Подтвердите с помощью текста параграфа факт возрождения религиозной жизни кратко и понятно
Обновлено: 07.07.2024
С2. Назовите, используя текст, основные функции церкви.
С5. рассказывая на уроке о значении религии в жизни общества, ученик отметил в порождении социальных конфликтов и разделении общества, например, Крестовые походы, Варфоломеевская ночь. Не все учащиеся класса согласились с его мнением. Какая из двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, который помог вам ответить на этот вопрос.
С6. На основании фрагменте текста можно сделать вывод о том, что религия играет огромную роль в жизни общества. Согласны ли вы с тем, что религия, возвышая душу над телом, духовность над материальными интересами, способствовала облагораживанию человеческой души? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Подтвердите факт возрождения религиозной жизни многонационального народонаселенья Рф. Каковой, на ваш взор, личный вклад патриарха Алексия II в восстановление духовной жизни в России?
- Владислав Ежлов
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
- 2019-10-31 13:43:22
- 2
- 1
Отношения власти и церкви в начале XXI в. строились на обоюдном стремлении к восстановлению величия Рф. Постоянными стали Рождественские чтения, в ходе которых на самом высочайшем государственном уровне обсуждались формы участия церкви в восстановленьи духовности и нравственности россиян. Представители РПЦ и иных конфессий интенсивно участвовали в работе Публичной палаты РФ и иных общественно-муниципальных структур.
В 2000 г. завершилось воспроизведенье храма Христа Спасателя в Москве, уничтоженного в 1931 г. Он стал основным православным храмом страны.
По всей Рф шло восстановление церквей, монастырей, приходов. За 18 лет служения Патриарха Столичного и всея Руси Алексия II число монастырей подросло с 35 до 769, а действующих церквей с 7,5 до 30 тыс. Такого масштаба церковного строительства не знала ни одна страна мира за всю историю христианства. Наряду с церквями возводились мечети, синагоги, буддистские дацаны. Мечети в Казани и Строгом стали самыми большими на местности Рф. Несколько миллионов верующих разных конфессий сделали паломничества к святым местам.
Наикрупнейшим событием в жизни Русской православной церкви стало её воссоединение с Российской православной церковью заграницей, состоявшееся в мае 2007 г., когда патриарх РПЦ Алексий II и митрополит РПЦЗ Лавр подписали Акт о каноническом общении.
Усилиями гос власти церкви была возвращена часть имущества, включая утраченные в советское время здания Русской духовной миссии в Иерусалиме, Российское подворье в итальянском городе Бари.
Представители различных конфессий воспринимали активное роль в духовном возрождении русского сообщества. Церковные школы, духовные семинарии, православные гимназии были приравнены к муниципальным и учили 10-ки тыщ деток. Священнослужители в первый раз после революции 1917 г. возвратились в армейские подразделения для работы среди военнослужащих.
Тема религии и церкви, возрождения и духовного обновления сообщества крепко вошла в творчество художественной интеллигенции. Первым игровым православным фильмом современной Рф стала драма П. С. Лунгина Полуостров, получившая признание созерцателей.
После погибели в декабре 2008 г. Алексия II новым Патриархом Столичным и всея Руси на Поместном соборе РПЦ был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Религия может быть консервативной силой, препятствующей прогрессу и утверждающей традиционную власть, как в современном Иране. Но она также может стать мощным фактором социальных изменений, создавая образ мира, который дает толчок к инновациям и рациональной экономической деятельности, как кальвинизм. И наконец, религия может использовать духовные устремления людей и приспосабливать их к современной жизни. Нынешнее возрождение религии в России представляет собой попытку понять корни религиозного чувства и приспособить его к современному миру.
Таблица 9.2. Динамика религиозной ориентации жителей России в 1985-1995 гг. (в % к совокупному населению; по данным социологических опросов, осуществленных в рамках российских (р) или международных (м) исследовательских проектов)
Отношение к религии | 1985 (м) | 1989 (р) | 1991 (р) | 1991 (м) | 1993 (р) | 1995 (р) |
Неверующие | 50 (50) | |||||
Православные | 37 (42) | |||||
Последователи других религий | 13 (8) |
(В скобках – результаты альтернативного исследования, выполненного тем же исследователем, чьи данные приведены для 1993 г.)
Таблица 9.3. Конфессиональный состав населения Российской империи, СССР и современной России (в % к совокупному населению)
Отношение к религии | Российская империя (1897) | СССР (1991) | Россия (сер. 1990-х) |
Численность совокупного населения (1000) | 125 000 | 270 000 | 149 000 |
Православные (без старообрядцев) | 71,3 | 22,8 | 33-40 (50-60 млн.) |
Католики | 9,2 | 5,5 | 0,2 (около 300 тыс.) |
Протестанты | 3,0 | 3,0 | 0,7 (более 1 млн.) |
Мусульмане | 11,2 | 18,5 | 10-13 (15-20 млн.) |
Буддисты | 0,4 | 0,4 | 0,7 (около 1 млн.) |
Иудеи | 4,2 | 0,2 | 0,7 (ок. 1 млн.) |
Последователи новых религиозных движений | – | 0,2-0,3 (300-400 тыс.) | |
Неверующие | – | около 50,0 | около 50,0 |
(В том числе греко-католики (униаты).)
Таблица 9.4. Религиозные объединения(Имеются в виду религиозные общества, административные центры религиозных организаций, монастыри, религиозные братства, духовные образовательные учреждения.) в России: 1990-1995-1998
Сверху – абсолютное количество; внизу (в скобках) – доля объединений (в %) отдельных религий и церквей в совокупном количестве религиозных общин
Показатель | Россия 1990 | Россия 1995 | Россия 1998 | Изменения (1990=100%) |
Общее количество религиозных объединений | (100.0) | 13 580 (100.0) | 16 017 (100.0) | 240,9 |
Православные церкви (ПЦ) | (56,7) | (54,3) | (57,0) | 241,9 |
в том числе: | ||||
Русская ПЦ (Московский Патриархат) | (51,8) | (51,1) | (54,0) | 251,4 |
Старообрядческие общины различных направлений | (4,0) | (1,8) | (1,3) | 76,6 |
Римско-католическая церковь | (0,5) | (1,3) | (1,4) | 655,9 |
Протестантские церкви (вместе) | (27,9) | (20,1) | (20,4) | 176,0 |
в том числе: | ||||
Объединения Баптистов и Евангельских Христиан | (14,9) | (8,2) | (7,4) | 119,7 |
Пятидесятнические церкви | (4,5) | (3.1) | (3,8) | 205,0 |
Свидетели Иеговы | (1,4) | (1,4) | (1,3) | 223,9 |
Адвентисты седьмого дня | (2,8) | (2,0) | (2,0) | 174,0 |
Лютеранские церкви | (2,7) | (1,3) | (1,1) | 100,0 |
Меннониты | (1,1) | (0,2) | (0,0) | 2,7 |
Методистская церковь | (0,0) | (0,3) | (0,4) | 320,0 |
Пресвитерианская церковь | (0,0) | (0,7) | (1,0) | 16 600,0 |
Ислам | (13,7) | (19,9) | (18,0) | 316,3 |
Буддизм | (0,2) | (0,7) | (1,0) | 1100,0 |
“Новые” религиозные движения в том числе: | ||||
Вайшнавы (Сознание Кришны) | (0,1) | (0,9) | (0,7) | 1333,3 |
Вера Бахай | (0,0) | (0,3) | (0,1) | 2100,0 |
Харизматические церкви | (0,5) | (0,9) |
Источник: Религии народов современной России: Словарь. М., 1999. С. 607-609.
10 июля 1990 г. Б.Н. Ельцин пригласил руководителей религиозных организаций присутствовать при своем вступлении в должность Президента РСФСР. На этом торжестве Патриарх Алексий II зачитал приветствие от имени крупнейших религиозных объединений и благословил Президента. После этого вошло в обычай (не легализованный в законодательстве) привлекать священнослужителей РПЦ для различных официальных церемоний – освящения зданий Правительства РФ и областных администраций, ракет, кораблей и т.п. В ряде воинских частей оборудованы “православные” комнаты. Высшие должностные лица присутствуют на торжественных богослужениях.
Социологические исследования, проводимые в России в последние годы, показывают, что религиозное возрождение затронуло в основном внешнюю сторону жизни общества. Так, если на вопрос социологов “Верите ли вы в Бога?” положительно отвечают около 50% (из них около 75%считают себя православными), то из числа “православных” верит в Воскресение Христа лишь 38%, в будущую жизнь – 28%, а регулярно посещают богослужения и соблюдают дисциплинарные предписания церкви от 2 до 3%. Число “потенциальных” (по этническому признаку) мусульман оценивается в 12-20 млн., реальных верующих из них 2-3%. Однако в мусульманской среде, как показывают события в Чечне, переход от пассивной веры к активной может быть очень быстрым в связи с простотой учения и отлаженностью регламентации бытовой жизни. В то же время рост протестантских религиозных организаций характеризуется не только количеством, но и качеством благодаря акценту на социальную гуманитарную деятельность и понятную современному человеку проповедь. Они имеют наибольший успех среди молодежи, часто переходящей к ним из православия. Но если РПЦ испытывает трудности с адаптацией своей древнеславянско-византийской традиционности к современности, то у протестантов в России возникли трудности, обусловленные отсутствием опоры на прошлое, традиции и фольклор. В связи с этим некоторые баптисты уже вводят ритуальные облачения наподобие византийских, украшают храмы и т.п., что в принципе может способствовать дальнейшему распространению протестантизма в нашей стране.
Молодежь часто обращается и к так называемым новым религиям (по приблизительным оценкам, до 500 тыс. чел.). Однако влияние религиозного фактора на выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ оценивается невысоко: “Христианско-демократический союз” на выборах 17 декабря 1995 г. Получил 0,28% голосов, мусульманское движение “Hyp” – 0,5%. Несмотря на апелляцию к православию, члены Конгресса русских общин не сумели попасть в Государственную Думу. Наблюдается явное обострение социальной напряженности вокруг деятельности ряда новых деструктивных культов, к которым тянутся молодые люди.
К факторам, стимулирующим возрождение религий в России, можно отнести: усилившуюся в условиях перехода к рыночной экономике потребность в психологическом утешении, в предсказаниях будущего; потребность в возвращении в русло культурно-исторической преемственности развития и национальной самоидентификации; свободу религиозной пропаганды и открытость источников религиозных знаний; потребность новых политических властей в поддержке широкими кругами населения; разрушение сферы социальной помощи, обострившее потребность в духовной и материальной поддержке, в утешении.
Религия может быть консервативной силой, препятствующей прогрессу и утверждающей традиционную власть, как в современном Иране. Но она также может стать мощным фактором социальных изменений, создавая образ мира, который дает толчок к инновациям и рациональной экономической деятельности, как кальвинизм. И наконец, религия может использовать духовные устремления людей и приспосабливать их к современной жизни. Нынешнее возрождение религии в России представляет собой попытку понять корни религиозного чувства и приспособить его к современному миру.
Таблица 9.2. Динамика религиозной ориентации жителей России в 1985-1995 гг. (в % к совокупному населению; по данным социологических опросов, осуществленных в рамках российских (р) или международных (м) исследовательских проектов)
Отношение к религии | 1985 (м) | 1989 (р) | 1991 (р) | 1991 (м) | 1993 (р) | 1995 (р) |
Неверующие | 50 (50) | |||||
Православные | 37 (42) | |||||
Последователи других религий | 13 (8) |
(В скобках – результаты альтернативного исследования, выполненного тем же исследователем, чьи данные приведены для 1993 г.)
Таблица 9.3. Конфессиональный состав населения Российской империи, СССР и современной России (в % к совокупному населению)
Отношение к религии | Российская империя (1897) | СССР (1991) | Россия (сер. 1990-х) |
Численность совокупного населения (1000) | 125 000 | 270 000 | 149 000 |
Православные (без старообрядцев) | 71,3 | 22,8 | 33-40 (50-60 млн.) |
Католики | 9,2 | 5,5 | 0,2 (около 300 тыс.) |
Протестанты | 3,0 | 3,0 | 0,7 (более 1 млн.) |
Мусульмане | 11,2 | 18,5 | 10-13 (15-20 млн.) |
Буддисты | 0,4 | 0,4 | 0,7 (около 1 млн.) |
Иудеи | 4,2 | 0,2 | 0,7 (ок. 1 млн.) |
Последователи новых религиозных движений | – | 0,2-0,3 (300-400 тыс.) | |
Неверующие | – | около 50,0 | около 50,0 |
(В том числе греко-католики (униаты).)
Таблица 9.4. Религиозные объединения(Имеются в виду религиозные общества, административные центры религиозных организаций, монастыри, религиозные братства, духовные образовательные учреждения.) в России: 1990-1995-1998
Сверху – абсолютное количество; внизу (в скобках) – доля объединений (в %) отдельных религий и церквей в совокупном количестве религиозных общин
Показатель | Россия 1990 | Россия 1995 | Россия 1998 | Изменения (1990=100%) |
Общее количество религиозных объединений | (100.0) | 13 580 (100.0) | 16 017 (100.0) | 240,9 |
Православные церкви (ПЦ) | (56,7) | (54,3) | (57,0) | 241,9 |
в том числе: | ||||
Русская ПЦ (Московский Патриархат) | (51,8) | (51,1) | (54,0) | 251,4 |
Старообрядческие общины различных направлений | (4,0) | (1,8) | (1,3) | 76,6 |
Римско-католическая церковь | (0,5) | (1,3) | (1,4) | 655,9 |
Протестантские церкви (вместе) | (27,9) | (20,1) | (20,4) | 176,0 |
в том числе: | ||||
Объединения Баптистов и Евангельских Христиан | (14,9) | (8,2) | (7,4) | 119,7 |
Пятидесятнические церкви | (4,5) | (3.1) | (3,8) | 205,0 |
Свидетели Иеговы | (1,4) | (1,4) | (1,3) | 223,9 |
Адвентисты седьмого дня | (2,8) | (2,0) | (2,0) | 174,0 |
Лютеранские церкви | (2,7) | (1,3) | (1,1) | 100,0 |
Меннониты | (1,1) | (0,2) | (0,0) | 2,7 |
Методистская церковь | (0,0) | (0,3) | (0,4) | 320,0 |
Пресвитерианская церковь | (0,0) | (0,7) | (1,0) | 16 600,0 |
Ислам | (13,7) | (19,9) | (18,0) | 316,3 |
Буддизм | (0,2) | (0,7) | (1,0) | 1100,0 |
“Новые” религиозные движения в том числе: | ||||
Вайшнавы (Сознание Кришны) | (0,1) | (0,9) | (0,7) | 1333,3 |
Вера Бахай | (0,0) | (0,3) | (0,1) | 2100,0 |
Харизматические церкви | (0,5) | (0,9) |
Источник: Религии народов современной России: Словарь. М., 1999. С. 607-609.
10 июля 1990 г. Б.Н. Ельцин пригласил руководителей религиозных организаций присутствовать при своем вступлении в должность Президента РСФСР. На этом торжестве Патриарх Алексий II зачитал приветствие от имени крупнейших религиозных объединений и благословил Президента. После этого вошло в обычай (не легализованный в законодательстве) привлекать священнослужителей РПЦ для различных официальных церемоний – освящения зданий Правительства РФ и областных администраций, ракет, кораблей и т.п. В ряде воинских частей оборудованы “православные” комнаты. Высшие должностные лица присутствуют на торжественных богослужениях.
Социологические исследования, проводимые в России в последние годы, показывают, что религиозное возрождение затронуло в основном внешнюю сторону жизни общества. Так, если на вопрос социологов “Верите ли вы в Бога?” положительно отвечают около 50% (из них около 75%считают себя православными), то из числа “православных” верит в Воскресение Христа лишь 38%, в будущую жизнь – 28%, а регулярно посещают богослужения и соблюдают дисциплинарные предписания церкви от 2 до 3%. Число “потенциальных” (по этническому признаку) мусульман оценивается в 12-20 млн., реальных верующих из них 2-3%. Однако в мусульманской среде, как показывают события в Чечне, переход от пассивной веры к активной может быть очень быстрым в связи с простотой учения и отлаженностью регламентации бытовой жизни. В то же время рост протестантских религиозных организаций характеризуется не только количеством, но и качеством благодаря акценту на социальную гуманитарную деятельность и понятную современному человеку проповедь. Они имеют наибольший успех среди молодежи, часто переходящей к ним из православия. Но если РПЦ испытывает трудности с адаптацией своей древнеславянско-византийской традиционности к современности, то у протестантов в России возникли трудности, обусловленные отсутствием опоры на прошлое, традиции и фольклор. В связи с этим некоторые баптисты уже вводят ритуальные облачения наподобие византийских, украшают храмы и т.п., что в принципе может способствовать дальнейшему распространению протестантизма в нашей стране.
Молодежь часто обращается и к так называемым новым религиям (по приблизительным оценкам, до 500 тыс. чел.). Однако влияние религиозного фактора на выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ оценивается невысоко: “Христианско-демократический союз” на выборах 17 декабря 1995 г. Получил 0,28% голосов, мусульманское движение “Hyp” – 0,5%. Несмотря на апелляцию к православию, члены Конгресса русских общин не сумели попасть в Государственную Думу. Наблюдается явное обострение социальной напряженности вокруг деятельности ряда новых деструктивных культов, к которым тянутся молодые люди.
К факторам, стимулирующим возрождение религий в России, можно отнести: усилившуюся в условиях перехода к рыночной экономике потребность в психологическом утешении, в предсказаниях будущего; потребность в возвращении в русло культурно-исторической преемственности развития и национальной самоидентификации; свободу религиозной пропаганды и открытость источников религиозных знаний; потребность новых политических властей в поддержке широкими кругами населения; разрушение сферы социальной помощи, обострившее потребность в духовной и материальной поддержке, в утешении.
С2. Назовите, используя текст, основные функции церкви.
С5. рассказывая на уроке о значении религии в жизни общества, ученик отметил в порождении социальных конфликтов и разделении общества, например, Крестовые походы, Варфоломеевская ночь. Не все учащиеся класса согласились с его мнением. Какая из двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, который помог вам ответить на этот вопрос.
С6. На основании фрагменте текста можно сделать вывод о том, что религия играет огромную роль в жизни общества. Согласны ли вы с тем, что религия, возвышая душу над телом, духовность над материальными интересами, способствовала облагораживанию человеческой души? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Ответ оставил Гуру
Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Обществознание.
Читайте также: