Поэма это кратко в музыке

Обновлено: 04.07.2024

(франц. poиme, греч. poinma, от poieo - делаю, творю).
1) Инстр. пьеса лирико-драм. или лирико-повествоват. характера, отличающаяся свободой построения и эмоциональной насыщенностью. Обычно пишется для фп. или для к.-л. струнного смычкового инструмента с сопровождением фп. (П. для скрипки и фп. Фибиха), порой и с сопровождением оркестра (П. для скрипки и оркестра Шоссона). Прообразом для П. послужил созданный Ф. Листом жанр симфонической поэмы - крупного одночастного программного орк. произведения. Наряду с обозначением "П." пьесы этого жанра часто носят программные заглавия или определения (фп. пьесы А. Н. Скрябина - П. "К пламени", "Сатаническая поэма" и др.).
2) Обозначение крупного одночастного орк. программного произв., использовавшееся нек-рыми композиторами взамен определения "симфоническая поэма" (напр., муз. поэмы - Tondichtungen - Р. Штрауса).
3) В 20 в. П. стали называть и нек-рые вок. или вок.-инстр. сочинения ("10 поэм для хора" Шостаковича "Поэма памяти Сергея Есенина" Свиридова).

Смотреть что такое ПОЭМА в других словарях:

ПОЭМА

ПОЭМА

(греч. póiema) крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. называют также древнюю и средневековую эпопею (С. смотреть

ПОЭМА

ПОЭМА, -ы, ж. 1. Большое стихотворное произведение на историческую,героическую или возвышенную лирическую тему. Эпические поэмы Гомера, и.Пушкина "Цы-ганы". 2. перен. О чем-н. возвышенном, прекрасном. П. любви. П.весны. II прил. поэмный, -ая, -ое (к 1 знач.). смотреть

ПОЭМА

поэма ж. 1) а) Повествовательное художественное произведение в стихах. б) Название крупных произведений в стихах или прозе, отличающихся глубиной содержания и широким охватом событий. 2) Музыкальное произведение для оркестра (или оркестра и хора) или отдельного инструмента, имеющее поэтически-образное содержание. 3) перен. Что-л., что поражает своею красотой, величием, достоинствами.

ПОЭМА

поэма ж.poem лирическая поэма — lyric (poem) эпическая поэма — epic (poem)

ПОЭМА

поэма См. книга. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. поэма дастан, книга, фу, рамаяна Словарь русских синонимов. поэма сущ., кол-во синонимов: 9 • волюспа (1) • дастан (1) • илиада (1) • книга (160) • поэмка (1) • рамаяна (2) • фу (8) • шахнаме (1) • эпопея (12) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: волюспа, дастан, книга, рамаяна, фу, шахнаме, эпопея. смотреть

ПОЭМА

ПОЭМА (греч. poiema), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. наз. также древнюю и ср.-век. эпопею (см. такж. смотреть

ПОЭМА

Поэма — см. Поэтика.

ПОЭМА

ПОЭМА

Ряд характерных особенностей отличает каждую из указанных разновидностей П., каждый из названных этапов ее истории.

Стихотворная форма, реалистическая по своей фактуре, подчеркивает значительность темы. Реализм этот особенно остро ощущается в сравнении с П. недавнего прошлого - романтической и буржуазно-героической. Поэма Некрасова - критическая П. Критическая установка поэта придала П. сатирический характер. Несмотря на все свое своеобразие, эта поэма гораздо ближе к классической, чем другие разновидности П., в большей или меньшей степени свидетельствовавшие о деградации жанра.

Библиография:

ПОЭМА

ПОЭМА

ПО́́ЭМА, один из центральных жанров поэзии Л., важный для понимания рус. романтизма в целом. За период 1828—41 Л. создал ок. 30 П. Сам же он опубл. три. смотреть

франц. poème, греч. poinma, от poieo — делаю, творю

\1) Инстр. пьеса лирико-драм. или лирико-повествоват. характера, отличающаяся свободой построения и эмоциональной насыщенностью. Обычно пишется для фп. или для к.-л. струнного смычкового инструмента с сопровождением фп. (П. для скрипки и фп. Фибиха), порой и с сопровождением оркестра (П. для скрипки и оркестра Шоссона). Прообразом для П. послужил созданный Ф. Листом жанр симфонической поэмы - крупного одночастного программного орк. произведения. Наряду с обозначением "П." пьесы этого жанра часто носят программные заглавия или определения (фп. пьесы А. Н. Скрябина - П. "К пламени", "Сатаническая поэма" и др.).

\2) Обозначение крупного одночастного орк. программного произв., использовавшееся нек-рыми композиторами взамен определения "симфоническая поэма" (напр., муз. поэмы - Tondichtungen - Р. Штрауса).

\3) В 20 в. П. стали называть и нек-рые вок. или вок.-инстр. сочинения ("10 поэм для хора" Шостаковича "Поэма памяти Сергея Есенина" Свиридова).

Поэма (фр. Poéme ) — инструментальная пьеса лирико-драматического характера. Отличается свободой построения и эмоциональной насыщенностью. В большинстве случаев пишется для фортепиано, иногда для смычковых инструментов с сопровождением фортепиано или оркестра. Примерами таких поэм являются поэма для скрипки и фортепиано Зденека Фибиха и поэма для скрипки и оркестра Эрнеста Шоссона.

Александр Николаевич Скрябин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэма ( фр. Poéme) — инструментальная пьеса лирико-драматического характера. Отличается свободой построения и эмоциональной насыщенностью. В большинстве случаев пишется для фортепиано , иногда для смычковых инструментов с сопровождением фортепиано или оркестра .

Музыкальная поэма

Музыкальная

Поэма ( фр. Poéme ) — инструментальная пьеса лирико-драматического характера. Отличается свободой построения и эмоциональной насыщенностью. В большинстве случаев пишется для фортепиано , иногда для смычковых инструментов с сопровождением фортепиано или оркестра .

Симфонические поэмы Листа — одна из ярчайших страниц европейской романтической музыки.

Симфоническая поэма №3 - "Прелюды". Ее название и программа заимствованы композитором из одноименного стихотворения французского поэта Ламартина. Однако Лист значительно отошел от основной идеи стихотворения, посвященного раздумьям о бренности человеческого существования. Он создал музыку, полную героического, жизнеутверждающего пафоса. Картины жизни воплощены Листом в череде ярких, красочных эпизодов, наполненных жанровыми и изобразительными деталями (марш, пастораль, буря, битва, трубные сигналы, пастушьи наигрыши). Они сопоставляются по принципу контраста и в то же время тесно связаны друг с другом: на протяжении всей поэмы Лист мастерски трансформирует ведущую тему, применяя свойственный ему принцип монотематизма

Поражает красотой звучания ранняя симфоническая поэма №1 "Что слышно на горе" , первоначально названная "Горной симфонией". Лист здесь вдохновлялся одноимённым стихотворение Виктора Гюго. В основе программы поэмы - романтическая идея противопоставления величественной природы человеческим скорбям и страданиям. Что слышится в горах на побережье Бретани? Шум ветра с морозных высот, грохот океанских волн разбивающихся о скалы, пастушеские мелодии с зелёных лугов у подножия скал. и крик страждущего человечества. И всё это вы можете услышать в музыке.

Симфоническая поэма №6

Симфоническая поэма №6 "Мазепа", посвящена исторической личности в судьбе, которого ярко выявилась излюбленная романтиками антитеза страдания и триумфа. В качестве программы в партитуре полностью опубликовано стихотворение Гюго. Листа вдохновила прежде всего основная, первая часть стихотворения, полная красочных картин, жутких подробностей, ощущения ужаса смерти — в сопоставлении с торжеством несломленного героя, приветствуемого целым народом: "Он несется, он летит, он падает, И подымается царем!"

Программная концепция симфонической поэмы № 7 "Праздничные звучания" не связана с историческими событиями или литературными сюжетами. Известно, что композитор воспел здесь свой союз (т е свадьбу) с княгиней Каролиной Витгенштейн и не смог обойтись без портретных характеристик самого себя и своей подруги.

Симфоническая поэма №8

Симфоническую поэму № 9

Симфоническая поэма № 10

Симфоническая поэма № 10 "Гамлет" -наиболее поздняя по времени сочинения поэма веймарского периода, помещенная, однако, при издании под номером десятым. Как и многие другие симфонические поэмы Листа, она возникла на основе увертюры, предназначенной для постановки шекспировской трагедии. В музыке запечатлены все герои трагедии Шекспира-и Гамлет,и Офелия и др.

Программный прообраз батальной симфонической поэмы № 11 -

Программный прообраз батальной симфонической поэмы № 11 - "Битва гуннов "достаточно необычен. Написанная в 1834—1835 годах модным историческим живописцем Вильгельмом фон Каульбахом одноимённая фреска украшала парадную лестницу нового Берлинского музея. На картине изображена кровавая битва, кипевшая весь день и оставившая на земле лишь нескольких раненых. Она продолжается на небесах, где в центре одной группы — могучий гунн в шлеме с поднятым мечом, а другую группу осеняет крестом летящий ангел. Листа увлек глубоко гуманистический смысл творения художника: торжество христианской любви и милосердия над языческой дикостью и кровожадностью.

Симфоническая поэма №12

Симфоническая поэма №12 "Идеалы"

вдохновлена одноимённым стихотворением Шиллера: "Идеал - нет ничего более желанного, и нет ничего более недостижимого. Лишь тот найдёт к нему путь, кто создает медленно и никогда не разрушает"

Музыка последней листовской поэмы печальна и светла..

Традиция Листа была продолжена западноевропейскими композиторами. Так, симфонические поэмы классиков чешской музыки Б. Сметаны и А. Дворжака стали первыми образцами чешского национального симфонизма. Программность этих поэм иная, чем у Листа: в них широко воплотились сюжеты народных сказаний и баллад, героические эпизоды прошлого, величественные образы родной природы. Особенностям содержания поэм отвечает и своеобразие их музыкального языка: эпичность, обилие народно-песенных мелодий и изобразительных эффектов.

Традиция Листа была продолжена западноевропейскими композиторами. Так, симфонические поэмы классиков чешской музыки Б. Сметаны и А. Дворжака стали первыми образцами чешского национального симфонизма. Программность этих поэм иная, чем у Листа: в них широко воплотились сюжеты народных сказаний и баллад, героические эпизоды прошлого, величественные образы родной природы. Особенностям содержания поэм отвечает и своеобразие их музыкального языка: эпичность, обилие народно-песенных мелодий и изобразительных эффектов.

Бедржих Сме́тана

при крещении получил имя Фри́дрих

( 2 марта 1824 , Литомишль12мая 1884 , Прага ) — чешский композитор , пианист и дирижёр , основоположник чешской национальной композиторской школы.

Подробная информация о поэмах:

Большой любовью пользовалась симфоническая поэма у русских композиторов.

К ней обращаются в своем творчестве

Симфонические поэмы:

Симфоническая поэма:

Симфоническая поэма:

Алекса́ндр Никола́евич Скря́бин

Александр Константинович

Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков

Милий Алексеевич

Поэмой также принято называть крупные одночастные оркестровые программные произведения. Поэма в этом определении использовалась некоторыми композиторами взамен симфонической поэмы. Примером такого произведения являются поэмы ( нем. Tondichtungen ) Рихарда Штрауса .

Читайте также: