Поклонение волхвов босх кратко

Обновлено: 01.07.2024

Hieronimus Van Bosch, ? -1516. Про Босха известно очень мало. И дед его, и отец и братья были художниками-дизайнерами - оформляли интерьеры соборов - от алтаря до храмовой утвари. Художник всю жизнь прожил в брабантском городке Хертогенбос. Босх женился на богатой невесте, купеческой дочке Алейт Гойартс ван дер Меервене, стал влиятельным бюргером. Детей не было. Вступил в Братство Богоматери и несколько лет в нем председательствовал.

Под катом - ну очень большая картинка (правда, надо на нее щелкнуть, а потом на плюсик) и десяток маленьких, а также 2 страницы текста.

Сразу скажу, что известно, что ни при жизни, ни после смерти Босх не считался еретиком. И это во времена активной инквизиции, когда в Голландии начиная с 1468 г. еретиков, бывало, безжалостно сжигали на кострах, а в 1487 г. был, с благословения папы издан получивший зловещую известность "Молот ведьм". Более того, сам факт покупки картин Босха мог служить доказательством правоверности! Так, в 1572 г. Дамиано де Гуа, португальский гуманист и друг Эразма Роттердамского, обвиненный инквизиторами, в доказательство своей религиозности сказал, что купил и подарил церкви картины Босха, и Дамиано оправдали.

Поклонение волхов - это триптих, с подвижными створками. Установлено, что гербы на этом алтаре, принадлежащие донаторам (то есть заказчикам), относятся к семьям Бронхорст и Боссхёйс.Про эти семьи больше ничего не известно. Патроном донатора-супруга является апостол Петр, его жене покровительствует святая Агнесса. Скорее всего, этот алтарный триптих был изготовлен специально для них около 1510 года. Первоначально он был в часовне Хертогенбосского собора , а позже был приобретен Филиппом II , который послал его в Эскориал в 1574 . Оттуда он вошел в музей Прадо в 1839 году.

Дальше идет большая картинка, используйте скроллер)

Босх. Поклонение волхвов. Дерево, масло. Центральная часть 138 X 72. Створки 138 X 33. Мадрид, Прадо

Рассмотрим центральную часть. В самом верху сияет Вифлеемская звезда. Иерусалим , с фантастическими зданиями, виден на заднем плане. На переднем плане - спокойная, но не безмятежная Богоматерь с Младенцем, очень маленьким и беззащитным.

перед Богоматерью с младенцем три царя: Валтасар, Каспар и Мельхиор. Валтасар в молитвенной позе преклонил колена. Его дар, золотая скульптура, повествующая о жертвоприношении Исаака, лежит у ног Богоматери как предзнаменование Страстей Христовых.

Каспар, также стоя на коленях, держит полуприкрытую миску из-под хлеба, которая, как и дар Валтасара, является намеком на литургию. Взгляд его насторожен. Сцена, вытканная на одеянии Каспара, - посещение царя Соломона царицей Савской - как знак собственного визита волхвов к младенцу Христу

Наконец, дар Мельхиора в виде сферы, увенчанной пеликаном (что символизирует искупление Христом первородного греха), декорирован сценой возвращения трех героев к царю Давиду с виноградной лозой.

Цари соотносятся по возрасту и по цвету одежды с алхимической традицией - со стадиями получения философского камня, Великого делания, нигредо, альбедо и рубедо.

Типологически сюжеты относятся к Поклонению волхвов. Однако ни радости, ни умиления на лицах не заметно.

Наверное, потому, что в дверях хлева видна странная фигура полуобнаженного человека, с короной, видимо, с головы Каспара, в руках. Считается, что Босх изобразил иудейского Мессию - Антихриста, сообщники которого скрываются внутри покосившейся, полуразрушенной лачуги, символизирующей ветхозаветную религию иудеев. Очень живописной в своей ветхости)

Такая битва магов получается. На Валааме - алхимическая сатурнианская корона, а на ноге у него - язва, закрытая стеклом. Язва, рана - знак инициации.

Поклонение пастухов нечасто включается в одну композицию с поклонением волхвов, несмотря на то, что они, как явствует из Библии, были первыми, кто возвестил о сбывшемся пророчестве рождения царя Иудейского. Пастухи наблюдают сцену Поклонения из-за спины Богоматери. Двое из них забрались на соломенную крышу,

третий вскарабкался на дерево, чтобы лучше видеть происходящее, четвертый, со скорбным выражением лица, подглядывает через прореху в стене. Этот фрагмент иллюстрирует слова Иисуса: "Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник".

На заднем плане написано войско, готовящееся перейти реку. Эта конница в островерхих шапках, видимо, свита одного из волхвов, в то же время намекает на войско трех царей земных из Апокалипсиса. Навстречу ей выдвигаются другие всадники - в тюрбанах, и отнюдь не с мирными намерениями.

Еще дальше - беспечный погонщик мула, которого оседлала обезьяна. И парочка в обнимку у домика, и языческий истукан на колонне. А дальше снова - войско. И мистическая мельница.

Рассмотрим левую створку. Донатор со своим покровителем, апостолом Петром, размещенные на левой створке алтаря, занимают все пространство переднего плана. За ними возвышается разрушенный дворец царя Давида или царя Соломона, в котором нашел пристанище плотник, святой Иосиф – он сушит пеленки, вытесненный из хлева Валаамом.

Донатор, несмотря на то, что его изображение как бы отделено от сцены поклонения, является свидетелем величайшего события. В такое расположение фигур Босх вкладывает дополнительный смысл: Христос, даже в столь радостный момент Рождества, защищен от сил зла только своей матерью. Руины дворца тоже символизируют иудаизм, старую религию, порядком обветшавшую уже и до христианства. За этими руинами, в поле видны танцующие под звуки волынки крестьяне – образ беззаботности и земных удовольствий, часто встречающийся у Босха.

а подальше - в пейзаже на правой створке волки нападают на путников - символ опасностей на жизненном пути.

В закрытом состоянии этот триптих представляет мессу Святого Григория , написанную в технике гризайля с двумя молящимися фигурами . Триптих является одним из самых загадочных в творчестве Босха и заключает в себе символику, отсылающую к установлению мессы, как об этом свидетельствуют наружные стороны боковых створок с изображением Мессы Святого Григория. Алтарь изображает Голгофу со сценами из Страстей. Рама содержит сцены из жизни Иисуса: от нижней левой, молитва в Гефсиманском саду , арест , Христос перед Пилатом , Бичевание , Коронацию терновым венцом, Несение креста и Распятия . Иуда также виден на правом краю горы, на виселице.

Легенда о мессе Св. Григория, рассказывающая о чуде евхаристии, связывалась в эпоху позднего Средневековья с именем папы Григория Великого. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (Святых Дарах) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. В ответ на горячую молитву папы, просившего дать какое-нибудь знамение, которое убедило бы маловера, на алтаре внезапно появился сам Иисус с орудиями Страстей и показал пять язв. Босх представляет это чудо в виде безмолвного духовного диалога между коленопреклонённым папой и Христом, восстающим из саркофага. Находящиеся у алтаря не замечают его, а причетник и два донатора хоть и не видят, но ощущают его присутствие.

Этот великолепный триптих говорит о том, что силы зла окружают Богоматерь с младенцем. Уникальным является то, что канонический сюжет Босх интерпретирует в нерадостном духе символического средневекового реализма, где выражает присущий человеку Северной Европы более трезвый, и более христианский взгляд на мир..

Центральная часть триптиха изображает известную сцену из Библии: Богородица с младенцем сидит перед хижиной, а три волхва – Валтазар, Мельхиор и Гаспар – подносят им дары. Босх отходит от текста источника и придаёт изображению новые смыслы: золотая скульптура с Авраамом и Исааком означает будущую жертву Христа; на нагруднике Мельхиора – царица Савская и царь Соломон; серебряную державу в руках Гаспара венчает орёл, а на самой державе изображён военачальник Авенир и Давид, одержавший победу над Галиафом.

В дверях хижины видны люди, в их числе старик в красном плаще. Личность его не установлена до сих пор, но историки высказывают различные мнения: это может быть как Ирод, так и Антихрист. На демоническую природу персонажа указывают такие символы, как жабы-атланты на ленте под плащом и круглая рана на ноге – знак болезни, Божьей кары.

Стоит также обратить внимание на Гаспара – младшего из волхвов. Он пришёл из Эфиопии, а в Средневековье тёмная кожа традиционно ассоциировалась с неверием в Бога, греховностью. Несмотря на то, что во времена Босха это было уже не столь актуально, можно увидеть ещё несколько символов, отсылающих зрителя к языческому прошлому мавров: позиция на картине (Гаспар стоит дальше всех от Богоматери) и вышивка на полах одеяния.

На внутренних створках изображены донаторы (заказчики) и Святой Пётр со Святой Агнесой. На левой створке видна полуразрушенная стена с дырявым навесом, под которым Святой Иосиф сушит пелёнки младенца.

На фоне Босх изображает три армии, наступающие на Иерусалим с разных сторон, а также более обыденные ситуации: на левой створке крестьяне танцуют, на правой – волки убивают и съедают других крестьян. Так художник противопоставляет происходящему на переднем плане торжеству мирские удовольствия и грех.

Внешние створки триптиха, выполненные в серо-коричневой цветовой гамме, изображают Мессу Святого Григория. Согласно его житию, однажды причетник, помощник Григория в церковной службе, усомнился, что в святых дарах воплощены Кровь и Тело Христа. Тогда в ответ на молитвы Григория на алтаре появился сам Иисус и позволил причетнику узреть свои раны.

Зловещий старик, птицы с красными ягодами в клювах, пляшущие крестьяне, чернокожий маг и другие на первый взгляд необъяснимые образы. Историк Михаил Майзульс рассказывает, как понять, что имел в виду Иероним Босх

Босха часто подозревают в том, что даже привычные религиозные сюжеты им причудливо переосмыслены, а то и вывернуты наизнанку. Поэтому, чтобы разобраться, как историки читают и перечитывают его работы, достаточно взять один образ на вполне традиционный сюжет — поклонение волхвов.


Иероним Босх. Поклонение волхвов. Около годов Museo Nacional del Prado / Wikimedia Commons

Около 1490–1500 годов состоятельные бюргеры из Антверпена — суконщик Петер Схейве и его жена Агнес де Грамме — заказали Босху триптих с изо­бражением трех волхвов, принесших дары младенцу Иисусу. Этому еван­гель­скому событию посвящен католический праздник Эпифания (Богоявление), который отмечается 6 января. Как тогда часто делалось, художник изобразил заказчиков по бокам от важнейшей сакральной сцены: за Петером стоит его святой патрон — апостол Петр, а за его женой — мученица Агнесса.

Кажется, что в этом сюжете, который тысячи раз представляли средневековые мастера, не может быть ничего неожиданного. Три гостя с Востока, пришедшие из дальних земель вслед за чудесной звездой, приносят дары новорожденному Мессии. В христианской традиции в поклонении волхвов видели предвестие того, что язычники со всех концов земли покорятся Христу и обратятся в истинную веру.

У Босха впервые за тремя волхвами появляется непонятный и, очевидно, злове­щий персонаж: старик в причудливом одеянии. За его спиной во тьме хижины толпятся какие-то люди. Судя по их темным или уродливым лицам, это враги новорожденного богочеловека, которые тоже принадлежат к миру зла. Так же странно выглядит часть даров и одеяния третьего мага и его слуги. Историки предполагают, что Босх в этой сцене обличал внешних и внутренних врагов Церкви — магометан и иудеев Лотте Бранд Филип, Дебра Стрикленд. либо намекал зрителю на некий заго­вор, кото­рый силы тьмы составили против Божественного младенца Джозеф Кёрнер, Ларри Силвер. . Но как понять, в чем заключался этот сговор и кто в нем состоял?

Кто стоит в дверях хижины

Cтарик в красном плаще, накинутом на голое тело, сто­ит в дверях хижины и из темноты гля­дит на младенца Иису­са. Историки давно спорят о том, кто он, и от ответа на этот вопрос зависит смысл, который они придают всему триптиху.

Британский историк искусства Эрнст Гомбрих в 1969 году предположил, что старик в красном плаще — это царь Ирод Великий, стремившийся убить младенца Христа. По одной из сред­невековых легенд, он сам отправился вслед за волхвами в Вифлеем. Если это действительно он, то стоящие за ним мрачные персонажи — его жестокие слуги и иудеи, которые, в отличие от язычников-волхвов, не признали в Младенце Мессию.






Колокольчик, атланты и жаба



Круглая рана





На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд. В ней часто видят указание на проказу, сифилис, который как раз в 1490-х годах был занесен в Европу из Нового Света, или другие кож­ные болезни. При этом дело, конечно, не столько в самом недуге, сколько в пред­ставлении о язвах как о Божьей каре и разложении плоти как свиде­тель­стве разложения души. Не случайно в Средневековье ересь, которая поражает организм Церкви, часто уподобляли заразной болезни, называли проказой, сравнивали со зловонными язвами и т. д.

Английский историк Дебра Стрикленд, интерпретируя старика как Анти­христа, предположила, что кровоточащая рана тоже могла быть навеяна средневеко­выми антиеврейскими стереотипами. Еще в античном Риме возникло пред­ставление о том, что евреи, по сравнению с другими народами, особо подвер­жены проказе. В средневековой астрологической теории, которая приписывала различные физические и психические свойства влиянию кон­кретных светил, считалось, что евреи, для которых так характерна алчность, духовная слепота и меланхолия, — дети зловещей планеты Сатурн, которую в позднее Средневе­ковье часто изображали в облике хромого или одноногого старика. На одной из многочисленных гравюр с его астрологическими детьми мы видим нищего в язвах, паломника-калеку на деревяшке, колодника и иудея (его можно узнать по специальному знаку — кружку, пришитому к одежде).

Кто такие волхвы

Уже в раннее Средневековье волхвов стали называть потомками трех сыновей Ноя: Сима, Иафета и Хама. Они представляли три части света, которые те за­селили: Азию, Европу и Африку, — а их приход в Вифлеем означал, что весь мир признал в новорожденном Мессию. Именно поэтому третий волхв, при­шедший из Аравии или Эфиопии, был чернокожим.

Иероним Босх. Поклонение волхвов. Триптих

Внешние створки

Внутренние створки

Внутренние створки с изображёнными на них донаторами объединены с центральной частью триптиха, благодаря общему для них пейзажу в красивой зеленовато-охристой гамме. Прекрасный вид живописует природу Северно Брабанта, родины художника.

Как и любой другой средневековый мастер, на заднем плане Босх изображает различные небольшие по масштабам сценки, чтобы заполнить пространство. Например, в средней трети левой створки, чуть выше головы донатора Бронхорста, можно видеть, как старец Иосиф, муж Марии, сушит над огнём костра детские пелёнки. Здесь отражены простодушные народные представления об Иосифе как о рогоносце, обманутом муже: голландским священникам стоило немалых усилий повернуть мысли своей паствы на этот счёт в благочестивое русло.

Центральная часть триптиха

Трое принесших дары младенцу волхвов (или царей), которых звали Балтазар, Каспар и Мельхиор, со временем стали отождествляться со сторонами света, в которых распространилось христианство, – Европой, Азией и Африкой, поэтому младшего из волхвов, Каспара, художник изображает чернокожим, и по реалистичности и мастерству исполнения его считают одним из лучших образов Босха.

Новый завет сообщает, каким были дары волхвов: они принесли Иисусу золото (поскольку верили, что на землю пришёл царь), ладан (благовоние, которое курилось в храмах – так волхвы признавали божественную природу младенца) и смирну (которая использовалась при бальзамировании покойников – этим волхвы давали понять, что им открыта и будущая смерть Христа). Но Босх не ограничивается простой живописной констатацией в изображении даров – он поступает гораздо оригинальнее. Тут сказывается его любовь к мелким деталям и многозначительным подробностям. Балтазар, старший волхв в красном плаще, у Босха ставит к ногам Марии золотую скульптуру. Она изображает персонажей Ветхого завета – Авраама и его сына Исаака, которого отец намерен принести в жертву. Это предвестие той жертвы, которую божественному младенцу предстоит принести на кресте. Мельхиор, второй из волхвов, облачён в невероятный по красоте нагрудник из драгоценных камней, изображающий визит царицы Савской к царю Соломону. Темнокожий Каспар держит в руке державу из серебра. Сверху её венчает птица – орёл или пеликан (символ жертвы и искупления), а на самой державе также изображены ветхозаветные персонажи – военачальник Авенир и победитель Голиафа Давид.

На дальнем плане показано войско, часть которого готовится перейти реку вброд. Возможно, это свита одного из царей или, может быть, намёк на войско трёх земных царей, описанное в Апокалипсисе.

Но наибольшее замешательство вызывает группа гротескных персонажей, проникших внутрь полуразрушенного хлева, и в особенности – их вероятный предводитель. Его наготу прикрывает только пурпурный плащ. На одной ноге – прозрачный цилиндр, скрывающий язву (кстати, раненая нога во времена Босха считалась символом греховности, невежества, а также обозначала людей, еще не обращённых в христианство), а между ног – золотое полотнище с вытканными на нём демонами. Голова увенчана короной, руки – украшены золотыми браслетами. В одной из них он держит громоздкий золотой шлем. Кем же он может быть?


Волхвы возлагают дары к ногам женщине. На картине изображен момент жертвоприношение, Авраам собирается принести в жертву сына. Такое событие символизирует жертву Христа, именно его распятие на кресте.

На груди одного волхва изображена сцена из Ветхого Завета. За этой сценой наблюдают крестьяне, они выглядывают из-за угла и даже залазят на крышу. Художник изобразил волхвов, отойдя от общих принятых правил. До этого волхвов изображали только иудеями.

Крестьяне выглядят не так умиротворенно и гармонично, они ведут себя даже нагло и с достойными волхвами смотрятся убого. Привлекает внимание человек, стоящий в дверном проеме. Он одет только в рубашку и плащ, на голове его корона и он с надеждой смотрит на младенца. Его лицо источает радость, в то время как большинство персонажей выражают враждебность.

На полотнище этого одежды персонажа изображены демоны, возможно, он и сам дьявол, а большинство окружающих является его свитой. В руке этот мужчина держит один из шлемов волхвов, что говорит о его превосходстве и лидирующей позиции.

Рисунки на одежде темнокожего царя показывает его принадлежность к язычеству. Небо переходит в золотые отблески, этим приемом художник часто использует в своем творчестве.

Казалась бы понятная библейская сцена, но мелкие детали говорят о зле, которое рассеяно везде. Рисунки на одежде, необычные позы персонажей, животные и дары все это образуют единую картину с глубоким философским смыслом.

Животные символизируют препятствия, которые ждут любого человека на непростом жизненном пути, борьба с ними и составляет все существование. Живописец изобразил множество персонажей и безграничную даль, показывающую масштабность мира и его разнообразие. Все образы картины многогранны, их нельзя охарактеризовать определенными чертами.

Читайте также: