Красный мост в санкт петербурге история кратко

Обновлено: 05.07.2024

Красный мост в Санкт-Петербурге - одна из древнейших достопримечательностей. Один из немногих мостов, который сохранил свой первоначальный вид с момента постройки. Почему же стоит его посетить?

Северная столица известна не только великолепием архитектуры, но и капризным климатом — за год на долю Питера выпадает не более 60 солнечных дней! Неудивительно, что среди серости каменных построек коренные петербуржцы и туристы выделяют яркие элементы городского массива, и Красный мост в Санкт-Петербурге — не исключение .

Краткая информация

Красный мост — миниатюрное архитектурное сооружение, имеющее свою интересную историю. На въездах — гранитные стелы с позолоченными шарами и четырёхгранными фонарями.

Отдельный разговор — перила, ранее литые чугунные, сегодня стальные, сохранившие рисунок старого литья. Конструкция выглядит совершенно так же, каким его видели в XVIII веке. Переправа имеет статус памятника истории и архитектуры.

Мост в СПБ

Дух эпохи Петра I ощущается без лишней городской суеты.

Семь парных арок, фасады обшиты декоративным металлом. Мосты призваны соединять — берега, людей, эпохи.

История строительства

Красный мост, пролегающий через р. Мойку от второго Адмиралтейского острова к Казанскому, изначально не был такого цвета. В год своего рождения он представлял собой разводную деревянную конструкцию, выкрашенную в белый цвет. В 1737 году переправа подверглась реконструкции под руководством голландца Германа Ван Болеса .

Ранее ему доверили проектирование одного из самых знаменитых зданий Санкт-Петербурга — Адмиралтейства. Архитектор усложнил каркас и облегчил проход судам с мачтами, установив 70-метровое пространство для их пропуска.

В 1778 г Белый перестроили в трёхпролётный на каменных опорах и перекрасили, он стал Красным.

В первом десятилетии XIX столетия, благодаря инженеру В. И. Гесте , Красный мост в Петербурге приобрел типичный облик переправ на Мойке, став однопролетным и арочным. Чугунный каркас для него был изготовлен на знаменитых Уральских заводах Демидова, а узоры решетки были схожи с ограждением набережной. На месте секции пустотелых ящиков-клиньев скрепили болтами. Опоры выполнили бутовой кладкой камня, облицевали гранитом. Тротуар огородили гранитными тумбами, оградой. В качестве освещения были использованы обелиски с четырехгранными фонарями.

Мост в СПБ

Более ста лет простояла Красный мост был без ремонта, опоры и пролёты изнашивались, деформировались. В конце XX века Александр Лукич Ротач , член Союза Архитекторов СССР, воссоздал их первоначальный образ, а в 1998 году были проведены плановые ремонтные работы по восстановлению чугунного и гранитного ограждения переправы, сохранив при этом исторический вид сооружения.

В начале XIX века было построено 12 надводных конструкций. Цветное название сохранили три, а исторический облик — только у Красного.

Откуда такое название?

Имя переправы напрямую связано с цветом её окраски. Благодаря первоначальному виду, с 1717 по 1778 года горожане называли мост Белым. Краска такого оттенка сливалась с прочими постройками Санкт-Петербурга и нуждалась в частом освежении. После основательной реконструкции, мост и вовсе можно было перепутать с другими переправами на Мойке.

Мост в СПБ

Новая конструкция роднила его с Зеленым , Синим, мостом Поцелуев, Певческими и другими однотипными мостами. Архитекторы решили упростить жизнь путающимся петербуржцам и стали окрашивать мосты в яркие цвета. После этого он приобрел название Красный, и называется так и в наши дни .

Внешний вид

В рисунке опоры Красного моста нет витиеватых узоров и растительных мотивов. Орнамент моста совпадает с ограждением набережной. Тротуары отгорожены простой оградой из металла, а перила выполнены из чугунной решетки .

Мост в СПБ

Освещают мост фонари из бронзы, обрамленные в гранитных обелисках. Главная отличительная черта переправы – его алый оттенок, который хорошо заметен прохожим издалека в любое время суток.

Интересные факты

  • Первичное имя моста – Белый.
  • Несколько десятилетий XVIII века мост имел три арки, в современном виде — всего одну.
  • Одна из немногих переправ Санкт-Петербурга, сохранивших свой неизменный исторический вид.
  • Красный мост включен в список Единого государственного реестра Российской Федерации и признан объектом наследия культуры.

Магазин рядом с Красным мостом

Мост в СПБ

Это был один из самых первых универмагов в Европе, клиентами его также являлись монаршие особы семьи Романовых. Здание включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается памятником архитектуры федерального назначения.

Адрес и как добраться

Увидеть Красный мост своими глазами достаточно просто. Для этого необходимо дойти по набережной реки Мойки в месте пересечения с Гороховой улицей, переправа является ее продолжением.

Не столько яркий цвет бросится в глаза, сколько изящные конструкции и пропорции. Удачно вписанный в рельеф набережной, Красный радует глаз простотой и изысканностью. Остановитесь, оглянитесь. В перспективе улицы Гороховой видна башня Адмиралтейства. Каждый камень — история государства российского.

Официальные данные

Достопримечательности рядом

Ближайший дом — бывшее Императорское училище глухонемых (№ 54), сейчас педагогический университет. Дом возведён в первое десятилетие XIX века по заказу императрицы Марии Фёдоровны. В середине столетия переделан под стиль классицизма. На третьем этаже была домовая церковь, сейчас действует университетский храм Петра и Павла. Единственный в мегаполисе приход, где богослужения идут с сурдопереводом для глухонемых.

Мост в СПБ

Через реку от училища располагается дом Таля (№ 58). Богатый купец имел много недвижимости. В нём с 1813 располагался Английский клуб. Закрытое мужское собрание, где изучали иностранные газеты, говорили о политике, развлекались бильярдом и вином, было модным заведением. Здесь бывали баснописец Крылов, архитектор Стасов, поэт Жуковский. Членом собрания был и Пушкин. Позже там засела жандармская канцелярия.

Также в пятистах метрах пешей ходьбы расположены знаменитый Исаакиевский собор, памятник Николаю I и Мариинский дворец.

Красный мост
Красный мост
Красный мост
Красный мост
Красный мост
Красный мост
Красный мост
Красный мост
Красный мост
Красный мост
Красный мост
Красный мост
Красный мост
Красный мост
Красный мост

Красный мост соединяет между собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку. По мосту проходит граница между Адмиралтейским и Центральным районами Санкт-Петербурга. Это один из старейших мостов Северной столицы.

Красный – однопролетный металлический мост длиной 33,6 метров и шириной 16,6 метров.

Пролетное строение состоит из семи двухшарнирных сварных арок, связанных между собой системой поперечных балок и продольных связей. Фасады пролетного строения закрыты декоративными металлическими листами. На въездах установлены гранитные обелиски с четырехгранными фонарями на металлических кронштейнах и позолоченными шарами. Перила — литая чугунная решетка по типу ограждения реки Мойки. Проезжую часть от тротуаров отделяют чугунные ограждения.

История моста

Впервые в 1717 году здесь был построен деревянный подъемный мост для пропуска небольших судов с мачтами. До 1808 года мост именовался Белым, а затем, поменяв окраску, стал называться Красным.

В конце XVIII века мост был перестроен в трехпролетный деревянный с ликвидацией подъемной части.

На мосту установлены чугунные решетки, повторяющие рисунок ограждения набережной Мойки. На въездах моста установлены гранитные конусообразные обелиски с позолоченными шарами и четырехгранными фонарями. Проезжая часть моста отделена от тротуара простой металлической оградой с гранитными тумбами.

За период эксплуатации с 1929 по 1950 год наблюдались прогрессирующие деформации (раскрытие швов, разрыв болтов, трещины в ребрах и днищах чугунных коробок) опор и пролетного строения. В результате обследования состояние моста было признано аварийным.

В 1953 году мост был реконструирован, чугунные пролетные строения заменены на свайные металлические двухшарнирные арки, которые связаны между собой продольными и поперечными связями. Фасады пролетного строения закрыты декоративными металлическими листами. Сохранен рисунок перильного ограждения реки Мойки, на въездах моста восстановлены гранитные обелиски с четырехгранными фонарями и позолоченными шарами, а также внутреннее ограждение.

В 1998 году была проведена очередная реставрация Красного моста. Произведен ремонт фонарей, воссозданы чугунное и гранитное ограждения. В 2011 году обновили покраску.

Дополнительная информация

Из трех однотипных чугунных мостов через Мойку, построенных в начале XIX века по проекту В.И. Гесте, только Красный мост сохранил свой внешний исторический облик до нашего времени.

Переправа имеет статус памятника федерального значения и находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.


Красный мост – один из самых старых в Петербурге. Недавно ему исполнилось 300 лет. Мост построили в 1717 году. Изначально он был белым, и, соответственно, назывался в честь этого цвета. Переправа была подъемной, чтобы она могла пропускать различные суда.

Первая масштабная реконструкция моста прошла в конце 1737 году. Переправу перестроили по проекту Хармана ван Болоса. Теперь она была уже не разводной, но с щелью посередине, которая позволяла проходить судам с мачтами.

Само собой, чтобы жители Петербурга могли свободно перемещаться по мосту, проем открывали только при необходимости. В остальное время она была скрыта специальными щитами.


Новый этап в жизни моста начался с 1808 года. Тогда его перекрасили в красный свет, после чего он сменил имя. Таким название остается до сих пор.


В то же время набережные Мойки покрывали гранитом. Мост уже не мог оставаться деревянным, поэтому к 1814 году он стал чугунным. У переправы изменились не только материалы, но и форма. Теперь у нее был только один пролет.

Проектом занимался Вильям Гесте. Именно благодаря ему в Петербурге появились первые чугунные переправы, в том числе Зеленый и Поцелуев мосты.

Дизайн решеток повторял узоры, которые были сделаны на ограждениях набережной Мойки. Помимо этого, в начале и в конце моста поставили обелиски из гранита. На них были фонари и шары с позолотой.


Мост особенно пострадал в период с конца 1920-х по середину XX века. У него раскрылись швы и болты, скрепляющие конструкции разорвались. По этим и другим причинам состояние признали аварийным.

Впоследствии мост ремонтировали в 1953 году. На переправе чугунные конструкции поменяли на стальные, внешне почти ничего не поменялось. Красный мост – единственный через Мойку, который сохранил исторический внешний вид по проекту Гесте. Остальные со временем были изменены.

Последние на сегодняшний день работы состоялись в 2011 году. На мосту освежили покраску. А вот с момента последнего ремонта прошло уже больше 20 лет. В 1998 году на переправе починили фонари и воссоздали ограждения.


Первый деревянный мост через реку Мойку в створе Гороховой улицы появился к 1717 году. В 1737 году он был перестроен по типовому проекту инженера Германа ван Болеса. Переправа имела средний разводной пролёт с промежутком в 70-80 сантиметров между крыльями, который был необходим для пропуска мачтовых судов. Для проезда через мост этот промежуток закрывался деревянными щитами. Мост был выкрашен в белый цвет, оттого получил своё первое название - Белый.

К середине XVIII века переправа обветшала. В 1752 году по требованию Главной полицмейстерской канцелярии Сенат выделил 1 000 рублей на постройку нового моста. Однако, его так и не построили, тогда здесь лишь устроили перевоз через Мойку.

26 февраля 1762 года в газете "Санкт-Петербургские ведомости" появилось объявление, в котором желающим навести каменный мост предлагали явиться в Главную Полицмейстерскую канцелярию [3, с. 123]. Но и эти планы не были реализованы. Мост всё-таки построили деревянным. К июлю 1763 года он уже был действующим.

В конце XVIII века Белый мост был перестроен в постоянную трёхпролётную переправу. В 1808 году он был перекрашен в красный цвет, приобрёл соответствующее название - Красный мост, существующее по сей день.

К 1950-м годам конструкции Красного моста пришли в аварийное состояние. Из-за деформации его опор раскрылись швы в стенках чугунных тюбингов, в них появились трещины. Инженером В. В. Блажевичем был разработан проект его восстановления, что было реализовано в 1953-1954 годах. Старый чугунный свод был заменён на новые сварные арки, при этом внешний облик Красного моста был сохранён. Кроме того, были восстановлены гранитные обелиски с бронзовыми шарами и фонарями, сохранены старинные перила.

Очередная реставрация Красного моста проходила в 1989 году. Красный мост является единственным мостом, из построенных по типовому проекту В. И. Гесте, сохранившим к настоящему времени свой первоначальный облик. Красный мост является историко-архитектурным памятником федерального значения. По нему проходит граница между Центральным и Адмиралтейским районами Санкт-Петербурга.

Читайте также: