Поэзия 60 х годов кратко

Обновлено: 08.07.2024

Это было уникальное, необыкновенное время, когда продолжают творить поэты, чьи имена связаны с Серебряным веком, — Анна Ахматова и Николай Асеев; возвращается к читателю поэзия Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама; становятся известными Николай Заболоцкий, Леонид Мартынов, Арсений Тарковский; входит в литературу целое поколение поэтов, прошедших Великую Отечественную войну: Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий, Евгений Винокуров, Юлия Друнина, Юрий Левитанский и другие.

В начале шестидесятых власти запретили собрания, но было уже поздно: новое поколение обрело своё место в литературе, заставило прислушаться к своему голосу. После запрета публичных уличных выступлений начал активно развиваться самиздат.

Поэты шестидесятых, в отличие от представителей литературных течений начала века, собирают тысячные залы, стадионы: молодёжь всеми правдами и неправдами старается попасть на поэтический вечер. Люди стремились не в театр или в кино, не на футбол, а на публичное чтение стихов. Пожалуй, нигде в мире и никогда ранее не возникало подобного феномена.




А первый День поэзии —

в том перевальном —

пятьдесят четвёртом,
когда на смену словесам затёртым
слова живые встали из могил,
а новые великие слова
ходить учились,

. Кто временем рождён —

хлестали по лицу,
и магазины книжные ревели:

А что у меня было, кроме глотки?

Но молодость не ставилась в вину,
и я тычком луконинского локтя
был вброшен и в эпоху,
и в страну.

Карандаши ломались о листочки —
студенты,

вчетвером ловя слова,
записывали с голоса по строчке,
и по России шла гулять строфа.

Происходило чудо оживанья
доверия,

Поэзию рождает ожиданье
поэзии —

Надо нам научиться

и нощно, и денно,

будто в самом последнем бою,
отвечать

за конкретное дело,
отвечать
за работу свою!

на любое мгновенье

собственную печать,
за порученное,

доверенное
и обещанное
отвечать!

Молодые поэты не отрицали традиции — они утверждали пафос новаторства, обновления, коренного переустройства мира. Преобразование жизни — вот основная цель поэтического творчества, а сам поэт — не пророк, не учитель, он такой же, как все, может быть, чуть талантливее: только ему дано озвучить то, о чём думает каждый.

Какой безумец празднество затеял
и щедро Днём поэзии нарёк?

По той дороге, где мой след затерян,
стекается на празднество народ.

О славный день, твои гуляки буйны.

И на себя их смелость не беру.

Ты для меня — торжественные будни.

Не пировать мне на твоём пиру.

А в публике — доверье и смущенье.

Как добрая душа её проста.

Великого и малого смешенье
не различает эта доброта.

Пока дурачит слух её невежда,
пока никто не видит в этом зла,
мне остаётся смутная надежда,
что праздники случаются не зря.

Не зря слова поэтов осеняют,
не зря, когда звучат их голоса,
у мальчиков и девочек сияют
восторгом и неведеньем глаза.

Да разве святость — влезть при жизни в святцы?

В себя не верить — всё-таки святей.

Талантлив, кто не трусит ужасаться
мучительной бездарности своей.

Неверие в себя необходимо,
необходимы нам тиски тоски,
чтоб тёмной ночью небо к нам входило
и обдирало звёздами виски,
чтоб вваливались в комнату трамваи,
колёсами проехав по лицу,
чтобы верёвка страшная, живая,
в окно влетев, плясала на лету.

Необходимо бредить неулёжно,
проваливаться, прыгать в пустоту.

Наверно, лишь отчаявшись, возможно
с эпохой говорить начистоту.

Какая низость — самоуваженье.

Создатель поднимает до высот

лишь тех, кого при крошечном движеньи

ознобом неуверенность трясёт.

Уж лучше вскрыть ножом консервным вены,
лечь забулдыгой в сквере на скамью,
чем докатиться до комфорта веры
в особую значительность свою.

На смену социальной активности, потребности постоянного поиска новых тем и форм возвращается стабильность классической традиции русской поэзии, глубокий, задумчивый лиризм.

В минуты музыки печальной
Я представляю жёлтый плёс,

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берёз,

И первый снег под ветром серым
Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей.

Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.

Но всё равно в жилищах зыбких —

Попробуй их останови! —

Перекликаясь, плачут скрипки
О жёлтом плёсе, о любви.

И всё равно под небом низким
Я вижу явственно, до слёз,

И жёлтый плёс, и голос зыбкий,

И шум порывистых берёз.

Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чём.

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чём.

Мои рифмы — обычны,
как на грузчике ноша.

Мои ритмы — типичны,
потому что похожи
на дыхание моря,
где лежат пароходы,
на прикрасы и горе,
на леса и народы.

Мои строки поточны,
мои буквы буквальны;
песни, —
как бы нарочно,
нарочито нормальны.

Потому что стихия —
та же песня простая.

Потому что стихи я не пишу, а рождаю.

Г. Горбовский

ВЛЭ

1. Прочитайте лекционный материал.

2. Ответьте на вопросы письменно в тетради:

Примечание.

Ссылки на интернет-ресурсы:

Это было уникальное, необыкновенное время, когда продолжают творить поэты, чьи имена связаны с Серебряным веком, — Анна Ахматова и Николай Асеев; возвращается к читателю поэзия Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама; становятся известными Николай Заболоцкий, Леонид Мартынов, Арсений Тарковский; входит в литературу целое поколение поэтов, прошедших Великую Отечественную войну: Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий, Евгений Винокуров, Юлия Друнина, Юрий Левитанский и другие.

В начале шестидесятых власти запретили собрания, но было уже поздно: новое поколение обрело своё место в литературе, заставило прислушаться к своему голосу. После запрета публичных уличных выступлений начал активно развиваться самиздат.

Поэты шестидесятых, в отличие от представителей литературных течений начала века, собирают тысячные залы, стадионы: молодёжь всеми правдами и неправдами старается попасть на поэтический вечер. Люди стремились не в театр или в кино, не на футбол, а на публичное чтение стихов. Пожалуй, нигде в мире и никогда ранее не возникало подобного феномена.

А первый День поэзии —

в том перевальном —

пятьдесят четвёртом,
когда на смену словесам затёртым
слова живые встали из могил,
а новые великие слова
ходить учились,

. Кто временем рождён —

хлестали по лицу,
и магазины книжные ревели:

А что у меня было, кроме глотки?

Но молодость не ставилась в вину,
и я тычком луконинского локтя
был вброшен и в эпоху,
и в страну.

Карандаши ломались о листочки —
студенты,

вчетвером ловя слова,
записывали с голоса по строчке,
и по России шла гулять строфа.

Происходило чудо оживанья
доверия,

Поэзию рождает ожиданье
поэзии —

Надо нам научиться

и нощно, и денно,

будто в самом последнем бою,
отвечать

за конкретное дело,
отвечать
за работу свою!

на любое мгновенье

собственную печать,
за порученное,

доверенное
и обещанное
отвечать!

Молодые поэты не отрицали традиции — они утверждали пафос новаторства, обновления, коренного переустройства мира. Преобразование жизни — вот основная цель поэтического творчества, а сам поэт — не пророк, не учитель, он такой же, как все, может быть, чуть талантливее: только ему дано озвучить то, о чём думает каждый.

Какой безумец празднество затеял
и щедро Днём поэзии нарёк?

По той дороге, где мой след затерян,
стекается на празднество народ.

О славный день, твои гуляки буйны.

И на себя их смелость не беру.

Ты для меня — торжественные будни.

Не пировать мне на твоём пиру.

А в публике — доверье и смущенье.

Как добрая душа её проста.

Великого и малого смешенье
не различает эта доброта.

Пока дурачит слух её невежда,
пока никто не видит в этом зла,
мне остаётся смутная надежда,
что праздники случаются не зря.

Не зря слова поэтов осеняют,
не зря, когда звучат их голоса,
у мальчиков и девочек сияют
восторгом и неведеньем глаза.

Да разве святость — влезть при жизни в святцы?

В себя не верить — всё-таки святей.

Талантлив, кто не трусит ужасаться
мучительной бездарности своей.

Неверие в себя необходимо,
необходимы нам тиски тоски,
чтоб тёмной ночью небо к нам входило
и обдирало звёздами виски,
чтоб вваливались в комнату трамваи,
колёсами проехав по лицу,
чтобы верёвка страшная, живая,
в окно влетев, плясала на лету.

Необходимо бредить неулёжно,
проваливаться, прыгать в пустоту.

Наверно, лишь отчаявшись, возможно
с эпохой говорить начистоту.

Какая низость — самоуваженье.

Создатель поднимает до высот

лишь тех, кого при крошечном движеньи

ознобом неуверенность трясёт.

Уж лучше вскрыть ножом консервным вены,
лечь забулдыгой в сквере на скамью,
чем докатиться до комфорта веры
в особую значительность свою.

На смену социальной активности, потребности постоянного поиска новых тем и форм возвращается стабильность классической традиции русской поэзии, глубокий, задумчивый лиризм.

В минуты музыки печальной
Я представляю жёлтый плёс,

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берёз,

И первый снег под ветром серым
Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей.

Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.

Но всё равно в жилищах зыбких —

Попробуй их останови! —

Перекликаясь, плачут скрипки
О жёлтом плёсе, о любви.

И всё равно под небом низким
Я вижу явственно, до слёз,

И жёлтый плёс, и голос зыбкий,

И шум порывистых берёз.

Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чём.

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чём.

Мои рифмы — обычны,
как на грузчике ноша.

Мои ритмы — типичны,
потому что похожи
на дыхание моря,
где лежат пароходы,
на прикрасы и горе,
на леса и народы.

Мои строки поточны,
мои буквы буквальны;
песни, —
как бы нарочно,
нарочито нормальны.

Потому что стихия —
та же песня простая.

Потому что стихи я не пишу, а рождаю.

Г. Горбовский

ВЛЭ

1. Прочитайте лекционный материал.

2. Ответьте на вопросы письменно в тетради:

Свои стихи он посвящал своей любимой жене, которая была для него музой всю жизнь, она вдохновляла его на написание новых произведений.

У него стихотворения глубокие по смыслу и содержанию, они запоминаются на всю жизнь. Поэт написал много стихотворений к фильмам.

В магазине их книги разлетались как горячие пирожки, тиражи были огромными, но их не хватало.

В это время появляется новое течение в искусстве – бардовская песня. Первыми бардами были Булат Окуджава и Владимир Высоцкий. Они свои стихотворения исполняли под музыку.

Творчество Высоцкого чтят по сей день, ежегодно 25 января в день его рождения, поклонники проводят концерты, посвященные его памяти, поют его песни и читают стихотворения. На его произведениях выросло не одно поколение поклонников.

Его работы понятны всем, они простые, но в тоже время цепляют душу. Он свои мысли переносил на бумагу.

Вся эта культура нашла отклик в народных массах. Поэзия этого периода стремится к светлому будущему.

Сочинение 2

Как утверждает его дочь Екатерина, все свои произведения он посвящал единственной женщине на земле - своей жене. Она была его музой и вдохновительницей.

Его глубокие, полные смысла и гражданского содержания, стихи запоминаются на всю жизнь. Поэт писал стихи ко многим серьёзным кинофильмам. Сейчас даже трудно себе представить, что их мог написать кто-то другой.

Их книги не залёживались на полках магазинов, они продавались моментально. Их печатали огромными тиражами и всё - равно они были в дефиците.

Шестидесятые годы раскрыли миру ещё одну не ординарную личность - Иосиф Бродский. За его вклад в литературу ему была присуждена сама высокая награда - Нобелевская премия.

Его стихи просты и понятны всем. Он, что думал, то и писал, не взирая на титулы и ранги. Родись Высоцкий лет на двадцать раньше - не сносить ему головы.

Также читают:

Картинка к сочинению Поэзия 60-х годов 20 века

Популярные сегодня темы

Как правило, отчаянием называют такое состояние, которое предполагает понимание полной безвыходности пагубной ситуации и отсутствие перспектив. Надежной называют состояние человека, в котором он видит

О, природа! Что может быть прекраснее, чем она? Природа способна вдохновить человека на создание гениальных произведений, стихов, музыки и вообще она играет важную роль в развитии творческого потенциала человека

Роман Мастер и Маргарита произвёл на меня очень сильное впечатление. Вечная тема добра и зла, раскрыта Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в произведении совершенно неожиданно. Это не стандартное изложение

Нередко литераторы условно делят всю поэзию 60-ых годов на две части. Первая – громкая, зазывающая и словно ораторская лирика Владимира Маяковского. Сюда можно отнести творчество Е. Евтушенко, А. Вознесенского и множество других поэтов. В свою очередь ко второму направлению относят произведения Н. Рубцова, А. Прасолова, А. Жигулина – их называют творцами тютчевско-есенинской поэзии.

Но большее внимание и карьерный рост получили писатели-старожилы, фронтовики, которые заявили о своих талантах ещё до Великой Отечественной войны. Примеров такого творчества является поэзия: О. Берггольц, М. Дуниной, Е. Винокурова.

Во всех произведениях написанных в 60-е года 20 века можно обнаружить задумки и интерес к истории, героизму. Под рукой власти, поэты писали о социализме, о людях и, конечно, о революции. Именно это давало ещё больших толчок для поэтов, чье творчество читается, чтится и читается сейчас.

Поэзия 60-х годов 20 века

Поэзия 60-х годов 20 века

Популярные сочинения

Архип Куинджи написал эту картину в 1880 году, и она сразу же завоевала признание зрителей. Со временем картина изменила цвет, стала тёмной, и уже невозможно различить отдельные детали. На его персональной выставке это была единственная картина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это было уникальное, необыкновенное время, когда продолжают творить поэты, чьи имена связаны с Серебряным веком, — Анна Ахматова и Николай Асеев; возвращается к читателю поэзия Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама; становятся известными Николай Заболоцкий, Леонид Мартынов, Арсений Тарковский; входит в литературу целое поколение поэтов, прошедших Великую Отечественную войну: Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий, Евгений Винокуров, Юлия Друнина, Юрий Левитанский и другие.

В начале шестидесятых власти запретили собрания, но было уже поздно: новое поколение обрело своё место в литературе, заставило прислушаться к своему голосу. После запрета публичных уличных выступлений начал активно развиваться самиздат.

Поэты шестидесятых, в отличие от представителей литературных течений начала века, собирают тысячные залы, стадионы: молодёжь всеми правдами и неправдами старается попасть на поэтический вечер. Люди стремились не в театр или в кино, не на футбол, а на публичное чтение стихов. Пожалуй, нигде в мире и никогда ранее не возникало подобного феномена.

А первый День поэзии —

в том перевальном —

пятьдесят четвёртом,
когда на смену словесам затёртым
слова живые встали из могил,
а новые великие слова
ходить учились,

. Кто временем рождён —

хлестали по лицу,
и магазины книжные ревели:

А что у меня было, кроме глотки?

Но молодость не ставилась в вину,
и я тычком луконинского локтя
был вброшен и в эпоху,
и в страну.

Карандаши ломались о листочки —
студенты,

вчетвером ловя слова,
записывали с голоса по строчке,
и по России шла гулять строфа.

Происходило чудо оживанья
доверия,

Поэзию рождает ожиданье
поэзии —

Надо нам научиться

и нощно, и денно,

будто в самом последнем бою,
отвечать

за конкретное дело,
отвечать
за работу свою!

на любое мгновенье

собственную печать,
за порученное,

Молодые поэты не отрицали традиции — они утверждали пафос новаторства, обновления, коренного переустройства мира. Преобразование жизни — вот основная цель поэтического творчества, а сам поэт — не пророк, не учитель, он такой же, как все, может быть, чуть талантливее: только ему дано озвучить то, о чём думает каждый.

Какой безумец празднество затеял
и щедро Днём поэзии нарёк?

По той дороге, где мой след затерян,
стекается на празднество народ.

О славный день, твои гуляки буйны.

И на себя их смелость не беру.

Ты для меня — торжественные будни.

Не пировать мне на твоём пиру.

А в публике — доверье и смущенье.

Как добрая душа её проста.

Великого и малого смешенье
не различает эта доброта.

Пока дурачит слух её невежда,
пока никто не видит в этом зла,
мне остаётся смутная надежда,
что праздники случаются не зря.

Не зря слова поэтов осеняют,
не зря, когда звучат их голоса,
у мальчиков и девочек сияют
восторгом и неведеньем глаза.

Да разве святость — влезть при жизни в святцы?

В себя не верить — всё-таки святей.

Талантлив, кто не трусит ужасаться
мучительной бездарности своей.

Неверие в себя необходимо,
необходимы нам тиски тоски,
чтоб тёмной ночью небо к нам входило
и обдирало звёздами виски,
чтоб вваливались в комнату трамваи,
колёсами проехав по лицу,
чтобы верёвка страшная, живая,
в окно влетев, плясала на лету.

Необходимо бредить неулёжно,
проваливаться, прыгать в пустоту.

Наверно, лишь отчаявшись, возможно
с эпохой говорить начистоту.

Какая низость — самоуваженье.

Создатель поднимает до высот

лишь тех, кого при крошечном движеньи

ознобом неуверенность трясёт.

Уж лучше вскрыть ножом консервным вены,
лечь забулдыгой в сквере на скамью,
чем докатиться до комфорта веры
в особую значительность свою.

Как-то стыдно сплошной заслезнённости,
сострадательства с видом бойца.

Как-то стыдно одной заземлённости,
если всё-таки есть небеса.

Как-то хочется слова нескушного,
чтоб лилось оно звонко, легко,

И всё к Пушкину тянет, всё к Пушкину,
ну, а он — высоко-высоко.

Всего-то — чтоб была свеча,

Свеча простая, восковая,

И старомодность вековая
Так станет в памяти свежа.

И поспешит твоё перо
К той грамоте витиеватой,
Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях
Всё чище, способом старинным,
И сталактитом стеаринным
Займёшься с нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит,

И ночь прошла, и гаснут свечи

И нежный вкус родимой речи

Так чисто губы холодит.

На смену социальной активности, потребности постоянного поиска новых тем и форм возвращается стабильность классической традиции русской поэзии, глубокий, задумчивый лиризм.

В минуты музыки печальной
Я представляю жёлтый плёс,

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берёз,

И первый снег под ветром серым
Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей.

Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.

Но всё равно в жилищах зыбких —

Попробуй их останови! —

Перекликаясь, плачут скрипки
О жёлтом плёсе, о любви.

И всё равно под небом низким
Я вижу явственно, до слёз,

И жёлтый плёс, и голос зыбкий,

И шум порывистых берёз.

Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чём.

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чём.

Мои рифмы — обычны,
как на грузчике ноша.

Мои ритмы — типичны,
потому что похожи
на дыхание моря,
где лежат пароходы,
на прикрасы и горе,
на леса и народы.

Мои строки поточны,
мои буквы буквальны;
песни, —
как бы нарочно,
нарочито нормальны.

Потому что стихия —
та же песня простая.

Потому что стихи я не пишу, а рождаю.

Г. Горбовский

Повторяем пройденное

Вспомните, что такое модернизм. Что вам известно о литературных направлениях Серебряного века и поэзии 1960-1970-х годов? Творчество каких поэтов и почему вам особенно близко?

Вспомните традицию литературных кафе Серебряного века. В чём, по-вашему, достоинство подобных поэтических собраний? Считаете ли вы, что чтение стихов возможно только в небольшой аудитории, среди избранной публики?

Советуем прочитать

С. Чупринин. Крупным планом (Поэзия наших дней).

Выскажите своё отношение к прочитанному

Читали ли вы какой-нибудь из литературных журналов? Что вы можете о нём сказать?

Существует ли в наши дни самиздат?

Решаем читательские задачи

Каким перед нами предстаёт поэт в стихотворении Ахмадулиной? В чём его отличие от обыкновенного молодого человека своего времени? С помощью каких художественных приёмов это подчёркивается?

В чём простота и сложность образной системы стихотворения Г. Горбовского?

Давайте поспорим

«Молодым поэтам той поры, конечно же, неслыханно повезло.

Повезло со временем — людям, как никогда, пожалуй, хотелось новых „песен”.

Повезло с литературой, в которую они вступили, — поэтам в России привыкли верить.

Повезло с возрастом, — двадцатилетние, они могли отвечать лишь за будущее.

Обсудим вместе

Творческое задание (на выбор)

Читайте также: