Подросток в неполной семье и детском доме кратко

Обновлено: 02.07.2024

Каковы причины детской агрессии, асоциального поведения подростков, развития зависимостей от психоактивных веществ, самоповреждений, суицидальных попыток? В каждом списке факторов, влияющих на возникновение проблемного поведения детей, мы без труда обнаружим, что один из них – неполная семья.

Предлагаю отделить зерна от плевел и разобраться, так ли и чем страшна неполная семья для ребенка.

А судьи кто?

Как вы лодку назовете…

Мама – главное слово в каждой судьбе

В докладе были приведены результаты исследований факторов, влияющих на детскую преступность . Опираясь на текст доклада, привожу основные мысли, особенно важные для матерей:

Следовательно, ключевой фигурой, влияющей на ребенка, является мама: хорошо контролирующая, имеющая доверительные отношения с ребенком, сохраняющая традицию семейного ужина и воспитывающая ребенка/детей в уважении к ней.

Звучит как отличный ориентир для материнской воспитательной стратегии. Мамы, не позволяйте окружающим себя кошмарить. Вы со всем справитесь. Вы сделали свой выбор, значит для него были причины. И одной из них была забота о ребенке.

Счастье – это когда все дома?

И последнее. К сожалению, полная семья не дает вам никаких гарантий относительно того, как сложится жизнь (в том числе семейная) у ребенка. Можно сколько угодно сохранять двух родителей в деструктивной семье, конфликтной семье, семье с психологическим или физическим насилием. Но думать, что эти отношения родителей не скажутся на ребенке, по меньшей мере, наивно. В то же время есть успешные люди, создавшие крепкие семьи, несмотря на то, что сами были воспитаны в материнских или отцовских семьях, или в детском доме.

Нам придется сместить фокус внимания с количества членов семьи на качество взаимоотношений между ними. Если дома у ребенка члены семьи рады друг другу, он уверен, что у него есть надежный тыл, поддержка, понимание со стороны взрослых – эта семья счастливая, и не важно – отцовская она, материнская или в ней двое родителей.

Важно не количество членов семьи, а то, насколько адекватны и психологически комфортны семейные отношения.


Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все, же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной. В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное — пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей — будущих супругов и родителей — определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов. Это только одна из многочисленных проблем, порождаемых неполной семьей [5, с.115].

Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод, они могут стать сильными психотравмирующими факторами. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, любовь, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей — родителей. Душевная травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по-особому проявиться в подростковом возрасте. У подростков, выросших без отца, наблюдается жестокость, также они бывают, замкнуты, застенчивы, менее эмоциональны, они не уверены в своих силах, а некоторые даже не верят в свои возможности. Они очень часто пребывают в одиночестве, и их это устраивает. Дети из неполных семей раньше становятся самостоятельными. В первое время после ухода одного из родителей у них чаще всего наблюдается сильный страх разлуки с взрослыми, у них могут быть проблемы со сном, агрессивность, раздражительность или другой тип деструктивного поведения, привлекающий к себе внимание, замкнутость и стремление к изоляции, печаль, тоска, чувство потери и мучительные воспоминания [2, с. 46].

Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков поло-ролевого поведения.

Важную роль в развитии девочки играет отец. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений с ним запоминаются и становятся образцом, своего рода магнитом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы и формы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразится на личной и семейной жизни.

На развитие мужского самосознания мальчиков также сказывается отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего. Психотерапевты отмечают, что лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. Мальчики, воспитывающиеся без отца либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому, и они не хотят воспринимать то, что пытается привить им мать. Также у них труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше шансов стать психопатами, лишенными угрызения совести. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремлены, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки [1, с. 108].

Низкий уровень социальной активности является, одной из проблем, с которыми сталкиваются дети из неполных семей, является их неумение противостоять жизненным трудностям, неуверенность в себе и, как следствие этого, низкий уровень их социальной активности. Эту особенность в психическом и личностном развитии таких детей отмечают педагоги и психотерапевты. Подобное состояние, по мнению исследователей, больше присуще девочкам, у которых особенно отчетливо проявляется социальный признак: неуверенные в себе, они и не надеются на успех в будущем. Такие девочки признаются, что при первой же возможности готовы выйти замуж, так как сами они никогда своего положения изменить не смогут, поэтому замужество — единственный возможный выход. Однако и в семейное счастье они не верят, потому что успели повидать много распавшихся семей (примерами могли послужить и их собственные родители) и потому сомневаются в прочности будущего супружеского союза. Но все, же в каждой из них теплится надежда, что ее брак окажется счастливым, хотя они понятия не имеют, как этого добиваться — впрочем, как и любой другой удачи [3, с. 250].

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью. Мать хочет уделить сыну больше внимания, которого он частично лишился в связи с уходом или смертью отца, окружить большей заботой, жертвуя собой, своими интересами и желаниям.

Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод, что роль родителей очень многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей приводит к нарушениям психического (умственного) развития ребенка, появления эмоциональных расстройств снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья. Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь подростка [4, с. 376].

2. Захарова Е.И Исследование особенностей эмоциональной стороны детско - родительского взаимодействия // Вопросы психологии - №1 — 2000 - 9-17 с.

3. Неблагополучные семьи // сост. О.А. Запотылок. - Минск, 2008 — 128 с.

4. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой - М., 1995 - 376 с.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В успехе любого человека огромную роль играет семья. И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком в жизни для каждого из нас.

Цель исследования: Изучение эмоционального состояния ребёнка, воспитывающегося в неполной семье.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать данные анкетирования о статусе семей учащихся 5-8 классов;

- выявить зависимость психо-эмоционального состояния подростка от статуса семьи;

- предложить практические рекомендации по оказанию помощи подростку, по выходу из тяжёлой жизненной ситуации.

Методы исследования: Для решения поставленных задач, мной были использованы следующие методы исследования:

2. Основная часть 2.1.Теоретический аспект.

2.1.1. Возникновение семьи

Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами (стадами). Но эти группы не были семьями, объединяющими отца, мать и детей (как мы понимаем это сейчас), хотя женщины, вероятно, заботились, прежде всего, о своих собственных детях. Отец обычно приносил пищу для матери и малыша, защищал их от врагов. Роль матери была более важна, так как она вскармливала ребенка молоком.

На смену первобытному стадному обществу пришла родовая община. В отличие от стада, община состояла из родов. Род – это коллектив людей, ведущих свое происхождении от одного общего предка по мужской или женской линии. Таким образом, в родовую общину входили только родственники. Родственные отношения стали играть важную роль в определении принадлежности человека к тому или иному роду. Род состоял из отдельных семей. А в семью входили взрослые мужчина и женщина, и их дети.

Таким образом, постоянная семья, возникла вместе с родовой общиной, создаваемая для рождения детей. Потом отдельные семьи стали обзаводиться собственным хозяйством, и необходимость их объединения в род постепенно отпала.

2.1.2. Функции семьи

Семья выполняет целый ряд социальных функций, среди которых, прежде всего, выделяют репродуктивную и воспитательную.

Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

Согласно статистическим данным, на сегодняшний день количество разводов в Российский Федерации стремительно растет. Раньше разрушить ячейку общества было моральным преступлением, сегодня же в этом нет ничего зазорного, поэтому в наше время мужчины и женщины легко образуют семьи и точно также легко их рушат, не задумываясь о судьбе своих детей, которые в сложившейся ситуации страдают больше всего.

Проанализируем эмоциональное состояние учащихся 5-8 классов, в отдельно взятой школе Пермского края и попытаемся выявить зависимость между их успеваемостью в школе и семейного статуса семьи.

2.2. Исследование. 2.2.1. Исходные данные


Подростковый возраст считается наиболее трудным с точки зрения поведения, психологии ребенка. В случае с сиротами всю тяжесть этого времени можно умножать на два. Отчасти по этой причине часть приемных родителей не берут на воспитание сирот в этом возрасте. Правда, в последние пять были приняты законы, стимулирующие семьи брать детей с особенностями развития и детей подросткового возраста.

1436630411_teens

Приемная семья – это другая форма отношений и новые правила жизни для сформировавшегося человека, каковым является подросток. В свою очередь приемные родители также бывают удивлены некоторым привычкам, способам общения и представлениям ребенка о жизни в семье. Они также проходят процесс адаптации к жизни, в которой появился приемный ребенок-подросток.

Процесс воспитания подростка в приемной семье, как правило, меняет ребенка в части представлений об отношениях с людьми, ведь ему предлагается определенная социальная роль – роль приемного ребенка. Некоторые подростки соглашаются на это, другие неохотно идут на выстраивание отношений с членами приемной семьи, так как считают, что тем самым предают своих кровных родителей.

Тем не менее, время, проведенное в приемной семье, связано с ростом уверенности ребенка в себе на фоне появления чувства безопасности, опоры на стабильные отношения с приемными родителями.

Процесс воспитания подростка в приемной семье способствует развитию идентичности подростка. Девочке семья помогает лучше разобраться и присвоить женские модели поведения. Мальчику, соответственно, мужские.

Приемные семьи часто оказывают помощь ребенку в социализации, как это принято в семьях: советом и делом. Приемные родители обсуждают с ребенком сферу его интересов, помогают, направляют, устраивают в учебные заведения, на временную работу… Неполная рабочая занятость помогают подростку самореализоваться, заработать деньги, почувствовать уверенность. Это важная часть социализации часто поддерживается в приемных семьях.

Жизнь в приемной семье, безусловно, способствует расширению кругозора ребенка. Ребенок получает новый опыт: от пользования какой-то бытовой техникой до посещения новых мест, чтения новой литературы, диалогов с членами семьи.

И, пожалуй, самый важный момент – семья выступает реабилитационной средой для ребенка.

Зачастую приемные дети имеют за плечами травматичный опыт утраты, психологического или иного насилия. В приемной семье создаются условия, когда ребенок может быть услышан, понят. Когда приемные родители вместе с ребенком выдерживают его сильные чувства боли, страха, злости, бессилия, и помогают найти выход. Такое чуткое отношение взрослого к чувствам ребенка оказывает сильнейший терапевтический эффект.

Нахождение ребенка в семье предопределяет поведение, сознание. Он ходит в школу, посещает кружки, общается с другими детьми, интегрирован в общество. У него нет искаженного взгляда на мир, который свойственен тем, кто находится в закрытых учреждениях. Ребенок живет в семье — это самое главное. У него есть персональный взрослый, который с ним будет разговаривать. Если ребенок случайно поранит ручку, то мама тут же прибежит, поможет. Он не ждет наказаний, как в случае с закрытым учреждением. Если у ребенка возникнут проблемы в школе, то разговаривать за него с учителями будет мама. Он знает, что мама его всегда защитит.

Существует несколько языков любви: первый — нахождение в кругу близких, второй — разговоры, третий — подарки, четвертый — добрые слова, и пятый язык любви – дела. В детдоме все по-другому. Ты что-то хотел спросить, а воспитателя поменяли. Она что-то пообещала тебе, а потом уволилась. Ребенок ждет и ждет ее. Потом понимает, что нельзя надеяться на взрослых.

Еще очень важный момент: подросток должен понять цену вещам, цену заработанным деньгам. Когда он начинает работать или подрабатывать, он видит, как непросто даются деньги. В этом случае он не потратит средства на третьестепенные вещи. Вне семьи цену деньгам и материальным ценностям они не понимают.

Галина Семья, доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Московского педагогического госуниверситета

В данном контексте нужно говорить об изменении внутренней позиции подростка и об изменении его поведения.

Вообще развитие ребенка зависит от трех вещей: наследственность, окружающая человека среда (условия могут микшировать некоторые наследственные вещи) и внутренняя позиция самого ребенка.

Внутренняя позиция ребенка, находящегося в интернате и никому, кроме государства ненужного, разнится от позиции ребенка, пришедшего в приемную семью и ставшего нужным новым родителям, братьям-сестрам. Вне зависимости от возраста у ребенка есть потребность в семье. В подростковом возрасте ребенок четко понимает, что любят его просто потому что он есть. Он понимает, что любовь со стороны взрослых ему не надо заслуживать, как это зачастую происходит в детдоме.

Александра Марова , директор благотворительного фонда профилактики социального сиротства

Тем семьи, которые решаются взять на воспитание ребенка в подростковом возрасте, необходимо узнать о нем как можно больше. Им необходимо узнать о его прошлом: о кровной семье, о том, был ли уже опыт проживания в замещающей семье ранее. Важно владеть максимально полной информацией о ребенке, в том числе собрать мнение окружающих людей. Понятно, что чужие мнения не всегда объективно отражают действительность, но это один из источников информации.

В подростковом возрасте сильно обострена потребность самовыражения. Надо оценивать собственные силы. Воспитание ребенка в этом возрасте требует реального профессионализма. Минобрнауки неспроста был разработан закон о профессиональных приемных семьях.

Подростку из детдома нужна не просто семья, а реабилитация, особые психологические условия.

Это кропотливая работа, состоящая в формировании ценностей у подростка, мировоззрения, внешнего поля. Под внешним полем я имею ввиду школу, например.

От семьи, которая решается на такой шаг, требуется очень и очень многое. Знания о специфике работы с подростками, об опыте конкретного ребенка. Компетенции, в том числе и о том, как реагировать на различные поведенческие особенности. Не менее важно адекватно оценивать способности и возможности ребенка, не требуя от него невыполнимого.

Читайте также: