Красный мост в санкт петербурге история кратко
Обновлено: 05.07.2024
Красный мост в Санкт-Петербурге - одна из древнейших достопримечательностей. Один из немногих мостов, который сохранил свой первоначальный вид с момента постройки. Почему же стоит его посетить?
Северная столица известна не только великолепием архитектуры, но и капризным климатом — за год на долю Питера выпадает не более 60 солнечных дней! Неудивительно, что среди серости каменных построек коренные петербуржцы и туристы выделяют яркие элементы городского массива, и Красный мост в Санкт-Петербурге — не исключение .
Краткая информация
Красный мост — миниатюрное архитектурное сооружение, имеющее свою интересную историю. На въездах — гранитные стелы с позолоченными шарами и четырёхгранными фонарями.
Отдельный разговор — перила, ранее литые чугунные, сегодня стальные, сохранившие рисунок старого литья. Конструкция выглядит совершенно так же, каким его видели в XVIII веке. Переправа имеет статус памятника истории и архитектуры.
Дух эпохи Петра I ощущается без лишней городской суеты.
Семь парных арок, фасады обшиты декоративным металлом. Мосты призваны соединять — берега, людей, эпохи.
История строительства
Красный мост, пролегающий через р. Мойку от второго Адмиралтейского острова к Казанскому, изначально не был такого цвета. В год своего рождения он представлял собой разводную деревянную конструкцию, выкрашенную в белый цвет. В 1737 году переправа подверглась реконструкции под руководством голландца Германа Ван Болеса .
Ранее ему доверили проектирование одного из самых знаменитых зданий Санкт-Петербурга — Адмиралтейства. Архитектор усложнил каркас и облегчил проход судам с мачтами, установив 70-метровое пространство для их пропуска.
В 1778 г Белый перестроили в трёхпролётный на каменных опорах и перекрасили, он стал Красным.
В первом десятилетии XIX столетия, благодаря инженеру В. И. Гесте , Красный мост в Петербурге приобрел типичный облик переправ на Мойке, став однопролетным и арочным. Чугунный каркас для него был изготовлен на знаменитых Уральских заводах Демидова, а узоры решетки были схожи с ограждением набережной. На месте секции пустотелых ящиков-клиньев скрепили болтами. Опоры выполнили бутовой кладкой камня, облицевали гранитом. Тротуар огородили гранитными тумбами, оградой. В качестве освещения были использованы обелиски с четырехгранными фонарями.
Более ста лет простояла Красный мост был без ремонта, опоры и пролёты изнашивались, деформировались. В конце XX века Александр Лукич Ротач , член Союза Архитекторов СССР, воссоздал их первоначальный образ, а в 1998 году были проведены плановые ремонтные работы по восстановлению чугунного и гранитного ограждения переправы, сохранив при этом исторический вид сооружения.
В начале XIX века было построено 12 надводных конструкций. Цветное название сохранили три, а исторический облик — только у Красного.
Откуда такое название?
Имя переправы напрямую связано с цветом её окраски. Благодаря первоначальному виду, с 1717 по 1778 года горожане называли мост Белым. Краска такого оттенка сливалась с прочими постройками Санкт-Петербурга и нуждалась в частом освежении. После основательной реконструкции, мост и вовсе можно было перепутать с другими переправами на Мойке.
Новая конструкция роднила его с Зеленым , Синим, мостом Поцелуев, Певческими и другими однотипными мостами. Архитекторы решили упростить жизнь путающимся петербуржцам и стали окрашивать мосты в яркие цвета. После этого он приобрел название Красный, и называется так и в наши дни .
Внешний вид
В рисунке опоры Красного моста нет витиеватых узоров и растительных мотивов. Орнамент моста совпадает с ограждением набережной. Тротуары отгорожены простой оградой из металла, а перила выполнены из чугунной решетки .
Освещают мост фонари из бронзы, обрамленные в гранитных обелисках. Главная отличительная черта переправы – его алый оттенок, который хорошо заметен прохожим издалека в любое время суток.
Интересные факты
- Первичное имя моста – Белый.
- Несколько десятилетий XVIII века мост имел три арки, в современном виде — всего одну.
- Одна из немногих переправ Санкт-Петербурга, сохранивших свой неизменный исторический вид.
- Красный мост включен в список Единого государственного реестра Российской Федерации и признан объектом наследия культуры.
Магазин рядом с Красным мостом
Это был один из самых первых универмагов в Европе, клиентами его также являлись монаршие особы семьи Романовых. Здание включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается памятником архитектуры федерального назначения.
Адрес и как добраться
Увидеть Красный мост своими глазами достаточно просто. Для этого необходимо дойти по набережной реки Мойки в месте пересечения с Гороховой улицей, переправа является ее продолжением.
Не столько яркий цвет бросится в глаза, сколько изящные конструкции и пропорции. Удачно вписанный в рельеф набережной, Красный радует глаз простотой и изысканностью. Остановитесь, оглянитесь. В перспективе улицы Гороховой видна башня Адмиралтейства. Каждый камень — история государства российского.
Официальные данные
Достопримечательности рядом
Ближайший дом — бывшее Императорское училище глухонемых (№ 54), сейчас педагогический университет. Дом возведён в первое десятилетие XIX века по заказу императрицы Марии Фёдоровны. В середине столетия переделан под стиль классицизма. На третьем этаже была домовая церковь, сейчас действует университетский храм Петра и Павла. Единственный в мегаполисе приход, где богослужения идут с сурдопереводом для глухонемых.
Через реку от училища располагается дом Таля (№ 58). Богатый купец имел много недвижимости. В нём с 1813 располагался Английский клуб. Закрытое мужское собрание, где изучали иностранные газеты, говорили о политике, развлекались бильярдом и вином, было модным заведением. Здесь бывали баснописец Крылов, архитектор Стасов, поэт Жуковский. Членом собрания был и Пушкин. Позже там засела жандармская канцелярия.
Также в пятистах метрах пешей ходьбы расположены знаменитый Исаакиевский собор, памятник Николаю I и Мариинский дворец.
Красный мост соединяет между собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку. По мосту проходит граница между Адмиралтейским и Центральным районами Санкт-Петербурга. Это один из старейших мостов Северной столицы.
Красный – однопролетный металлический мост длиной 33,6 метров и шириной 16,6 метров.
Пролетное строение состоит из семи двухшарнирных сварных арок, связанных между собой системой поперечных балок и продольных связей. Фасады пролетного строения закрыты декоративными металлическими листами. На въездах установлены гранитные обелиски с четырехгранными фонарями на металлических кронштейнах и позолоченными шарами. Перила — литая чугунная решетка по типу ограждения реки Мойки. Проезжую часть от тротуаров отделяют чугунные ограждения.
История моста
Впервые в 1717 году здесь был построен деревянный подъемный мост для пропуска небольших судов с мачтами. До 1808 года мост именовался Белым, а затем, поменяв окраску, стал называться Красным.
В конце XVIII века мост был перестроен в трехпролетный деревянный с ликвидацией подъемной части.
На мосту установлены чугунные решетки, повторяющие рисунок ограждения набережной Мойки. На въездах моста установлены гранитные конусообразные обелиски с позолоченными шарами и четырехгранными фонарями. Проезжая часть моста отделена от тротуара простой металлической оградой с гранитными тумбами.
За период эксплуатации с 1929 по 1950 год наблюдались прогрессирующие деформации (раскрытие швов, разрыв болтов, трещины в ребрах и днищах чугунных коробок) опор и пролетного строения. В результате обследования состояние моста было признано аварийным.
В 1953 году мост был реконструирован, чугунные пролетные строения заменены на свайные металлические двухшарнирные арки, которые связаны между собой продольными и поперечными связями. Фасады пролетного строения закрыты декоративными металлическими листами. Сохранен рисунок перильного ограждения реки Мойки, на въездах моста восстановлены гранитные обелиски с четырехгранными фонарями и позолоченными шарами, а также внутреннее ограждение.
В 1998 году была проведена очередная реставрация Красного моста. Произведен ремонт фонарей, воссозданы чугунное и гранитное ограждения. В 2011 году обновили покраску.
Дополнительная информация
Из трех однотипных чугунных мостов через Мойку, построенных в начале XIX века по проекту В.И. Гесте, только Красный мост сохранил свой внешний исторический облик до нашего времени.
Переправа имеет статус памятника федерального значения и находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
Красный мост – один из самых старых в Петербурге. Недавно ему исполнилось 300 лет. Мост построили в 1717 году. Изначально он был белым, и, соответственно, назывался в честь этого цвета. Переправа была подъемной, чтобы она могла пропускать различные суда.
Первая масштабная реконструкция моста прошла в конце 1737 году. Переправу перестроили по проекту Хармана ван Болоса. Теперь она была уже не разводной, но с щелью посередине, которая позволяла проходить судам с мачтами.
Само собой, чтобы жители Петербурга могли свободно перемещаться по мосту, проем открывали только при необходимости. В остальное время она была скрыта специальными щитами.
Новый этап в жизни моста начался с 1808 года. Тогда его перекрасили в красный свет, после чего он сменил имя. Таким название остается до сих пор.
В то же время набережные Мойки покрывали гранитом. Мост уже не мог оставаться деревянным, поэтому к 1814 году он стал чугунным. У переправы изменились не только материалы, но и форма. Теперь у нее был только один пролет.
Проектом занимался Вильям Гесте. Именно благодаря ему в Петербурге появились первые чугунные переправы, в том числе Зеленый и Поцелуев мосты.
Дизайн решеток повторял узоры, которые были сделаны на ограждениях набережной Мойки. Помимо этого, в начале и в конце моста поставили обелиски из гранита. На них были фонари и шары с позолотой.
Мост особенно пострадал в период с конца 1920-х по середину XX века. У него раскрылись швы и болты, скрепляющие конструкции разорвались. По этим и другим причинам состояние признали аварийным.
Впоследствии мост ремонтировали в 1953 году. На переправе чугунные конструкции поменяли на стальные, внешне почти ничего не поменялось. Красный мост – единственный через Мойку, который сохранил исторический внешний вид по проекту Гесте. Остальные со временем были изменены.
Последние на сегодняшний день работы состоялись в 2011 году. На мосту освежили покраску. А вот с момента последнего ремонта прошло уже больше 20 лет. В 1998 году на переправе починили фонари и воссоздали ограждения.
Первый деревянный мост через реку Мойку в створе Гороховой улицы появился к 1717 году. В 1737 году он был перестроен по типовому проекту инженера Германа ван Болеса. Переправа имела средний разводной пролёт с промежутком в 70-80 сантиметров между крыльями, который был необходим для пропуска мачтовых судов. Для проезда через мост этот промежуток закрывался деревянными щитами. Мост был выкрашен в белый цвет, оттого получил своё первое название - Белый.
К середине XVIII века переправа обветшала. В 1752 году по требованию Главной полицмейстерской канцелярии Сенат выделил 1 000 рублей на постройку нового моста. Однако, его так и не построили, тогда здесь лишь устроили перевоз через Мойку.
26 февраля 1762 года в газете "Санкт-Петербургские ведомости" появилось объявление, в котором желающим навести каменный мост предлагали явиться в Главную Полицмейстерскую канцелярию [3, с. 123]. Но и эти планы не были реализованы. Мост всё-таки построили деревянным. К июлю 1763 года он уже был действующим.
В конце XVIII века Белый мост был перестроен в постоянную трёхпролётную переправу. В 1808 году он был перекрашен в красный цвет, приобрёл соответствующее название - Красный мост, существующее по сей день.
К 1950-м годам конструкции Красного моста пришли в аварийное состояние. Из-за деформации его опор раскрылись швы в стенках чугунных тюбингов, в них появились трещины. Инженером В. В. Блажевичем был разработан проект его восстановления, что было реализовано в 1953-1954 годах. Старый чугунный свод был заменён на новые сварные арки, при этом внешний облик Красного моста был сохранён. Кроме того, были восстановлены гранитные обелиски с бронзовыми шарами и фонарями, сохранены старинные перила.
Очередная реставрация Красного моста проходила в 1989 году. Красный мост является единственным мостом, из построенных по типовому проекту В. И. Гесте, сохранившим к настоящему времени свой первоначальный облик. Красный мост является историко-архитектурным памятником федерального значения. По нему проходит граница между Центральным и Адмиралтейским районами Санкт-Петербурга.
Читайте также: