Подтвердите с помощью текста параграфа факт возрождения религиозной жизни кратко и понятно

Обновлено: 07.07.2024

С2. Назовите, используя текст, основные функции церкви.

С5. рассказывая на уроке о значении религии в жизни общества, ученик отметил в порождении социальных конфликтов и разделении общества, например, Крестовые походы, Варфоломеевская ночь. Не все учащиеся класса согласились с его мнением. Какая из двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, который помог вам ответить на этот вопрос.

С6. На основании фрагменте текста можно сделать вывод о том, что религия играет огромную роль в жизни общества. Согласны ли вы с тем, что религия, возвышая душу над телом, духовность над материальными интересами, способствовала облагораживанию человеческой души? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Подтвердите факт возрождения религиозной жизни многонационального народонаселенья Рф. Каковой, на ваш взор, личный вклад патриарха Алексия II в восстановление духовной жизни в России?

  • Владислав Ежлов
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-10-31 13:43:22
  • 2
  • 1

Отношения власти и церкви в начале XXI в. строились на обоюдном стремлении к восстановлению величия Рф. Постоянными стали Рождественские чтения, в ходе которых на самом высочайшем государственном уровне обсуждались формы участия церкви в восстановленьи духовности и нравственности россиян. Представители РПЦ и иных конфессий интенсивно участвовали в работе Публичной палаты РФ и иных общественно-муниципальных структур.
В 2000 г. завершилось воспроизведенье храма Христа Спасателя в Москве, уничтоженного в 1931 г. Он стал основным православным храмом страны.
По всей Рф шло восстановление церквей, монастырей, приходов. За 18 лет служения Патриарха Столичного и всея Руси Алексия II число монастырей подросло с 35 до 769, а действующих церквей с 7,5 до 30 тыс. Такого масштаба церковного строительства не знала ни одна страна мира за всю историю христианства. Наряду с церквями возводились мечети, синагоги, буддистские дацаны. Мечети в Казани и Строгом стали самыми большими на местности Рф. Несколько миллионов верующих разных конфессий сделали паломничества к святым местам.
Наикрупнейшим событием в жизни Русской православной церкви стало её воссоединение с Российской православной церковью заграницей, состоявшееся в мае 2007 г., когда патриарх РПЦ Алексий II и митрополит РПЦЗ Лавр подписали Акт о каноническом общении.
Усилиями гос власти церкви была возвращена часть имущества, включая утраченные в советское время здания Русской духовной миссии в Иерусалиме, Российское подворье в итальянском городе Бари.
Представители различных конфессий воспринимали активное роль в духовном возрождении русского сообщества. Церковные школы, духовные семинарии, православные гимназии были приравнены к муниципальным и учили 10-ки тыщ деток. Священнослужители в первый раз после революции 1917 г. возвратились в армейские подразделения для работы среди военнослужащих.
Тема религии и церкви, возрождения и духовного обновления сообщества крепко вошла в творчество художественной интеллигенции. Первым игровым православным фильмом современной Рф стала драма П. С. Лунгина Полуостров, получившая признание созерцателей.
После погибели в декабре 2008 г. Алексия II новым Патриархом Столичным и всея Руси на Поместном соборе РПЦ был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Религия может быть консервативной силой, препятствующей прогрессу и утверждающей традиционную власть, как в современном Иране. Но она также может стать мощным фактором социальных изменений, создавая образ мира, который дает толчок к инновациям и рациональной экономической деятельности, как кальвинизм. И наконец, религия может использовать духовные устремления людей и приспосабливать их к современной жизни. Нынешнее возрождение религии в России представляет собой попытку понять корни религиозного чувства и приспособить его к современному миру.

Таблица 9.2. Динамика религиозной ориентации жителей России в 1985-1995 гг. (в % к совокупному населению; по данным социологических опросов, осуществленных в рамках российских (р) или международных (м) исследовательских проектов)

Отношение к религии 1985 (м) 1989 (р) 1991 (р) 1991 (м) 1993 (р) 1995 (р)
Неверующие 50 (50)
Православные 37 (42)
Последователи других религий 13 (8)

(В скобках – результаты альтернативного исследования, выполненного тем же исследователем, чьи данные приведены для 1993 г.)

Таблица 9.3. Конфессиональный состав населения Российской империи, СССР и современной России (в % к совокупному населению)




Отношение к религии Российская империя (1897) СССР (1991) Россия (сер. 1990-х)
Численность совокупного населения (1000) 125 000 270 000 149 000
Православные (без старообрядцев) 71,3 22,8 33-40 (50-60 млн.)
Католики 9,2 5,5 0,2 (около 300 тыс.)
Протестанты 3,0 3,0 0,7 (более 1 млн.)
Мусульмане 11,2 18,5 10-13 (15-20 млн.)
Буддисты 0,4 0,4 0,7 (около 1 млн.)
Иудеи 4,2 0,2 0,7 (ок. 1 млн.)
Последователи новых религиозных движений 0,2-0,3 (300-400 тыс.)
Неверующие около 50,0 около 50,0

(В том числе греко-католики (униаты).)

Таблица 9.4. Религиозные объединения(Имеются в виду религиозные общества, административные центры религиозных организаций, монастыри, религиозные братства, духовные образовательные учреждения.) в России: 1990-1995-1998

Сверху – абсолютное количество; внизу (в скобках) – доля объединений (в %) отдельных религий и церквей в совокупном количестве религиозных общин

Показатель Россия 1990 Россия 1995 Россия 1998 Изменения (1990=100%)
Общее количество религиозных объединений (100.0) 13 580 (100.0) 16 017 (100.0) 240,9
Православные церкви (ПЦ) (56,7) (54,3) (57,0) 241,9
в том числе:
Русская ПЦ (Московский Патриархат) (51,8) (51,1) (54,0) 251,4
Старообрядческие общины различных направлений (4,0) (1,8) (1,3) 76,6
Римско-католическая церковь (0,5) (1,3) (1,4) 655,9
Протестантские церкви (вместе) (27,9) (20,1) (20,4) 176,0
в том числе:
Объединения Баптистов и Евангельских Христиан (14,9) (8,2) (7,4) 119,7
Пятидесятнические церкви (4,5) (3.1) (3,8) 205,0
Свидетели Иеговы (1,4) (1,4) (1,3) 223,9
Адвентисты седьмого дня (2,8) (2,0) (2,0) 174,0
Лютеранские церкви (2,7) (1,3) (1,1) 100,0
Меннониты (1,1) (0,2) (0,0) 2,7
Методистская церковь (0,0) (0,3) (0,4) 320,0
Пресвитерианская церковь (0,0) (0,7) (1,0) 16 600,0
Ислам (13,7) (19,9) (18,0) 316,3
Буддизм (0,2) (0,7) (1,0) 1100,0
“Новые” религиозные движения в том числе:
Вайшнавы (Сознание Кришны) (0,1) (0,9) (0,7) 1333,3
Вера Бахай (0,0) (0,3) (0,1) 2100,0
Харизматические церкви (0,5) (0,9)

Источник: Религии народов современной России: Словарь. М., 1999. С. 607-609.

10 июля 1990 г. Б.Н. Ельцин пригласил руководителей религиозных организаций присутствовать при своем вступлении в должность Президента РСФСР. На этом торжестве Патриарх Алексий II зачитал приветствие от имени крупнейших религиозных объединений и благословил Президента. После этого вошло в обычай (не легализованный в законодательстве) привлекать священнослужителей РПЦ для различных официальных церемоний – освящения зданий Правительства РФ и областных администраций, ракет, кораблей и т.п. В ряде воинских частей оборудованы “православные” комнаты. Высшие должностные лица присутствуют на торжественных богослужениях.

Социологические исследования, проводимые в России в последние годы, показывают, что религиозное возрождение затронуло в основном внешнюю сторону жизни общества. Так, если на вопрос социологов “Верите ли вы в Бога?” положительно отвечают около 50% (из них около 75%считают себя православными), то из числа “православных” верит в Воскресение Христа лишь 38%, в будущую жизнь – 28%, а регулярно посещают богослужения и соблюдают дисциплинарные предписания церкви от 2 до 3%. Число “потенциальных” (по этническому признаку) мусульман оценивается в 12-20 млн., реальных верующих из них 2-3%. Однако в мусульманской среде, как показывают события в Чечне, переход от пассивной веры к активной может быть очень быстрым в связи с простотой учения и отлаженностью регламентации бытовой жизни. В то же время рост протестантских религиозных организаций характеризуется не только количеством, но и качеством благодаря акценту на социальную гуманитарную деятельность и понятную современному человеку проповедь. Они имеют наибольший успех среди молодежи, часто переходящей к ним из православия. Но если РПЦ испытывает трудности с адаптацией своей древнеславянско-византийской традиционности к современности, то у протестантов в России возникли трудности, обусловленные отсутствием опоры на прошлое, традиции и фольклор. В связи с этим некоторые баптисты уже вводят ритуальные облачения наподобие византийских, украшают храмы и т.п., что в принципе может способствовать дальнейшему распространению протестантизма в нашей стране.

Молодежь часто обращается и к так называемым новым религиям (по приблизительным оценкам, до 500 тыс. чел.). Однако влияние религиозного фактора на выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ оценивается невысоко: “Христианско-демократический союз” на выборах 17 декабря 1995 г. Получил 0,28% голосов, мусульманское движение “Hyp” – 0,5%. Несмотря на апелляцию к православию, члены Конгресса русских общин не сумели попасть в Государственную Думу. Наблюдается явное обострение социальной напряженности вокруг деятельности ряда новых деструктивных культов, к которым тянутся молодые люди.

К факторам, стимулирующим возрождение религий в России, можно отнести: усилившуюся в условиях перехода к рыночной экономике потребность в психологическом утешении, в предсказаниях будущего; потребность в возвращении в русло культурно-исторической преемственности развития и национальной самоидентификации; свободу религиозной пропаганды и открытость источников религиозных знаний; потребность новых политических властей в поддержке широкими кругами населения; разрушение сферы социальной помощи, обострившее потребность в духовной и материальной поддержке, в утешении.

Религия может быть консервативной силой, препятствующей прогрессу и утверждающей традиционную власть, как в современном Иране. Но она также может стать мощным фактором социальных изменений, создавая образ мира, который дает толчок к инновациям и рациональной экономической деятельности, как кальвинизм. И наконец, религия может использовать духовные устремления людей и приспосабливать их к современной жизни. Нынешнее возрождение религии в России представляет собой попытку понять корни религиозного чувства и приспособить его к современному миру.

Таблица 9.2. Динамика религиозной ориентации жителей России в 1985-1995 гг. (в % к совокупному населению; по данным социологических опросов, осуществленных в рамках российских (р) или международных (м) исследовательских проектов)

Отношение к религии 1985 (м) 1989 (р) 1991 (р) 1991 (м) 1993 (р) 1995 (р)
Неверующие 50 (50)
Православные 37 (42)
Последователи других религий 13 (8)

(В скобках – результаты альтернативного исследования, выполненного тем же исследователем, чьи данные приведены для 1993 г.)

Таблица 9.3. Конфессиональный состав населения Российской империи, СССР и современной России (в % к совокупному населению)

Отношение к религии Российская империя (1897) СССР (1991) Россия (сер. 1990-х)
Численность совокупного населения (1000) 125 000 270 000 149 000
Православные (без старообрядцев) 71,3 22,8 33-40 (50-60 млн.)
Католики 9,2 5,5 0,2 (около 300 тыс.)
Протестанты 3,0 3,0 0,7 (более 1 млн.)
Мусульмане 11,2 18,5 10-13 (15-20 млн.)
Буддисты 0,4 0,4 0,7 (около 1 млн.)
Иудеи 4,2 0,2 0,7 (ок. 1 млн.)
Последователи новых религиозных движений 0,2-0,3 (300-400 тыс.)
Неверующие около 50,0 около 50,0

(В том числе греко-католики (униаты).)

Таблица 9.4. Религиозные объединения(Имеются в виду религиозные общества, административные центры религиозных организаций, монастыри, религиозные братства, духовные образовательные учреждения.) в России: 1990-1995-1998

Сверху – абсолютное количество; внизу (в скобках) – доля объединений (в %) отдельных религий и церквей в совокупном количестве религиозных общин

Показатель Россия 1990 Россия 1995 Россия 1998 Изменения (1990=100%)
Общее количество религиозных объединений (100.0) 13 580 (100.0) 16 017 (100.0) 240,9
Православные церкви (ПЦ) (56,7) (54,3) (57,0) 241,9
в том числе:
Русская ПЦ (Московский Патриархат) (51,8) (51,1) (54,0) 251,4
Старообрядческие общины различных направлений (4,0) (1,8) (1,3) 76,6
Римско-католическая церковь (0,5) (1,3) (1,4) 655,9
Протестантские церкви (вместе) (27,9) (20,1) (20,4) 176,0
в том числе:
Объединения Баптистов и Евангельских Христиан (14,9) (8,2) (7,4) 119,7
Пятидесятнические церкви (4,5) (3.1) (3,8) 205,0
Свидетели Иеговы (1,4) (1,4) (1,3) 223,9
Адвентисты седьмого дня (2,8) (2,0) (2,0) 174,0
Лютеранские церкви (2,7) (1,3) (1,1) 100,0
Меннониты (1,1) (0,2) (0,0) 2,7
Методистская церковь (0,0) (0,3) (0,4) 320,0
Пресвитерианская церковь (0,0) (0,7) (1,0) 16 600,0
Ислам (13,7) (19,9) (18,0) 316,3
Буддизм (0,2) (0,7) (1,0) 1100,0
“Новые” религиозные движения в том числе:
Вайшнавы (Сознание Кришны) (0,1) (0,9) (0,7) 1333,3
Вера Бахай (0,0) (0,3) (0,1) 2100,0
Харизматические церкви (0,5) (0,9)

Источник: Религии народов современной России: Словарь. М., 1999. С. 607-609.

10 июля 1990 г. Б.Н. Ельцин пригласил руководителей религиозных организаций присутствовать при своем вступлении в должность Президента РСФСР. На этом торжестве Патриарх Алексий II зачитал приветствие от имени крупнейших религиозных объединений и благословил Президента. После этого вошло в обычай (не легализованный в законодательстве) привлекать священнослужителей РПЦ для различных официальных церемоний – освящения зданий Правительства РФ и областных администраций, ракет, кораблей и т.п. В ряде воинских частей оборудованы “православные” комнаты. Высшие должностные лица присутствуют на торжественных богослужениях.

Социологические исследования, проводимые в России в последние годы, показывают, что религиозное возрождение затронуло в основном внешнюю сторону жизни общества. Так, если на вопрос социологов “Верите ли вы в Бога?” положительно отвечают около 50% (из них около 75%считают себя православными), то из числа “православных” верит в Воскресение Христа лишь 38%, в будущую жизнь – 28%, а регулярно посещают богослужения и соблюдают дисциплинарные предписания церкви от 2 до 3%. Число “потенциальных” (по этническому признаку) мусульман оценивается в 12-20 млн., реальных верующих из них 2-3%. Однако в мусульманской среде, как показывают события в Чечне, переход от пассивной веры к активной может быть очень быстрым в связи с простотой учения и отлаженностью регламентации бытовой жизни. В то же время рост протестантских религиозных организаций характеризуется не только количеством, но и качеством благодаря акценту на социальную гуманитарную деятельность и понятную современному человеку проповедь. Они имеют наибольший успех среди молодежи, часто переходящей к ним из православия. Но если РПЦ испытывает трудности с адаптацией своей древнеславянско-византийской традиционности к современности, то у протестантов в России возникли трудности, обусловленные отсутствием опоры на прошлое, традиции и фольклор. В связи с этим некоторые баптисты уже вводят ритуальные облачения наподобие византийских, украшают храмы и т.п., что в принципе может способствовать дальнейшему распространению протестантизма в нашей стране.

Молодежь часто обращается и к так называемым новым религиям (по приблизительным оценкам, до 500 тыс. чел.). Однако влияние религиозного фактора на выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ оценивается невысоко: “Христианско-демократический союз” на выборах 17 декабря 1995 г. Получил 0,28% голосов, мусульманское движение “Hyp” – 0,5%. Несмотря на апелляцию к православию, члены Конгресса русских общин не сумели попасть в Государственную Думу. Наблюдается явное обострение социальной напряженности вокруг деятельности ряда новых деструктивных культов, к которым тянутся молодые люди.

К факторам, стимулирующим возрождение религий в России, можно отнести: усилившуюся в условиях перехода к рыночной экономике потребность в психологическом утешении, в предсказаниях будущего; потребность в возвращении в русло культурно-исторической преемственности развития и национальной самоидентификации; свободу религиозной пропаганды и открытость источников религиозных знаний; потребность новых политических властей в поддержке широкими кругами населения; разрушение сферы социальной помощи, обострившее потребность в духовной и материальной поддержке, в утешении.

С2. Назовите, используя текст, основные функции церкви.

С5. рассказывая на уроке о значении религии в жизни общества, ученик отметил в порождении социальных конфликтов и разделении общества, например, Крестовые походы, Варфоломеевская ночь. Не все учащиеся класса согласились с его мнением. Какая из двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, который помог вам ответить на этот вопрос.

С6. На основании фрагменте текста можно сделать вывод о том, что религия играет огромную роль в жизни общества. Согласны ли вы с тем, что религия, возвышая душу над телом, духовность над материальными интересами, способствовала облагораживанию человеческой души? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Ответ оставил Гуру


Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Обществознание.

Читайте также: