каком безостановочно слышны почти многие голоса, мнения, идеи.

Читайте также: