Поэтические источники романа герой нашего времени кратко

Обновлено: 07.07.2024

М. Ю. Лермонтов - поэт поколения 30-х годов XIX века. "Очевидно, - писал Белинский, - что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества". Эпоха безвременья, политической реакции после восстания декабристов в 1825 году, разочарования в прежних идеалах породила такого поэта как М.Ю. Лермонтов, поэта, который своей главной темой избрал тему одиночества. И тема эта проходит через все творчество Лермонтова: с необычайной силой звуча в лирике, в поэмах, в бессмертном романе "Герой нашего времени".

Связь "Героя нашего времени" с образами лирических произведений Лермонтова несомненна. Ведь главная мысль романа была изложена поэтом в стихотворении "Дума":

Печально я гляжу на наше поколенье,

Его грядущее иль пусто, иль темно.

Меж тем под бременем познанья иль сомненья

В бездействии состарится оно.

В этих строках уже высказаны мысли, которые найдут отражение и на страницах романа, ведь главный герой его - Григорий Александрович Печорин - и является типичным представителем целого поколения, в судьбе которого отражаются все пороки, недостатки, болезни общества той эпохи. Об этом сам автор напишет в предисловии ко 2-му изданию романа: "Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии".

Какими чертами наделен герой времени 30-х годов: он разочарован в жизни, у него нет положительных идеалов, цели в жизни, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, смеется над человеческими привязанностями, "жизнь его томит, как ровный путь, без цели, как пир на празднике чужом".

Григорий Печорин напоминает своими поступками лирического героя стихотворения "И скучно, и грустно. " Он разочарован в любви. Так, увлечение черкешенкой Белой приводит к преждевременной нелепой ее смерти. Герой романа как бы восклицает: "Любить, но кого же? На время - не стоит труда, а вечно любить невозможно. "

Григорий Печорин относится и к жизни, как к игре, к глупой шутке ("А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка"). Он не дорожит жизнью, не боится смерти, с радостью идет на испытание судьбы, рискуя быть убитым пьяным казаком или погибнуть в пучине моря ("Фаталист", "Тамань").

Размышления Печорина в дневнике, который является беспощадным самоанализом и саморазоблачением, показывают степень одиночества героя. Это подтверждают и образы-символы, характерные для лирики поэта - Печорин в туманную ночь в "Тамани" видит вдалеке белеющий парус ("Парус"); вспоминает о высоком звездном небе, о связи людей, всего мироздания с Богом ("Выхожу один я на дорогу", "Когда волнуется желтеющая нива"). Только вечная величественная природа успокаивает героя романа, примиряет его с окружающей действительностью. Именно с этого момента Григории Печорин мог бы воскликнуть: "И счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу бога".

Раздел: Литература и русский язык
Количество знаков с пробелами: 2907
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Роман пишется в последние годы жизни. В 40-м году выходит первое издание романа отдельной книгой, в 41м году – второе издание.

Проблема художественного метода – все более явны бытовые мотивы. В 1962 году прошла конференция, посвященная произведению, где выделили 3 пути понимания героя:

1. Герой реалистического произведения.

2. Произведение – вершина русской романтической прозы.

3. В романе сочетаются идеи романтизма и реализма. Спустя годы эту теорию подтвердили.

Романтически герой – всегда герой исключительный. В Печорине есть что-то демоническое, есть и эгоизм, но незаурядный. Ореол недосказанности у романтического героя – за его спиной должна быть какая-то тайна. Неизвестно, как Печорин оказался на Кавказе. У Лермонтова Кавказ – как реальный регион с реальными городами, обществом. Сам автор дважды был сослан на Кавказ, поэтому мы можем догадаться, как оказался там Печорин.

Роман состоит не из глав, а из повестей. Каждая повесть имеет относительно самостоятельный сюжет. Герои каждый новые. Но все таки каждая повесть – часть целого. Хронологический портрет повести нарушен – две повести, которые должны были идти последними, Лермонтов поставил в начало.

Центральная философская проблема, стоящая перед Печориным и занимающая его сознание, – проблема фатализма, предопределения: предначертана ли заранее его жизненная судьба и судьба человека вообще или нет, свободен ли человек изначально или он лишен свободного выбора? От разрешения этой проблемы зависит понимание смысла бытия и предназначения человека. Так как решение проблемы Печорин возлагает на себя, то в отыскании истины он участвует весь, всем существом, всей личностью, умом и чувствами. На первый план выходит личность героя с особыми, индивидуальными душевными реакциями на окружающий мир.

Сюжет и композиция служат выявлению, раскрытию души Печорина. Сначала читатель узнает о последствиях случившихся событий, затем об их причине, причем каждое событие подвергается героем анализу, в котором важнейшее место занимает самоанализ, размышление о себе и мотивах своего поведения. Читатель в продолжение произведения движется от одного происшествия к другому, и каждый раз вскрывается новая грань печоринской души. Такое построение сюжета, такая композиция восходят к сюжету и композиции романтической поэмы.

Роман пишется в последние годы жизни. В 40-м году выходит первое издание романа отдельной книгой, в 41м году – второе издание.

Проблема художественного метода – все более явны бытовые мотивы. В 1962 году прошла конференция, посвященная произведению, где выделили 3 пути понимания героя:

1. Герой реалистического произведения.

2. Произведение – вершина русской романтической прозы.

3. В романе сочетаются идеи романтизма и реализма. Спустя годы эту теорию подтвердили.

Романтически герой – всегда герой исключительный. В Печорине есть что-то демоническое, есть и эгоизм, но незаурядный. Ореол недосказанности у романтического героя – за его спиной должна быть какая-то тайна. Неизвестно, как Печорин оказался на Кавказе. У Лермонтова Кавказ – как реальный регион с реальными городами, обществом. Сам автор дважды был сослан на Кавказ, поэтому мы можем догадаться, как оказался там Печорин.

Роман состоит не из глав, а из повестей. Каждая повесть имеет относительно самостоятельный сюжет. Герои каждый новые. Но все таки каждая повесть – часть целого. Хронологический портрет повести нарушен – две повести, которые должны были идти последними, Лермонтов поставил в начало.

Центральная философская проблема, стоящая перед Печориным и занимающая его сознание, – проблема фатализма, предопределения: предначертана ли заранее его жизненная судьба и судьба человека вообще или нет, свободен ли человек изначально или он лишен свободного выбора? От разрешения этой проблемы зависит понимание смысла бытия и предназначения человека. Так как решение проблемы Печорин возлагает на себя, то в отыскании истины он участвует весь, всем существом, всей личностью, умом и чувствами. На первый план выходит личность героя с особыми, индивидуальными душевными реакциями на окружающий мир.




Сюжет и композиция служат выявлению, раскрытию души Печорина. Сначала читатель узнает о последствиях случившихся событий, затем об их причине, причем каждое событие подвергается героем анализу, в котором важнейшее место занимает самоанализ, размышление о себе и мотивах своего поведения. Читатель в продолжение произведения движется от одного происшествия к другому, и каждый раз вскрывается новая грань печоринской души. Такое построение сюжета, такая композиция восходят к сюжету и композиции романтической поэмы.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

В романе сочетаются идеи романтизма и реализма. Спустя годы эту теорию подтвердили.

Романтически герой – всегда герой исключительный. В Печорине есть что-то демоническое, есть и эгоизм, но незаурядный. Ореол недосказанности у романтического героя – за его спиной должна быть какая-то тайна. Неизвестно, как Печорин оказался на Кавказе. У Лермонтова Кавказ – как реальный регион с реальными городами, обществом. Сам автор дважды был сослан на Кавказ, поэтому мы можем догадаться, как оказался там Печорин.


Роман "Герой нашего времени" создавался в период с 1838 по 1840 гг. Он стал продолжением написанного, но не завершённого Лермонтовым в 1837 году романа "Княгиня Лиговская", где впервые появляется главный герой, Григорий Александрович Печорин. Это москвич, недавно поселившийся в Петербурге. Действие романа начинается в декабре 1833 года с того, что его повозка сбивает на Вознесенском проспекте чиновника Красинского, что вызывает полное равнодушие Печорина. Интригу романа составляют любовные отношения героя с Верой Дмитриевной Лиговской и Елизаветой Николаевной Негуровой. Случайные совпадения, неожиданные встречи создают напряжённость незавершённому сюжету. В написании романа участвовал друг Лермонтова - Святослав Раевский (в черновиках романа замечен его почерк), детально знавший особенности работы департаментов и служивший в этом смысле консультантом Лермонтова. В 1837 году Лермонтов и Раевский были сосланы, и работа над романом прервалась. Возвращаться к "Княгине Лиговской" Лермонтов не стал, а "переселил" Печорина в свой новый роман, замысел которого возник во время службы на Кавказе.

Наряду с "Княгиней Лиговской" источниками "Героя нашего времени" стали

  • в русской литературе - "кавказские" произведения А.А. Бестужева-Марлинского (" Аммалат-бек", "Мулла-Нур", "Письма из Дагестана") и поэма А.С. Пушкина "Кавказский пленник",
  • в зарубежной литературе - роман Альфреда де Мюссе "Исповедь сына века" (в данном случае очевидно даже идейное сходство названий).

Споры о жанре

"Герой нашего времени" - первый психологический роман в русской литературе и, безусловно, самое глубокое произведение Лермонтова. Жанр произведения вызвал дискуссию среди критиков 19 и 20 веков:

А) Версия В.Г. Белинского : это социально-психологический роман, образец психологической прозы; образ и поведение героя мотивированы социальными причинами.

Б) Версия А.И. Герцена : это "роман мысли", философский роман, образец интеллектуальной прозы: в центре романа - исповедь героя, попытка его сампознания, попытка ответить на важнейшие вопросы смысла бытия и существования предопределённости судьбы.

В) Версия Б.М. Эйхенбаума : это не роман, а цикл повестей: каждая глава - сюжетно завершённое произведение с самостоятельной жанровой природой; повести объединены лишь образом главного героя.

Г) Версия Б.Т. Удодова : "Герой нашего времени" содержит признаки полифонического романа * .

Главный герой романа Печорин показан с нескольких равноправных точек зрения:

  • с точки зрения повествователя,
  • с точки зрения Максима Максимыча,
  • с позиции самоанализа героя,
  • а также с позиции Веры: в своём прощальном письме (глава "Княжна Мери") она даёт исчерпывающую характеристику Печорину.

К тому же у Печорина есть герои-двойники, пародийно отражающие некоторые стороны его характера - это Грушницкий, доктор Вернер, Вулич. Именно благодаря перечисленным характеристикам образ главного героя обретает беспрецедентную для русской литературы объёмность.

Композиция романа и нарушение хронологии

Хронология рассказывания Хронология событий
"Бэла" "Тамань"
"Максим Максимыч" "Княжна Мери"
"Предисловие к журналу Печорина" "Фаталист"
"Тамань" "Бэла"
"Княжна Мери" "Максим Максимыч"
"Фаталист" "Предисловие к журналу Печорина"

Роман построен таким образом, чтобы читатель постепенно постигал характер Печорина. Главы в романе расположены не в хронологическом порядке, а в "порядке рассказывания".

Задача Лермонтова - не проследить жизненный путь героя, а нарисовать его психологический портрет. Поэтому Печорин показан в пяти экстремальных ситуациях, в которых его человеческие качества раскрываются с максимальной силой. В романе есть хронология событий (в их логической последовательности) и хронология рассказывания (см. таблицу). Каждая последующая глава романа сложнее предыдущей: если первая глава "Бэла" носит авантюрный характер, то в последней главе "Фаталист" ставятся и решаются "последние вопросы человеческого бытия", и образ Печорина дан уже в контексте не любовного приключения, а сложнейших философских проблем.

Повествование определяется не внешними событиями, а логикой углубления в характер героя. Каждая из глав рассказывает о каком-либо напряжённом, критическом моменте жизни героя, когда он преодолевает смертельные опасности и раскрывает каждый раз новые качества своей личности.

Нарушение хронологии позволяет ослабить сюжетную интригу и внимательнее относиться к внутреннему состоянию героя. Уже в середине романа мы узнаём, что Печорин умер, возвращаясь из Персии. Поэтому события, связанные с попыткой убить Печорина в главе "Тамань", с дуэлью в главе "Княжна Мери" или захватом пьяного казака-убийцы, предсказуемо не могут завершиться смертью Печорина: читатель уже знает, как именно и когда умрёт герой романа, поэтому более важное значение приобретают мотивы его поступков и их самоанализ.

В романе ложный открытый финал: роман обрывается как бы на середине, оставляя героя и читателя перед вопросом о том, предопределена судьба человека или он сам распоряжается своей жизнью.

Печорин и "лишние люди"

"Герой нашего времени. это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения", - пишет Лермонтов. Печорин, с одной стороны, продолжает тему "лишнего человека", начатую Пушкиным в романе "Евгений Онегин"; с другой стороны, Печорин - герой-индивидуалист с обострённым самосознанием, с огромной склонностью к самоанализу, к рефлексии (этого не было у Онегина). В основе его личности - эгоизм и сомнение, и из них вытекают этические принципы героя. Например, Печорин не верит в дружбу, считая, что "в дружбе всегда один раб другого"; не верит в счастье, полагая, что это не что иное как "насыщенная гордость"; считает себя творцом собственной судьбы и потому единственным судьёй своих поступков.

Если пушкинский Онегин скучал и хандрил, то Печорин стремится действовать, не заботясь о последствиях своих поступков, об их влиянии на судьбы других людей. Будучи всегда готовым подвергать свою жизнь смертельному риску, он не жалеет и других, будь то возлюбленная Бэла или приятель Грушницкий. Будучи переменчивым в чувствах, не задумывается над тем, что он значит для других: для Мери, Веры, Максима Максимыча.

Вслед за Печориным галерею "лишних людей" продолжили Бельтов (роман А.И. Герцена "Кто виноват?"), Рудин (роман И.С. Тургенева "Рудин"), Лаврецкий (роман И.С. Тургенева "Дворянское гнездо"), Обломов (роман И.А. Гончарова "Обломов").

* ЧТО ТАКОЕ ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН?

Термин "полифонический роман" ввёл в 1920-е гг. великий русский литературовед Михаил Михайлович Бахтин. В основе полифонического романа лежит диалог идей и сознаний. Диалог - основная форма античных философских произведений, и поэтому диалог является фундаментом полифонического романа.

Слово "полифонический" означает "многоголосый". Полифонический роман, во-первых , сочетает в себе черты различных жанров. Во-вторых , в полифоническом романе автор не возвышается над героями: точка зрения автора либо скрыта, либо звучит как одна из равноправных. В-третьих , полифонический роман отличает диалогичность. Каждая идея, выдвигаемая героями, проверяется в диалоге, в сопоставлении с другими идеями. Именно так писатель приближает читателя к познанию истины. В-четвёртых , каких-либо окончательных выводов в полифоническом романе нет, его финал принципиально открыт. В-пятых , Бахтин выделяет ещё такую черту полифонического романа, как карнавальность. Карнавал - это жизнь наоборот. Герои романов (подобно карнавальным королям, которых сначала коронуют, а затем избивают) примеривают на себя несвойственные им роли, а в финале терпят крах.

© Осмоловский Максим Владимирович, Осмоловская Ирина Юрьевна
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов разрешено только при обязательном указании автора и прямой гиперссылки с разрешения администрации сайта.

Авторы не высылают ответы на размещённые на сайте вопросы .

Читайте также: