Подвиг челюскинцев кратко смысл

Обновлено: 04.07.2024

16 июля. 1933

1 августа

17 августа

19 августа

25 августа

Экспедиция Шмидта достигла острова Уединения. Впервые грузовой пароход достиг в это время года столь высоких широт.

1 сентября

14 сентября

19 сентября

23 сентября

3 октября

Партия челюскинцев в 8 человек покинула пароход и, пройдя 65 километров по сплошному льду, достигла мыса Дженретлен.

7 октября

29 декабря

13 февраля. 1934

В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека (8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек — завхоз Б.Г. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавлен сместившимся палубным грузом).

14 февраля

15 февраля

Начальник полярной станции мыса Северного Петров направил собачьи упряжки на мыс Онман для вывоза челюскинцев из лагеря.

28 февраля

5 марта

В Хабаровске создана чрезвычайная комиссия по оказанию помощи Челюскинцам. В этот день лётчик Ляпидевский совершил удачный перелёт из Уэлена в лагерь Шмидта, откуда он вывез на материк 10 женщин и двух детей.

6 марта

В лагере надвое разломан деревянный барак, в котором жили челюскинцы, и кухня.

10 марта

11 марта

13 марта

16 марта

17 марта

19 марта

23 марта

26 марта

Каманин, Молоков и Пивенштейн прилетели в Анадырь.

29 марта

Ушаков, Леваневский и Слепнёв прилетели на двух самолётах из Фербенкса в Ном.

2 апреля

Лётчик Бабушкин прилетел из лагеря Шмидта в Ванкарем.

3 апреля

Летчик Слепнёв вылетел из Нома и благополучно опустился в Уэлене.

4 апреля

Лётчики Галышев, Доронин и Водопьянов прилетели в Анадырь.

7 апреля

Слепнёв, Каманин и Молоков прилетели из Уэлена в Ванкарем и в тот же день вылетели в лагерь Шмидта. При посадке в лагере у самолёта Слепнёва повреждено шасси. Самолёт остался на льду. Каманин и Молоков доставили из лагеря в Ванкарем 5 пассажиров.

8 апреля

9 апреля

10 апреля

Пилот Каманин сделал один рейс из Ванкарема в лагерь и доставил оттуда 3 человек. Слепнёв вылетел из лагеря и привёз в Ванкарем 6 человек. Молоков сделал три удачных полёта в лагерь, доставив на берег 13 человек. За этот день было перевезено из лагеря на материк 22 человека.

11 апреля

Молоков и Каманин доставили в Ванкарем 35 человек. На льду осталось 28 человек. Заболевший Шмидт по решению правительственной комиссии был переправлен в больницу в городе Ном на Аляске.

12 апреля

Водопьянов снял со льда 7 человек, Каманин и Доронин — 15 человек. В лагере остались шесть челюскинцев.

13 апреля

Сняты со льдины последние шесть челюскинцев.

14 апреля

21–28 мая

7–9 июня

Челюскинцы прибыли во Владивосток, оттуда на специальном литерном поезде повышенной комфортности отправились через всю страну с торжественными встречами на вокзалах.

19 июня

Челюскинцы прибыли в Москву, где были устроены многотысячная встреча и народные гуляния.

Мы предпринял​и​ все возможные действия, ​стремясь удостовериться в том, что каждое из произведений​, размещенное​ на ​этом ​сайте​ в открытом доступе​, перешло в общественное достояние​.

Началась тяжелая, полная опасностей жизнь челюскинцев на льдине. В черной дыре льда наутро после гибели корабля всплыли бревна, доски, ящики. Их вырубали из льда и строили барак, за ним – камбуз и смотровую вышку. После завершения этих строительных работ люди могли спать, принимать горячую пищу в теплом помещении. Из металлических бочек сооружали печки, котлы, посуду. Ученые ни на один день не прекращали научную работу, определяя по приборам местонахождение льдины, изучая погодные условия и поведение льдов.

Лед под лагерем челюскинцев тем временем жил своей жизнью. То вдруг трескался под палатками с продуктами, то растаскивал, разрывал пополам жилой барак, то вздымался торосами на расчищенном с таким трудом аэродроме. Приходилось перетаскивать имущество в другое место и снова начинать строительство.

Только 7 апреля на льдине дождались очередных самолетов. За неделю летчики Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнев, Водопьянов, Доронин, показывая чудеса героизма, вывезли на материк остальных челюскинцев. 13 апреля 1933 года лагерь Шмидта перестал существовать.

70 лет назад челюскинцы, рискуя своей жизнью, пустились в неизведанный путь с единственной целью – приумножить мощь и богатство своей страны, понимая, что будущее ее зависит от правильного использования природных ресурсов.

Краткий курс истории. Спасение челюскинцев

Дрейф во льдах

Подвиг лётчиков

На лёд был высажены почти все пассажиры и экипаж. Были также выгружены приготовленные заранее запасы продовольствия, палатки, спальные мешки и т.д. При разгрузке единственным погибшим оказался завхоз Б.Г. Могилевич. Потерпевшие кораблекрушение смогли организовать в ледовом лагере чёткую дисциплину и порядок, благодаря чему удалось сохранить жизнь людей и создать условия для дальнейшей эвакуации.

Трагедия в Беринговом проливе всколыхнула всю страну. Тысячи людей рвались спасать экспедицию. В Москве был создан штаб, который возглавил Валериан Куйбышев. Рассмотрев разные предложения, сочли лучшим вариантом использование авиации. Первым самолётом, севшим на льдине, был АНТ-4 Анатолия Ляпидевского. Примечательно, что до этого он произвёл 28 вылетов и только 29-й стал удачным. Поискам экспедиции мешали очень плохие погодные условия, особенно сильный туман. Ляпидевский совершил подвиг, он сумел сесть в 40-градусный мороз на площадке 150 на 400 метров. В первый раз удалось вывезти 10 женщин и двоих детей. Во второй раз подвёл самолёт, и Ляпидевский вынужден был остаться на льдине.

Основной вывоз потерпевших крушение начался через 13 дней и длился две недели. Всех эвакуировали за 24 рейса. Страна высоко отметила подвиг спасателей. Золотую звезду №1 получил лётчик А. Ляпидевский. Также Героями Советского Союза стали Николай Каманин, Михаил Водопьянов, Иван Доронин, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков и Маврикий Слепнев. Это были первые Герои Советского Союза.

Остальные участники спасения были награждены орденами и медалями. Были награждены и все участники экспедиции.

19 июня 1934 года в Москве при огромном стечении народа состоялась торжественная встреча челюскинцев.

Челюскинская эпопея

Задача освоения Севера и экспедиция

Артика уже в первой половине XX столетия считалась лакомым куском, на который многие зарились. В 1920-е годы Москва объявила, что все земли, которые находятся в советском секторе Арктики, принадлежат Советскому Союзу. Несмотря на это Норвегия по-прежнему претендовала на землю Франца-Иосифа. Северный морской путь привлекал внимание великих держав, включая Германию.

После победы большевиков оба участка пути действовали самостоятельно друг от друга. Западный участок Северного морского пути, от Енисея до Белого моря, использовали для вывоза хлеба из Сибири в европейскую часть страны. С началом индустриализации по нему стали вывозить лес из Игарки, а затем никелевую руду Норильска и Талнаха. Освоение же Чукотки и Восточной Сибири потребовали организации регулярных рейсов из Владивостока.

Надо отметить, что работа на Севере тогда была столь же престижной и почётной, как в будущем космонавтика. Арктические достижения стали одной из героических страниц молодого советского государства. Подвиги и достижения полярников тогда не сходили со страниц газет и книг. Возвышенное и прагматичное сочетались в освоении Севера.

Математик Отто Юльевич Шмидт стал тем человеком, который смог сделать решающий вклад в развитие Северного пути. Блестящий математик, принявший активное участие в создании советской системы образования, Шмидт был основателем и главным редактором Большой Советской Энциклопедии. Учёный увлекался альпинизмом и должен был принять участие в Таджикско-Памирской экспедиции. Однако экспедиция не состоялась и Шмидту предложили принять участие в исследовании другого малоисследованного района – Земли Франца-Иосифа. Острова находились в пределах русских полярных владений. О правах на них Россия заявила ещё в 1916 году, и СССР через десять лет подтвердил заявку. Все известные и неизвестные земли между меридианами Берингова пролива — на востоке и полуострова Рыбачий — на западе были объявлены русскими (позднее советскими) владениями. Но для практического узаконивания этого объявления необходимо было начать хозяйственное освоение этих территорий.

Зимовка и эвакуация

В это время челюскинцы проходили суровую школу выживания. Люди не пали духом, они верили, что их спасут и делали всё, чтобы дождаться помощи. Первые дни были самые тяжелые. Но затем даже в Арктике наладили суровый быт. Из спасенных материалов соорудили барак, поселив туда до половины экипажа. Остальные жили в палатках. Построили камбуз и сигнальную вышку. Большие работы постоянно проводили на ледовом аэродроме. Его постоянно разрушали подвижки льда, приходилось проводить новые работы.

Берег располагался примерно в 150 км от лагеря, но Шмидт запретил пеший переход. Женщины и дети, да и многие мужчины, не смогли бы дойти до берега. Слишком много опасностей таил такой переход, особенно в условиях отсутствия нужного снаряжения. Недовольных жестко смирили. Шмидт прямо сказал, что откроет огонь. Ростки сомнений и паники надо было подавить в самом начале. Руководство экспедиции, по богатому опыту прежних полярных экспедиций, знало, что переход по дрейфующим льдам крайне опасен. Причём даже для хорошо подготовленных, имеющих продовольствие и специальное снаряжение людей. В их условиях такой переход грозил смертью многим, если не всем. Решили ждать помощи с материка.

Решение было правильным. На мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь челюскинцев. Оттуда они своим ходом добрались до селения Ванкарем. Уже 5 марта (около 3 недель после катастрофы) лётчик Анатолий Ляпидевский на тяжелом двухмоторном самолёте АНТ-4 (ТБ-1) вывез с льдины первую партию челюскинцев (десять женщин и двоих детей). Ляпидевский совершил настоящий подвиг. По его словам, посадочная площадка была маленькая – примерно 450 на 150 метров, а требовалось 650 метров на 150. Однако все обошлось. Полет Ляпидевского на тяжелом АТН-4 был единственным, затем использовали более легкие самолёты.

Судьба челюскинцев, подвиг моряков, полярников и летчиков сделали единой всю страну. Сейчас в это трудно поверить, но с февраля по апрель 1934 года весь Советский Союз начинал день с вопроса, что происходит на льдине. Все жадно ловили информацию по радио, читали и перечитывали газеты. Возвращение челюскинцев стало триумфом всего СССР. Их путь из Владивостока в Москву буквально засыпали цветами. Все члены экспедиции и летчики стали настоящими героями и не сходили с передовиц газет и радиопередач. Советский народ ликовал. Это было ни с чем несравнимое, единение народа. Его победа. Высшей точкой ликования людей стал парад на Красной площади, когда челюскинцев привезли с вокзала по затопленным торжествующими людьми улицам столицы.

Читайте также: