Поэзия обэриутов в детском чтении кратко

Обновлено: 05.07.2024

Детская литература стала источником существования для обэриутов и их друзей. Эта область открыла поэтам возможность применить их эстетическую программу. Стиль творчества, присущий группе в целом и ее отдельным представителям, уже обладал характеристиками, несомненно подходящими для детской литературы. Их произведения полны юмора, живого воображения, мир вокруг представляется необычным и захватывающим. Важно помнить, что средний возраст членов группы едва превышал двадцать лет.

Даниил Хармс (1905 – 1942) учился в петербургской Петришуле и хорошо владел и немецким, и английским. В 1924 году он поступил в Ленинградский электротехникум, но уже через год решил посвятить себя искусству. Он зарабатывал деньги, декламируя по вечерам между сеансами в кинотеатрах современную поэзию. Соединение различных культур и языков объясняет возникновение его псевдонима – Хармс, в которым слышатся английские charm (шарм) и harm (обида).

В других стихотворениях игривость выражается на лингвистическом и ритмическом уровнях. Хармс использует множество звуковых эффектов, шарады, нелепицы, повторы и параллели для того, чтобы ребенок почувствовал все богатство языка. Подобно Чуковскому и Маршаку, Хармс опирается на детские загадки и детский фольклор.

В двадцатые годы признанные писателей тоже предпринимали попытки сочинять для детей. По просьбе Маршака Борис Пастернак и Осип Мандельштам попробовали себя в этом жанре. Предложение пришлось кстати, потому что для обоих возможность публиковаться к середине 1920-х годов стала постепенно сокращаться.

Сначала 1920–1930-е, а затем 1970–1980-е годы оказались периодом расцвета русской детской поэзии. Именно в детской поэзии возникла форма протеста, противостояния политическому и нравственному приспособленчеству бездарного официоза, своеобразная форма социальной внутренней эмиграции – чудачество, берущее свое начало в народной смеховой культуре. Е. О. Путилова называет такую поэзию, в основе которой мир игры, ярмарочного театра, карнавальной. Самые яркие ее представители – обэриуты: Даниил Хармс, Юрий Владимиров, Александр Введенский, Николай Заболоцкий.

Представители этой литературной группы отказываются от поисков в мистико-религиозных, этико-философских сферах и обращаются к математике, логике, астрономии и естественным дисциплинам.

создавалась в стране в качестве массовой игры, наполненной романтическим

Многоголосая игровая поэзия обэриутов дает возможность познакомиться с разными, не повторяющими друг друга представлениями о мире и человеке, и она адресована ребенку умному и миролюбивому. Во многом она определила тенденции развития современной детской поэзии, основанной на парадоксе игрового начала, в котором дидактизм нивелируется, а приоритет отдаётся развитию творческого и нестандартного мышления ребенка. В основе ─ немыслимая, парадоксальная ситуация, создаваемая оксюмороном (нелепым сочетанием слов) и метатезой (перестановкой частей слова). Если в прошлом детская поэзия использовала только частотность глагольных форм, песенный, простой ритм, то теперь игровой характер присутствует практически на всех уровнях. На уровне фонетики используются звуковые повторы, повторы слов и слогов. На уровне синтаксиса одни предложения могут разбиваться другими, усиливая элемент путаницы, неразберихи с целью развеселить, рассмешить ребенка. Игра учит ребенка понимать других и сочувствовать им, быть терпимым и сострадать.

Игровая поэзия обэриутов пронизана эксцентричностью, созданная в ней абсурдная картина мира не только с восторгом воспринимается ребенком, но и способствует его интеллектуальному развитию, пробуждает фантазию и творчество. Таким образом, детская поэзия напрямую обращается к внутреннему миру маленького человека, делая его самоценным.

Поэты обращают внимание юных читателей на разные стороны жизни: одни стихи несут новую, занимательную информацию об окружающем мире, другие учат разумному, доброму, вечному, третьи развивают фантазию и творческое мышление.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

С. Маршак и К. И. Чуковский в 1920-30-е гг. внесли основополагающий вклад в развитие отечественной детской поэзии.

С.Я. Маршак выстраивает диалог с ребенком, развивая в нём способность мыслить, будучи вовлечённым в игру, опираясь на опыт английского детского фольклора. Писатель также стремится передать ребенку не дробную, а полную информацию о мире, выдвигая в соответствии с этим ряд требований к детским писателям. По его мнению, детская поэзия должна иметь установку на деятельное начало, музыкальный ритм и юмор, являть пример нравственного героя, исключить прямую назидательность, отвечать современным детским потребностям и интересам, а также соответствовать критериям детского мироощущения и языка. Таким образом, ребенок должен восприниматься как развивающаяся личность, жадная до новых знаний. В ребенке необходимо видеть вдумчивого и внимательного читателя, который включается в бурный поток многообразия жизни.

В то же время появляется детская поэзия обэриутов. Эти поэты вносят значительный вклад в развитие детской поэзии: мир в их произведениях как бы переворачивается вверх тормашками, изображая что-либо в фантастическом, комическом, а подчас пародийном виде. Хорошо понимая, что детское восприятие мира не знает условностей мира взрослых, они намеренно нарушают нормы (алогизм). В детской поэзии обэриутов можно отметить следующие черты:

- интерес к числам, к числовым действиям (стихотворения как целые математические примеры);

- появление в качестве топоса циркового пространства, мотивов игры, фокуса, волшебства;

Подводя итоги параграфа, мы можем сформулировать общие специфические черты детской поэзии.

─ тесная связь с фольклором, народно-песенными канонами (истоки лирики для детей следует искать в глубокой древности, в период формирования первых мифов и мифологем);

─ в поэзии для детей познание мира происходит через чувственное, сердечное восприятие действительности;

─ приоритет глаголов, глагольных форм, ритм, близкий к народному стихосложению (хорей), простота речи;

─ выразительность движения, скрепляющая яркие детали в цельный, явственно видимый образ, стремительность развития действия;

─ игровой характер детской поэзии, выражающийся в языковой игре, словотворчестве;

─ оптимистическая, жизнеутверждающая тональность детской лирики;

─ проявление чудесного, волшебного, фантастического, слияние реального и вымышленного.

С течением времени специфика детской поэзии усложняется. В современной детской поэзии появляются новые отличительные черты:

─ игровая детская поэзия становится эксцентричной, парадоксальной, утверждается поэтика алогизма, нарушения нормы; абсурдная картина мира не только с восторгом воспринимается ребенком, но и способствует его интеллектуальному развитию;

─ игровое начало проявляется на всех языковых уровнях (на уровне фонетики, синтаксиса, грамматики), используются оксюморон.

─ игра жанрами: поэты наполняют традиционные формы нетрадиционным, неожиданным содержанием, происходит трансформация и эволюция традиционных жанров;

─ игровая поэтика приближает стихотворения к детскому восприятию мира, создавая неповторимую праздничную реальность (игра сюжетом, именем, языковые и визуальные игры);

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Конспект урока по детской литературе на тему

1. Познакомить с датами существования группы и фактами биографии ее членов.

2. Дать представление об особенностях поэзии для детей поэтов-ОБЭРИутов.

3. Учить анализировать, обобщать, развивать связную устную речь, выразительно читать произведения (ПК.3.4).

4. Развивать навыки работы в малой группе: распределять обязанности, работать в едином темпе, действовать сообща, вносить эффективный вклад в получение общего результата (ОК.2, ОК.6).

5. Воспитывать активность, самостоятельность, интерес к поэзии (ОК.1).

1. История создания и разгрома группы ОБЭРИутов.

2. Особенности произведений для детей.

Презентация к уроку.

Раздаточный – Сборники с произведениями поэтов.

Способы деятельности: организация самостоятельной деятельности на занятии (работа с текстами произведений, нахождение ответа на поставленный вопрос, составление плана ответа).

Вид занятия: работа в малых группах. Главное в этом методе – приобретение знаний через творческий поиск.

Формы обучения: практическое занятие исследовательского характера.

Вид контроля: фронтальный.

Ход урока

Прочитайте эпиграф к занятию и запишите его. В конце занятия мы вернемся к нему, так как вы должны будете ответить на вопрос, подходит ли данный эпиграф к нашей теме и обосновать свой ответ.

Перед вами на экране слово ОБЭРИУ. Какие ассоциации оно у вас вызывает? Как вы думаете, что оно обозначает, или как его можно расшифровать? Для подсказки – это название группы.

Следует отметить, что судьба обэриутов была трагической. Многие участники были репрессированы, погибли в заключении: в период с 1938 по 1946 гг. находится в тюрьме, лагерях и ссылках поэт Н. Заболоцкий; 23 августа 1941 г. в Ленинграде арестовали Д. Хармса, который в начале 1942 г. скончался в тюремной больнице; в первые месяцы войны, во время отступления наших войск из Харькова, был арестован и погиб в заключении писатель А. Введенский. А самый молодой и, по воспоминаниям, очень талантливый Ю.Владимиров утонул, и даже год его смерти не установлен точно.

Вполне понятно, что после ареста обэриутов все без исключения их детские книги попали в запретительные списки Главлита и были уничтожены (если не считать несколько экземпляров, сохранившихся в библиотечных училищах – спецхранах крупнейших библиотек).

На экране вы видите интересные факты биографии и фотографии поэтов.

Отдавая дань памяти этим людям, можно увидеть, что и после смерти им не было воздано по заслугам. Нет ни одного памятника не одному из поэтов: только барельеф Хармсу в нашем городе, а ведь он наш земляк, и памятная доска Заболоцкому на доме в г. Кирове.

Однако следует отметить, что в последние десятилетия интерес к литературному наследию обэриутов постоянно возрастает: проводятся всевозможные диспуты, переиздаются книги, снимаются мультфильмы по мотивам их произведений.

Жанры поэзии, в которых создавались произведения, - это считалки, загадки, перевертыши, небылицы, игровые припевки.

Как вы думает, что объединяет эти жанры?

Помимо многообразия жанров, можно отметить и художественные приемы, использованные поэтами. Давайте вспомним, что они означают. Если не можете вспомнить, то перепишите со слайда.

Ну, а теперь, непосредственно ваша самостоятельная работа. Вы разбились на 4 подгруппы, каждая из которых будет представлять одного поэта. Работать будем следующим образом: чтение вслух произведений по кругу, по одному, обсуждение его достоинств с выделением жанра, художественных приемов, слов или словосочетаний, в которых проявляется абсурд. В конце занятия сделаем общий вывод о характерных особенностях поэзии обэриутов для детей.

Предложенные для анализа и обсуждения произведения вы найдете на слайде.

Как вам понравились стихи поэтов? Вижу, что понравились, у вас очень веселое настроение.

Давайте подведем итоги нашего занятия. Так что же общее можно выделить в поэзии для детей у данных поэтов? (Ответы студентов). Итак, обобщая ваши ответы, можно выделить следующие особенности:

1) В произведениях представлены все жанры народной детской поэзии.

2) Большую роль играли приемы детского стихотворчества.

4) Еще одна идея – праздник, яркое зрелище (как в старину – балаган), поэтому отсюда берет начало отмена привычного порядка.

5) Любимый мотив – путаница, всегда ожидается какой-либо подвох или розыгрыш.

Искусство обэриутов не ставило перед собой воспитательно-назидательной или познавательной цели. Наоборот, освобождение от диктата цели, пользы – вот их девиз!

А теперь, как и планировали, вернемся снова к эпиграфу. Как по-вашему, почему я выбрала именно его, и подходит ли он к нашему занятию? Ваши рассуждения, пожалуйста.

Домашнее задание : из предложенного выше перечня произведений отберите те, которые включены в круг чтения дошкольников (ориентируемся на образовательную программу, по которой работает Ваша ДОО). Обоснуйте выбор произведений и конкретную возрастную группу с точки зрения особенностей восприятия литературных произведений дошкольниками.

1) Википедия – общедоступная многоязычная универсальная энциклопедия

2) http://feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ)

Выработкой подобных концепций были заняты едва ли не все группы писателей и художников первой трети века, начиная с символистов, собирающихся на "Башне" у Вячеслава Иванова. Отличие обэриутов состояло в том, что они отказались от поисков в сферах мистико-религиозных, этико-философских или идеолого- эстетических мыслей. Их молодые умы обратились к математике, геометрии, физике, логике, астрономии и естественным дисциплинам. Отвергли они поначалу и аристотелевскую теорию отражения, активно претворяя свои взгляды в реальной жизни. Так, Хармс придумал совершенный, по его мнению, подарок- "деревянную палочку, на одном конце которой находится шарик, а на другом кубик". Такой предмет можно держать в руках, а если его положить, "то все равно куда". Подарок, идея которого навеяна геометрическими игрушками для годовалых младенцев, не имеет ничего общего с отражением реальности и вместе с тем несет радость, является результатом творческого озарения.

Арестованный Хармс на допросе 13 января 1932 года так пояснял следователю замысел стихотворения "МИЛЛИОН": "В "МИЛЛИОНЕ" тема пионерского движения подменена мною простой маршировкой, которая передана мною и в ритме самого стиха, с другой стороны, внимание детского читателя переключается на комбинации цифр.

Н. Заболоцкий - единственный среди обэриутов имел педагогическое образование. Стихи поэта, написанные для детских изданий, показывают его понимание детской психологии, знакомого с педагогикой, но они слишком привязаны ко времени потому звучали в полную силу только для детей той эпохи. Поколение детей и подростков 60-80-х годов Заболоцкий больше был знаком по "взрослым" стихам(«некрасивая девочка", 1955), по стихотворному переложению "слова о полку Игореве"(1938,1945).

В новом веке руководителям детского чтения следовало бы шире знакомить юное поколение со стихами Заболоцкого. В особенности они пригодились бы подросткам, задумывающимся об основах мироздания. Помимо высокого нравственного смысла в них есть выражение величия Космоса, Природы и человека, что чрезвычайно актуально в нашу эпоху.

К созданию своего стиля обэриуты шли от "реального" понимания таких феноменов, как движение , мышление, память, воображение, речь, зрение и слух. В каждом явлении они обнаруживали некий сдвиг, неточность, ускользание от "правильности", т.е. реальность окутывалась обэриутам как царство абсурда. Юрий Владимиров продемонстрировал чудеса стихотворства в небольшом стихотворении "барабан", употребив сорок пять однокоренных слов. текст буквально громыхает барабанным громом.

Чуковский, Маршак, Барто, Михалков стали мастерами детской поэзии во многом благодаря учебе у детей, обэриуты же пошли дальше всех, вовсе отвергнув классические жанры лирики, зато признав все жанры народной детской поэзии: считалки, загадки, небылицы, перевертыши, игровые припевки. Чаще других размеров использовался " детский" хорей с его акцентированными ударениями, сжатой пружиной ритма. Слова, синтаксические конструкции повторяются, варьируются, как в игре, восходящей к фольклорному обряду. Часто стихотворения обэриутов напоминают запись балаганного представления, комические диалоги нелепых персонажей. Слова будто случайно попадают в строку, неожиданно рифмуются. при этом привычный, стертый их смысл смывается и обнажаются нерастворимые ядра слов. В этой бессмыслице начинает устанавливаться новая логика, возникают неожиданные ассоциативные связи.

Приход поэтов группы ОБЭРИУ в детскую литературу не был случайным. Помимо житейской необходимости причина лежала в сближении их исканий с алогизмом детской жизни, которая вся - сдвиг и неточность. свои произведения обэриуты печатали в основном в детских журналах. они тесно сотрудничали с "академией" Маршака. Самый значительный след в русской литературе для детей оставил Хармс, несмотря на его неоднократные признания, что детей он не любит -за нахальство. особенное значение для истории русской детской литературы имеет то, что Хармси Введенский являются мировыми основоположниками литературы абсурда. Данное обстоятоятельство доказывает, что детская литература может быть полигоном для самых экспериментов, что она в иных случаях может опережать генеральное движение литературы для взрослых.

несмотря на короткую историю группы, обэриуты успели революционизировать язык современной поэзии, да так, что и на рубеже 19-20 века их влияние наряду с влиянием Вел. Хлебникова невозможно не заметить. В эксцентрике, игре, интеллектуализме, в игнорировании этических и политических тем видим мы прметы "обэриутского стиля" стихотворной детской книги.

Читайте также: