Показатели монопольной власти индекс херфиндаля хиршмана кратко

Обновлено: 04.07.2024

Индекс Херфиндаля или Индекс Херфиндаля — Хиршмана (англ. Herfindahl-Hirschman index ) (также известен, как Индекс Герфиндаля — Гиршмана) используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.

, где — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли

В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, индекс Херфиндаля — Хиршмана будет равен 10000. Для двух фирм с равными долями , для 100 фирм с долей в 1% . Индекс Херфиндаля — Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли.

Индекс Херфиндаля ограничен сверху 10000 (причем это значение достигается только в случае чистой монополии одной фирмы) и " width="" height="" />
снизу, где — количество фирм в отрасли (причем данное значение достигается в случае равного распределения долей продаж между фирмами в отрасли) [1] .

Коэффициент Херфиндаля — Хиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значениям коэффициентов концентрации (CR) и индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:

    I тип – высококонцентрированные рынки: при 70% Литература

  • Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2-х т. / Общ. ред. В. М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа, 1999. — Т. 2, с. 168—169, 171.

Примечания

  1. ↑ Легко выводится из того, что среднее квадратическое не меньше среднего арифметического.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

В общем виде мы можем записать: 1) когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки; 2) когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной вы­ручки (см. рис. 8.4). Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

В условиях совершенной конкуренции установление равновесной цены может быть изображено следующим образом (см. рис. 8.5).

В точке Е достигается равновесный объем производства Qе и равновесная цена Ре. Площадь 0BEQе соответствует величине из-держек производителей, РеBE - составляет прибыль производите­лей, а АРеЕ - потребительский излишек.

Равновесие в конкурентной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмещают свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов продаж.

При возникновении чистой монополии ситуация меняется, и она может быть изображена следующим образом (рис. 8.6):

На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точ­ке Е, где Рс = МС. В условиях монополистического рынка мы перемеща­емся к монопольной цене Рm и количеству продукции Qm.

Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Рm > МС), то ве­личина излишка потребителей и излишка производителей меняют­ся. Площадь треугольника ABE соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мерт­вого груза монополии.

Показатели монопольной власти.Мы выяснили ранее, что монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/Е).

Опираясь на это положение, А. П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:

где IL лернеровский индекс монопольной власти;

Рm — монопольная цена;

МС — предельные издержки;

Е — эластичность спроса на продукцию.

В условиях совершенной конкуренции MC = P. Следовательно, IL = 0. Если IL представляет из себя положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с труд­ностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на прак­тике предельные издержки заменяют средними. В этом случае ис­ходная формула может быть записана:

Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе – совокупный (валовой) доход:

Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедли­во, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не явля­ется однозначным признаком монополии.

Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибы­лью, т. е. если не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска.

Для характеристики монопольной власти используется и по­казатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфиндаля—Хиршмана (IHH).

При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фир­мы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:

где IHH — индекс Херфиндаля—Хиршмана;

S1 — удельный вес самой крупной фирмы;

S2 — удельный вес следующей по величине фирмы;

Sn — удельный вес наименьшей фирмы.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S1 = 100%, а IHH = 10 000.

Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1 = 1%, a IHH = S1 2 х 100 = 100.

В США высокомонополизированной считается отрасль, в кото­рой индекс Херфиндаля—Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удель­ный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.




Рис. 8.6. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

Рис. 8.5. Равновесие в конкурентной отрасли

Рис. 8.4. Спрос, предельный и совокупный доход фирмы в условиях чистой монополии

Рис. 8.3. Цена и предельный доход в условиях чистой монополии

В общем виде мы можем записать: 1) когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки; 2) когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной вы­ручки (см. рис. 8.4). Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

В условиях совершенной конкуренции установление равновесной цены может быть изображено следующим образом (см. рис. 8.5).

В точке Е достигается равновесный объем производства Qе и равновесная цена Ре. Площадь 0BEQе соответствует величине из-держек производителей, РеBE - составляет прибыль производите­лей, а АРеЕ - потребительский излишек.

Равновесие в конкурентной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмещают свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов продаж.

При возникновении чистой монополии ситуация меняется, и она может быть изображена следующим образом (рис. 8.6):

На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точ­ке Е, где Рс = МС. В условиях монополистического рынка мы перемеща­емся к монопольной цене Рm и количеству продукции Qm.

Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Рm > МС), то ве­личина излишка потребителей и излишка производителей меняют­ся. Площадь треугольника ABE соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мерт­вого груза монополии.

Показатели монопольной власти.Мы выяснили ранее, что монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/Е).

Опираясь на это положение, А. П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:

где IL лернеровский индекс монопольной власти;

Рm — монопольная цена;

МС — предельные издержки;

Е — эластичность спроса на продукцию.

В условиях совершенной конкуренции MC = P. Следовательно, IL = 0. Если IL представляет из себя положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с труд­ностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на прак­тике предельные издержки заменяют средними. В этом случае ис­ходная формула может быть записана:

Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе – совокупный (валовой) доход:

Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедли­во, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не явля­ется однозначным признаком монополии.

Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибы­лью, т. е. если не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска.

Для характеристики монопольной власти используется и по­казатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфиндаля—Хиршмана (IHH).

При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фир­мы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:

где IHH — индекс Херфиндаля—Хиршмана;

S1 — удельный вес самой крупной фирмы;

S2 — удельный вес следующей по величине фирмы;

Sn — удельный вес наименьшей фирмы.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S1 = 100%, а IHH = 10 000.

Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1 = 1%, a IHH = S1 2 х 100 = 100.

В США высокомонополизированной считается отрасль, в кото­рой индекс Херфиндаля—Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удель­ный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.

Чтобы определить степень концентрации рынка при оценке монопольной власти, используется индекс Херфиндаля—Хиршмана (HНI):

где Si - доля рынка i -ой фирмы, n - количество фирм на рынке.
При его расчете используют данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Основной смысл показателя: чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии.

  1. Высококонцентрированные рынки: 1800 2 i.
  2. HHI = S 2 1 + S 2 2 + . + S 2 n

Правила ввода данных

Задать свои вопросы или оставить замечания можно внизу страницы в разделе Disqus .
Можно также оставить заявку на помощь в решении своих задач у наших проверенных партнеров (здесь или здесь).

Поиск

Задать свои вопросы или оставить замечания можно внизу страницы в разделе Disqus .
Можно также оставить заявку на помощь в решении своих задач у наших проверенных партнеров (здесь или здесь).

Большинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивают или величину экономической прибыли, или разницу между ценой и предельными издержками. Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели:

• правило большого пальца,

Индекс Херфиндаля-Хиршмана как показатель уровня концентрации свя­зан споказателем монопольной власти Лернера, и данное свойство широ­ко используется в экономических исследованиях. В курсе микроэкономики индекс, характеризующий монопольную власть, определяется как величина, на которую цена превышает предельные затраты:


где eD — эластичность спроса по цене на продукцию данной фирмы.

Показатель монопольной власти измеряется от 0 до 1. L = 0 соответствует совершенной конкуренции, т.е отсутствию рыночной власти. Невозможность превышения данным показателем 1 вытекает из условия максимизации прибыли фирм, не испытывающих государственного вмешательства.

Мы знаем, что при условии максимизации прибыли цена и предельные издержки связаны друг с другом посредством эластичности спроса по цене. Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки на величину обратно пропорциональную эластичности спроса. Если спрос чрезвычайно эластичен, то цена будет близка к предельным издержкам, и следовательно монополизированный рынок будет похож на рынок совершенной конкуренции.

таким образом индекс Лернера будет находится в прямой зависимости от доли фирмы на рынке и обратной от показателя эластичности спроса по цене.

Правило большого пальца

При объеме производства, максимизирующем прибыль можно записать:


Так как целью фирмы является максимизация прибыли, мы можем прирав­нять предельный доход к предельным издержкам:



или

Например, если эластичность спроса равняется -5, а предельные издержки 10 ден. ед. на единицу продукции, цена должна составить:

10 / (1-1/5) = 10/0,8 = 12,5 ден. ед.

Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции цена равна пре­дельным издержкам, то монополист назначает цену, превышающую предельные издержки на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса.

Следовательно, способом измерениямонопольной власти является вели­чина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.

С помощью уравнения () можно рассчитать цену как простую накидку над предельными издержками. Это универсальное правило ценообразования для любой фирмы с монопольной властью, если учитывать, что еD является коэффициен­том эластичности спроса для фирмы, а не рыночного спроса.

Показатель, использующийся для оценки степени монополизации отрасли; назван в честь экономистов Орриса Херфиндаля и Альберта Хиршмана. В наукометрии используется для улучшения библиометрических показателей издания посредством увеличения цитирования: неформальное объединение журналов для активного перекрёстного взаимного цитирования.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) является общим показателем рыночной концентрации, который используется для определения рыночной конкурентоспособности, часто до и после сделок слияний и поглощений.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) – это мера рыночной концентрации. Он рассчитывается путем квадратуры рыночной доли каждой фирмы, конкурирующей на рынке, а затем суммирования полученных чисел. Он может колебаться от близко к нулю до 10.000. Министерство юстиции США использует HHI для оценки потенциальных проблем слияний. HHI выражается так: HHI = s1^2 + s2^2 + s3^2 + …

Чем ближе рынок к монополии, тем выше рыночная концентрация (и тем меньше конкурентов). Если бы, например, в отрасли была бы только одна фирма, эта фирма имела бы 100% долю рынка, то индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) равнялся бы 10 000, что указывает на монополию. Если бы были тысячи конкурирующих фирм, каждая имела бы почти 0% доли рынка, а HHI был бы близок к нулю, что указывает на почти идеальную конкуренцию.

Министерство юстиции США считает, что рынок с HHI менее 1500 является конкурентным рынком, HHI от 1500 до 2500 – умеренно концентрированным рынком, а HHI от 2500 или более – высококонцентрированным рынком. Как правило, слияния, которые увеличивают HHI более чем на 200 пунктов на высококонцентрированных рынках, вызывают антимонопольные опасения, поскольку они, как предполагается, усиливают рыночное влияние в соответствии с разделом 5.3 руководящих принципов горизонтального слияния, совместно изданных департаментом и Федеральной торговой комиссией (ФТК).

Пример Расчета Индекса Херфиндаля-Хиршмана

HHI рассчитывается на основе рыночных долей каждой фирмы в отрасли, их квадратуры и суммирования результата:

HHI = s1^2 + s2^2 + s3^2 + … + sn^2 (где s – рыночная доля каждой фирмы, выраженная целым числом, а не десятичным).

Рассмотрим следующую гипотетическую отрасль с четырьмя фирмами:

Доля фирмы номер один на рынке = 40%

Доля рынка фирмы номер два = 30%

Доля рынка фирмы номер три = 15%

Доля рынка фирмы номер четыре = 15%

HHI рассчитывается так:

HHI = 40^2 + 30^2 + 15^2 + 15^2 = 1,600 + 900 + 225 + 225 = 2,950

Это считается высококонцентрированной отраслью, как и ожидалось, поскольку существует только четыре фирмы. Но количество фирм в отрасли не обязательно указывает на рыночную концентрацию, поэтому расчет HHI важен. Например, предположим, что в отрасли есть 20 фирм. У фирмы номер один доля рынка составляет 48,59%, а у каждой из 19 остальных фирм доля рынка составляет 2,71%. HHI будет ровно 2500, что указывает на высококонцентрированный рынок. Если бы у фирмы номер один была бы доля рынка в 35,82%, а у каждой из остальных фирм была бы доля рынка в 3,38%, HHI был бы равен 1,500, что указывало бы на конкурентный рынок.

Читайте также: