Показатели монопольной власти индекс херфиндаля хиршмана кратко
Обновлено: 04.07.2024
Индекс Херфиндаля или Индекс Херфиндаля — Хиршмана (англ. Herfindahl-Hirschman index ) (также известен, как Индекс Герфиндаля — Гиршмана) используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.
, где — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли
В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, индекс Херфиндаля — Хиршмана будет равен 10000. Для двух фирм с равными долями , для 100 фирм с долей в 1% . Индекс Херфиндаля — Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли.
Индекс Херфиндаля ограничен сверху 10000 (причем это значение достигается только в случае чистой монополии одной фирмы) и " width="" height="" />
снизу, где — количество фирм в отрасли (причем данное значение достигается в случае равного распределения долей продаж между фирмами в отрасли) [1] .
Коэффициент Херфиндаля — Хиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значениям коэффициентов концентрации (CR) и индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:
-
I тип – высококонцентрированные рынки: при 70% Литература
- Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2-х т. / Общ. ред. В. М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа, 1999. — Т. 2, с. 168—169, 171.
Примечания
- ↑ Легко выводится из того, что среднее квадратическое не меньше среднего арифметического.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.
В общем виде мы можем записать: 1) когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки; 2) когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки (см. рис. 8.4). Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.
В условиях совершенной конкуренции установление равновесной цены может быть изображено следующим образом (см. рис. 8.5).
В точке Е достигается равновесный объем производства Qе и равновесная цена Ре. Площадь 0BEQе соответствует величине из-держек производителей, РеBE - составляет прибыль производителей, а АРеЕ - потребительский излишек.
Равновесие в конкурентной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмещают свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов продаж.
При возникновении чистой монополии ситуация меняется, и она может быть изображена следующим образом (рис. 8.6):
На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке Е, где Рс = МС. В условиях монополистического рынка мы перемещаемся к монопольной цене Рm и количеству продукции Qm.
Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Рm > МС), то величина излишка потребителей и излишка производителей меняются. Площадь треугольника ABE соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии.
Показатели монопольной власти.Мы выяснили ранее, что монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/Е).
Опираясь на это положение, А. П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:
где IL — лернеровский индекс монопольной власти;
Рm — монопольная цена;
МС — предельные издержки;
Е — эластичность спроса на продукцию.
В условиях совершенной конкуренции MC = P. Следовательно, IL = 0. Если IL представляет из себя положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.
Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана:
Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе – совокупный (валовой) доход:
Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии.
Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибылью, т. е. если не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска.
Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфиндаля—Хиршмана (IHH).
При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:
где IHH — индекс Херфиндаля—Хиршмана;
S1 — удельный вес самой крупной фирмы;
S2 — удельный вес следующей по величине фирмы;
Sn — удельный вес наименьшей фирмы.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S1 = 100%, а IHH = 10 000.
Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1 = 1%, a IHH = S1 2 х 100 = 100.
В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля—Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.
Рис. 8.6. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии
Рис. 8.5. Равновесие в конкурентной отрасли
Рис. 8.4. Спрос, предельный и совокупный доход фирмы в условиях чистой монополии
Рис. 8.3. Цена и предельный доход в условиях чистой монополии
В общем виде мы можем записать: 1) когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки; 2) когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки (см. рис. 8.4). Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.
В условиях совершенной конкуренции установление равновесной цены может быть изображено следующим образом (см. рис. 8.5).
В точке Е достигается равновесный объем производства Qе и равновесная цена Ре. Площадь 0BEQе соответствует величине из-держек производителей, РеBE - составляет прибыль производителей, а АРеЕ - потребительский излишек.
Равновесие в конкурентной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмещают свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов продаж.
При возникновении чистой монополии ситуация меняется, и она может быть изображена следующим образом (рис. 8.6):
На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке Е, где Рс = МС. В условиях монополистического рынка мы перемещаемся к монопольной цене Рm и количеству продукции Qm.
Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Рm > МС), то величина излишка потребителей и излишка производителей меняются. Площадь треугольника ABE соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии.
Показатели монопольной власти.Мы выяснили ранее, что монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/Е).
Опираясь на это положение, А. П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:
где IL — лернеровский индекс монопольной власти;
Рm — монопольная цена;
МС — предельные издержки;
Е — эластичность спроса на продукцию.
В условиях совершенной конкуренции MC = P. Следовательно, IL = 0. Если IL представляет из себя положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.
Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана:
Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе – совокупный (валовой) доход:
Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии.
Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибылью, т. е. если не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска.
Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфиндаля—Хиршмана (IHH).
При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:
где IHH — индекс Херфиндаля—Хиршмана;
S1 — удельный вес самой крупной фирмы;
S2 — удельный вес следующей по величине фирмы;
Sn — удельный вес наименьшей фирмы.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S1 = 100%, а IHH = 10 000.
Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1 = 1%, a IHH = S1 2 х 100 = 100.
В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля—Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.
Чтобы определить степень концентрации рынка при оценке монопольной власти, используется индекс Херфиндаля—Хиршмана (HНI):
где Si - доля рынка i -ой фирмы, n - количество фирм на рынке.
При его расчете используют данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Основной смысл показателя: чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии.
- Высококонцентрированные рынки: 1800 2 i.
- HHI = S 2 1 + S 2 2 + . + S 2 n
Правила ввода данных
Задать свои вопросы или оставить замечания можно внизу страницы в разделе Disqus .
Можно также оставить заявку на помощь в решении своих задач у наших проверенных партнеров (здесь или здесь).
Поиск
Задать свои вопросы или оставить замечания можно внизу страницы в разделе Disqus .
Можно также оставить заявку на помощь в решении своих задач у наших проверенных партнеров (здесь или здесь).
Большинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивают или величину экономической прибыли, или разницу между ценой и предельными издержками. Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели:
• правило большого пальца,
Индекс Херфиндаля-Хиршмана как показатель уровня концентрации связан споказателем монопольной власти Лернера, и данное свойство широко используется в экономических исследованиях. В курсе микроэкономики индекс, характеризующий монопольную власть, определяется как величина, на которую цена превышает предельные затраты:
где eD — эластичность спроса по цене на продукцию данной фирмы.
Показатель монопольной власти измеряется от 0 до 1. L = 0 соответствует совершенной конкуренции, т.е отсутствию рыночной власти. Невозможность превышения данным показателем 1 вытекает из условия максимизации прибыли фирм, не испытывающих государственного вмешательства.
Мы знаем, что при условии максимизации прибыли цена и предельные издержки связаны друг с другом посредством эластичности спроса по цене. Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки на величину обратно пропорциональную эластичности спроса. Если спрос чрезвычайно эластичен, то цена будет близка к предельным издержкам, и следовательно монополизированный рынок будет похож на рынок совершенной конкуренции.
таким образом индекс Лернера будет находится в прямой зависимости от доли фирмы на рынке и обратной от показателя эластичности спроса по цене.
Правило большого пальца
При объеме производства, максимизирующем прибыль можно записать:
Так как целью фирмы является максимизация прибыли, мы можем приравнять предельный доход к предельным издержкам:
![]() |
или |
Например, если эластичность спроса равняется -5, а предельные издержки 10 ден. ед. на единицу продукции, цена должна составить:
10 / (1-1/5) = 10/0,8 = 12,5 ден. ед.
Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам, то монополист назначает цену, превышающую предельные издержки на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса.
Следовательно, способом измерениямонопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.
С помощью уравнения () можно рассчитать цену как простую накидку над предельными издержками. Это универсальное правило ценообразования для любой фирмы с монопольной властью, если учитывать, что еD является коэффициентом эластичности спроса для фирмы, а не рыночного спроса.
Показатель, использующийся для оценки степени монополизации отрасли; назван в честь экономистов Орриса Херфиндаля и Альберта Хиршмана. В наукометрии используется для улучшения библиометрических показателей издания посредством увеличения цитирования: неформальное объединение журналов для активного перекрёстного взаимного цитирования.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) является общим показателем рыночной концентрации, который используется для определения рыночной конкурентоспособности, часто до и после сделок слияний и поглощений.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) – это мера рыночной концентрации. Он рассчитывается путем квадратуры рыночной доли каждой фирмы, конкурирующей на рынке, а затем суммирования полученных чисел. Он может колебаться от близко к нулю до 10.000. Министерство юстиции США использует HHI для оценки потенциальных проблем слияний. HHI выражается так: HHI = s1^2 + s2^2 + s3^2 + …
Чем ближе рынок к монополии, тем выше рыночная концентрация (и тем меньше конкурентов). Если бы, например, в отрасли была бы только одна фирма, эта фирма имела бы 100% долю рынка, то индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) равнялся бы 10 000, что указывает на монополию. Если бы были тысячи конкурирующих фирм, каждая имела бы почти 0% доли рынка, а HHI был бы близок к нулю, что указывает на почти идеальную конкуренцию.
Министерство юстиции США считает, что рынок с HHI менее 1500 является конкурентным рынком, HHI от 1500 до 2500 – умеренно концентрированным рынком, а HHI от 2500 или более – высококонцентрированным рынком. Как правило, слияния, которые увеличивают HHI более чем на 200 пунктов на высококонцентрированных рынках, вызывают антимонопольные опасения, поскольку они, как предполагается, усиливают рыночное влияние в соответствии с разделом 5.3 руководящих принципов горизонтального слияния, совместно изданных департаментом и Федеральной торговой комиссией (ФТК).
Пример Расчета Индекса Херфиндаля-Хиршмана
HHI рассчитывается на основе рыночных долей каждой фирмы в отрасли, их квадратуры и суммирования результата:
HHI = s1^2 + s2^2 + s3^2 + … + sn^2 (где s – рыночная доля каждой фирмы, выраженная целым числом, а не десятичным).
Рассмотрим следующую гипотетическую отрасль с четырьмя фирмами:
Доля фирмы номер один на рынке = 40%
Доля рынка фирмы номер два = 30%
Доля рынка фирмы номер три = 15%
Доля рынка фирмы номер четыре = 15%
HHI рассчитывается так:
HHI = 40^2 + 30^2 + 15^2 + 15^2 = 1,600 + 900 + 225 + 225 = 2,950
Это считается высококонцентрированной отраслью, как и ожидалось, поскольку существует только четыре фирмы. Но количество фирм в отрасли не обязательно указывает на рыночную концентрацию, поэтому расчет HHI важен. Например, предположим, что в отрасли есть 20 фирм. У фирмы номер один доля рынка составляет 48,59%, а у каждой из 19 остальных фирм доля рынка составляет 2,71%. HHI будет ровно 2500, что указывает на высококонцентрированный рынок. Если бы у фирмы номер один была бы доля рынка в 35,82%, а у каждой из остальных фирм была бы доля рынка в 3,38%, HHI был бы равен 1,500, что указывало бы на конкурентный рынок.
Читайте также: