Подводные лодки в первой мировой войне кратко

Обновлено: 04.07.2024

Первая мировая война стала первым глобальным конфликтом, когда свою реальную силу показали подводные лодки, потопившие за её годы в 30 раз больше транспортов и торговых судов, чем надводные корабли.

Новое оружие

В канун Первой мировой войны мнения о возможной роли использовании подводных лодок были весьма противоречивы, а созданию подводного флота уделялось далеко не первое место. Так, в Германии накануне войны было построено всего 28 субмарин при наличии 41 линейного корабля.

Адмирал Тирпиц указывал, что Германия, благодаря конфигурации побережья и расположению портов не нуждается в подводных лодках. Предполагалось, что подводные лодки будут использоваться, прежде всего, для несения дозорной службы и разведки.

Только в Германии за годы Первой мировой войны были построены 344 подводные лодки, а Российский флот увеличился с 28 до 52 субмарин. При этом подводные лодки времен Первой мировой первоначально имели весьма скромные характеристики: скорость редко превышала 10 узлов, а дальность подводного плавания — 100-125 миль. Правда, к концу войны в Германии стали строить подводные крейсера водоизмещением до 2000 тонн и автономностью до 130 суток.

Самой результативной подводной лодкой в военной истории по числу уничтоженных целей стала в годы Первой мировой войны германская субмарина U-35, действовавшая в Средиземном море. В отличие от Северного моря, на Средиземноморье германские подводные лодки могли действовать почти безнаказанно, уничтожая за один поход несколько десятков транспортных и торговых судов Антанты. Только U-35, совершив 19 походов, потопила 226 и повредила 10 судов. Причем подавляющее число жертв этой германской подлодки были уничтожены по призовому праву артиллерией или подрывными патронами.

В составе Российского флота

За годы Первой мировой войны подводные лодки Балтийского и Черноморского флотов потопили или захватили около 200 германских и турецких судов, а собственные потери составили 12 субмарин.

Основной задачей русских подлодок в Черном море было нарушение коммуникаций противника и препятствование подвозу стратегических грузов в Стамбул. Для уничтожения неохраняемых судов лодки использовали артиллерию и подрывные патроны, а для атак вооруженных или конвоируемых судов - торпедное оружие.

После Первой мировой судьба лодки, как и многих кораблей русского флота сложилась непросто. В 1920-м, во время Крымской эвакуации Белой армии, лодка была уведена в Тунис. В 1924 году было достигнуто соглашение о возвращении лодки СССР, но в силу ряда причин корабль возвращен не был.

Недооцененная угроза

За годы войны 1914-1918 годов подводные лодки добились значительного успеха, прежде всего, в борьбе с транспортами и торговым судоходством. Если надводными кораблями были потоплены 217 транспортов, то подводные лодки потопили за Первую мировую войну более 6 тыс. судов.

На борьбу с германскими подводными лодками были брошены около 5 тыс. кораблей и переоборудованных для специальных целей судов, только в акватории Северного моря выставлено около 140 тыс. мин. Как ни странно, значительная сила, которую показали подводные лодки в борьбе на коммуникациях в годы Первой мировой войны , оказалась недооцененной в бывших странах Антанты.

Был сделан вывод, о том что наличие конвоев делает операции подводных лодок малоэффективными и подводная угроза уж не столь велика. Поэтому развитию подводных сил и средств борьбы с ними в межвоенный период не уделялось должного внимания, за что и пришлось очень дорого заплатить в годы Второй мировой войны.

Первые проекты подводных лодок были разработаны ещё в XVII в. Это были герметично закрытые бочки, внутри которых находился экипаж и ёмкости, заполняемые водой, – балластные цистерны. Для того чтобы погрузиться под воду, подводная лодка должна была затопить цистерны, а для всплытия выпустить воду из них. Основная проблема была с двигателем и движителем.

Подводная лодка конструкции русского инженера К. А. Шильдера

Первые военные подводные лодки

Многие флотоводцы древности мечтали получить в свое распоряжение оружие, способное нанести внезапный удар из морских глубин. С течением времени эти мечты стали превращаться в реальность.

Впервые подводную лодку, принявшую участие в боевых действиях, удалось создать американскому изобретателю Горацию Ханли, служившему в годы Гражданской войны в США (1861—1865 гг.) в армии мятежных южан. Ханли создал подводную лодку из паровозного котла, на обоих концах которого были сварены заостренные оконечности. В движение лодка приводилась винтом, который вращали 8 матросов. Вооружение состояло из шестовой мины, закрепленной на носу.

Подводная лодка Ханли

Солдаты охраняют подводную лодку Ханли, гравюра XIX в.

Возможность использования подводной лодки в боевых действиях на море была доказана на практике, и в ведущих морских державах мира были начаты исследования, направленные на создание подводных лодок и двигателей для них.

Торчащий из воды лодочный перископ

В конце XIX в. появились лодки с электрической силовой установкой для движения под водой и паровым двигателем для надводного плавания. Затем для движения в надводном положении начали применять бензиновую (или гораздо более безопасную дизельную) силовую установку.

Подводные лодки Первой мировой войны

Германская подводная лодка U-9

Субмарина U-9 образца 1910 г. была одной из первых германских подводных лодок. Она имела водоизмещение 611 т, экипаж состоял из 25 человек, на вооружении имелось 4 торпедных аппарата калибра 450 мм.

В 1914 г. была введена в эксплуатацию еще одна германская подводная лодка — U-35. Субмарина водоизмещением 971 т вооружалась четырьмя 500-мм торпедными аппаратами (2 носовыми и 2 кормовыми), запас составлял 6 торпед. За время службы (до 1918 г.) лодка совершила 19 боевых походов, в течение которых потопила вражеские суда (в основном торговые) водоизмещением более 500 000 т.

Немецкая боевая субмарина U-35,1914 г.

Всего за время войны около 600 подводных лодок воевавших государств потопили 55 крупных надводных кораблей (линкоров, крейсеров и вспомогательных крейсеров), 105 эскадренных миноносцев и 33 подводные лодки (11% от числа погибших во время войны). Подводные лодки Германии во время войны потопили 5861 торговое судно общей грузовместимостью 13,2 млн т. Во время боевых действий из 372 немецких подводных лодок погибли 178 (48%).

Как одна лодка может решить исход войны?

U-20

Подводные лодки Второй мировой войны

К началу Второй мировой войны в составе флотов ведущих морских держав имелось следующее количество подводных лодок: Великобритания — 58, Германия — 57, США — 99, Франция — 77, Италия —105, Япония — 56. ВМФ СССР к началу Великой Отечественной войны располагал 212 субмаринами.

Одним из новшеств, примененных на флоте в конце Второй мировой войны, стал изобретенный в Германии шноркель — устройство, позволяющее дизельным двигателям работать на глубине. Благодаря его использованию отпала необходимость всплывать для подзарядки батарей. Однако операторы британских и американских РЛС достаточно быстро научились засекать выступающую из воды головку шноркеля, так что радикального снижения потерь германских подводных лодок не произошло.

Основу советского подводного флота в годы Второй мировой войны составляли лодки типа Щ (подводное водоизмещение — 700 т, вооружение — 6 торпедных аппаратов). Их действия были весьма успешными, ни один другой тип кораблей в советском флоте не получил такого количества почетных званий и наград. Например, лодка Щ-317 под командованием капитан-лейтенанта Н. Мохова, действовавшая в южной части Балтийского моря, потопила 5 транспортов противника общим водоизмещением 46 000 т.

ВМФ СССР, в свою очередь, лишился во Второй мировой войне 102 подводных лодок.

В 1938—1943 гг. на японских судостроительных верфях было построено 20 подводных лодок типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских субмарин японского ВМФ. Водоизмещение составляло 3654 т, вооружение — 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов (боезапас 17 торпед), а также гидроплан. Все субмарины этого типа погибли в боях в 1942—1945 гг.

Советская лодка серии Щ

Самая крупносерийная партия подводных лодок в истории флота была построена для германского Кригсмарине. Субмарины типа VII были выпущены с 1935 по 1945 г. общей серией в 703 лодки. Они имели водоизмещение 871 т и относились к среднему классу. Лодки вооружались 4 носовыми и 1 кормовым торпедными аппаратами калибра 533 мм, боезапас составлял 14 торпед или 26 мин. Одна из лодок этого класса под номером U-995 окончательно была выведена из состава флота в 1965 г. и сейчас служит в качестве музейного корабля.

Во время Второй мировой войны с обеих сторон погибли 1123 подводные лодки (из 1978 принимавших участие, то есть более половины). Треть из них потоплена самолетами, треть — надводными кораблями, и только 6,5% уничтожено подводными лодками.

Подводная лодка U-995

За время войны германские, японские и итальянские подводные лодки потопили 2828 судов США, Англии, Франции, их союзников и нейтральных государств общей грузовместимостью 14,5 млн т (68% общих потерь судов союзников). В ответ субмарины союзников уничтожили транспорты противника общей грузовместимостью около 5,8 млн т. Кроме транспортов подводные лодки всех иностранных государств уничтожили 395 боевых кораблей: 75 подводных лодок, 17 авианосцев, 3 линкора, 32 крейсера, 122 эсминца и 146 других надводных кораблей.

Субмарина 1-19 типа 1-15

Субмарина 1-19 типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских подводных лодок японского Императорского флота

Советская корабельная пушка калибра 45 мм

Послевоенные дизель-электрические подводные лодки

По окончании Второй мировой войны развитие подводных лодок происходило под сильным влиянием достижений германского флота. Германский Кригсмарине успел разработать весьма эффективные подводные аппараты, но, к счастью для союзников, поставить их на вооружение и использовать по назначению уже не удалось.

Советские конструкторы на базе германской подводной лодки серии XXI разработали лодку проекта 613 водоизмещением 1350 т. Ее энергетическая установка состояла из двух дизелей и электродвигателей. Вооружение включало 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата. Под водой лодка развивала скорость хода до 13,1 узла, в надводном положении — до 18,3 узла. Командование ВМФ СССР планировало построить сразу 340 таких лодок. С 1950 по 1957 г. удалось изготовить 215 единиц, что стало рекордной цифрой серийного выпуска подводных лодок в отечественном кораблестроении.

Примерно тогда же в Советском Союзе была разработана более крупная лодка проекта 641. Эта субмарина водоизмещением 1950 т имела на вооружении сразу 10 торпедных аппаратов (6 носовых и 4 кормовых) калибра 533 мм. Боезапас составлял 22 торпеды или 32 мины. Всего было построено 75 таких подводных кораблей.

Советская подлодка проекта 641

Новые германские лодки проекта 212 оснащаются гибридной двигательной установкой. Под водой используются аккумуляторные батареи, а для плавания в надводном положении — традиционный дизель-генератор. Лодка имеет водоизмещение 1830 т. Под водой она может идти со скоростью до 20 узлов, скорость надводного хода — 14,2 узла. Вооружение состоит из 6 торпедных аппаратов.

Подводная лодка проекта 613 советских ВМС

По проекту 877 изготовлено около 50 лодок. Они имеют водоизмещение 3950 т и оснащены энергетической установкой мощностью 3750 л. с. Скорость подводного хода достигает 17 узлов, надводного — 10 узлов. Вооружение состоит из 6 торпедных аппаратов.

Следует отметить, что наряду с традиционным торпедным вооружением многие современные дизель-электрические подводные лодки имеют и ракетное вооружение, причем крылатые и противокорабельные ракеты запускаются из стандартных торпедных аппаратов.

Подводная лодка номер U-31 проекта 212 ВМФ Германии

Таким образом, в течение полувека подводная лодка превратилась из плавсредства, способного лишь на непродолжительное время уходить под воду, в совершенный боевой корабль. Такое судно способно длительное время находиться под водой, перемещаться с высокой скоростью и поражать цели не только в море, но и на суше.

Использование ядерной энергетической установки на подводных лодках по своей значимости можно сравнить с заменой мускульной силы электродвигателем. Ядерный реактор превратил субмарину в полноценный подводный корабль, способный в течение длительного времени решать боевые задачи, находясь в подводном положении.

По имеющимся сведениям, в конце XX в. в составе флотов стран НАТО находилось 217 подводных лодок, из которых 124 — атомные.

image_pdf
image_print

Аннотация. В статье на основе материалов советских, российских и зарубежных исследователей рассматриваются боевая деятельность и развитие тактики подводных лодок государств — участников Первой мировой войны.

Summary. The paper falls back on materials by Soviet, Russian and foreign researchers to examine the combat activity and progress in submarine tactics in WWI participant states.

ГАЛУТВА Игорь Григорьевич — ветеран-подводник, капитан 1 ранга в отставке

(г. Чернигов. E-mall: igorgalutva@email.ua).

Подводные лодки в Первой мировой войне

Первая мировая война охватила не только сухопутные, но и морские театры боевых действий. В войне на море страны Антанты ставили своей целью блокаду Германии, которая, в свою очередь, пыталась нарушить британские коммуникации, осуществить морскую блокаду России. Основные события при этом развёртывались на Балтике, в Северном, Баренцевом и Чёрном морях, Северной Атлантике и Средиземноморье. В составе воевавших сторон имелись свыше 3000 кораблей, в т.ч. новаторских для того времени подводных лодок.

В русском, английском и германском флотах в то время бытовало мнение, что главной задачей подводных лодок во время войны будет участие в обороне своего побережья от набеговых действий крупных надводных кораблей противника, а об активных боевых действиях, в т.ч. о действиях на коммуникациях, вообще никто не думал.

Данная позиция нашла своё отражение в весьма скромных тактико-технических характеристиках построенных до 1918 года подводных лодок (см. таблицу № 1).


После Русско-японской войны отечественный флот оказался не способным вести борьбу с германским флотом в открытом море. Несмотря на объективную необходимость спешно строить новые корабли, царское правительство с решением этого вопроса не торопилось. К тому же длительное время не было ясности в том, какой флот нужен России и какие задачи он должен решать в предстоявшей войне. Лишь в 1911 году был принят закон, определявший конкретный состав Балтийского флота, которым, в частности, предусматривалось иметь к 1924 году 24 подводные лодки.

Разработанная в 1903 году Большая судостроительная программа для Чёрного моря также не выполнялась. Её дважды пересматривали и сокращали. Лишь в 1911 году были отпущены кредиты на постройку в Николаеве 18 кораблей, в т.ч. 6 подводных лодок, но они вступили в строй уже в ходе войны.

К началу Первой мировой войны (28 июля 1914 г.) в составе сил военно-морских флотов противоборствующих государств имелось следующее количество подводных лодок (см. таблицу № 2). Как видно из таблицы, Англия по количеству подводных лодок среди стран Антанты была безусловным лидером, опережая Францию по этому показателю в 2 раза, Россию — в 5 и больше чем в 2 раза — Центральные державы, вместе взятые.


Главная нагрузка предполагалась на подводные лодки Балтийского флота, так как основная морская держава — Германия была противоборствующей России стороной, а необходимость защиты столицы и основных производственных предприятий, расположенных в Балтийском регионе, недопущение поставок из Швеции в Германию железной руды и металла были основными задачами кораблей БФ.

Для защиты столицы ещё перед войной была создана мощная минно-артиллерийская позиция, которая протянулась поперёк Финского залива между полуостровом Поркалла-Удд и островом Нарген. С началом войны в соответствии с принятой концепцией использования подводных лодок предполагалось вывести их в Финский залив и расставить на якорях в шахматном порядке перед позицией. Атаковать должна была та лодка, вблизи которой будут проходить обнаруженные корабли противника.

Тем не менее уже начало войны показало, что подводные лодки могут решать более широкий круг задач, чем предполагалось: активно противостоять крупным надводным кораблям, вести борьбу на коммуникациях, осуществлять разведку, нести дозорную службу.

Первая половина кампании 1915 года характеризовалась весьма активными действиями русских подводных лодок против германского флота, имевшего целью закупорку выходов кораблей ВМФ России в Балтийское море. Подводные лодки БФ захватили несколько судов противника и своим присутствием оказали большое влияние на последующие события, сорвав германские планы в северной части Балтийского моря.

В 1916 году русские подводные лодки успешно выполняли задачи по содействию сухопутным войскам, во многом способствуя срыву попытки немцев высадить десант на Моонзундские острова. Так, от похода к походу, набирались боевого опыта экипажи, создавалась, развивалась и совершенствовалась тактика подводных лодок флота, переходя от пассивного позиционного метода их использования вблизи своей базы с началом войны к активным действиям в удалённых районах моря в последующих боевых действиях 1915—1916 гг. Получила своё развитие и организация тактического взаимодействия между собой и с надводными кораблями.

Лодки применялись преимущественно на позициях в районе Босфора, потом стали расширять радиус действий в сторону Зунгулдака. Постепенно одиночные лодки начали переходить от дежурства на узкой позиции на подходах к проливу к патрулированию большей площади, охватывавшей значительный район от Босфора до о. Кефкен и далее на восток. Таким образом, уже в начале кампании 1915 года наметился переход от позиционного боевого применения подводных лодок к крейсерству в ограниченном районе.

Эти действия отличались не только большой интенсивностью, но и новыми методами борьбы — совместное использование подводных лодок и надводных кораблей в районе Босфора. Лодки на позиции у Зонгулдака находились в подводном положении в дневное время, а на ночь отходили мористее для зарядки аккумуляторной батареи. С наступлением темноты к берегу отправлялись эсминцы, которые оставались там до рассвета. Тем самым коммуникации противника находились под непрерывным контролем кораблей ЧФ.

В 1917 году подлодки продолжали блокировать Босфор и нарушать коммуникации противника вдоль турецкого побережья. До середины мая на позициях и в районах ограниченного крейсерства постоянно находились 1—2 подводные лодки. Поиск и обнаружение судов и кораблей противника осуществлялись в надводном положении. На ночь лодки обычно отходили в море. Когда в районе блокады у Босфора находились две подводные лодки, одна из них действовала восточнее приливной зоны, другая — западнее. Несение блокадного дозора в районе Босфора, т.е. наблюдение за минным заграждением в проливной зоне и попытками противника их скрытного траления, как правило, подводные лодки сочетали с крейсерством у побережья Зунгулдак — о. Кефкен — м. Шиле, а также у Румелийского побережья (к западу от Босфора). В восточной части Анатолийского побережья лодки не использовались.

Наметились пути взаимодействия лодок между собой и с надводными кораблями. Слабость противолодочной обороны противника позволяла наряду с торпедным оружием широко использовать артиллерию. Переходы лодок в районы позиций и крейсерство проходили в целом без неприятельского противодействия. Безопасность выхода и входа подводных лодок в базу достигалась общими мероприятиями по охране рейдов и водных районов баз. Иногда лодки выходили в тёмное время суток, чем достигалась более надёжная скрытность их действий.

За годы Первой мировой войны подводные лодки Балтийского и Черноморского флотов потопили или захватили около 200 судов противника, а собственные потери составили 12 единиц.

В связи с большими трудностями в обеспечении надёжной противолодочной обороны царское правительство осенью 1916 года обратилось к правительству Англии с просьбой организовать охрану морских коммуникаций у Мурманского побережья. В числе прибывших на Север британских кораблей были три подводные лодки. Но они особой боевой активности, в отличие от действий британских лодок на Балтике, не проявляли, отстаиваясь большей частью в Екатерининской гавани.

Между тем наиболее сильным был именно подводный флот Англии, географическое положение которой относительно баз немецкого флота создавало благоприятные условия для морской блокады Германии. План британского Адмиралтейства был направлен на удушение немецкой экономики срывом её морских перевозок и блокаду германских берегов. Германия из-за блокады с моря испытывала острый недостаток в промышленном сырье, продовольствии и в людских ресурсах. Длительная война сулила ей только поражение.

Подводные лодки Англии вели боевые действия в Северном и Средиземном морях и Атлантике. На Балтике они входили в состав флотилии с базированием на Ревель (Таллин) и Гельсингфорс (Хельсинки). Её основными целями были борьба с крупными надводными кораблями и предотвращение поставок железной руды из Швеции в Германию.

Потери англичан в кампании 1916 года на Северном море составили 1 линкор, 10 крейсеров, 18 миноносцев, 2 подводные лодки. Германский флот лишился 1 линкора, 5 крейсеров, 9 миноносцев и 14 подводных лодок.

Ещё 6 августа 1914 года, когда военно-политические события на Средиземном море развивались особенно стремительно, представители Англии и Франции скрепили своими подписями морскую конвенцию, по которой Средиземное море поступало под контроль французских ВМС. Французский флот приступил к блокированию австро-венгерского флота в Адриатическом море, в проливе Отранто был создан специальный патруль из эсминцев и подводных лодок. Основным пунктом базирования союзного англо-французского флота стала Мальта, находившаяся в 300 милях от пролива.

Однако германским подводным лодкам, базировавшимся на военно-морские базы Поле (Пуле) и Каттаро, всё же удавалось прорываться из Адриатики в Средиземное море, проходя в подводном положении под сетями или в интервалах между группами дрифтеров — дрейфующих судов, использовавших для ловли рыбы специальные свободно плавающие так называемые дрифтерные сети высотой около 15 м и длиной 5—10 и более километров.

Основным районом действий немецких подводных лодок против грузовых кораблей являлись западные подходы к британским островам, где сходилось большинство торговых путей. Надо отметить тот факт, что Германия приступила к подводной блокаде Англии ещё в начале войны, но проводила её очень нерешительно, а с 1 февраля 1917 года начала неограниченные боевые действия подводных сил.

Надо отметить, что немецкому флоту так и не удалось существенно нарушить судоходство стран Антанты на Севере, потерявших на этом театре 61 транспорт (46 потопили германские подводные лодки, а 15 подорвались на минах). Это составило лишь 1,6 проц. общего количества судов, прошедших по северным морям в Первую мировую войну.

В ходе боевых действий из 372 немецких подводных лодок погибли 178 (48 проц.), из них 132 (74 проц.) в 1917—1918 гг. Немецкий подводный флот потерял 5409 человек, из них 515 офицеров — погиб каждый третий подводник Германии. В среднем на одну уничтоженную немецкую субмарину пришлось около 74 тыс. рег. тонн грузоподъёмности потопленных торговых судов.

Французский флот по соглашению с английским руководством, а позднее и итальянский флот (23 мая 1915 г. Италия выступила на стороне Антанты), развёртывались в Средиземном море, где они могли использовать развитую систему базирования для ведения боевых действий в его средней и западной частях. Однако их попытки оказались малоэффективными и какого-либо существенного влияния на ход войны на море не оказывали.

Франция за время войны потеряла 238 судов общим водоизмещением 696 845 тонн, Италия — 238 судов общим водоизмещением 769 450 тонн.

Подводные лодки Австро-Венгрии базировались в Адриатическом море на военно-морские базы Поле (Пуле), Сплит и Каттаро. Особых боевых результатов они не достигли, но тем не менее потопили 108 каботажных торговых судов общим тоннажем 196 102 брт. На их боевом счету, кроме того, числятся 2 броненосных крейсера, 5 эсминцев, 2 подводные лодки.

В целом же за 1915—1917 гг. германские и австрийские подводные лодки в Средиземноморье потопили 1166 торговых судов общим тоннажем 3 192 058 тонн, из года в год наращивая показатели: если в 1915 году ими были потоплены 100 торговых судов общим тоннажем 500 тыс. тонн, то в 1917 году — 651 судно общим тоннажем 1 647 000 тонн. Кроме того, жертвами германских подводных лодок стали более 20 боевых кораблей противника.

Количество подводных лодок, входивших в состав военно-морских флотов после вступления США (6 апреля 1917 г.) в войну, показан в таблице № 3.


Как видно из таблицы, к началу неограниченной подводной войны наибольшим количеством подводных лодок обладала Германия, которая, опираясь на свою быстрорастущую промышленную базу, увеличила этот показатель по сравнению с началом войны в 5 раз, в то время как Англия, имевшая к тому времени в своём составе почти такое же количество подводных лодок (разница 7 единиц), достигла увеличения всего в 1,7 раза, Россия — в 2,3 раза, имея при этом в своём составе на 104 подводные лодки меньше, чем Германия. К концу войны число подводных лодок воевавших государств достигло 850 единиц, в состав экипажей которых входили около 43 тыс. человек.

Германия за время войны построила 334 подводные лодки — больше, чем все вместе взятые страны, строительство ещё 266 закончить не успела. К середине 1917 года неимоверными усилиями немцам удавалось выпускать в среднем по 8 подводных лодок в месяц. В конце войны число вступивших в строй германских субмарин уже не превышало потери и стало уменьшаться.

В 1918 году в борьбе с подводными лодками на стороне Антанты и США были задействованы около 9000 надводных кораблей, 100 подводных лодок, 2500 самолётов, около 5000 судов (мобилизованные торговые и рыбачьи), были выставлены 138 800 мин (от глубинных бомб и мин погибли 82 лодки Германии — 46 проц. всех её лодок, потопленных во время войны). Всё более жёстко вводилась система охранения конвоев.

Несмотря на колоссальное развитие средств противолодочной борьбы, подводные лодки остались непобеждёнными в боевых действиях на море. Даже при своём несовершенном техническом состоянии они имели значительные успехи:

1. В борьбе с надводными кораблями. Лодки оказались грозным оружием против больших надводных кораблей, затруднив их применение в операциях и вызвав необходимость их постоянного охранения при выходах из баз, при переходах в море и в бою. Всего за войну около 600 подводных лодок воевавших государств потопили 55 крупных надводных кораблей (линкоров, крейсеров и вспомогательных крейсеров), 105 эскадренных миноносцев, 33 подводные лодки (11 проц. уничтоженного боевого флота).

2. В борьбе на коммуникациях. В период Первой мировой войны подводные лодки потопили в 30 раз больше транспортов и торговых судов, чем надводные корабли. Всего же они уничтожили 5708 судов общей грузоподъёмностью 11 018 865 т.

3. В разведывательных, заградительных и других операциях на море. Подводная лодка в качестве средства тактической разведки оказывала командованию воевавших стран существенную помощь, а в некоторых случаях была единственным средством получения сведений. Подводные лодки — минные заградители распространили минную опасность на такие районы театров, которые ранее считались в этом отношении безопасными.

В процессе войны создавалась и совершенствовалась тактика боевых действий подводных лодок. Они совершали переходы и маневрировали в заданных районах, осуществляя поиск и атаку в основном одиночно и в надводном положении, применяя в зависимости от обстановки торпедное или артиллерийское оружие. Дистанция торпедного залпа при этом составляла порядка 4—6 кабельтовых.

Первая мировая война ясно показала, что подводные лодки способны играть более важную роль в боевых действиях на море, чем та, которая им изначально предназначалась. Лодки сумели создать собственную оперативно-тактическую историю и, несмотря на неполноту опыта в некоторых областях их применения, продемонстрировали богатство оперативных и тактических комбинаций.

Успешная боевая деятельность подводных лодок вызвала быстрый рост их числа в составе флотов. В процессе строительства и в ходе эксплуатации улучшались их тактико-технические характеристики. Значительно возросли водоизмещение, мощность электромоторов и дизелей, дальность плавания, увеличились количество торпедных аппаратов, запас торпед, калибр артиллерийских орудий. Немцы во время войны проводили опыты беспузырной торпедной стрельбы. Принимались меры технического характера для сокращения времени погружения.

Таким образом, в ходе Первой мировой войны окончательно оформился и вырос новый род ВМФ — подводные силы, оказавшие значительное влияние на исход боевых действий на море.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лобеф М. Настоящее и будущее подводного плавания / Пер. с фр. // Морской сборник. 1907. № 11.

2 А. фон Тирпиц. Воспоминания. М.: Воениздат, 1967. С. 82.

3 Макаров С.О. Броненосцы или безбронные суда? // Морской сборник. 1903. № 4. С. 84.

4 Бубнов А.Д. Тактические свойства подводных лодок // Военные флоты. СПб.: Тип. А. Бенке, 1909. № 9. С. 41.

6 Дыгало Б., Черкашин Н. Первые мили. Флот уходит под воду // Из бездны вод: летопись отечественного флота в мемуарах подводников / Сост. Н.А. Черкашин. М.: Современник, 1990.

8 Речь идёт о меморандуме британского Адмиралтейства правительству, подписанного в апреле 1917 г. первым морским лордом адмиралом Д.Р. Джеллико.

9 Дёниц К. Десять лет и двадцать дней. М.: Центрполиграф, 2004. С. 5, 6.

Первенцы подводного флота

123

Первые попытки создать подводное судно в России были предприняты еще при Петре I. Тогда свой проект царю отправил крестьянин Ефим Никонов. Проект получил поддержку государя, однако во время первых испытаний, на которых присутствовал и сам Петр I, подводная лодка, больше напоминавшая бочку, немедленно затонула. После этого про подводные лодки долгое время не вспоминали — вернулись к этой идее уже при Николае I, а активно приступили к проектированию субмарин уже в 1880-х годах, однако тогда процесс создания подводных лодок был крайне долгим, дорогим и трудоемким.

Впервые в боевых условиях субмарины испытали в ходе Русско-японской войны 1903–1905 годов. Эта война показала не только странам-участницам, но и всему миру необходимость дальнейшего развития подводного флота.

123

В марте 1913 года лодка под командованием старшего лейтенанта Гарсоева впервые вышла в море. Перед выходом один из матросов обратил внимание на то, что вентиляционный клапан работал туго и не закрывался до конца, однако не придал этому значения, списав на особенности конструкции.

К моменту, когда буксиры привели к месту операции кран, с момента аварии прошло почти 10 часов, и командующий спасением контр-адмирал Шторре принял решение начать подъем до того, как водолазам удастся закрепить на лодке все крепления, чтобы поднять на поверхность хотя бы часть корпуса. Как только над водой показался один из люков, в подлодку спустились три офицера. По пояс в воде, они поднимали из полузатопленной подлодки людей, находившихся в бессознательном состоянии.

123

Высшие офицеры морского флота, всегда являвшегося гордостью страны, скептически смотрели на небольшие, невзрачные подводные лодки, боевые качества которых, к тому же, еще требовали проверки. Это отношение проецировалось и на тех, кому предстояло спускаться на них под воду.

Всего до начала Первой мировой войны программу закончили почти 60 человек. Всем, кто успешно сдавал выпускные экзамены, присваивалось звание офицера подводного плавания и предоставлялось право на ношение особого серебряного нагрудного знака: якорь и силуэт подводной лодки, заключенные в круг из якорной цепи.

В 1914 году, сразу после начала боевых действий, подводные лодки были выведены на боевое дежурство. Но несли они его, в основном будучи привязанными к буям у входов в порты, выступая в качестве живого минного поля. И даже к этому месту службы большая часть подлодок, находившихся тогда в составе российского флота, доставлялась буксирами. Немецкие подлодки к этому моменту уже начали активную охоту на корабли Антанты, а Российской империи для противодействия противнику пришлось прибегнуть к помощи англичан, приславших на Дальний Восток собственные субмарины.

Оставшиеся на дне

123

Читайте также: