Картина защитники брестской крепости кратко

Обновлено: 05.07.2024

Гарнизон Брестской крепости первым принял на себя удар врага. С 22 июня по 20 июля 1941 г. героические защитники крепости мужественно отражали бешеный натиск превосходящих сил противника.

Полотно было написано в 1951 году. Материал для запечатления одного из самых грандиозных и ожесточенных боев собирался тщательно, по крупице, и потребовал долгого и внимательного изучения. Это было невероятно сложно, так как П. Кривоногов был первым, кто обратился к тематике защитников Брестской крепости.

Подвиг героев не был описан и упомянут ни в литературе, ни в искусстве. Петр Александрович провёл много времени непосредственно на самом поле боя. Среди руин крепости были сделаны сотни зарисовок и этюдов.

На законченном полотне художник изображает момент боя у Тираспольских ворот. В далёком 1941 году, 22 июня, солдаты Брестской крепости продемонстрировали наступавшему захватчику небывалое мужество и легендарный героизм нашего народа. На картине запечатлён самый острый момент боя. После месяца осады от защитников крепости осталась горстка израненных и измученных бойцов.

Запятнанная в крови и грязи одежда, белые повязки, скрывающие ранения и тела падших собратьев по оружию на баррикадах. На первый взгляд типичная военная драма находит новое развитие и перспективу.

П. Кривоногов обогащает момент всеобъемлющими деталями и цветовыми решениями. Остатки гарнизона не безликая масса, а единого, устремленного к победе, военного братства. Решительность, застывшая в лицах защитников, бесстрашно бросающихся навстречу вновь наступающим немецким войскам.


Картина Кривоногова "Защитники Брестской крепости" по праву является одной из самых сильных в творчестве художника. Художник провел много времени на самом поле боя, среди руин крепости были сделаны сотни зарисовок и этюдов. На картине запечатлён острый момент боя, когда оставшиеся в живых, измученные защитники вновь идут в атаку, понимая, что позади Родина. На их лицах только решительность и бесстрашие. Запятнанная в крови и грязи одежда, белые повязки, скрывающие ранения и тела падших собратьев. На стене красное знамя с начертанными словами "Да здравствует коммунизм!"- так ответили защитники крепости на предложение сложить оружие. Кусочек голубого неба, видный сквозь облака, и лучи солнца, скользящие по стенам крепости, несут чувство надежды на лучшее, на торжество мужества и стойкости советских войск.


Обрушился тот бой, на крепость в Бресте,

Стал Буг от крови "красною рекой"…

Все защищать границу стали вместе,

И крепость ту, и каждый был герой.

Петр Александрович Кривоногов – художник-баталист, чьи картины стали классикой батальной живописи и изобразительной летописью Отечественной войны. Полотна входят в коллекцию русского реалистического искусства. П. А. Кривоногов являлся членом художественной студии военных художников, специализировался на военной тематике и агитационно-военной графике. Через год после завершения учебы, в 1940 году он был зачислен в ряды Красноармейской студии, совершив вместе с войсками путь от Волоколамска до Берлина.

войны Петр Александрович активно и с удвоенной силой делает множество набросков и графических работ. Большую их часть составляют портреты солдат, с которыми художник прошел пол-Европы. После, при создании полномасштабных изображений, это помогает ярко, достоверно и единообразно эмоциональным самоощущением воссоздать страшные, решающие судьбу всего мира, сражения.

долгого и внимательного изучения. Это было невероятно сложно, так как П. Кривоногов был первым, кто обратился к тематике защитников Брестской крепости. Подвиг героев не был описан и упомянут ни в литературе, ни в искусстве. Петр Александрович провел много времени непосредственно на самом поле боя. Среди руин крепости были сделаны сотни зарисовок и этюдов.

На законченном полотне художник изображает момент боя у Тираспольских ворот. В далёком 1941 году, 22 июня, солдаты Брестской крепости продемонстрировали наступавшему захватчику небывалое мужество и легендарный героизм нашего народа. На картине запечатлён самый острый момент боя. После месяца осады от защитников крепости осталась горстка израненных и измученных бойцов.

Запятнанная в крови и грязи одежда, белые повязки, скрывающие ранения и тела падших собратьев по оружию на баррикадах. На первый взгляд типичная военная драма находит новое развитие и перспективу. П. Кривоногов обогащает момент всеобъемлющими деталями и цветовыми решениями. Остатки гарнизона не безликая масса, а единого, устремленного к победе, военного братства. Решительность, застывшая в лицах защитников, бесстрашно бросающихся навстречу вновь наступающим немецким войскам.


Кривоногов демонстрирует мастерство многофигурной композиции, завидную экспрессию стремительной атаки кавалеристов и тонкую живописную гамму красок и тонов.


Свое творчество Петр Александрович Кривоногов посвятил героическим событиям Великой Отечественной войны. В 1950 году художник Кривоногов написал картину "Советская конница в боях под Москвой", а в 1951 году - "Защитники Брестской крепости", посвящая эти картины начальному периоду войны.

. На рассвете 22 июня 1941 года гитлеровские полчища вероломно вторглись на нашу землю. На уничтожение пограничного гарнизона в районе Брестской крепости ими было отведено тридцать минут. Но бойцы, окруженные со всех сторон, дрались не на жизнь, а на смерть. Более двадцати суток над крепостью реяло пробитое пулями красное знамя. Перед художником стояла трудная задача - воссоздать на полотне героический подвиг защитников Брестской крепости.[2]

Измученные, вконец обессиленные люди вновь и вновь идут в атаку, понимая, что за ними Родина. На стене красный стяг с начертанными на нем словами "Да здравствует коммунизм!"- так ответили защитники крепости на предложение сложить оружие и сдаться.

В картине, писал русский советский писатель К. Симонов, "неувядаемая поэзия героического подвига одетых в военную форму простых советских людей, поэзия веры в победу, которая не гаснет перед лицом смерти. ". 2

Ясность и убедительность композиционного решения, строгость и точность рисунка, продуманность колорита - все в картине создает возвышенную симфонию мужества, гимн героизму и стойкости советского человека.[3]

Безусловно, по эмоциональному воздействию на зрителя масштабное батальное полотно художника Кривоногова - выдающаяся работа. Обобщающий образ бойцов идущих в смертельную контратаку удивительным образом и сразу погружает нас в реальность происходящего.

Без этой страницы художественного отображения подвига защитников, общая картина отношения наших современников к теме обороны Брестской крепости была бы неполной.


В 1949 году Кривоноговым была написана еще одна картина на тему обороны Брестской крепости, которая так же не оставила меня равнодушным.

. Комиссар Фомин Е. М. 22 июня 1941 возглавил оборону Брестской крепости в кольцевой казарме на участке у Холмских ворот. Попал в плен. В плену выдан предателем и расстрелян фашистами у Холмских ворот Брестской крепости.. .

Художник изобразил всю полноту отчаяния пленного комиссара, изобразил всю глубину подлого предательства, отобразил гибель одного из героев обороны Брестской крепости в момент расстрела.. . эта картина изображает один из трагических эпизодов Великой Отечественной Войны - и таких
эпизодов были миллионы в той войне.. . Это была воля и борьба советских

людей за свою жизнь, это была жестокая безысходность и отчаяние перед лицом смерти - и никогда ранее в истории не было примеров битвы более беспощадной чем в сороковые годы ХХ века.

В заключение хочу добавить, что Пётр Александрович гениален как художник. Хорошие картины. Монументально! Патриотично. "Защитники Брестской крепости" и "Комиссар крепости" прямо берут за живое.

Эпилог

О защите Брестской крепости, как и о многих других подвигах советских воинов в первые дни войны, страна долгое время ничего не знала, хотя, может, именно такие страницы ее истории способны были вселять веру в народ, оказавшийся на пороге смертельной опасности. В войсках, конечно, говорили о приграничных боях на Буге, но сам факт обороны крепости воспринимался, скорее, как легенда. Удивительно, но о подвиге брестского гарнизона стало известно благодаря как раз тому самому донесению штаба 45-й немецкой дивизии. Как боевая единица она просуществовала недолго - в феврале 1942 эту часть разгромили в районе Орла. В руки советских солдат попал и весь архив дивизии. "Боевое донесение о занятии Брест-Литовска" было переведено на русский язык, и выдержки из него опубликованы в 1942 году в газете "Красная звезда". Так, фактически из уст своего врага, советские люди впервые узнали подробности подвига героев Брестской крепости. Легенда стала былью.

Севастополь, Ленинград, Смоленск, Вязьма, Керчь, Сталинград - вехи истории сопротивления советского народа гитлеровскому вторжению. Первым в этом списке идет Брестская крепость. Она определила весь настрой этой войны - бескомпромиссной, упорной и, в конечном итоге, победносной. И главное, наверное, не в наградах, а орденами и медалями были награждены около 200 защитников Брестской крепости, двое стали Героями Советского Союза - майор Гаврилов и лейтенант Андрей Кижеватов (посмертно), а в том, что именно тогда, в первые дни войны, советские воины доказали всему миру, что мужество и долг перед своей страной, народом, могут противостоять любому нашествию. В этой связи иногда кажется, что Брестская крепость - это подтверждение слов Бисмарка и начало конца гитлеровской Германии.[4]

[2] История второй мировой войны 1939-1945 гг. (М.: Воениздат, 1973-82 гг., в 12-ти томах)

Список литературы

3. История второй мировой войны 1939-1945 гг. (М.: Воениздат, 1973-82 гг., в 12-ти томах) Дата обращения: 22.12.2015

Читайте также: