Пол грайс логика и речевое общение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Герберт Пол Грайс (13 марта 1913, Бирмингем — 28 августа 1988, Беркли, Калифорния) — лингвист и философ, основатель теории импликатур. Известен как Пол [1] .

Содержание

Биография

Начальное образование получил в колледже Христа при Оксфорде. После года обучения в публичной школе, проходит пятилетнюю службу в королевском флоте, и только после этого возвращается к академической карьере в Оксфорде, где занимает различные места в иерархии, пока в 1967 году не получает приглашение университета Беркли. Он преподает там в течение сорока лет, даже после официального выхода на пенсию — фактически до самой своей смерти в 1988.

Получил мировую известность в области философии языка. Также внес вклад в классическую философию, как то комментарии к Аристотелю и Канту. Среди увлечений философа значились крикет, шахматы и пианино, в которых он также снискал славу профессионала.

Наследие

  1. Трехлетний ребенок моего соседа понимает теорию типовРассела
  2. Трехлетний ребенок моего соседа является взрослым

Коммуникативная импликатура

- Не будете ли Вы так любезны рассказать нам, как Вы добрались от вокзала до нас? - Пешком.

  1. Вы верите, что фары выключены
  2. Вы имеете основания для своей веры
  3. Это основание является частью Вашей веры в то, что фары выключены.

Принцип кооперации обусловливает основные правила речевой коммуникации. Автор определяет их как четыре категории (максимы).

1) максима количества (полноты) информации;

2) максима качества информации;

3) максима отношения (релевантности);

4) максима способа выражения (манеры).

· Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется.

· Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

Комментируя эти положения, можно отметить, что недостаточная информация может затруднить выполнение текущих целей общения; излишняя же информация иногда вводит в заблуждение, вызывает не относящиеся к делу вопросы и соображения; слушающий может ошибочно предположить наличие какого-то особого смысла в этой излишней информации.

· Не говори того, что считаешь ложным.

· Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

· Избегай непонятных выражений.

· Будь краток (избегай ненужного многословия).

Реальное речевое общение не вполне и не всегда соответствует этим правилам: люди бывают многословны; не обязательно говорят то, что думают; отклоняются от темы разговора; их речь бывает неясной, отрывочной. Однако если при этом нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается определенный уровень понимания.

Принцип вежливости Дж. Лича

Принцип вежливости Дж. Лича принадлежит речевому этикету и представляет собой совокупность ряда максим.

Шесть максим вежливости:

1. Максима такта. Это максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию. Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и пр.).

2. Максима великодушия. Успешный коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения. Не следует связывать партнера обещанием или клятвой.

4. Максима скромности. Это позиция неприятия похвал в свой адрес. Одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая, по возможности объективная самооценка. Чрезмерно завышенные или заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

Сформулированные максимы не абсолютны. Сама по себе максима не обеспечивает успешного взаимодействия собеседников. Однако применение описанных принципов позволяет более успешно организовать речевое общение, ориентироваться на соблюдение коммуникативных и этических норм.

Созданию позитивного коммуникативного климата способствует применение ряда психологических принципов общения:

1. Принцип равной безопасности, предполагающий непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене.

2. Принцип децентрической направленности, означающий непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие.

3. Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, то есть непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла.

Принципы речевого общения – факторы, регулирующие общение и обеспечивающие его эффективность (принцип кооперации, принцип вежливости, принцип сохранения имиджа).

Принцип кооперации Герберта Пола Грайса (1913-1988):

Категория Количества связана с тем количеством информации, которое требуется передать:

1. Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется (для выполнения текущих целей диалога).

2. Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

1. Не говори того, что ты считаешь ложным.

2. Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

С категорией Отношения связан один постулат - постулат релевантности:

Не отклоняйся от темы.

Категория Способа касается не того, что говорится, а того, как это говорится.

1. Избегай непонятных выражений.

2. Избегай неоднозначности.

3. Будь краток (избегай ненужного многословия).

4. Будь организован (логичен).

Импликатура – подразумеваемый, но эксплицитно (явно) не выраженный смысл высказывания.

2 типа импликатур:

1) конвенциональные – строятся на значении отдельных слов.

2) Неконвенциональные (речевые, коммуникативные). Дополнительные элементы смысла – результат взаимодействия семантики произносимого текста с особенностями речевой ситуации и ее участник

Принцип вежливости Джеффри Лича (р. 1936 г.)

Для гармонизации речевого общения необходимо придерживаться максим (постулатов) вежливости.

Эмоциональная окраска диалога должна быть положительной.

1) Максима такта: при оформлении высказывания необходимо уменьшать затраты слушающего и увеличивать его выгоду.2) Максима великодушия: уменьшать выгоду говорящего и увеличивать его затраты. 3) Максима одобрения: уменьшать порицание слушающего и увеличивать его похвалу.4) Максима скромности: уменьшать похвалу говорящего и увеличивать его порицание. 5)Максима согласия: уменьшать разногласия и увеличивать общность точек зрения. 6) Максима симпатии: уменьшать антипатию и увеличивать симпатию.

Принципы речевого общения – факторы, регулирующие общение и обеспечивающие его эффективность (принцип кооперации, принцип вежливости, принцип сохранения имиджа).

Принцип кооперации Герберта Пола Грайса (1913-1988):

Категория Количества связана с тем количеством информации, которое требуется передать:

1. Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется (для выполнения текущих целей диалога).

2. Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

1. Не говори того, что ты считаешь ложным.

2. Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

С категорией Отношения связан один постулат - постулат релевантности:

Не отклоняйся от темы.

Категория Способа касается не того, что говорится, а того, как это говорится.

1. Избегай непонятных выражений.

2. Избегай неоднозначности.

3. Будь краток (избегай ненужного многословия).

4. Будь организован (логичен).

Импликатура – подразумеваемый, но эксплицитно (явно) не выраженный смысл высказывания.

2 типа импликатур:

1) конвенциональные – строятся на значении отдельных слов.

2) Неконвенциональные (речевые, коммуникативные). Дополнительные элементы смысла – результат взаимодействия семантики произносимого текста с особенностями речевой ситуации и ее участник

Принцип вежливости Джеффри Лича (р. 1936 г.)

Для гармонизации речевого общения необходимо придерживаться максим (постулатов) вежливости.

Эмоциональная окраска диалога должна быть положительной.

1) Максима такта: при оформлении высказывания необходимо уменьшать затраты слушающего и увеличивать его выгоду.2) Максима великодушия: уменьшать выгоду говорящего и увеличивать его затраты. 3) Максима одобрения: уменьшать порицание слушающего и увеличивать его похвалу.4) Максима скромности: уменьшать похвалу говорящего и увеличивать его порицание. 5)Максима согласия: уменьшать разногласия и увеличивать общность точек зрения. 6) Максима симпатии: уменьшать антипатию и увеличивать симпатию.

  1. максима количества (полноты) информации;
  2. максима качества информации;
  3. максима отношения (релевантности);
  4. максима способа выражения (манеры).
  • Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется.
  • Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

Комментируя эти положения, можно отметить, что недостаточная информация может затруднить выполнение текущих целей общения; излишняя же информация иногда вводит в заблуждение, вызывает не относящиеся к делу вопросы и соображения; слушающий может ошибочно предположить наличие какого-то особого смысла в этой излишней информации.

  • Не говори того, что считаешь ложным.
  • Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.
  • Избегай непонятных выражений.
  • Избегай неоднозначности.
  • Будь краток (избегай ненужного многословия).
  • Будь организован.

Реальное речевое общение не вполне и не всегда соответствует этим правилам: люди бывают многословны; не обязательно говорят то, что думают; отклоняются от темы разговора; их речь бывает неясной, отрывочной. Однако если при этом нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается определенный уровень понимания.

Читайте также: